Профилактика и коррекция плоскостопия нарушения осанки


Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_i_korrekciya_narusheniya_osanki_i_ploskostopiya_1_1.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у

детей дошкольного возраста.

( рекомендации для родителей)

Великая ценность каждого человека – здоровье . Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением . Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка . Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Медицинские обследования детей дошкольного возраста показывают, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший процент составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, а в частности нарушения осанки и уплощение стоп.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения : искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз), чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость, ассиметричное положение плеч.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 - 7 лет). Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, а также изменение формы стопы.

Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют : не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика), неправильные позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и т.д.); однообразные движения ( отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке). Нарушения осанки и стоп может развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.

Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями. Прежде всего, хочется познакомить родителей и детей с признаками, характеризующими правильную осанку: голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь.

Так как физкультурные занятия с детьми в детском саду проводятся 3 раза в неделю ( в средней, старшей группах), то этого недостаточно для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Необходимо родителям в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия в семье (спать на жесткой кровати, подушка не должна быть высокой и т.п.)

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия проводятся в детском саду.

Для этого предлагаем вашему вниманию

комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки:

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).

И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо - влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

В -е. – 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п.

И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.

В -е. – 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и.п.

И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.

В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)

Комплекс с мячом.

1. И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.

В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

3. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.

В –е. - 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.

4. И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

Примечание . Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

1. И.п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.

В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и.п.

2. И.п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону); 3-4 вернуться в и.п.

3. И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться ); 5-8 вернуться в и.п.

4. И.п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.

В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить(задержаться); 5-8 и.п.

В –е. - 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться); 5-8 и.п.

6. И.п. - лежа на спине, руки за головой.

В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.

Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. .

Рабочая программа по коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Родители часто не обращают внимание на осанку ребенка, ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что, угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую п.

Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

упражнения для профилактики и коррекции осанки.

Анастасия Гнадчук
Профилактика и коррекция плоскостопия и осанки для дошкольников

1. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

2 Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы. (Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.)

3. Плоскостопие - заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее. Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, самомассаж, ортопедические стельки или обувь - мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

4. Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения (в игровой форме) для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке, желательно приобрести дорожку массажер, по которой ребенок мог бы походить дома.

5. Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляется в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области. Дети страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.

6. Для коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников необходимы специальные приемы и методы. Упражнения проводятся в определенной последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения - вверх - вниз, вправо - влево; из положения основной стоики тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

7.На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удерживание и выбрасывание их (камушки, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мелкие игрушки и т. д., перекатывание стопой набивного мяча; кроме того давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке – массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготовляются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

8 На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа,усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной плоскости (доске) – угол которой постепенно увеличивается, по дорожкам, лесенке, мостику-качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичикам и т. д. Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

Для детей, страдающих косолапостью, целесообразно использовать дорожку с отпечатками стоп и специальные универсальные приспособления.

10. Но в нашем случае, массаж определённых пальцев рук помогает профилактике плоскостопия у ребенка.

11 Нередко плоскостопие становится одной из причин нарушения осанки. Неправильная форма стопы приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, к формированию сколиотической осанки или сколиоза.

К тому же стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние и на весь организм в целом.

Осанка – это привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Хорошо развитые мышцы спины, живота, рук и ног позволяют человеку комфортно чувствовать себя в пространстве.

12. Нормальная осанка – умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно- сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая, правильная осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка правильной осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

13. Поэтому в нашем детском саду мы пытаемся создать все условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка.На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, НОД по ф/р, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения, ЛФК, лечебный массаж, корригирующая гимнастика после сна, занятия плаванием в бассейне.

14. Но как показывает практика, всего этого оказывается недостаточно. Данная работа должна проводиться совместно с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:

ДЛЯ ЭТОГО Я ПРИГОТОВИЛА РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

Профилактика и коррекция осанки и плоскостопия

МОБУ СОШ с. Тирлянский

Плетнинцев Сергей Борисович

Тирлянский 2017

1. Коррекция осанки 3

1.1. Что такое осанка 3

1.2. Нарушение осанки 3

1.3. Причины нарушения осанки 4

1.4. Виды нарушения осанки 5

1.5. Профилактика нарушений осанки 11

2. Профилактика и коррекция плоскостопия 13

Список литературы 16

Приложение 1 17

1.КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ

1.1. Что такое осанка

Осанка - это умение без особого напряжения удерживать свое тело,

сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и

игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу. Важнейшее

состояния костного скелета и мышц.

Однако, если ребенок или подросток неправильно сидит за партой или

столом, искривляясь в ту или другую сторону, или если он постоянно носит

тяжелый портфель в одной руке, то это может привести к искривлению

позвоночника в правую или левую сторону, которое называется сколиозом.

физическим развитием в том случае, если человек пренебрегает занятиями

некрасиво, но и вредно для здоровья человека: страдают внутренние органы,

снижается работоспособность - такие люди чаще болеют. Чтобы этого не

было, надо тщательно следить за тем, как сидишь за партой или столом во

время уроков, регулярно делать зарядку и заниматься спортом.

1.2. Нарушение осанки

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело.

походка легкой и упругой. И наоборот, как часто приходится встречать людей

разного возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых

изменений в позвоночнике.

изгибы, в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза

(изгиба кзади), в грудном и крестцовом отделах (представляет собой «знак

отклонения от нормы.

плотную к стенке так, чтобы коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами и

пятками. Зафиксировав это положение, отступить от стены и постараться

положении удается без труда, то, значит, искривлений в позвоночнике нет, и

не надо беспокоиться.

Второй способ – это осмотр спины. Смотрится положение лопаток,

равной длинной шейно-плечевой линии, глубиной треугольников талии и.п.

ребенка с боку и со спины. Ребенка при этом следует раздеть по пояс.

1.3. Причины нарушения осанки

врождёнными, так и приобретёнными. К врождённым причинам искривления

позвоночника относят нарушения нормального внутриутробного развития,

дополнительных позвонков и других патологий. Приобретённые причины

полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит), а так же травмы (переломы

позвоночника). Неправильное положение тела вследствие физиологических

особенностей человека (плоскостопие, разная длинна ног или отсутствие

одной из них, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден

принимать неправильную позу при работе) тоже является причиной развития

Также, причиной, из-за которой возникает искривление позвоночника,

неправильная осанка). Стоит заметить, что при искривлении позвоночника

Предрасполагающими моментами для развития искривления позвоночника

являются неправильное питание, слабое физическое развитие.

1.4. Виды нарушений осанки

плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно

состоянию связок, фасций и мышц.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с

Сутулость - нарушение осанки в основе которого лежит увеличение

Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что

сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или

внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.

У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток,

лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и

средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив,

увеличена. Живот выступает.

Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со

лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и

центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона

приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть

лопатками 2 степени.

У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы

лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища,

нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных,

напротив, увеличена. Живот выступает.

Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении

всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен.

Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных

суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо

даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова

бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина

часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.

У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы

лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель

туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина

фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.

Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением

уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть

живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее

сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и

других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.

У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы

груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены

к боковым искривлениям позвоночника.

Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении

грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе.

коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.

У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели

туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы.

Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости

Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении

изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая

или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой

и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий,

различном положении лопаток.

как по высоте, так и по отношению к

позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у

таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более

обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх,

подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции

линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.

1.5. Профилактика нарушений осанки

Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого

года жизни и завершающийся только к 20-25 годам. В связи с этим особое

значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий

физкультура и массаж - это наиболее подходящие способы воздействия на

детский организм. Кроме того, это относительно простые методы.

В дошкольном возрасте стоит научить ребенка плавать, играть в футбол,

прыгать со скакалкой, а зимой - ходить на лыжах или кататься на коньках.

торопитесь отдавать их туда - серьезные занятия спортом лучше начинать в

поразмяться дома надо обязательно. Для этой цели подойдет шведская стенка

спортивный уголок. Только не забудьте положить на пол поролоновый мат

или что-нибудь упругое, чтобы избежать травм!

Поза сидя имеет особенно большое значение. Если у дошкольника

воспитать устойчивый навык, то в школе ребенок будет сидеть правильно,

избежит большей части проблем со здоровьем. Важно, чтобы ребенок сидел

прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперед.

Ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных и

голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на

спинку стула или кресла, а бедра лежать на двух третях сиденья. Нельзя

допускать, чтобы ребенок сидел, положа одну ногу на другую в подражание

взрослым, или убирал ноги под сиденье, так как под коленями проходят

крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются.

Особенно необходимо следить за плечами - они должны быть на одном

уровне. Нельзя позволять ребенку опираться на одну руку, поворачивая плечо

при письме и рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует

стойкую привычку и ведет к нарушению осанки, сколиозу.

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Согласно данным статистики, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются в числе отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. И в основном это нарушения, которые могут появляться у детей раннего возраста: в 2 года = 2%, в 4 года = 7%, в 7 лет – каждый третий, а у школьников – 70%. 1-е место среди нарушений занимает патология костно-мышечной системы, 2-е – патология органов дыхания, 3-е – патология органа зрения.

Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора или компьютера), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, вследствие чего и могут возникать различные нарушения осанки, плоскостопие, а также задержка возрастного развития и развития физических качеств.

Понятие об осанке связано с нормальной функцией позвоночника.

Что такое осанка?

Осанка – это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная наследственными моментами, зависящими от тонуса мышц, состояния связочного аппарата и выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Формируется осанка с раннего детства в процессе роста ребенка, зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата. Осанка может изменяться в зависимости от условий быта, занятий. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые.

В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп. Они делятся на врожденные и приобретенные. Последние возникают в результате травм, инфекций, интоксикаций, поражений центральной нервной системы.

Дефекты осанки приводят к нарушению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях дыхательного, костно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются крыловидные лопатки, сведенные вперед плечи, асимметрия плечевого пояса и сутулость.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение: она способствует нормальной деятельности внутренних органов, о чем говорилось выше, а также создает условия для нормального дыхания через нос. Это способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной физической нагрузке , например, в беге и прыжках.

Так как в дошкольном возрасте осанка полностью не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста. В этой связи главная задача взрослых – предупредить у ребенка такое серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, как сколиоз.

Конечно, очень многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от своих родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно стоять, сидеть и ходить, а также вынужденные неудобные позы при чтении, рисовании и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела. Но основной причиной дефектов осанки является привычные порочные положения тела при сидении и стоянии.

Борьбу с неправильной осанкой надо рассматривать как общее оздоровление организма.

В этой связи необходимо особое внимание уделять подбору детской мебели. Стол, стулья и домашняя мебель должны соответствовать росту ребенка, так как низкий стол способствует формированию круглой спины, а слишком высокий – чрезмерному поднятию плеч вверх. Нужно избегать поз, при которых тело ребенка наклонено в сторону, он сидит на одной ноге или при свободно свисающей руке.

Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше, так как исправление дефектов осанки всегда дело более трудное, чем их предупреждение.

После занятий, носящих статический характер (рисование, лепка и др), полезно проводить упражнения с элементами аутотренинга, которые помогают сконцентрировать внимание ребенка на выработке стереотипа правильной осанки, то есть, в конце каждого занятия дети расслабляют мышцы туловища, лежа на спине и выполняя упражнения на релаксацию (под контролем воспитателя или родителей).

В утреннюю гимнастику и физкультурные минутки рекомендуется постоянно включать упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Необходимо следить за тем, чтобы во время занятий у детей оба локтя лежали на столе.

Наряду с нарушением осанки у дошкольников часто диагностируется плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклона пятки внутрь.

Стопа – это фундамент, опора нашего тела и любое нарушение ее развития может негативно отразиться на осанке ребенка.

Детская стопа по сравнению со взрослой более короткая, широкая и в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Кости стоп более мягкие и эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы, которые играют важную роль в формировании свода, относительно слабые. Суставы более подвижные, а связки менее прочны по сравнению со взрослой стопой. Объем движений детской стопы больше, поэтому она менее приспособлена к статическим нагрузкам. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и опущению сводов стоп. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится на стадии интенсивного развития, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут привести к возникновению тех или иных функциональных отклонений, а изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и влияет на положение позвоночника. Недостаточное развитие мышц и связок стоп крайне неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для занятий спортом.

Для профилактики плоскостопия большое значение имеет создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды в ДОУ, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени, а так же оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (это ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для правильного формирования свода стопы).

Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп является гигиена и подбор обуви, воспитателям и родителям нужно обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на физических занятиях. Детская обувь должна иметь закрытую пятку, достаточно гибкую подошву, широкий носок, кроме этого обязательно наличие небольшого каблучка (2см) и ремешка. Недопустимо ношение детьми различных шлепанцев, обуви китайского производства, не прошедших стандартизацию, чешек вне физкультурных занятий, а также тесной и не подходящей по размеру обуви. Категорически запрещается ношение обуви со стоптанными задниками.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней гимнастики, а также зарядки после сна, детям полезно заниматься босиком (при соответствующем t ° режиме). Температура пола должна быть не ниже +18°. Наряду с этим рекомендуется применение специальных закаливающих процедур для стоп, что способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активнее точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия. Но основное и самое верное средство – это специальная гимнастика, укрепляющая своды стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при ее сочетании с массажем голени и стоп.

Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата должно быть комплексное. Оно предусматривает широкое использование физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и гигиеническими процедурами в режиме труда и отдыха.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.