Он шел медленно глаза заплаканы поступь и осанка его изображали человека

На Тропауском дипломатическом конгрессе, проходившем в октябре - декабре 1820 года, австрийский канцлер Меттерних, встретившись с российским императором, удивился, как тот изменился после 1813 года.

- Вы не понимаете, почему я теперь не тот, каким был прежде? - с едва заметной усмешкой ответил Александр. - Прошло семь лет. И эти семь лет кажутся мне столетием. Сейчас я ни за что не сделаю того, что совершил в восемьсот тринадцатом… - Император помолчал, голубые глаза его сверкнули холодным блеском. - Не вы, князь, изменились, а я. Вам не в чем раскаиваться. Не могу сказать того же про себя.

Александр был прав. Он действительно изменился и действительно не способен был делами и поступками своими возвратиться к тем временам, когда проводил хоть и умеренные, но все же либеральные и хорошо воспринятые обществом реформы… Впрочем, и тогда, легко увлекаясь проектами государственных преобразований, он при первой же неудаче опускал руки, терял веру в начатое дело, в русский народ и испытывал состояние разочарованности и меланхолии.

Что касается раскаяния…

Первая страница александровского правления в России открылась трагическим событием 11 марта 1801 года, когда Павел I пал жертвой заговорщиков-дворян.

Александра потрясла весть о смерти отца. Как утверждают современники, он впал в истерику.

- Мне же обещали не посягать на его жизнь! - повторял он с глухими рыданиями, метался по комнате, не находя себе места.

Граф Пален, один из организаторов и участников убийства Павла, с трудом привел его в чувство. А когда Александр, называя себя отцеубийцей, отказался от престола, заговорщики пообещали показать ему рекою пролитую кровь всей царствующей семьи…

Никогда не обладавший сильной волей, он покорился судьбе, не задумываясь (или не стараясь думать) о том, какие испытания ждут его в будущем. Любимый внук Екатерины II, он меньше всего воспитывался при отцовском Гатчинском дворе с его казарменной обстановкой, - Александр вращался в Екатерининском дворце в кругу виднейших государственных мужей (не набираясь, впрочем, от них большого ума), слышал не барабанный треск на гатчинском плацу, а утонченную речь дипломатов, взирал не на марширующих солдат, а на прекрасных актеров, представлявших на подмостках очаровательные сцены из новейших французских пьес… В царской семье все - и мать, и супруга, и братья с их женами - называли Александра "нашим ангелом", доброта и доброжелательность которого к ближнему "не подлежит сомнению" (заметим в скобках: этот "ангел" выразился однажды так о военных поселениях, насаждаемых Аракчеевым: "Военные поселения будут, хотя бы для этого пришлось всю дорогу от Чудово до Петербурга устлать трупами!").

Итак, Александр взошел на престол. Его первое появление в Зимнем дворце как нового императора, если верить современникам, являло собой достаточно жалкую картину. "Он шел медленно, колени его как будто подгибались, волосы на голове были распущены, глаза заплаканы. Он смотрел прямо перед собой, изредка наклонял голову, словно кланяясь. Поступь и осанка его изображали человека, удрученного неожиданным ударом рока. Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: "Они все воспользовались моей молодостью, неопытностью, я был обманут, не знал, что, исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергал его жизнь опасности". Сознание своей вины, бесконечные упреки самому себе в том, что он не сумел предвидеть трагический исход, - все это оглушило сознание Александра. "Целыми часами, - вспоминал Адам Чарторыйский, один из советников императора, - оставался он в безмолвии и одиночестве, с блуждающим взором, устремленным в пространство, и в таком состоянии находился в течение многих дней, не допуская к себе почти никого". Упадок духа дошел до такого состояния, что на все утешения советника он отвечал с грустью:

- Нет, все, что вы говорите, для меня невозможно… Я должен страдать, ничто не в силах уврачевать мои душевные муки!

В то время ему было двадцать три года.

Отечественная война, закончившаяся полным разгромом и изгнанием из России наполеоновской армии, придала царствованию Александра черты некоторого величия. Но - продолжалось это недолго. Прошло время энтузиазма и надежд. Наступили годы глухой реакции. Фактическим правителем обширной Российской империи стал всесильный временщик Аракчеев, выразитель и проповедник жестокого политического деспотизма. Он то и дело преподносил императору не только бутафорские картины благополучия военных поселений, но и факты, которые навевали ужас. Чего стоило одно лишь усыпанное подробностями донесение о жестоком подавлении восстания крестьян в Чугуевском районе на Харьковщине в июне - августе 1819 года!

Поддавшись общему увлечению мистицизмом, охватившему тогда всю Западную Европу, Александр искал утешение в религии. Он ревниво исполнял все церковные обряды, молитва вроде бы вносила успокоение в его душу. Он говорил графине Соллогуб:

- Возносясь духом к Богу, я отрешаюсь от всех земных наслаждений. Призывая на помощь Бога, я приобретаю то спокойствие, тот душевный мир, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира.

К этому времени относится его знакомство с архимандритом Фотием.

Это был законченный, жестокий изувер, неутомимый борец против всякой свободной мысли - предшественник известного Иллиодора, такого же мракобеса начала XX столетия. Получив небольшое образование, Фотий в 25 лет стал иеромонахом (монахом-священником). Его сумбурные, малопонятные, но не лишенные страсти проповеди привлекали многих поклонников, среди которых оказалась богатая, к тому же имевшая обширные связи графиня Орлова-Чесменская. Преклоняясь перед "святостью" иеромонаха, эта "дщерь-девица", как называл ее Фотий, предоставила в его распоряжение свои немалые средства и обеспечила ему связи в высших кругах. Перед проходимцем открылась широкая дорога…

Слава его дошла до Александра. Пребывая в стадии мистических исканий, император заинтересовался Фотием, пригласил его к себе, имел с ним беседу. Если доверять запискам Фотия (он оставил "для потомства" свою автобиографию), слова его произвели на Александра сильное впечатление. Борец за "святую правду" говорил о падении нравов, о тайных обществах и масонах, с которыми надо вести беспощадную войну, как с величайшим злом, о заговорах и ужасах грядущей революции. Император якобы сказал:

- Господь, сколь Ты милосерд ко мне! Ты мне, как с небес, послал ангела своего святого возвестить важную правду и истину! Буди милостив ко мне, я же готов исправить все дела и Твою святую волю творить!

Беседа не прошла бесследно. Вскоре мракобес стал архимандритом - настоятелем новгородского Юрьева монастыря, а государь издал рескрипт, запрещавший все тайные общества и масонские ложи. Все члены тайных обществ и масонских лож должны были принести клятву прекратить крамольную деятельность.

Сына Павла Екатерина II родила в 1754 году. Между прочим, после двух неудачных беременностей. Роды были тяжелыми, и младенца сразу же отобрали у матери по воле царствовавшей тогда императрицы Елизаветы Петровны. Так Екатерину лишили возможности воспитывать Павла, позволяя только изредка видеть его.

В это трудно поверить, но мать впервые увидела своего сына лишь через 40 дней после родов. И ряд источников утверждает, что истинным отцом Павла был вовсе не муж Екатерины, а ее фаворит Сергей Васильевич Салтыков. Впрочем, доказательств этого нет и быть не может. Но факт остается фактом: с мнением Павла Екатерина никогда особо не считалась. Она считала своего сына неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, своего старшего внука, и все это – минуя его отца Павла, нрав которого она считала слишком тяжелым.

Итак, Екатерина II желала передать престол своему старшему внуку, а не сыну, но имевший на нее влияние сенатор граф В.П.Мусин-Пушкин сумел убедить императрицу отсрочить это решение. За это, кстати, благодарный Павел I, вступив на престол, произвел его в фельдмаршалы, хотя он за всю жизнь не выиграл ни одного сражения. А 10-летний Александр, проявив недетскую изворотливость и дальновидность, сам рассказал отцу о планах бабушки и пообещал присягнуть ему как императору.

Когда 6 (17) ноября 1796 года, после смерти матери, Павел стал императором, он назначил Александра военным губернатором Санкт-Петербурга, шефом лейб-гвардии Семеновского полка, инспектором кавалерии и пехоты, а позднее – председателем военного департамента Сената.

Противоречивость характера всегда была свойственна Александру. С одной стороны, он испытывал искреннее отвращение к власти, с другой – стремился к ней, руководимый не только честолюбием, но и благими надеждами на переустройство российского государства на европейский лад.

И вот ночью 12 (24) марта 1801 года граф Петр Алексеевич фон дер Пален сообщил Александру, что его отец убит заговорщиками.

Кстати, обычное дело для российской истории. И историки, как водится, высказывают на этот счет самые разные догадки, однако суть дела от этого не меняется – зная о заговоре, Александр практически ничего не сделал для того, чтобы раскрыть и уничтожить его.

Ничего не сделал…

А ведь он наверняка догадывался, что приближается минута, когда его отцу будет предложено отречься от престола. Предложить отречься… Но не убивать же!

Когда Александру доложили о свершившемся, формулировка была такая:

– Что сделано? – в ужасе переспросил он.

А граф П.А.Зубов, со своей стороны, побоялся назвать то, что было сделано, соответствующим образом. Но он все время обращался к Александру, как к государю, и молодой человек не мог не понять, о чем шла речь.

Конечно, вожди заговора оправдывали потом себя тем, что ими двигали причины исключительно государственного характера, желание спасти Россию и т. п.

Друг Александра Адам Чарторыйский потом написал:

Принято считать, что Александр не желал насильственной смерти отца. Он хотел лишь отстранить его от управления государством, дабы пресечь деспотизм и самодурство.

Говорят, Александр не соглашался занять престол и уступил лишь после того, как убийцы отца заявили, что если он не согласится принять правление, то увидит реки пролитой крови.

Вот как описывал очевидец первый выход Александра в Зимнем дворце на следующий день после убийства:

Было очевидно, что сознание своей вины, мысль о том, что он обязан был все предвидеть, всей тяжестью давили на 23-летнего Александра.

Адам Чарторыйский свидетельствует:

А на утешения своего польского друга Александр отвечал:

– Нет, все, что вы говорите, для меня невозможно. Я должен страдать, ибо ничто не в силах уврачевать мои душевные муки.

Душевные муки, если кто не знает, – это врагу не пожелаешь. Они, как проказа, медленно гложут и разъедают человека изнутри.

Смерть отца – это кошмар.

Даже когда он старенький и до этого очень долго болел.

А когда отцу было всего 46 лет?

А когда это было убийство?

А если ты знал обо всем, но ничего не сделал, чтобы этому помешать…

Историк К.В.Кудряшов развивает эту мысль:

Установите соответствие между названиями войн, военными действиями и завершившими их конгрессами, договорами.

ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОНГРЕССЫ И ДОГОВОРЫ
1) Отечественная война 1812 г. 2) русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. 3) Крымская война 1853 – 1856 гг. 4) военные действия IV антинаполеоновской коалиции А) Парижский конгресс Б) Венский конгресс В) Тильзитский мир Г) Берлинский конгресс Д) Портсмутский мир

Б 2-г 3-а 4-в

Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о которой в нем говорится. -Крымская 1853-1856гг.

Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию ученого первой половины XIX в., который сумел- Лобачевский

Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными ими преобразованиями, подготовленными ими проектами реформ. 1-г 2-в 3-,4-а

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ПРОЕКТЫ РЕФОРМ
1) М.М. Сперанский 2) А.А. Аракчеев 3) Н.А. Милютин 4) М.Т. Лорис-Меликов А) разработка проекта о созыве выборных от земств Б) подготовка отмены крепостного права в конце 1850-х гг. В) основание военных поселений Г) проект созыва представительного органа – Государственной Думы Д) отмена временнобязанного состояния крестьян

Какие из перечисленных явлений, событий относились к Крестьянской реформе 1861 г.?

А) освобождение крестьян от личной зависимости

В) сохранение помещичьего землевладения

Г) право крестьян переходить в сословие мещан, купцов

Д) переселение крестьян на хутора

Е) объединение крестьянских участков в единый отруб

Какие из перечисленных ниже общественных деятелей были идеологами революционного народничества?

А) М.А. Бакунин

В) Н.Ф. Даниэльсон

Г) П.Н. Ткачев

Е) П.Л. Лавров

Прочтите отрывок из воспоминаний писателя, журналиста Н.И. Греча и назовите императора, о детстве которого идет речь в документе. Александр I

Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых XIX в. и отраслями науки, которыми они занимались 1-в 2-а 3-г 4-б

ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ ОТРАСЛИ НАУКИ
1) А.С. Попов 2) П.Л. Чебышев 3) В.Я. Струве 4) А.М. Бутлеров А) математика Б) химия В) радиотехника Г) астрономия Д) биология

Какие из перечисленных мероприятий относились к военной реформе, проведенной Александром II?

А) введение обязательного рекрутского набора

Б) введение всесословной воинской повинности мужчин

В) приглашение иностранных специалистов для обучения военному мастерству

Г) сокращение сроков действительной службы

Д) увеличение численности рекрутов

Е) создание военных гимназий, специализированных училищ

Установите соответствие между названиями организаций и именами их участников 1-б,2-г 3-а 4 -в

Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца, относящихся к XIX веку, о первом появлении нового императора в Зимнем Дворце и назовите императора, об обстоятельствах воцарения которого говорится в отрывке. АлександрI


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Всероссийская олимпиада школьников

I этап (школьный)

по истории России

(кол-во баллов – 100)

Время проведения – 120 минут

Вопрос № 1 1 балл (ов)

Когда началось объединение восточнославянских племен и княжеств в единое государство – Киевскую Русь?

Вопрос № 2 1 балл (ов)

Укажите форму правления, установившуюся в Новгороде в 12 – 15 в.в.

1.Княжеское правление
2.Боярская республика
3.Демократическая республика
4.Сословно-представительная монархия

Вопрос № 3 1 балл (ов)

Грамота с жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась

1.прошением
2.уложением
3.челобитная
4.реляция

Вопрос № 4 1 балл (ов)

Конституционно-демократическая партия была партией:

Вопрос № 5 1 балл (ов)

Прочтите отрывок из исторического очерка и напишите пропущенное в тексте имя человека, о котором идет речь.

«Новый этап книгопечатания наступил в 1563г., когда на средства царской казны была устроена в Москве типография. Во главе этой типографии стоял ----------- и Петр Мстиславец. --------- был дьяконом одной из кремлевских церквей в Москве. Когда ему было поручено книгопечатное дело, ----------- справился с ним с большим искусством. 1 марта 1564г. из московской типографии вышел "Апостол". Затем напечатан "Часослов"

1.Иван Федоров
2.Постник Яковлев
3.Андрей Чохов
4.Нил Сорский

Вопрос № 6 1 балл (ов)

Крупным социальным движением периода Смуты было:

1.восстание под предводительством Степана Разина
2.восстание Кондратия Булавина
3.восстание под предводительством Ивана Болотникова
4.Медный бунт

Вопрос № 7 1 балл (ов)

Первым русским музеем считается……

1. Кунсткамера
2. Грановитая палата
3. Зимний дворец
4.Третьяковская галерея

Вопрос № 8 1 балл (ов)

Для социально-экономического развития России 17в. характерно

1. укрепление феодально-крепостнической системы
2. появление первых мануфактур
3. исчезновение мелкотоварного ремесла
4. начало промышленного переворота

Вопрос № 9 1 балл (ов)

1. Об орденах Российской империи
2. О именах монархов Российской империи
3 .О именах святых русской православной церкви
4. О детях Ярослава Мудрого

Вопрос № 10 1 балл (ов)

Вставьте пропущенное во фрагменте закона слово: «…..крестьяне находятся в том же отношении к императорской фамилии, как помещичьи к помещикам

1. частновладельческие
2. удельные
3. черносошные
4. помещичьи

Вопрос № 11 1 балл (ов)

Что из названного было следствием внешней политики Екатерины 2?

1. Отечественная война 1812г.
2. присоединение Крыма к России
3. выход к Каспийскому морю
4. присоединение к России Финляндии

Вопрос № 12 1 балл (ов)

Прочитайте фрагмент из воспоминаний очевидца ХIХ века и определите, о каком событии идет речь?

1.Совет в Филях
2. Тарутинский маневр
3. Прибытие Кутузова М. И. в войска
4. Бой при Чашниках

Вопрос № 13 2 балла(ов)

Прочитайте отрывок из воспоминаний очевидца 19 в. в нем говорится о первом появлении императора в Зимнем дворце. Укажите имя императора.

Вопрос № 14 2 балла(ов)

Кто является лишним в ряду?

П.А. Столыпин, С.Ю. Витте, М.М. Сперанский, М.Т. Лорис-Меликов, Н.М. Карамзин

Вопрос № 15 2 балла(ов)

Прочитайте фрагмент из воспоминаний ХIХ века.

Определите, к какому идейному течению середины ХIХ в. был ближе всего по своим взглядам Ф.И. Тютчев

1.славянофил
2.западник
3. народник
4.социалист

Вопрос № 16 1 балл (ов)

Идеологами, какого течения в общественном движении 19в. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев?

1.рабочего движения
2.революционного народничества
3.либерального народничества
4.консерватизма

Вопрос № 17 1 балл (ов)

Какие из указанных понятий, терминов появились в правление Александра III?

1. корпус жандармов, кодификация законов
2. мировой посредник, кредитные билеты
3. Государственный совет, вольные хлебопашцы
4. контрреформы, золотой рубль

Вопрос № 18 2 балла(ов)

О каком художнике идет речь?

Вопрос № 22 4 балла

Установите соответствие между понятиями и их определением.

А

В

1. аренда крестьянином земли у помещика за четверть урожая

2. аренда крестьянином земли за половину урожая

3. работа крестьянина на помещика за арендованную землю

4. участки земли, превышающие норму надела, передаваемые помещику

5. участки земли, передающиеся крестьянам, если их прежний надел был меньше нормы.

Вопрос № 23 4 балла(ов)

Установите соответствие между деятелями культуры и сферами их творчества.

А

В

1. Вокальное искусство

Вопрос № 24 4 балла(ов)

Установите соответствие между понятиями и их определением.

А

В

1. лично свободные крестьяне, выполнявшие повинности в пользу помещика до заключения выкупной сделки

2. аренда крестьянином земли за половину урожая

3. плата крестьян государству за пользование предоставленной им помещичьей землей по крестьянской реформе 1861

4. участки земли, превышающие норму надела, передаваемые помещику

5. участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением самого двора в деревне

Вопрос № 25 4 балла(ов)

Установите соответствие между политическими партиями и их лидерами.

А

В

Союз 17 октября

Партия социалистов - революционеров

Вопрос № 26 6 балла(ов)

1.Названия каких войн указывают на их продолжительность. (2 балла)

Вопрос № 27 8 балла(ов)

Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

Р _ ВИЗИЯ - название переписи населения (главным образом податного) в России XVIII — 1-й пол. XIX вв.

С_П_РАТНЫЙ МИР - мирный договор или перемирие, заключенные с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома или согласия своих союзников.

С _ К _ Л _ РИЗАЦИЯ - обращение церковной собственности в светскую.

_ СС _ РИЙСКИЙ КРАЙ - часть Приморской области в составе Российской империи, присоединенная к России в 1858 году.

ФЛ _ Р _ Н _ ИЙСКАЯ УНИЯ - соглашение, заключенное в июле 1439 об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов. Была отвергнута русским духовенством и великим князем Василием II Темным.

К _ К _ Н _ СКОЕ ХАНСТВО - государство в Средней Азии, включенное в 1876 году в состав Российской империи.

Д _ УЛ _ НСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ – перемирие, заключённое в 1618 году между Россией и Речью Посполитой на 14,5 лет. Россия уступила Речи Посполитой Смоленскую, Черниговскую и Новгород-Северскую земли с 29 городами.

М _ Р_ ДИЗМ - течение в исламе, последователи которого полностью подчинялись своим наставникам на пути постижения Бога. Его приверженцы приняли активное участие в движении горцев Северного Кавказа во время Кавказской войны 1817-64.

Вопрос № 28 10 балла(ов)

Ответ оформите в виде таблицы:

Вопрос № 29 8 баллов

13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов).

1. Как называется этот документ? ________________________________________________

2. Дайте датировку данного документа___________________________________________

3. В чье правление был составлен этот документ? ___________________________________

4. Почему именно дворянству предназначался столь широкий круг разрешенных свобод? _

5. Были ли подобные по содержанию документы составлены для других сословий? Как они назвались? _______________________________________________________________

Историческое эссе — 30 минут (максимальная оценка — 20баллов)

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.


Мы рады приветствовать Вас

на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории!

Олимпиада по истории. 10 – 11 классы

Максимальное количество баллов – 64

I. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ (4 балла).

1. 1535,1654,1768,,1897,1924,1947,1961 г. г.

2. 1906,1907,1912,1993,1995,1999,2003 г. г.

II. По какому принципу образованы пары? Дайте краткий ответ (4 балла).

1. Иван IV Грозный и , Наполеон I и ,

III. Расположите в хронологической последовательности (2 балла).

1. Принятие христианства в Древней Руси.

IV. Соотнесите высказывания с личностями, которым они принадлежали (4б.)

А) Иван Пересветов.

Б) Владимир Святославович.

Г) Святослав Игоревич.

V. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых – географов и территориями, которые они исследовали (2 балла)

А) Центральная Азия

В) Средняя Азия, Сибирь

VI. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины,

а исторические названия - в особенности. Впишите правильную букву, (правильные буквы) вместо пропусков (10 баллов).

1. Аб…л…ционизм – движение за отмену рабства.

2. М…с…чина - плата натурой крепостному, лишенному своего надела.

3. И…рархия – соподчинение.

4. М…л…таризм – культ войны и военной силы.

5. Б…ро…о – архитектурный стиль.

6. З…к…мары – элемент древнерусской архитектуры.

7. Ун…в…рс…тет – тип высшего учебного заведения.

8. Пл…б…сцит – форма народного волеизъявления.

9. Ф…в…рит – любимец высокопоставленного лица.

10. Ц…нтр…л…зация – формирование единого государства.

VII. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения и которые

употребляются в указанном ниже смысле (6 баллов).

1. Заниматься пустой болтовней, пустословить.

2. Судить о чем-то или о ком-то только согласно своим собственным представлениям, крайне субъективно.

3. Не иметь никакой ценности, никакого значения.

VIII. Прочтите отрывок из летописи и определите, о каком древнерусском князе идет речь в отрывке.(2 балла)

1) Владимир Мономах 2) Игорь 3) Святополк 4) Ярослав Мудрый.

IX. Перед вами высказывание из «Курса русской истории .

Назовите исторических деятелей, о которых говорится в данном фрагменте

X. Какие исторические личности из указанных пар были современниками? (2б.)

1) Анна Иоанновна и ;

3) Екатерина I и Екатерина II;

4) Петр I и В. Беринг;

5) Анна Леопольдовна и .

XI. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца, относящихся к XIX в, о первом появлении нового императора в Зимнем дворце и напишите имя императора, о котором говорится в отрывке (4балла).

XII. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя императрицы,

о которой идет речь (5 баллов).

1)Анна Иоанновна 2) Екатерина I 3) Елизавета 4)Екатерина II.

XIII. 10 января 1943 г. советские войска приступили к ликвидации окруженных

немецко-фашистских войск под Сталинградом. Проведение операции возлагалось на Донской фронт под командованием генерал-лейтенанта . Как называлась операция? (2балла).

Кто этот генерал? Как называлась операция по освобождению окруженной группировки? (2балла)

Ответы к заданиям олимпиады по истории. Школьный этап. 10 – 11 классы

2.Выборы в Государственную Думу.

1.Исторический деятель и его биограф-историк.

2.Руководители партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны и Отечественной войны 1812 года.

Аболиционизм, месячина, иерархия, милитаризм, барокко, закомары, университет, плебисцит, фаворит, централизация.

А421 Крестьянский вопрос при Николае I предполагалось решать постепенно. Первым шагом на этом пути стало (стала):

1) создание Министерства государственных имуществ; 2) упорядочение рекрутского набора; 3) переселение малоземельных сельских обществ на свободные земли в другие губернии; 4) общественная запашка и посадка картофеля на случай неурожаев; 5) открытие больниц и школ в государственных деревнях.

А422 Созданное в 1837 г. Министерство государственных имуществ возглавил генерал:

1) А. А. Аракчеев; 2) П. Д. Киселев; 3) Л. В. Дубельт; 4) А. X. Бенкендорф; 5) А. С. Ментиков.

А423 Министерство государственных имуществ занималось:

1) содержанием и эксплуатацией казенных зданий и сооружений; 2) учетом и использованием казенных земель; 3) управлением государственными крестьянами; 4) снабжением армии и флота; 5) сбором государственных налогов.

1) а, в, д; 2) б, г, д; 3) в, г, е; 4) б, д, е.

А425. Какое из названных событий произошло раньше всех других?

1) Заграничный поход русской армии 2) учреждение военных поселений 3) подписание Тильзитского мира 4) создание Свода законов Российской импе­рии

1) П.И. Пестель 2) М.С.Лунин 3) С.П.Трубецкой 4) Н.М.Муравьев

А427. В ряду причин, побудивших Александра I в на­чале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние

А428. Прочтите отрывок из документа и укажите да­ту события, о котором идет речь.

1) 11 марта 1801 г. 2) 14 декабря 1825 г. 3) 9 января 1905 г. 4) 25 октября 1917 г.

А429. Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.?

1) М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли 2) В. Кожина, Г. Курин 3) П.И. Багратион, А.П. Ермолов 4) Н.Н. Раевский, М.И. Платов

А430. Кто из названных военачальников прославился во время Отечественной войны 1812 г.?

1) И.В.Гурко 2) П.И. Багратион 3) П.С. Нахимов 4) М.Д. Скобелев

А431. Что из названного относится к причинам возникновения декабристских организаций?

1) широкое распространение идей западничества 2) недовольство проектами реформ М.М. Сперанского 3) рост национального самосознания, вызван­ный Отечественной войной 1812 г. 4) широкое распространение идей славянофильства в России

А432. Какие органы управления были заменены в начале XIX в. министерствами?

1) коллегии 2) земства 3) приказы 4) Земские соборы

1) отмену крепостной зависимости крестьян 2) право помещиков отпускать крестьян на волю с землей за выкуп 3) освобождение крестьян от временнообязанного состояния 4) право крестьян выходить из общины с землей

A434. Прочтите отрывок из донесения военачальника и укажите фамилию его автора.

1) М,И. Кутузов 2) М.Б. Барклай де Толли 3) П.И. Багратион 4) Н.Н.Раевский

А435. Кружок друзей Александра I, обсуждавший в начале его царствования идеи реформ, назывался

1) Избранной радой 2) Государственным советом 3) Негласным комитетом 4) Тайной канцелярией

1) народников 2) декабристов 3) социал-демократов 4) западников

А437. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Синопское морское сражение 2) Бородинская битва 3) оборона Севастополя 4) Заграничный поход русской армии

А438. Кто из названных лиц был современником императора Александра I?

1) М.М. Сперанский 2) С.Ю.Витте 3) П.А. Столыпин 4) К.П. Победоносцев

1) уния (союз) католической и православной церквей

2) орган, призванный наблюдать за Наполеоном на острове Святой Елены

3) создание объединенных вооруженных сил европейских государств с целью противостоять агрессии одной из стран континента против другой

4) союз, созданный монархами Европы для поддержания на континенте существующего положения

А440. Что из названного было одной из причин военного столкновения России и наполеоновской Франции?

1) борьба России и Франции за Кавказ и Среднюю Азию

2) столкновение России и Франции из-за проливов Босфор и Дарданеллы

3) несоблюдение Россией условий Тильзитского мира

4) борьба Александра I с наследием Французской революции

А441. Прочтите отрывок из труда историка и укажите, о ком говорится в тексте,

1) П.Я.Чаадаеве 2) П.И.Пестеле 3) В.Г. Белинском 4) А.И, Герцене

А442. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о ком из российских императоров идет речь,

1) Петре III 2) Павле I 3) Петре I 4) Александре III

1) Н.М. Карамзина 2) Н.В. Гоголя 3) Г.Р.Державина 4) В.А. Жуковского

А444 Негласный комитет эпохи Александра I — это

1) тайная полиция 2) комиссия по разработке конституции Российской империи 3) кружок близких друзей императора 4) комиссия по крестьянскому вопросу

А445. Какое из названных событий относится к XIX в.?

1) Заграничный поход русской армии 2) включение в состав России Крыма 3) вхождение в состав России Эстляндии и Лифляндии 4) Семилетняя война

А446. Как назывались основанные в первой половине XIX века центральные правительственные учреждения, ведавшие различными отраслями хозяйства?

1) коллегии 2) приказы 3) земства 4) министерства

А447. Прочтите отрывок из работы современного ис­торика и назовите императора, о котором говорится в отрывке.

1) Александр I 2) Павел I 3) Николай I 4) Александр III

А448. Сражение у села Бородино произошло

1) в июне 1812 г. 2) в августе 1812 г. 3) в октябре 1812 г. 4) в декабре 1812 г.

А449. Кто из названных лиц были авторами важней­ших программных документов декабристов?

1) А.И. Герцен, Н.П. Огарев 2) Н.Н. Новосильцев, П.Я. Чаадаев 3) П.И. Пестель, Н.М. Муравьев 4) С.С. Уваров, Е.Ф. Канкрин

А450. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о чьем царствовании идет речь.

1) Павла I 2) Александра I 3) Николая 4) Александра III

Часть 2. Задания уровня В

В1 Прочтите отрывок из записок писателя, журналиста Н.И. Греча и назовите императора, о детстве которого идет речь в документе.

В2 Прочтите отрывок из стихотворения А.С. Пушкина и назовите российского императора, о котором идет речь.

В4 Прочтите отрывок из письма Н.М. Карамзина П.А. Вяземскому и напишите название войны, о событиях которой идет речь.

В5 Прочтите отрывок из воспоминаний воспитанника Царскосельского лицея М.А. Корфа и напишите фамилию деятеля русской культуры, о котором идет речь,

В6 Прочтите отрывок из статьи Н.П Огарева п напишите, как назывались участники общественного движения, о которых говорится в отрывке.

В7 Прочтите отрывок из стихотворения В. Рождественского и назовите век, о котором идет речь.

«И я любил твои наивные пристрастья: Охоты и балы, запретной встречи счастье Горячку и озноб зеленого стола. Мне грустно, что теперь не надо похищать На тройке бешеной невест голубоглазых, Что в рудники Читы, в картежный полк Кавказа Нам больше не пришлет благословенья мать. Что не умеем мы поверить до конца, Как Герцен некогда, огню высокой клятвы, Что, ратуя со злом, не собираем жатвы Раздумий дедовских, не носим их кольца

В8 Какие три положения из перечисленных ниже характеризуют положение крепостных крестьян в первой половине XIX в.

1) барщина 2) оброк 3) временнообязанное состояние 4) выкупные платежи 5) право выхода из общины с землей 6) личная зависимость от помещика

1) освобождение крестьян с наделом в 2 десятины 2) установление конституционной монархии 3) унитарное государство 4) федеративное государство 5) установление республики 6) более радикальное освобождение крестьян, частичная конфискация помещичьих земель

В10 Прочитайте отрывок из донесения главнокомандующего русской армией и напишите название войны, в ходе которой произошло описываемое сражение.

В12. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и напишите название войны, с которой они связаны.

В13. Установите соответствие между событиями и их датами

1) первый раздел Польши 2) Парижский мир 3) Бородинское сражение 4) Синопское сражение

А) 1772 г. Б) 1801 г. В) 1812 г. Г) 1856 г. Д) 1853 г.

В14. Установите соответствие между именами современников.

1) царь Алексей Михайлович 2) император Петр I 3) царь Иван IV 4) император Павел I

А) А. Курбский Б) А. Меншиков В) Н. Панин Г) А. Ордин-Нащокин Д) С. Витте

В15. Прочтите отрывок из сочинения современного историка С.В Мироненко и напишите имя императора, о котором идет речь.

В16. Прочтите отрывок из воспоминаний декабриста A.M. Муравьева и назовите монарха, о котором идет речь.

В17 Прочтите высказывание, приписываемое одному из российских императоров, и напишите его имя.

В18 Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца, относящихся к XIX в., о первом появлении нового императора в Зимнем дворце и напишите имя императора, о котором говорится в отрывке.

В19 Установите соответствие между названиями войн и сражениями, к ним относящимися.

1) Северная война 1700—1721 гг.; 2) Семилетняя война 1756—1763 гг.; 3) русско-турецкая война 1787—1791 гг.; 4) Отечественная война 1812 г.

А) Чесменское сражение; Б) взятие крепости Измаил; В) сражение при Цорндорфе; Г) Полтавская битва; Д) Бородинское сражение.

В20 Прочтите отрывок из статьи В. Г. Белинского и напишите имя и фамилию поэта, к которому относится данная характеристика.

В21 Установите соответствие между современниками:

1) Екатерина I; 2) Павел I; 3) царевна Софья; 4) Михаил Романов.

А) А. Суворов; Б) В. Голицын; В) А. Меншиков; Г) патриарх Филарет; Д) митрополит Макарий.

В22. Прочитайте отрывок из высказывания современника и определите дату (число, месяц, год) события, о котором идет речь. Запишите дату арабскими цифрами (например, 02 06 2001).

В23 Прочтите отрывки из документа и назовите его автора:

"Все должны быть перед законом равны. Весь российский народ составляет одно сословие - гражданское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский. Вся земля, в каждой волости принадлежащая, разделяется на две части: волостную и частную. Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. - Первая поручается Народному вече, вторая – Державной думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается Верховному собору."

В24. Прочитайте высказывания А.С. Пушкина и П.А. Вяземского. Укажите имя российского императора, к которому они относятся

В25. Прочитайте высказывание А.С. Пушкина и назовите российского императора, о котором идет речь (весь ответ запишите буквами, например Павел Первый).

В26. Расположите в хронологическом порядке события XVIII в.:

1) открытие Московского университета; 2) итальянский поход А.В. Суворова; 3) восстание под руководством Е. Пугачева; 4) провозглашение России империей.

В27. Прочитайте текст и определите, кому принадлежит приведенное в нем высказывание. Назовите пропущенную фамилию.

В28. Установите соответствие между именами зодчих и построенными ими архитектурными со­оружениями:

1) К.А Тон; 2) К.И. Росси; 3) В.И Шервуд; 4) А.Н. Воронихин;

5) Дворцовая площадь, арка Главного штаба в Санкт-Петербурге; 6) Большой Кремлевский дворец в Москве; 7) Казанский собор в Санкт-Петербурге; 8) здание Исторического музея в Москве.

В29. Прочитайте отрывок из воспоминаний, касающихся начала XIX в., и укажите пропущенную в тексте фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

В30. Прочитайте характеристику одного из российских императоров и определите, о ком в ней го­ворится (весь ответ запишите буквами, например: Павел Первый).

В31 Прочтите отрывок из письма современницы и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идет речь.

В32 Прочтите отрывок из статьи Н.П. Огарева и напишите, как назывались участники общественного движения, о которых говорится в отрывке.

В33 Прочтите отрывок из записок Н.А. Греча о царствовании одного из российских императоров и назовите этого императора.

В34 Прочитайте отрывок из официального документа XIX века и укажите имя русского монарха, при котором от был принят.

В35 Прочитайте отрывок из официального документа XIX века и укажите его название.

В36 Установите соответствие

1) П.И. Багратион 2) М.Д. Скобелев 3) В.И. Истомин 4) С.О. Макаров

A) Крымская 1853 - 1856 гг. Б) Отечественная 1812 г. B) русско-турецкая 1877 - 1878 гг. Г) Первая мировая Д) русско-японская 1904- 1905 гг.

В37 Прочитайте отрывок из воспоминаний и укажите название поселений, о которых идет речь.

В38 Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина и напишите имя российского императора, о котором идет речь.

«Он человек! Им властвует мгновенье

Он раб молвы, сомненья и страстей

Простим ему неправое гоненье:

В39 Прочтите отрывок из официального документа XIX века и напишите имя русского монарха, в правление которого он был принят.

В40 Установите соответствие

1) И.С.Аксаков 2) Т.Н. Грановским 3) К.Ф. Рылеев 4) П.Н. Ткачев

A) западник Б) декабрист B) народник Г) социал-демократ Д) славянофил

В41 Расположите следующие термины в хронологической последовательности их появления

A) нестяжатели Б) декабристы B) огнищане Г) народовольцы

В42 Установите соответствие

1) Василий Шуйский 2) Иван Грозньй 3) Екатерина II 4) царевна Софья

A) опричнина Б) хованщина B) Смута Г) просвещенный абсолютизм Д) аракчеевщина

В43 Установите соответствие

1) М.М. Сперанский 2) А.А. Аракчеев 3) Н.А. Милютин 4) М.Т Лорис-Меликов

A) разработка проекта о созыве выборных от земств Б) подготовка отмены крепостного права в конце 1850-х гг. B) основание военных поселений Г) проект созыва представительного органа - Государственной Думы Д) отмена временнобязанного состояния крестьян

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.