У ребенка болит лоб и спина


Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

Несовершенство вегетативной системы организма,

Начинающееся респираторное заболевание (продром),

Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

Последствия травмы головы;

Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя . Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.



Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер - нужно подумать о медикаментозном лечении.

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.

ГлавнаяГоловная боль и мигреньБолит лоб Почему у ребенка болит голова в области лба?

Причины и провоцирующие факторы

Появление головных болей может стать предвестником многих серьезных патологий и требует проведения тщательных диагностических процедур.


Если у ребенка болит голова в области лба, это может быть обусловлено различными причинами. Среди них выделяют:

  • Избыточное физическое или умственное напряжение вследствии повышенной нагрузки. Такое состояние также иногда сопровождается тошнотой и рвотой. Зачастую данная патология встречается у школьников, подверженных повышенной нагрузке. В данном случае родители должны нормализовать режим дня ребенка, четко разграничить отдых и бодрствование, сократить занятия по необходимости, большое количество времени проводить с ребенком на свежем воздухе и уделять внимание его физической активности.
  • Травматическое повреждение черепа (переломы костей черепа, ушиб или сотрясение головного мозга).
  • Стрессовые ситуации, неблагоприятная обстановка дома и в школе, постоянные конфликтные ситуации.
  • Нарушение образа жизни (нерациональное питание, повышенное содержание в питании тирамина и глутамата натрия, которые способны вызвать боли в лобной области).
  • Гипоксия головного мозга на фоне различных причин (как на фоне хронических заболеваний, так и в качестве самостоятельной нозологической единицы).
  • Новообразования в головном мозге — гематомы, абсцессы.

Выяснение причины появления болей может быть затруднено в силу того, что дети могут воспринимать цефалгию за боль в ушах, глазах или шее, а также не иметь возможность жаловаться на беспокоящие их симптомы (когда ребенок еще не начал говорить).

Заболевания, вызывающие головную боль

Боль в лобной области может быть обусловлена различными патологическими процессами.
При каких заболеваниях у ребенка болит голова в лобной части?

  1. Менингит — первое заболевание, с которым должна быть проведена дифференциальная диагностика, поскольку оно может быстро развиваться и вызывать серьезные осложнения. Выявление менингеальной симптоматики проводит, как правило, врач-невролог. Менингит — воспаление оболочек головного мозга, характеризующееся, помимо головных болей, гипертермией, ригидностью затылочных мышц и неврологическими расстройствами.
  2. Инфекционные сезонные заболевания (ОРВИ, грипп) также могут характеризоваться головными болями, локализующимися в лобной области.
  3. Развитие мигрени и ассоциированной с ней болей характерно в большей степени для подросткового возраста. Мигрень также сопровождается тошнотой, рвотой и повышенной чувствительностью к внешним раздражителям (яркий свет, громкие звуки). Заболевание имеет генетическую предрасположенность. Приступ мигрени может быть спровоцирован переутомлением, стрессовой ситуацией или погодными изменениями.
  4. Воспалительные процессы, локализующиеся в пазухах черепа — лобной (фронтит) и гайморовой (гайморит).
  5. Неврозоподобные состояния.
  6. Отит — воспаление среднего отдела уха, при котором боли могут иметь иррадиацию на лобную область.
  7. Нарушения со стороны органов зрения — миопия (близорукость). Для таких детей физические нагрузки ограничены.
  8. Кластерные головные боли характеризуются приступообразным течением и длятся, как правило, не более 15 минут, но часто повторяются. Такие боли более характерны для мальчиков и сопровождаются тошнотой, беспокойным состояниям пациента, повышенной чувствительностью к яркому свету и звукам, повышенным потоотделением.
  9. Герпетическая сыпь, обнаруживаемая на волосистой части головы.
  10. Повышенное внутричерепное давление — скопление избыточного количества цереброспинальной жидкости, которая оказывает эффект на нервные рецепторы. Раздражение нервных структур приводит к возникновению головных болей.

Повышение внутричерепного давления возникает вследствие следующих причин:

  • черепно-мозговая травма;
  • воспалительные процессы мозговых оболочек;
  • гидроцефалия;
  • гипоксические процессы в головном мозге;
  • интоксикационный синдром (на фоне инфекционных заболеваний);
  • опухолевые процессы головного мозга (добро-и злокачественной природы).

Основная симптоматика

Дети, особенно младшего возраста, не могут жаловаться на то, что их беспокоит и, как правило, при появлении болей становятся раздражительными и могут продолжительное время плакать. Первыми такое состояние обнаруживают родители пациента и обращаются за медицинской помощью.


Головная боль имеет пульсирующий характер. Если ребенок не умеет разговаривать и не может пожаловаться на свое состояние, следующие симптомы позволяют установить появившиеся головные боли:

  1. плаксивость;
  2. раздражительность и беспокойство;
  3. общая слабость, вялость;
  4. пониженное настроение, отсутствие аппетита;
  5. тремор как верхних, так и нижних конечностей;
  6. увеличение в размерах черепной коробки.


При тяжелом течении и в зависимости от заболевания, обусловившего развитие болей в области лба, клиническая картина также может сопровождаться тошнотой, рвотой, лихорадкой, интоксикационным синдромом, болями в мышцах.

К каким врачам обратиться?

Длительная головная боль в области лба у ребенка требует обращения за квалифицированной помощью. К каким врачам нужно обратиться?

  • Врач-невролог проводит дифференциальную диагностику с неврологическими патологиями (менингит), осуществляет неврологический осмотр;
  • Врач-нейрохирург лечит боль в области лба при травматических поражениях костей черепа (например, при переломе) и при опухолевых процессах;
  • Педиатр оценивает основные показатели ребенка, выявляет сопутствующую патологию;
  • Врач-офтальмолог;
  • Врач-хирург;
  • К врачу-онкологу пациент направляется при наличии онкологической патологии;
  • Врач-инфекционист — при подозрении на менингит и появление менингеальных симптомов.

Особое значение имеет консультация школьного психолога (или врача-психиатра) при конфликтных ситуациях, возникающих у ребенка как в школе, так и дома.
Обращение пациента к врачу должно быть осуществлено в ранние сроки при появлении первых признаков заболевания.

Диагностика

Диагностические мероприятия направлены на выявление патологического очага и основываются на следующих данных:

  1. Жалобы пациента (характер болей, их локализация и продолжительность);
  2. Анамнез жизни (важно собрать информацию о том, в каких условиях живет ребенок, социальная среда и отношения в семье);
  3. Анамнез заболевания — врач выясняет, когда впервые появились боли, чем они сопровождались и чем купировались;
  4. Объективный осмотр позволяет выявить сопутствующую патологию и исключить тяжелые заболевания (например, менингит);
  5. Данные лабораторно-инструментальных исследований.

Среди лабораторных исследований проводят клинический и биохимический анализ крови для обнаружения сопутствующей патологии, а также оценку липидного и гликемического профиля.

К инструментальным методам исследования относят:

  1. Эхоэнцефалограмму;
  2. Электрокардиограмму, которая проводится для исключения патологии сердечно-сосудистой системы и нарушений ритма сердца;
  3. Измерение артериального давления;
  4. Магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  5. Рентгенографию черепа для исключения травматических повреждений (при наличии в анамнезе показаний к проведению этого исследования);
  6. Исследование глазного дна, при котором может быть выявлено патологическое состояние сосудов глазного дна;
  7. Компьютерную томографию головного мозга;
  8. Электроэнцефалографию.

Лечение

Лечение включает в себя принципы немедикаментозной и медикаментозной терапии и носит комплексный характер.

К немедикаментозным методам относят: постельный режим (покой), горячий чай с сахаром помогает при гипотимии (сниженное настроение), ароматерапия, травяные чаи (мелисса, ромашка, листья валерианы) помогают эффективно бороться со стрессовыми ситуациями.


Также для снятия головной боли можно приложить компрессы ко лбу — как холодные, так и теплые.
Сон (даже в дневное время) поможет восстановить силы и купировать приступ головной боли.

Медикаментозная терапия представлена использованием следующих групп препаратов:

  1. Обезболивающая терапия (НПВС, а при их неэффективности — наркотические анальгетики);
  2. Средства, улучшающие кровообращение в сосудах головного мозга — пирацетам;
  3. Противовирусная терапия при вирусной этиологии головных болей (ОРВИ, грипп);
  4. Антибактериальная терапия при менингите и инфекционных заболеваниях, локализующихся в структурах центральной нервной системы;
  5. Витаминотерапия;
  6. Противогрибковые препараты.

Помимо медикаментозного лечения применяется и хирургическое вмешательство при наличии показаний. При воспалительных процессах в пазухах проводится прокол и их последующее дренирование.

Профилактические меры

Боль в лобной области может быть обусловлена рядом причин, возникновение которых можно предупредить.

Профилактика направлена на улучшение качества здоровья и жизни пациентов и представлена следующими мерами:

  • Соблюдение режима сна и бодрствования;
  • Ночной сон ребенка должен составлять не менее 8 часов в сутки;
  • Питание должно быть рациональным, сбалансированным и удовлетворять потребности растущего организма;
  • Рекомендуется проводить время на свежем воздухе не менее 30 минут в день;
  • Комната, в которой занимается ребенок, должна быть достаточно освещена, проветриваться не менее 1 раза в день и иметь комфортные условия. Также обстановка (в семье) должна предрасполагать ребенка к спокойному обучению;
  • Регулярное прохождение медицинских осмотров с целью своевременного выявления отклонений от нормы;
  • Своевременное обращение к психологу/психиатру при возникающих у ребенка проблемах в школе и дома;
  • Профилактика вирусных заболеваний (ОРВИ, грипп);
  • Лечение хронических заболеваний;
  • Санация очагов хронической инфекции;
  • Ограничение стресса;
  • Витаминотерапия;
  • Дозированная физическая активность, соответствующая возможностям детского организма.


  1. Как может болеть голова
  2. Причины недомогания
  3. К какому врачу обратиться
  4. Первая помощь и лечение

Как может болеть голова

Голова у ребенка может болеть хронически или симптом возникает остро. В первом случае признаки недомогания должны беспокоить регулярно на протяжении 3 месяцев и больше. Острая головная боль появляется внезапно и является сигналом об инфекции, остром воспалении, травме. Иногда это следствие длительного переутомления.

Локализация болезненных ощущений может быть различной. Если ребенок способен четко показать на место, где сильно пульсирует, врач может предположить причину патологии:

  • виски – показатель вегетативного расстройства из-за незрелости нервной системы, возникает у детей школьного возраста, подростков;
  • в области лба, макушка головы – начинается в первой половине дня, показатель повышенного внутричерепного давления, может появляться при болезнях ЛОР-органов;
  • затылок, иногда вместе с теменем – причина в напряжении, оно связано с переутомлением, эмоциональными и психическими нагрузками или напряжением шейного отдела позвоночника;
  • половина головы – признак мигрени, до периода полового созревания чаще возникает у мальчиков, приступ может длиться от нескольких минут до суток и больше, сопровождается светобоязнью, чувствительности к звукам, движению.

Если болит голова у ребенка грудного возраста, он не может рассказать об этом. Но заподозрить патологию нужно при его раздражительности, резком крике, срыгивании. Особенно нужно обратить внимание на поведение детей, которые перенесли гипоксию в родах, родились раньше срока или получили родовую травму.

Боли могут иметь четкую привязку ко времени суток, дню недели. У детей, которые не хотят посещать школу, тяжело отличить недомогание и симулирование болезни. Поэтому иногда родители оставляют этот симптом без внимания.

Опасные симптомы, которые сопровождают головную боль – тошнота, рвота, головокружение. Некоторые ощущают помутнение в глазах, пульсацию в голове.

Ребенок может стать вялым, потерять сознание. В этом случае нужно срочно обратиться к врачу.

Причины недомогания

Когда болит голова у ребенка, это может быть признаком одного из следующих состояний:

  • любые инфекционные заболевания;
  • воспаление пазух носа;
  • травма головы, шеи;
  • анемия;
  • стрессовые ситуации;
  • патология пищеварительного тракта – гастрит, дуоденит;
  • болезни глаз с нарушением зрения;
  • тяжелые аллергические реакции;
  • нарушения осанки.

При инфекциях носоглотки, поражении мозговых оболочек или других органов боль является следствием интоксикации, она редко возникает без температуры и сопровождается другими признаками инфекционного заболевания.

У детей с мигренью часто есть наследственная предрасположенность, их родители могут долгие годы страдать от этой патологии. Недомогание появляется в течение 24 часов после действия триггерных факторов, в качестве которых могут выступать:

  • утомление;
  • некоторые продукты питания;
  • изменения погоды;
  • стресс;
  • чувство голода.

Травма головы может привести к развитию ушиба мозга или сотрясения различной степени тяжести. Отек мозгового вещества, кровоизлияние приводят к появлению болевого синдрома. Часто он сохраняется или периодически обостряется после выздоровления.

У детей школьного возраста боли провоцируются умственной нагрузкой, эмоциональным напряжением. Появлению неприятных симптомов подвержены дети с завышенными требованиями к себе или со стороны родителей, которые стараются их оправдать. В подростковом возрасте, когда происходит становление нервной системы, головные боли могут появляться чаще. Умеренно выраженные ощущения 1-2 раза в месяц не являются поводом для беспокойства.

Мигрень чаще встречается у мальчиков до периода полового созревания. После 13-14 лет с этой патологией чаще обращаются девочки.

Иногда головные боли проходят после съеденной конфеты или сладкого чая. Если при этом ребенок много пьет, часто мочится, это может быть признаком сахарного диабета.

К какому врачу обратиться

Если болевой синдром появляется несколько раз в неделю, сопровождается тошнотой и рвотой или другими неприятными симптомами, приводит к снижению памяти и внимания, необходимо обратиться к врачу. Первичный осмотр проводит педиатр. После этого может быть рекомендована консультация:

  • невролога;
  • эндокринолога;
  • офтальмолога;
  • ЛОР-врача;
  • психотерапевта.

Что делать при появлении болевого синдрома зависит от результатов обследования. Инфекционные заболевания диагностируют по клинической картине, признакам воспалительного процесса. Врач может назначить следующие методы диагностики в зависимости от предположительной причины боли:

  • анализ крови на глюкозу при подозрении на сахарный диабет;
  • осмотр глазного дна;
  • снимки пазух носа;
  • рентгенография, КТ, МРТ черепа;
  • УЗИ мозговых сосудов, допплерометрия;
  • рентгенография шейного отдела позвоночника;
  • ЭЭГ.

Если органической патологии не выявлено и неизвестно, почему болит голова, а ощущения беспокоят несколько раз в неделю, рекомендуется вести специальный дневник. В нем нужно отмечать время появления боли, ее интенсивность, локализацию. Указывается характер умственной нагрузки, эмоциональное состояние, использование лекарств. Анализ наблюдений за несколько недель позволит определить триггерный фактор, который вызывает неприятные симптомы.

Первая помощь и лечение

Можно самостоятельно решить, что дать ребенку при появлении болевого синдрома, если он не является частой проблемой. Помогают нестероидные противовоспалительные средства. Для детей до 12 лет разрешено использовать препараты на основе ибупрофена и парацетамола. Остальные лекарства этой группы для детей запрещены из-за риска развития синдрома Рея.

Если головная боль средней интенсивности связана с переутомлением, можно ограничиться отдыхом, прогулкой на свежем воздухе или непродолжительным сном.

При посттравматической боли используются препараты, которые облегчают состояние, улучшают мозговой кровоток и питают нервные клетки. Их врач подбирает индивидуально. Антибиотики необходимы при синдроме интоксикации. Тип препарата зависит от возбудителя и локализации инфекционного процесса.

Внимание! При менингите необходима экстренная госпитализация в инфекционное отделение. Это заболевание может иметь стремительное течение и привести к летальному исходу.

Лечение связано с устранением причины появления боли:

  • при сахарном диабете – инсулинотерапия и диета;
  • искривления осанки – ЛФК, использование специального корсета;
  • снижение зрения – гимнастика для глаз, корректирующие очки;
  • аллергические реакции – антигистаминные препараты, исключение контакта с аллергеном;
  • анемия – препараты железа, иногда – витамин В12, фолиевая кислота.

При мигрени лечение подбирается комплексно. Нестероидные противовоспалительные препараты малоэффективны. В тяжелых случаях могут применяться антидепрессанты, противорвотные средства, альфа-адреноблокаторы, триптаны.

Детям со склонностью к головной боли нужна профилактика этого состояния, которая включает:

  • ограничение пассивного курения;
  • режим дня и достаточный ночной сон;
  • уменьшение времени пребывания перед телевизором и за компьютером;
  • сбалансированное питание;
  • умеренные физические нагрузки;
  • спокойные отношения в семье;
  • достаточная освещенность рабочего места.

Нужно следить за осанкой ребенка и не допускать длительного напряжения шейного отдела. После долгой сидячей работы необходимы перерывы с физической нагрузкой.

Головные боли редко являются угрожающими жизни. Но они сказываются на памяти, внимании и желании учиться и школьной успеваемости. Родителям нужно внимательно относиться к жалобам ребенка на болезненные ощущения и не считать их симуляцией. Иногда это первый симптом тяжелых патологий головного мозга, которые могут потребовать хирургического лечения. Но при редких эпизодах прогноз благоприятный.

Маленькие дети не способны ясно и четко сказать, какие болевые ощущения они испытывают. У дошкольников головные боли сказываются на активности – малыш вялый, капризный, хмурится, дергает себя за уши.

Если у ребенка болит голова в области лба, он трет лоб, глаза, обхватывает голову ручками. Плач, раздражительность, отказ от игр – признаки ухудшения общего самочувствия, связанные с цефалгией (головной болью).

Когда болевые симптомы испытывают дети школьного возраста, они способны определить точное место и охарактеризовать ощущения.

Что такое головная боль?

По сути, головная боль — рефлекторный механизм, выполняющий защитную функцию. Он состоит из рецепторов, воспринимающих болевые раздражители, а также структур головного мозга, которые анализируют их в зависимости от источника.

Болевые рецепторы располагаются во всех анатомических образованиях головы и головного мозга: в стенках кровеносных сосудов, оболочках головного мозга, надкостнице, мягких тканях головы и других структурах.

Собственно раздражение болевых рецепторов определенными веществами и дает ощущение головной боли. А её появление — сигнал тревоги, свидетельствующий об изменении нормальной работы нервной системы.

Головные боли у детей встречаются несколько реже, чем у взрослых. С одной стороны — это свидетельство того, что у них незрелая нервная система, с другой — говорит о её высоких компенсаторных возможностях.

К каким врачам обращаться, если возникает боль во лбу?

Если у ребенка болит голова в области лба, родители должны насторожиться и всесторонне его обследовать. В первую очередь необходимо посетить педиатра. Он выпишет направление к смежным специалистам – невропатологу и окулисту, назначит инструментальное и лабораторное обследование. Только комплексное обследование поможет ответить на вопрос, почему у ребенка болит лоб.

Случай, когда у ребенка упорно болит голова в области лба, повышена температура, нарушается сознание, возникает рвота – это повод для вызова Скорой помощи. Не исключена инфекция головного мозга.

Немного статистики…

Головная боль у детей — вторая по частоте жалоба после болей в животе.

По медицинской статистике от 3 до 8% детей дошкольного возраста страдают от головных болей, 15% жалоб поступает от школьников начальных классов, но большинство (приблизительно 80%) — от ребят старше 10 лет.

Пик начала головных болей приходится на возраст:

  • от 6 до 7 лет, когда это связанно с адаптацией к школе
  • 13-15 лет, в период полового созревания

Методы диагностики

Длительная головная боль требуется обследование. Во время осмотра врач уточняет продолжительность болевых ощущений, их локализацию и сопутствующие факторы.

Затем он назначает комплекс исследований, которые помогут определить причину болезненного состояния:

  1. Рентген.
  2. МРТ или КТ.
  3. Мониторирование артериального давления.
  4. Консультация окулиста.

Анализы:

  • кровь (общее и биохимическое исследование);
  • общий анализ мочи;
  • кардиограмму.

После диагностики и по результатам анализов врач дает заключение и назначает лечение.

Головная боль у ребенка: будьте бдительны!

Существует около 10 типов головной боли, которая является признаком более 50 заболеваний. Однако мы с вами рассмотрим наиболее частые из них, разберем механизмы их возникновения, а также основные проявления.

Встречается у 20-23% детей.

И как ни странно, нередко этот недуг впервые дает о себе знать именно в детском возрасте. Причем её симптомы несколько отличаются от типа мигрени у взрослых. Поэтому зачастую диагностика затруднена даже для достаточно опытных врачей.

Причины и теории возникновения мигрени до сих пор неизвестны. Существуют предположения на этот счет, которые носят лишь умозрительный характер.

Наиболее распространенная теория возникновения

Нарушена взаимосвязь между тройничным нервом и сосудами головного мозга. В результате выделяются вещества, которые понижают тонус сосудов, приводя к отеку тканей вокруг них, который раздражает болевые рецепторы. К тому же, доказано, что имеется наследственная предрасположенность к мигрени. Примечательно, что девочки болеют ею несколько чаще.

Симптомы

В отличие от мигрени у взрослых, детская имеет свои особенности:

Приступ мигрени нередко провоцируют:

  • стрессовые ситуации
  • нарушения режима сна и бодрствования
  • употребление некоторых продуктов: какао, шоколада, цитрусовых, продуктов, содержащих консерванты
  • резкие запахи или яркий свет
  • чрезмерное пребывание перед экраном монитора или телевизора
  • у девочек подростков изменение менструального цикла и некоторые другие факторы

Встречаются в 70-75% случаев.

Наиболее частые причины:

  • физическое и умственное перенапряжение
  • нарушения организации режима дня
  • неудобная поза во время сна
  • стрессовые ситуации (после напряженных уроков или сдачи экзаменов, переживания ребенка по поводу семейных неурядиц или взаимоотношений между сверстниками и так далее)
  • длительное нахождение в душном помещении или сидение перед монитором компьютера (в результате напрягаются мышцы шеи и плечевого пояса)
  • изменения погодных условий (ветер, дождь, резкая смена атмосферного давления)
  • вынужденное голодание

Однако, к сожалению, иногда причина так и остается не выясненной.

Механизм возникновения

До конца не выяснен. Но большинство исследователей считают, что в основе лежит мышечное напряжение мышц головы, которое может возникнуть в двух случаях.

  • Местный механизм

Из-за стресса или неудобной позы напрягаются мышцы головы, скальпа, шеи и плеч. В результате возникает неспецифическая воспалительная реакция. Она приводит к тому, что расширяются сосуды и выделяются специфические вещества в кровь, которые раздражают болевые рецепторы.

  • Центральный механизм

Изменяется способность некоторых структур головного мозга (лимбико-ретикулярной формации), обеспечивающих выполнение важнейших функций организма, адекватно отвечать на внешние воздействия.

Это ведет к нарушению эмоциональной деятельности и работы вегетативной нервной системы (регулирует тонус сосудов и мышц, выработку гормонов, работу некоторых внутренних органов). В результате повышается тревожность, которая в свою очередь сопровождается увеличением тонуса мышц скальпа, головы и шеи, а иногда и нарушением работы некоторых внутренних органов.

Симптомы

Головная боль может длиться от одного до нескольких часов. Иногда проходит самостоятельно после небольшого сна или отдыха, смены деятельности. По мере взросления малыша частота и продолжительность приступов увеличивается, но характер самих болей не меняется.

Примечательно, что ребенок не любит расчесывать волосы или отказывается носить головные уборы, даже легкие. Поскольку эти воздействия на перенапряженные мышцы усиливают головную боль.

Нередко вместе с головной болью напряжения появляются боли в суставах, мышцах, животе, в области сердца. Такие жалобы могут сопровождаться лабильным настроением, астенией (повышенная утомляемость и истощаемость), беспричинной тревогой, плохим аппетитом, расстройствами сна. Это связано с нарушением работы вегетативной нервной системы.

Увеличение объема одного из этих компонентов ведет к повышению внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии), понижение — к его уменьшению (внутричерепной гипотензии).

Внутричерепная гипертензия

У детей развивается наиболее часто.

Механизм возникновения

Выработка цереброспинальной жидкости повышается, но нарушается её всасывание либо имеются препятствия для её свободной циркуляции. В результате объем цереброспинальной жидкости увеличивается и давит на болевые рецепторы.

Причины

  • последствия черепно-мозговых травм, даже очень давних (например, послеродовых)
  • гидроцефалия (чрезмерное увеличение объёма спинномозговой жидкости в полости черепа)
  • внутриутробное кислородное голодание (гипоксия)
  • бактериальные или вирусные инфекции (например, менингит или энцефалит, ОРВИ)
  • опухоли головного мозга
  • врожденные пороки развития головного мозга.

Симптомы

Ребенок жалуется на:

  • распирающие головные боли (наиболее часто во второй половине дня), которые возникают по ощущениям в глубине головы
  • тяжесть в голове в утренние часы
  • повышенную потливость
  • тошноту или рвоту, усиливающуюся во время активных движений
  • быструю утомляемость
  • усиливающуюся головную боль при кашле, чихании, натуживании.

Нередко малыш отказывается от игр, плаксивый, раздражительный, сонливый.

Внутричерепная гипотензия встречается редко: в основном у взрослых пациентов.

Всегда сопровождают такие заболевания, как ОРВИ, менингит, энцефалит.

Возникают из-за повышенного внутричерепного давления, симптомы которого описаны выше. Головная боль выраженная, усиливается в положении лежа.

Однако в этом случае повышается температура тела. Может появиться рвота, тошнота, выраженная слабость. Иногда ребенок теряет сознание или у него развиваются судороги (при тяжелом состоянии). В дополнение к этому наблюдаются симптомы основного заболевания.

В последнее время имеет место всё чаще и чаще, поскольку на неокрепший детский организм дается колоссальная нагрузка в школе и детском саду. Развивается как при дальнозоркости, так и при близорукости, а иногда и при других нарушениях зрения, когда имеется слабость глазной мускулатуры.

Механизм возникновения

Из-за перенапряжения глазных мышц раздражаются нервные окончания тройничного нерва, что и вызывает головную боль.

Симптомы

Боль ноющая и тупая. Наиболее часто она начинается с переносицы. Однако нередко берет свое начало с области лба или затылка, постепенно распространяясь по всей голове, часто переходя даже на шею.

Головная боль появляется после длительного перенапряжения глазных мышц: прочтения книги, просмотра телепередач, нахождения перед экраном монитора и так далее. Она не проходит после приема лекарственных препаратов. Единственный выход — правильно подобранные очки.

Малыш не умеет говорить: как понять, что у него болит голова?

Вас должны насторожить:

  • частые срыгивания или рвоты, не связанные с приемом пищи (обычно в утренние часы)
  • беспричинное беспокойство или вскрикивание
  • появление у крохи крика на одной ноте, длящегося на протяжении нескольких часов
  • дрожание ручек и ножек у малыша (тремор)
  • повышенная болевая чувствительность (иногда даже только дотрагивание до кожи вызывает болезненный крик у крохи)
  • наличие глазных признаков: косоглазие, симптом Греффе (при опускании глаза вниз, между радужкой глаза и верхним веком остается белая полоска)
  • выбухание и пульсация большого родничка (в норме он находится вровень с костями черепа или несколько западает) — наблюдается при повышенном внутричерепном давлении
  • увеличение в размере окружности головы (наиболее часто при гидроцефалии), поэтому всегда её нужно измерять и следить, чтобы она соответствовала возрастным нормам
  • плохой сон: кроха часто просыпается или не может уснуть.

Даже если ребенок уже умеет говорить, он не всегда может сообщить точную информацию о своем самочувствии. Как правило, это возраст до 4-5 лет. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш ведет себя. Если его беспокоит головная боль, он часто прикладывает руки к голове, глазам или бровям, взъерошивает волосы.

Профилактика

К профилактике относится соблюдение режима занятий и отдыха, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе. Воздух в квартире должен быть свежим. Взрослые не должны курить в помещении. Нужно обратить внимание на психологический комфорт в семье — выяснять отношения при малыше недопустимо.

Для профилактики инфекционных заболеваний необходимо закалять детей, принимать контрастный душ. Нужно следить, чтобы ребенок ежедневно делал утреннюю зарядку, не сидел в течении дня долго перед телевизором или компьютером. К профилактике травм относятся занятия спортом, которые развивают хорошую координацию движений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.