Очутившись в седле осанка его сразу изменилась а глаза

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Музыка окружает человека с детства, и с ранних лет он привыкает связывать музыкальные впечатления с определёнными явлениями действительности. (2) Колыбельная песня связывается с представлением о ночной тишине и покое, марш - с шествием, парадом, танец - с праздником. (3) закрепляются в нашем сознании первые, самые элементарные музыкальные образы.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Музыкальные впечатления всегда связаны с определёнными явлениями действительности: колыбельная песня связывается с представлением о ночной тишине и покое, марш - с шествием, парадом, танец - с праздником.

2) Элементарные музыкальные образы закрепляются в сознании человека благодаря тому, что с ранних лет музыкальные впечатления связываются с определёнными явлениями действительности.

3) Человек с ранних лет привыкает связывать музыкальные впечатления с определёнными явлениями действительности.

4) Первые, самые элементарные музыкальные образы закрепляются в сознании человека благодаря тому, что музыка с детства окружает человека.

5) С ранних лет музыкальные впечатления связываются с определёнными явлениями действительности, что позволяет элементарным музыкальным образам закрепляться в сознании человека.

Ответ: _______________________

Самостоятельно подберите указательное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Ответ: _____________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАЗ, -а, мн., -ы, -ов, м.

  1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира.

2. Вид, облик. Создать что-. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).

3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.

4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.

5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).

6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. Действий.

Ответ: ______________

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

Ответ:

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами и входят в состав многих красок.

Материалы для составления психологической характеристики содержали информацию о ЛИЧНОСТНЫХ качествах соискателя.

В солнечных пятнах ЛАКИРОВАННЫЙ брусничник блестел и отсвечивал тысячами маленьких бликов.

Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.

ЛЕСИСТЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Ответ:

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Шерсть на щенке отливала серебром - да не старым, а новым, что с тёмным глянцем; провести по ней ладонью руки - тот же бархат.

Ответ:

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

выполнил согласно ПРИКАЗУ

около ШЕСТИСТА книг

у ЗАБАВНОГО пони

Ответ:

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) ошибка в построении предложения с причастным оборотом

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Подлинные мастера пейзажного искусства изображают не только природу, но и передают в своих картинах восприятие природы человеком.

2) Он остановился около стены, увешанными картинами местных художников.

3) Очутившись в седле, осанка его сразу изменилась, а глаза, казалось, приобрели особый блеск.

4) Весеннее солнце нехотя уходило за сиреневую сетку мокрых веток, зажигая тяжёлые капли.

5) Поглощённая мглою морская пена разбивалась на змеевидные струи и исчезала.

6) На Земле пламя имеет вытянутую форму благодаря силы тяжести.

7) К рассказу “Старухе Изергиль” у М. Горького было особое отношение.

8) Благодаря новому тоннелю движение на дороге стало более спокойным.

9) На картине “Заросший пруд” В.Д. Поленова изображён чудесный уголок сада.

Ответ: А - , Б - , В - , Г - , Д -

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная ЧЕРЕДУЮЩАЯСЯ гласная в корне слова. Запишите номера ответов.

1) вр. дить, пост. мент, зап. стреть

2) выж. гший, откл. нение, бл. стает

3) р. сток, б. рюзовый, с. муляция

4) р. вноправие, м. ндариновый, обн. вить

5) к. сательная, отр. сль, попл. вок

Ответ: _____________________

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр. секать, пр. ветливый, пр. образился

2) под. тожить, вз. грать, пред. дущий

3) вз. ерошить, из. ян, пред. юбилейный

4) бе. мятежный, ра. долье, бе. брежный

5) по. веска, о. гадать, о. биться

Ответ:

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) глянц. вый, солом. нка

2) пол. вые, ослаб. вать

3) бел. зна, согр. вать

5) нищ. нский, изнаш. вать

Ответ:

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сфотографиру. мся, плат. м

2) наряд. шь, устро. вший

3) расстав. шь, свер. вший

4) прицел. шься, выгор. вшая

5) хлопоч. щий, (дети) шепч. тся

Ответ:

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Аристид Роже тоже был романистом, (НЕ)ОБЛАДАВШИМ жюльверновским даром.

Дорога приготовила нам что-то совсем (НЕ)ОБЫЧНОЕ.

Волосы у него (НЕ)СТРИЖЕНЫ и закрывают лоб.

Этой весной я впервые видел Крым (НЕ)ПОЖЕЛТЕВШИМ от зноя, а влажным, прохладным, в буйной зелени.

В печурке - огонь, но (НЕ)ЯРКИЙ, как пламя костра, а приглушённый.

Ответ:

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ГДЕ(ТО) совсем близко (ПО)КОШАЧЬИ шипел соболь.

С каждой стороны башенки храма нарисованы глаза Будды, (В)МЕСТО носа между глазами нечто (В)РОДЕ вопросительного знака.

(ПО)ЭТОМУ пути прошли сотни паломников, (ПО)ЭТОМУ мне было важно дойти до конца.

(И)ТАК, после долгих лет и трудов, опытов и размышлений, идя вперёд, я пришёл к тому, о чём уже помышлял (ВО)ВРЕМЯ моего детства.

ЧТО(БЫ) жить хорошо, (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, надо хорошо трудиться.

Ответ:

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется НН.

В основу испанской королевской резиденции, построе(1)ой из серого гранита и возвышающейся среди пусты(2)ой долины, были положе(3)ы равновесие и гармония частей, а суровая обнажё(4)ость гладких стен и бесконечная протяжё(5)ость сводчатых коридоров придавали зданию мрачное величие.

Ответ:

16. Расставьте знаки препинания. Укажите ДВА предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Подъём испытывали архитектура и живопись скульптура и прикладное искусство поэзия и проза.

2) Мастерская Веласкеса помещалась во дворце и жизнь художника была размерена строгим церемониалом двора.

3) В прудах и озёрах угри растут и нагуливают жирное тело до четырёх килограммов веса.

4) Забылся он ненадолго и уже на ясную голову ещё раз спокойно и основательно обдумал весь предстоящий путь.

5) На следующий день море было безмятежно-спокойным блаженно потягивалось на припёке и вкрадчиво мурлыкало.

Ответ:

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Деревянный мост (1) перекинутый через узкую речушку (2) кряхтит (3) вздрагивая под колёсами (4) и шатается (5) напоминая дряхлого старика.

Ответ:

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Звезда (1) звезда (2) холодная звезда (3)

К сосновым иглам (4) ты (5) всё ниже никнешь.

Ты (6) на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь.

Твой дальний мир - крылатый вихрь огня,

Где ядра атомов сплавляются от жара.

Что ж (7) ты (8) глядишь так льдисто на меня -

Песчинку на коре земного шара?

Быть может (9) ты погибла в этот миг

Иль (10) может быть (11) тебя давно уж нету,

И дряхлый свет твой, как слепой старик,

На ощупь нашу узнаёт планету.

Ответ:

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ещё на подходе к поляне я заметил большой спелый гриб (1) края шляпки (2) которого (3) были кем-то ровно обкусаны по всей окружности.

Ответ:

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я дождался отца (1) и он рассказал мне (2) что (3) когда пароход причаливал к берегу (4) по пристани ходил Степан Петрович (5) и кого-то высматривал среди пассажиров.

Ответ:

21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Мы привыкли к слову “кремль”, впервые оно упоминается в летописи XIV века, но происхождение его до сих пор не разгадано. (2) Вполне возможно, что корни у него русские, а значение - “крепость внутри города”. (3) Московский Кремль, построенный в XV веке, ни разу не смогли взять штурмом, он был одной из лучших крепостей Европы и самый большой по площади. (4) Существует легенда, что при его строительстве использовали план Микеланджело. (5) Главная кремлёвская башня - Спасская - соединяет Кремль с Красной площадью, через неё въезжали в Кремль государи, отсюда совершался торжественный крестный ход в дни праздников.

(6) Достопримечательность башни - куранты, занимающие 3 этажа и весящие 25 тонн. (7) Куранты - говорящие часы с боем и музыкой, в разное время они звучали по-разному: в XVIII веке исполняли песню “Ах, мой милый Августин”, а после революции их “научили” “Интернационалу” и “Вы жертвою пали. ”

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Накануне Витю предупредили, что завтра пионеры, члены кружка собаководов, будут передавать своих подросших, повзрослевших щенков пограничникам, чтобы четвероногие солдаты верой и правдой служили на благо Отечества. (2)Ему было и грустно, и радостно от этого. (3)Завтра его Буян уедет далеко-далеко, и Витя больше никогда не увидит его…

(4)Буян – это овчарка; она появилась у Вити в доме ещё слепым щенком. (5)А после того как пёс подрос, мальчик обучал его различным командам, холил, лелеял и просто любил всем сердцем. (6)Минула ночь. (7)Всё это утро Витя был молчалив и задумчив. (8)Отец и мать обменивались понимающими взглядами, но ни о чём не спрашивали сына. (9)В половине двенадцатого Витя надел на пса ошейник, прицепил Буяна к поводку и в последний раз повёл.

(10)Ровно в двенадцать на одной из площадей города открыли коротенький митинг. (11)Сказали, для чего все собрались сегодня, упомянули о значении и задачах служебного собаководства. (12)О том, как важно то, что школьники помогают пограничникам, воспитывая щенков и передавая их, когда те подрастут, на настоящую службу. (13)Всё это время пионеры и пограничники, будто застывшие, молча стояли двумя шеренгами, одна против другой, на расстоянии нескольких шагов. (14)Витя стоял как раз напротив того высокого пограничника, который приходил к ним домой

познакомиться с овчаркой, и неотступно думал о Буяне. (15)Он находил облегчение только в одном: не он один передаёт собаку, которую привык считать своей, на службу государству. (16)Не он первый и не он последний.

(17)Буян, конечно, не мог знать, что всё это значит, но инстинкт подсказывал ему: происходит что-то важное. (18)Он заметно нервничал, оттого то тесней приваливался к Вите, то порывался прыгать на него, то преданно давал лапу, хотя её никто не просил. (19)Витя старался незаметно успокоить собаку, а у самого сжималось сердце и комок подступал к горлу.

(20)Раздалась команда. (21)Пионеры подтянулись, пограничники сделали три шага вперёд, поводок Буяна очутился в руке того самого пограничника.

(22)Витя плохо видел, как после церемонии уводили Буяна, как тот всё оглядывался назад, а его вожатый осторожно подтаскивал за собой упирающуюся овчарку. (23)Мелькнул пушистый хвост, и Буян скрылся из глаз…

(24)По дороге домой в голове Вити пронеслась мысль: можно сбегать ночью в питомник, куда пока поместили всех переданных пионерами собак, и увести Буяна! (25)Витя очень живо представил себе эту сцену их встречи с псом, но тут же отверг. (26)Нет, не годится! (27)Что это он − совсем стал ненормальный?!

(28)Дома было пусто. (29)Мама предусмотрительно убрала подстилку Буяна. (30)На её месте стоял стул. (31)Витя отказался от ужина, быстро разделся, юркнул под одеяло и тут дал волю душившим его рыданиям, которые он мужественно сдерживал в себе на протяжении всего дня. (32)Но вскоре в душе мальчика поднялось какое-то новое для него чувство, чувство гордости и удовлетворения от сознания, что он сделал что-то очень хорошее и очень важное, и это чувство становилось всё сильнее. (33)Оно было подобно чувству матери, вырастившей достойного защитника родной страны. (34)Витя перестал плакать и подумал о том, что, наверное, Буяну будет совсем не плохо там, куда повезёт его тот пограничник. (35)Что собаку будут любить, как любил её сам Витя. (36)Потом он начал мечтать, какие подвиги совершит Буян на границе, и это окончательно утешило его. (37)С тем, в слезах, но успокоенный, крепко обняв подушку руками, он и уснул.

(по Б. С. Рябинину*)

  • *Борис Степанович Рябинин (1911–1990) – известный уральский писатель, сценарист, фотокорреспондент.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

1) Родители Вити с пониманием отнеслись к переживаниям сына.

2) Накануне дня передачи собак пограничникам Витя испытывал смешанные чувства: и радость, и грусть.

3) По случаю передачи собак на одной из городских площадей организовали небольшой митинг.

4) Витя всерьёз обдумывал план, как увести собаку ночью из питомника.

5) Чтобы облегчить страдания сына после расставания с Буяном, родители принесли в дом щенка.

Ответ:

Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.

1) В предложениях 20–21 представлено повествование.

2) Предложение 22 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 23.

3) В предложениях 26–27 представлено рассуждение.

4) В предложении 18 содержится описание действий.

5) В предложении 31 представлено описание.

Ответ:

Задание 24.

Из предложения 1 выпишите синонимы.

Ответ:

Задание 25.

Среди предложений 1–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

Задание 26.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

2) лексический повтор

4) ряды однородных членов предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами предложения

1) Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2) Он остановился около стены, увешанными картинами местных художников.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Очутившись в седле, осанка его сразу изменилась, а глаза, казалось, приобрели особый блеск.

Г) нарушение построения предложения с причастным оборотом

4) Весеннее солнце нехотя уходило за сиреневую сетку мокрых веток, зажигая тяжёлые капли.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5) Морская пена разбивалась на змеевидные струи и исчезала, поглощённая мглою.

6) На Земле пламя имеет вытянутую форму благодаря силы тяжести.

8) Благодаря новому тоннелю движение на дороге стало более спокойным.

2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление местоимения с предлогом

1) Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом

2) Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3) Жужжание летящей мухи создают ее крылья; некоторые мухи способны двигаться со скоростью 15 м/с.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Девочка, взяв нотную папку со стола, вежливо попрощалась с учителем.

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

5) Этот символ отсылает туристов к истории города, пережившего не одно наводнение.

6) Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

7) Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные.

8) Стремясь приобрести идеальный загар, вам поможет специальный крем.

9) Заведующий поликлиникой принял нас быстро.

3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) В блокадном Ленинграде люди боролись с голодом, смертью и поддержали друг друга.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) Целые овощи, фрукты и зелень содержат больше витаминов, чем нарезанные или натёртые.

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3) В одном из писем писал М. Горькому, что Вы художник, умный человек и чувствуете превосходно.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

4) Очень богат витаминами хлеб с муки грубого помола, содержащий отруби.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Педагог и просветитель первый заговорил о том, что существуют интересы человечества в целом.

6) Проведя пятнадцать минут в день на солнце, красивый и ровный загар вам обеспечен.

7) По прибытии в столицу мы поторопились на экскурсию.

8) В России июль не только самый жаркий, а также самый солнечный месяц.

9) По берегам мелководной речки играет ветер, вертится над костром, как бы стремясь погасить его.

4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Сомнений не было: со станции пропал целый состав, набитым углём.

Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3) Работы историка о деятельности Петра I основаны на редчайших архивных документах.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) Благодаря различным видам искусства человек может передавать самые сложные чувства.

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

5) Сорвав овощи с грядки, витамины в них быстро разрушаются под воздействием света и кислорода.

6) Сложные задачи вдохновляют учёных к новым открытиям.

8) Фрукты и овощи, служащие источником витаминов, должны быть в рационе каждого человека.

9) Вы первый, кто взглянул на меня серьезно и поверили в меня.

5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение построения предложения с причастным оборотом

1) Отваривая картофель, клубни опускайте в уже кипящую воду.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) К рыбе можно подать ядра грецкого ореха, запечённых в духовке.

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Последнее, на чём хотелось бы остановиться, - это поведение участников соревнования.

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4) Никто из живущих точно не скажут. как долго простоит ещё прекрасная Венеция.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5) Нанеся на кожу йод, возникает местное раздражение, которое сопровождается приливом крови.

6) Подобно морякам, мельники ловят ветер с помощью парусов, натянутых на крылья мельниц.

7) Спустя сто лет окончательно сняты сомнения за прочность конструкции моста.

8) Николай никогда не пренебрегал и не сомневался в поддержке брата.

9) Благодаря длинной шее многие динозавры могли добывать пищу на большой высоте.

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

2. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

5.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр. небрежение, пр. поднятое

с. змала, под. скать

ра. шифровать, во. ликовать

по. строенный, о. писанный

нед. едание, пр. бабушка

2. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

з. подозрить, нед. выполнить

пр. морский, пр. выкнуть

и. быточный, во. хождение

по. бросить, о. пилить

пр. мудрый, без пр. крас

3. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

з. ночевать, нед. варить

пр. брежный, пр. даное

и. готовить, во. питание

пр. увеличивать, пр. страстие

п. дорожник, нен. глядный

4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр. тягательный, пр. вивка

и. коренить, ра. долье

пр. писаться, пр. бабка

пр. коснуться, пр. небрежительный

на. писать, о. везти

5. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пост. мпрессионизм, небез. нтересный

и. подлобья, бе. рассудный

нен. глядный, нес. гласие

пр. кратить, пр. смотреться

пр. возносить, пр. светлый

1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции. (2) Дошедшие до наших дней свидетельства их маршрутов и впечатлений часто неточны и непоследовательны. (З) Однако значение их открытий неизвестных ранее земель и народов, _____, велико и бесценно.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Свидетельства маршрутов и впечатлений путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны.
2. Несмотря на то, что свидетельства путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны, значение их открытий велико и бесценно.
3. В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции.
4. Значение открытий путешественников древности и Средневековья неизвестных ранее земель и народов велико и бесценно.
5. Значение открытий путешественников древности и Средневековья, несмотря на их неточность и непоследовательность, велико и бесценно.
Ответ: _____________________________

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. возможно
2. к счастью
3. как правило
4. безусловно
5. впрочем
Ответ: ____________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВИДЕТЕЛЬСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВИДЕТЕЛЬСТВО, -а, ср.
1. Показание свидетеля. С. очевидцев.
2. То, что подтверждает, удостоверяет какое-н. событие. Исторические свидетельства.
3. Документ, удостоверяющий что-н. Брачное с. С. о рождении.
Ответ: _______________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
рЕмень
дождалАсь
украИнский
заселенА
чЕрпать
Ответ: __________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Больному следует ОГРАНИЧИТЬ употребление соли.
2. Ничего не шевельнулось в этой КАМЕННОЙ душе.
3. В день отъезда - очень ПАМЯТЛИВЫЙ для семьи - с самого утра не было солнца.
4. Большинство заданий пособия не только имеет ПРАКТИЧЕСКИЙ характер, но и хорошо
продумано.
5. Бородин участвует в БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ концертах в пользу студентов.
Ответ: ________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛУТОРАСТА книгам
новые ТЕРМОСА
ВОЛЧИЙ хвостище
ОПЫТНЕЙШИЕ мастера
распродажа ЧУЛОК
Ответ: _________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ошибка в построении предложения
с однородными членами предложения
1) Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
2) Он остановился около стены, увешанными картинами местных художников.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) Очутившись в седле, осанка его сразу изменилась, а глаза, казалось, приобрели особый блеск.

Г) нарушение построения предложения с причастным оборотом
4) Весеннее солнце нехотя уходило за сиреневую сетку мокрых веток, зажигая тяжёлые капли.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
5) Морская пена разбивалась на змеевидные струи и исчезала, поглощённая мглою.

6) На Земле пламя имеет вытянутую форму благодаря силы тяжести.

8) Благодаря новому тоннелю движение на дороге стало более спокойным.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ш. велюра
соб. рут
р. внинный
подж. гать
ут. пический
Ответ: ____________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр. небрежение, пр. поднятое
с. змала, под. скать
ра. шифровать, во. ликовать
по. строенный, о. писанный
нед. едание, пр. бабушка
Ответ: ____________________________

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
вытерп. в
кресл. це
танц. вать
пол. вые
магни. вый
Ответ: ______________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
уме. шь
стан. шь
посе. шь
извлека. мый
слыш. мый
Ответ: ________________________________

12. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Н(1)кто до Пушкина н(2) воспроизводил н(3) в стихах, н(4) в прозе нашей простой сельской природы с такою простотою истины и такою теплотою сочувствия.
Ответ: ________________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Договорившись (НА)СЧЁТ лодки, туристы двинулись (В)НИЗ по реке.
2. Как выяснилось (В)ПОСЛЕДСТВИИ, вода просачивалась в подвал (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
3. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ похода нас ожидал сюрприз: я имею (В)ВИДУ озеро с кристально чистой водой.
4. (НЕ)СМОТРЯ на небольшой дождь мы всё-таки отправились за город (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями.
5. ТАК(КАК) маршрут оказался сложным, нам ТО(ЖЕ) пришлось запастись картой и компасом.
Ответ: ____________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Было пасмурно и ветре(1)о; вспене(2)ые волны накатывались на песча(3)ую отмель, лизали почерневшие водоросли, вытаще(4)ые на берег рыбацким неводом.
Ответ: ___________________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Весной невольно привлекают и радуют взор нарядные берёзы и усыпанные барашками ивы.
2. Мещёрский край очень богат лесами и торфом сеном и картофелем молоком и ягодами.
3. Осенью мы лучше видим и глазом и сердцем.
4. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5. Со времён глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви чистоты и нежности.
Ответ: ____________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Старые пароходы (1) приходившие из разных стран (2) дремали у деревянных пристаней (3) тихонько посапывая паром.
Ответ: _____________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
С берега озеро (1) казалось (2) гораздо меньше, чем было на самом деле. Всё кругом (3) казалось (4) было из золота столько насыпало этих свежих, шуршащих кленовых листочков.
Ответ: _____________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я долго сидел на палубе (1) и смотрел во тьму (2) где шумели бесконечные леса (3) где не было видно ни зги (4) и (5) где на протяжении сотен километров не встретишь ни одного человека.
Ответ: _____________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Собака всё лаяла густо и отрывисто (1) и (2) только Обломов пошевелится (3) или лошадь стукнет копытом (4) начиналось скаканье на цепи (5) и непрерывный лай.
Ответ: ____________________

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. К старости обостряется ощущение времени, потому что его остаётся всё меньше.
2. Современный деловой человек командует временем.
3. Человек перерабатывает всё своё время на мысли, чувства, работу.
4. Время очень легко погубить, потратив его на пустые дела.
5. Проблема разумного обращения со временем является лишь техникой его экономии.
Ответ: _________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложения 610 включено описание.
2. В предложениях 1011 содержится повествование.
3. В предложениях 1920 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 1518.
4. Предложение 30 поясняет предложение 29.
5. В предложениях 3539 содержится рассуждение.
Ответ: __________________

22. Из предложений 3239 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: ______________________________

23. Среди предложений 1012 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного словосочетания. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2) развёрнутые метафоры
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) вопросительные предложения
6) эпитеты
7) цитирование
8) термины
9) однородные члены

Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 20 (КИМ 2016)
Примерный круг проблем
Авторская позиция

1. Проблема восприятия времени человеком. (Как воспринимает течение времени человек?)

1. Ощущение хода времени во многом зависит от возраста: дети не замечают движения времени, но с возрастом его ход воспринимается всё более остро.

2. Проблема нерационального использования личного времени
2. Время - это богатство, которое нужно беречь и разумно использовать. Однако человек рационально использует только малую часть времени. Необходимо с детства приучать людей бережно относиться к своему времени.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.