Нет зарядки запорожец горбатый

  • по моделям
  • полезные советы
  • схемы электрооборудования
  • карбюраторы
  • история марок и моделей
  • тюнинг
    Вы здесь:
  1. Home
  2. Статьи
  3. Автомобили
  4. ЗАЗ
  5. ЗАЗ-965(а/б)
  6. Генераторная установка ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Генераторная установка ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

  • " onclick="window.open(this.href,'win2','status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no'); return false;" rel="nofollow"> Печать
  • E-mail

Применение генераторной установки переменного тока гаран­тирует нормальную зарядку аккумуляторной батареи (при одновременном включении всех потребителей тока).

Генератор Г-501 является 3 — фазной синхронной электрической машиной.
Крепление генератора к направляющему аппарату вентилятора: 1 - винт, 2 - шайба, 3 - колпак, 4 - болт, 5 - направляющий аппарат, 6- вентилятор, 7 – генератор.
Установлен генератор в расточке направляющего аппарата вен­тилятора и крепится к нему тремя болтами 4. Привод генератора осуществляется от шкива вентилятора.

Генератор состоит из статора, ротора с контакт­ными кольцами, крышки со стороны контактных колец с фланцевым креп­лением, крышки со сторо­ны привода и щеткодер­жателей со щетками. В крышках установлены два подшипника 180503С10 закрытого типа, имеющих качественную смазку, обеспечивающую длительную работу без добавления и замены смазки. Со стороны щёток генератор закрыт колпаком 3 с вен­тиляционным патрубком и резиновой втулкой для проводов.

От осевого смещения колпак удерживается шайбой 2, которая крепится к генератору винтами /. Между колпаком, шайбой и крышкой имеются зазоры, обеспе­чивающие свободное вращение генератора с направляющим аппа­ратом относительно колпака.

Уход за генератором. Для обеспечения надежной работы гене­ратора в эксплуатации необходимо ежедневно проверять исправ­ность генераторной установки по контрольной лампе на панели приборов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ НА АВТОМОБИЛЕ

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания

Необходимо проверить исправность цепи контрольной лампы от замка зажигания до клеммы ЛК реле блокировки, для чего включить зажигание и замкнуть клемму ЛК с массой авто­мобиля. Если при этом лампа не загорается, следует проверить провода, надежность соединения наконечников и саму лампу. Если при замыкании лампа загорается, причину неисправности следует искать в реле блокировки (проверить состояние контак­тов реле).

Контрольная лампа не гаснет после заводки двигателя

1. Проверить натяжение ремня привода генератора (венти­лятора).

2. Необходимо убедиться в исправности цепи включения реле блокировки.

В первую очередь следету проверить целость и надежность подсоединения приводов, идущих от клемм реле блокировки со зна­ком

. Затем при включенном зажигании подвести напряжение 12 в от аккумулятора к клеммам со знаком

реле блоки­ровки, отсоединив предварительно от них провода. Проверить следует несколько раз, меняя полярность напряжения.

При подключении напряжения, контакты реле блокировки долж­ны размыкаться, что определяется по щелчку, а контрольная лам­па — гаснуть. Если контакты не размыкаются, то дефект заключа­ется в неисправности блокировочного устройства (обрыв катушки реле, ее выводов или неисправность полупроводниковых диодов). Устранить неисправность можно либо в специальной мастерской, либо заменой реле блокировки

В случае, если реле срабатывает, но контрольная лампа продолжает гореть, это указывает на замыкание провода от кон­трольной лампы к клемме ЛК реле блокировки.

3. Проверить генератор, для чего прежде всего необходимо убедиться в наличии тока в цепи возбуждения.

Для этого провод, идущий от обмотки возбуждения генератора.

отсоединить от клеммы Ш реле регулятора и кратковременно прикоснуться к клемме Б реле-регулятора (двигатель не рабо­тает, зажигание выключено). Если при этом появляется небольшая искра, то цепь возбуждения исправна. Такое же искрение должно, быть и на клемме Ш реле-регулятора при включенном зажига­нии, что указывает на исправность реле включения, токовой обмот­ки регулятора и нормальное состояние контактов регулятора на­пряжения.

Отсутствие искрения на клемме Б указваеты (если не по­врежден провод от клемым Ш гераторане к реле-регулятору) на нарушение контакта между щетками и контактными кольцами генератора или на отпайку выводов катушки возбуждения от колец.

4. Если обмотка возбуждения исправна, необходимо убедиться в наличии напряжения на фазах генератора. Для этого при рабо­тающем на оборотах холостого хода двигателе к фазным проводам, идущим от генератора (красного цвета), поочередно (между ними) кратковременно подключить 12-вольтовую лампочку. Отсутствие накала лампочки указывает на неисправность фазных обмоток или обрыв выводов.

Для проверки проводов их следует отсоедьинит от соединитель­ной панели.

Контрольная лампа работает нормально, но аккумулятор разряжается

Признаки разрядки, слабо прокручивается или не включается стартер, при этом снижается или совсем пропадает накал включен­ных ламп; слабый свет фар.

1. После проверки целости проводов и надежности соединений на аккумуляторной батарее, стартере, реле-регуляторе и выпрями­теле необходимо проверить исправность выпрямителя.

Внешним осмотром необходимо убедиться в отсутствии обрыва соединительных шин и надежности соединений в местах пайки. Обгорание селенового слоя пластин указывает на пробой выпря­мителя и необходимость его замены.

При отсутствии указанных дефектов нужно отсоединить про­вода от клеммы Б реле-регулятора, замерить вольтметром по­стоянного тока напряжение между клеммой Б и массой (на­пряжение должно быть 12—15 в). Проверка производится при работающем двигателе на оборотах холостого хода.

2. Проверить реле-регулятор на правильность установки регу­лируемого напряжения, для чего следует подключить к клемме Б и массе вольтметр. При работе двигателя на оборотах выше средних напряжение должно быть 13,8—14,8 в. Если напряжение занижено, необходимо отрегулировать регулятор напряжения путем натяжения пружины регулятора напряжения. Если при замере напряжение резко уменьшается при повышении оборотов двигателя, это указывает на нарушение добавочного сопротивления регуля­тора напряжения. Контрольная лампа работает нормально, но аккумуляторная батарея перезаряжается Признаки перезарядки: быстрое выкипание электролита во всех банках батареи, поверхность батареи покрывается белым налетом.

Следует убедиться в исправности аккумулятора — отсутствии замкнутых банок. Если аккумулятор исправен, следует подрегули­ровать регулятор напряжения путем ослабления пружины регуля­тора напряжения. Если снизить напряжение регулировкой не удает­ся, это указывает на обрыв обмотки регулятора напряжения.


Все, кто восстанавливает "пожилую" технику, рано или поздно сталкиваются с непониманием электросхем. И это и понятно, время идёт вперёд, техника меняется. Да и визит в автосервис, порою, не даёт результат. Авто слесарь, терпимо разбирающийся с современной техникой, на старые образцы смотрит, как баран на новые ворота.
Вот характерный пример — генератор Заз 965 (30 л.с).


Хотя, на тридцатку устанавливалось два разных генератора.
Один прямоточный: всасывал воздух с боков, через рёбра цилиндров и через генератор выбрасывал за капот. Этот генератор был постоянного тока Г-114.
Все подключения, на задней стороне генератора, скрыты крышкой с трубкой. В трубку подавался холодный воздух.

Подключение очень простое: чёрный -масса генератора, масса реле; красный — питание обмотки возбуждения (короче +); желтый — ток идущий с генератора потребителям. Как подключить этот генератор, можно посмотреть по схеме.


Второй генератор более современный — переменного тока (типа, как на Жигулях). Устанавливался на Заз 968 М (30 л. с.). Г -501, преременного тока. Для его подключения требуется уже два реле. Но, гораздо проще его подключать через жигулёвское реле. Генератор немного отличается по виду, провода выходят из передней части генератора. Воздух засасывался турбиной генератора из-за капота и подавался в среднюю часть двигателя, проходил через рёбра цилиндров и выбрасывался, через патрубки в район колёс.


В принципе, он работает в паре с РР310 и реле болкировки. Реле блокировки блокирует включение стартера, при работающем двигателе.
У меня подключен через одно реле Р109 . Постарался сфотографировать подключение на реле и генераторе. Те, два чёрных провода идут на реле блокировки (у меня никуда не идут и просто изолированы)
Дальше есть обмотка возбуждения (Красный провод, на реле идёт на клемму Б — батарея), обмотка выдающаяя получаемое напряжение (коричневый провод идёт на реле клемму Я), и массовый провод (идёт на реле, боковую клемму).








Проверить подключение просто: при работающем(оборотоы выше холостых )двигателе снимаешь с аккумулятора плюсовую клемму, если, при этом двигатель продолжает работать, значит правильно подключил, ток генератор выдаёт. Если, глохнет, при снятии клеммы, — неправильное подключение. Не надо бояться скидывать клемму на короткое время, сгореть там нечему.
Так же, можно включить в электросхеу вольтметр на 12 вольт с любой машины, хоть с Уаз. Включается просто: + в любом месте и — в любом месте.
Он будет наглядно показывать, выдаёт генератор напряжение или нет.

Так же, можно подключить через жигулёвское реле. Вот этот, коричневый провод, выдающий напряжение, должен подключаться на клемму реле (там один провод, — маса крепится на кузов). Должно тоже работать.

Очень много самодельных конструкций, с добавкой второго генератора, их можно поискать на Драйв 2. Но, на мой взгляд, надо просто уменьшать мощность протребителей — приборов (перейдя на светодиодные лампы).

7 апреля 2013, 08:18 #1

Генератор совсем не даёт зарядку ак-ру. Поменял на второй, но проблема не пропала. Этому предшествовала замена всей проводки. Где-то ошибка, может. Может кто попроще объяснит последов-ть соединений (без схем и посылов). Помогите, очень нужно.


Лада Нива 2131М
Nissan Patrol

7 апреля 2013, 09:09 #2 + 1

А как тебе без схемы то на пальцах объяснить? Вот погляди здесь, классный набор плакатов по твоей коробочке и в частности плакатик на твою тему, очень доступный и понятный



7 апреля 2013, 09:33 #3

если неохота со схемами разбираться(без них никуда), подгоняй другой запор рядом и как в детстве - "найди . отличий". А заодно проверяй КАЖДЫЙ контакт, хорошо ли закреплён и заизолирован


ЗИЛ 5301 Бычок
ЗиЛ 5301 Бычок

7 апреля 2013, 09:59 #4

а откуда ты знаиш что гена каторый ты поставил рабочий?

7 апреля 2013, 10:10 #5

Да,не знаю,тупо заменил и всё. Просто до зимы и до замены проводки он работал(акб не садилась ). А теперь заряда акб хватает только на одну заводку.


ЗИЛ 5301 Бычок
ЗиЛ 5301 Бычок

7 апреля 2013, 10:20 #6

переделай тогда на москвичевский гену все доступно и просто а родной тока на больших оборотах 13,7 заряд доет

7 апреля 2013, 11:08 #7

Эт я знаю и главное что он есть у меня,но как тогда охлаждаться будет двигатель?

8 апреля 2013, 09:00 #8

Буду пробовать пристроить второй ген-р,оба под один ремень. Облазил весь нет,но фото так и не нашёл(с двумя генами). Может кто сталкивался с такой проблемой?

10 апреля 2013, 14:45 #9


10 апреля 2013, 14:48 #10

Ну вот так у меня всё вышло.


Лада Нива 2131М
Nissan Patrol

10 апреля 2013, 16:14 #11

А зарядка то появилась?

10 апреля 2013, 20:25 #12

Ещё не подключил. Кажется ерунда,но на это ушёл весь день.

11 апреля 2013, 18:41 #13

Народ,подскажите,как правильно подсоединить генератор .У него два выхода + и Д . Скорее всего это тракторный

16 апреля 2013, 21:51 #14

OKABAN, 10 апреля 2013, 16:14, #11

А зарядка то появилась?

да,зарядка появилась. Осталось разобраться со стартером,совсем слабо крутит.

18 апреля 2013, 06:58 #15

Ребята,подскажите,поче му стартер может слабо крутить? Какие могут быть причины,исключая проводку и АКБ, - сам стартер или бобина? Стартер без видимых повреждений. А как можно проверить бобину?

7 января 2014, 19:50 #16

ребят не поможете. возможно ли завести заз 968 м без рр-310 и рб1-10 или с какой машины подходят,если возможно подкинте схему,а то жалка зазик стоит гниёт

7 января 2014, 19:57 #17

7 января 2014, 20:01 #18

умно акб сел и машина заглохла

7 января 2014, 20:05 #19

БПАН, 7 января 2014, 20:01, #18

умно акб сел и машина заглохла

7 января 2014, 20:09 #20

там вся проводка изуродована прежним владельцем а продку у нас вгороде не найти на него у нас на весь город 3 заза и запчастей не на рынке не в магазинах нету

7 января 2014, 20:14 #21

БПАН, 7 января 2014, 20:09, #20

там вся проводка изуродована прежним владельцем а продку у нас вгороде не найти на него у нас на весь город 3 заза и запчастей не на рынке не в магазинах нету

7 января 2014, 20:17 #22

у схем качество не охти не прочитать ни чего подкинь нормальную схему если не сложно

ЗАЗ-965А (АБ). ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ НА АВТОМОБИЛЕ

Контрольная лампа не загорается
при включении зажигания

Контрольная лампа не гаснет после заводки двигателя

1. Проверить натяжение ремня привода генератора (венти-
лятора).

2. Необходимо убедиться в исправности цепи включения реле
блокировки.

В первую очередь следует проверить целость и надежность
подсоединения приводов, идущих от клемм реле блокировки со зна-
ком «

При подключении напряжения, контакты реле блокировки долж-
ны размыкаться, что определяется по щелчку, а контрольная лам-
па — гаснуть. Если контакты не размыкаются, то дефект заключа-
ется в неисправности блокировочного устройства (обрыв катушки
реле, ее выводов или неисправность полупроводниковых диодов).
Устранить неисправность можно либо в специальной мастерской,
либо заменой реле блокировки

3. Проверить генератор, для чего прежде всего необходимо
убедиться в наличии тока в цепи возбуждения.

Для этого провод, идущий от обмотки возбуждения генератора.

4. Если обмотка возбуждения исправна, необходимо убедиться
в наличии напряжения на фазах генератора. Для этого при рабо-
тающем на оборотах холостого хода двигателе к фазным проводам,
идущим от генератора (красного цвета), поочередно (между ними)
кратковременно подключить 12-вольтовую лампочку. Отсутствие
накала лампочки указывает на неисправность фазных обмоток или
обрыв выводов.

Для проверки проводов их следует отсоединить от соединитель-
ной панели.

Контрольная лампа работает нормально,
но аккумулятор разряжается

Признаки разрядки, слабо прокручивается или не включается
стартер, при этом снижается или совсем пропадает накал включен-
ных ламп; слабый свет фар.

1. После проверки целости проводов и надежности соединений
на аккумуляторной батарее, стартере, реле-регуляторе и выпрями-
теле необходимо проверить исправность выпрямителя.

Внешним осмотром необходимо убедиться в отсутствии обрыва
соединительных шин и надежности соединений в местах пайки.
Обгорание селенового слоя пластин указывает на пробой выпря-
мителя и необходимость его замены.

пряжение резко уменьшается при повышении оборотов двигателя,
это указывает на нарушение добавочного сопротивления регуля-
тора напряжения.

Контрольная лампа работает нормально,
но аккумуляторная батарея перезаряжается

Следует убедиться в исправности аккумулятора — отсутствии
замкнутых банок. Если аккумулятор исправен, следует подрегули-
ровать регулятор напряжения путем ослабления пружины регуля-
тора напряжения. Если снизить напряжение регулировкой не удает-
ся, это указывает на обрыв обмотки регулятора напряжения.

На двигателе установлен стартер СТ-351Б (см. рис. 84).

1. Номинальное напряжение

2. Максимальная мощность

0,6 л. с. при питании
от аккумуляторной ба-
тареи 42 а/час

3 Направление вращения якоря

правое со стороны при-
вода

4. Зацепление шестерни стартера с венцом махо-
вика двигателя

при помощи привода
с роликовой муфтой
свободного хода

дистанционное посред-
ством рычага, связан-
ного с электромагнит-
ным тяговым реле
РС901А и муфтой при-
вода

6 Число полюсов

7. Электрические характеристики при холостом ходе

а) потребляемый ток

б) напряжение на клеммах

в) скорость вращения якоря

не менее 5000 об/мин

8. Электрические характеристики при полном тор-
можении

а) потребляемый ток

б) тормозной момент

На корпусе стартера размещено тяговое электромагнитное реле
РС901А. Перемещение шестерни привода стартера до зацепления ее
с зубчатым венцом маховика двигателя осуществляется действием
специального электромагнита на рычаг выключателя.

Кроме основных контактов, в тяговом реле имеется дополни-
тельный зажим, который замыкает накоротко сопротивление ка-
тушки зажигания при пуске. Питание тягового реле осуществляется

от замка зажигания через дополнительное реле стартера РС-502.
Схема электрических соединений стартера, реле и замка зажига-
ния показана на рис. 85.

После запуска двигателя, как только генератор разовьет доста-
точное напряжение, контакты РБ-1 размыкаются и дополнительное
реле автоматически выключает стартер, а возвратная пружина
внутри тягового реле стартера выводит шестерню привода из зацепления. Дополнительное реле стартера предохраняет якорь стар-

тера от разноса, а также стартер от случайного включения при ра-
ботающем двигателе.

Держать стартер включенным рекомендуется не более 10 сек,
затем сделать перерыв на
15—20 сек.

Длительное включение
стартера может привести
к чрезмерному его нагре-
ванию и повреждению
аккумуляторной батареи.

Уход за стартером. Че-
рез каждые 6000 км про-
бега проверьте состояние
зажимов проводов тяго-
вого реле, не допуская их
загрязнения и ослабле-
ния креплений.

Проверьте крепление
стартера к картеру и креп-
ление реле.

Через каждые 12000
км пробега при наличии
замечаний в работе стар-
тера рекомендуется снять
стартер с двигателя, ис-
пользуя для этого специ-
альный ключ, разобрать
его, протереть все детали,
продуть их сжатым воз-
духом и при этом прове-
рить:

Рис 85. Схема электрических соединений

стартера, дополнительного реле, реле блокировки и замка зажигания:

1. Состояние коллек-
тора и щеток, не заедают
ли щетки в щеткодержа-
телях, а также достаточ-
на ли их высота. При не-
обходимости зачистить
коллектор мелкой стек-
лянной шкуркой зерни-
стостью 80 или 100.

2. Состояние контак-
тов электромагнитного тягового реле.

Для проверки состояния контактов необходимо реле разобрать
в следующем порядке

а) отсоединить проводы от контактных штырей крышки;

б) отвернуть две контргайки стяжных винтов;

в) отвернуть гайки бокового штыря и утопить штырь в крышку;

г) отвернуть стяжные винты и снять осторожно крышку, чтобы

не повредить провода бокового штыря. Подгоревшие поверхности
зачистить шкуркой или бархатным напильником, чтобы обеспечить
соприкосновение поверхностей по всей плоскости.

Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным
диском имеют большой износ, их следует повернуть на 180°.

Сборку реле производите в обратном порядке.

3. Смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала якоря
маслом, применяемым для двигателя.

Примечание. Во избежание нарушения изоляции токоведущих деталей
недопустима промывка якоря, внутренней части корпуса и катушки реле стар-
тера бензином и другими растворителями.

После сборки стартера необходимо проверить зазор между тор-
цом шестерни и упорной шайбой в момент замыкания контактов:
он должен быть 1,5—2,5 мм (см. рис. 84).

После пробега 36 000 км рекомендуется снять стартер и на-
править в специальную мастерскую для тщательной проверки и
замены изношенных деталей.

Неисправности стартера в основном вызываются следующими
причинами: загрязнением и обгоранием коллектора, зависанием
щеток, разносом обмоток якоря, отказом в работе тягового реле
с включателем и выходом из строя муфты свободного хода.

Во включателе тягового реле стартера чаще всего повреждают-
ся рабочие поверхности клеммных болтов и контактной шайбы,
которые обгорают вследствие большой величины тока, проходя-
щего через них. Наблюдаются также случаи заедания якоря тяго-
вого реле в направляющей втулке электромагнита.

Однако причиной отказа в работе стартера часто являются
неисправности не стартера, а проводки (клемм) аккумуляторной
батареи и дополнительного реле.

Если стартер не проворачивает коленчатого вала двигателя,
нужно включить свет (например, подфарники, плафон), после
чего включить стартер.

По изменению накала ламп при включении стартера можно
определить характер неисправности.

При включении замка зажигания стартер не включается

1. Нарушение соединения проводов
с аккумуляторной батареей (ослабле-
ние или окисление клемм).

1. Проверить соединение аккумулятор-
ной батареи с наконечниками проводов,
при необходимости зачистить клеммы и
смазать техническим вазелином.

2. Разряжена или неисправна акку-
муляторная батарея.

2. Зарядить или заменить батарею.

3. Неисправность замка зажигания.

4. Неисправно дополнительное реле
РС-502.

5 Неисправно тяговое реле РС901А
(обрыв обмотки, заедание якоря во
втулке катушки электромагнита)

5. Проверить цепь катушки, очистить
от грязи якорь и втулку.

При включении стартера тяговое реле срабатывает, но стартер
не вращает двигатель или вращает его очень медленно

1. Разряжена или неисправна акку-
муляторная батарея

1 Проверить батарею и, если нужно,
заменить

2. Нарушение контакта щеток с
коллектором

2. Снять стартер с двигателя и разо-
брать его. При необходимости зачистить .
коллектор, устранить зависание щеток
или заменить их при высоте менее 14 мм

3 Задевание якоря стартера за
полюса.

3. Заменить стартер.

4 Разнос обмотки якоря.

4. Заменить якорь

5. Слишком холодный двигатель
(зимой).

5 Прогреть двигатель, провернуть ко-
ленчатый вал заводной рукояткой и
повторить пуск.

При включении вал стартера вращается с большим числом оборотов,
но не проворачивает коленчатою вала двигателя

1. Пробуксовка роликовой муфты

1 . Сменить привод стартера.

При включении стартера слышен характерный скрежет
(шестерня не входит в зацепление с венцом маховика)

1. Забиты зубья венца маховика.

1. Зачистить забоины на зубьях или
заменить венец маховика.

2. Забиты зубья шестерни стартера.

2. Зачистить забоины или заменить
привод.

3. Привод с шестерней в сборе туго
ходит по валу якоря.

3. Протереть шейку вала и втулку
привода, при необходимости зачистить.

4. Неправильная регулировка хода
шестерни привода и момента замыканияконтактов включателя.

4. Отрегулировать ход шестерни при-
вода и момент замыкания контактов
включателя

При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле
и удары шестерни о венец маховика

1. Отсутствие надежного контакта
в зажимах, особенно у аккумулятор-
ной батареи

1. Проверить и подтянуть болты за-
жимов.

2. Разряжена или неисправна акку-
муляторная батарея.

2. Проверить и подзарядить батарею
или заменить

4. Нарушение регулировки допол-
нительного реле.

4. Проверить и, если необходимо, от-
регулировать. Напряжение включения
реле должно быть 7 — 8 в, напряжение
отключения 3 — 4 в.

После пуска двигателя стартер не выключается

I. Заедание привода на валу якоря
стартера

1. Разобрать стартер и устранить при-
чину заедания.
Привод стартера должен свободно пе-
ремещаться по шлицам вала якоря и под
действием возвратной пружины возвра-
щаться в исходное положение.
Необходимо устранить заедание или
сменить пружину.

2. Спекание контактов включателя
тягового реле или дополнительного
реле РС-502.

2. Немедленно остановить двигатель
и отключить аккумуляторную батарею.
Отремонтировать или заменить неисправ-
ное реле.

3. Заедание запорной части вклю-
чателя зажигания.

3. После пуска двигателя принуди-
тельно повернуть ключ из положения,
соответствующего включению зажигания,
или заменить включатель зажигания.

Фары ФГ-110 имеют полуразборный оптический элемент с двух-
нитевой лампочкой в 60 и 40 свечей. Стеклорассеиватель дер-
жится посредством отогнутых зубцов отражателя. Под стекло
подложена кольцевая резиновая прокладка, предохраняющая
оптически элемент от пыли и влаги.

Несмотря на хорошую герметичность, со временем в оптический
элемент проникает пыль, что вызывает снижение силы света.

Пыль с отражателя нельзя удалять протиркой тканью или об-
дувом воздухом. Для ее удаления внутреннюю часть оптического
элемента промойте чистой водой с ватой и просушите при комнат-
ной температуре. Потеки и пятна на рассеивателе фары удалять ,

Для замены перегоревшей лампы необходимо снять облицовоч-
ный ободок, вывернуть винт крепления внутреннего ободка к кор-
пусу фары и, вытягивая и слегка опуская оптический элемент,
вынуть его из корпуса фары.

Рис. 86 Размеры экрана для регулировки
света фар.

Затем, слегка нажав и повернув влево патрон, снять его и
вынуть лампу.

Регулировка фар. Периодически, по мере надобности, прове-
ряйте установку фар и при необходимости регулируйте. Регулиров-
ку производите тщательно, иначе лампы фар слепят водителей
встречных машин и тем самым способствуют аварии.

При встречах переключайте фары с дальнего света на ближний.

Надлежащая установка фар необходима также для правильного
распределения света на дороге.

Для регулировки фар:

1. Установите ненагруженный автомобиль на ровном полу
перед экраном на расстоянии 5 м перпендикулярно к нему.

2. Включите свет и, действуя ножным переключателем света,
убедитесь, что соединения сделаны правильно и в обеих фарах
одновременно загораются нити дальнего или ближнего света.

3. Включите дальний свет и, закрыв одну из фар, проверьте
расположение светового пятна на экране. Пятно должно быть
расположено так, чтобы его центр был на высоте 625 мм от пола
и на 522 мм от оси АБ, совпадающей с продольной осью автомо-
биля (см. рис. 86).

4. Если световое пятно расположено неправильно, следует осла-

бить гайку шпильки крепления фары (рис. 87) и, перемещая рукой
шпильку с гайкой, обеспечить положение пятна на экране соглас-
но рис. 86.

5. Таким же образом проверьте и, при необходимости, устано-
вите вторую фару, наблюдая, чтобы оба световых пятна находи-
лись на одной высоте от пола.

6. После регулировки торцы гаек замажьте мастикой или густой
смазкой.

Прерыватель указателей поворота

Для обеспечения мигания ламп подфарников и задних фонарей,
сигнализирующих поворот, в их цепь включен последовательно
прерыватель РС 57-Б, который установлен слева под панелью
приборов.

Включение указателей поворотов осуществляется переключате-
лем на панели приборов, контроль
работы прерывателя производится по
контрольной лампочке на щитке при-
боров.

Схема включения прерывателя по-
казана на рис. 88.

Работает прерыватель только при
включенном зажигании.

Если при включении контрольная
лампочка не горит, следует проверить
свет в подфарнике и заднем фонаре.
Отсутствие света в подфарнике или
заднем фонаре указывает на неисправ-
ность лампы (отсутствие контакта или
она перегорела).
Если лампы горят, то необходимо проверить контрольную лам-
пу. Отсутствие света в контрольной лампе, подфарнике и заднем
фонаре указывает на неисправность предохранителя № 2 в блоке
предохранителей. Если предохранитель цел, необходимо проверить
исправность прерывателя и всей цепи.

Стеклоочиститель

Стеклоочиститель СЛ-210 — электрический с двумя щетками.
Электродвигатель и привод находятся под панелью приборов.
Включатель расположен на панели приборов. Работает стеклоочи-
ститель только при включенном зажигании. Щетки прижимаются

к стеклу посредством пружин. Запрещается включать стеклоочи-
ститель при сухом стекле, в противном случае он может выйти
из строя. При выключении стеклоочистителя электродвигатель
сразу не останавливается, и щетки продолжают двигаться по стек-
лу до тех пор, пока не дойдут до своих крайних нижних положений.
Автоматическая остановка щеток в крайнем нижнем положении
достигается особым концевым выключателем, установленным на
редукторе стеклоочистителя.

В цепь электродвигателя включен предохранитель, расположен-
ный на блоке предохранителей.

Уход за стеклоочистителем заключается в периодической под-
тяжке его креплений, после каждых 12000 км пробега нанести
несколько капель масла, применяемого для двигателя, на оси ры-
чагов щеток в зазор между осью и втулкой, предварительно сняв
рычаг щетки.

1. На кронштейне руля под панелью приборов установлен кно-
почный тепловой предохранитель освещения на 20 а, который вы-
ключает освещение при коротком замыкании в цепи. Он защищает
все цепи освещения автомобиля,
кроме подкапотной лампы и указа-
телей поворотов. При перегрузке
или коротком замыкании в цепях
биметаллическая пластина нагре-
вается и, выгибаясь, размыкает кон-
такты, прерывая цепь.

Включайте предохранитель пос-
ле устранения короткого замыкания
нажатием пальца на кнопку предо-
хранителя.

Нажатие на кнопку предохрани-
теля должно быть кратковремен-
ным. Удержание кнопки рукой при-
водит к пожару (воспламенению
проводки) в автомобиле и к выходу
из строя предохранителя, если при-
чина короткого замыкания не была
своевременно устранена.

2. Три плавких предохранителя
объединены в блок (рис. 89), смонтированный в багажнике на
щите передка. Они защищают цепи.

№ 1 на 10 а — цепь электродвигателя стеклоочистителя, ука-
зателя уровня бензина, указателя температуры масла и контроль
ной лампы аварийного давления масла.

№ 2 на 10 а—цепь указателей поворота.

№ 3 на 10 а — цепь звукового сигнала.

Перечень ламп, применяемых на автомобилях ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Номинальное
напряж лампы
в вольтах

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.