При правильной осанке у ребенка чуть приподнята голова

Осанка – это привычная правильная поза, которая формируется в процессе роста организма ребенка. Осанка придает телу стройность и красоту и зависит от многих факторов.

Общеизвестно, что костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых людей.

Кости у детей менее крепки и тверды, но более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20 - 23 годам.

Осанка легко изменяется под влиянием неправильного длительного положения тела: мебель, не соответствующая росту; неудобная кровать (раскладушка); неправильная посадка и неправильная поза во время сна. Но чаще всего нарушения осанки отмечаются у детей с плохо развитой мускулатурой.

При правильной осанке у ребенка чуть приподнята голова, грудь слегка выгнута вперед, спина прямая, живот подтянут, ноги ровные, не согнуты в коленях.

Осанка формируется еще в дошкольном возрасте, а на 6-м году жизни могут выявляться первые дефекты в осанке – сутулость, округлая или плоская спина, отстающие лопатки, выпяченный живот, слегка согнутые при стоянии ноги. В дальнейшем нарушения осанки могут привести к искривлению позвоночника.

Так что же нужно делать, чтобы не допускать нарушения осанки?

Для сохранения хорошей осанки особенно важна правильная посадка ребенка за столом (партой) во время занятий в школе и дома.

Дети должны знать признаки правильной посадки и уметь ее контролировать. Высота стула должна обеспечивать прямой угол (в 90 градусов) между бедром и голенью, между голенью и полом. Между туловищем и партой должно быть пространство с кулак. Плечи при работе за столом должны быть на одном уровне, опущены, а обе ноги обязательно на полу. Расстояние от глаз до книги - не менее 35 см.

Прямая посадка не может сохраняться длительное время, поэтому переход от прямой посадки к слегка наклоненной и обратно можно считать более рациональным, чем длительное сидение в одной и той же позе.

При правильной посадке не сдавливаются и находятся в правильном положении внутренние органы грудной и брюшной полости (сердце, легкие, печень, желудок, кишечник и др.) и кровеносные сосуды.

Также важно правильно подобрать школьный рюкзак (ранец).

Во-первых, школьный рюкзак (ранец) должен весить не более 700 г для учащихся 1 - 4 классов и не более 1 кг – для учащихся 5 - 11 классов. Ширина ранца должна примерно соответствовать ширине плеч; верхний его край и плечи должны быть на одном уровне; нижний край должен располагаться на уровне пояса; рюкзак (ранец) должен плотно прилегать к спине; прилегающая к спине поверхность рюкзака (ранца) должна быть формоустойчивой.

Необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой. В комплекс утренней гимнастики хорошо включить упражнения для укрепления мышц стопы и голени, хождение на носках, пятках, на внутренних и наружных краях стоп. Можно проводить упражнения у стены, выдерживая по 5 - 10 минут спину в ровном положении, а затем прохаживаться по комнате, сохраняя положение и телесные ощущения. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, траве.

Немаловажен и полноценный сон, который не только оказывает положительное влияние на нервную систему и состояние здоровья, но и дает отдых мышцам и уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы. Для полноценного сна необходимо правильное положение тела во время сна. Кровать или диван должны быть на 15 - 20 см больше длины тела, а постель – жесткая и ровная.

Неотъемлемой частью осанки является походка. Движение тела, плавность и грациозность походки зависят от строения стоп и ног человека.

Существенно ухудшает походку и осанку хождение на высоких каблуках (особенно в детском и подростковом возрасте), что приводит к уплощению стопы, а в дальнейшем к полному исчезновению свода стопы (плоскостопию).

Обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2 - 3см, а по длине и ширине каблук должен занимать ¼ часть подметки. При таком каблуке значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого приспособлены. Нельзя носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков, которую можно надеть для отдыха на короткое время. Вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, она не поддерживает еще не окрепшие связки и мышцы голени и стопы. Спортивную обувь необходимо носить только по назначению.

При плохой осанке не бывает правильной походки. Сгорбленная спина старит даже очень молодого человека. Если хотите выглядеть привлекательно, не забывайте об осанке. Не забывайте и о том, что правильная осанка снимает многие проблемы вашего здоровья.


Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении человека. Формирование осанки происходит вплоть до окончания роста.

В период жизни ребенка до года формируются естественные изгибы позвоночного столба, а непосредственно осанка у ребёнка начинает формироваться только после того как он начинает подниматься на ноги.

У новорождённого ребёнка позвоночник прямой в процессе роста формируется его физиологические изгибы как только малыш начинает держать головку образуется изгиб в шейном отделе - лордоз шейного отдела. Затем ребенок начинает сидеть и у него формируется кифоз грудного отдела, когда ребенок встает на ноги появляется прогиб и в поясничном отделе - лордоз поясничного отдела. Так формируются естественные изгибы позвоночника. Нормальный позвоночник при осмотре в профиль представляет собой равномерно волнообразную линию, а со стороны спины - строго вертикальную.


Важно создать все условия для правильного формирования позвоночного столба обеспечивающего красивую правильную осанку, неправильная осанка не только отрицательно влияет на внешний вид ребенка, но также на его здоровье.

Для профилактики нарушения осанки ребенку надо обеспечить свободу движения, заниматься с ним гимнастикой, делать массаж, в дошкольном возрасте надо чаще использовать подвижные игры, ребёнок должен больше двигаться и меньше сидеть.

Как оказалось, тема эта очень обширная и за пару-тройку постов её не разобрать, буду писать серию постов в тегом Осанка считается нормальной если человек держит ровно голову, плечи развернуты и находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленях и тазоберденных суставах.

Как выглядит правильная осанка ребенка


Правильная осанка ребенка дошкольного возраста выглядит примерно так: голова чуть наклонена вперед; заметно небольшое смещение плечевого пояса; лопатки незначительно отходят от спины; естественные позвоночные изгибы выражены неявно; живот имеет небольшую выпуклость.

Однако детский организм постоянно растет и развивается, поэтому многие его системы имеют неустойчивый характер и нарушение осанки у маленьких детей достаточно частое явление.

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще всего обусловленно несоответствием скорости развития костной и мышечной тканей: мышцы растут быстрее костей, а механизмы поддержания правильной осанки не успевает развиваться за таким стремительным ростом.

Самодиагностика неправильной осанки

Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки.


Чтобы выяснить, есть ли у вас нарушение осанки, встаньте спиной к стеяе или двери и сбоку посмотрите на себя в зеркало. Если вы стоите правильно, позвоночник образует вогнутую кривую в области шеи и талии, выпуклую - в области груди и таза (эти места должны прикасаться к стене). Между позвоночником и стеной в области шеи и талии остаются неболыиие промежутки, равные толщине вашей ладони. Если эти расстояния больше или меньше, значит, осанка нарушена.

Какие последствия неправильной осанки

Плохая осанка не только негативно сказывается на внешнем виде человека, но и на его здоровье.

При ухудшении осанки нарушаются функции дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность других внутренних органов, нарущается полноценное кровообращение в головного и спинного мозгаи в следствии чего повышается утомляемость и снижается физическая и умственная работоспособность ребенка.Естественные изгибы позвоночника обеспечивают амортизацию при ходьбе, прыжках, беге, чем способствуют нормальному функционированию внутренних органов человека.


Самый распространенный дефект у дошкольников – вялая осанка(вялая спина). Этим названием обозначается неустойчивая осанка. Такое нарушение еще не закрепилено организмом: если ребенок попытается встать прямо – его позвоночник примет правильную форму, но если он расслабится – спина опять станет вялой. Со стороны может показаться, что маыш устал. Как правило родители зачастую не заостряют на этом внимания. И всё же вялая спина – это первый признак развития нарушения осанки.

Как предотвратить формирование неправильной осанки


На формирование осанки у влияет окружающая ребенка среда это: родители, воспитатели, педагоги, обустройство комнаты, занятия в танцевальных или спортивных кружках. Особый упор надо сделать на правильно организованное физическое воспитание в семье, дошкольном учреждении и в школе. Также необходимо родителям самим отслеживать состояние осанки и при первых отклонениях сразу же обратиться к специалисту.

Чтобы самостоятельно поверить осанку необходимо раздеть ребенка (в комнате должно быть тепло и светло) и поставить от себя на расстоянии 1,5-2 метра.

При осмотре в профиль голова не должна быть откинута назад или наклонена вперед, не должно быть сильных изгибов грудной клетки вперёд или назад, ноги должны быть распрямлены в тазобедренных суставах и коленях.

При осмотре анфас плечи и предплечья, тазобедренные кости, так же поясничные треугольники (треугольник образуемый рукой и поясницей) должны быть симметричны.

Попросите ребенка наклониться вперед до угла 90 градусов, колени при этом должны быть разогнуты, а руки опущены вниз. Обратите внимание – на одном ли уровне расположены обе половины спины, при боковом искривлении одна половина грудной клетки находится ниже чем другая(так называемый реберный горб)


Так же можно поставить ребенка ровно, прислонив его головой, спиной и пятками в какой-либо ровной вертикальной поверхности(стена или шкаф). Ноги сомкнуть, руки выпрямить вдоль тела, затылок прислонить с поверхности, взгляд направить прямо перед собой. Попросить ребенка просунуть ладонь между поясницей и поверхностью, к которой он прислонен, если ладошка не проходит, то особых проблем с осанкой нет, но всё же стоит хотя бы раз в год проверять осанку у специалиста, чтобы иметь возможность откорректировать начинающиеся проблемы на ранней стадии.

Обязательно раз в год записывайте детей к ортопеду для проверки их осанки. Ведь профилактика всегда легче, чем лечение.

Для того чтобы избежать нарушений осанки, необходимо соблюдать определенные правила

Упражнения для коррекции позвоночника и выработки правильной осанки

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ

  1. ✅ Сесть на пол по-турецки или встать на колени, опустив таз на пятки,позвоночник выпрямить. Поднимать и опускать плечи 10 раз.
  2. ✅ В этом же положении вытянуть руки перед собой и, повернув голову, посмотреть через левое, а затем через правое плечо на копчик.
  3. ✅ В этом же положении наклонить голову вправо, затем влево, стремясь мочкой уха достать до плеча. По 10 раз к каждому плечу.
  4. ✅ Сесть на кончик стула, выпрямить позвоночник. Сохраняя равновесие, раскачивать тело влево и вправо, одновременно выпячивая и втягивая живот. Начинать с 1 минуты, постепенно доведя время выполнения упражнения до 5 минут.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

  1. ✅ Встать в дверном проеме. Полусогнутыми руками опереться о боковые стороны проема. Прогнуться вперед, запрокидывая голову назад. Количество упражнений произвольное.
  2. ✅ Ноги расставить на ширину плеч. Упереть в поясницу сжатые кулаки, слегка согнуть колени, прогнуться назад, напрягаясь так, чтобы ощутить мышечную вибрацию в пояснице, брюшных мышцах и под коленями. Сохранять такое положение, задержав дыхание на вдохе, 5-10 секунд.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА

ЗАНЯТИЯ С КОРРЕКЦИОННОЙ ПАЛКОЙ. Как выработать правильную осанку?

Самый надежный способ защитить позвоночник от болезней — соблюдать правильную осанку. К сожалению, правильная осанка не дается нам от рождения, ее нужно вырабатывать. Очень полезно заниматься с коррекционной палкой. Она может быть деревянной или металлической диаметром 2-3 см.

  • ✅ Положите палку на спину, придерживая ее в сгибах локтей, отведенных назад (кисти рук - вперед). Покатайте ее по спине несколько раз.
  • ✅ Затем возьмитесь за концы ладонями и зафиксируйте палку на уровне лопаток, походите в таком положении некоторое время. С палкой в этом положении можно смотреть телевизор, читать.
  • ✅ Кроме того, полезно периодически ложиться на пол, сильно прижимая лопатки к полу. Или, лежа на спине, отвести руки в стороны и сильно прижать их к полу.

Упражнения для спины первоклассника

Из-за неправильной позы за письменным столом, у ребенка может развиться сколиоз. Для его профилактики следует не только пытаться ровно сидеть, но и делать упражнения для сохранения правильной осанки.

  1. ✅ Сидя за столом, поднять руки вверх и потянуться кончиками пальцев как можно выше, чтобы спина выпрямилась, а позвоночник натянулся струной. В этом положении покачаться влево-вправо и плавно повернуть по несколько раз то одно, то другое плечо
  2. ✅ Согнуть правую руку в локте и поднять ее над головой. Наклониться 5-6 раз корпусом влево. Затем то же упражнение выполнить с другой стороны.
  3. ✅ Выйти из-за стола, встать на колени, положить руки и подбородок на край кресла или дивана. Несколько раз плавно выгнуть и прогнуть поясницу,
  4. ✅ Взять ребенка за ноги; пусть он сделает несколько шагов на руках.
  5. ✅ После гимнастики лечь на спину, руки вытянуть по швам и расслабиться.
  6. ✅ Для формирования правильной осанки следует не только сидеть ровно, но и выполнять упражнения, которые помогут спине.

Упражнения против сутулости

Борьбу с сутулостью надо начинать с визита к ортопеду - он скажет, нет ли у вас сколиоза (искривления позвоночника). Если есть, то ортопед же и назначит лечение. Когда с позвоночником все в порядке, то лучше всего корректируют осанку верховая езда и танцы (не важно, спортивные или бальные), в меньшей степени - шейпинг.

Есть и специальные упражнения, помогающие сформировать мышечный корсет спины. Например, можно лечь на живот, сцепить пальцы на затылке и стараться как можно выше приподнять, прогибаясь, верхнюю часть туловища.

Попробуйте воспользоваться комплексом упражнений, который поможет вам забыть о головных болях, стимулировать кровообращение мозга в любое время суток.

Массаж

Наклоны

Затем медленно наклоняйте голову то к правому, то к левому плечу. Поначалу раз по 5-10. Постепенно доведите число наклонов до 30-50. Делайте это не торопливо, ориентируясь на самочувствие.

Вращения


Нарушение осанки: классификация, виды, причины, профилактика и лечение

Нарушение осанки – устойчивое отклонение от нормального положения тела. Сопровождается усилением или сглаживанием физиологических изгибов позвоночника

Внимание! Все материалы размещенные на странице не являются рекламой,
а есть не что иное как мнение самого автора,
которое может не совпадать с мнением других людей и юридических лиц!

Причины и профилактика нарушений осанки. Корригирующая гимнастика.

На шестом году жизни ребенок приобретает все больше черт взрослого, и в то же время ему еще присущи непосредственность, подвижность, застенчивость. У шестилетнего малыша повышается выносливость, улучшается координация движений. Он лучше прыгает, точнее бросает и ловит мяч, легко и ритмично бегает.

У детей старшего дошкольного возраста запас слов доходит до 4—5 тысяч. Это общеупотребительные слова, используемые в разговорной речи. Но не все дети в одинаковой мере употребляют такой объем слов. Одни свободно и постоянно используют весь свой словарный фонд, другие ограничиваются в своей речи значительно меньшим их объемом.

Следует отметить, что современные дети и растут, и во всех отношениях развиваются быстрее, чем в прежние, даже не очень далекие времена. Это явление, свойственное всем детям нашей планеты независимо от расовой и национальной принадлежности, называется акселерацией. Она оказывает свое влияние во все периоды жизни ребенка, начиная с его внутриутробного развития. Наиболее отчетливо ее действие прослеживается в раннем и дошкольном возрасте.

На шестом году наиболее часто выявляются первые дефекты в осанке.

Осанка — это привычная правильная поза, формирующаяся в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций. Осанка придает телу стройность и красоту и зависит от формы и гибкости позвоночника, наклона таза, состояния нервно-мышечного и связочного аппарата. При правильной осанке у ребенка чуть приподнята голова, грудь слегка выгнута вперед, спина прямая, живот подтянут, ноги ровные, не согнуты в коленях. Осанка у детей неустойчивая. Она легко изменяется под влиянием неправильного длительного положения тела. Мебель, не соответствующая росту, неудобная кровать (раскладушка), постоянная ходьба, при которой ребенка держат за одну и ту же руку, способствуют закреплению неправильного соотношения костей, изменению тонуса мышечно-связочного аппарата и ведут к вялой, неряшливой осанке. То же можно сказать о неправильной позе во время сна, когда ребенок постоянно спит, поджав ноги к животу (калачиком). Ребенок не должен сидеть, сильно наклонив вперед или в сторону корпус, закинув за спинку стула руку или подложив под себя ногу. Это тоже ведет к нарушению осанки, как и привычка стоять подолгу с опорой то на одной, то на другой ноге. Ребенок с хорошей осанкой равномерно распределяет массу тела на обе ноги, ступни его параллельны. Отклонения в осанке не только некрасивы эстетически, но и неблагоприятно сказываются на положении и работе внутренних органов (легких, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта). Нарушения осанки чаще наступают у детей с плохо развитой мускулатурой.

Сюда относятся упражнения для позвоночника:

3. На голову помещается какой-нибудь нетяжелый предмет, и ребенок совершает круг, стараясь не уронить его.

5. Лежа на спине приподнимать поочередно, а потом вместе обе ноги вверх и медленно опускать. Усложнить это упражнение можно, делая встречные окрестные движения ногами (ножницы) или слегка приподнимая ноги от пола и имитируя езду на велосипеде.

6. Круговые движения вытянутыми руками назад в положении стоя.

7. Лежа на спине, ребенок прижимается к полу так плотно, чтоб под бедра, поясницу и шею нельзя было продвинуть и края ладони.

Значение физкультуры

Маленькие дети очень подвижны. В бесчисленном количестве всевозможных движений проявляется их естественное стремление к развитию и совершенствованию своего организма. Врачебные наблюдения говорят, что подвижность свойственна здоровым детям. К сожалению, многие родители не знают этого, нередко заставляют вести своих детей спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают физическое и психическое развитие.

Иногда родителям кажется, что их ребенок подвижен сверх меры, однако не следует ограничивать его потребность в движении, надо использовать ее для формирования жизненно необходимых навыков, укрепления здоровья. Ребенка надо научить одеваться, убирать свои игрушки, помня при этом, что дети учатся жизни играя.

Именно в играх, они вступают в разные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя ловкость, смелость, сообразительность. Различные физические упражнения и особенно игры, которыми так увлекаются дети, прежде всего благоприятно влияют на их умственное развитие, на деятельность головного мозга и нервной системы. У детей создается бодрое, жизнерадостное настроение и все жизненные процессы протекают более активно.

Физические упражнения содействуют развитию таких важных качеств, как внимательность, точность, дисциплинированность, настойчивость. Под влиянием различных игр формируются положительные черты характера и воспитывается сила воли.

При систематическом выполнении движений правильно развивается скелет детей и их мышечная система, повышается обмен веществ в организме. Все это обуславливает нормальный рост и развитие ребенка. Дыхание становится более глубоким, объем легких увеличивается, грудная клетка правильно развивается. Сердечная мышца укрепляется, улучшается кровообращение, а вместе с тем и питание всех тканей тела.

Родителям следует знать, что в результате регулярного выполнения разнообразных движений у ребенка воспитывается ряд жизненно необходимых двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании. Дети становятся более подвижными и ловкими, выполняют движения согласованнее и точнее.

Играем вместе! Игры интересные и полезные дома

Когда на улице ненастно, в эти веселые шумные игры можно отлично играть и в квартире.

Ежедневные занятия гимнастикой необходимы детям для здорового развития и для того, чтобы выплеснуть избыток энергии. Хорошо, если они будут носить игровой характер, и особенно в плохую погоду, когда не выйдешь на улицу, а дома скучно. Да и папам с мамами пойдет на пользу, если они вместе с детьми как следует разомнутся и повеселятся.

Предлагаем для вас и ваших детей 19 веселых игр. Много места для них не потребуется, а необходимый реквизит имеется в каждом доме. Здесь важно не достижение спортивных результатов, а удовольствие, поэтому не должно быть никакой жесткой программы.

Эти игры развивают ловкость, подвижность, чувство равновесия и способность концентрироваться.

Стоя на одной ноге, другую ногу согнуть и ступней упереться в колено первой ноги. Руки вытянуть вверх, чтобы кончики пальцев касались друг друга над головой (примерно с 4 лет).

Лечь на живот и проползти под столом и стульями (это доступно и "ползункам").

Сесть на пол, ноги вытянуть, ступнями поднять подушку, мяч или коробку и снова опустить (примерно с 3 лет).

Один ребенок тянет, не отрывая от пола, длинный толстый шпагат. Другой пытается наступить ногой на конец шпагата и таким образом "поймать ящерицу". Чем меньше ребенок, тем медленнее надо двигать веревку (для детей, уже умеющих ходить).

Бег с препятствиями

Плюшевого мишку, кубики, игрушечный автомобиль и другие мелкие предметы положить в качестве препятствий на пол и перешагивать через них (примерно с 2 лет). Для детей постарше и взрослых игру можно усложнить, положив на голову подушку.

Задом наперед подниматься в гору. Опереться вытянутыми руками в пол, затем - ногами на скамейку (примерно с 5 лет).

Сесть на пол, руками упереться сзади в пол, ноги и тело вытянуты. Оторвать тело от пола и медленно опуститься. Ваш малыш получит еще большее удовольствие, если при этом у него на животе-"платформе" лежит его любимая мягкая игрушка (примерно с 4 лет).

Для шестилетних детей игру можно усложнить: ступни лежат не на полу, а на низкой скамеечке.

Зажать воздушный шар (или мяч, что труднее) между ног и прыгать так по квартире(примерно с 5 лет). Воздушный шар надуть слабо, тогда он не лопнет так легко и нет опасности, что ребенок испугается.

Один идет по квартире и делает при этом смешные движения и жесты. Другой изображает его тень и пытается точно повторить все шаги и движения (примерно с 5 лет).

Волнение на море

Сесть друг против друга с широко разведенными ногами и взяться за руки. Попеременно нагибаться вперед, назад и в стороны, как на морских волнах (примерно с 4 лет). o Железная дорога. Один идет, держась за канат или палку, впереди, другой сзади. Один - паровоз, другой - вагон. Поезд едет через всю квартиру, вокруг столов и стульев, из комнаты в комнату (для умеющих ходить детей).

Балансировать надутым шаром на лбу или носу как можно дольше. Можно организовать настоящие соревнования (с 5 лет)

Попади в медведя

Веселое состязание для всей семьи: мягким мячом-липучкой надо попасть в мишень. В зависимости от того, куда попал, игрокам засчитывается определенное количество очков

Пройтись на руках по квартире, но будьте осторожны, чтобы ребенок не ударился носом (с 5 лет)

Шагать из одной коробки в другую, поднимая ноги, как аист -это сделать гораздо труднее, если коробки разной высоты (с 4 лет)

из листов бумаги ведет через всю квартиру. Надо наступить на каждый лист. Если не попал, отступаешь на один лист назад (с 3 лет)

То медленно, то быстро толкать мяч своему партнеру. Чем старше дети, тем больше может быть расстояние.

Ребенок постарше (или кто-то из родителей) изображает мост, а младший - пароход, который проплывает под мостом (с 3 лет)

Прыгать вперед и назад через палку или веревку (с 3 лет, с 5 лет - еще и задом наперед)


Осанка – это привычная правильная поза, которая формируется в процессе роста организма ребенка. Осанка придает телу стройность и красоту и зависит от многих факторов.

Общеизвестно, что костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых людей.

Кости у детей менее крепки и тверды, но более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20 - 23 годам.

Осанка легко изменяется под влиянием неправильного длительного положения тела: мебель, не соответствующая росту; неудобная кровать (раскладушка); неправильная посадка и неправильная поза во время сна. Но чаще всего нарушения осанки отмечаются у детей с плохо развитой мускулатурой.

При правильной осанке у ребенка чуть приподнята голова, грудь слегка выгнута вперед, спина прямая, живот подтянут, ноги ровные, не согнуты в коленях.

Осанка формируется еще в дошкольном возрасте, а на 6-м году жизни могут выявляться первые дефекты в осанке – сутулость, округлая или плоская спина, отстающие лопатки, выпяченный живот, слегка согнутые при стоянии ноги. В дальнейшем нарушения осанки могут привести к искривлению позвоночника.

Так что же нужно делать, чтобы не допускать нарушения осанки?

Для сохранения хорошей осанки особенно важна правильная посадка ребенка за столом (партой) во время занятий в школе и дома.

Дети должны знать признаки правильной посадки и уметь ее контролировать. Высота стула должна обеспечивать прямой угол (в 90 градусов) между бедром и голенью, между голенью и полом. Между туловищем и партой должно быть пространство с кулак. Плечи при работе за столом должны быть на одном уровне, опущены, а обе ноги обязательно на полу. Расстояние от глаз до книги - не менее 35 см.

Прямая посадка не может сохраняться длительное время, поэтому переход от прямой посадки к слегка наклоненной и обратно можно считать более рациональным, чем длительное сидение в одной и той же позе.

При правильной посадке не сдавливаются и находятся в правильном положении внутренние органы грудной и брюшной полости (сердце, легкие, печень, желудок, кишечник и др.) и кровеносные сосуды.

Также важно правильно подобрать школьный рюкзак (ранец).

Во-первых, школьный рюкзак (ранец) должен весить не более 700 г для учащихся 1 - 4 классов и не более 1 кг – для учащихся 5 - 11 классов. Ширина ранца должна примерно соответствовать ширине плеч; верхний его край и плечи должны быть на одном уровне; нижний край должен располагаться на уровне пояса; рюкзак (ранец) должен плотно прилегать к спине; прилегающая к спине поверхность рюкзака (ранца) должна быть формоустойчивой.

Необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой. В комплекс утренней гимнастики хорошо включить упражнения для укрепления мышц стопы и голени, хождение на носках, пятках, на внутренних и наружных краях стоп.

Можно проводить упражнения у стены, выдерживая по 5 - 10 минут спину в ровном положении, а затем прохаживаться по комнате, сохраняя положение и телесные ощущения. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, траве.

Немаловажен и полноценный сон, который не только оказывает положительное влияние на нервную систему и состояние здоровья, но и дает отдых мышцам и уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы. Для полноценного сна необходимо правильное положение тела во время сна. Кровать или диван должны быть на 15 - 20 см больше длины тела, а постель – жесткая и ровная.

Неотъемлемой частью осанки является походка. Движение тела, плавность и грациозность походки зависят от строения стоп и ног человека.

Существенно ухудшает походку и осанку хождение на высоких каблуках (особенно в детском и подростковом возрасте), что приводит к уплощению стопы, а в дальнейшем к полному исчезновению свода стопы (плоскостопию).

Обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2 - 3см, а по длине и ширине каблук должен занимать ¼ часть подметки. При таком каблуке значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого приспособлены. Нельзя носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков, которую можно надеть для отдыха на короткое время.

Вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, она не поддерживает еще не окрепшие связки и мышцы голени и стопы. Спортивную обувь необходимо носить только по назначению.

При плохой осанке не бывает правильной походки.

Сгорбленная спина старит даже очень молодого человека. Если хотите выглядеть привлекательно, не забывайте об осанке.

Не забывайте и о том, что правильная осанка снимает многие проблемы вашего здоровья.

Врач лечебной физкультуры Калиновская Галина Павловна

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.