Правила ортопедического режима при нарушении осанки

Ортопедический режим для ребенка


Уважаемые родители детей выпускающихся в школу, хотим предложить консультацию о необходимости создания ортопедического режима для вашего ребенка. Надеемся, что наши рекомендации будут для вас полезными.

Одним из основных средств профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себе полный спектр ситуаций, связанных с регулировкой нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка.

По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статистических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика).


Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:

v Приходя из школы, ребенок после обеда должен лечь и отдохнуть 1-1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник.

Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.

v Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.

v Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий 20 минут, оптимальная 40 минут.

v Необходимо правильно организовать рабочее место (по крайне мере, в домашних условиях, за неимением парт по росту и возрасту в школах); освещение должно быть рассеянным и достаточным.

v Детская мебель должна соответствовать следующим требованием:

u Высота должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза;

u Высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90 градусов;

u Желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статистическом режиме.

v Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная симметричная установка различных частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:

u Стоп в опоре на полу или на скамейке;

u Колени над стулом на уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом или необходимым тупым углом);

u Равномерная опора на обе половины таза;

u Между грудью и столом – расстояние от 1 до 2 см;

u Предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежа на столе, плечи симметричны;

u Голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;

u При письме тетрадь повернута на 30 градусов, нижний левый край угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

v Не рекомендуется носить портфель в одной руке, в начальной школе дать ребенку ранец.

v Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме – когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза – когда ребенок сидит с ногой, положенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушению осанки.

v Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.

v Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических веществ, макро- и микроэлементов.

Наиболее часто встречающейся деформацией позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста является нарушение осанки. В той или иной степени выраженности нарушения осанки встречаются у 60% детей. Вопросы лечения и реабилитации таких детей привлекали внимание специалистов ЛФК на протяжении многих лет. В настоящее время предложены меры профилактики, решены многие организационные и методические вопросы, разработаны схемы занятий и комплексы упражнений, статико-динамический режим, особенности плавания и гимнастики в воде, другие вопросы лечения.

В 1962 г. была принята единая классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
- сутулая спина;
- круглая спина;
- кругловогнутая спина;
- плоская спина;
- плосковогнутая спина.

Сутулая спина — увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

Кругловогнутая спина — увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Коррекция дефектов осанки — не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Лечебная физкультура — это основное средство профилактики и лечения нарушений осанки. Она включает в себя не только специальную лечебную гимнастику, проводимую под контролем специалиста ЛФК, но и постоянно и непрерывно проводимые мероприятия по воспитанию навыков правильной осанки, созданию такой окружающей среды в быту, дома, в школе, которая способствует решению поставленных задач. Правильный статико-динамический режим имеет огромное значение в профилактике и лечении нарушений осанки всех типов. Он включает в себя те доступные, не требующие особых материальных затрат мероприятия, которые родители обязаны обеспечить ребенку.

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи.

3. Большое значение имеет правильная организация рабочего места и правильная поза во время чтения и письма, освещение стола слева. Основные требования для рабочей позы во время занятий - это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под столом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметричны и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30 о , нижний левый угол листе, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом.

6. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля за собственной осанкой.

7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений дома и набор спортивных принадлежностей (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или турничок и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК.

8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета. Лечебная гимнастика наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создающие мышечный корсет и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется под влиянием целенаправленных двигательных функций. Основные положения методики лечебной гимнастики при нарушениях осанки и принципы проведения занятий сводятся к следующим:

1. Методика ЛФК при нарушениях осанки подразумевает не только решение специальных задач, но и укрепление организма ребенка в целом, развитие всех двигательных функций (силы, ловкости, выносливости, скорости) и функциональных возможностей всех органов и систем, воспитание потребности к здоровому образу жизни и выработке мотивации к правильной осанке. Это может быть достигнуто только в результате совместного труда ребенка, его родителей и специалистов ЛФК.

2. Ребенок — это личность. Волевыми действиями взрослых, упреками и окриками нарушения осанки не исправить, а подавить волю ребенка, вызвать неприятие или сопротивление, сформировать негативное отношение очень просто. Только при условии понимания стоящих задач, при наличии активного и сознательного отношения ребенка возможно достижение высокой эффективности лечения. Сформировать активность и сознательность у детей основная задача взрослых, и Медико-педагогический подход в методике ЛФК при данной патологии имеет первостепенное значение.

3. Необходимо регулярно оценивать эффективность лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам с целью контроля подвижности позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также демонстрируя результаты лечения детям и родителям для выработки мотивации к дальнейшим занятиям.

4. Естественно, что после курсов ЛФК с использованием специальных физических упражнений в медицинских учреждениях, проводимых периодически, ребенок должен в домашних условиях самостоятельно длительное время заниматься физическими упражнениями.

При проведении занятий лечебной гимнастикой (по А.А. Потапчук) решаются следующие задачи:

1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела.

2. Укрепление мышц и совершенствование координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмические движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощений или сопротивлений. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

4. Коррекция имеющихся дефектов осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося типа нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

А.А. Потапчук (1992) разработана методика лечебной гимнастики, рассчитанная на 18-ти недельный курс ЛФК для проведения занятий в условиях поликлиники, санаториев или детских реабилитационных центров, включающая три основных периода: начальный (с первой по 8-ю неделю), основной (с 9-ой по 15-ю неделю) и заключительный (с 16-ой по 18-ю неделю). Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Основной период - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на само вытяжения, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений. В итоге проводится оценка выполнения индивидуальных упражнений, тесты но силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.

Методика рассчитана на период лечения длительностью 4,5 месяца и ее реализация в условиях ортопедической клиники не всегда представляется возможной. Можно использовать и менее продолжительные занятия, проводимые отдельными курсами в условиях стационара и дома.

Лечебная гимнастка при нарушении осанки во фронтальной плоскости

В практической работе в процессе восстановительного лечения детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости мы предлагаем специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, для боковых мышц туловища, симметричные корригирующие упражнения, а также для укрепления мышц брюшного пресса.

Специальные упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости

Примеры упражнений для укрепления мышечного корсета

Нарушение осанки. Сколиоз

Нарушение осанки
Осанка – привычная поза человека в покое и (или) движении, манера держаться без особого напряжения.
Осанка считается правильной, если голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи – на одном уровне (развернуты и слегка опущены), лопатки прилегают к грудной клетке, кривизна позвоночника умеренно выражена, все части тела расположены симметрично. При правильной осанке голова держится прямо (лоб и подбородок в одной вертикальной плоскости), руки опущены, грудная клетка – слегка выпуклая, живот втянут, ноги умеренно разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и перпендикулярны полу, стопы параллельны или слегка разведены в стороны.

Формирование осанки начинается в раннем детстве и заканчивается к моменту окончания роста. Вместе с тем, ее нарушения могут возникнуть при слабости мышц туловища в любом возрасте. Чаще всего это проявляется изменением формы спины.
Форма спины определяется, в основном, изгибами позвоночника. Для спины нормальной формы характерны физиологические изгибы:


  • в переднем направлении – лордоз - в шейном и поясничном отделах позвоночника;
  • в заднем – кифоз - в грудном и крестцовом отделах.

Правильно оформленные изгибы позвоночника создают хорошие условия для жизнедеятельности внутренних органов, позволяют ему успешно выполнять функцию опоры и амортизатора.
Позвоночник новорожденного ребенка не имеет изгибов. С 3 – 4 месяцев жизни, когда ребенок начинает хорошо держать голову, появляется шейный лордоз, с 6 – 7 месяцев жизни (ребенок садится) - грудной кифоз, а когда ребенок начинает стоять и ходить – поясничный и крестцовый изгибы.
Окончательная осанка формируется с наступлением половой зрелости.

Нарушение осанки в переднезаднем отделе (саггитальной плоскости) происходит по следующим причинам:
- слабое развитие мышечной системы, особенно мышц спины и живота;
- отсутствие систематической физической тренировки;
- наличие дефектов зрения;
- сон на кровати с мягкой подстилкой;
- неудобная мебель для приготовления уроков;
- перенесенный в раннем детстве рахит, частые простудные заболевания, туберкулезная инфекция.

При сглаживании естественных изгибов позвоночника образуется плоская спина. При резко выраженном грудном кифозе и сглаженном лордозе формируется круглая (сутулая) спина. Кругло-вогнутая (седлообразная) форма спины характеризуется резко выраженным грудным кифозом и поясничным лордозом. Круглая и кругло-вогнутая спина, помимо косметического изъяна, сопровождается снижением функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. При плоской спине отмечается снижение рессорной функции позвоночника, в результате чего происходят постоянные микротравмы головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, приводящие к быстрому утомлению, а нередко – и к головным болям.

Нарушение осанки можно заподозрить у ребенка еще до 1 года жизни
по следующим признакам:
- Положение головы – в одну сторону;
- Естественные складки – асимметричны;
- Кормление – больше с одной груди;
- Ползание – кругами;
- Подкладывание ножки в положении сидя.

Формирование правильной осанки зависит и от обуви ребенка. Она должна соответствовать размеру, быть с небольшим широким каблуком на кожаной подошве. Неправильно подобранная обувь может привести к плоскостопию, различным деформациям ног. А эта патология практически всегда приводит к нарушению осанки и сколиозу. Поэтому стопы нужно укреплять, используя специальные упражнения.

Если ребенок с детства не приучен к физическим упражнениям, редко бывает на свежем воздухе, мало двигается, он будет расти слабым, болезненным, что, в свою очередь, отразится на его осанке. Необходимо использовать различные средства закаливания, особенно воздушные ванны, обтирания.

На формировании осанки может неблаготворно отразиться и неправильно подобранная детская мебель. Высота сиденья детского стульчика должна равняться длине голени от подколенной ямки до пятки, стопа должна располагаться на полу, а не висеть в воздухе. Ширина сиденья должна составлять 2/3 длины бедра, чтобы в подколенной ямке не придавливались нервы и кровеносные сосуды. Спинка стула должна быть жесткой, прямой или вогнутой формы, а сиденье – с подогнутым книзу краем и небольшим наклоном назад. Твердая постель с низким изголовьем – основа хорошей осанки.

В 5 – 6-летнем возрасте в комплекс гигиенической гимнастики хорошо вводить упражнения с ношением предметов на голове, Хороши плавание, ходьба на лыжах. С этого же возраста необходимо следить за выработкой правильной осанки и организацией рабочего места.

Основной метод лечения патологической осанки – лечебная гимнастика, задачей которой является всестороннее физическое развитие, обеспечивающее умение правильно держать тело, развитие координации движения, воспитание навыка правильной осанки. Исправление различных нарушений осанки достигается с помощью специальных упражнений, обучение которым осуществляет инструктор-методист кабинета ЛФК.

Немалая роль в лечении нарушений осанки отводится полноценному питанию, соблюдению ортопедического режима, массажу, закаливанию, плаванию. Нарушение осанки – это функциональное состояние, которое устраняется при соответствующем лечении.

Сколиоз
Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функций органов грудной клетки, а также к косметическим дефектам.
Это заболевание длительное, с неопределенным течением и не всегда ясным прогнозом. Сколиоз правильнее называть сколиотической болезнью.
Проблема сколиоза уже давно привлекает большое внимание ученых и практиков здравоохранения нашей страны и за рубежом.
На протяжении длительного периода времени на всех континентах земного шара, несмотря на улучшение материальных условий жизни, широкие меры профилактики, развертывание сети специальных учреждений для раннего лечения сколиоза, улучшение методов консервативного и хирургического лечения, число больных сколиозом не уменьшается. Из этого следует, что не факторы внешней среды (неправильно подобранная мебель, малоподвижный образ жизни, ношение тяжелых предметов в одной руке, неравномерная нагрузка на позвоночник) являются истинной причиной сколиоза.
На 100 обследованных детей выявляют от 2 до 9 случаев сколиоза. Частота возникновения сколиоза среди девочек и мальчиков в раннем возрасте примерно одинакова. Однако у девочек сколиоз более склонен к прогрессированию (особенно в подростковом возрасте), поэтому в более позднем возрасте выраженная форма сколиоза у девочек встречается в 3 – 4 раза чаще, чем у мальчиков.
При диагностике сколиоза учитывают положение линии остистых отростков позвоночника, положение головы и очертание шейно-плечевых линий, симметричность треугольников талии, уровень стояния углов лопаток, наличие реберного выпячивания и мышечных валиков.

В зависимости от направления дуги искривления позвоночника различают лево-, право- и S- образный сколиозы; по локализации – грудной, поясничный, тотальный; одновременное искривление назад и в сторону –кифосколиоз. По течению сколиоз делится на

  • не прогрессирующий,
  • медленно прогрессирующий,
  • быстро прогрессирующий.

Чем младше ребенок, тем тяжелее прогноз – сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет.
Наиболее часто прогрессируют грудной и S- образный сколиозы. S- образный сколиоз косметически выглядит лучше, чем грудной, нарушения функции органов грудной клетки менее значительны.

Консервативный метод лечения включает общеукрепляющее лечение:
- полноценное, богатое белками и витаминами питание;
- режим разгрузки позвоночника;
- пребывание на свежем воздухе;
- занятия лечебной гимнастикой;
- лечебное плавание;
- массаж;
- закаливание;
- санацию хронических очагов инфекции.

Основной метод лечения сколиоза – лечебная физкультура, основной задачей которой является укрепление мышечного аппарата, улучшение дыхательной функции и общего состояния больного. При всех видах сколиоза 1 и 2 степени без прогрессирования искривления позвоночника ЛФК проводится в поликлинике.

Памятка для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьников

Проблема нарушения осанки у детей была всегда актуальна, но в наше время она приобретает все большие масштабы. Это связано с изменением качества жизни. Люди, благодаря новомодным гаджетам и инновациям, доступным видам городского и личного транспорта, перестают двигаться и все чаще ведут малоподвижный образ жизни. Всех больше страдают от этого дети, так как в период формирования скелета важно двигательная активность, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки очень распространено в школьном возрасте, так как на маленький организм ложится колоссальная нагрузка в плане проживания учебного дня, носки школьных принадлежностей, долгого пребывания на рабочем месте, вместо того, чтобы бегать, прыгать и играть. Конечно, школьной программой предусмотрены меры профилактики развития и равномерной нагрузки на опорно-двигательную систему, но ребенку нужен постоянный контроль, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Давайте разберемся в вопросе о нарушении осанки у школьников и мерах ее профилактики.

Какие нарушения в организме вызывает неправильная осанка

Нарушение осанки влияет на все системы и органы человеческого тела, так как вследствие искривления позвоночника в определенную сторону смещаются и все органы. Нарушается их работа, и возникают сопутствующие заболевания. Неправильная осанка может привести к следующим проблемам.

1. Изменяется артериальное давление, затрудняется кровообращение всего организма, прокачка крови затруднена, все органы, системы не дополучают питательные вещества и микроэлементы.

2. Страдает желудочно-кишечный тракт. Из-за перекоса продвижение каловых масс затрудняется. Это ведет к застойным явлениям, запорам, коликам.

3. Мочеполовая система не может полноценно работать. Отток мочи ослабляется и возникают проблемы с мочеиспусканием.

4. Нервная система также не остается в стороне. Из-за сдавливания нервных окончаний и корешков могут возникать сильные боли в разных отделах позвоночного столба и прилежащих к ним областях.

Как распознать нарушение осанки

Неправильная осанка возникает в результате недоразвития мышечного корсета спинных мышц. Из-за этого возникают неестественные вогнутости и выпуклости. Самым распространенным заболеванием, характеризующимся искривлением позвоночного столба, является сколиоз.

Чтобы определить и выявить дефекты, вызванные нарушением осанки в школьном возрасте, и вовремя принять меры необходимо осмотреть ребенка в двух плоскостях – саггитальной и фронтальной.

Нарушения осанки в саггитальной плоскости характеризуется следующими моментами:

1. Выпуклость грудины и уплощение поясничного лордоза. Другое название – круглая спина.

2. Кругловогнутая спина. Увеличение всех изгибов позвоночника.

3. Сутулая спина. Лордоз поясничного отдела уменьшен, а грудной кифоз увеличен.

4. Плоская спина. Все изгибы уменьшены и мало выражены.

5. Плосковогнутая спина. Увеличен поясничный лардоз, уменьшен грузной кифоз.

Эти изменения вызванные осанкой, нарушенной вследствие систематического неправильного положения тела ребенка, могут дополняться еще и вторичными признаками:

1. Сильное выпячивание лопаток относительно плоскости спины.

2. Уплощение лопаток.

3. Сильный наклон шеи и головы вперед – сутулость.

4. Колени, расходящиеся в стороны.

Нарушения осанки в фронтальной плоскости характеризуются несимметричностью половин спины и всего тела. К примеру, это могут быть следующие признаки:

1. Ноги разной длины.

2. Плечи располагаются на разном уровне.

3. Талия на одном боку отличается от другого бока.

4. Голова самопроизвольно склонена на бок.

5. Позвоночник и ягодичная складка не на одной линии.

Как предотвратить нарушение осанки у школьников

Для того чтобы избежать проблем с осанкой и заболеваний позвоночного столба в будущем необходимо соблюдать некоторые требования:

2. Парта, на которой сидит школьник, должна находиться на уровне нижней части груди. Если парта слишком низкая, то ребенку придется наклониться при письме или чтении – это неправильно. Если парта слишком высокая, правая рука будет стремиться постоянно вверх, формируя при этом неправильное расположение правого плеча.

3. Высота стула должна соответствовать высоте голени ребенка.

4. Между столом и стулом должно оставаться расстояние равное грудной клетке школьника.

5. При письме ребенок должен занимать правильную позу – ноги согнуты под прямым углом, спина прямая, подбородок опущен.

Нарушение осанки у школьников требует серьезного и длительного лечения, в которое входит целый комплекс мероприятий. Одним из важнейших методов лечения нарушения осанки у школьников является лечебная физкультура.

Некоторые упражнения для исправления осанки:

1. Плотно прижаться к стене лопатками, плечами, пятками и ягодицами. Руки расставить в стороны и тоже и прижать к стене. Напрячь мышцы всего тела, и скользить по стене руками вверх-вниз.

2. Лежа на животе, выпрямить руки и ноги и одновременно поднимать их вверх, оставаясь лежать несколько секунд только на животе и груди. Затем опустить руки и ноги на пол. Повторить 10 раз.

3. Велосипед. Совершать вращательные движения ногами, как будто кручение педалей велосипеда, лежа на спине.

4. Стоя в прямом положении, сделать глубокий вдох и выпучить живот. Задержаться в таком положении на несколько секунд и расслабиться. Повторять упражнение по 30 раз дважды в день.

5. Вращательные движения руками в разные стороны в положении стоя.

6. В положении сидя выполнять наклоны вперед и назад по 10-15 раз.

Такие несложные упражнения избавят вашего ребенка от нарушений осанки и заболеваний позвоночника в будущем. Главное условие – регулярность выполнения упражнений и систематический контроль за правильным положением спины.

Выбранный для просмотра документ Оздоровительная практика при нарушениях осанки.docx

Выбранный для просмотра документ Оздоровительная практика.ppt




















Описание презентации по отдельным слайдам:

Оздоровительная практика при нарушениях осанки Выполнила: магистрант 2 курса Никулина О.С. Проверил: доктор .мед.наук, профессор Суботялов М.А.

Содержание Определение болезни (отклонения) Этиология (причины отклонения) Признаки отклонения, симптомы Общие вопросы профилактики Рекомендации по образу жизни при нарушениях осанки Массаж при нарушениях осанки Мануальная терапия при нарушениях осанки Лечебная физическая культура при нарушениях осанки

Актуальность С раннего детства осанка человека претерпевает существенные изменения, которые в наибольшей степени проявляются в периоды дошкольного и школьного онтогенеза. Более 80% современной популяции детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют различные нарушения осанки. По сравнению с шестидесятыми годами прошлого столетия число детей, имеющих те или иные особенности осанки, увеличилось в три раза. Это явление по данным многих исследователей имеет вселенский характер и сопоставимо с секулярным трендом акселерации 60—70х г.г. Статистика иранских специалистов свидетельствует о том, что только в столице Ирана - Тегеране, 86% школьников имеют нарушения осанки, сочетающиеся с изменениями различных органов и систем, таких как сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др.

Определение болезни (отклонения) Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом

Определение болезни (отклонения) При увеличении физиологических изгибов. Сутуловатость Круглая спина, или кифотическая осанка, Кругловогнутая спина При уменьшении физиологических изгибов различают Плоская спина Плосковогнутая спина

Этиология (причины болезни, отклонения) Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать: неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке, неудобная одежда, сдавливающая грудную клетку, перетягивающий талию пояс. Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат : слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Общие вопросы профилактики нарушений осанки Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий — 20 мин, оптимальная — 40 мин. Большое влияние на рабочую позу детей оказывает продолжительность занятий. Старшеклассникам необходимо делать перерывы через каждые 40−45 мин, а первоклассникам — через 30−35 мин. остальная часть — наклонной. Для того чтобы рабочая поза во время письма была оптимальной, следует придерживаться ряда правил: угол между плоскостью подставки для ног и продольной осью должен быть около 80°; бедра на стуле располагаются горизонтально, при этом угол в коленном суставе составляет около 80°; наклон спинки сиденья равен 100−105°; предплечье располагается горизонтально на уровне рабочей поверхности.

Общие вопросы профилактики нарушений осанки Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, а в начальной школе лучше купить для ребенка ранец. После занятий в школе ребенок должен полежать 1 — 1,5 часа, для того чтобы нормализовать тонус мышц спины и разгрузить позвоночный столб. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, подушка — невысокая, лучше ортопедическая.

Рекомендации по образу жизни при нарушениях осанки 1. Правильный образ жизни, т.е. максимально времени проводить на воздухе, не ограничивая двигательной активности детей. 2. Правильный режим питания, т.е. качественное соотношение белков, жиров и углеводов и максимум минеральных веществ, особенные фосфора и кальция (рыба, молочные продукты, капустный рассол). В крайнем случае, глюконат кальция по 1 таблетке -3 раза в день 10 дней (возможно повтор курсы). Суточный рацион белков животного происхождения должен составлять 100 грам. Соли кальция и фосфора в организм должны поступать из натуральных пищевых продуктов, но не в виде чистых солей. 3. Сон на постели с жестким основанием и низкой подушкой. 4. Правильная одежда, которая. Не должна стеснять движений.

Рекомендации по образу жизни при нарушениях осанки 5. Специальные упражнения 6. Почаще ставить ребенка перед большим зеркалом, чтобы он видел свою осанку, обращать внимание ребенка на других детей с хорошей осанкой (при этом, стараясь не обидеть своего). При этом у ребенка должен сформироваться зрительный образ правильной осанки. Хорошо лечебную гимнастику проводить под музыку, но она не должна быть громкой, а быть лишь отвлекающим фоном, снимать напряжение ребенка. Эти занятия надо проводить регулярно, лучше ежедневно в течение нескольких месяцев или лет! Лишь в этом случае успех гарантирован! Дети, которые посещают ЛФК в поликлиниках будут заниматься дома в перерывах между занятиями. Через 1 год ребенка снова показать врачу ЛФК. 7. Не разрешайте ребенку смотреть телевизор или читать, лежа на боку. 8.Неподвижно сидеть рекомендуется не больше 20 минут. Чтобы расслабить мышцы и предотвратить развитие сутулости, следует как можно чаще вставать, хотя бы на полминуты-минуту. Сидя, пусть ребенок меняет положение ног: ступни рядом или разведены, вперед или назад. 9.Поощряйте двигательную активность ребенка, отдавайте предпочтение игровым видам спорта. Полезными будут утренняя гимнастика, закаливание, бег, ходьба на лыжах.

Массаж при нарушениях осанки Массаж при нарушении осанки является подготовительной процедурой перед выполнением лечебной гимнастики и позволяет нормализовать кровоснабжение в позвоночнике, улучшить поступление питательных веществ и подготовить скелетную мускулатуру к гимнастическим упражнениям.

Массаж при нарушениях осанки Для лечения позвоночника существует 3 вида массажа: Лечебный (классический); Точечный; Сегментарный. Лечебный и сегментарный виды применяются в специализированных ортопедических реабилитационных центрах. Точечный вид – в восточных оздоровительных школах или центрах физиотерапии.

Влияние массажных процедур на организм Активируют кровоснабжения и деятельности центральной нервной системы; Устраняют нервную импульсацию в патологических очагах; Нормализуют обмен веществ; Рефлекторно стимулируют активность внутренних органов.

Мануальная терапия при нарушениях осанки Мануальная терапия – это одна из древних известных медицинских процедур, при помощи которой путем совокупности определенных приемов воздействуют на позвоночник и суставы, устраняя тем самым их болезненность, возвращая их былую подвижность, а также снимая напряжение и спазмы мускулатуры. С помощью мануальной терапии можно избавиться от: болезней опорно-двигательной системы (сколиоза, остеохондроза, межпозвоночной грыжи, болей в позвоночнике, плоскостопия, нарушений осанки, онемения); заболеваний нервной системы.

При сколиозе мануальный терапевт воздействует на область искривления, выравнивая ее и фиксируя позвонки в новом положении. Для этого он сначала расслабляет мышцы, а затем резко направляет суставы. Но чтобы болезнь не возвратилась, необходимо укрепить ослабленные мышцы с помощью лечебной физкультуры.

Лечебная физическая культура при нарушениях осанки Систематические и дозированные занятия ЛФК являются лучшим средством, предупреждающим нарушения осанки. Основная задача при воспитании у людей правильной осанки - укрепление мышц туловища, связочного аппарата позвоночника, улучшение функции сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Воспитание правильной осанки является, по существу, выработкой у человека особого вида условного двигательного рефлекса, который мы называем привычкой. Для выработки рефлекса правильной осанки условными раздражителями являются замечания и напоминания родителей, педагогов, товарищей и сознание необходимости сохранения правильного положения тела за партой, за столом, во время ходьбы, стоянии и т.п.

Лечебная физическая культура при нарушениях осанки Развитие и укрепление мышц, участвующих в образовании правильной осанки, осуществляется с помощью физических упражнений. Во время утренней гимнастики; физкультминуток; гимнастики, исправляющей нарушения осанки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.