Подвижные веки жабры с жаберными крышками тазовый пояс шейный отдел

В презентации приводятся задания ЕГЭ разной сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
zadaniya_ege_po_ekologii.pptx 307.3 КБ

Подписи к слайдам:

. Подготовка к ЕГЭ. Экология .

7.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение 7.2 Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы , редуценты , их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) 7.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы , основные отличия от природных экосистем 7.4 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы 7.5 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и со средой их обитания

1. Установите соответствие между признаками животных и средами жизни, в которых эти признаки сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Признаки животных Среды жизни А)подвижные веки 1)водная Б)жабры с жаберными крышками 2)наземно-воздушная В)тазовый пояс Г)шейный отдел позвоночника Д)боковая линия Е)двухкамерное сердце

Экологические факторы Климатические – влияние света, температуры и влажности Геологические – землетрясение, извержение вулканов, движение ледников, сход селей и лавин и т.д. Орографические – особенности рельефа местности, где обитают изучаемые организмы Фитогенные – влияние растений Зоогенные – влияние животных Микогенные – влияние грибов Микробогенные – влияние микроорганизмов, особенно бактерий и вирусов Сознательные действия – воздействия, которые были заранее запланированы Случайные действия – воздействия, которые не были заранее запланированы Абиотические факторы неживой природы Биотические факторы живой природы Антропогенные факторы, вызванные деятельностью человека

2 .Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ А)повышение давления воздуха 1)абиотический Б)конкуренция за территорию между растениями 2)биотический В)изменение численности популяции в результате Эпидемии Г)изменение рельефа экосистемы Д)взаимодействие между особями одного вида

3 . Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ А)лесной пожар вследствие грозы 1)абиотические Б)распространение семян растений птицами 2)биотические В)понижение температуры, приводящее к зимней спячке 3)антропогенные Г)санитарная вырубка леса Д)питание паразитических животных Е)затопление лугов при ливне

4. Установите соответствие между организмами и функциональной группой биоценоза, к которой их относят. ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА А)железобактерии 1)продуценты Б)серобактерии 2) консументы В)кишечнополостные 3) редуценты Г)простейшие Д) синезеленые ( цианобактерии ) Е)плесневые грибы

5. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

6 .Установите соответствие между природными объектами и веществами биосферы, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ А)нефть 1)биогенное Б)почва 2) биокосное В)торф 3)живое Г)морская корненожка Д)каменный уголь Е)природный газ

7 .Установите соответствие между природными объектами и веществами биосферы, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ А)антрацит(каменный уголь) 1)биогенное Б)глина 2) биокосное В)торф 3)косное Г)базальт Д)гранит Е)ил

8. Установите последовательность групп организмов в порядке уменьшения их численности в экосистеме в соответствии с правилом экологической пирамиды. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1)Растительноядные насекомые 2)Хищные насекомые 3)Хищные млекопитающие 4)Травянистые растения 5)Насекомоядные млекопитающие

9 .Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы. 1)Увеличение численности лосей и зубров 2) Вытаптывание растений туристами 3)Увеличение нор грызунов 4)Сбор редких растений для букетов 5)Вырубка дуплистых деревьев 6)Загрязнение среды обитания растений.

10. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Экология как отрасль биологической науки изучает. 1)Условия жизни организмов 2)Микроэволюционные процессы 3)Взаимоотношения организмов 4)Положение видов в системе органического мира 5)Закономерности индивидуального развития организмов

11 .Установите соответствие между примерами и типами экосистем, которые этими Примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОСИСТЕМ А)березовая роща 1)естественная Б)дубрава 2)искусственная В)банановая плантация Г)яблоневый сад Д)лесной ручей Е)ржаное поле

12. Установите соответствие между характеристиками и экосистемами, к которым их относят : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ А)незамкнутый круговорот веществ 1)широколиственный лес Б)преобладание монокультур 2)картофельное поле В)большое разнообразие видов Г)ослабленное действие естественного отбора Д)использование наряду с солнечной энергией Дополнительной энергии Е)разнообразные сети питания

13 . Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты. 1) инфузория-туфелька 2) сенная палочка 3) чайка 4) рыба 5) моллюск 6) ил

14. Установите соответствие между характеристиками и типами экосистем, К которым эти характеристики относят: к каждой позиции, Данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Характеристики Типы экосистем А)короткие цепи питания 1)биоценозы Б)разветвленные цепи питания 2) агроценозы В)незамкнутый круговорот веществ Г)преобладание монокультуры Д)большое видовое разнообразие Е)высокий уровень саморегуляции

15 .Установите соответствие между процессами и функциями живого вещества в биосфере, которые их иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Процессы Функции живого вещества в биосфере А)поглощение кислорода в результате дыхания 1)газовая Б)поглощение углекислого газа при фотосинтезе 2)концентрационная В)накопление кремния в побегах хвоща 3) окислительно - Г)образование известкового скелета у морских корненожек восстановительная Д)выделение паров воды при транспирации Е)превращение глюкозы в углекислый газ и воду

16. Установите соответствие между животным и его ролью в саванне: к каждой п озиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Животное Роль в саванне А)антилопа 1) консумент первого порядка Б)лев 2) консумент второго порядка В)гепард Г)носорог Д)страус Е)гриф

17. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1.Для каждого вида существует оптимум, зона угнетения и пределы выносливости в отношении каждого фактора среды. 2.За пределами выносливости жизнедеятельность организма минимальна. 3.Диапазон изменчивости фактора, в пределах которого возможна жизнедеятельность,- д иапазон выносливости, или экологическая валентность. 4.Диапазон выносливости у разных видов одинаков. 5.В пределах одного вида все организмы имеют одинаковую экологическую валентность. 6. Если интенсивность одного из действующих на организм факторов отклоняется от оптимальной величины, организмы испытывают угнетение несмотря на присутствие остальных факторов.

18 .В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

19. Объясните,какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

20. Установите последовательность ярусов в лесу ,начиная с самого нижнего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1)рябина, клен, яблоня 2)кислица, ландыш, крапива 3)шиповник, калина, жимолость, боярышник 4)мхи, лишайники, грибы 5) дуб, липа

21 .Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных мер увеличивают устойчивость бисферы ? 1)Сохранение видового разнообразия 2)Создание искусственных экосистем 3)Предотвращение загрязнения окружающей среды 4)Борьба с вредителями растений 5)Сокращение численности хищников 6)Сохранение исчезающих видов

23 . Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса?

24.В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов (в кедровом лесу, например, в одном куб. метре приземного слоя воздуха найдено 1 400 бактерий и спор плесневых грибов, а на высоте 1, 5 метра – всего 700). Как объяснить этот факт?

25.В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений?

26.Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого восстановления хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с деревьями специальные грибы. Так же поступают и в Австралии при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение?

27.Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда в прорубь вставляют стебли тростника. С какой целью это делается?

28.Установите последовательность. Установите , в какой последовательности в пищевой цепи располагаются указанные организмы. A)лягушка Б) еж B)голый слизень Г) капуста

29. Выберите три верных ответа из шести. В водной экосистеме, по сравнению с наземной 1)Стабильный тепловой режим 2)Низкая плотность среды 3)Изменение спектра света с глубиной 4) Высокое содержание кислорода 5)Резкое колебание теплового режима 6)Низкая прозрачность среды

30 .Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?

1. Примером биоценоза является совокупность 1)деревьев и кустарников в парке 2)растений, выращиваемых в ботаническом саду 3)птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу 4)организмов, обитающих на болоте 2 .Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: Злаки→? →уж → коршун 1)Лягушка 2)еж 3)мышь 4)жаворонок 3. В биоценозах роль редуцентов выполняют: 1)Бактерии и грибы; 2)одноклеточные водоросли; 3) Хищные животные; 4)организмы-паразиты. 4 .Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к 1)перекрестному опылению; 2)защите от ветра; 3)использованию энергии света; 4)уменьшению испарения воды. 5 .Численность популяций разных видов в экосистеме поддерживается на относительно постоянном уровне благодаря 1) саморегуляции 2)круговороту веществ; 3)обмену веществ; 4)равному соотношению полов

1. Уменьшение массы органического вещества в экосистеме при переходе с одного пищевого уровня на другой называют 1)сетями питания 2)правилом экологической пирамиды 3)цепями питания; 4)круговоротом веществ 2. Какие организмы в цепях питания водоёма относят к потребителям? 1)цветковые растения; 2) цианобактерии 3)водоросли; 4)моллюсков 3. Какая из перечисленных экосистем характеризуется наименьшим разнообразием видов? 1) плодовый сад; 2) дубрава 3) хвойный лес; 4) пойменный луг 4 . Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам- производителям? 1) потребляют готовые органические вещества 2) разлагают органические вещества 3) создают органические вещества из неорганических 4) участвуют в круговороте вещества 5. Какой организм является недостающим звеном в данной пищевой цепи: водоросли – … – окунь – цапля? 1) щука; 2) ряска 3) чайка; 4) плотва

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам предлагается проследить, как раскрывается эт.

Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо.

Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное.

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г.

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки.


Список вопросов теста

Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


  • Биотические
  • Биологические
  • Зоологические

Выберит два верых ответа

  • реакция организмов на длину светового дня
  • движение растений к свету в течение суток
  • изменчивость роста в течение жизни
  • рост побегов растений по направлению к солнцу
  • годовой цикл

Выберите два не верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • гриба подберёзовика и берёзы
  • клубеньковых бактерий и гороха
  • кишечных целлюлозоразрушающих бактерий и кролика
  • печёночного сосальщика и коровы
  • блох и кошки

Вберите три верных ответа

Растения в экосистеме являются продуцентами, так как они

  • имеют автотрофный тип питания
  • аккумулируют солнечную энергию
  • имеют хемотрофный тип питания
  • создают первичное органическое вещество
  • минерализуют органические вещества
  • обогащают кислородом атмосферу

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Устойчивость влажного экваториального леса определяется

  • сбалансированным круговоротом веществ
  • способностью к саморегуляции
  • богатым видовым разнообразием организмов
  • доминированием древесных форм в фитоценозе
  • высокой влажностью воздуха
  • отсутствием чёткой смены сезонов

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите общие признаки, характерные как для естественных, так и для искусственных экосистем.

  • имеют сбалансированный круговорот веществ
  • используют дополнительные источники энергии
  • устойчивы во времени
  • содержат продуцентов, консументов, редуцентов
  • представляют собой открытые системы
  • испытывают действие естественного отбора

Установите соответствие между организмами и типом межвидовых отношений, в которые они вступают.

ОРГАНИЗМЫ ТИП МЕЖВИДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • борьба воробьёв и скворцов за место гнездования
  • токование тетеревов в лесу
  • образование колоний у грачей
  • поселение блох на теле млекопитающего
  • питание лисицы грызунами
  • питание щуки и окуня одинаковой пищей

Установите соответствие между строением листьев растения и условием его обитания.

СТРОЕНИЕ ЛИСТЬЕВ УСЛОВИЕ ОБИТАНИЯ

  • видоизменены в колючки
  • покрыты толстой кожицей
  • покрыты тонкой эпидермой
  • имеют много устьиц
  • сильно опушены

Установите соответствие между признаком позвоночного животного и средой, в которой он сформировался.

  • подвижные веки
  • жабры с жаберными крышками
  • тазовый пояс
  • шейный отдел позвоночника
  • боковая линия
  • двухкамерное сердце

Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

  • плесневые грибы
  • паразитические растения
  • эндопаразиты
  • зоопланктон
  • сапротрофные бактерии

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Наземно-воздушная среда по сравнению с водной характеризуется

  • большим содержанием кислорода
  • высокой плотностью
  • слабыми перепадами давления
  • низкой степенью прозрачности
  • резкими изменениями температуры
  • низкой степенью освещённости

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,

1. Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2. В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. 3. В агробиоценозе преобладает монокультура. 4. В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву.

5. В агроценозах, как и в любых других биоценозах, имеются очень разветвлённые сети питания. 6. В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отборов. 7. Если агроценоз не поддерживать, то он быстро разрушится и исчезнет.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Установите соответствие между видом и экосистемой, в которой он распространён.

  • ландыш майский
  • обыкновенная куница
  • горох посевной
  • пузырчатая головня (гриб-паразит)
  • колорадский жук
  • лещина обыкновенная

Установите последовательность процессов вторичной сукцессии после вырубки елового леса, повреждённого жуком-типографом. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • зарастание вырубки многолетними светолюбивыми травами
  • рост кустарников с берёзовым и осиновым подростом
  • развитие лиственного леса с еловым подростом
  • образование смешанного леса
  • формирование елового леса

Установите соответствие между организмами и типом межвидовых отношений, в которые они вступают.

ОРГАНИЗМЫ ТИП МЕЖВИДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • карась и карп
  • инфузория-туфелька и бактерии
  • личинка стрекозы и малёк рыбы
  • жук-плавунец и головастик
  • дафния и гидра
  • белка и клёст

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ

  • пеницилл
  • северный олень
  • можжевельник обыкновенный
  • цианобактерия
  • железобактерия
  • дрозд-рябинник

Выберите примеры правильных и не правильных суждений

Примерами естественной смены экосистем в процессе развития сообщества являются

  • заболачивание пойменных лугов после строительства гидросооружений
  • образование сельхозугодий на месте с вспаханного участка степи
  • зарастание скал лишайниками
  • зарастание пруда и образование болота
  • образование гари на месте леса в результате пожара от непотушенной сигареты
  • смена березняка на ельник

Выберите верные и неверные ответы .

Какие из перечисленных особенностей свойственны продуцентам влажных тропических лесов?

  • опыление ветром большинства видов растений
  • опыление животными большинства видов растений
  • многообразие древесных форм
  • хорошо выраженные годичные кольца у древесных пород
  • высокая численность растений-эпифитов
  • видоизменение листьев в иголки

Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ

  • образуют первичную продукцию
  • образуют органические вещества в результате хемосинтеза
  • возвращают свободный азот в атмосферу
  • минерализуют органические остатки
  • составляют второй трофический уровень

Проанализируйте график изменения эффективности использования воды в фотосинтезе двух экосистем в течение года.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  • Исследуемые экосистемы находятся в Северном полушарии
  • Во второй половине периода наблюдения кустарнико-травянистое сообщество демонстрирует бóльшую эффективность использования воды.
  • Травянистые сообщества демонстрируют более высокую эффективность использования воды, чем кустарниковые.
  • Кустарниковое сообщество демонстрирует бóльшую эффективность использования воды в начале вегетационного периода по сравнению с кустарнико-травянистым сообществом.
  • В первые 90 дней оценивалась эффективность только кустарникового сообщества.

Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий
в зависимости от температуры среды.




БИЛЕТ 10.1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛ. АМФИБИИ.
ОБЩАЯ ИНФ.:
• Земново́дные, или амфи́бии — класс позвоночных четвероногих животных, в числе прочих включающий тритонов, саламандр, лягушек и т.д.
• Всего более 6700.
Показать полностью…
РАЗМОНОЖЕНИЕ:
• Размножение и развитие у большинства видов происходит в водной среде, а взрослые особи обитают на суше.
• Общей особенностью размножения почти всех земноводных является их привязанность в этот период к воде, где они откладывают яйца и где происходит развитие личинок.
• Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоёмов.
• Все земноводные раздельнополые.
• Органы размножения у самцов — семенники, у самок — яичники.
• Оплодотворение наружное.
• Икра приклеивается к водным растениям или камням.
• У большинства земноводных оплодотворение наружное (в воде).
Образ жизни:
• Большинство земноводных проводит жизнь во влажных местах, чередуя пребывание на суше и в воде, однако есть некоторые чисто водные виды, а также виды, проводящие жизнь исключительно на деревьях.
• Земноводные способны впадать в длительную спячку при неблагоприятных условиях.
• Некоторые земноводные способны переносить длительное замораживание, пересыхание, а также регенерировать значительные утраченные части тела.
• Большинство амфибий встречается только в пресной воде.
Кожные покровы:
• Все земноводные имеют гладкую тонкую кожу, легко проницаемую для жидкостей и газов.
• Кожа богата кожными железами, выделяющими слизь.
• У некоторых слизь может быть ядовитой или облегчающей газообмен.
• Кожа является дополнительным органом газообмена.
Скелет:
• Тело разделено на голову, туловище, хвост (у хвостатых) и пятипалые конечности.
• Голова подвижно соединена с туловищем. Скелет разделён на отделы:
осевой скелет (позвоночник);
скелет головы (череп);
скелет парных конечностей.
• В позвоночнике выделяют 4 отдела: шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой.
• У бесхвостых кости предплечья и голени сливаются.
• Все кости задней конечности сильно удлинены, образуя мощные рычаги для передвижения прыжками.
Мускулатура:
• Туловищная мускулатура сегментирована.
• На голове расположены поднимающие и опускающие мышцы.
Органы дыхания:
• Органом дыхания у земноводных являются:
• лёгкие
• кожа и слизистая выстилка ротоглоточной полости (дополнительные органы дыхания);
• жабры (у некоторых водных обитателей и у головастиков).

• За счёт изменения объёма ротоглоточной полости: воздух поступает в ротоглоточную полость через ноздри при опускании её дна. При поднимании дна воздух проталкивается в лёгкие.
Органы кровообращения:
• Кровеносная система замкнутая.
• Сердце трёхкамерное со смешиванием крови в желудочке.
(Сердце состоит из двух предсердий (в правом предсердии кровь смешанная, преимущественно венозная, а в левом — артериальная) и одного желудочка.).
• Температура тела зависит от температуры окружающей среды (являются холоднокровными животными).
• Кровеносная система состоит из большого и малого кругов кровообращения. (Появление второго круга связано с приобретением лёгочного дыхания.)
• Из желудочка выходит артериальный конус, снабжённый спиральным клапаном.
Артерии:
• кожнолёгочные артерии (несут венозную кровь к лёгким и коже);
• сонные артерии (снабжают артериальной кровью органы головы);
• дуги аорты несут смешанную кровь к остальным органам тела.
Органы пищеварения:
• На дне ротоглоточной полости находится язык.
• На челюстях имеются зубы, служащие только для удержания добычи.
• В ротоглоточную полость открываются протоки слюнных желез.
• Из ротоглоточной полости пища по пищеводу поступает в желудок, оттуда в двенадцатиперстную кишку.
• Сюда открываются протоки печени и поджелудочной железы.
• Переваривание пищи происходит в желудке и в двенадцатиперстной кишке.
• Тонкий кишечник переходит в прямую кишку, которая образует расширение — клоаку (ВМЕСТО АНАЛЬНОГО ОТВЕРСТИЯ).
Органы выделения:
• Органы выделения — парные туловищные почки, от которых отходят мочеточники, открывающиеся в клоаку.
Нервная система:
• Головной мозг состоит из 5 отделов:
• передний мозг - ОТВЕЧАЕТ ЗА ПОВЕДЕНИЕ, СОЕДИНЯЕТСЯ СО СПИНЫМ МОЗГОМ;
• промежуточный мозг
• мозжечок - ОТВЕЧАЕТ ЗА КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЯ;
• продолговатый мозг - ОТВЕЧАЕТ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ СИГНАЛА ОТ СПИНОГО МОЗГА;
• средний мозг
• Хорошо развита нервная система, представленная двумя нервными стволами, расположенными по бокам позвоночника.
Органы чувств:
• Глаза приспособлены к функционированию в воздушной среде. Мигательная перепонка выполняет защитную функцию.
• Слёзные железы отсутствуют, но есть гардерова железа (смачивает роговицу и предохраняет её от высыхания).
• Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы, диаметр которой меняется в зависимости от освещения.
• У многих развито цветное зрение.
Органы обоняния:
• Функционируют только в воздушной среде, представлены парными обонятельными мешками.
• Открываются наружу ноздрями, а в ротоглоточною полость — хоанами.
• В органе слуха новый отдел — среднее ухо.
• Наружное слуховое отверстие закрывает барабанная перепонка, соединённая со слуховой косточкой —стремечком.
• Для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки полость среднего уха соединена с ротоглоточной полостью слуховой трубой.
• Органом осязания является кожа, содержащая осязательные нервные окончания.
(У водных представителей и головастиков имеются органы боковой линии.)

Сравнение строения хрящевых и костных рыб.
ОБОБЩЕНИЕ:

(Костные рыбы отличаются от хрящевых рыб развитием внутреннего костного скелета, наличием костей на голове (особенно в области жаберных крышек и челюстей) , развитием покрова из костных чешуй, наличием плавательного пузыря (или легкого) и другими признаками.)

• Хрящевые рыбы в отличие от костных обладают толстой твердой кожей, покрытой острой плакоидной чешуей.
• Ротовое отверстие имеет характерную форму в виде поперечной щели, расположенной на нижней стороне головы.
• Тело хрящевых рыб по сравнению с костными более однообразной формы, в основном двух типов. Первый тип - акулы с тонким торпедовидным телом, постепенно суживающимся к хвостовой части, с непропорционально большим хвостовым плавником, большими треугольными плавниками и пятью-семью щелевидными жаберными отверстиями, расположенными по бокам головы. Кроме акул, считающихся самыми элегантными позвоночными, к этому типу принадлежат и химеры, плавники которых образуют за головой кожную складку, закрывающую жаберные отверстия.
• Второй тип - тип ската с довольно коротким, часто уплощенным туловищем и большими грудными плавниками, края которых срастаются с боками тела и головы, зрительно образуя одно целое. По сравнению с грудными остальные плавники обычно малы. Хвостовая часть тела узкая, вытянутая и иногда снабжена шипом; хвост обычно тонкий, бичевидный, Жаберные отверстия открываются на брюшную сторону и обычно малозаметны.
• Жаберные щели открытые. (Жаберных крышек нет (кроме химер)).
• У хрящевых рыб в отличие от костистых тело покрыто плакоидной чешуей.
• Отсутствует плавательный пузырь.
• Кишечник короткий со спиральным клапаном.
• Хвостовой плавник у хрящевых рыб неравнолопастный (ассиметричный).
• Оплодотворение внутреннее, по большей части живородящие.

• В отличие от хрящевых рыб, в скелете костных рыб имеется костная ткань.
• В верхней части полости тела расположен плавательный пузырь.
• Жаберная полость прикрыта жаберной крышкой.
• Тело покрыто костной чешуей, пластинками или голое вместо покрова из зубовидной плакоидной чешуи.
• У костных рыб наружное оплодотворение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.