Научно-исследовательская работа осанка и плоскостопие

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор Давыдова Л.М.
Дата 26.09.2013
Формат zip
Изображения Есть


Тема: МОНИТОРИНГ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ФОРМЫ СТОПЫ У ШКОЛЬНИКОВ

П. ПРОХОРОВКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Научный руководитель: Давыдова Людмила Михайловна, учитель биологии

2.1. ОБЪЕКТ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 6

2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,

2.2.1. Оценка осанки у школьников и выявление ее нарушений………………………7

2.2.2. Оценка формы стопы у школьников, выявление плоскостопия…………………9

Данная работа является частью большой научно-исследовательской работы, проводимой учащимися гимназии п. Прохоровка Белгородской области, по изучению образа жизни, состояния здоровья, физического развития, умственной и физической работоспособности детей и подростков при адаптации к возрастающим учебным нагрузкам. Эти исследования весьма актуальны. Анализ состояния здоровья детского населения России свидетельствует о тенденциях его резкого ухудшения [2, 5, 8, 14, 15, 17]. Разработанный в нашей стране и принятый в 1994 году документ "К здоровой России" определяет стратегию и тактику учреждений всех уровней по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Реализация положений этого документа возможна лишь при условии создания в обществе приоритета здорового образа жизни. Проблема имеет много аспектов, среди которых первостепенное значение имеет улучшение качества здоровья и профилактика заболеваний среди молодежи. По данным исследователей, дети, подростки и молодые люди не заботятся о своем здоровье из-за отсутствия достаточной мотивации, понимания сущности здорового образа жизни, необходимых профилактических навыков [1,7]. Особая роль в решении этих вопросов принадлежит образовательным учреждениям, прежде всего школам, где должны формироваться основы здорового образа жизни человека. В условиях современной школы растущий поток информации, интенсификация процесса обучения и внедрение компьютерных технологий создают повышенные нагрузки на организм школьников. При этом часто не соблюдаются гигиенические условия организации учебных занятий. Положение усугубляется тем, что школьники в процессе обучения страдают от гиподинамии. Возникают нарушения во многих системах органов и самые разнообразные заболевания. Перегрузка часто возникает из-за недостаточного внимания к индивидуальным психофизиологическим особенностям, несоблюдения режима дня и условий обучения [3, 10, 11].

Нарушения осанки и формы стопы у детей школьного возраста по данным статистики находятся на одном из первых мест. Поэтому профилактике этих патологий необходимо уделять большое внимание.

На рост, развитие школьника и формирование его осанки свое влияние оказывают условия окружающей среды, те условия, в которых развивается ребенок. Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, а также приобретенные в школьном возрасте, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.[2,4]

Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа ни боку, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, корзины с продуктами и т.д.). Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости.[9]

Во многом развитие плоскостопия и нарушения осанки - результат не знания и особенно не соблюдения основных правил поведения в повседневной жизни. Тем актуальнее стоит задача пропаганды здорового образа жизни и активизации профилактической работы со школьниками.

Цель исследований: провести мониторинг осанки и формы стопы у школьников разного возраста, выявить нарушения и дать рекомендации по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

изучить морфо-функциональные особенности осанки и формы стопы;

освоить методы оценки нарушений осанки и свода стопы и провести мониторинг состояния осанки и стопы у школьников;

разработать меры профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

продолжить работу по выработке у гимназистов активной позиции по отношению к собственному здоровью и формированию физиолого-гигиенических представлений о здоровом образе жизни. Пропагандировать здоровый образ жизни среди школьников и учителей.

Научная новизна и практическая значимость

Впервые обследована большая группа гимназистов п. Прохоровка Белгородской области с целью мониторинга осанки и формы стопы для пропаганды здорового образа жизни и активизации профилактической работы.

Исследование имеет прикладной характер, так как полученные результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе для пропаганды здорового образа жизни среди школьников, в организации оздоровительной работы, профилактических и лечебных мероприятий.

Осанка - это непринужденное привычное положение тела при сидении, стоянии и ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Нормальной или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования двигательного аппарата и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично лопатками (без выпячивания нижнего края), развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. При правильной осанке глубина шейного и поясничного изгибов позвоночника близки по значению и колеблются у детей и дошкольного возраста в пределах 3-4 см. Люди с правильной осанкой отличаются стройностью. Голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные. Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.[4]

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становиться вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Различают кифотическую осанку - сутулость, круглая спина, горб, лордотическую осанку - седлообразная спина, выпрямленную осанку - плоская спина и сколиотическую осанку - боковое искривление позвоночника. [10,11]

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При усилении грудного кифоза все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, поэтому естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается - круглая спина. Крайняя степень выраженности этого нарушения - горб.[10]

Для лордотической осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них ещё слабо развиты мышцы живота.

При выпрямленной осанке естественные изгибы позвоночника уменьшаются, и спина становится плоской.

Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).[16,18]

Различают три степени нарушения осанки.

При нарушении первой степени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправить при систематических занятиях корригирующей гимнастикой мышечной системы.

При второй степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством квалифицированных медицинских работников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

Третья степень нарушения осанки характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.[13,14]

Форма стопы бывает нормальная или сводчатая, уплощенная и плоская. Она зависит главным образом от состояния мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, чем обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно. При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, от чего появляются боли в ногах, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в поясничной области. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая. [12]

Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. Плоскостопие особенно легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 мес.) начинают много стоять и передвигаться. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей при полиомиелите и травмах мышц, связок и костей ног.

У детей с сильным плоскостопием при толчках, например во время прыжков, бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это потому, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.[9]

Таким образом, анализ научной литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод о том, что пропаганда знаний анатомо-морфологических основ нарушений осанки и формы стопы, а также факторов, которые способствуют этому, позволяют организовать и эффективно проводить профилактическую работу со школьниками.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Объект, материалы и методы исследования

Эксперимент по изучению осанки и свода стопы у школьников был проведен в 2012- 2013 учебном году на базе гимназии п. Прохоровка Белгородской области. Всего было обследовано 352 гимназиста, которые были распределены в четыре опытные группы по возрастному принципу. Характеристика экспериментальных групп представлена в табл.1.

Таблица 1 - Характеристика экспериментальных групп

Выбранный для просмотра документ работа осанка и плоскостопие.docx

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Давыдова Людмила МихайловнаНаписать 3609 28.10.2013

Номер материала: 17200102834

  • Биология
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    26.10.2013 6535
    26.10.2013 12946
    25.10.2013 6120
    24.10.2013 2026
    24.10.2013 1525
    23.10.2013 1457

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Исследовательская работа по биологии на тему "Плоскостопие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Исследовательская работа по биологии на тему "Плоскостопие" 310.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 пгт. Новокручининский

Исследовательская работа по биологии на тему:

Учитель биологии: Туркина Елена Александровна

2.5 Причины развития плоскостопия…………………………………………………….. 9

3. Помощь при плоскостостопии

3.1 Профилактика плоскостопия…………………………………………………………….10

3.3 Основные упражнения против плоскостопия………………………………….12

7.1 Приложение № 1 Основные упражнения против плоскостопия…….21

7.2 Приложение № 2 Результаты диагностики………………………………………23

Актуальность темы в том, что здоровье стоп – это здоровье всего организма. Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли. Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы. Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы. Ещё в древности люди определили, что на стопе находится множество биологически активных точек, которые связаны со всеми внутренними органами. Здоровая стопа обеспечивает нам комфортные условия жизни и долголетие. Целью своей работы я поставил изучить, что такое плоскостопие, каковы симптомы, чем опасно плоскостопие, какие существуют методы диагностики и профилактики. А также провести исследование по выявлению плоскостопия у членов моей семьи и дать рекомендации для устранения развития данного заболевания.

Для этого я ставлю следующие задачи:

1. Изучить литературу по выбранной теме

2. Провести исследование по выявлению наличия или отсутствия плоскостопия среди родственников

3. Сделать выводы по итогам исследования.

4. Предложить ряд рекомендаций по профилактике и лечению заболевания

5. Сделать компьютерную презентацию по теме.

Для этого я буду использовать следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме, диагностическое тестирование, сравнение, описание.

Практическая ценность работы состоит в том, что диагностика может выявить заболевание на начальной стадии и предотвратить его дальнейшее развитие. Что положительно повлияет на здоровье моей семьи.

2.1 Что такое плоскостопие?

2.2 Виды плоскостопия

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным.

Врожденное плоскостопие

Встречается довольно редко (3 % всех случаев плоскостопия) и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы. Или же возникает на фоне врожденной недостаточности соединительной ткани. При этом помимо плоскостопия обнаруживаются и другие признаки недостаточности соединительной ткани — близорукость, дополнительная хорда в сердце, перегиб желчного пузыря и др. Лечение врожденного плоскостопия проводят практически с первых дней жизни ребенка.

Приобретенное плоскостопие

Встречается в ЛЮБОМ возрасте, бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим.

  • Т равматическое . Развивается вследствие переломов костей стопы и голеностопного сустава или при повреждении мягких тканей, укрепляющих свод стопы.
  • П аралитическое : Возникает после перенесенного полиомиелита. Причиной в этом случае является паралич мышц стопы и большеберцовых мышц .

Рахитическое: Развивается после перенесенного рахита. Рахит нарушает нормальное формирование костей стопы. Кости становятся менее прочными и под воздействием нагрузки, при ослаблении мышц

и связок, стопа деформируется и образуется плоскостопие. Рахитическое плоскостопие отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

  • С татическое : Встречается наиболее часто (82,1 %) и возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

  • на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;
  • на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;
  • под внутренней и наружной лодыжками;
  • между головками предплюсневых костей;
  • в мышцах голени из-за их перегрузки;
  • в коленном и тазобедренном суставах;
  • в бедре из-за перенапряжения мышц;
  • в пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба). При статическом плоскостопии различают продольное и поперечное плоскостопие. В редких случаях сочетаются две формы плоскостопия.

Продольное плоскостопие.

Продольный свод стопы проходит от пяточной кости к основанию пальцев. При продольном плоскостопии уплощён

продольный свод, и стопа соприкасается с полом почти все площадью подошвы, длина стоп увеличивается.

Признаки: При продольном плоскостопии появляются боли и изменения очертаний стопы. При слабовыраженном плоскостопии (I степень) появляется утомляемость в ногах, болезненность при надавливании на стопы или середину подошвы. Походка теряет пластичность, к вечеру появляется отечность на тыле стоп.

Для выраженного (II степень) плоскостопия характерны постоянные сильные боли в стопах, в области лодыжек и голеней. Затрудняется подбор обуви.

При резко выраженном плоскостопии (III степень) наблюдаются постоянные боли в стопах, голенях, часто в пояснице. Внешне продольный свод не определяется, пятка распластана, стопа отечна, голеностопный сустав тугоподвижен, ходьба затруднена, трудоспособность снижена. Ношение обуви массового производства невозможно.

2 .3 Степени плоскостопия .

Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной. Несостоятельность связочного аппарата - наиболее ранняя стадия заболевания. Форма стопы при этом не изменена, но в результате перерастяжения связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха боли в стопах проходят.

При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Отмечается усталость при ходьбе, походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.

Комбинированное плоскостопие - следующая, 2-я стадия болезни. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные и более сильные. Боль охватывает всю ногу вплоть до коленного сустава. Отмечается значительное затруднение ходьбы.

Наконец, III степень плоскостопия – резко выраженная деформация стопы. Нередко больные только на этом этапе обращаются к врачу. Ведь боль в стопах, голенях, которые почти всегда отечны, в коленных суставах ощущается постоянно. Часто болит поясница, появляется мучительная головная боль. При III степени плоскостопия занятия спортом становятся недоступными, значительно снижается трудоспособность, даже спокойная, непродолжительная ходьба затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может.

2.4 Симптомы плоскостопия

Симптомами плоскостопия может быть:

Однако перечисленные признаки могут соответствовать не только плоскостопию, но и другим заболеваниям - например, варикозному расширению вен. В любом случае при появлении неприятных или болевых ощущений в области стопы необходимо обратиться к ортопеду.

2 . 5 Причины развития плоскостопия.

Причин плоскостопия много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Но перечислим их все:

  • наследственная предрасположенность
  • общее плохое физическое развитие
  • врожденная слабость связочного аппарата
  • снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни
  • перенесенные инфекции, диатез, ожирение, упадок питания
  • ослабление связочно-мышечного аппарата в результате перегрузки увеличенным весом тела в периоде усиленного роста, при поднятии тяжестей (например, ношение младших братьев и сестер)
  • ношение некачественной и нерациональной обуви: с чрезмерно мягкой или жесткой подошвой, ношение обуви без каблука, в теплое время года перегрев тканей стопы в резиновых туфлях или кедах
  • ходьба с излишне разведенными носками или широко расставленными ногами
  • избыточный вес
  • долгое стояние на ногах
  • беременность
  • ходьба на высоких каблуках (в обуви на высоких каблуках и с острыми носами женщина опираемся не на всю стопу, а лишь на головки плюсневых костей)
  • профессиональная деятельность, когда человек вынужден по несколько часов кряду стоять.

3.1 Профилактика плоскостопия.

Существуют рекомендации для профилактики плоскостопия .

  • Обувь обязательно должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стелькой с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы;
  • Общее закаливание организма и воспитание правильной осанки;
  • Комплекс упражнений по физкультуре и упражнения на укрепление стопы;
  • Ежедневный рацион ребенка с достаточным количеством богатых кальцием и фосфором продуктов;
  • Достаточное количестве солнечных ванн или профилактический прием витамина Д в зимнее время.
  • Ежегодный осмотр у ортопеда.
  • Давать отдых стопам при любой возможности.
  • Избавление от лишнего веса.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов .

3.2 Лечение плоскостопия

Лечить это с виду простое заболевание довольно сложно. Кроме того, необходимо знать, что никогда не наступит момент, когда человек сможет облегченно вздохнуть: ну вот, я и вылечился! Особенно при далеко зашедшей патологии. Плоскостопие – это болезнь всей жизни. Полное излечение плоскостопия возможно только в детстве. У взрослых с помощью специальных реабилитационных мероприятий развитие болезни можно лишь притормозить, не дать ей развиться в более тяжелые патологии.

Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

Лечение должно быть комплексным, направленным на снятие болевого синдрома, укрепление мышц и связок стопы, чтобы остановить прогрессирование деформации и предотвратить развитие осложнений.

Укреплению мышечно-связывающего аппарата голени и стопы способствует массаж и самомассаж, который целесообразно проводить на мышцах передней и внутренней поверхности голени и подошвенной поверхности стопы.

Для улучшения кровоснабжения тканей проводят физиотерапевтические процедуры. При выраженном плоскостопии назначают ортопедические стельки (супинаторы) с выкладкой поперечного или одновременно поперечного и продольного свода. При резко выраженном плоскостопии показана ортопедическая обувь.

3.3 Основные упражнения против плоскостопия

  • Вращение стопами стоя и сидя.
  • Подъем на пальцы и опускание на пятки.
  • Ходьба на пальцах.
  • Полуприседания на пальцах.
  • Небольшие подскоки на пальцах.
  • Ходьба по гимнастической палке ступнями вдоль и поперек.
  • Исходное положение: сидя на стуле, голени располагаются вертикально.(рис 1) смотреть приложение № 1
  • Максимально сгибаем пальцы (рис 2)
  • Сгибаем пальцы и одновременно поворачиваем стопы к нутрии (рис 3)
  • Максимально поворачиваем стопы вовнутрь навстречу друг другу(рис 4)
  • Перемещаем мелкие предметы (детали конструктора, фишки домино и т.п.), захватывая их пальцами одной стопы.(рис 5)
  • Переносим эти предметы через условную линию.(рис 6)
  • Сминаем ее во всех направлениях, захватывая пальцами.(рис 7)
  • Гладим стопой противоположную голень от голеностопного сустава вверх.(рис 8)
  • Катаем мяч круговыми движениями по часовой стрелке.(рис 9)
  • И против часовой стрелки.(рис 10)
  • Захватываем мяч стопами.(рис 11)
  • Поднимаем и опускаем мяч.(рис 12)
  • Раскатываем подошвами вперед-назад отрезок пластиковой трубки (рис 13)

3.4 Массаж
Массаж нужно проводить в следующей последовательности:
1. Массаж икроножной мышцы.
2. Массаж ахиллова сухожилия.
3. Массаж внешней стороны голени.
4. Массаж тыльной стороны стопы.
5. Массаж подошвы.
6. Массаж икроножной мышцы.
7. Массаж подошвы.

1. Массаж икроножной мышцы

Для выполнения массажных приемов на икроножной мышце массируемого следует положить на живот, а под его голеностопные суставы - валик. Необходимо провести приемы:
1. Поглаживание:
а) прямолинейное;
б) попеременное.
2. Выжимание:
а) клювовидное;
б) поперечное.
3. Разминание:
а) ординарное;
б) двойное кольцевое;
в) комбинированное;
г) кругообразное фалангами согнутых пальцев сначала одной, а потом двумя руками;
д) кругообразное клювовидное сначала одной, а потом двумя руками.
4. Поглаживание прямолинейное.

2. Массаж ахиллова сухожилия
Растирание:
а) прямолинейное 'щипцевидное';
б) спиралевидное 'щипцевидное';
в) прямолинейное буграми и подушечками больших пальцев;
г) кругообразное фалангами согнутых пальцев;
д) кругообразное клювовидное;
е) кругообразное ребром большого пальца.

3. Массаж внешней стороны голени
Массируемого нужно положить на спину, под его колени подложить валик.
Дальней рукой следует провести:
1. Поглаживание прямолинейное.
2. Разминание:
а) кругообразное подушечками четырех пальцев;
б) кругообразное фалангами согнутых пальцев;
в) кругообразное клювовидное;
г) кругообразное ребром большого пальца.

Ближней рукой:
Выжимание основанием ладони.
Массаж тыльной стороны стопы.
Не изменяя положения массируемого, следует обхватить его стопу со стороны подошвы ближней рукой и выполнить массажные приемы дальней рукой:
1. Поглаживание прямолинейное в направлении от кончиков пальцев до голеностопного сустава.
2. Растирание:
а) прямолинейное подушечками четырех пальцев межплюсневых

б) кругообразное подушечками четырех пальцев межплюсневых промежутков;
в) прямолинейное подушечкой большого пальца;
г) кругообразное подушечкой большого пальца;
д) прямолинейное подушечкой среднего пальца;
е) кругообразное подушечкой среднего пальца;
ж) кругообразное ребром ладони.
3. Поглаживание (на задней поверхности голени).
4. Выжимание (на задней поверхности голени).

4. Массаж подошвы
1. Поглаживание подошвы тыльной стороной кисти.
2. Растирание в направлении от пальцев к пятке:
а) кругообразное подушечкой большого пальца;
б) кругообразное подушечками четырех пальцев;
в) прямолинейное кулаком поперек и вдоль;
г) кругообразное гребнем кулака.
3. Сдавливание стопы.

5. Массаж икроножной мышцы
1. Поглаживание прямолинейное.
2. Выжимание клювовидное.
3. Разминание:
а) ординарное;
б) кругообразное фалангами согнутых пальцев;
в) кругообразное клювовидное.

6. Массаж подошвы
Растирание:
С.15

а) прямолинейное кулаком;
б) кругообразное фалангами согнутых пальцев.

Для укрепления мышц, которые поддерживают внутренний свод стопы, рекомендуется совмещать сеансы массажа с корригирующими упражнениями, с пассивными и активными движениями стопы:
1. Сгибание.
2. Повороты внутрь.
3. Разгибание.
4. Раздвигание и сдвигание пальцев ног.
5. Собирание пальцами ног различных мелких предметов.
6. Катание маленького мячика.
7. Скользящие движения стопой одной ноги по голени второй.
8. Приседания на палке, лежащей поперек стопы.

4. Тест на выявление плоскостопия

Определить наличие плоскостопия можно с помощью достаточно простого теста. Для этого нужно взять лист бумаги и встать на него босыми ногами, предварительно смазав их чем-нибудь жирным, например маслом. Но самое главное следить за тем, что бы вес вашего тела распределялся равномерно. Вот я и решил проверить есть ли у меня и у моей семьи эта болезнь под названием плоскостопие? Для этого следуя методике описанной выше, я протестировал всех членов моей семьи и некоторых родственников.

Оборудование: масло растительное 1ст. л, лист бумаги, карандаш.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.