Пороки осанки что это такое

Осанка — это

Осанкой называется привычная поза человека в покое и в движении, при которой он без напряжения сохраняет прямое положение туловища и головы. Эта поза обеспечивается главным образом позвоночником. Однако, кроме него, для создания нормальной осанки важное значение имеет положе-ние головы, плечевого пояса, таза, а также равновесие мышц, расположенных по сторонам позвоночника. Не только всякое мышечное движение отражается в той или иной форме на по-звоночник, но даже наша речь — все в большей или меньшей степени передается и воспринимается позвоночником.

Понятие о правильной осанке

основано на гармоническом устройстве человеческого тела, на симметрии отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позы. Ор-тоградное положение человека под действием нервно-мы-шечного и связочного аппарата формирует физиологические изгибы позвоночника, устанавливает его под определенным углом к тазу, благодаря чему создаются благоприятные механические условия для опоры туловища, правильной (физиологической) осанки. Осанка от рождения и до оконча-ния роста претерпевает постоянные изменения под влиянием многих внутренних и внешних факторов, физического развития, нагрузки, рационального или нерационального ре-жима питания, гормонального фактора. Для удержания голо-вы к 3-4 месяцам формируется шейный лордоз, а функция сидения формирует поясничный лордоз. У подростков в препубертатном периоде снова происходит изменение осанки. Походка становится неопределенной, вразвалочку. С наступлением половой зрелости формируется окончательная осанка. Каждому человеку свойственна только его осанка, по походке, не видя лица, определяют примерный возраст, пол, знакомый он ваш или нет .

Известно, что различные варианты, формы и функции по-звоночника наблюдаются при астеническом и пикническом строении человека. Наряду с особенностью строения чело-веческого тела в целом весь позвоночник и отдельные позвонки также построены различно. У лиц пикнического строения обычно поясничная область бывает короткой, иног-да имеется только четыре поясничных позвонка. Крестец рас-полагается достаточно низко между крыльями подвздошных костей. Тела позвонков массивны, межпозвонковые суставы ма-лоподвижны.

Наоборот, у субъектов астенического сложения позво-ночник имеет нежное строение, поясничные позвонки больше похожи на нормальные грудные. Поперечные отростки малы и коротки. Поясничный отдел позвоночника более подвижен, чем у пикников. Грудная клетка длинная, узкая, уплощенная, субкостальный угол острый. При этом типе строения позво-ночника нередко имеются крыловидные лопатки.

Для сохранения симметрии тела и положении стоя требуется известный мышечный тонус.

Физиологическая осанка зиждется на основных законах симметрии человеческого тела. Существует физиологическая (временная) и патологическая асимметрия человеческого тела и, в частности, в положении его туловища и позвоночника.

Основная особенность нормального позвоночника зак-лючается в его способности к быстрому, активному и пол-ному возврату из асимметрического положения к полной сим-метрии .

Нормальная осанка характеризуется

прямым положением головы и позвоночника, симметричным расположением яго-дичных складок, вертикальным положением остистых отростков, горизонтальным уровнем гребней подвздошных костей, правильными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стопы.

Имеется много методов определения патологической осанки, однако для практической работы бывает достаточным фотографирование ребенка

Наиболее типичны следующие пороки осанки :

сутулая спина — увеличение физиологического кифоза в грудном отделе позвоночника, поясничный лордоз и наклон таза незначительны. Отмечается дряблость мышц спины и надплечий, слегка западающая грудина. У таких детей часто имеются нарушения со стороны носоглотки. Общее поло-жение туловища и состояние мышц нижних конечностей позволяют определить неспортивный тип ребенка или подростка.

Более установившаяся патологическая поза определяется как круглая спина.

круглая спина — увеличение кифоза в грудном отделе со-четается с увеличением лордоза поясничного отдела позво-ночника. Круглая спина представляет характерную позу: пле-чи свисают кпереди и книзу, изменяется угол наклонения таза в сторону его уменьшения. Грудь сужена в положении вы-доха. Диафрагма оттеснена книзу, брюшная стенка расслаб-лена, живот слегка выпячен. Центр тяжести проходит сзади на уровне поясничного отдела, и это положение компен-сируется наклонением вперед верхней части туловища.

плоская спина — полное сглаживание поясничного лор-доза, слабовыраженные изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника. Ось тела при плоской или плосковогнутой спи-не проходит по всей длине позвоночника ( рис. 2 ). Этот тип осанки наиболее предрасположен к сколиотической дефор-мации.

кифоз — значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника, вершиной которого является 7 грудной позво-нок. При осмотре ребенка во фронтальной плоскости можно определить небольшое отклонение остистых позвонков от средней линии ( рис. 2 ).

асимметричная осанка — функциональное нестойкое от-клонение позвоночника во фронтальной плоскости, которое исправляется за счет напряжения мышц. Этот вид нарушения осанки отличается от сколиоза первой степени отсутствием изменений со стороны позвоночника, определяемым по рент-генограммам.

При определении пороков осанки надо обращать внима-ние прежде всего на имеющуюся патологию в организме ре-бенка ( плохое зрение, глухота на одно ухо, нарушение дыха-ния ), влияющую на статику. Нарушения осанки возникают и прогрессируют у детей в связи с изменением двигательной активности ( начало обучения в школе ) и в период наиболее интенсивного роста ( половое созревание ).

При отсутствии каких-либо патологических процессов в организме, но при дефекте осанки врач должен установить прежде всего причину ее изменения, начиная с определения контрактур крупных суставов. Для выявления патологической осанки В. Дега предложил 31 тест-вопрос, куда входят поми-мо общих сведений о больном ( рост, масса тела и др. ) дан-ные специальных исследований и ряд видимых изменений (величина живота, уплощение свода стопы и т. д.). Исследо-вание дополняется проведением ряда функциональных тестов ( жизненная емкость легких и др )

При патологической осанке обращает внимание постоян-но наблюдаемое уплощение мышц с одной стороны шеи и надплечий, что особенно заметно при пальпации. Одно над-плечье располагается ниже другого. Плечевой пояс смещен вперед, остистые отростки образуют небольшую и непосто-янную сколиотическую дугу, лопатки расположены асиммет-рично, мышцы дряблые; ребенок занимает пассивное поло-жение. В положении активной осанки патологическая поза исправляется, исчезает боковое искривление, восстанавлива-ется взаимная перпендикулярность трех основных плоскостей тела. Рентгенограмма позвоночника при патологической осанке дает скорее отрицательные, чем положительные дан-ные, но она необходима для исключения многих врожденных и приобретенных заболеваний позвоночника. В патологи-ческой осанке необходимо различать две формы: искривление в сагиттальной плоскости и искривление во фронтальной плоскости. Часто наблюдается смешанная форма: боковые со-четаются с кифотическими. Отличием от истинного сколиоза является отсутствие скручивания позвонков.

Предупреждения развития патологической осанки и ее лечение

С помощью ЛГ можно добиться: улучшения осанки, пос-тоянной тренировки равновесия и совершенствования координации движений, предупреждения прогрессирования, повышения стабильности позвоночного столба, улучшения функционального состояния и нормализации работы сердеч-но-сосудистой и дыхательной систем и органов брюшной по-лости.

Успех лечения зависит от родителей, которые призваны особенно заботливо ухаживать за таким ребенком, строго следовать советам ортопеда и специалиста по ЛФК. Актив-ный двигательный режим ребенка способствует гар-моничному развитию, выработке условнорефлекторных свя-зей, обеспечивающих формирование правильной осанки в процессе роста. Правильная осанка лечит сколиоз, гипер-кифоз и другие фиксированные заболевания позвоночника.

Нормальную осанку можно рассматривать как условный рефлекс, а это значит, что хорошей осанке нужно обучать. Выработка навыка правильной осанки — это длительный педа-гогический процесс. Привычка к правильной осанке должна сохраняться на всю жизнь.

Педагогическим работникам следует знать о дефектах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Это поможет выработать правильную тактику по их профилактическому лечению, найти оптимальные средства коррекции. Учебно-пе-дагогический процесс для детей с ортопедическими за-болеваниями должен решать вопросы учебно-педагогическо-го плана и профилактического лечения.

Дети с дефектами осанки, со сколиозом первой степени и гиперкифозом от занятий физкультурой не освобождаются. Для них должны быть организованы дополнительные занятия по профилактической гимнастике в течение 30-40 мин. в школе, в дошкольных учреждениях или в медицинских реаби-литационных центрах — 20-30 мин. 3 раза в неделю. Должна быть специфика дополнительных занятий в использовании ин-дивидуальных коррегирующих упражнений.

Занятия физкультурой для улучшения физического здоровья без учета изменений двигательного стереотипа могут принести не пользу, а вред.

  • Что такое Пороки осанки
  • Что провоцирует Пороки осанки
  • Патогенез (что происходит?) во время Порока осанки
  • Лечение Порока осанки
  • К каким докторам следует обращаться если у Вас Пороки осанки

Что такое Пороки осанки

Осанка - привычное положение тела непринужденно стоящего человека - формируется в процессе физического развития ребенка и развития у него статико-динамических функций. Известно, что у ребенка параллельно с приобретением им навыков удерживания головы, сидения и стояния постепенно образуются физиологические кривизны позвоночника - изгиб в шейном отделе выпуклостью вперед (шейный лордоз), изгиб в поясничной области выпуклостью вперед (поясничный лордоз).

Большую роль в образовании подобных отклонений в положении плечевого пояса играет недостаточно гармоничное (неравномерное) развитие определенных мышечных групп, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Формирование крыловидных лопаток, например, связано со снижением силы ромбовидной, средней части трапециевидной и передней зубчатой мышц. Сведение плеч вперед зависит от преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а свисающие плечи - результат недостаточной тяги верхней части трапециевидной и передней зубчатой мышц.

Некоторые нарушения осанки возникают в связи с изменением положения таза, а именно с изменением угла наклона его. При увеличении угла наклона переднего полукольца тазового пояса наблюдается усиление поясничного изгиба позвоночника (лордоз). Изменение положения таза может быть связано со снижением силы мышц, поддерживающих таз в положении равновесия - прямых мышц живота и задней группы мышц, перекидывающихся с таза на бедро и голень (ягодичные мышцы и сгибатели коленного сустава).

Необходимо иметь в виду, что подобное изменение осанки может зависеть и от других причин: смещения у тучных людей траектории тяжести тела кпереди, которое выравнивается путем прогибания в поясничной области; ношения обуви на высоких каблуках и др.

Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвоночных дисков, имеющих хрящевое строение, обеспечивают высокие рессорные качества, предохраняют от сотрясения внутренние органы и центральную нервную систему. Условия внешней среды (продолжительность и величина нагрузки, положение корпуса при учебных занятиях, работе) и функциональное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на форму позвоночника: нормально существующие изгибы могут усиливаться или уменьшаться, меняется положение плечевого и тазового пояса, может возникнуть наклонность к асимметричному положению тела.

Порочное положение тела при стоянии и сидении постепенно принимает характер стереотипа, и эта неправильная привычная установка может закрепиться. Наиболее типичные отклонения в осанке - сутулость, круглая, плоская спина, крыловидные лопатки, поясничный гиперлордоз. К дефектам осанки, связанным с изменением положения плечевого пояса, относятся сведенные вперед и
свисающие плечевые суставы, крыловидные лопатки.

Усиление поясничного лордоза отмечается и при некоторых патологических состояниях, например при двустороннем врожденном вывихе бедер, параличе ягодичных мышц у больных полиомиелитом. Усиление физиологических кривизн позвоночника особенно часто бывает связано с нарушением условий статической нагрузки на фоне сниженной функциональной способности мускулатуры.

К порочным положениям тела при сидении, принимаемым при учебных занятиях, следует отнести посадку с сильно согнутым вперед туловищем. Это положение может быть связано с сидением на далеко отставленном стуле или занятиям за слишком низким столом, а также с большим расстоянием книги или тетради от ребенка.

Большую роль играет функциональное состояние мускулатуры. При слабом развитии мышц спины быстрее развивается их утомление, корпус ребенка при сидении принимает согнутое положение и удерживается преимущественно силой натяжения связочного аппарата позвоночника. Положение с согнутым туловищем может возникнуть также при стоянии (так называемая вялая осанка). У физически слабых детей иногда наблюдается сглаженность физиологических изгибов позвоночника (плоская спина).

Предупреждение дефектов осанки основано на проведении двух основных групп мероприятий:

  • организации благоприятных для ребенка условий внешней среды (условий статической нагрузки);
  • улучшения физического развития ребенка путем широкого использования различных видов физических упражнений.

Большое влияние на правильное развитие организма ребенка, являющееся одним из основных условий предупреждения возникновения различных нарушений осанки, оказывает общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, гигиена сна, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание учебы и отдыха, использование средств закаливания и др. Следует подчеркнуть значение для детей дневного отдыха и необходимость сна на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника.

Существенную профилактическую роль играет соблюдение специального режима, оказывающего благоприятное влияние на статику ребенка. Необходимо следить за правильным развитием у ребенка стати ко-динамических функций, начиная с младшего ясельного возраста: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навык ползания, стояния и ходьбы, сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями ребенка. Для предупреждения нарушений осанки у детей младшего возраста имеют значение, помимо рациональной мебели, достаточно просторная одежда, правильное положение и длина резинок для чулок. Начиная с дошкольного возраста особенно большое значение приобретает выработка у ребенка правильного положения тела при стоянии и сидении. При этом весьма важно своевременно устранить ряд порочных положений и поз, часть из которых обусловлена привычкой неправильно держаться (например, привычка сидеть с согнутым корпусом и расслабленными мышцами спины при учебных занятиях), часть же связана с нарушением правил школьной гигиены (например, отсутствием соответствия между высотой стола и стула).

Определенное профилактическое значение имеет уменьшение длительности статической нагрузки (стояние, сидение) при слабом физическом развитии ребенка. При наклонности к сутулости снижение нагрузки на позвоночник может быть достигнуто путем проведения учебных занятий за столом с косой установкой крышки (по типу чертежной доски), позволяющей ребенку отклонить корпус назад и опереться на спинку стула.

У подростка и взрослого можно также воспитать правильную осанку, вырабатывая рациональную позу при работе за верстаком, у станка, при канцелярских занятиях.

Не меньшее профлактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мускулатуры, так как активное удержание корпуса, плечевого, тазового пояса и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для осуществления этой цели должны быть использованы дифференцированно подобранные упражнения утренней гигиенической гимнастики, физкультминутка во время уроков, перерывы между уроками, насыщенные физическими упражнениями прикладного и игрового характера.

В условиях школы следует обратить внимание на проведение во время учебных заняти физкультминутки, имеющей значение активного отдыха и способствующей восстановлению работоспособности мышц спины, а также физических упражнений на воздухе и в перерывах между уроками. Для этого необходимо, чтобы на школьном участке были установлены соответствующие снаряды (качели, вертикальные и горизонтальные лестницы, перекладины, бревно для балансирования и др.).

В общем комплексе средств, воздействующих на физическое развитие, особенно большая роль принадлежит правильно построенному уроку физкультуры, цель которого заключается в оказании общеукрепляющего влияния на организм ребенка, а не в выработке узких двигательных навыков спортивного характера. Правильный подбор спортивных успражнений, воспитание интереса к ним у школьника, внедрение их в режим дня ребенка также окажут большое влияние на его правильное и гармоничное развитие.

В утренней гимнастике внимание должно быть акцентировано на упражнениях, укрепляющих мышцы, сближающие лопатки, расширяющие грудную клетку, а также на упражнениях, усиливающих длиннейшие мышцы спины (разгибатели корпуса) и брюшной пресс. В связи с этим целесообразно физические упражнения производить не только стоя, но также из положений лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и включить в комплекс упражнения с гимнастической палкой. Приводим примерный комплекс упражнений.

Примерный комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей с дефектами осанки

  • ИП - стоя, руки на поясе. Разведение локтей со сведением лопаток - вдох; возвращение в ИП - выдох (4-5 раз).
  • ИП - стоя, руки разведены в стороны. Круговые движения руками назад (8-10 раз). Дыхание произвольное.
  • ИП - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклоны корпуса вперед с прямой спиной - выдох; возвращение в ИП - вдох (4-5 раз).
  • ИП - стоя, руки за спиной. Наклоны корпуса вправо и влево (5-6 раз). Дыхание произвольное.
  • ИП - стоя с палкой в руках. Приседание с прямым корпусом и вытягиванием рук вперед - выдох; возвращение в ИП - вдох (4-5 раз).
  • ИП - стоя с палкой в руках. Поднимание палки вперед вверх - вдох; возвращение в ИП - выдох (4-5 раз).
  • ИП - лежа на спине, руки вдоль тела. Попеременное поднимание ног вверх (3-4 раза).
  • ИП - лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса - вдох; возвращение в ИП - выдох (3-4 раза).
  • ИП - стоя, руки на поясе. Поскоки с последующей ходьбой (30 с - 1 мин).
  • ИП - стоя, руки перед грудью. Разведение рук в стороны - вдох; сведение - выдох (3-4 раза).

Использование перечисленных групп мероприятий достаточно для поддержания правильного физического развития здорового ребенка. Для детей с отклонениями со стороны общего физического развития, сниженной функциональной способностью определенных мышечных групп и недостаточной выносливостью к физической нагрузке должны быть организованы в школе дополнительные занятия физкультурой со специальной направленностью.

Подобные мероприятия имеют особенно большое профилактическое значение для детей, ослабленных недавно перенесенными заболеваниями, а также страдающих недостаточностью сердечнососудистой системы. Специальные физические упражнения, подобранные с учетом имеющихся у ребенка отклонений со стороны общего здоровья и физического развития, могут выполняться не только в условиях школы, но и дома в виде самостоятельных занятий.

Так, детям с наклонностью к сутулости (усиление общего изгиба позвоночника назад) и круглой спине (усиление грудного кифоза преимущественно в верхнем отделе позвоночника) особенно показаны напряженные выгибания корпуса с локализацией движения в грудной части позвоночника (а не в более подвижной поясничной).

Детям с крыловидными лопатками и сведенными кпереди плечевыми суставами полезны круговые движения руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок.

При свисающих плечевых суставах полезны отведение рук через стороы вверх, поднимание надплечий, вытягивание рук вверх с противодействием.

При наклонности к лордозированию позвоночника целесообразно из положения лежа на спине производить попеременные движения ногами ("велосипед", попеременное поднимание прямых ног), переходить из положения лежа в положение сидя, а также разгибать ноги в тазобедренных суставах из положения стоя и лежа на животе, что укрепляет ягодичные мышцы. При сглаженности физиологических изгибов позвоночника необходимо повысить функциональную способность мышц спины и живота. Для более интенсивного напряжения определенных мышечных групп полезны упражнения с легким отягощением (гантель массой 0,5-1 кг, медицинбол массой 1-2 кг в зависимости от возраста ребенка). Выработке более симметричного положения плечевого пояса помогают упражнения с гимнастической палкой (например, передача ее в колонне по одному через голову), переброской мяча, а также упражнения с самокоррекцией перед зеркалом.

Выработке правильной осанки способствуют также упражнения в балансировании и на равновесие (например, упражнения на бревне, на рейке гимнастической скамейки). Для улучшения осанки следует подчеркнуть пользу порядковых упражнений (построение, повороты, ходьба и др.).

С целью выработки хорошей осанки, а также для проверки правильности ее могут быть использованы специальные тесты. Например, ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодичная область, голени, и делает шаг вперед, стремясь сохранить правильное положение тела.

Осанка– привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и в движении.

По Штоффелю различают следующие виды нарушений осанки:

Плоская спина. Характеризуется полным исчезновением естественных изгибов позвоночника. Мышцы естественного мышечного корсета очень слабые. Такое их состояние может приводить к развитию сколиоза.

Круглая спина характеризуется значительным увеличением грудного кифоза при нормально выраженном шейном лордозе. Поясничный лордоз значительно увеличивается. На фоне этого грудной кифоз выражен еще больше. Круглая спина не всегда характеризует только нарушение осанки. Нередко синдром «круглой

Кругло-вогнутая спина и плосковогнутая спина - эти два вида нарушений осанки встречаются весьма редко. Проявление их обусловлено сложными изменениями в позвоночнике, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости.

Диагностика:

Определение характеристик осанки начинают с осмотра пациента в вертикальном положении. Обращают внимание на положение головы, плечевого пояса, физиологические изгибы позвоночника, угол наклона таза, длину и направление оси нижних конечностей, положение стоп. Имеется много методов объективного определения осанки, однако для практической работы обычно достаточно фотографирование (спереди, сзади, сбоку).

Профилактика:

Предупреждение дефектов осанки основано на проведении двух основных групп мероприятий:

- организации благоприятных для ребенка условий внешней среды (условий статической нагрузки);

- улучшения физического развития ребенка путем широкого использования различных видов физических упражнений.

Лечение:

Корригирующая гимнастика, направленная на устранение признаков порочной осанки и укрепление мышечного корсета из мышц спины и живота. Лечебной гимнастикой занимаются не менее двух раз в день до 16-18 лет. Комплекс лечебной гимнастики подбирает методист по ЛФК при участии педиатра. Назначают массаж мышц спины и живота, электростимуляцию этих мышц курсами по 20 сеансов. Рекомендуют санаторно-курортное лечение в специализированных санаториях, плавание, бальные танцы. Необходимо убедить подростка в необходимости такого лечения, а также в том, что он сам должен следить за своей осанкой и активно участвовать в ее коррекции - это чрезвычайно важный фактор в достижении успеха.

Сколиотическая болезнь. Этиология. Патогенез. Классификация.

Сколиоз, или сколиотическая болезнь, – это стойкое боковое искривление позвоночника, сочетающееся с его торсией (скручиванием) вокруг продольной оси.

Этиология:

- слабое физическое развитие.

Патогенез:

Смещение дисков при эпифизеолизе ведет к смещению пульпозного ядра в одну из сторон. Позвоночник искривляется в сторону отсутствия ядра и искривление его в другую сторону невозможно. Смещение пульпозного ядра приводит к дисбалансу мышц естественного мышечного корсета: на высоте искривления напряжены мышцы выпуклой стороны, в нижней части - напряжены мышцы вогнутой стороны.

Классификация:

Сколиозы классифицируются по типам: верхнегрудной, грудной, пояснично-грудной, поясничный, комбинированный.

Сколиозы подразделяются на врожденные (добавочные и клиновидные позвонки и др.) и приобретенные – рахитические, паралитические, статические и идиопатические.

Консервативное и хирургическое лечение сколиозов в зависимости от степени тяжести и возраста.

Консервативное лечение сколиоза применяется, если не наблюдается прогрессирования сколиотической болезни, и направлено на исправление первичного искривления с помощью лечебной физкультуры, элементы которой подбираются индивидуально для каждого больного. Лечебная гимнастика дополняется массажем ослабленных мышц, корригирующим вытяжением. Применяются гипсовые корригирующие корсеты-кроватки, редрессация искривления с помощью аппаратов.

Оперативное лечение проводится при сколиозах III и IV степеней и при безуспешности консервативного лечения и прогрессировании искривления позвоночника, при II степени – задняя костно-пластическая фиксация позвоночника в положении максимальной коррекции по В. Д. Чаклину или по А. И. Казьмину

Наиболее распространенной операцией при прогрессирующем сколиозе II—III степени является задний спондилодез с костно-пластической фиксацией позвоночника аллотрансплантатом по В.Д.Чаклину. После операции накладывают гипсовый корсет.

Классификация врожденной патологии тазобедренного сустава. Ранняя диагностика. Отдаленные ортопедические последствия и их профилактика.

Нормальная осанка характеризуется прямым положением головы и позвоночника, симметричным расположением ягодичных складок, вертикальным положением остистых отростков, горизонтальным уровнем гребней подвздошных костей, правильными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной" плоскости, одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп.

Имеется много методов определения патологической осанки, однако для практической работы бывает достаточным фотографирование ребенка.

Наиболее типичны следующие пороки осанки:

Сутулая спина — увеличение физиологического кифоза в грудном отделе позвоночника; поясничный лордоз и наклон таза незначительны.

Круглая спина — увеличение кифоза в грудном отделе сочетается с увеличением лордоза поясничного отдела позвоночника.

Плоская спина — полное сглаживание поясничного лордоза, слабовыраженные изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника. Ось тела при плоской или плосковогнутой спине проходит по всей длине позвоночника. Этот тип осанки наиболее предрасположен к сколиотической деформации.

Кифоз — значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника, вершиной которого является VII грудной позвонок. При осмотре ребенка во фронтальной плоскости можно определить небольшое отклонение остистых отростков позвонков от средней линии.


Асимметричная осанка — функциональное, нестойкое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, которое исправляется за счет напряжения мышц. Этот вид нарушения осанки отличается от сколиоза 1 степени отсутствием изменений со стороны позвоночника, определяемым по рентгенограммам.

При определении пороков осанки прежде всего надо обращать внимание на имеющуюся патологию в организме ребенка (плохое зрение, глухота на одно ухо, нарушение дыхания), влияющую на статику. Нарушения осанки возникают и прогрессируют у детей в связи с изменением двигательной активности (начало обучения в школе) и в период наиболее интенсивного роста (половое созревание).

При отсутствии каких-либо патологических процессов в организме, но при дефекте осанки врач прежде всего должен установить причину ее изменения, начиная с определения контрактур крупных суставов.

Контрактура плечевого сустава чаще всего возникает вследствие ретракции больших грудных мышц, когда теряется способность к поднятию рук кверху без того, чтобы не появился выраженный поясничный лордоз. Правильнее всего контрактуру можно установить следующим образом: посадив ребенка на табурет, плотно прижимают его спину к стене, после чего поднимают обе руки ребенка кверху. В этот момент выявляют поясничный лордоз, измеряют угол между поднятыми руками и стеной, что дает возможность определить контрактуру плечевых суставов в градусах.

При длительном положении грудного отдела в патологическом состоянии возникает фиксированный грудной кифоз, который определяется поднятием больного из горизонтального положения в сидячее. Рука обследующего, подложенная под грудной отдел, не ощущает обычной подвижности между остистыми отростками, а ротационные движения в грудном отделе отсутствуют.


Контрактура тазобедренных суставов, причинами которой могут быть слабость больших ягодичных мышц, гиперфункция сгибателей бедра или укорочение подвздошно-бедренной (бертиниевой) связки, проверяется симптомом Томаса. Для этого у больного в положении на спине прижимают согнутую ногу к живо­ту; при этом на угол контрактуры поднимается другая нога.

Фиксированный поясничный лордоз проверяют по исчезновению лордоза при поднятии двух ног одновременно и прижатии их к животу.

Указанные нарушения, приводящие к патологической осанке, в большей или меньшей степени сказывается на положении, а иногда и на функции внутренних органов грудной и брюшной полостей.


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.