Осанка показатель физической культуры и здоровья

Осанка -- это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка -- понятие комплексное.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела.

Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой.

Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.

Повторяющиеся или статические нагрузки способны изменить структуру органов опорно-двигательной системы. Постоянная направленность и величина нагрузки при привычном выравнивании скелета оказывают существенное влияние на структуру и форму кости. Особенно это ощутимо в чувствительные (сенситивные) к нагрузке периоды жизни, например, в период роста скелета у детей и подростков. Именно поэтому, нарушение осанки относят к ведущим этиологическим факторам школьного сколиоза. Осанку справедливо рассматривают как показатель здоровья позвоночника и это важное, но далеко не полное представление об осанке. Осанка касается также функции и формы нижних конечностей, нагружаемых при стоянии и ходьбе суставов, а также стопы.

Структура нагрузки повседневных движений влияет и на рост детского скелета (например, быстрее растет более нагружаемая толчковая, обычно правая, нога), и на структуру скелета у взрослых.

Например, внешняя форма костей может изменяться под влиянием различных видов спорта или профессиональных движений. Они становятся массивнее и толще за счет увеличения костной массы в наиболее нагружаемых участках.

Статическая нагрузка может оказывать негативное влияние на структуру кости, вызывая её деформацию. Согласно известному закону Гютера-Фолькмана (Hueter-Volkmann) сжимающие нагрузки приводят к замедлению скелетного роста, а растягивающие к его ускорению. Например, следуя этому закону, ограниченная асимметрия позвонка в результате локальной дисплазии приводит к увеличению деформации и к распространению прогрессирующей деформации на большую часть позвоночника, замыкая порочный круг сколиотической болезни.

Нечто подобное мы видим при синдроме патологического выравнивания нижних конечностей. Особенности развития сводов стопы, костей голени и бедра нарушают ось конечности, нарушенная ось конечности приводит к нерациональному распределению нагрузки, при которой возможна деформация стопы и суставов и ещё большее нарушение оси конечности. Это является причиной развития и прогрессирования заболеваний стопы, коленного и тазобедренного суставов, которые обознаются как плоскостопие и диспластические артрозы.

Изменение структуры скелета связано с самыми разнообразными внутренними и внешними причинами (конституция, диспластический фактор, остеопения, обувь…), но, безусловно, большое значение для этого имеет способ привычного выравнивания скелета (скелетного баланса), выражением которого является осанка.

Связочный аппарат и нормальная функционирующие мышцы без особого труда справляются с многочисленными и распространенными отклонениями в развитии скелета. Но в определенные, сенситивные отрезки индивидуального развития возникает несоответствие возможности связочно-мышечного аппарата особенностям скелетного баланса. При этом возникает риск развития самых различных заболеваний, таких как сколиоз позвоночника во время ускоренного роста позвоночника или диспластический коксартроз в период возрастного снижения функции мышц и эластичности связок.

ОСАНКА— ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным -

сделайте его крепким и здоровым.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно в значительной степени определяет состояние здоровья населения России в ХХI веке, сохранение генофонда народа, его профессиональную пригодность, возможность экологического и культурного развития. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие является приоритетным направлением государственной политики, потому что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

Очевидно, что образование сегодня должно быть здоровьесберегающим, направленным на формирование личности, здоровой духовно и физически, развитой интеллектуально и обладающей необходимыми для этих целей знаниями и навыками, типом поведения и образом мышления.

В современных условиях учреждения образования призваны обеспечить максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, запросов и потребностей самого ребенка, семьи, общества.

Сегодня состояние здоровья школьников вызывает большую тревогу. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в школу, имеют те или иные отклонения в здоровье. И значительное место в этих работах отводится состоянию осанки школьников.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для формирования правильной осанки современного ученика больше, чем врач. Ведь именно школа закладывает фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Из-за негативных для здоровья последствий научно-технического прогресса (гиподинамия, экологическая загрязненность окружающей среды и т.д.) все острее становится проблема рационального использования оздоровительного эффекта средств физической культуры, физкультминуток на всех уроках, подвижных игр во время перемен, формирование правильной посадки детей.

Уже доказано, что нарушения осанки составляют 70% от числа всех заболеваний. А это очень опасно, так как при нарушении осанки ухудшается работа всех систем и органов. Больные с искривлением позвоночника быстро утомляются. У них часто развиваются невралгические боли вследствие ущемления межреберных нервов на вогнутой стороне искривления. В связи с уменьшением подвижности грудной клетки уменьшается количество кислорода, поступающего в кровь, что в свою очередь ведет к снижению обмена веществ в организме. Поэтому дети с искривлением позвоночника чаще подвергаются простудным заболеваниям. Грозную опасность представляет сколиоз – боковое искривление позвоночника, который нередко приводит к смещению внутренних органов, образованию реберного горба.

Школа обладает огромным арсеналом методов и средств, чтобы справиться с этой трудной, требующей терпения и настойчивости задачей. Методика формирования навыка правильной посадки реализовывается через комплекс средств педагогического воздействия в двух направлениях: работа с родителями и специальное обучение названного навыка на уроке и переменах.

В работе по формированию навыка правильной посадки у учащихся во время урока используется рассказ, беседа, упражнение. Для специального обучения навыку правильной посадки используется время физкультминуток, перемен, уроков физической культуры, Дней здоровья, посещение спортивных секций, проведение тематических классных часов по ЗОЖ. Учитель постоянно напоминает детям, что правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно. Дети уясняют для себя, что неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой, что если в детстве приучиться держаться прямо, тогда, став взрослыми, их не будут мучить боли в пояснице, спине. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма.

Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержании уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми у которых замечены какие-либо отклонения.

Формирование правильной осанки – проблема педагогическая и гигиеническая. Поэтому решать ее надо общими усилиями педагогов, врачей и родителей.


Василий Оскарович Маркс

Все системы в организме работают слажено и живут, как в общем доме. Дом держится на каркасе. Каркасом нашего тела является скелет. В ходе изучения литературы мы узнали, что опорно-двигательная система обеспечивает опору и движение человека. От скелета и мышц зависит осанка человека.

Кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь при письме и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.

Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены.

Если человек ходит, сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, - это плохая осанка. Она не только некрасива, но и вредна, затрудняет деятельность внутренних органов и в большинстве случаев связана с искривлением позвоночника.

Ставим для себя задачу:

Как сохранить красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?

Попытаемся подтвердить гипотезу о том, что правильная осанка - это не только красота, но и наше здоровье.

Для чего же мы затронули эту тему?

Поза сидя - оптимальная для обучения - является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. В этом положении чаще всего страдает осанка. Именно она приводит к боли в спине и различным болезням.

Проблема очень актуальна, так как большинство ребят сидят за партой неправильно, сильно наклоняясь во время письма. Перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями – не менее важная причина искривления позвоночника.

Скачать:

ВложениеРазмер
proba_osanka.doc 142 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

I Республиканский конкурс исследовательских работ

Тема : Осанка-показатель здоровья человека.

Руководитель Шамурзаева Аминат Мухтаровна

учитель первой квалификационной категории

Учащиеся Тебуев Майыл

Василий Оскарович Маркс

Все системы в организме работают слажено и живут, как в общем доме. Дом держится на каркасе. Каркасом нашего тела является скелет. В ходе изучения литературы мы узнали, что опорно-двигательная система обеспечивает опору и движение человека. От скелета и мышц зависит осанка человека.

Кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь при письме и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.

Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены.

Если человек ходит, сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, - это плохая осанка. Она не только некрасива, но и вредна, затрудняет деятельность внутренних органов и в большинстве случаев связана с искривлением позвоночника.

Ставим для себя задачу :

Как сохранить красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?

Попытаемся подтвердить гипотезу о том, что правильная осанка - это не только красота, но и наше здоровье.

Для чего же мы затронули эту тему?

Поза сидя - оптимальная для обучения - является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. В этом положении чаще всего страдает осанка. Именно она приводит к боли в спине и различным болезням.

Проблема очень актуальна , так как большинство ребят сидят за партой неправильно, сильно наклоняясь во время письма. Перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями – не менее важная причина искривления позвоночника.

Мы предположили, что в дальнейшем это может привести к нарушениям позвоночника, близорукости и другим заболеваниям.

  1. изучение медицинских карточек детей
  2. наблюдение
  3. эксперимент

Объект – позвоночник ребенка.

Предмет – искривление позвоночника.

I Теоретическая часть.

Осанка — показатель физического развития организма.

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.

Современное человечество ведет сидячий образ жизни. Учёные определили, что при таком режиме ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций, и кости становятся рыхлыми. Это сказывается на кровеносных сосудах, работе сердца и нервной системы.

Мы выяснили, что чаще всего осанка портится в детстве. Искривлением позвоночника не страдают, пожалуй, только грудные дети.

Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями вызванными школьным обучением.

Существуют не менее важные причины нарушений правильной осанки тела 1 :

  1. Искривления могут возникнуть в младенческом возрасте, когда ребенок начинает рано сидеть.
  2. Искривление может возникнуть из-за перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез.
  3. Низкая двигательная активность, гиподинамия способствуют искривлению позвоночника
  4. Очень мягкая или неудобная постель.
  5. Неправильная поза во время учебных занятий.
  6. Перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями.

1 1 Тело человека. Занимательный атлас.2007

Привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы. 3. Практическая работа.

Мы предложили в классе несколько способов проверки осанки.

1. В положении стоя.

Встать спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. В таком положении человек должен стоять и ходить.

2. В положении сидя.

Спина прямая, между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. При письме и чтении сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см , локоть стоит на парте, кончики пальцев касаются виска.

В ходе нашего исследования мы узнали, что существуют способы определения искривлений позвоночника ( приложение 1 ).

Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь. Если расстояние больше и проходит кулак, то осанка нарушена.

Исследования в классе показали, что у троих детей осанка нарушена.

Мерной лентой определяли расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряли это расстояние со стороны груди.

Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Измерения показали, что кифоза у наших одноклассников нет.

Мерной лентой измеряли расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике.

Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз.

По данным измерения и медицинских карточек было выявлено, что у 8 детей нашего класса обнаружен сколиоз (правый и левый).

Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы.

В теле человека 650 мышц. 200 из них используется при ходьбе, 17 – чтобы улыбнуться. Мышцы будут крепкими у того, кто занимается физическим трудом, физкультурой, спортом. Главный враг мышц – неподвижность, а лучший друг – движение.

В результате нашей работы мы нашли ряд упражнений для развития опорно-двигательной системы. Мы предлагаем примерный комплекс упражнений по профилактике нарушения осанки ( приложение 2 )

Вывод: Нарушение осанки и искривление позвоночника

  1. портят нашу внешность,
  2. оказывают прямое влияние на работу многих органов и систем.

Правильная осанка нужна человеку не только для того, чтобы быть стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Осанка у детей часто портится от неправильной посадки за столом в школе и во время приготовления уроков. Если постоянно сидеть за столом согнувшись, опираясь на руки или крышку стола грудью, или, наоборот, тянуться правым плечом вверх, то позвоночник постепенно искривляется, грудная клетка сдавливается. Можно на всю жизнь стать сутулым, с узкой, впалой и слабой грудной клеткой.

Причины возникновения нарушений осанки могут быть следующие: неправильная посадка за партой, за домашним рабочим столом, дефицит движения и долгие часы с учебником, плохое освещение, которое заставляет склоняться к книге или к тетради, перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями…

Последняя причина станет темой следующего нашего исследования. Мы рассмотрим вопросы:

  1. Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
  1. Сколько должен весить ранец?
  2. Как правильно выбрать ранец?

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.

У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.

Осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка — понятие комплексное.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой.

Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.

Из этого вытекают прошедшие проверку временем и практикой постулаты:

Структура нагрузки повседневных движений влияет и на рост детского скелета (например, быстрее растет более нагружаемая толчковая, обычно правая, нога), и на структуру скелета у взрослых. Например, внешняя форма костей может изменяться под влиянием различных видов спорта или профессиональных движений. Они становятся массивнее и толще за счет увеличения костной массы в наиболее нагружаемых участках.

Статическая нагрузка может оказывать негативное влияние на структуру кости, вызывая её деформацию. Согласно известному закону Гютера-Фолькмана (Hueter-Volkmann) сжимающие нагрузки приводят к замедлению скелетного роста, а растягивающие к его ускорению. Например, следуя этому закону, ограниченная асимметрия позвонка в результате локальной дисплазии приводит к увеличению деформации и к распространению прогрессирующей деформации на большую часть позвоночника, замыкая порочный круг сколиотической болезни.

Нечто подобное мы видим при синдроме патологического выравнивания нижних конечностей. Особенности развития сводов стопы, костей голени и бедра нарушают ось конечности, нарушенная ось конечности приводит к нерациональному распределению нагрузки, при которой возможна деформация стопы и суставов и ещё большее нарушение оси конечности. Это является причиной развития и прогрессирования заболеваний стопы, коленного и тазобедренного суставов, которые обознаются как плоскостопие и диспластические артрозы.

Изменение структуры скелета связано с самыми разнообразными внутренними и внешними причинами (конституция, диспластический фактор, остеопения, обувь…), но, безусловно, большое значение для этого имеет способ привычного выравнивания скелета (скелетного баланса), выражением которого является осанка.

Связочный аппарат и нормальная функционирующие мышцы без особого труда справляются с многочисленными и распространенными отклонениями в развитии скелета. Но в определенные, сенситивные отрезки индивидуального развития возникает несоответствие возможности связочно-мышечного аппарата особенностям скелетного баланса. При этом возникает риск развития самых различных заболеваний, таких как сколиоз позвоночника во время ускоренного роста позвоночника или диспластический коксартроз в период возрастного снижения функции мышц и эластичности связок.

— любил повторять генерал русской армии Густав Маннергейм Действительно, в ответ на отрицательные эмоции, рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, человек принимает так называемую пассивно-оборонительную позу.

Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и вместе с ней формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека — важный аспект физического развития.

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.

У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9-летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.

1.7 Оценка состояния осанки в процессе развития детей

Чтобы оценить осанку и правильно поставить диагноз специалистами используется несколько методов исследования позвоночника. К ним относятся осмотр пациента, функциональные пробы, инструментальные методы, а при необходимости - таблицы для оценки роста и веса, инструменты для измерения пропорций туловища и положения таза, рентген. Из инструментальных методов можно отметить компьютерную оптическую томографию, которая позволяет обнаружить деформацию позвоночника и связанных с ним частей опорно-двигательного аппарата на самых ранних стадиях. В отличие от рентгена, ее можно использовать как угодно часто, отслеживая изменения осанки. К сожалению, необходимая для этого аппаратура есть далеко не в каждом диагностическом центре, и бесплатно такое обследование не делают.

Ниже приводятся простые и доступные методы исследования осанки.

Проверьте для начала состояние ног. Помимо того, что плоскостопие, X- или О-образное искривление ног и сами по себе являются причиной для беспокойства и требуют лечения, они почти всегда сочетаются с нарушениями осанки.

Осмотр сбоку (в сагиттальной плоскости). Вертикальная линия, проходящая сверху вниз через все тело, должна соединять мочку уха, вершину плеча, задний край тазобедренного сустава, заднюю поверхность коленной чашечки и передний край лодыжки. Если воображаемой линии вам недостаточно, можно использовать отвес из нитки с грузиком.

Голова должна находиться в положении, при котором угол рта и угол нижней челюсти расположены на одной высоте, лоб и подбородок — на одной вертикальной линии, затылок и надплечья соединяются плавной дугой. Опущенная голова или вытянутая вперед шея, усиленный или уплощённый шейный лордоз изменяют положение остальных частей позвоночника. Обратите внимание на выраженность грудного кифоза и поясничного лордоза, степень выпуклости грудной клетки, грудного отдела спины, живота, на коленные суставы — находятся ли они в нормальном положении, излишне согнуты или переразогнуты. При осмотре сбоку могут быть видны крыловидные, не прилегающие к спине лопатки.

Осмотр спереди (фронтальная плоскость). Начните осмотр с лица и головы. Их асимметрия и другие отклонения формы черепа и лица от нормы обычно являются признаками врожденных нарушений развития опорно-двигательного аппарата. Обратите внимание на положение головы: расположена она прямо или наклонена вперед, назад или вбок, повернута влево или вправо. Посмотрите, подняты или опущены плечи, на одном ли уровне они находятся, симметрично ли расположены ключицы, соски, оцените форму грудной клетки: она может быть воронкообразной, впалой, цилиндрической, бочкообразной, уплощенной. Измерьте расстояние от кончиков пальцев опущенных рук до пола: неодинаковую высоту плеч можно не заметить при осмотре, и такое измерение позволит выявить асимметрию плечевого пояса. Верхний край трапециевидной мышцы в норме слегка вогнут, а при повышенном тонусе надплечья становятся выпуклыми, как у культуриста. Это часто сочетается с нарушениями в шейном отделе позвоночника, в том числе характерно для его лестничной деформации, когда каждый шейный позвонок чуть смещен вперед относительно нижележащего.

Смещенный в сторону от средней линии пупок говорит об укорочении и повышенном тонусе мышц живота с этой стороны. Треугольники талии (просветы между туловищем и руками) должны быть симметричны. Оцените положение таза — на одном ли уровне расположены гребни подвздошных костей или есть признаки скошенного либо скрученного таза (один гребень выше другого или выступает вперед либо – назад). Выпяченный живот — признак слабости мышц брюшного пресса и увеличенного поясничного лордоза.

Осмотр сзади. Обратите внимание на состояние кожи в районе позвоночника. Пигментные и сосудистые пятна, участки усиленного роста волос или слишком сухой и загрубевшей кожи, усиленный рисунок подкожных вен, небольшие кровоизлияния могут быть признаками врожденных нарушений в позвоночнике.

Нарушения положения головы (наклон, поворот) при осмотре сзади хорошо видны по расположению мочек ушей. Еще раз оцените угол наклона и взаимное расположение надплечий. Лопатки должны прилегать к спине; крыловидные лопатки – признак слабости мышц спины и плечевого пояса. Остистые отростки позвонков должны располагаться по прямой линии, у худого человека они хорошо заметны, а если нет, можно прощупать их и отметить фломастером или йодом.

Правая и левая половины тела должны быть симметричны. Отметьте, на одном ли уровне находятся плечи и лопатки, еще раз проверьте симметричность треугольников талии, убедитесь в отсутствии несимметричных мышечных валиков по бокам позвоночника. При искривлении позвоночника во фронтальной плоскости мышечный валик находится на вогнутой стороне дуги, как тетива у лука, а с выпуклой стороны мышцы растянуты и ослаблены.

Чтобы выявить отклонения положения таза, обратите внимание на область поясницы и ягодиц. Одинаково ли прощупываются гребни подвздошных костей? Один из них может быть выше другого. Обратите внимание на крестцовый ромб, образованный по бокам двумя ямками над костями таза, сверху — остистым отростком пятого поясничного позвонка, снизу – вершиной межъягодичной складки. Проверьте форму и положение ягодиц, подъягодичных и межъягодичной складок.

Косое положение таза и нарушения осанки во фронтальной плоскости могут быть вызваны неодинаковой длиной ног (ее проверяют в положении лежа).

Просто нарушения осанки во фронтальной плоскости — это еще не самое плохое. Но они могут быть первым видимым признаком сколиотической болезни.

Осмотр при наклоне вперед (горизонтальная плоскость). Наклоняться при таком осмотре нужно правильно: опустить голову, прижать подбородок к груди и, не сгибая ног и свободно опустив руки, наклонить туловище до горизонтального положения. Спину осматривают и со стороны головы, и сзади. Асимметрия частей туловища при наклоне, поворот плечевого пояса, когда одна рука опускается ниже другой, мышечный валик и выступающие ребра на одной из сторон позвоночника — признаки сколиоза. Для подтверждения этого диагноза необходимо рентгенологическое исследование.

При исследовании позвоночника ребёнка специалист также оценивает его телосложение.

Рост и вес ребенка измерить нетрудно. Беспокойство, в том числе с точки зрения осанки, должны вызывать и слишком худые, и излишне полные для своего роста и типа телосложения дети. Слабые, неразвитые мышцы не обеспечивают правильного формирования физиологических изгибов позвоночника, хуже защищают его от боковых искривлений. Избыточный вес дает дополнительную нагрузку и на мышцы, и на межпозвонковые диски.

Обратите внимание на окружность живота и грудной клетки. Сантиметровой лентой измерьте окружность живота на уровне пупка в позе стоя в обычном положении, а затем — разницу между обхватом максимально втянутого и максимально выпяченного живота. В норме эта разница должна составлять около 15 % окружности живота в среднем положении. Меньшая разница, особенно в сочетании с выпяченным, отвисшим животом, говорит о слабости мышц брюшного пресса.

Грудная клетка измеряется по горизонтальной линии, проходящей под нижними углами лопаток. Разница между окружностью груди на максимальном вдохе и максимальном выдохе должна составлять около 10 % обхвата груди в нейтральном положении. Меньшие значения, особенно в сочетании с узкой, впалой или деформированной грудной клеткой, — также повод для беспокойства.

Заодно обратите внимание на дыхательный стереотип. В спокойном состоянии, без физической нагрузки, идеальным является диафрагмальное дыхание, при котором на вдохе живот чуть выступает вперед, а на выдохе — немного подтягивается.

Гибкость позвоночника. При наклоне вперед молодой человек или подросток с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя — положить подбородок на колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) — достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки. Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы (попросту говоря нос) должна повернуться примерно на 110°. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становится видно, что находится прямо за спиной.

Нормальная гибкость позвоночника у детей младшего возраста больше, чем у подростков и здоровых взрослых людей. Например, расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и вершиной межъягодичной складки при наклоне назад у детей 7-11 лет должно уменьшаться примерно на 6 см, у детей 12 лет и старше — на 4 см (хотя само это расстояние у более взрослых детей вырастает вместе с остальным телом).

В точных нормах подвижности позвоночника в целом и каждого из его отделов в зависимости от возраста, пола, типа конституции и других факторов легко запутаться. Намного важнее обратить внимание на то, чтобы гибкость не слишком отклонялась от нормы ни в ту, ни в другую сторону. Если вы не уверены в том, что все отделы позвоночника в сагиттальной плоскости двигаются в соответствии с нормой, обратитесь к врачу.

Еще большую тревогу должна вызывать асимметрия при наклонах туловища вбок и поворотах в сторону: различия в объеме этих движений говорят о нарушениях осанки во фронтальной плоскости или о сколиозе.

Ограничение подвижности позвоночника — явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мышцами, не менее опасна для позвоночника, чем ограниченная подвижность.

Мышечный корсет. Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь способностью мышц поддерживать статические усилия.

Для оценки состояния мышечного корсета применяются функциональные пробы мышц спины, живота и боковых сторон туловища. Это своеобразное тестирование в виде упражнений из статических поз на каждую группу мышц.

Результаты функциональных проб необходимо учитывать при подборе упражнений лечебной физкультуры. Слишком сильные мышцы обычно следует расслаблять и растягивать, слишком слабые — укреплять.

Как уже говорилось, чаще всего нарушения осанки (во всяком случае, у младших школьников) вызваны не ортопедическими или обменными заболеваниями, а плохим физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки. Такие нарушения еще не являются признаком (следствием или причиной) болезни позвоночника, а имеют функциональный характер.

Функциональные нарушения осанки никогда не проходят сами по себе и всегда рано или поздно приводят к органическим изменениям. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Органические изменения лечатся долго и сложно, а хорошим результатом лечения часто считается прекращение прогрессирования болезни. Заканчивать лечение можно будет не раньше, чем прекратятся рост и формирование опорно-двигательного аппарата, к
18-20 годам. После этого можно продолжать заниматься физкультурой — уже для профилактики остеохондроза.

Тесты для оценки состояния осанки в процессе развития детей

Например, у ребенка в начале учебного года грудино-лопаточный замер составил 14 мм. Спустя же полгода эта величина была уже 18 мм. Данная ситуация указывает, что за полгода у мальчика явно произошло явное ухудшение осанки на 4 мм.

Например у ребенка в начале учебного года передний грудино-плечевой размер составил
27 см, задний – 28 см. Спустя полгода передний размер оказался 26 см, а задний – 29 см. Здесь мы имеем на лицо явное ухудшение осанки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.