Осанка в институте благородных девиц

КАК СТАВИЛИ ОСАНКУ НАШИМ БАБУШКАМ

Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?

Теперь мы тоже знаем ответ и понимаем, что загадка касалась прежде всего осанки! Уже в древности люди придавали внешнему виду и осанке большое значение. Связывалось это, в первую очередь, с социальным статусом. Горделивая поза властителя, повелевающего своими подданными, воспитывалась среди аристократии и дворян с детства. Прививали правильную осанку главным образом личным примером, муштрой и наказанием.

Только в эпоху Просвещения в XVII–XVIII веках в этом отношении появился научный подход. В это время особое внимание и в Европе, и в Америке стали уделять точному соблюдению манер и дисциплине тела не только в высших, правящих классах, но и среднем классе. Детей, особенно мальчиков, активно принуждали держаться прямо. Многие из них далее связывали свою карьеру с военной службой, поэтому обучение правильной осанке и выправке было связано с начальной военной тренировкой и обучением.

В это же время стали появляться книги, посвященные осанке, и в частности осанке детей. Представители среднего класса Америки, например Джон Адамс, беспокоились об осанке и положении тела, дабы социальные отношения не нарушались недолжным, сгорбленным видом. На протяжении всего XIX века новые стандарты осанки стали частью ухода и воспитания детей, помогая им вырастать респектабельными гражданами. Правильная осанка связывалась с самодисциплиной. Врачи также поддерживали это движение, указывая, что корректная осанка необходима для крепкого здоровья.

Корсет вместо осанки

В то же время в большинстве простых семей не слишком беспокоились об осанке детей, заставляя их лишь сидеть прямо за обеденным столом. Жесткая мебель и корсеты для официальных приемов позволяли поддерживать осанку без особых усилий.

В наше время в Книге рекордов Гиннесса зафиксирован самый узкий обхват талии: 33 см (13 дюймов). В былые времена корсеты размером 14 дюймов продавались как самые маленькие. Конечно, такой корсет, кроме узкой талии, не давал ничего хорошего. Сдавливание брюшной полости и грудной клетки ограничивает дыхание, приводит к сниженной вентиляции легких и слабому насыщению крови кислородом. Между прочим – это одна из причин частых обмороков светских дам в то время.

О том, почему Наполеон страдал несварением желудка

Желание щеголять сужающейся книзу грудной клеткой обуревало не только женщин, но и мужчин. Мужская мода также влияла на осанку. Во времена Наполеона солдат заставляли очень туго затягивать пояса, чтобы получить узкую талию. Сам Наполеон носил тугие облегающие брюки, которые были модными в то время, и страдал от… несварения и геморроя. Конечно, слишком сильное сдавливание брюшной стенки затрудняет венозный отток от вен таза и геморроидального венозного сплетения и нарушает работу кишечника.

Жак Луи Давид, император Наполеон в своем кабинете в Тюильри, 1812.

Ван Дейк, портрет Карла I, короля Англии, 1635–1636, холст, масло, Королевская коллекция.

Не нимфы ли богинь пред нами здесь предстали?

Иль сами ангелы со небеси сошли…

Общественные движения, особенно сильные в Америке, коснулись и осанки. Так в начале XX века в США образовалась Лига осанки, и общество буквально захватил шквал советов и рекомендаций по развитию должного положения тела. Стали уделять внимание школьной мебели, появились инструкторы по физическому развитию. Специальные наборы инструментов позволяли учителям оценивать осанку школьников, десятки округов участвовали в программах осанки, включая тысячи детей. Тех, кто имел неправильную осанку или деформации скелета, направляли на специальные корригирующие занятия.

Многие школы физической направленности в Америке и сейчас при поступлении оценивают осанку школьников, делают фотографии тела и используют специальные программы по исправлению осанки. Такое активное общественное внимание к осанке было связано с общей демократизацией, с одной стороны, и изменением моды, одежды, мебели и уклада жизни – с другой. Должная осанка стала атрибутом не только аристократии, но и всего общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

  • 1000 . +1 совет (311)
  • Советы на все случаи жизни (104)
  • Маленькие хитрости большой кулинарии (87)
  • Хозяйке на заметку (123)
  • Саморазвитие (88)
  • Развитие памяти (48)
  • Жизненные советы (18)
  • Тайм-менеджмент (11)
  • Мастерство общения (9)
  • Скорочтение (3)
  • Танцы (83)
  • Латина (29)
  • Zumba, танцы для похудения (16)
  • Танцевальные элементы (7)
  • Клубные танцы (5)
  • Go-Go (5)
  • Восточный танец (25)
  • FAQ (83)
  • FAQ- видео (20)
  • Полезное (1)
  • ЛиРу (2)
  • Оформление (6)
  • Памятка (27)
  • Братья наши меньшие (668)
  • Собаки (35)
  • "Живут - как кошка с собакой" (25)
  • Зверьё моё (5)
  • Из жизни кошек -1 (157)
  • Из жизни кошек-2 (35)
  • Интересное о кошках (64)
  • Котята (19)
  • Кошки (картинки) (238)
  • Владельцам кошек (38)
  • Эти славные зверушки (75)
  • В сетях всемирной паутины (329)
  • МузКоллекция (34)
  • До чего дошёл прогресс. (8)
  • Хочу всё знать (114)
  • Креатив (17)
  • Мифы и факты (37)
  • Нарочно не придумаешь (3)
  • Страсти-мордасти (43)
  • Удивительное - рядом! (14)
  • Шоубиз (40)
  • Всем обо всём (39)
  • Жизнь в радость (683)
  • Живи легко (188)
  • Ритуалы, гадания, приметы (134)
  • Праздники, традиции (101)
  • Денежная магия (73)
  • Мужчина и Женщина (51)
  • Симорон (36)
  • Нумерология, гороскоп (29)
  • Для души (25)
  • Фен-шуй (17)
  • Эзотерика (5)
  • Хиромантия (1)
  • Святыни (5)
  • Азбука Веры (109)
  • Здоровье (849)
  • Помоги себе сам (395)
  • Самомассаж по всем правилам (84)
  • Болезни (71)
  • Цигун, Тайцзи Цюань, Тайчи (67)
  • Точечный массаж, рефлексология (44)
  • Старость - не в радость? (27)
  • Коррекция зрения (9)
  • Традиционная медицина (9)
  • Восточная медицина (8)
  • Жить здорово (137)
  • Народная медицина (50)
  • Очищение организма (44)
  • Последняя сигарета (24)
  • Израиль (146)
  • Города (32)
  • Земля обетованная (12)
  • Полезная информация (5)
  • Изравидео (21)
  • Фоторепортажи (11)
  • Йога (214)
  • Комплексы йоги (128)
  • Йога решает проблемы (43)
  • Упражнения (29)
  • Асаны (9)
  • Йога для пальцев (мудры) (7)
  • Советы (2)
  • Красота без волшебства (1277)
  • Гимнастика для лица, упражнения (280)
  • Роскошные волосы (138)
  • Массажные техники (107)
  • Красота по-японски, азиатские техники (91)
  • Секреты молодости (63)
  • Оригинальный маникюр (22)
  • Путь к сияющей коже (123)
  • Косметичка (56)
  • Безупречный макияж (106)
  • Проблемы (46)
  • Искусство быть красивой (38)
  • Стиль (139)
  • Уход (286)
  • Кулинария (792)
  • Выпечка (99)
  • Гарниры (18)
  • Первое блюдо (13)
  • Национальная кухня (10)
  • Десерт (57)
  • Закуски (122)
  • Изделия из теста (86)
  • Кушать подано (51)
  • Мясо (119)
  • На скорую руку (33)
  • Напитки (77)
  • Овощи и Фрукты (119)
  • Рецепты (25)
  • Рыба, морепродукты (34)
  • Салаты (62)
  • Соусы (8)
  • Термины (16)
  • Полезные сайты (11)
  • Фото (8)
  • Фоторедакторы (3)
  • Питание (7)
  • Полезные ссылки (7)
  • Программы (11)
  • По жизни, смеясь. (139)
  • Видеоприколы (34)
  • Фотоприколы (3)
  • Игрушечки (24)
  • Ох, уж эти детки. (30)
  • Приколюшечки (31)
  • Просто здорово! (17)
  • Рукодельница (213)
  • Вязание (23)
  • Рукоделие (11)
  • Ремонт (3)
  • Сделай сам (82)
  • Создаём уют (37)
  • Шитьё (72)
  • Стихи и проза (253)
  • Лирика (155)
  • Притчи (68)
  • Афоризмы, цитаты (25)
  • Проза (4)
  • Крылатые выражения (1)
  • Совершенное тело (661)
  • Бодифлекс, оксисайз (122)
  • Пилатес (42)
  • Аэробика (26)
  • Калланетика (22)
  • Милена. Фитнес (18)
  • Тренажёрный зал (17)
  • Бодитрансформинг (5)
  • Анатомия (1)
  • Советы (70)
  • Фитнес-программа (90)
  • Стретчинг (43)
  • Упражнения (252)
  • Фотомир (63)
  • Художники (5)
  • Природа (5)
  • Фото (16)
  • Фотографы и их работы (31)
  • Цветы (8)
  • Фотошоп (5)
  • Бросим вызов лишнему весу (565)
  • В ловушке диет (66)
  • Законы питания (122)
  • Есть, чтобы жить. (76)
  • ЗОЖ (16)
  • Продукты (73)
  • Худеем по-умному (131)
  • Путь к идеалу (106)

В силу каких-то причин мы забываем, как быть Женщиной. То ли подстегиваемые духом времени с этим сумасшедшим темпом жизни, то ли обусловленные определенными историческими событиями, которые перевернули все с ног на голову еще сотню лет тому назад, но мы принимаем на себя тонны обязанностей, большинство из которых мужские. В этом и теряется настоящее искусство быть Женщиной, о котором многие из нас, наверное, никогда и не знали.

Настоящая женщина – какая она?

А ведь раньше этому обучали в институте благородных девиц.

Пансион благородных девиц, также, институт благородных девиц (англ. finishing school , charm school) — частная женская школа, с усиленным обучением в сфере культурной и общественной деятельности.

Да, собственно говоря, этому и обучать то не нужно было, ведь правила этикета, хорошего тона и манеры держать себя каждая девочка впитывала с молоком матери. А потом пошли революции, перевороты, борьба за равноправие, феминистские движения и настрои… Теперь настоящая женщина успешно совмещает семью и карьеру частного предпринимателя, ездит на внедорожнике, за рулем которого ее просто не видно и планирует всю свою жизнь на несколько лет вперед. И совершенно не важно, что она одевается и ходит как мужчина, орет на своих подчиненных совершенно мужским тембром голоса и иногда (только, когда никто не слышит) нецензурно ругается.


Каждая женщина должна уметь держать спину

Но, не все потеряно (к счастью). Посмотри на девочек, которые занимаются бальными танцами. Уроки танцев вырабатывают стойкую привычку ровно держать спину, правильно ставить ножку и грациозно двигаться, не говоря уж о привычке практически во всем полагаться на партнера-мужчину. (Так что, стоило бы серьезно задуматься о правильном выборе занятия для своего ребенка)

Действительно, когда смотришь на большинство подростков, кажется, что на их округлые плечи и сгорбленные спины свалились все вселенские проблемы, и они изо всех сил пытаются удержать их на себе. Вспомни, как тебя в подростковом возрасте кто-то из старших пытался выпрямить, силой разворачивая твои плечи назад (такое наверняка случалось).


Как ровно стоять

1. Попробуй взять свою фотографию в полный рост, где ты стоишь прямо, а не прислонившись к забору, и определить ровная ли у тебя осанка. Нарисуй на этой фотографии ровную вертикальную линию от пола до уха (неважно, правого или левого :о). Если ты стоишь ровно, линия должна проходить от центра уха через плечо, бедро, колено и лодыжку. Самое главное осознавать свою осанку, и быть способной подправить ее, если что-то не так.


2. Сделай еще одну фотографию, на которой ты пытаешься стоять ровно. Помни, что хорошая осанка не подразумевает под собой боль и неудобство в определенных частях тела. Дело не в напряжении спины. Дело в ровном распределении веса тела на ноги. Хорошо всмотрись, что не так в твоей осанке. Кому-то нужно вывернуть назад плечи, кому-то – выдвинуть вперед бедра.


3. Фотографируй себя до тех пор, пока не увидишь, что все идеально. Принимай это положение каждый день, пока тело его не запомнит.

В любом случае, правильная осанка – это дело привычки, и ее можно исправить небольшими усилиями и правильной мотивацией. Да, настоящей леди так просто не станешь, но все в твоих руках!

Как ровно сидеть

Некоторые недавние исследования доказали, что сидеть ровно вредно для спины. Сидеть нужно под углом в 135 градусов. Ну, как всегда британские ученые отличаются своими исследованиями. Дамы! Никто не выглядит особо привлекательно, лежа в кресле. Так что постарайтесь приложить хоть немного усилий и выглядеть элегантно в окружении людей. И для этого, прежде всего, нужно научиться сидеть ровно.


  • Убедись, что ноги не скрещены, а стопы полностью касаются пола.
  • Вытяни вверх плечи. Верх спины должен быть плоским, а низ немного выгнут.

  • Голова должна находиться на одной оси с плечами. На картинке показано правильное положение сидя.



К тому же такая поза способствует растяжению вен. Следовательно, она может провоцировать появление варикозной болезни. А, как известно, такой недуг не просто способен испортить красоту ног: он несет немалую угрозу здоровью и жизни человека.

Сидение нога на ногу также приводит и к таким эффектам, как судороги, покалывание, ощущения жжения и многим другим.

Конечно, последствия от неправильно принятой позы не проявляются стремительно. Чаще всего, нарушения становятся заметны с течением времени. Кроме того, сидение нога на ногу становится вредным лишь в тех случаях, когда такая поза является любимой и неизменной. Она особенно опасна для людей, которым ввиду особенностей профессиональной деятельности приходится вести малоактивный образ жизни.


Почти казарменные условия и армейские порядки, чтобы стать светской дамой, а может, и "женой" императора. Появлением женского образования в Российской империи мы обязаны Екатерине II. По её указу 5 мая 1764 года был основан Смольный институт благородных девиц. Чему и как учили в Смольном?

Женские драки, подъём в 6 утра, жутко неудобные платья. Вот как готовили "образцовых жён и матерей" в главном российском вузе для девиц. К слову, высшим учебным заведением Смольный не являлся — его программа была максимум гимназистской. Ученицы с ужасом вспоминали, как ходили строем и в столовую, и в церковь. И тем не менее в учебное заведение "для своих" мечтала попасть каждая.

В XVIII веке, несмотря на все усилия, большинство девушек воспитывалось в "домостроевских" традициях: главное — выйти замуж, а значит, и учиться надо уходу за супругом. Дворянским дочкам, конечно, нанимали педагогов, но толк от этого был не всегда: часто представительницы того же уездного дворянства не умели даже грамотно писать. По-французски и по-немецки могли свободно разговаривать лишь единицы, хотя эти языки были крайне модными на протяжении XVIII–XIX веков. А главное — не было какой-то единой системы воспитания благородных девиц.

К тому моменту во Франции, например, давно существовал Королевский дом святого Людовика — светская женская школа. Екатерина II решила не отставать от "просвещённой Европы".

Государыня планировала забирать девочек из семей, чтобы оградить от невежества, и, поместив в "благородную среду", создать совершенно новый тип женщин. Преподаватели должны были делать из девочек "парфеток" — в переводе с французского означает "совершенный".


Уже после смерти Екатерины II её невестка, жена императора Павла I Мария Фёдоровна сделала так, что принимать в институт начали не только дворянок.

— "Мещанок" не возили во дворец для раздачи наград (и уж, разумеется, выпускниц-"мещанок" не брали во двор фрейлинами), не было у них ни императорских экзаменов (в присутствии особ из императорской фамилии), ни так называемого императорского бала, на котором с нами танцевали великие князья, иностранные принцы и особы высочайшей свиты, — указывает Александра Соколова в книге "Из воспоминаний смолянки".

Да и по решению Марии Фёдоровны учили мещанок только быть "хорошими жёнами". Срок их пребывания в учебном заведении сократили до шести лет. Дворянки же учились тогда по девять. Так что говорить о равном даже "женском" образовании для представительниц дворянства и других классов нельзя.

И тем не менее об учёбе в Смольном мечтала любая — по его окончании были шансы попасть во фрейлины к императрице. В практическом плане это означало дальнейший крайне выгодный брак: большинству фрейлин выбирали ну очень хорошую партию.


Изначально девочек забирали в Смольный в шесть лет, а отпускали "в общество" лишь в 18. Набор осуществлялся раз в три года.

Родственники девушек подписывали соглашение, что не будут просить вернуть воспитанниц раньше срока. Видеться с воспитанницами они могли лишь по выходным и праздникам и строго в присутствии педагогов.

— Были совершенно отчуждены от родных; хорошо ещё, если родители или близкие родственники жили в Петербурге, могли раз в неделю навещать девочку; а бывало и так: родители привезут дочь, уезжают обратно к себе за тысячу или более вёрст и только по окончании являются взять из института уже взрослую девушку. При мне были такие случаи, что ни дочь, ни мать с отцом не узнавали друг друга, — пишет Надежда Ковалевская ("Воспоминания старой институтки").

Девочек по возрастам делили на четыре класса. Отличались они и формой: с 6 до 9 лет носили кофейную, с 9 до 12 — голубую, с 12 до 15 — серую, а с 15 лет и до выпуска носили белые платья. Выглядели они, конечно, очень эффектно, но ходить в подобном было неудобно.

Одинаковые платья, одинаковые причёски (волосы нужно было зачёсывать в зависимости от класса на определённый манер. Тот факт, что у кого-то они кудрявые, никого не волновал — делай как все).

Девушки не всегда жили мирно между собой. Доходило и до "межклассовых" драк.

— "Голубые" дрались со старшим ("белым") классом, дразнили маленьких из класса "кофейного" (мы были в платьицах кофейного цвета) и даже иногда дерзили классным дамам, — пишет Александра Соколова в книге "Из воспоминаний смолянки".

Но подобное поведение было скорее нонсенсом. За любые проступки девушек жёстко наказывали.

Казарма это или институт?


— Как только утром в шесть часов раздавался звонок, дежурные начинали бегать от кровати к кровати, стягивали одеяла с девочек и кричали: "Вставайте! Торопитесь!", — пишет в своих мемуарах одна из воспитанниц, Елизавета Цевловская.

Дальше молитва, умывание, столовая. Везде ходили строем.

— Куда бы мы ни двигались, мы выступали как солдаты — бесшумной стройной колонной. В столовую туда и назад строились восемь раз, по часу тратили, отправляясь на прогулки и в церковь, — вспоминает Цевловская.

После — уроки, обед, прогулка, молитва и сон. Во времена Павла I и после выходить разрешалось в строго определённое время под пристальным присмотром учителей. Гуляли, если это можно так назвать, воспитанницы строго по территории Смольного и под пристальным присмотром педагогов.

— То, что не отпускали нас из института ни при каких семейных обстоятельствах, я испытала на себе: за четыре месяца до выпуска я имела несчастье потерять отца, жившего в окрестностях Петербурга, и меня не отпустили отдать последний долг. Вот как строго относились к правилу не выпускать ни на шаг из института! — пишет Ковалевская.

Скудное питание и "холодильник" вместо спальни


Питание, судя по всему, было направлено в первую очередь на то, чтобы воспитанницы ни за что не поправились. К примеру, во второй половине XIX века девушкам на завтрак давали чай с булкой, немного масла и сыра, порцию молочной каши или макарон. На обед — жидкий суп без мяса, на второе — мясо из этого супа. Вечером давали ещё маленький пирожок и чай с булкой.

В посты условия были жёстче: на завтрак — шесть маленьких картофелин или три средних с постным маслом и каша-размазня. Обед — суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, которая получила прозвище "мертвечина" за свои вкусовые качества, и постный пирожок.

Температура в спальнях не поднималась выше 16 градусов. Девушки рано ложились и рано вставали. Чтобы позвоночник был прямым — жёсткие кровати, для "молодости лица" — ледяная вода из Невы.


Телесные наказания строго-настрого запрещались. Но за любой минимальный проступок девушек стыдили прилюдно.

Например, за сквернословие и дерзость воспитаннице надевали на шею огромный картонный красный язык. Носить заставляли от одного дня до семи.

Ношенный чулок как знак позора был, пожалуй, самым распространённым методом наказания. Его прикалывали к платью за небрежную причёску (прядь выпала), чуть мятую или небрежно залатанную одежду, чернильное пятно на пальце.

Наказания были и едой. Точнее так — голодными официально девушек не позволялось оставлять, но им могли запретить садиться за стол. А стоя есть было неприлично ("как падшая женщина").

Наказания были даже, если девушка во время урока повернулась к окну или просто что-то искала. За это к одежде прикалывали "бумажку позора" — просто обрывок бумаги.


Как ни старайся, а девушки есть девушки, без первой детской влюблённости — никак. Причём многие, конечно, не могли крутить романы — да и с кем? Преподавателей-мужчин даже к середине XIX века (так называемый расцвет училища) было мало. Да и все они часто годились воспитанницам в дедушки. Хотя некоторых это не останавливало.

Но самым модным было страдать по кому-то из царской семьи: кто — по государю-императору, кто — по цесаревичу, кто — по его братьям. Встретить воспитанницы их могли во время выпускных экзаменов у старших классов или приёмов, которые давали при Смольном. Члены царской семьи наведывались во время праздников, могли посетить балы или театральные постановки при институте.

Одним из ярчайших примеров, пожалуй, стала Екатерина Долгорукова — морганатическая жена Александра II. Она страдала по императору и до учёбы в Смольном, а тот её вспомнил лишь в 1865 году. Тогда, в Вербное воскресенье, государь приехал в институт, где ему среди прочих представили 17-летнюю Долгорукову. Бурный роман, который завершился вторым браком государя, вспыхнул именно с этого "представления".

Но в основном это заканчивалось страданиями, вырезаниями лезвием у себя на запястье инициалов возлюбленного (надо ли говорить, что замеченные в этом несли суровое наказание?). Деревья в саду при институте, кстати, тоже претерпевали от действий "благородно страдающих" — на стволах нередко увековечивали информацию об объектах обожания.

— Институтки собирали и тщательно хранили кусочки жаркого, огурца, хлеба со стола, за которым обедал государь, выкрадывали платок, который разрезался на маленькие кусочки и распределялся между воспитанницами, носившими эти талисманы у себя на груди, — писала одна из выпускниц Смольного, Варвара Гарулли.

Александр II знал об этой привычке институток и однажды, отдавая им платок, потребовал, чтобы "с ним делали что хотели", а вот к любимому питомцу — собаке Милорду — даже не вздумали приближаться (не отрезать клочки шерсти на память).


Единственное, пожалуй, что по-прежнему хромало, — уровень образования. Нет, первых студенток, ещё во времена Екатерины, учили и музыке, и арифметике, и истории с географией, и даже физике с архитектурой. Что уж говорить о литературе с французским — произведения Монтескьё у многих отлетали от зубов.

Как только за Смольный взялась невестка Екатерины II Мария Фёдоровна, нормы образования, мягко говоря, пересмотрели. Так, основное внимание стало уделяться тому, как женщина должна себя вести в обществе, как танцевать, о чём говорить. На уроках строго запрещали задавать вопросы учителю. Спросила что-то? Жди чулок на груди.

Представление о Гоголе и Пушкине девушки имели только по рассказам учителей. На французском могли изъясняться, на немецком с горем пополам — тоже. А вот задача прочитать хоть страницу на одном из иностранных языков могла поставить красавиц в тупик.

Да и разговаривать они могли на "инязе" благодаря тому, что в Смольном не реже раза в неделю устраивали дни того или иного языка: то есть переходить на любой другой строго запрещалось. В качестве наказания за ослушание могли заставить носить знак позора даже в родительский день (крайняя мера наказания).

Готовить они тоже умели. никак. По воспоминаниям Цевловской, во время уроков домоводства им максимум разрешали что-нибудь нарезать для блюда.

Попытки исправить ситуацию были. Так, в 1859 году инспектором классов назначили Константина Ушинского. Он стал вводить естествознание, в разы увеличил количество часов по русскому языку и литературе, сделал переходы в следующий класс ежегодными и сменил едва ли не весь преподавательский состав.

За последнее Ушинский жестоко поплатился: так, оставшиеся педагоги и их уволенные некогда коллеги засыпали руководство Смольного анонимными доносами. Ему и всему новому педсоставу пришлось уйти, и всё вернулось на круги своя.

Смольный институт существовал в столице вплоть до октября 1917 года. После этого его перевезли в Новочеркасск, выпустив студенток в последний раз в 1919 году. А после — закрыли "за ненадобностью".


Осанка — фасад души. Пожалуй, нет такого недооцененного ресурса здоровья, как здоровая осанка. Приняв правильную осанку, вы уже мгновенно получаете увеличение тестостерона, снижение кортизола, увеличение уровней серотонина и дофамина. Мужчины выглядят мужественнее, а женщины – женственней. Встать перед зеркалом и выпрямится легко.

Осанка, внешность, здоровье и статус.

Про эти свойства осанки сказано много. То, как расположено ваше тело, влияет (зачастую незаметно) на множество самых разных процессов: от глубины голоса до вашей храбрости. Верно и обратное: каким бы красивым вы не были, плохая осанка может испортить все. Осанка является отражением уровней дофамина и серотонина, при их падении осанка становится плохой. Правильная осанка делает движения плавными и красивыми, а походку — легкой и устойчивой. Также обращаю ваше внимание на невербальное значение осанки: в природе, и у людей, и у животных существует неосознанное правило: человек с плохой осанкой подсознательно подчиняется человеку с правильной осанкой. Человек с сутулой спиной и склоненной головой воспринимается как просящий, провинившийся, печальный, обремененный проблемами, не очень здоровый, скандальный.


Занятия в Смольном институте благородных девиц

Но в любом сословном обществе этика осанки является обязательной для одних и табуированной для других. В деспотиях первых цивилизаций этике осанки следовал один человек — деспот (царь, шах, раджа, эмир и пр.). В античном полисе деспотов было столько же, сколько домов в городе, так что всякий собственник дома (экоса) имел право на осанистость. В романо-германском рыцарстве на осанку имел право как предводитель военной дружины (герцог, конунг), так и прославленные воины. Естественно, что зависимые сословия или этнические меньшинства не имели права на осанку — даже тогда, когда получили доступ к грамотности и образованию. Закон их обязывал опускать голову в присутствии знатных господ, кланяться и пригибать спину. До сих пор на подсознательном уровне такое положение тела воспринимается нами как проявление покорности.

Воспитание осанки у аристократии.


Князь И. М. Долгорукий вспоминал: "Я учился немецкому языку, учился два года и слова не затвердил; славный Matecin учил меня фехтованию — и я принялся за ремесло рубаки прекрасно; Missoly и Grange выправляли мне ноги — и я плясал изрядно.

Жестким диктатом достигалась и внешняя выправка. Гувернантка должна была буквально ходить следом за воспитанниками и без конца повторять: "Держитесь прямо". Требовалось следить, чтобы дети ходили не раскачиваясь, не переваливаясь, ступали бы не на пятки, а на носки. Стояли прямо, "не убирая головы в плечи", смотря "с почтением на того, с кем говорят"; сидели, не болтая ногами, ногу на ногу не клали, не опирались бы локтями о стол.

Для хорошей осанки, особенно важной для девочек, гувернантка, едва приступив к своим обязанностям, первым делом надевала на воспитанницу корсет. Считалось, что сделать это надо не позднее чем в семь лет, иначе никогда не будет тонкой талии. При признаках сутулости в корсете полагалось ходить круглосуточно, даже спать в нем. Некоторые дамы так к этому привыкали, что потом всю жизнь спали в корсете. (Разумеется, это нездоровая процедура). Выправляли осанку и специальные упражнения: ходьба по комнате со сведенными лопатками и сцепленными за спиной руками; с толстой книгой на голове; ежедневные пятнадцатиминутные лежания плашмя на спине на полу и т. п. В результате воспитанную даму от "просто" дамы всю жизнь отличали легкая походка и прямая, как мачта, спина, а также манера всегда сидеть прямо, не откидываясь на спинку стула — даже в восемьдесят лет.

В середине XIX века педагоги стали говорить об индивидуальном воспитании, о необходимости растить из ребенка сознательную личность с собственным характером. Новые воспитательные приемы, не отменяя внешней "выправки", без которой, как по-прежнему считалось, не могло быть порядочного человека, все же больше внимания обращали на нравственную и умственную стороны воспитания. Теперь и "выправку" старались детям обосновать, объясняя, почему следует вести себя так, а не иначе, говоря, к примеру: "У достойного человека кругом должен быть порядок — в голове, в делах, в комнате, в костюме, в манерах".

Танцы как важнейший элемент динамической осанки.


В задачи танцмейстера входило научить не только танцевать, но и свободно держаться в обществе, легко и непринужденно двигаться. Поэтому много внимания уделялось поклонам и реверансам, выработке красивой осанки, положению рук и ног, даже особого, "приличного в обществе" выражения лица. Вот как описывалось оно в учебнике танцев начала XIX века: "Глаза, служащие зеркалом души нашей, должны быть скромно открыты, означая приятную веселость. Рот не должен быть открыт, что показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположены с приятною улыбкою, не выказывая зубов".



Воспитание осанки у женщин.

Продвинутые педагоги и осанка.

Многие выдающиеся педагоги и воспитатели также придавали большое значение воспитанию осанки. Если внимательно пройтись по страницам всех книг А.С.Макаренко, обнаружим, что одно из самых распространенных слов - осанка. По Макаренко, осанка – это и красота юного человека, красота его движений, и укрепление позвоночника, и основа здоровья. Физическое воспитание в коммуне велось продуманно и всесторонне. Пропаганде физической культуры, здорового образа жизни большое внимание уделялось в стенной печати. В ней была разработана и целая система самых разных спортивных соревнований по легкой атлетике, спортивным и подвижным играм, шахматам, футболу и зимним видам спорта.

Важность воспитания осанки.

Общественные движения, особенно сильные в Америке, коснулись и осанки. Так в начале XX века в США образовалась Лига осанки, и общество буквально захватил шквал советов и рекомендаций по развитию должного положения тела. Стали уделять внимание школьной мебели, появились инструкторы по физическому развитию. Специальные наборы инструментов позволяли учителям оценивать осанку школьников, десятки округов участвовали в программах осанки, включая тысячи детей. Тех, кто имел неправильную осанку или деформации скелета, направляли на специальные корригирующие занятия.

Представители среднего класса Америки, например Джон Адамс, беспокоились об осанке и положении тела, дабы социальные отношения не нарушались недолжным, сгорбленным видом. На протяжении всего XIX века новые стандарты осанки стали частью ухода и воспитания детей, помогая им вырастать респектабельными гражданами. Правильная осанка связывалась с самодисциплиной. Врачи также поддерживали это движение, указывая, что корректная осанка необходима для крепкого здоровья. Во многих элитных школах осанке по-прежнему уделяется важное внимание. Должная осанка стала атрибутом не только аристократии, но и всего общества


Военная выправка.

Здоровая устойчивая осанка – это важный элемент профессиональной армии и сегодня. Воспитание и коррекция осанки традиционно входит в курс подготовки военнослужащих практически всех армий мира. Так, в боевом уставе США 1946 г. сказано “Хорошая осанка очень важна для солдата. Во-первых, солдата часто оценивают по его внешности - мужчина с хорошей осанкой более напоминает хорошего солдата, он более овладевает вниманием окружающих. Во-вторых, общепринятый психологический факт - хорошая осанка связана с хорошей моралью - человек с хорошей осанкой чувствует себя лучше и более уверен. Человек с плохой осанкой не может чувствовать себя так уверенно, именно поэтому у него формируется негативная и неудобная поза. В-третьих, хорошая осанка позволяет телу функционировать наиболее эффективно”.


Заключение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.