Проект нарушение осанки у школьников

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Новик Олеся АлексеевнаНаписать 3873 17.05.2016

Номер материала: ДБ-086505

  • Биология
  • 8 класс
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    17.05.2016 464
    17.05.2016 1612
    17.05.2016 855
    17.05.2016 365
    17.05.2016 319
    17.05.2016 275
    17.05.2016 461

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Муниципальное образовательное учреждение

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

(РАЙОННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ)


Выполнила: Малышева Мария

ученица 10 класса

Преподаватель: учитель химии

Чиркова Наталья Олеговна

Глава 1. Теоретическая часть………………………………..……………….…4

Глава 2. Практическая часть……………………….……………………………6

2.1. Наблюдение за осанкой школьников на уроке, на перемене………. …..6

2.2. Измерение массы тела, веса школьного портфеля………………………..7

2.3. Гигиеническая оценка осанки методом соматоскопии…………………. 8

Список, используемой литературы………………………………………….…11

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что ребенок держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают осанку исправить, но при этом очень важно понимать причины, которые ведут к ее искривлению [1]

Сколиоз и нарушенная осанка являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств, здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, процент числа детей с нарушениями осанки очень велик.

Я в своей работе решила изучить влияния внешних факторов на изменение осанки школьников. Для этого я изучила различную литературу по данной теме, провела ряд экспериментов и произвела статистическую обработку данных.

Гипотеза моей работы такова: нарушение осанки у школьников и возникновение сколиоза, возможно, предотвратить, сохранив тем самым здоровье подрастающего поколения.

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что в данное время более 60% детей имеют нарушение осанки, что создает в дальнейшем основу для различных заболеваний у взрослых людей. Своим исследованием я хочу обратить внимание на факторы, влияющие на формирование осанки школьников.

Цель моего проекта: выявление причин, вызывающих нарушение осанки школьников.

Чтобы достигнуть цели, я ставила перед собой следующие задачи:

Изучить научную литературу по данной теме;

Провести ряд экспериментов (наблюдение за осанкой школьников на уроке, перемене; измерение массы тела, веса школьного портфеля; гигиеническая оценка осанки методом соматоскопии), подтверждающих динамику нарушения осанки у школьников от начального звена к старшему школьному возрасту;

Произвести статистическую обработку данных.

Глава 1. Теоретическая часть

Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела.

Физическое развитие отражается на осанке – привычной позе человека в положении сидя и стоя. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, лопатки прижаты к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника выражены оптимально, соразмерно с его длиной, грудь слегка выпуклая, живот подтянут, ноги вытянуты в тазобедренных и коленных суставах.

В норме позвоночник имеет четыре физиологических изгиба: два передних (лордозы) – шейный поясничный и два задних (кифозы) – грудной и крестцовый. При преобладании одних изгибов над другими говорят об аномальных деформациях позвоночного столба. Деформации позвоночника приводят не только к внешним нарушениям, но и ведут к смещению внутренних органов, нарушению их функций, иногда могут вызывать хронические заболевания. Борьба за красивую осанку – это борьба за здоровье человека. А нарушение гигиенических норм нередко может обернуться нарушением осанки (см. Приложение 1) [5]

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Правильная осанка у школьника – одна из главных забот родителей. Именно в детском возрасте нужно сформировать полезную привычку – поддерживать спину в прямом положении, которая останется на всю жизнь.
В сегодняшнем обзоре вы узнаете, что такое нарушение осанки у детей школьного возраста, и какое лечение позволит устранить дефект.

Осанка у детей постепенно создается на протяжении детских лет, поэтому за время учебы в школе можно ее максимально улучшить.

Если нарушению осанки не уделить внимания, то в дальнейшем проблема проявиться в головных болях, сутулостью и значительным дискомфортом в области груди.


Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушение осанки у детей проявляется во всевозможных деформациях позвоночника в саггитальной и фронтальной плоскости.
Как утверждает статистика, проблемы со спиной бывают у 67% школьников старших классов, у 17 % дошколят и у 30 % учеников средних классов. В 2-3 % случаев нарушения проявляются у совсем маленьких детей.

При своевременной профилактике сколиоза у школьников дефекты становятся обратимыми. Застарелый недуг может спровоцировать снижение активности в грудной клетки, уменьшение амортизационных свойств позвоночного столба и проблемы с дыханием.

Нарушения осанки являются сигналом развития сколиоза, кифозов и поясничного лордоза.

Причины нарушений осанки у детей

Неправильная осанка может проявиться в результате приобретенных или врожденных причин. Нарушения с рождения формируются еще при внутриутробном развитии. К недугу приводят и родовые травмы.
Приобретенные нарушения выявляются в 90-95 % случаев. Чаще всего они бывают у людей, обладающих астеническим телосложением.

К дефектам спины могут привести определенные условия:

  1. Сумка или портфель носится в одной руке.
  2. Нехватка двигательной активности.
  3. Неподходящая мебель, которая не сочетается с ростом.
  4. Некачественное освещение.

Все эти факторы способствуют продолжительному нахождению в неправильном положении. На нарушения осанки может оказать влияние неправильный режим, лишний вес и ослабленные мышцы. При первых признаках детского сколиоза нужно обратиться к доктору. Квалифицированный специалист назначит лечение.

Как определить нарушение

Сколиоз у школьников сопровождается асимметрией плеч, выпуклостью живота и неестественной сутулостью.
Прежде чем проводить мероприятия по коррекции сколиоза, нужно провести осмотр и диагностику. Проверка выполняются в положении стоя.


Пятки ставятся рядом, а носки разводятся под углом 45 градусов. В некоторых случаях применяется рентген.
Если нарушение сразу определить, можно провести коррекцию.

Для этого применяются специальные упражнения для школьников. Простой комплекс упражнений при нарушении осанки детей может проводиться, как разминка.

Родителям стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. У ребенка пропал интерес к активным играм.
  2. Жалобы на болезненность в шее, голове и спине.
  3. Ребенок не может длительное время находится в одном положении.
  4. При движениях слышится хруст.

Последствия плохой осанки

Нарушение осанки отрицательно влияет на здоровье ученика.

В результате подобных недугов могут обнаружиться такие последствия:

  1. Нарушения с расположением внутренних органов.
  2. Постоянное микротравмирование позвоночного столба.
  3. Уменьшение объема легких.
  4. Головные боли, дискомфорт в спине и снижение памяти.

Дефекты в грудном отделе позвоночника могут привести к остеопении. Данное заболевание характеризуется ослаблением костных тканей.

Неполноценное усвоение кальция и проблемы с обменными процессами могут спровоцировать ломкость костей и защемление внутренних органов.

Лечение и профилактика

Теперь узнаем, как сохранить осанку школьника. Важно постоянно следить за конфигурацией спины. При сидячей работе важно периодически делать перерыв.


Рекомендуется корректировать высоту стола в соответствии с ростом ребенка. При сидении за партой спина ребенка должна прилегать к спинке стула. Сидеть нужно прямо и не склонять спину и голову вперед. Стопы ног должны ставится на полу. Под стол можно поставить специальную подставку.

Для формирования правильной осанки у школьников необходимо соблюдать такие правила:

  1. Следует организовать рабочее место. Понадобится удобная подушка и ортопедический матрас.
  2. Обувь нужно подбирать с учетом размера ног.
  3. Регулярное проведение специальных упражнений.
  4. Нельзя сидеть или стоять на одной ноге.
  5. Негативно отражается на спине ношение больших тяжестей.

Мануальная терапия рекомендуется при смещении позвонков. Процедура выполняется 1-2 раза в неделю. Дополнительно рекомендуется массаж, гимнастика и электростимуляция мышц. Массаж помогает убрать застойные явления, расслабить зажатые мышцы и устранить болезненные ощущения в спине.

Специальный корсет для осанки назначают при искривлениях позвоночного столба. Для поддержания спины рекомендуется корригирующее устройство.

Стоит выделить следующие варианты ортопедических конструкций:

  1. Согревающий корсет делается из натуральной шерсти. Такое изделие помогает согреть тело и стимулировать кровоток.
  2. Модели, защищающие спину при хождении. Изделия могут иметь различную степень жесткости. Для этого применяются вставки из пластика и металла.
  3. Поддерживающие конструкции применяются для исправления искривлений.

Перед приобретением изделия нужно определиться с типом устройства. Фиксирующие модели применяются для уменьшения нагрузки на позвоночный столб.

Корректирующие изделия актуальны для выравнивания позвоночника. Для тренировки для осанки можно использовать специальные изделия, которые делаются на заказ.


Для создания правильной осанки школьника следует носить изделие по несколько часов в день. Дополнительно к корсету нужно выполнять лечебную гимнастику, массаж и заниматься плаванием.

При 2- ой степени сколиоза изделие носится не менее 20-23 часов. При тяжелых формах сколиоза фиксаторы требуется носить продолжительное время.
Использовать ортопедические изделия следует по назначению врача. Специалист проводит корректировку размера.
Корсет может понадобиться при получении травм спины, при развитии искривлений и при сильной сутулости.

Для лучшего лечебного эффекта корректирующие устройства нужно совмещать с занятиями спортом, плаванием и массажем.
Нарушение осанки у школьника предполагает выполнение специальных упражнений. Физкультура позволяет укрепить мышцы спины, правильно сформировать скелет и защитить от дегенеративных процессов.
Для выравнивания осанки занятия следует проводить регулярно. Рекомендуются упражнения для укрепления брюшного пресса, мышц спины и для грудной клетки.

Приобретенные искривления можно исправить с помощью следующих видов спорта:

  1. Гимнастика способствует активизации кровотока, коррекции деформаций и укреплению структур позвоночного столба.
  2. Плавание помогает разгрузить позвоночный столб и тонизирует мышечный корсет. В результате тренировок улучшается двигательная активность.
  3. Конный спорт полезен для стимулирования кровообращения.
  4. Танцы способствуют развитию координации движений, созданию правильной походки и исправлению осанки.
  5. Йога применяется для растяжения мышечного корсета, устранения застойных явлений и для выравнивания позвоночника.

При искривлении спины полезно прогибание тела. Особенно в грудной клетке. Стоит выполнять и круговые вращения руками. Эффективно и отведение рук назад.

Лечебная физкультура основана на таких упражнениях, как вытягивание рук к верху, поднимание надплечий и отведение рук в стороны. Можно использовать и специальные гимнастические снаряды – небольшие гантели, мяч и палку.
Комплекс рекомендуется выполнять за час до еды. Упражнения можно начинать с 5-7 повторов, а затем увеличивать их до 10-15 раз.

Вот некоторые движения:

  1. Самолет. Руки разводятся в стороны и выполняются наклоны в разные стороны.
  2. Мельница состоит из круговых движений руками.
  3. Дровосек. Упражнение выполняется в позиции стоя. Делаются широкие замахи с наклонами вперед.
  4. Рыбка. Следует лечь на живот. Сначала поднимаются руки и верхняя часть туловища, а затем ноги.
  5. Ласточка. Нужно встать прямо и отводить назад ногу. Одновременно руки разводятся в стороны.
  6. Велосипед эффективен для тренировки брюшной полости.

Надеюсь, вам пригодится данная статья. Регулярные тренировки помогут исправить осанку. До новых встреч, уважаемые гости!

Мэрия городского округа Тольятти

XXIII городской Конгресс молодых исследователей

Исследовательская работа на тему:

Секция: Биология

г.о. Тольятти Самарской обл.

Научный Руководитель:

Кормушина Наталья Геннадьевна,

г.о. Тольятти Самарской обл.

Тольятти 2016

Оглавление

I. Основная часть4

1. Что такое осанка?4

2. Причины появления дефектов осанки6

3. Нарушение осанки и её дефекты7

5. Диагностика нарушений осанки13

6. Способы профилактики дефектов осанки14

7. Последствия не своевременного лечения сколиоза15

1.Проведение самодиагностики у школьников17

2.Анкетирование после самодиагностики17

3.Анализ ответов учащихся18

Введение

В настоящее время проблема нарушений осанки является одной из наиболее распространенных и сложных. По данным специалистов, распространенность нарушений осанки среди детей, подростков и молодежи достигает 80-90%. В первую очередь, это связанно со снижением уровня двигательной активности и изменениями образа жизни современного человека, обусловленными научно-техническим прогрессом.

Заболевание позвоночника у детей и подростков – не только ортопедическая проблема и педиатрическая. С этой проблемой непосредственно связано изучение роста и физического развития молодого поколения страны. К сожалению, данный вопрос не воспринимают так остро, как например заболеваемость туберкулезом и она остается в тени. Из-за этого факта, многие дети и подростки не получают должного лечения и недостаточно пропагандируются методы профилактики. В школах также уделяется мало внимания профилактике патологической осанки и физическому воспитанию учащихся.

По данным медицинской статистики сколиотические деформации отмечаются у 5 - 10 % детей и подростков. Подавляющее большинство случаев развития сколиоза приходится на период полового созревания, т.е. на 10 – 14 лет.

Сколиоз, который диагностируют в возрасте от начала периода полового созревания (10 лет) до окончания костного роста (18-20 лет), называют юношеским сколиозом. Этим заболеванием чаще страдают девочки (до 85 %). Юношеский сколиоз с течением времени прогрессирует.

Диагностика сколиоза у подростков имеет определенные трудности. Обычно сколиоз в начальной стадии развития не создает болевых ощущений и не причиняет никаких неудобств. Поэтому заметить его можно, только когда уже есть явный косметический дефект. С другой стороны, дети в этом возрасте отличаются застенчивостью и очень переживают по поводу изъянов своей фигуры, поэтому, даже если ребенок и заметил, что не все в порядке с его позвоночником, он часто скрывает это от друзей, школьного врача и родителей.

Таким образом, проблема нарушения осанки и сколиотической деформации позвоночника на сегодняшний день является актуальной и требует особого внимания, как со стороны органов здравоохранения, так и со стороны подростков, их родителей и педагогов.

В связи с данной проблемой цель нашей работы такова: установить причины нарушения осанки у школьников и способов её профилактики.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить наличие нарушений осанки у школьников;

Исследовать виды патологической осанки;

Изучить литературу по данному вопросу;

Установить причины образования нарушений осанки;

Определить методы профилактики нарушений осанки и сколиотических деформаций для школьников;

Провести просветительскую работу среди учащихся начальной школы по вопросам нарушения осанки и методам профилактики

Основные методы нашего исследования таковы:

Анкетирование школьников 6-х классов в возрасте от 11 до 12 лет;

Проведение исследования, на выявление нарушения осанки

I . Основная часть

1. Что такое осанка?

Осанка определена конституцией человека, его генотипом, то есть является врожденным свойством человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития человека. Осанка здоровых людей имеет типичную и устойчивую биомеханическую структуру и определяется вариантом развития скелета, балансом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они — генотипически обусловлены. Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания.

Физиологическая осанка, не смотря на различные генотипы людей, имеет ряд общих признаков:

Расположение остистых отростков по линии отвеса (вертикаль);

Расположение надплечий на одном уровне;

Расположение углов обеих лопаток на одном уровне;

Равные треугольники талии (справа и слева), образуемые туловищем и свободно опущенными руками;

Правильные изгибы позвоночника, глубиной до 5см в поясничном отделе и до 2см в шейном;

Перегрузка мышц, связок, костей при неправильном привычном выравнивании, при плохой осанке является причиной дискомфорта, боли, заболеваний скелета.

2. Причины появления дефектов осанки

Развитие патологической осанки может возникнуть еще в раннем детстве, например из-за таких факторов, как постоянное ношение ребенка на одной руке, попытка сажать ребенка или учить ходить в очень раннем возрасте и другие факторы.

Существуют также факторы, зависящие от самого подростка:

Неправильная рабочая поза, особенно у школьников при неправильной посадке за партой;

Гиподинамия – ограничение физической активности;

Слабое физическое развитие;

Врожденные вывихи бедра;

Ношение обуви на высоком каблуке;

Рахит – болезнь, связанная с недостатком витамин D , что приводит к слабости костной ткани;

Частые заболевания, ослабляющие организм;

Основные причины формирования бокового искривления позвоночника

1. Нарушение мышечного тонуса;

2. Первичное нарушение роста;

3. Заболевания нервной системы;

4. Слабость мышечной системы.

3. Нарушение осанки и её дефекты

Для ослабленных подростков характерна неустойчивая осанка, которая приближена к физиологической осанке, но при повторном обследовании отличается от нее изменяющимися значениями дуг грудного кифоза и поясничного лордоза, а также нестойкими боковыми искривлениями позвоночника. Привычное боковое отклонение позвоночника (чаще влево) называют асимметричным дефектом осанки во фронтальной плоскости. В отличие от сколиоза оно легко устраняется в висе, при нем отсутствуют такие признаки патологической осанки как: реберный горб, мышечный валик сбоку от искривленного отдела позвоночника.

Дефекты осанки разделяются на две группы:

В сагиттальной плоскости — разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела.

Во фронтальной плоскости — разрез, идущий вдоль переднезадней оси тела перпендикулярно сагиттальному. (Сколиоз)

Виды нарушения осанки в сагиттальной плоскости:

Кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина) -представляет характерную позу: плечи свисают кпереди и книзу, изменяется угол наклонения таза. Также наблюдаются такие признаки как: увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена кпереди, легко определяется выступающий остистый отросток VII шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц. Кифотическое нарушение осанки является самым распространенным нарушением

Плосковогнутая спина – Уменьшение грудного кифоза. Поясничный лордоз при этом увеличивается или остается нормальным, а шейный лордоз нередко несколько уплощается. Таз пациента немного смещается назад, а ноги могут быть согнуты (или наоборот переразогнуты) в коленях. Плосковогнутая спина часто встречается в сочетании с крыловидными лопатками

Кифолордотическая осанка (кругловогнугая спина) - усиление физиологических изгибов позвоночника, кифоза и лордоза и увеличение наклона таза (60° и более), голова выдвинута вперед, живот выстоит, форма грудной клетки обычно приближается к цилиндрической. Также характерны признаки как, переразогнутые или наоборот согнутые ноги в коленях, поднятые надплечья. При недостаточном развитии мышечной системы отмечают крыловидные лопатки.

Лордотическая осанка - значительно увеличен поясничный лордоз, таз запрокинут кзади, живот отвисает, туловище часто отклонено кзади. Характерна резко выраженная мышечная слабость. Ребенка с этим типом осанки необходимо обследовать с участием невролога.

Плосковогнутая спина - уменьшение грудного кифоза. Поясничный лордоз при этом увеличивается или остается нормальным, а шейный лордоз нередко несколько уплощается. Таз пациента немного смещается назад, а ноги могут быть согнуты или наоборот переразогнуты в коленях. Плосковогнутая спина часто встречается в сочетании с крыловидными лопатками

Асимметричная осанка - чрезмерная асимметрия между правой и левой половинами туловища. При такой осанки отмечаются умеренная асимметрия правой и левой половин грудной клетки, неравномерность треугольников талии. Позвоночник имеет мало выраженную сплошную дугу бокового искривления, отклоненную в сторону, лопатки расположены асимметрично, одно плечо ниже другого. Этот дефект осанки не является сколиозом, так как полностью корректируется

4. Сколиоз

Сколиоз — стойкое боковое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости от нормального выпрямленного положения. Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза свидетельствует о том, что эта деформация — одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Эта проблема является очень серьезной. Его рассматривают как общее заболевание организма, вовлекающее в процесс все органы, но наиболее серьёзно при этом поражается костная и мышечная системы позвоночника.

Виды сколиоза:

Неструктурные (легкие) - возникают после рождения. При этом деформация позвоночника не сопровождается грубыми анатомическими изменениями позвонков и позвоночника в целом. Их отмечают при нарушении осанки, например при асимметричной осанке - функциональном нестойком отклонении позвоночника во фронтальной плоскости, которое может быть исправлено путем напряжения мышц. Так же наструктурные сколиозы отмечают при укорочении одной ноги, рефлекторном отклонении позвоночника, воспалении тканей, расположенных рядом с позвоночником. Резкое боковое искривление позвоночника возникает при болевом синдроме или истерии. Как правило, после устранения причины, форма позвоночника восстанавливается;

Структурные (сложные) - бывают врожденными и приобретенными. В ряде случаев боковое искривление позвоночника является ведущим признаком сколиотической болезни.

Структурные сколиозы

Невропатические сколиозы (паралитический сколиоз) – возникающий на фоне поражения мышц туловища, это чаще всего связано с перенесенным полиомиелитом, а также церебральным параличом;

Миопатические сколиозы - обусловлены мышечной дистрофией, врожденной миопатией (Миопатия — хронические прогрессирующие наследственные заболевания мышц, связанные с нарушением обмена веществ в мышечной ткани. Характерны мышечная слабость и уменьшение мышц в размере);

Метаболические сколиозы (рахитические) - боковые искривления позвоночника при рахите, рахитоподобных заболеваниях;

Остеопатические сколиозы - связаны с пороком развития позвоночника, например одиночный или множественные полупозвонки, полное или частичное сращение двух позвонков, пороком развития грудной клетки, например добавочные ребра, отсутствие ребер или их сращение;

Статический сколиоз - возникает при неправильном боковом стоянии таза. Это часто наблюдается при неодинаковом развитии нижних конечностей, то есть - одна конечность короче другой;

Привычные (школьные) сколиозы - возникают на фоне неправильных привычных поз и неправильной осанки;

Существуют и другие формы сколиозов: рубцовый — после операции на грудной клетке, после обширных стягивающих рубцов в результате ожога; травматический — после различных травм; рефлекторно-болевой — чаще на почве поражения нервных корешков. Они встречаются не так часто.

Степени сколиоза

I степень – от 1 до10 градусов (170 0 )

II степень – от 11 до 25 градусов (155 0 )

III степень – от 26 до 50градусов (140 0 )

IV степень – более 50 градусов

Локализации искривления

Шейно-грудной;

Грудной сколиоз;

Пояснично-грудной сколиоз;

Поясничный сколиоз;

Пояснично-крестцовый сколиоз;

Комбинированный (S-образный) сколиоз

5. Диагностика нарушений осанки

Выявление нарушения осанки очень сложная процедура, особенно у подростков. При ранних стадиях развития искривления нет никаких болевых ощущений, и заметить дефект можно только при внешнем проявлении. Так же определенной трудностью является стеснительность и застенчивость подростков, особенно девочек, даже если ребенок замечает это какие-то дефекты позвоночника, вероятнее всего, он попытается скрыть от родителей или школьного врача. При подозрении на нарушение осанки нужно немедленно обратиться к врачу ортопеду, который на основании осмотра и рентгеновских снимков поставит точный диагноз.

Дополнительно к вышеназванным методикам обследований необходимы следующие мероприятия:

измерение роста стоя и сидя,

измерение объема легких (спирометрия)

Данные мероприятия очень важны для определения тяжести искривления и назначения оптимальной терапии.

6. Способы профилактики дефектов осанки

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

Правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки;

Компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);

Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения за партой, рабочим столом, и др.;

Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

7. Последствия не своевременного лечения сколиоза

Недостаточная подвижность диафрагмы и органов грудной клетки;

Уменьшению колебаний внутригрудного и внутрибрюшного давления;

Нарушение функций органов дыхания, сердечнососудистой, пищеварительной систем и центральной нервной системы.

Так же нарушения осанки сопровождаются снижением приспособительных возможностей организма к воздействиям окружающей среды, уменьшением работоспособности, большей утомляемостью. В результате нарушения осанки создаются благоприятные условия для перегрузки связочных структур позвоночника.

II. Исследование

Изучение теоретических вопросов нарушения осанки и искривления позвоночника у подростков дает основание провести исследование осанки у школьников 6-х классов в возрасте от 11 до 12 лет.

В сентябре на часах общения при поддержке классных руководителей мы провели опрос среди 6 классов и попросили учеников сделать самодиагностику. После анализа самодиагностики учеников, мы задали им несколько вопросов и провели лекционные уроки.

1.Проведение самодиагностики у школьников

Подростка просили встать около ровной стены (без плинтуса), встать так, чтобы пятки, мышцы ягодиц и лопатки касались стены. Ученика просили просунуть ладонь в промежуток между поясницей и стеной. Если ладонь проходила или проходила с трудом, то констатировалось, что искривления нет, если же проходил кулак, то искривление есть. (приложение 1)

По окончанию исследования, учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

В результате проделанного опыта, было ли обнаружено нарушение осанки?

Знаете ли вы, есть у вас сколиоз?

Если, по заключению врача, у вас выявлен сколиоз, то какой степени?

2.Анкетирование после самодиагностики

После самодиагностики мы попросили учеников ответить на следующие вопросы:

1. Что приводит к искривлению позвоночника?

2. Какие вы знаете методы предотвращения искривления позвоночника?

3.Соблюдаете ли вы правила по сохранению осанки?

4. Знаете ли вы, какое расстояние должно быть между грудью и партой?

5. Знаете ли вы упражнения для укрепления осанки?

6. Знаете ли вы, какое расстояние должно быть от глаз до рабочего места?

3.Анализ ответов учащихся

В результате опроса 163-х человек, положительные ответы (подтверждающие наличие нарушения осанки) дали 94 человек, что составляет 58 процентов. (приложение 2)

Заключение

В результате изучения литературы мы выяснили:

Какие виды нарушения позвоночника могут возникнуть у подростка;

Какие факторы могут привести к нарушению осанки;

Какие существуют меры профилактики для предотвращения искривления позвоночника.

В результате проведенного исследования мы определили, у какого числа учащихся 6-х классов имеется какое-либо нарушение осанки. В результате анализа было выявлено, что у большинства подростков имеется нарушение осанки.

В связи с полученными данными была проведена просветительская работа среди учащихся 6-х классов с целью привлечения внимания к вопросам нарушения осанки и методам профилактики. (приложение 3)

Закончив свою работу, мы сделали вывод о том, что ранняя диагностика болезни дает больше шансов на благоприятный исход лечения.

Список литературы

В.Д. Чаклин, Е.А. Абальмасова, Сколиоз и Кифозы, Москва, 1973 год;

Институт специальной педагоги и психологии, Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации, Санкт-Петербург, 2001 год;

Г. Е. Егоров, Нарушение осанки и сколиоз - Памятка для родителей, воспитателей и медицинских работников детских садов, поликлиник и школ,Новокузнецк, 2008 год;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.