Профилактика нарушений зрения слуха осанки

Нарушение слуха у детей, как правило, приводит к отставанию в умственном развитии. Речь плохо слышащего становится монотонной, малоразборчивой, невнятной -- ведь она развивается на основе слуха. Нарушается произношение. Формируются нежелательные черты характера: чрезмерная застенчивость, робость, легкая заторможенность, переживания по поводу дефекта.

Плохо слышащий не может быть ни музыкантом, ни машинистом, ни шофером, ни артистом, ни летчиком, ни пограничником, ни связистом. Ему трудно общаться с людьми, он как бы отгораживается от коллектива, становится менее уверенным в себе, а если тугоухость прогрессирует, ему все труднее бывает участвовать в общем разговоре.

Ясно, что если у ребенка нарушается слух, нужно как можно раньше лечить его. Но что значит -- хорошо слышит? Проверить это можно и дома, предварительно, конечно.

В некоторых случаях при воспалении среднего уха, особенно если воспалительный процесс распространяется на мозг, врач советует дать согласие на разрез барабанной перепонки (создать условия для оттока гноя наружу). Возражения родителей или близких ребенка, возникающие иногда, ничем не обоснованы, так как это вмешательство не портит слуха, а между тем нагноение может привести к резкой и необратимой его потере.

Вероятно, каждый замечал, что даже при легком насморке слух ухудшается, слышимый звук кажется более слабым. Это объясняется нарушением проходимости слуховой трубы. Конечно, лечить больное ухо, исправлять слух будут врачи, но предупредить глухоту, научить детей профилактическим правилам -- дело родителей.

Прежде всего, нельзя, что называется, играть с ушами. Маленькие дети всовывают в уши себе и другим различные мелкие предметы: бусинки, пуговки, горох, вишневые косточки, камешки, зерна. Все это попадает на стол врача не так уж редко, к сожалению. Опасно ковырять в ушах шпильками, спичками, спицами, грифелями и другими предметами. В школе и дома никакие конфликты не должны разрешаться при помощи ушной раковины, этой удобной рукоятки: надрывы ушной раковины, ушибы и переломы ушного хряща ведут к глухоте, уродству.

Нельзя без конца удалять ушную серу, защищающую ухо от неблагоприятных воздействий внешней среды, заливать водой при умывании. При купании надо помнить об ушах, беречь их и не стесняться этого. От лихого прыжка в воду, если он неправильно выполнен, может повредиться барабанная перепонка, нельзя подставлять ухо под удар волны, после плавания обязательно надо вытрясти воду из уха, ведь холодная вода, попавшая в ухо, может вызвать и головокружение, и воспалительный процесс, причем подобный эффект морской воды сказывается более пагубно, чем речной,-- соль остается надолго в ухе и притягивает к себе влагу. Поэтому если уши не совсем здоровы, нужно или не купаться, или заткнуть их ватой, пропитанной вазелиновым маслом или воском.

Профилактика зрительных расстройств: В основу профилактики зрительных расстройств должны быть положены современные теоретические взгляды на причину нарушения зрения в дошкольном возрасте. Изучению этиологии зрительных расстройств и особенно формированию близорукости у детей на протяжении многих лет уделялось и уделяется в настоящее время большое внимание. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

В последние годы в генезе близорукости среди экзогенных факторов большое значение отводится зрительной работе, связанной с напряжением аккомодационного аппарата глаза. По мнению проф. Э. С. Аветисова и других авторов, у части детей, особенно младшего возраста, наблюдается слабая способность аккомодации. Это в большой степени определяется еще недостаточным развитием в этом возрасте циллиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации. В силу этого детям нередко трудна зрительная нагрузка, особенно, если она чрезмерная. В подтверждение этой теории в настоящее время уже накоплено много фактов. Так, у детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации к периоду поступления в школу близорукость под влиянием учебных занятий в школе не наступает. И, наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации чаще (до 20%) развивается близорукость уже на первых порах обучения в школе.

Показательны и результаты исследования зрения слабослышащих детей дошкольного возраста. По данным, лишь 30% обследованных детей имели нормальную остроту зрения. Относительное число слабослышащих близоруких детей оказалось значительно выше по сравнению с нормально слышащими детьми. Это объясняется особенно высокой зрительной нагрузкой у слабослышащих детей, так как они обучаются по слухозрительной методике, основанной на чтении с губ. Хронометражные наблюдения показали, что во время занятий по развитию речи и формированию понятий 80,2% времени проходит с активным участием зрения.

Приведенные данные указывают на большое значение правильной организации занятий, связанных с напряжением зрения, для предупреждения зрительных расстройств в дошкольном возрасте. Правила чтения

  • § Нельзя читать лежа.
  • § Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
  • § Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.
  • § Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.
  • § Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти минут.
  • § Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Упражнения для снятия усталости глаз

  • § Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
  • § Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
  • § Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек.
  • § Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек).
  • § Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
  • § Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.
  • § Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
  • § Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

I. Организационный этап.

Уважаемые родители, здравствуйте! Какое прекрасное слово! Простое, привычное, а как много оно в себе заключает! Это пожелание друг другу самого главного – здоровья. И сегодня на собрании мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

Для начала, я попрошу Вас закончить предложение: “Здоровым ребёнок будет, если…” (родители предлагают свои варианты). А я хочу закончить предложение так: “Здоровым ребёнок будет, если у него будет правильная осанка”. И я постараюсь Вас в этом убедить.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины.

Зрение для человека представляет величайшую ценность, и о том, как научиться беречь его смолоду и сохранить на протяжении долгих лет активной жизни, должен знать каждый. Установлено, что 80% информации современный человек получает через зрительную систему. У детей младшего школьного возраста первые признаки зрительной усталости появляются уже через 10 минут после начала работы, среднего – через 25, старшего – через 45 минут. Чтобы глаза отдыхали, детям советуют смотреть вдаль, поэтому школьные окна не должны быть завешены гардинами, а стекла – регулярно очищаться. Если раньше зрение у школьников за время учебы ухудшалось на 30 – 40%, то теперь – в 3-4 раза. Нарушения зрения могут проявляться в виде спазма аккомодации, астигматизма, дальнозоркости, но наибольший удельный вес приходится на близорукость .

Число близоруких детей увеличивается по мере увеличения школьного стажа. Миопия чаще всего встречается у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой, что крайне недопустимо, так как это приводит к быстрому снижению остроты зрения.

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в младшем школьном возрасте являются физические упражнения. Следует использовать словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребенка.

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в школе.

Привычка к правильной осанке должна стать нормой поведения каждого обучающегося. Если ребенок сидит неправильно изо дня в день, в течение многих месяцев, год за годом его грудная клетка постепенно деформируется, углы лопаток выпячиваются, появляется сутулость, могут развиться различные дефекты осанки.

Плохая осанка снижает запас прочности организма, и чаще всего сочетается со сниженным общим тонусом ребенка, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. В тоже время у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, и тенденцию чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии. Причины и следствия здесь разделить трудно. Близорукость может развиться от привычки сутулиться – и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия в домашних условиях:

2. Рабочее место в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

В солнечные дни блики на рабочих местах школьников слепят глаза и мешают работе. Для защиты от прямых солнечных лучей следует использовать шторы из светлых тканей или устанавливать жалюзи. В осеннее – зимний период, в пасмурные дни, утренние и вечерние часы, когда естественного света не хватает, необходимо использовать искусственное освещение.

Рабочий стол следует размещать у окна – таким образом, чтобы свет падал слева. Если поставить его напротив окна, глаза будут быстро уставать от света, при правостороннем освещении от руки создается тень. Если ребенок – левша, тогда стоит все делать с точностью до наоборот. Освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Мощность настольной лампы рекомендуется в пределах от 40 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. В обязательном порядке следует ограничивать просмотр телепередач и работу с компьютером. Без вреда для здоровья ребенок может сидеть перед монитором от 20 до 40 минут в день в зависимости от возраста.

3.Необходимо контролировать рабочую позу во время письма и чтения, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, отдых ребенка.

Не рекомендуется читать лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. При лежании на боку не достигается правильная освещённость, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим зрительным дискомфортом.

4.Следует бороться с порочными позами , такими, как косое положение плечевого пояса при письме; левая рука свешена со стола; косое положение таза; ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу; привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.Не рекомендуется читать лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. При лежании на боку не достигается правильная освещённость, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим зрительным дискомфортом.

5. Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

С гигиенической точки зрения предпочтение отдается в большей степени ранцам и рюкзакам, нежели портфелям ученическим, так как ранец (рюкзак) предназначен для переноски ученических принадлежностей на спине, что способствует более равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки учащегося.

Чтобы не испортить осанку ребенка для учащихся 1- 4-х следует приобретать рюкзак или ранец ученический с формоустойчивой спинкой. Размеры ранцев и портфелей должны соответствовать анатомо-физиологическим параметрам учащихся и обеспечивать удобство при ношении. В нижней части плечевых ремней ранца и рюкзака ученического должно предусматриваться приспособление, позволяющее изменить длину ремней в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Ремни также должны иметь разъем, облегчающий одевание и снимание ранца и рюкзака ученического.

Так же не лишним будет наличие на ранцах и рюкзаках деталей и (или) фурнитуры со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане, чтобы ребенок был заметен на дороге.

Если старшеклассники зачастую не утруждают себя ношением всех учебников, то ученикам начальных и средних классов приходится носить достаточно тяжелые рюкзаки.

6. Необходимо освободить ослабленного ребенка , имеющего дефекты осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

7. Освободить ребенка , имеющего нарушения зрения, от дополнительных занятий, связанных с нагрузкой на зрительный анализатор.

8. Обеспечить активный отдых школьника во внеучебное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

9. Нельзя приступать к приготовлению домашних занятий сразу после школы . Это усугубляет наступившее в школе понижение зрительных функций учащихся, тогда как 2 часа отдыха после занятий в школе уменьшают общее утомление, что улучшает и зрительные функции. Порядок выполнения домашних заданий выбирается ребенком по собственному усмотрению. По завершении отдельных этапов работы, но не более чем через 30-40 минут, следует делать перерыв на отдых.

10. Необходимо обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.

11. Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао , употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена

12. Строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрении.

13. Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку . Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

Обычно снижение остроты зрения и нарушение осанки развиваются незаметно и главная задача своевременно выявить их начальные признаки и обратиться к врачу за назначением необходимого лечения и строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрения .



  1. Нарушения осанки, сколиозы, плоскостопия и их профилактика.
  2. Нарушения зрения у детей и подростков и их профилактика.
  3. Нарушения слуха у детей и их профилактика.
  1. Нарушения осанки, сколиозы, плоскостопия и их профилактика.

Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Осанка не относится к врожденным признакам человека. Это своеобразный навык, определенное сочетание условных рефлексов, которые поддерживают привычное положение тела, т. е. человек сохраняет присущую ему позу без сознательного напряжения мышц. Осанка имеет индивидуальный характер и означает уравновешенность тела в пространстве. Обеспечивается она статической работой мышц.

Формирование осанки зависит от многих условий:

  • Характера строения и степени развития костной системы, связочного и нервно-мышечного аппарата.
  • Условий труда и быта (привычная рабочая поза ребенка за партой или столом, во время игры, кровать ребенка).
  • Некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве.

При правильной осанке создаются условия для нормального функционирования всех систем организма, а удержание тела в вертикальном положении происходит с незначительной тратой энергии.

Нормально сформированный позвоночник имеет несколько физиологических изгибов: шейный лордоз. обращенный выпуклостью вперед; грудной кифоз – выпуклостью назад; поясничный лордоз – выпуклостью вперед; крестцово-копчиковый кифоз – выпуклостью назад. Эта "волна" помогает сохранять человеку равновесие, смягчает толчки и сотрясения при движениях. Изгибы позвоночника формируются в процессе роста и развития ребенка. Шейный образуется при попытках младенца поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной возникает в тот период, когда ребенок начинает сидеть; поясничный – когда он становится на ноги. Принято считать, что к 6-7 годам изгибы позвоночника уже четко выражены, к 14-15 годам становятся постоянными, но окончательно формируются лишь к 20-25 годам.

Тела позвонков прочно соединены между собой волокнистой хрящевой тканью диска. Внутри каждый диск имеет студенистое ядро. Диски упруги, эластичны, смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках; смещение студенистого ядра обеспечивает небольшие движения между позвонками и вокруг вертикальной оси. С годами межпозвоночные диски постепенно теряют упругость и уплотняются. У детей относительная высота межпозвоночных дисков и, следовательно, относительная длина позвоночника больше, чем у взрослых. Интересно, что длина позвоночника колеблется даже в течение суток. Под влиянием массы тела межпозвоночные диски сжимаются и к вечеру человек становится ниже на 1 —3 см.

Функционально-анатомическая основа осанки :

  • позвоночник с умеренными естественными изгибами,
  • форма грудной клетки,
  • тонус и степень развития различных групп мышц туловища,
  • состояние здоровья, особенно нервной системы.

Все вместе определяет положение туловища, головы, симметричность расположения плечевого пояса (вместе с лопатками) и ног с развитыми сводами стопы.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника имеют умеренно естественный вид. Голова держится прямо или слегка отклонена назад. Грудь несколько выступает над животом. Плечи развернуты, расположены на одной высоте, руки свободно лежат вдоль туловища. Ноги выпрямлены в коленях, пятки сближены, носки слегка развернуты. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения и нормальное положение внутренних органов.

Нарушение осанки – это нестойкое отклонение позвоночника кпереди или кзади (в сагитальной плоскости), а также в боковом направлении (во фронтальной плоскости). По степени выраженности и по форме эти нарушения могут быть разнообразными. В сагитальной плоскости чаще всего встречаются следующие дефекты, видимые при осмотре ребенка сбоку: вялая осанка, сутуловатость, плоская, круглая или кругло-вогнутая спина. Во фронтальной плоскости, т.е. при осмотре ребенка спереди и сзади, определяют сколиотическую осанку.

При нарушении осанки наблюдается ряд отклонений в опорно-двигательном аппарате:

  • изменяется положение головы,
  • перенапрягаются шейные мышцы,
  • увеличивается грудной кифоз и поясничный лордоз (круглая спина),
  • живот и плечи выдаются вперед.

Нарушения правильной осанки имеют определенные анатомо-функциональные предпосылки. статические мышцы ребенка растут и развиваются медленнее динамических, поэтому детям труднее сохранять длительное время однообразную позу. Они бессознательно изменяют положение тела; при этом расслабляются мышцы спины, что приводит к искривлению позвоночника. Наиболее часто встречаются боковые искривления.

Увеличены шейный и грудной физиологические изгибы позвоночника, голова слегка опущена, плечи смещены вниз и сдвинуты вперед. Грудная клетка запавшая. Лопатки оттопырены в виде крыльев. Живот свисает, иногда слегка согнуты ноги в коленных суставах.

2. Сутуловатая осанка (сутулость )

грудной изгиб позвоночника увеличен, хотя в самих позвонках изменений нет. Плечи сильно свисают вперед, грудь запавшая. Мышцы спины и надплечий дряблые. У таких детей нередко имеются нарушения со стороны носоглотки. Общее положение туловища и состояние мышц говорят о том, что ребенку чужды физическая культура и спорт. Если не проводить необходимых лечебных мероприятий, то сутулость, особенно у детей старшего возраста, очень быстро увеличивается и превращается в дефект, который носит название круглой спины.

Особенностью круглой спины является значительное увеличение физиологического грудного изгиба. Поясничный изгиб и угол наклона таза уменьшаются, иногда вовсе исчезают. Связки и мышцы передней части туловища укорочены, а мышцы спины растянуты, из-за чего грудная клетка опускается, туловище наклоняется вперед. Голова при круглой спине подана вперед, плечи сдвинуты и как бы сжимают грудную клетку, которая несколько уплощается. Лопатки крыловидные. Живот выпячен вперед и свисает. Центр тяжести тела при круглой спине смещается несколько кзади, этим объясняется компенсаторный наклон верхней части туловища вперед.

5. Кругло-вогнутая спина .

Характерно увеличение всех физиологических изгибов позвоночника, особенно грудного и поясничного. Угол наклона таза также увеличен. Грудная клетка уплощена и как бы укорочена. Плечи приподняты и поданы вперед. Нижние углы лопаток отстают от грудной клетки. Мышцы спины растянуты, а мускулатура живота расслаблена, из-за чего живот отвисает. Это способствует опусканию органов брюшной полости (желудка, кишечника, печени, почек) и нарушению их функций.


6. Сколиотическая (несимметричная) осанка.

Одним из наиболее частых видов дефектов осанки у детей является наклон позвоночника вправо или влево с образованием дуги искривления. Такой боковой наклон позвоночника является нестойким и может быть исправлен при напряжении мышц спины. Однако у ребенка мышцы еще слабые и не могут долгое время удерживать корпус в правильном положении. Ребенок быстро устает, и его тело принимает наиболее удобную, облегченную для слабых мышц спины позу. Постепенно такое положение делается привычным, закрепляется. При такой осанке голова ребенка наклонена вперед и в сторону вогнутости позвоночника, а туловище – в противоположную. Шейно-плечевые линии неодинаковы. Лопатки расположены на разном уровне, треугольники талии неравномерны. Дуга искривления четко видна в положении стоя, а в положении лежа исчезает или легко исправляется при коррекции оси позвоночника.

Для сколиотической осанки характерны нарушения функции дыхания и сердечно-сосудистой системы. Чаще, по сравнению с другими видами дефектов осанки, она может переходить в сколиоз. Поэтому ее и называют предсколиозом.

Профилактика нарушений осанки .

Предупредить нарушения осанки можно, если о ней заботиться с самого раннего возраста ребенка, закаливать его, приучать к систематическим физическим упражнениям, а в более старшем возрасте – к спортивным играм. Важно соблюдать режим дня, в первую очередь должна удовлетворяться потребность ребенка во сне, своевременном и полноценном питании, мышечной деятельности, пребывании на свежем воздухе, в комфортных и гигиенически грамотных условиях для учебы.

Развитию сколиотических изменений позвоночника способствует длительное сидение школьника за партой (столом) в неправильной позе, сон на мягкой кровати с прогибающейся сеткой, ношение портфеля в одной руке и т. п.

В процессе его роста и развития физиологические изгибы изменяются в зависимости от угла наклона таза и тяги мышц, которые окружают позвоночник. Это позволяет воздействовать на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений .

Поделитесь материалом в социальных сетях:

Рассмотрим, что собой представляют нарушения зрения у детей. Зрение является ведущим органом чувств человека. Поэтому в раннем детстве, когда у ребенка закладываются основы психики (социальной, общественной), нарушения зрительного восприятия окружающего мира могут привести к серьезным отклонениям в психическом развитии.

Если вы хотите сохранить зрение вашего малыша, соблюдайте общие гигиенические правила:

1. Следите, чтобы игрушки и картинки не располагались на близком расстоянии от глаз, а рабочая поверхность их была хорошо освещена и располагалась перпендикулярно направлению взгляда.

2. Чтобы избежать чрезмерной нагрузки на глаза ребенка, прикройте яркие источники света абажурами.

3. Включите в рацион малыша продукты, богатые витамином А (морковь, сливочное масло, яичные желтки, печень).

4. Оберегайте глаза ребенка от травм и инфекций, следите, чтобы малыш не ударялся головой о твердые предметы.

Обычно нарушения зрения обнаруживают при проведении соответствующих обследований. Но самим родителям следует проявить инициативу, если малыш:

- не фиксирует яркие предметы и не следит за их перемещением;

- подносит рисунки и игрушки для рассматривания близко к глазам;

- не узнает хорошо знакомых людей до тех пор, пока они не подойдут совсем близко;

- длительное время трет ручками глаза, которые от того краснеют и слезятся;

- повредил глаз острым предметом;

- сильно ударился головой и жалуется на плохое самочувствие.

Своевременное обращение к врачу и лечение нередко позволяют предотвратить стойкое нарушение зрения.

В раннем детстве распространенной причиной временного ухудшения зрения является общее ослабление здоровья ребенка. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина, грипп), недостаток витаминов, заболевания внутренних органов - эти и некоторые другие причины приводят к ухудшению зрения. В этих случаях родителям не надо паниковать: своевременное и грамотное устранение таких причин приведет к нормализации зрения.

Профилактика нарушений зрения у детей

А пока зрение ребенка не восстановилось, вы должны предпринять следующее:

2. Предоставьте в распоряжение малыша более крупные и более яркие, чем обычно, игрушки.

3. Замените совместное рассматривание картинок в книжках устным разговорным общением (например, рассказыванием и обсуждением сказок).

4. В летнее время с помощью солнцезащитных очков оберегайте глаза ребенка от прямых солнечных лучей. (Будьте внимательны при выборе солнцезащитных очков: компетентный совет может дать только врач, знающий проблемы ребенка. Ни в коем случае не покупайте первые попавшиеся солнцезащитные очки с лотка!)

Все эти мероприятия при временных ухудшениях зрения малыша не только помогают справиться с проблемой, но и способствуют дальнейшему полноценному психическому развитию ребенка.

Если нарушение зрения становится длительным и есть угроза его необратимости, то необходимо постоянное наблюдение за состоянием зрения со стороны детского окулиста. Специалист, оценив опасность и ее причины, предложит программу лечения.

В воспитательной работе с малышом старайтесь активизировать деятельность остальных, кроме зрения, органов чувств. Это требование основывается на принципе информационной компенсации. Попробуем разобраться. Мозг ребенка для развития мышления нуждается в определенном объеме чувственной информации. При этом природа источника сигналов (от глаза по зрительному нерву или от уха по слуховому нерву) особой роли не играет. Важно только общее суммарное количество сигналов, поступающих в мозг. Основными компенсаторами недостатков зрения, как известно, являются слух, осязание и мышечное чувство.

Резкая полная потеря зрения в раннем детстве происходит, как правило, в результате серьезных черепно-мозговых травм или повреждений глаз. Ребенок данного возраста еще не может оценить степень опасности окружающих его предметов и явлений. Поэтому его безопасность полностью обеспечивается взрослыми.

Профилактика нарушений слуха.

Что касается нарушений слуха – меры предупреждения здесь имеют важнейшее значение.

Профилактика заболеваний такого рода достаточно проста и заключается в соблюдении нескольких правил.

Формирование устной речи зависит от способности слышать речь. Критический период становления речи - первые 2 года жизни. Поэтому чрезвычайно важно как можно раньше выявить нарушения слуха, чтобы уже в первые месяцы жизни можно было начать коррекцию с помощью слухового аппарата и специального обучения.

Помимо массовой проверки слуха на первом году жизни необходимо проводить такие проверки перед началом обучения (школьного или дошкольного), в старшем подростковом возрасте (в этом возрасте уже можно выявить первые признаки отосклероза и акустической травмы ), а также после 50 лет (возраст старческой тугоухости ). Факторами риска нарушений слуха являются менингит. цитомегаловирусная инфекция. черепно-мозговая травма. гнойный средний отит и прием ототоксичных препаратов - салицилатов. хинина и его синтетических аналогов, аминогликозидов. петлевых диуретиков ( фуросемида и этакриновой кислоты ) и противоопухолевых средств (например, цисплатина ). При воздействии любого из этих факторов надо проверить слух независимо от возраста.

Примерно у 10 млн американцев снижен слух из-за акустической травмы. а испытывают опасные профессиональные шумовые воздействия около 20 млн. Акустическая травма имеет не только профессиональное происхождение. Ей подвергаются уже подростки, особенно мальчики - например, работая на домашних электрических токарных и сверлильных станках, занимаясь стрельбой по мишеням или охотясь с мелкокалиберным ружьем. Имея дело с любым бытовым двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем - будь то мощная дрель, моторная лодка или электропила, - надо помнить о защитных средствах (беруши или наушники). Практически любую акустическую травму можно предотвратить, но разъяснять способы профилактики нужно уже с младшего школьного возраста.

Существуют производственные профилактические программы для работающих при шуме, превышающем 85 дБ по шкале А шумомера при восьмичасовом рабочем дне. Профилактика включает в себя аудиологическое обследование перед поступлением на такую работу и затем ежегодно, а также обязательное использование индивидуальных защитных средств.

Один из путей профилактики кондуктивной тугоухости - своевременная и рациональная антибиотикотерапия острого среднего отита. а если выпот в среднем ухе сохраняется 6 нед и более - дренаж. Чтобы предотвратить вестибулярные расстройства и глухоту. вызванные аминогликозидами. в ходе лечения надо контролировать максимальную и минимальную сывороточные концентрации препарата.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.