Окружающий мир осанка человека

Конспект на интерактивный видео-урок

Урок № 5. Осанка

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Урок посвящён формированию правильной осанки.

Лордоз – это физиологический или патологический изгиб позвоночника, при котором его выпуклость обращена вперед.

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Сколиоз – это искривление позвоночника вправо или влево относительно своей оси. Чаще всего встречаются сколиозы грудного и поясничного отделов позвоночника.

Сутулость – это одно из многих возможных нарушений осанки, деформации спины, возникающей в связи со слабостью мышц.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Школьники растут, и в их организме происходит окостенение почти всех 206 костей скелета. Особенно активно формируются кости таза, кистей, предплечий. Позвоночный столб в это время очень чувствителен к различным воздействиям, т.к. его костная основа еще не сформирована.

Что же такое осанка?

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Важно добиться оптимальной осанки, которая будет максимально разгружать мышцы. Кроме того с помощью оптимальной осанки снижаются риски нарушений и отклонений, связанные с состоянием здоровья и развитием растущего организма.

Посмотрите, как выглядит здоровый позвоночник у человека с N осанкой


Естественные изгибы позвоночника очень важны. Они начинают формироваться уже в течении первого года жизни. Их основной функцией является распределение нагрузки, которая ложится на позвоночник. Кифоз – прогиб позвоночника назад, лордоз – прогиб позвоночника вперед.

Но изгибы позвоночника могут возникать и вследствие нарушения осанки. Это сколиоз и сутулость.

Сутулый человек отличается приподнятыми плечами, в которую втянута голова, и согнутой спиной. У человека со сколиозом одно плечо выше (или ниже) другого.

Сколиоз является серьезным заболеванием. Изогнутая часть позвоночника давит на нервы, отходящие к внутренним органам. Могут возникать боли в области спины и тех органов, к которым эти нервы подходят.

Существует множество упражнений для укрепления мышечного корсета. Мы покажем самые доступные и эффективные. Их можно делать и детям и взрослым.

Упражнения для профилактики нарушений осанки:

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимаем прямые руки вверх — вдох, опускаем — выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибаем колени к животу и возвращение в исходное положение (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.

Эта группа специальных упражнений позволяет вытягивать позвоночник, воздействовать на его деформированные отделы, а также укреплять мышцы живота.

Очень важно не только регулярно делать специальные упражнения, но и следить за правильным положением осанки и в обычное время. Необходимо слушаться родителей, когда они вам говорят, чтобы вы держали спину ровно. Это очень важно и сейчас мы узнаем, почему.

Правильная осанка – это залог отличного настроения и уверенности в себе. Попробуйте выпрямить спину, а потом сгорбиться. В каком состоянии вы чувствуете себя лучше? Видели ли когда-нибудь успешных людей со сгорбленной спиной? Нет, обычно плечи у них всегда расправлены, голова гордо смотрит вперед. Берите с них пример.

Помимо психологических преимуществ здоровая осанка приносит пользу и нашему физическому состоянию. Хорошая осанка позволяет увеличивать вместимость легких, за счет чего организм лучше обогащается кислородом. Позвоночник даже влияет на голос. Если у вас ровная спина, диафрагма открывается, и ваш голос лучше звучит.

И невозможно добиться красивой фигуры без здоровой осанки. С хорошей осанкой вы всегда будете выглядеть на 2-2,5 кг стройнее, и ваша одежда будет лучше на вас сидеть.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Осанка – это ____ положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Варианты ответа:

  • Обычное
  • Привычное
  • Необычное
  • Естественное

Решение. Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

2. Что такое кифоз?

Варианты ответа:

  • прогиб позвоночника назад
  • прогиб позвоночника в сторону
  • прогиб позвоночника вперед

Решение. Кифоз - это прогиб позвоночника назад.

Цели урока: рассказать об осанке и ее значении для здоровья человека; разучить упражнения, способствующие формированию правильной осанки; учить следить за осанкой, воспитывать коллективизм в игре, внимание.

Оборудование: плакаты “Нарушение осанки”, записи на доске, тесты, слайды, кроссворды.

1. Организационный момент.

Дорогие ребята сегодня вы сами назовете тему урока, если разгадаете кроссворд.


1. И говорит, и кушает. (Рот)

2. Не часы, а тикает. (Сердце)

З. Орган зрения. (Глаз)

4. Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)

5. Когда сытый — он молчит.
Когда голоден — урчит. (Желудок)

- Какое слово получилось по вертикали в выделенной строчке? (Осанка)

Правильно. Прочитайте тему нашего урока, записанную на доске.

2. Основная часть.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое осанка, какое значение она имеет для здоровья человека, научимся выполнять упражнения, предупреждающие нарушение осанки и способствующие ее правильному формированию.

1. Ознакомление учащихся с понятием осанка.

Учитель описывает проблемную ситуацию, в которой показана необходимость охраны своего здоровья. Учащиеся анализируют и отвечают на вопросы.

- Двое мальчиков идут в школу у одного за плечами ранец, а у другого в руке пакет. Мальчик с ранцем идет быстро, не сгибая спины, а мальчик с пакетом медленно, нагнувшись набок.

Как вы думаете, в чем лучше носить учебники — в сумке, портфеле, пакете или ранце? (В ранце)

Почёму? От чего зависит осанка? (От позы, которую принимает человек)

Слово поза закрыто на доске.

- Откройте слово на доске. Молодцы! Вы ответили правильно.

2. Беседа учителя об осанке.

- Красота и здоровье человека во многом зависят от его осанки. Осанка влияет не только на внешний облик человека, но и на расположение и деятельность внутренних органов. Различные нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, ухудшают обмен веществ.

Как вы думаете, что такое осанка?

Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, когда голова поднята, плечи развернуты, лопатки прилегают к грудной клетке, линия живота не выходит за линию грудной клетки, позвоночник умеренно выпрямлен. Такое положение нашего тела называется осанкой.

Показывает рисунок правильной осанки.

- Посмотрите дома на осанку братьев и сестер.

У ребенка после рождения позвоночник почти прямой. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы, которые появляются постепенно, с момента, когда ребенок начинает вставать, а потом и ходить. Таких изгибов четыре.

3. Работа по таблице “Неправильная осанка”.

- Что отрицательно влияет на появление неправильной осанки? (Люди часто сами виноваты в том, что у них нарушается осанка. Сидят за столом сутулясь, носят тяжелые сумки в одной руке, не любят заниматься физическим трудом.) И у человека развивается сколиоз.

Сколиоз - боковое искривление позвоночника.

Привычка сидеть в согнутом положении, стоять и ходить с опущенной головой приводят к сутулости. При этом изменяется распределение тяжести тела, позвоночник в поясничной части искривляется вперед. При плоской спине естественные изгибы позвоночника сильно сглажены.

Можно ли выработать правильную осанку? Можно ли ее исправить? (Наверное, можно. Надо заниматься физическим трудом, спортом.)

Чтобы выработать правильную осанку, выполняют общеразвивающие и специальные упражнения. К общеразвивающим упражнениям относятся упражнения, укрепляющие мышцы ног, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника.

К специальным относятся упражнения, способствующие выработке навыка правильной осанки. А чтобы исправить осанку, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения, заниматься самотренировкой, самоконтролем.

Ученик (заранее подготовленный, рассказывает о формировании правильной осанки). Осанка вырабатывается в детстве.

Чтобы сформировать правильную осанку, нужно следить за тем, как ты сидишь и ходишь.

- Сиди прямо, голову лишь слегка наклонив.

- Расстояние между грудью и столом должно быть равно ширине ладони.

- Ноги ставь на пол всей ступней.

- Занимайся физическим трудом и спортом.

Хорошей осанки не будет у того, у кого слабые мышцы. Мышцы поддерживают спину, плечи, голову. Мышцы будут крепкими у того, кто занимается физическим трудом, спортом, физкультурой. Это относится и к мальчикам, и к девочкам. Неподвижность — враг мышц, движение — их друг.

- Для каких профессий особенно необходимы стройность, сила, выносливость? (Военный, балерина, спортсмен)

- С каким растением (деревом) сравнивают или ассоциируют осанку человека (тополь, береза)

- Что такое осанка? Что необходимо делать, чтобы правильно выработать осанку?

5. Практическая часть.

1) Начинаем подготовку! (Построение)

Выходим на тренировку! (Команда “Становись!”)

2) B путь пойдем мы спозаранку (Самоконтроль)

Не забудем про осанку! (Даю установку)

3) Мы проверили осанку. (Ходьба обычная)

Мы походим на носках. (Ходьба на носках, руки на поясе)

Мы идем на пятках. (Ходьба на пятках, руки за голову)

4) Перестроение в колонну по три.

5) И.п. — лежа на спине, руки вверху, чуть шире плеч: потянуться руками вверх,

ногами вниз, растянуть позвоночник на счет 1, 2, 3, 4, 5, 6; на 7, 8, 9 — расслабиться.

Повторить 6 раз.

6) И.п. — о. с. 1 — поднять правую ногу, руки вперед; 2— руки опустить. То же — другой ногой. Повторить 4—6 раз.

7) И.п. — руки вдоль туловища. 1 — согнуть правую ногу в колене; 2 — выпрямить ногу. То же — другой ногой. Повторить 4—6 раз.

8) И.п. — лежа на спине, ноги согнуты, руки вдоль туловища. 1 — поднять таз (полумостик); 2 — вернуться в и.п. Повторить 4—6 раз. Дыхание не задерживать.

9) И.п. — лежа на спине. 1, 2, 3, 4,5 имитация велосипедных движений ногами вперед; 6 — вернуться в и. п.; 7, 8, 9, 10, 11 — то же — ногами назад. Повторить 2—3 раза.

10) И.п. — стойка, руки на поясе. Маховые движения прямой левой ногой вперед-назад. То же — правой ногой. Повторить 3-4 раза.

11) И.п. — левая рука в упоре. Поднять прямую ногу вверх — круговые движения прямой ногой на 4 счета вперед, на 4 счета назад. То же — правой ногой. Повторить 2-4 раза.

12) И.п. — руки за голову в “замок”. 1 —поднять голову, плечи, руки вверх; 2 — вернуться в и. п. Повторить 4—8 раз.

13) И.п. — лежа на спине. 1 — поднять прямые ноги наверх; 2 — вернуться в и.п. Повторить 3—4 раза.

14) И.п. — стоя на четвереньках. 1 —поднять вверх правую руку и левую ногу; 2 — вернуться в и. п. То же — другой ногой и рукой. Повторить 4-8.раз.

Игра. Салки с упражнениями на осанку.

Цель: научить принимать правильную, осанку.

Учащиеся расходятся по залу. По сигналу учителя они начинают бегать по залу. Водящий (салка) должен запятнать как можно больше, игроков. Пятнать можно только тех игроков, которые не успели принять правильную осанку. Если убегающий принял правильную осанку , то его осаливать нельзя. Осаленные игроки выбывают из игры.

Примечание: учитель должен заранее разучить с учащимися упражнения на осанку и следить за соблюдением условий игры. Продолжительность игры — 5—10 минут. Игра повторяется 2—3 раза с заменой водящего. В конце игры учитель отмечает лучшего ведущего и игроков, которые ни разу не были осалены.

Учащиеся повторяют упражнения для формирования осанки. Учитель напоминает: не забывать выполнять эти упражнения каждый день.












Описание презентации по отдельным слайдам:

Великая ценность каждого человека - это здоровье. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве.

Что такое осанка? Это привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения . Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед. У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперед, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления.

Нарушения осанки Сутулость Кифоз (искривление верхнего отдела позвоночника) Лордоз (искривление позвоночника в шейном или поясничном отделе) Сколиоз (боковое искривление позвоночника)

Какая у вас осанка? Есть простой способ проверить свою осанку: встань спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что стены касаются затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки -осанка правильная

Причины нарушения осанки

Причины нарушения осанки

Почему важно иметь правильную осанку? При правильной осанке позвоночник и стопы обладают наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения в таких движениях, как бег, прыжки, ходьба; все органы в грудной и брюшной полости тела занимают положение, наиболее удобное для их деятельности; улучшается самочувствие и настроение. При неправильной осанке и плоскостопии движения человека становятся неловкими; внутренние органы смещаются, что приводит к нарушению их деятельности, возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице.

Средства формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений: упражнения для развития больших мышечных групп: спины, живота и ног, с целью создания естественного мышечного корсета ; упражнения с мелкими физкультурными пособиями. Широко применяются упражнения с предметами : гимнастическими палками, обручами, скакалками, мячами, гимнастическим роликом, мешочками ; дыхательные упражнения ; упражнения на развитие гибкости и подвижности позвоночника; упражнения для пальцев стопы. С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия рекомендуется ходить босиком..

Выберите книгу со скидкой:


Музыкальные инструменты (плакат)

350 руб. 33.00 руб.


Ваш голос: Секреты вокального мастерства

350 руб. 640.00 руб.


Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

350 руб. 680.00 руб.


350 руб. 107.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Шумилова Ирина ВладимировнаНаписать 3219 07.12.2016

Номер материала: ДБ-002894

  • Начальные классы
  • 3 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    07.12.2016 560
    07.12.2016 630
    07.12.2016 863
    07.12.2016 659
    07.12.2016 174
    07.12.2016 174
    07.12.2016 1375

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Правильная осанка у человека, означает, то, что он полностью здоров и не имеет проблем со спинной. Возможными причинами нарушения ее, могут быть вызваны переутомления позвоночника, а также из-за длительного и неправильного положения туловища. Сильно влияет на спину и ее состояние сидящая работа. Не исключено, что проблемы с осанкой могут оказаться врожденными. Главной причинной появления не правильной осанки, является недостаточная работа спинных мышц.

Профилактические меры.

Рекомендуется при обнаружении проблемы, как можно, раньше обратится к специалистам за оказанием медицинской профессиональной помощи. Так как в юном возрасте легче исправить нарушения осанки, а спустя время и годы, труднее и больнее исправить проблемы с позвоночником.

Если не лечить выявленные нарушения, в дальнейшем приведут к таким заболеваниям спины как:

  • Остеохондроз – это комплекс нарушений в суставах хряща;
  • Сколиоз – это трех плоскостная деформация позвоночника;
  • Артроз – деструктивно – дистрофическое заболевание суставов, появляется оно из-за поражения хрящевых тканей в суставных поверхностях.

Обладатели прямой и правильной осанки спины, не только выглядят привлекательно и красиво, но и не имеют проблем с внутренними органами, а также исключено появление болей в спине. Ведь из-за проблем с осанкой у человека появляются проблемы с походкой, с внешним видом, так как появляется сутулость и горбатость.

Поэтому рекомендуется, не относится к своему здоровью безразлично, а следить за ним. И при выявлении, каких либо нарушений, как можно раньше производить лечение.

Вариант №2

Осанка – это вертикальное положение тела человека. Одной из наиболее распространенных болезней позвоночника является сколиоз.

Еще со школьной скамьи мы приобретаем искривление позвоночника в силу неправильного положения тела за партой и низкой физической активности.

  1. Ношение неудобной обуви, например, высоких каблуков.
  2. Слишком жесткий упор на стопу во время ходьбы.
  3. Какие-нибудь генетические предрасположенности.
  4. Постоянное нахождение в одной и той же позе. Например, сидячий образ жизни.
  5. Слабые мышцы позвоночника.
  6. Травмы.

Чтобы не допустить сколиоза, необходимо соблюдать определенные правила.

Когда Вы стоите . Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Голова смотрит прямо. Плечи сводим вместе, но не напрягаясь. Живот втянуть.

В положении сидя за столом.

  • Расстояние между столом и глазами должно быть 30 см.
  • Стул должен находиться на таком уровне, чтобы колени были ниже ягодиц, а ноги плотно стоять на полу.
  • Спинка стула должна соответствовать изгибу спины. У нее должен быть упор в области поясницы, чтобы снять максимальное напряжение.
  • Во время сидение необходимо спину держать ровно.
  • При работе за гаджетом расстояние между глазами и экраном должно быть 25 см, а угол просмотра 30градусов.

  • Матрас должен быть жестким. Лучше если он будет ортопедическим.
  • Во время сна максимально необходимо расслаблять мышцы.
  • Когда мы спим на животе, то наши мышцы спины максимально расслабляются, однако мышцы шейного отдела при этом не отдыхают.
  • Спите на боку.
  • Подбирайте правильную подушку. Она не должна быть высокой и слишком мягкой.

Следить за своим здоровьем необходимо изначально. Исправить неправильную осанку сложно. Необходимо все время следить за собой. Плечи должны постоянно находиться в прямом положении, т.е. слегка отведены назад. Голова должна быть прямой. А также необходимо распределять нагрузку равномерно на обе ноги при ходьбе.

В экстренных случаях помогает ношения ортопедического пояса.

Никогда не следует забывать о том, что движение – это залог здоровья. Спорт помогает укреплять мышцы спины и устраняет многие заболевания.

2, 3, 4, 5, 6 класс. Кратко

Правильная осанка


Популярные темы сообщений

Вомбаты принадлежат семейству сумчатых и млекопитающих, состоящих в отряде двурезцовых. Они обитают в Австралии, их домом выступают вырытые норы, а питаются вомбаты растениями, которые удаётся обнаружить при ночных вылазках из норы.

На юго-западе Сибири, в южной части Кузбасса находится город Новокузнецк. Кузнецкий острог был основан в 1618 г., а в 1622 году получил статус города и имя Кузнецк-Сибирский. В 2019 г. население Новокузнецка составило 552 тысячи человек.

Класс: 1

Учитель: Ткаченко Татьяна Павловна, ОШ №1

Тема урока: Осанка. Признаки правильной осанки. Как правильно сидеть за партой.

Цель:

Закрепить знания детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения; развивать умение распознавать признаки правильной осанки; воспитывать стремление иметь правильную осанку для сохранения и укрепления своего здоровья.

Задачи:
Предметные: формирование умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления осанки человека.

Личностные: осознание значимости правильного отношения к своему здоровью; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохра ­ нять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои дей ­ ствия по точному и оперативному ориен ­ тированию в учебнике.
Коммуникативные : уметь форму ­ лировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование здоровьесберегающей компетентности.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: беседа и рассказ учителя, использование художественного слова, создание проблемной ситуации, дидактические игры, работа в парах, практические занятия, использование ИКТ (просмотр видеороликов по теме урока).

Ожидаемые результаты:

- сформированность здоровьесберегающей компетенции обучающихся; бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

- применение обучающимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности.

Ход урока

I . Организация класса. Психологический настрой.

Получен от природы дар…

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз –

здоровье - очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

II . Мотивационный этап.

2.2. Введение сказочного героя

- К нам на урок здоровья пожаловала Баба Яга. Она жалуется, что у нее очень болит спина, даже летать не может. Попробуем ей помочь.

- Как вы думаете, почему у Бабы Яги может болеть спина? (Ответы детей)

- По-видимому, у нашей гостьи неправильная осанка.

2.3. Постановка проблемного вопроса (с использованием худ. слова)

- Кто из вас знает, что такое осанка?

Мне приснился страшный сон:

мой скелет исчез. Где он?

На кого я стал похож?

Некрасив и непригож,

Голова, как сдутый мяч.

Жаль мозги свои, хоть плачь.

Ноги, руки, словно плеть,

Мне не прыгать, не сидеть.

III . Постановка учебно-воспитательной задачи, целей урока.

- Сегодня на уроке узнаем, что такое осанка, какой должна быть правильная осанка, проверим свою осанку и выучим упражнения для коррекции осанки.

IV . Восприятие и осознание изучаемого материала

4.1. Рассказ учителя

- Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы штаны или платье могли сами стоять вертикально? (Нет).

- Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их нужно на что-либо или кого-нибудь надеть.


- Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет - это наша опора. На вид он хрупок, но в действительности очень крепкий. (Показ рисунка)

- Осанка - привычное, непринужденное положение тела человека во время ходьбы, сидения, стояния.

- Позволяет держать осанку позвоночник - основной стержень тела. Он проходит посередине спины.

4.2.Оздоровительная минутка

Рано утром все проснулись,

Спинки дружно все прогнули -

-Вот и мышцы отдохнули.

В пояс надо поклониться.

Повернулись вправо, влево

-Стало гибким наше тело.

Поднимаемся все выше

-Выше дома, крыши выше.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем

И на месте пошагаем.

4.3. Работа в парах

- Посмотрите внимательно на рисунки и попробуйте распределить их на 2 группы.





- Почему так распределили?

- Назовите признаки правильной осанки.

- Как вы считаете, правильная осанка дается человеку от рождения или человек приобретает её?

- Поиграем с нашими человечками, которых вы изготовили для этого урока дома.

- Роль позвоночника у пластилиновых человечков будет выполнять ниточка. Поставьте человечка на дощечку, наклоните его вправо (влево).

- Что при этом происходит с позвоночником-ниточкой?

-Сейчас мы с вами проведем эксперимент.

- Посадите за стол человечков так, чтобы у них сохранилась правильная осанка, то есть позвоночник-ниточка должен быть ровным.

- А теперь посадите человечка за стол неправильно.

- Что происходит с позвоночником?

- Каким станет позвоночник, если человек постоянно так будет сидеть?

- При каких еще условиях осанка может становиться неправильной?

4.5. Мини-итог

- У некоторых детей возникает нарушение осанки - сколиоз. Это значит, что позвоночник деформирован. Начинается такая болезнь, как правило, в 8-10 лет, лечится долго, иногда даже в больнице.

4.6. Практическая работа (научить определять правильность осанки)

1. Рассмотреть рисунок, объяснить, как определяют правильность осанки.

2. Выучить с детьми пять частей тела: затылок, лопатки, ягодицы, икры, пятки.

3. Объединить детей в пары, стать у стены и определить друг у друга правильность осанки.

- Встаньте плотно к стене. Сомкните стопы, посмотрите прямо вперед. Руки опустите по швам. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в пяти точках - затылке, лопатках, ягодице, икрах и пятках, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка правильная; если нет - мышцы брюшного пресса слабые и живот оттягивает позвоночник вперед.


- Сделайте вывод, какая у вас осанка.

- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не сутулиться.
  • При перенесении грузов нужно равномерно нагружать руки.
  • Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  • Спать на жесткой кровати с невысокой подушкой.
  • Сидеть с максимально прямой спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждых 15 минут сидения за столом нужно менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждых 30 минут обязательно встать, походить, полежать.
  • Стоять и выполнять разную работу следует также с максимально прямой спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния нужно обязательно полежать (разгрузив позвоночник).
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

V . Закрепление изучаемого материала.

5.1. Работа в тетради

(Как правильно сидеть за партой. Сравнение правильного и неправильного сидения за партой).

- Высота парты должна соответствовть росту школьника. Сидеть нужно слегка оперевшись на спинку парты или стула. Туловище должно быть расслабленным, руки в локтях образуют прямой угол, плечи опущены. Опорой для туловища также должны быть ноги и спинка стула. Главное для рабочего места — его удобство, достаточное освещение, возможность иметь под рукой все необходимое, отсутствие лишних вещей.

5.2 Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения осанки (видеосюжет)

VI . Итог урока

6.1.Беседа

- К каким последствиям может привести неправильное сидение и ходьба?

- Как быть ребенку, если у него сформировалась неправильная осанка? (Нужно обращаться к врачу).

- Вывод: чтобы не пришлось обращаться к врачу, всегда следи за своей осанкой.

- Дайте советы Бабе Яге, что нужно сделать, чтобы у нее не болела спина и была правильная осанка.

1. Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна
2.Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
Ну, а чтобы не устать
Позу нужно поменять,
А минут так через тридцать
Походить не полениться.

3. Груз тяжёлый и большой
Не носи в руке одной.
Поровну распределяй
В две руки
И в путь ступай.

4. Береги свой позвоночник
Утром, днём и даже ночью.
Чтобы кости не болели,
Спи на жёсткой ты постели.

- Наша гостья искренне благодарит вас, дети. Благодаря вашим советам Баба Яга снова может вернуться в свою сказочную страну.

VII . Рефлексия

- Вы смогли помочь нашей гостье и поднять ей настроение.

- А какое настроение после урока осталось у вас?

- Желаю вам быть всегда здоровыми. Благодарю за сотрудничество на уроке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.