Осанка формирование методика воспитания осанки

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как
равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.

Заключение

Воспитание осанки у детей - очень трудоемкий, кропотливый процесс, результаты которого сказываются не сразу. Осанка определяет будущее детей. Решающую роль в воспитании осанки играет физический труд, физическая культура и спорт.
Хорошее здоровье немыслимо без тренировки мышц, суставов, связок, то есть всего того, что называется опорно-двигательным аппаратом человека. Хорошо развитая скелетная мускулатура обеспечивает ребенку равномерную волнообразность позвоночника, а физические упражнения помогут снять любого вида усталость.

Алексей 2 физ.doc

Введение

Воспитание осанки у детей - очень трудоемкий, кропотливый процесс, результаты которого сказываются не сразу. Осанка определяет будущее детей. Решающую роль в воспитании осанки играет физический труд, физическая культура и спорт.

Хорошее здоровье немыслимо без тренировки мышц, суставов, связок, то есть всего того, что называется опорно-двигательным аппаратом человека. Хорошо развитая скелетная мускулатура обеспечивает ребенку равномерную волнообразность позвоночника, а физические упражнения помогут снять любого вида усталость.

1. Общая характеристика осанки

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения . Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.

Массовый характер нарушений осанки и искривлений позвоночника – одна из наиболее злободневных проблем современного общества. Е.В. Давиденко, Р.В. Чудной (2003) установлено, что к 11 классу как минимум 60 % учеников имеют искривление осанки и деформацию позвоночника. А по данным исследований начала ХХI века (Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И., 2005), более

общими) заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями обмена веществ. Но в очень многих случаях эти болезни можно если не предупредить, то хотя бы не дать им прогрессировать.

Поэтому борьбу с дефектами осанки следует рассматривать как дело общего оздоровления организма.

Доминирующую роль в формировании правильной осанки играет воспитание и систематическое воздействие физических упражнений.

В предлагаемом учебно-методическом пособии рассмотрена проблема осанки, систематизированы и научно обоснованы средства и методы ее оценки и коррекции, в популярной, краткой и доступной форме представ-

лены современные знания, которые необходимы для формирования здорового образа жизни, и показана главенствующая роль физической культуры в поддержании здоровья.

2. Методика воспитания осанки

Правильная осанка человека определяется воображаемой вертикальной линией. Она проходит через вершину черепа и пересекает линии, соединяющие уши, плечевые, бедренные, коленные суставы и лодыжки.

Чтобы определить свою осанку, встаньте в купальном костюме перед большим зеркалом и критически осмотрите себя со всех сторон — спереди, сбоку, сзади, используя для этого дополнительное ручное зеркало.

Проанализируйте дефекты своей осанки.

Приступая к методике воспитания осанки, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры:

1) сиденье стула,

3) пол или подножка.

Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому.

Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз - стол высок, ниже - стол низок.

При использовании мебели, которая по размерам ниже ростовых показателей учащихся, под столы и стулья подбиваются деревянные бруски.

Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раз за учебный год.

Вместе с тем следует признать, что изложенные рекомендации вынужденно приспособлены к низкой шкале возможных материальных затрат, к которой на практике прибегает большинство современных школ. По санитарным же нормам и правилам, каждое образовательное учреждение должно быть оборудовано пятью размерами школьной мебели (на рост учащихся от 115 см до более 175 см), причем с учетом потребности в каждом ростовом размере.

Второе, чему нужно внимание в профилактике нарушений осанки - это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдения правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стола на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого нужно показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудиной и краем стола.

Особое внимание необходимо обратить и на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.

Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток.

Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы обучающихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей, при этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока. Главное достоинство стоячей позы состоит в том, что она обеспечивается преимущественно работой мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе. И еще одно достоинство работы в стоячей позе. Оно состоит в том, что в положении стоя происходит раздражение большого числа рефлексогенных зон стопы и, как следствие этого, стимуляция физиологических систем организма. Все это способствует формированию у детей нормальной осанки.

Идея работы учащихся за кафедрами и надстольными тумбами принадлежит педагогам-новаторам Н.Н. Дубинину, В.И. Агаркову, что дает полное право относить эти технологии к валеологическим.

Изучение влияния различных способов письма на рабочую позу учащихся показало, что при обучении прямому письму (вертикальное начертание букв относительно горизонтального края тетради) частота правильной рабочей позы на уроках у первоклассников составляла в сентябре 33%, в ноябре - 60%, в январе - 53% в марте-51%.

При обучении же наклонному письму правильную рабочую позу в эти же месяцы наблюдений удерживали на уроках всего 16-27% школьников.

Среди школьно средовых факторов, воздействующих на формирование опорно-двигательного аппарата школьников заслуживает внимания ежедневная переноска в портфелях и ранцах учебных комплектов для занятий. Работа многих школ по экспериментальным программам с их дополнительными методическими пособиями, введение в школы, начиная с младших классов, новых дисциплин с соответствующими учебниками, произвольное изменение отдельными учителями расписания уроков в начальной школе - все это вынуждает младших школьников ежедневно носить в школу весь арсенал учебных материалов, что превращает их ранцы в рюкзаки запасливых туристов. А между тем известно, что переноска больших тяжестей также способствует формированию у детей и подростков нарушений опорно-двигательного аппарата и в первую очередь - плоскостопия (опущение продольного и/или поперечного свода стопы).

Даже для более старших школьников (начиная с 14 лет) санитарными правилами и законодательством о труде нормируется переноска тяжестей. К сожалению, гигиенисты не проводили таких исследований применительно к интересам здоровья младших школьников. Поэтому учителю предстоит самостоятельно провести подобное исследование: взвесить ранцы младших школьников, поинтересоваться соответствием их весового содержания задачам учебного дня, найти аргументы для обсуждения этого вопроса на педсовете и с родителями.

Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть их валеологическое воспитание, т.е. научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки. Можно посоветовать следующее:

1. Ходить нужно так, как ходят манекенщицы, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног, так будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов.

2. При сидении не следует класть ногу на ногу. Это сразу нарушает симметрию тела, вызывает боль в нижней части позвоночника, нарушает кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием и т.д. и т.п.

3. Спать нужно на жестком, плоском, но достаточно эластичном матраце. Это дает возможность костям плеч и таза принимать свои собственные естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна.

Усвоение указанных поз формирует у школьников, по определению медиков, стереотип правильной осанки, т.е. свободное соблюдение ее основных характеристик без всяких усилий со стороны внутренних контролирующих механизмов.

При этом в формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой. Известные зарубежные специалисты П.С. Брэгг и Р. Нордемар предлагают начинать формирование мышечно-суставного чувства правильной осанки с такого упражнения:

встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить;

затылок, плечи, икры и пятки заставить касаться стены;

прижаться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца;

подобрать живот, вытянуть немного шею вверх и приподнять слегка плечи;

проанализировать "чувства" всех частей тела, особенно мускулов спины и живота. Другими словами, спрограммировать свой позвоночный "компьютер" на положении нормальной осанки.

Выполнять это упражнение они рекомендуют как можно чаще в течение дня.

Как только ребенок сможет удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, ему разрешается идти вперед, сохраняя ту же осанку.

Отечественные ортопеды среди комплекса методов лечения дефектов осанки и искривлений позвоночника также большое место отводят развитию у детей мышечно-суставного чувства правильной осанки.

Выработка у школьников указанного чувства хорошо вписывается в систему популярных в профилактике многих заболеваний аутотренингов, построенных на возможности саморегулировать состояние разных физиологических функций и процессов.

И последнее, о чем следует помнить при профилактике заболеваний опорно- двигательного аппарата у школьников. Это вопросы индивидуальной и массовой спортивно-оздоровительной работы с учащимися в условиях образовательного учреждения.

Самым действенным средством профилактики и устранения недостатков в осанке служат физические упражнения.

Комплексы художественной корригирующей гимнастики составляются в зависимости от особенностей возрастного развития детей.

Важно учитывать, что у детей 6-10 лет слабо развиты мышцы и связки, особенно мышцы спины и живота. Позвоночник у них гибкий, податливый к привычным изменениям положения туловища, плечевого пояса и ног.

Олеся Непомнящих
Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья

Человек не рождается с правильной осанкой, она формируется на протяжении всего дошкольного детства.Очень многое влияет на ее: здоровье, строение тела, нервно-психическое состояние, правильное воспитание. При нарушении осанки человек выглядит неуверенно, некрасиво, но главная проблема состоит не в этом. Происходит неправильное формирование положения внутренних органов, затрудняется нормальная функция сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Чаще всего главной причиной нарушения осанки являются, то, что воспитывая дошкольника, взрослые не придают должного значения, когда у ребенка, вырабатывается навык неправильной установки тела.

Причин, вызывающих различного рода дефекты осанки,очень много:

- завышенные физические нагрузки,

- костные и другие заболевания;

- продолжительное пребывание в неправильном, согнутом положении и т. д.

Для формирования правильной осанки необходимо правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости.

Это совместная работа педагогов и семьи, педагогов в ДОО и родителей дома. Необходима своевременная помощь преподавателей, а дома родители должны создать все условия для того, чтобы исключить возможность формирования неправильной осанки.

Сегодня это актуальная проблема, требующая срочного решения и повышенного внимания со стороны взрослых, действия которых должны быть направлены не только на исправления дефектов осанки, но и на профилактику заболеваний и формирования навыка правильной осанки.

Правильная или нормальная осанка это такое положение тела ребенка, при котором туловище и голова держатся строго на одной линии, а контуры грудной клетки выступают вперед при вертикальном положении линии живота и умеренно выпрямленном позвоночнике.

Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она нестабильна, так как в период взросления организму дошкольника свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это несоответствие со временем становиться меньше, и к окончанию роста ребенка осанка стабилизируется.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Воздействия, под влиянием которых формируется правильная осанка или возникают нарушения осанки, следует отнести развитие основных мышечных групп, формирования двигательных навыков, условия гигиенического воспитания ребенка. Осанка также может изменяться под влиянием неблагоприятных рабочих поз, односторонних занятий спортом (осанка боксера, велосипедиста, а также таких заболеваний, как радикулит, язвенная болезнь, холецистит.

При нарушениях осанки мышцы ослаблены, физическая работоспособность понижена. Исключение может составлять лишь круглая спина. При этом дефекте осанки мускулатура обычно хорошо развита, но отмечается выраженное превосходство силы мышц - сгибателей.

Таким образом, предупреждение дефектов осанки, работа по исправлению дефектов осанки, воспитание и закрепление навыка правильной осанки, является одним из важнейших разделов программы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Оно должно быть направленно на повышение эмоционального состояния, нормализацию основных нервных процессов, улучшение деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепление дыхательной мускулатуры, активизации общих и местных обменных процессов, улучшение координации и равновесия, совершенствования двигательных навыков, выработку достаточной силовой и общей выносливости, а также исправление имеющегося дефекта и закрепление навыка правильной осанки.

Таким образом, реализация всех задач связана не только с выработкой и закреплением навыка удержания позы, но и с воспитанием силовых качеств, статической и динамической выносливости, способности поддерживать равновесие тела. Вместе с тем формирование правильной осанки тесно связано с регулирующим воздействием на гибкость и на некоторые телесные структуры, от которых зависят формы телосложения.

Средства и особенности методики формирования навыка правильной осанки.

Для того, чтобы сформировать навык правильной осанки необходимо соблюдать некоторые правила: правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости. В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе и требовать е сохранения, оберегать их от непосильных нагрузок.

Таким образом, видно, что для выработки и закрепления навыка правильной осанки используют средства физического воспитания,такие как:

- упражнения в равновесии и координации;

- игры, правила которых предусматривают соблюдение правильной осанки.

Весь цикл делится на два этапа – подготовительный и основной. В подготовительном этапе ведущая роль отводится выработке представления о правильной осанке и созданию физиологических предпосылок для ее формирования. На основном этапе завершается работа по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. Общие задачи решаются путем широкого использования ОРУ, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Одним из методик, направленных на формирование правильной осанки является Стретчинг. Это специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата.

Основные задачи стретчинга в дошкольном учреждении:

• Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т. е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).

• Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

• Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.

• Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков

• Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

• Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

• Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Комплексы упражнений в системе стретчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела. Стретчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их. Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры.

Методика стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата, на упражнениях по укреплению позвоночника, корригирующей гимнастики, на приемах мануальной терапии в сочетании с правильным дыханием и элементами релаксации.

Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма, на овладение навыками совершенного управления своим телом, на развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Возрастные особенности при занятии стретчингом

Методика не имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия с 3-х лет.

Для проведения занятий по методике игрового стретчинга учитываем возрастные особенности детей.

Старший и подготовительный возраст.

Продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном крепок, можно давать больше упражнений для упругости и силы. Усилен рост ног. Руки и ноги окрепли, а пальцы рук более подвижны. Возросла у них и координация движений, их точность. У некоторых детей встречается импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание. Хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия их уже подконтрольны сознанию и могут регулировать силу упражнений, подчинять их своей воле.

Работа с детьми

Адекватным методом организации упражнений является в первую очередь игровой метод (элементарные игры с доставанием игрушек, подвешенных на различной высоте, с подражательной фиксацией поз, воссоздающих те или иные фрагменты осанки, вначале в положении лежа, затем в положении сидя, в других переходных положениях, в смешанных упорах и висах и т. д.). Упражнения на растяжку включаем в комплексы общеразвивающих упражнений, в основные виды движений.

Работа с воспитателями

Немаловажную роль в формировании правильной осанки у детей отводим воспитателям. Под их руководством дети получают элементарные знания и навыки по формированию осанки. Поэтому, кроме физкультурных занятий стретчинг сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе. На улице элементы стретчинга воспитатели включают в различные игры.

Работа с родителями

Важное место в работе с родителями уделяем формированию правильной осанки, выявлению и предупреждению плоскостопия у детей. Проводим совместные занятия.

Родители являются нашими помощниками, и каждый из них тренер своего ребёнка. Вместе выполняют упражнения, направленные на формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия, в основной части исполняют роль помощников, в заключительной части участвуют в совместных играх.

Итак, мы видим, что формирование правильной осанки имеет очень важное значение. Она является основой правильного функционирования жизнеобеспечивающих систем организма, помогает избегать нарушений, опасных для здоровья, является одной из стабильных форм проявления нормального физического состояния и развития организма, имеет эстетическую и этическую ценность.

Для ее формирования в ДОО совокупность применяется множество разнообразных форм физического воспитания, что создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Одной из методик, является, стретчинг,который помогает добиться следующих результатов:

• активизируется деятельность всех внутренних систем и органов;

• осанка стала естественней;

• мышцы стали плотнее и сильнее;

• суставы стали лучше сгибаться;

Во время двигательной активности у детей формируются личностные качества, позволяющие им чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми.

Общий анализ работы родителей и воспитателей позволяет сделать вывод, что занятия, организованные по методике игрового стретчинга, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста, и их продолжительного психоэмоцианального состояния.

Таким образом, можно утверждать, что стретчинг, являющийся инновационным средством, благоприятно сказывается на формировании правильной осанки у дошкольников.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.