Проблема нарушения осанки у школьников

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Правильная осанка у школьника – одна из главных забот родителей. Именно в детском возрасте нужно сформировать полезную привычку – поддерживать спину в прямом положении, которая останется на всю жизнь.
В сегодняшнем обзоре вы узнаете, что такое нарушение осанки у детей школьного возраста, и какое лечение позволит устранить дефект.

Осанка у детей постепенно создается на протяжении детских лет, поэтому за время учебы в школе можно ее максимально улучшить.

Если нарушению осанки не уделить внимания, то в дальнейшем проблема проявиться в головных болях, сутулостью и значительным дискомфортом в области груди.


Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушение осанки у детей проявляется во всевозможных деформациях позвоночника в саггитальной и фронтальной плоскости.
Как утверждает статистика, проблемы со спиной бывают у 67% школьников старших классов, у 17 % дошколят и у 30 % учеников средних классов. В 2-3 % случаев нарушения проявляются у совсем маленьких детей.

При своевременной профилактике сколиоза у школьников дефекты становятся обратимыми. Застарелый недуг может спровоцировать снижение активности в грудной клетки, уменьшение амортизационных свойств позвоночного столба и проблемы с дыханием.

Нарушения осанки являются сигналом развития сколиоза, кифозов и поясничного лордоза.

Причины нарушений осанки у детей

Неправильная осанка может проявиться в результате приобретенных или врожденных причин. Нарушения с рождения формируются еще при внутриутробном развитии. К недугу приводят и родовые травмы.
Приобретенные нарушения выявляются в 90-95 % случаев. Чаще всего они бывают у людей, обладающих астеническим телосложением.

К дефектам спины могут привести определенные условия:

  1. Сумка или портфель носится в одной руке.
  2. Нехватка двигательной активности.
  3. Неподходящая мебель, которая не сочетается с ростом.
  4. Некачественное освещение.

Все эти факторы способствуют продолжительному нахождению в неправильном положении. На нарушения осанки может оказать влияние неправильный режим, лишний вес и ослабленные мышцы. При первых признаках детского сколиоза нужно обратиться к доктору. Квалифицированный специалист назначит лечение.

Как определить нарушение

Сколиоз у школьников сопровождается асимметрией плеч, выпуклостью живота и неестественной сутулостью.
Прежде чем проводить мероприятия по коррекции сколиоза, нужно провести осмотр и диагностику. Проверка выполняются в положении стоя.


Пятки ставятся рядом, а носки разводятся под углом 45 градусов. В некоторых случаях применяется рентген.
Если нарушение сразу определить, можно провести коррекцию.

Для этого применяются специальные упражнения для школьников. Простой комплекс упражнений при нарушении осанки детей может проводиться, как разминка.

Родителям стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. У ребенка пропал интерес к активным играм.
  2. Жалобы на болезненность в шее, голове и спине.
  3. Ребенок не может длительное время находится в одном положении.
  4. При движениях слышится хруст.

Последствия плохой осанки

Нарушение осанки отрицательно влияет на здоровье ученика.

В результате подобных недугов могут обнаружиться такие последствия:

  1. Нарушения с расположением внутренних органов.
  2. Постоянное микротравмирование позвоночного столба.
  3. Уменьшение объема легких.
  4. Головные боли, дискомфорт в спине и снижение памяти.

Дефекты в грудном отделе позвоночника могут привести к остеопении. Данное заболевание характеризуется ослаблением костных тканей.

Неполноценное усвоение кальция и проблемы с обменными процессами могут спровоцировать ломкость костей и защемление внутренних органов.

Лечение и профилактика

Теперь узнаем, как сохранить осанку школьника. Важно постоянно следить за конфигурацией спины. При сидячей работе важно периодически делать перерыв.


Рекомендуется корректировать высоту стола в соответствии с ростом ребенка. При сидении за партой спина ребенка должна прилегать к спинке стула. Сидеть нужно прямо и не склонять спину и голову вперед. Стопы ног должны ставится на полу. Под стол можно поставить специальную подставку.

Для формирования правильной осанки у школьников необходимо соблюдать такие правила:

  1. Следует организовать рабочее место. Понадобится удобная подушка и ортопедический матрас.
  2. Обувь нужно подбирать с учетом размера ног.
  3. Регулярное проведение специальных упражнений.
  4. Нельзя сидеть или стоять на одной ноге.
  5. Негативно отражается на спине ношение больших тяжестей.

Мануальная терапия рекомендуется при смещении позвонков. Процедура выполняется 1-2 раза в неделю. Дополнительно рекомендуется массаж, гимнастика и электростимуляция мышц. Массаж помогает убрать застойные явления, расслабить зажатые мышцы и устранить болезненные ощущения в спине.

Специальный корсет для осанки назначают при искривлениях позвоночного столба. Для поддержания спины рекомендуется корригирующее устройство.

Стоит выделить следующие варианты ортопедических конструкций:

  1. Согревающий корсет делается из натуральной шерсти. Такое изделие помогает согреть тело и стимулировать кровоток.
  2. Модели, защищающие спину при хождении. Изделия могут иметь различную степень жесткости. Для этого применяются вставки из пластика и металла.
  3. Поддерживающие конструкции применяются для исправления искривлений.

Перед приобретением изделия нужно определиться с типом устройства. Фиксирующие модели применяются для уменьшения нагрузки на позвоночный столб.

Корректирующие изделия актуальны для выравнивания позвоночника. Для тренировки для осанки можно использовать специальные изделия, которые делаются на заказ.


Для создания правильной осанки школьника следует носить изделие по несколько часов в день. Дополнительно к корсету нужно выполнять лечебную гимнастику, массаж и заниматься плаванием.

При 2- ой степени сколиоза изделие носится не менее 20-23 часов. При тяжелых формах сколиоза фиксаторы требуется носить продолжительное время.
Использовать ортопедические изделия следует по назначению врача. Специалист проводит корректировку размера.
Корсет может понадобиться при получении травм спины, при развитии искривлений и при сильной сутулости.

Для лучшего лечебного эффекта корректирующие устройства нужно совмещать с занятиями спортом, плаванием и массажем.
Нарушение осанки у школьника предполагает выполнение специальных упражнений. Физкультура позволяет укрепить мышцы спины, правильно сформировать скелет и защитить от дегенеративных процессов.
Для выравнивания осанки занятия следует проводить регулярно. Рекомендуются упражнения для укрепления брюшного пресса, мышц спины и для грудной клетки.

Приобретенные искривления можно исправить с помощью следующих видов спорта:

  1. Гимнастика способствует активизации кровотока, коррекции деформаций и укреплению структур позвоночного столба.
  2. Плавание помогает разгрузить позвоночный столб и тонизирует мышечный корсет. В результате тренировок улучшается двигательная активность.
  3. Конный спорт полезен для стимулирования кровообращения.
  4. Танцы способствуют развитию координации движений, созданию правильной походки и исправлению осанки.
  5. Йога применяется для растяжения мышечного корсета, устранения застойных явлений и для выравнивания позвоночника.

При искривлении спины полезно прогибание тела. Особенно в грудной клетке. Стоит выполнять и круговые вращения руками. Эффективно и отведение рук назад.

Лечебная физкультура основана на таких упражнениях, как вытягивание рук к верху, поднимание надплечий и отведение рук в стороны. Можно использовать и специальные гимнастические снаряды – небольшие гантели, мяч и палку.
Комплекс рекомендуется выполнять за час до еды. Упражнения можно начинать с 5-7 повторов, а затем увеличивать их до 10-15 раз.

Вот некоторые движения:

  1. Самолет. Руки разводятся в стороны и выполняются наклоны в разные стороны.
  2. Мельница состоит из круговых движений руками.
  3. Дровосек. Упражнение выполняется в позиции стоя. Делаются широкие замахи с наклонами вперед.
  4. Рыбка. Следует лечь на живот. Сначала поднимаются руки и верхняя часть туловища, а затем ноги.
  5. Ласточка. Нужно встать прямо и отводить назад ногу. Одновременно руки разводятся в стороны.
  6. Велосипед эффективен для тренировки брюшной полости.

Надеюсь, вам пригодится данная статья. Регулярные тренировки помогут исправить осанку. До новых встреч, уважаемые гости!


Правильная осанка школьника – это залог здоровой спины в старшем возрасте. Но кто из детей действительно сидит прямо, ни разу не сутулится и спит исключительно на ортопедическом матраце? Детство – это не та пора, чтобы всерьёз задумываться о своём здоровье в будущем. Поэтому ответственность за формирование осанки у ребёнка целиком лежит на родительских плечах.

Причины нарушения осанки у школьников

Осанка школьника может нарушаться из-за наследственных факторов, перенесённых заболеваний и различных травм спины. Тем не менее, в большинстве случаев искривление осанки связано с неравномерной нагрузкой на позвоночник. Причинами такого дисбаланса являются неправильное сидение за письменным столом, слабые мышцы спины, перенос веса в одной руке и пр.

Нарушению осанки у детей также способствуют модные рюкзаки и сумки с лямкой на одно плечо. Ношение тяжестей подобным образом несимметрично нагружает позвоночник. В результате чего происходит перекос спины, и у ребёнка медленно, но верно начинает развиваться сколиоз. К таким же последствиям приводит и частое таскание неподъёмных портфелей либо пакетов в одной руке, так как нагрузка в данном случае опять же непропорциональна.

Ранцы с двумя лямками более равномерно распределяют вес по всей спине. Впрочем, набитый доверху рюкзак тоже может стать причиной искривлённой осанки. В школьном возрасте мышцы ребенка развиты слабо. Из-за чего ношение даже пары-тройки книг и сменной обуви в ранце может серьёзно усугубить здоровье спины.

На прямоту осанки также влияет гигиена при работе за компьютером и письменным столом. Низкая высота стола, неудобный стул и даже плохое освещение пагубно сказываются на состоянии позвоночника. При любом неудобстве ребенок будет сутулиться и напрочь забывать про прямую спину. Кроме того, особое внимание здоровью спины нужно уделить маленьким игроманам. Ведь погрузившись с головой в игру, дитя теряет связь с реальностью и совершенно не следит за положением своего тела. Со временем ежедневные многочасовые игры в сидячем положении приводят к различным заболеваниям позвоночника, которые остаются с человеком на всю жизнь.

Сколиоз, кифоз, остеохондроз и лордоз у детей

Все деформации и заболевания позвоночника представляют опасность для ребёнка. Поэтому правильная осанка школьника должна формироваться задолго до самого первого звонка на урок.

Среди патологий, связанных с нарушением осанки, выделим основные и расскажем о них подробнее:

  • Сколиоз – деформация позвоночника вбок относительно своей оси. При этом происходит скручивание позвонков вместе с деформацией грудной клетки и костей таза. В запущенных случаях такое искривление не только серьёзно меняет внешний вид человека, но и нарушает работу всех внутренних органов. По мере прогрессирования заболевания до 3-й и 4-й стадии затрудняется ходьба , отмечаются покалывания конечностей, возникают боли по всему телу, нарушается дыхание и ухудшается сердечная деятельность. Вместе с тем на этом этапе сколиоз почти не поддаётся традиционному лечению, а лишь частично купируется хирургическим путём. Но самое печальное во всём этом, что человек с 3-й стадией сколиоза становится нетрудоспособным и ему присваивается вторая или третья группа инвалидности.
  • Кифоз – дугообразное искривление позвоночника, для которого характерно появление горба на спине. Такая неправильная осанка школьника чаще возникает из-за слабых мышц корпуса. При этом, как и в случае со сколиозом, запущенный кифоз нарушает функции внутренних органов. Одновременно с этим у человека отмечаются покалывания и онемение в ногах вместе с появлением мышечной слабости. Кроме всего прочего, с течением заболевания уменьшается объём легких, и больной начинает испытывать трудности с дыханием. Также из-за неравномерной нагрузки на позвонки, обусловленной кифозом, у ребенка развивается остеохондроз , который, кстати, нетипичен для раннего возраста.
  • Остеохондроз – заболевание, при котором деформируются позвонки и межпозвоночные диски. Остеохондроз может быть связан с нарушением осанки, так как эта болезнь нередко является следствием юношеского кифоза.
  • Гиперлордоз в пояснице – патологический изгиб, характеризующийся выпячиванием таза назад. Чаще всего это искривление является следствием неправильной осанки во время ходьбы. Сутулая походка наклоняет туловище вперед, поэтому чтобы сохранить равновесие во время движения позвоночник подстраивается и усиливает лордоз.

Правильная осанка школьника: как исправить осанку?

Для формирования здоровой осанки у ребёнка необходимо придерживаться следующих правил:

  • Научите ребенка правильно сидеть за письменным столом. Расскажите ему про то, как важно держать спину прямой на уроках и дома. Не забудьте также упомянуть про нахождение локтей на столе во время письма и прямой угол в коленях при сидении на стуле.
  • Правильно подберите ранец. Для младших и средних классов рекомендуется приобретать рюкзак с двумя лямками, который будет равномерно распределять нагрузку на позвоночник.
  • Позаботьтесь об освещении рабочего стола ребенка. Чем темнее – тем больше ребёнок сутулится, чтобы рассмотреть написанное. Поэтому при недостатке света лучше включить настольную или навесную лампу.
  • Через каждые 50 минут сидения за столом ребёнку нужно делать перерыв. Периодическое отвлечение от уроков на 5-10 минут снимает нагрузку с позвоночника. И в этот момент дитю лучше не лежать, а размять и потянуть затёкшие мышцы.
  • Запишите ребёнка в секцию по плаванию. Этот вид спорта укрепляет практически все мышцы тела. При этом во время занятий в бассейне отсутствует осевая нагрузка на позвоночник, что делает плавание эффективным и безопасным способом исправления осанки.
  • Занятия лечебной физкультурой предотвращают искривления позвоночника. Правильно подобранный комплекс упражнений может исправить даже серьёзные нарушения осанки.

И помните: неправильная осанка школьника – ещё не диагноз, но может к нему привести. К счастью, осанку в детском и подростковом возрасте можно исправить, что требует внимания со стороны взрослых и самодисциплины от ребёнка.

Биодобавки для профилактики патологий позвоночника

Любую болезнь легче предотвратить, чем лечить. И нарушения осанки лучше предупредить, чем маяться от последствий искривлённого позвоночника. Такие патологии, как сколиоз, кифоз, остеохондроз и лордоз, являются следствием чрезмерной нагрузки на позвоночный столб. Однако помимо неразвитых мышц спины и плохой осанки существует ещё одна причина, из-за которой появляются все вышеописанные недуги.

Нередко искривления позвоночника являются следствием низкой плотности костей в детском возрасте. Причинами этого могут быть как врождённые факторы, так и приобретённые по ходу взросления особенности здоровья. Чаще всего такие патологии связаны с недостатком кальция и витамина Д в организме ребёнка.

Чтобы уберечь чадо от дефицита этих нужных нутриентов, следует позаботиться о его питании и образе жизни уже с ранних лет. Для этого в рацион полезно включать молочные и кисломолочные продукты, а также яйца и рыбу. В них содержится достаточное количество кальция, необходимого для построения крепкий костей. Кроме того, эти же продукты богаты витамином Д, который играет важную роль в усвоении кальция. Также этот витамин можно получить, просто гуляя на улице. Ведь его выработка происходит в коже под действием солнечных лучей.

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания всегда сложнее, чем научить с детства полезным привычкам. В данной статье отмечено, насколько важно уделять внимание формированию правильной осанки ребенка начиная с раннего возраста. А так же представлены специальные советы и упражнения способствующие профилактике нарушения осанки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Шубный Антон Петрович,

учитель физической культуры

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №201

Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания всегда сложнее, чем научить с детства полезным привычкам. В данной статье отмечено, насколько важно уделять внимание формированию правильной осанки ребенка начиная с раннего возраста. А так же представлены специальные советы и упражнения способствующие профилактике нарушения осанки у детей.

По данным ВОЗ 80% населения России страдают от хронических болей в спине и конечностях. Чаще всего причиной болей является различные нарушения осанки и сколиозы.

Нарушения осанки являются одним из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. По данным Государственного доклада , число детей с нарушениями осанки в России достигает от 30 до 60 %. Возникшие заболевания такого рода создают благоприятные условия для возникновения ряда других функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве, а в последствии, оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. В то время, как правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма.

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке все части тела располагаются симметрично относительно позвоночника, плечи у человека развернуты, голова немного приподнята, руки и ноги разогнуты в суставах, а живот подтянут.

При правильной осанке вертикальная ось тела начинается с середины темени, пересекает условные линии, соединяющие наружные слуховые проходы, углы нижней челюсти и тазобедренные суставы и оканчивается впереди голеностопных суставов между стопами .

Проверить правильность своей осанки можно следующим образом: надо встать спиной к стене без плинтуса (к двери), касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками. В области поясницы должна свободно проходить вертикально поставленная ладонь. Сделайте шаг вперёд, затем, сохраняя это положение, шаг назад к стене и ещё раз проверьте положение тела. Если после шага назад положение тела не такое, каким оно было в исходном положении, значит, у вас имеются нарушения осанки.

Известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы .

В этом виноваты многие причины:

- отсутствие физических нагрузок в повседневной жизни человека,

– Неверное положение тела во время занятий (сутулость, закидывание одной ноги на другую).

– Проведение большей части времени перед телевизором, за компьютером.

– Ношение на спине тяжёлых портфелей, которые и делают осанку неправильной.

– Режим дня, когда сну отводится очень мало времени.

– Наличие различных заболеваний, например: рахита, радикулита, туберкулёза, полиомиелита, близорукости.

– Полученная травма (например, перелом позвоночника).

Основным средством профилактики нарушения осанки и гармоничного телосложения является физическая культура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также специальные физические упражнения. Основные правила статико-динамического режима:

1 Постель должна быть жесткой, ровной, устойчивой с невысокой плоской подушкой. Спать надо на спине или на боку, но не свернувшись.

2 Приходя домой после учебы необходимо лечь, отдохнуть час-полтора чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник

. 3 Необходимо правильно организовать рабочее место: а) освещение должно быть рассеянным и достаточным; б) высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего человека до поверхности стола была около 30 см; в) высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 90 градусов; г) иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного сокращения при длительные занятиях в статическом напряжении.

4 Необходимо соблюдать правильную рабочую позу во время письма или чтения. Основные требования для рабочей позы во время занятий – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно: стопы в опоре на полу, колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом), равномерная опора на обе половины таза, туловище периодически опирается на спинку стула, между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь), предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см, при письме тетрадь расположена под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет школьник или студент, должен соответствовать середине груди.

5 Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке.

6 Следует бороться с порочными позами – так называемым косым положением плечевого пояса при письме, когда левая рука свешена со стола, или косым положением таза, когда пишущий или читающий сидит, подложив ногу под ягодицу, привычкой стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

В целях профилактики нарушения осанки необходимо так же выполнять физические упражнения!
Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются такие, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся положения лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках.

Ниже приведены основные упражнения для укрепления осанки:

1. Упражнения у стены.

Ребенок встает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками (за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь). Пусть ребенок, не меняя этого положения:

– сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение (далее и.п.);

– присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

– стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

– поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.

2. Упражнения лежа.

И. п. ребенка – лежа на животе, руки в стороны.

– на счет раз – ребенок должен прогнуться, поднимая руки, ноги, туловище и голову вверх;

– на счет 2 и 3 – он должен держать принятое положение;

– на счет 4 – он должен принять и. п.

И.п. ребенка – лежа на животе, руки вверх.

– на счет 1 – ребенок прогибается, поднимая голову, руки, туловище и ноги вверх;

– на счет 2-3 – выполняет одновременные скрестные движения руками и ногами;

– на счет 4 – принимает и.п.

3. Упражнения с предметами.

Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200 – 300 граммов, наполненный солью или песком.

Стоя у стены, ребенок держит мешочек на голове:

– он должен пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;

– отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение;

– встать на скамеечку и сойти с нее 15 – 20 раз

Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка - это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.

Вырабатывание красивой и правильной осанки, а также процесс закрепления достигнутого результата – это длительная тяжелая работа. Уделяйте внимание самым различным факторам: как сидит за столом, стоит и двигается ребенок, соблюдает режим сна и отдыха, а так же занимается спортом. Помогите ему вырасти успешным и здоровым человеком.

Все советы и специальные упражнения приведенные в данной статье рекомендуется использовать в своей программе не только учителям физкультуры,но и учителям начальных классов,а так же учителям-предметникам.

1)Вилесов А. Медников Н. Соколова Е. О формировании осанки у детей.

2) Куркова Л.Б. Профилактика осанки у детей.// Журнал “Адаптивная физическая культура” № 2, 2002 г.

3)Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей) / И.Д.Ловейко. - М.: Просвещение, 1970. - 95 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в моей статье вы найдете много интересногоьв моей статье вы найдете много интересного и полезного для себя и вашего ребенка. в ней описаны причины влекущие за собой нарушение осанки, также.

Консультация для родителей.

Стаья о профилактике нарушения осанки и плоскостопия.

Об ухудшении уровня физической подготовленности и физического развития свидетельствует возросшие в последние годы у школьников количества дефектов осанки. Принято считать, что нарушения осанки н.

Причины нарушений осанки у детей школьного возраста. Упражнения для исправления осанки.

Создание условий, способствующих повышению интереса у обучающихся к познанию своего организма, систематизации знаний обучающихся о строении своего тела, развитию потребности в формировании правильной .

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся со способами профилактики и способами определения нарушения осанки в домашних условиях.ЗАДАЧИ:Образовательные: обеспечить усвоение учащимися понятия о.

Проблемы предупреждения нарушений осанки у школьников.

МБОУ «Основная общеобразовательная православная школа № 2

Руководитель:

учитель биологии

Новик Олеся Алексеевна

Данная работа посвящена изучению и профилактике нарушений осанки у школьников. Вопросы заболеваний опорно – двигательного аппарата очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое и практическое очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое и практическое исследование, в которое активно включены школьники и которое направлено на выявление и предупреждение данной патологии.

Проведено достаточно объемное исследование, определившее вопросы:

Количество детей, имеющих нарушения осанки,

Индекс нарушения осанки у одноклассников,

Занятость в спортивных секциях и кружках.

Работа выполнялась при участии медицинской сестры ___________ и руководителя – учителя биологии Новик О.А.

Разработаны рекомендации для учащихся, медицинские плакаты и презентации с рекомендациями, представлен комплекс упражнений.

Проблемы предупреждения нарушений осанки у школьников.

Цель : создание стратегии здорового поведения в рамках сохранения здоровья опорно – двигательного аппарата.

Изучить литературу по патологии опорно – двигательного аппарата.

Оценить условия формирования осанки у школьников моей школы.

Разработать рекомендации для сверстников по сохранению осанки

Провести цикл занятий с младшими школьниками по организации оптимального двигательного режима.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный (ноябрь 2015 г.).

2 этап Реализационный (декабрь 2015 г.)

3 этап. Аналитический (с выработкой рекомендаций) январь 2016 г.

Объект исследования Образовательный процесс.

ГИПОТЕЗА:

Я предполагаю, что любые изменения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены на ранней стадии и не приняты меры по их профилактике и лечению, а потому необходимы специальные рекомендации по ранней коррекции и профилактике.

Методологические основания

Введение . Мы - это будущее нашей страны. Мы хотим видеть себя здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный неравномерный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития. Неправильно организованный или недостаточно активный двигательный режим жизни приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма после нагрузок различного характера, возникают нарушения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, что может привести к трудностям в развитии и самореализации. А это не маловажно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и интеллектуальных затрат. Так же следствием недостатка двигательной активности являются нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Проблемно – ориентировочный анализ. Интенсификация современного образования, повышение стрессогенности социальной и личной жизни, экзаменационные стрессы ставят перед учащимися сложнейшие социально – культурные задачи по развитию интеллекта, творчества, информационной мобильности, что требует значительного физического напряжение. Эффективное развитие и самореализация возможны лишь при высоком уровне физического развития, одним из путей достижения чего, являются активные занятия физкультурой, которые укрепляют здоровье, способствуют гармоничному росту и развитию, вырабатывают правильную осанку, развивают координацию и красоту движений. Так же занятия позволяют детям стать сильными, ловкими, гибкими, выносливыми и расширить собственные двигательные способности. Физическая культура помогает сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, дисциплине и воли. Занятия физкультурой стимулируют развитие интеллекта и способствуют, при их успешности, самореализации личности учащихся.

С другой стороны, в настоящее время, несмотря на предпринимаемые усилия, снижается уровень физической подготовленности и развития, а также толерантности к физической нагрузке основной массы учащихся.

Актуальность. Учитывая низкие показатели физического развития школьников и большой процент школьников с нарушениями осанки и слабым мышечным корсетом, программа по коррекции и формированию осанки, включающая и комплексы на развитие всех групп мышц и их выносливость является очень актуальной.

Одной из самых распространенных патологий школьного возраста является патология опорно – двигательного аппарата, разделяемая большинством ортопедов на функциональную и врожденную. К функциональной патологии относятся нарушения осанки всех типов и видов и функциональное плоскостопие, а также субклинические проявления юношеского остеохондроза. В школе особенно важно рано выявлять все функциональные нарушения, в том числе, и со стороны опорно – двигательного аппарата (ОДА). Актуальность данной проблемы заключается и в том, что:

во – первых, функциональные нарушения могут быть исправлены методами и средствами физического воспитания в совокупности с ортопедической помощью;

во – вторых, процент детей с данной патологией колеблется стабильно от 35 до 65% учащихся.

Я решил изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.

Формирование осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей развития нервной деятельности, определяющей образование условных рефлексов двигательной деятельности. Этот процесс находится в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. Поэтому в большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Наиболее часто наблюдаются нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевременно отличить от сколиоза.

Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки или, наоборот, к нарушению осанки относят сколиоз I степени.

Правила обследования . Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Я, прежде чем начинать данное исследование, изучил медицинскую методическую литературу по обследованию опорно – двигательного аппарата и выяснил, что такое обследование называется соматоскопией и проводится оно в трех позициях у каждого учащегося, раздетого до пояса сверху. Такие осмотры мы проводили у сверстников восьмого класса под контролем медицинской сестры.

СХЕМА ОСМОТРА

Вначале проводится общий осмотр, при котором определяется телосложение подростка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии соединительной ткани организма.

Осмотр проводится в следующей последовательности: спереди, сбоку, сзади и в наклоне вперед. Это позволяет оценить осанку во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоскостях.

ОСМОТР СПЕРЕДИ (ФРОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ)

Голова и лицо - отмечаем асимметрию черепа и лица, фиксируем, имеются ли отклонения головы (наклоны, сгибания, разгибания, повороты вправо-влево).

Грудная клетка - отмечаем форму грудной клетки, особенно если имеются деформации врожденного, рахитического или сколиотического происхождения. Форма грудной клетки может быть цилиндрической, уплощенной, бочкообразной и т.д. Желательно также при осмотре грудной клетки определить тип дыхания - грудное, диафрагмальное или полное.

Живот - отмечаем, втянут ли он, равномерно выпуклый или выступает за уровень грудной клетки; в положении лежа можно оценить, нет ли расхождения прямых мышц живота.

Форма ног - отмечаем - прямые, Х-образные, О-образные.

ОСМОТР СБОКУ (САГИТТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ)

Отмечаем расположение всех частей тела сверху вниз: положение головы, положение плечевого пояса, форма грудной клетки и живота, форма спины, угол наклона таза, ось нижних конечностей. Особенно важно отметить выраженность физиологических изгибов позвоночника - (сглажены, увеличен или уменьшен лордоз или кифоз (рис. 2).

Принято выделять следующие виды нарушений осанки в сагиттальной плоскости:

Сутулая спина - увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается на уровне 7-8 грудных позвонков) при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные.

Рис. 2. Виды нарушений осанки при осмотре в сагиттальной плоскости

1 - сутулая спина: 2 - круглая спина; 3 - плоская спина;

4 - плосковогнутая спина; 5 - кругловогнутая спина


Круглая спина - увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается на уровне 12 грудного позвонка), мышцы спины растянуты, а мышцы грудной клетки спереди сокращены, поэтому плечи сведены, при этом обычно сглажен поясничный лордоз.

Плоская спина - изгибы позвоночника сглажены, таз имеет более горизонтальную установку, угол наклона таза уменьшен, сопротивляемость позвоночника снижена. При осмотре спина ребенка производит впечатление доски. Вследствие плохой сопротивляемости позвоночника легко образуются боковые искривления (сколиозы), чаще возникают компрессионные переломы позвоночника при действии механических повреждений, а также дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника.

Кругловогнутая спина - увеличены все физиологические изгибы позвоночника, его сопротивляемость повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Плосковогнутая спина - грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, при этом угол наклона таза также увеличен, грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, растянуты мышцы спины, ягодиц и задней поверхности бедер.

Сколиотическая осанка - это осанка, при которой имеется искривление позвоночника во фронтальной плоскости (вбок). При осмотре обнаруживают несимметричное стояние надплечий, лопаток, искривление позвоночника. Если пациент переходит в горизонтальное положение, лежа на животе, искривление исчезает. Искривление исчезает и при наклоне. На рентгенограмме в положении стоя искривление обнаруживают, а в положении лежа искривление исчезает. Если сколиотическая осанка обнаружена у ребенка, необходимо назначить ему лечебную физкультуру, плавание, массаж.

Среди сколиозов выделяют С-образный и S-образный сколиоз

ОСМОТР СЗАДИ (фронтальная плоскость)

Положение головы - определяем степень наклона во фронтальной плоскости и поворот в горизонтальной плоскости по расположению мочек ушей.

Треугольники талии - отмечаем симметричность и глубину треугольников талии.

Позвоночник. Положение позвоночника оцениваем по линии остистых отростков, состоянию паравертебральных мышц. Отмечаем уровень, длину и вершину дуги искривления. При осмотре области позвоночника могут быть отмечены изменения в виде пигментных или сосудистых пятен, усиленного рисунка подкожных вен, кровоизлияний, повышенной сухости кожи или локального усиления роста волос.

Структурные сколиозы бывают врожденными и приобретенными . В ряде случаев боковое искривление позвоночника является ведущим признаком сколиотической болезни . Структурные сколиозы подразделяют на группы: невропатические, миопатические, остеопатические и метаболические сколиозы . Каждую из перечисленных групп разделяют в зависимости от этиологии на подгруппы:

Невропатические сколиозы : паралитический сколиоз (полиомиелит), сколиоз при сирингомиелии, нейрофиброматозе, церебральных параличах, спинномозговой грыже и др.

Миопатические сколиозы могут быть обусловлены мышечной дистрофией, врожденной миопатией и амиоплазией.

Остеопатические сколиозы чаще связаны с пороком развития позвоночника, например одиночный или множественные полупозвонки, полный или частичный синостоз двух позвонков, пороком развития грудной клетки, например добавочные ребра, отсутствие ребер или их синостоз. Остеопатический сколиоз может развиться при тяжелых формах несовершенного остеогенеза, остеомаляции и системном остеопорозе.

Метаболические сколиозы - боковые искривления позвоночника при рахите, рахитоподобных заболеваниях, нефрогенной остеопатии, нарушениях эндокринной регуляции и др.

Среди структурных сколиозов практическое значение имеют также деформации, возникающие при обширных ожогах, заболеваниях грудной клетки, разрушении части позвонков в результате травмы. Деформацию позвоночника, возникающую в результате врожденных изменений формы позвонков, называют врожденным сколиозом . Нередко наблюдается слабость мышечной системы, особенно мышц спины, брюшной стенки и так называемой ягодичных групп, что приводит к значительному нарушению осанки и способствует прогрессированию деформации позвоночника.

Основные причины искривления позвоночника:

Нарушение мышечного равновесия.

Первичное нарушение роста.

Нарушение трофики и заболевания нервной системы.

Остеопороз позвонков и дистрофические процессы в межпозвонковых дисках.

Неблагоприятные условия статодинамической нагрузки.

Слабость мышечной системы.

Сопутствующие заболевания нервной системы.

В качестве критерия тяжести деформации используют ряд показателей— выраженность торсии позвонков, стабильность искривления и его величину в градусах.

Различают четыре степени сколиоза:

I степень— искривление до 10° (170°);

II степень— искривление до 25° (155°);

III степень— искривление до 40° (140°);

IV степень— искривление более 40°.

Степень деформации обычно оценивают по величине первичной дуги искривления. Для объективной оценки стабильности деформации позвоночника используют рентгенографию позвоночника в переднезадней проекции в положении больного стоя и лежа. Отношение величин углов искривления на этих снимках (индекс стабильности) позволяет вести наблюдение в динамике, особенно при прогрессировании деформации. Стабильность деформации не зависит от ее степени. Нестабильные сколиозы склонны к прогрессированию. Важной характеристикой сколиотической деформации является ее уравновешенность. Для неуравновешенных сколиозов характерно отклонение центра тяжести туловища от средней линии.

По локализации вершины угла первичного искривления выделяют следующие типы сколиозов: шейно-грудной, грудной, пояснично-грудной, поясничный и комбинированный (двойной).

Шейно-грудной (верхнегрудной) сколиоз - вершина первичной дуги искривления позвоночника локализуется на уровне IV—V грудных позвонков. Эта дуга обычно короткая, а компенсаторная дуга длинная, захватывает нижний грудной и поясничный отделы позвоночника. Уже на ранних этапах развития отмечают резкую асимметрию надплечий, вовлечение шейного отдела позвоночника, что сопровождается развитием костной формы кривошеи и изменениями лицевого скелета, имеются незначительные нарушения функций внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы; в зрелом возрасте нередко развивается остеохондроз грудного отдела позвоночника. При сочетании с кифозом могут возникать нарушения функции спинного мозга.

Грудной сколиоз - чаще бывает правосторонним, его вершина расположена на уровне VII—VIII грудных позвонков. Примерно у 70% больных наблюдается прогрессирование деформации. Значительная деформация грудной клетки приводит к нарушению функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы (кифозосколиотическое сердце), вызывает значительные нарушения фигуры больного (изменяются треугольники талии, развивается реберный горб).

Пояснично-грудной сколиоз - вершина первичной дуги искривления на уровне Х—XII грудных позвонков и по характеру занимает промежуточное положение между грудными и поясничными сколиозами. Правосторонний пояснично-грудной сколиоз по течению напоминает грудной, т.е. склонен к прогрессированию, а левосторонний приближается к поясничному сколиозу. В целом при этом типе сколиоза значительно нарушается функция внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, изменяется фигура, нередко отмечаются боли.

Поясничный сколиоз характеризуется дугой искривления с вершиной на уровне I—II поясничных позвонков, чаще встречается левосторонний поясничный сколиоз. Он отличается сравнительно легким течением, редко дает значительную степень деформации, функция внешнего дыхания почти не нарушается. При I—II степенях деформации поясничный сколиоз мало заметен и часто не распознается. Для этого типа сколиоза характерно сравнительно раннее появление поясничных и пояснично-крестцовых болей (нередко уже во втором или третьем десятилетии жизни). Быстро развивается дистрофический процесс в межпозвонковых дисках (остеохондроз), а затем спондилез, в результате чего деформация прогрессирует, угол дуги искривления достигает 20—30°, что изменяет фигуру больного (чаще это отмечается в пожилом возрасте).

Пояснично-крестцовый сколиоз встречается редко, вершина деформации расположена в нижних поясничных позвонках, в дугу искривления включается таз, в результате чего происходит его перекос с относительным удлинением одной ноги. На рентгенограммах определяют выраженную торсию поясничных позвонков без бокового искривления. Этот тип сколиоза также может вызывать пояснично-крестцовые боли.

Комбинированный (S-образный) сколиоз называют также двойным , т.к. от других типов сколиоза он отличается наличием двух первичных дуг искривления. Вершина грудного искривления находится на уровне VIII—IX грудных позвонков, а поясничного— на уровне первых верхних поясничных позвонков. Нередко этот тип сколиоза смешивают с грудным и поясничным сколиозом. При комбинированном сколиозе обе кривизны обладают примерно равной величиной и стабильностью. Лишь при комбинированном сколиозе IV степени это соотношение меняется, т.к. грудная кривизна обгоняет поясничную. Внешне течение комбинированного сколиоза весьма благоприятно, т.к. имеются уравновешивающие друг друга две кривизны, однако динамическое наблюдение показывает, что он склонен к прогрессированию. Обычно при этом типе сколиоза нарушается функция внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, рано появляются боли в поясничной области.

Практическая реализация проекта

Если в теоретической части мы обсудили вопросы выявления и профилактики нарушений патологии опорно – двигательного аппарата, то в практической части мне хотелось бы представить результаты проведенных мною исследований.

1. Первое исследование, проведенное восьмиклассниками

Знаете ли вы, как нужно сидеть за партой, столом?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.