Нарушение осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости

Осанка - это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы.

Формирование осанки начинается с самого раннего возраста, когда ребенок начинает сидеть, а затем ходить, то есть принимает вертикальную позу.

Что такое нарушение осанки и чем оно отличается от сколиоза?

Человек существует в трехмерном пространстве и наш позвоночник тоже. Через тело человека условно можно провести 3 плоскости: фронтальную (делит человека на переднюю и заднюю части), сагиттальную (делит человека на левую и правую части) и горизонтальную (делит на верхнюю и нижнюю части).

Нормальная осанка характеризуется прямым положением головы, симметричным расположением ягодичных складок, ровным положением таза, одинаковой длиной нижних конечностей. Нормальный позвоночник сзади образует прямую линию от головы до крестца. Если приложить отвес к седьмому шейному позвонку (он находится у основания шеи и больше всех выступает назад), то нижняя часть отвеса будет проходить ровно через межягодичную складку.

В сагиттальной плоскости позвоночник характеризуется физиологическими изгибами: кифозом (вершина изгиба направлена назад) в грудном отделе и лордозом (вершина изгиба направлена вперед) в шейном и поясничном отделах. Эти изгибы связаны с прямохождением человека, они необходимы для смягчения ударных нагрузок при передвижении.

Патологическим кифоз и лордоз становятся, когда их величина оказывается больше обычной или когда эти искривления возникают в нетипичном месте, например, кифоз развивается в поясничном отделе, а лордоз - в грудном.

Наиболее типичные нарушения осанки в сагиттальной плоскости (В.А.Фафенрот, 1991) следующие:

*
Сутулая спина - увеличение физиологического кифоза в грудном отделе позвоночника; поясничный лордоз нормальный или сглажен.
*
Круглая спина - тотальный пологий кифоз, вершина кифоза смещена вниз, поясничный лордоз отсутствует.
*
Плоская спина - физиологические изгибы позвоночника сглажены или отсутствуют.
*
Кругло-вогнутая спина – увеличение всех физиологических сагиттальных изгибов позвоночника.
*
Плоско-вогнутая спина - сглаженность или отсутствие грудного кифоза на фоне сохраненного или усиленного поясничного лордоза.
*
Плоско-выпуклая спина-отсутствие физиологического грудного кифоза на фоне патологического кифозирования поясничного отдела.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости:

Характеризуются нарушением симметрии между правой и левой половиной туловища, отклонением линии позвоночника от вертикальной прямой. Сопровождаются легкой асимметрией надплечий, углов лопаток, треугольников талии и положения таза. Асимметрия исчезает лежа, при наклонах вперед, при волевом напряжении мышц спины. Иногда такую осанку называют сколиотической, но это не истинный сколиоз.

Если происходят изменения позвоночника в одной плоскости - сагиттальной или фронтальной - это называется нарушением осанки. Если изменения происходят во всех трех плоскостях, в том числе и в горизонтальной (происходит скручивание самого позвонка и смещение позвонков друг относительно друга), это сколиоз. Причины развития сколиоза совершенно иные.

Почему возникают нарушения осанки?

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны.

· Длительное пребывание ребенка в неправильном положении. Это может произойти из-за плохо подобранной мебели, неадекватного освещения, ношения портфеля в одной руке и др. В головном мозге образуется и закрепляется динамический стереотип неправильного положения тела в пространстве.

· Недостаточная двигательная активность, которая приводит к слабости мышц спины и живота. Именно эти мышцы участвуют в поддержании вертикального положения тела.

· Недостаточная чувствительность рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника.

· патологические изменения в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (дисплазия позвоночника и крупных суставов, патология стоп, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника, и др.).

· заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха.

Профилактика нарушений осанки включает:

· Сон на жесткой постели или ортопедическом матрасе.

· Соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.).

· Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом (плавание, конный спорт).

· Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник (лучше носить рюкзак, чем портфель).

· Правильный подбор мебели и организация рабочего места.

· Коррекция дефектов стоп.

· Качественная обувь (нельзя носить чужую стоптанную обувь, а свою надо регулярно ремонтировать).

· Лечение нарушений зрения и слуха.

Рабочее место школьника дома.

Ребенок должен сидеть прямо, голова слегка наклонена вперед. Ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных, голеностопных суставах под прямым углом, спина опирается на спинку стула или кресла.
Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки.
Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз — 30 — 35 см.
Под ноги поставьте скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе.
Книги желательно ставить на подставку на расстоянии вытянутой руки от глаз. Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.

Лечение нарушений осанки должно быть комплексным.

Наиболее действенным способом лечения является лечебная гимнастика и лечебное плавание. С их помощью можно выполнить главную задачу - усилить мышцы, отвечающие за поддержание осанки. Поскольку типов нарушения осанки несколько, то нужно подбирать комплекс упражнений, соответствующий патологии.

Этот способ можно рассматривать как самостоятельный и как подготовку к лечебной гимнастике с целью сделать ее более эффективной.

Массаж и мануальная терапия помогают правильному распределению тонуса мышц, улучшению их трофики, снятию функциональных блоков.

Корректор осанки способствует исправлению динамического стереотипа в центральной нервной системе. Носить корректор можно не более 4х часов в сутки. Корректор нельзя использовать, как пассивную поддержку спины. Это только своеобразный контролер, постоянно напоминающий ребенку о правильном положении тела в пространстве. И, разумеется, корректор не эффективен без гимнастики, без укрепления мышц. (Гимнастика проводится при снятом корректоре).

Наиболее часто встречающейся деформацией позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста является нарушение осанки. В той или иной степени выраженности нарушения осанки встречаются у 60% детей. Вопросы лечения и реабилитации таких детей привлекали внимание специалистов ЛФК на протяжении многих лет. В настоящее время предложены меры профилактики, решены многие организационные и методические вопросы, разработаны схемы занятий и комплексы упражнений, статико-динамический режим, особенности плавания и гимнастики в воде, другие вопросы лечения.

В 1962 г. была принята единая классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
- сутулая спина;
- круглая спина;
- кругловогнутая спина;
- плоская спина;
- плосковогнутая спина.

Сутулая спина — увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

Кругловогнутая спина — увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Коррекция дефектов осанки — не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Лечебная физкультура — это основное средство профилактики и лечения нарушений осанки. Она включает в себя не только специальную лечебную гимнастику, проводимую под контролем специалиста ЛФК, но и постоянно и непрерывно проводимые мероприятия по воспитанию навыков правильной осанки, созданию такой окружающей среды в быту, дома, в школе, которая способствует решению поставленных задач. Правильный статико-динамический режим имеет огромное значение в профилактике и лечении нарушений осанки всех типов. Он включает в себя те доступные, не требующие особых материальных затрат мероприятия, которые родители обязаны обеспечить ребенку.

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи.

3. Большое значение имеет правильная организация рабочего места и правильная поза во время чтения и письма, освещение стола слева. Основные требования для рабочей позы во время занятий - это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под столом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметричны и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30 о , нижний левый угол листе, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом.

6. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля за собственной осанкой.

7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений дома и набор спортивных принадлежностей (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или турничок и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК.

8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета. Лечебная гимнастика наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создающие мышечный корсет и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется под влиянием целенаправленных двигательных функций. Основные положения методики лечебной гимнастики при нарушениях осанки и принципы проведения занятий сводятся к следующим:

1. Методика ЛФК при нарушениях осанки подразумевает не только решение специальных задач, но и укрепление организма ребенка в целом, развитие всех двигательных функций (силы, ловкости, выносливости, скорости) и функциональных возможностей всех органов и систем, воспитание потребности к здоровому образу жизни и выработке мотивации к правильной осанке. Это может быть достигнуто только в результате совместного труда ребенка, его родителей и специалистов ЛФК.

2. Ребенок — это личность. Волевыми действиями взрослых, упреками и окриками нарушения осанки не исправить, а подавить волю ребенка, вызвать неприятие или сопротивление, сформировать негативное отношение очень просто. Только при условии понимания стоящих задач, при наличии активного и сознательного отношения ребенка возможно достижение высокой эффективности лечения. Сформировать активность и сознательность у детей основная задача взрослых, и Медико-педагогический подход в методике ЛФК при данной патологии имеет первостепенное значение.

3. Необходимо регулярно оценивать эффективность лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам с целью контроля подвижности позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также демонстрируя результаты лечения детям и родителям для выработки мотивации к дальнейшим занятиям.

4. Естественно, что после курсов ЛФК с использованием специальных физических упражнений в медицинских учреждениях, проводимых периодически, ребенок должен в домашних условиях самостоятельно длительное время заниматься физическими упражнениями.

При проведении занятий лечебной гимнастикой (по А.А. Потапчук) решаются следующие задачи:

1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела.

2. Укрепление мышц и совершенствование координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмические движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощений или сопротивлений. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

4. Коррекция имеющихся дефектов осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося типа нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

А.А. Потапчук (1992) разработана методика лечебной гимнастики, рассчитанная на 18-ти недельный курс ЛФК для проведения занятий в условиях поликлиники, санаториев или детских реабилитационных центров, включающая три основных периода: начальный (с первой по 8-ю неделю), основной (с 9-ой по 15-ю неделю) и заключительный (с 16-ой по 18-ю неделю). Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Основной период - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на само вытяжения, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений. В итоге проводится оценка выполнения индивидуальных упражнений, тесты но силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.

Методика рассчитана на период лечения длительностью 4,5 месяца и ее реализация в условиях ортопедической клиники не всегда представляется возможной. Можно использовать и менее продолжительные занятия, проводимые отдельными курсами в условиях стационара и дома.

Лечебная гимнастка при нарушении осанки во фронтальной плоскости

В практической работе в процессе восстановительного лечения детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости мы предлагаем специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, для боковых мышц туловища, симметричные корригирующие упражнения, а также для укрепления мышц брюшного пресса.

Специальные упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости

Примеры упражнений для укрепления мышечного корсета



ЛФК при нарушениях осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях

Позвоночник - часть скелета, служащая органом движения и опоры. Подвижность позвоночника, в зависимости от его структуры и функции, неодинакова в различных отделах. Самым подвижным является шейный, затем поясничный отдел, наименее подвижен грудной отдел позвоночника.

Основные движения позвоночника производятся относительно различных осей и в различных плоскостях. В.Н. Мошков предлагает следующую классификацию:
Оси:

  • фронтальная (боковая)
  • сагиттальная (передне-задняя)
  • вертикальная
Плоскости:
  • фронтальная
  • сагиттальная
  • горизонтальная


Движения позвоночника почти всегда совершаются относительно нескольких осей и могут рассматриваться как комбинированные. Наиболее подвижными звеньями позвоночника являются переходные зоны от шейного к грудному позвонку, от грудного к поясничному и от поясничного к крестцовому. Вследствие своей подвижности эти отделы наиболее подвержены деформациям, травмам, аномалиям, дегенеративно-дистрофическим изменениям.

В процессе развития позвоночного столба различают три стадии: перепончатую, хрящевую и костную. Формирование перепончатой части начинается в раннем периоде эмбриональной жизни. На втором месяце развития перепончатый скелет превращается в хрящевой. Процесс окостенения начинается в начале третьего месяца в направлении от шейного позвонка к копчику.

Рост позвоночника в различные периоды происходит с неодинаковой быстротой. Он особенно интенсивен на первом году жизни, в дальнейшем отмечается некоторое замедление. После семи лет девочки растут медленнее мальчиков, но к моменту наступления половой зрелости (11-13 лет) обгоняют их. После 14-15 лет юноши растут быстрее девушек. Рост у девушек прекращается к 18 годам, а у юношей к 20-21 году.

В процессе формирования позвоночника образуются 4 физиологических изгиба: два впереди - шейный и поясничный лордозы и два сзади - грудной и крестцово-копчиковый кифозы. К двум месяцам жизни, когда ребенок начинает удерживать голову, появляется шейный лордоз, к 6-7 месяцам, когда он сидит, - грудной кифоз и к году, когда он ходит, - поясничный лордоз.


Организм ребенка постоянно перестраивается как в морфологическом, так и в функциональном отношении. В связи с этим неумеренная и нерациональная нагрузка, гиподинамия, слабость мышечного корсета, травмы, различные заболевания (например, рахит, частые простудные заболевания) вызывают патологические изменения и искривления позвоночника в разных плоскостях.

С биомеханической точки зрения правильная осанка является результатом такого соотношения всех действующих между собой сил, когда физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют волнообразный вид, что по законам биомеханики придает позвоночнику большую устойчивость, сопротивляемость, равновесие.

Если искривление позвоночника происходит в грудном отделе, оно принимает фиксированную форму, так как грудной отдел сочленен с ребрами, которые в свою очередь соединены с грудиной, поэтому при развитии деформации позвоночника в этот процесс вовлекается вся грудная клетка.

Крестцовый отдел - фундамент позвоночника, он совершает движения вместе с тазом, поэтому положение таза играет большую роль в образовании поясничного лордоза. Таз, также как и позвоночник, может искривляться во фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостях.

При деформации таза во фронтальной плоскости ("косой" таз) образуется изгиб в поясничном отделе позвоночника вправо или влево (формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости). При деформации таза в сагиттальной плоскости появляется увеличенный или уменьшенный угол наклона таза (формируется кругловогнутая, плосковогнутая или плоская спина).

При деформации таза в горизонтальной плоскости ("скрученный" таз) происходит вращение таза по часовой или против часовой стрелки, с образованием сколиотической дуги в поясничном отделе позвоночника вправо или влево.


С биомеханической точки зрения необходимо следующее расположение различных звеньев тела в вертикальном положении:

  • голова должна располагаться прямо (лоб и подбородок в одной плоскости), центр равновесия проходит через слуховое отверстие;
  • грудная клетка должна быть развернута (плечи назад), чтобы центр равновесия проходил впереди позвоночного столба, при этом важна сбалансированная работа грудных мышц и разгибателей спины;
  • поясничная часть позвоночника должна находится в умеренном лордозе, живот подтянут, центр равновесия проходит сзади тел поясничных позвонков, при этом важна сбалансированная работа мышц передней брюшной стенки, поясничных и ягодичных мышц;
  • тазобедренный сустав должен быть разогнут, центр равновесия проходит через ось тазобедренного сустава, правильное положение таза удерживают сбалансированные сгибатели и разгибатели бедра;
  • коленный сустав также должен быть разогнут, центр равновесия проходит впереди коленного сустава, при этом важна сбалансированная работа сгибателей бедра и трехглавой мышцы голени;
  • голеностопный сустав поддерживается работой трехглавой мышцы голени, а также группой большеберцовых и малоберцовых мышц, центр равновесия проходит через ладьевидную кость предплюсны.
Пропорции тела ребенка в разные возрастные периоды изменяются, поэтому меняются и биомеханические факторы, определяющие осанку.

Осанка - это правильное положение тела в состоянии покоя. Осанка начинает формироваться с раннего возраста и, в основном, зависит от разнообразных воздействий внешней среды. Представление о характере осанки слагается из учета положения головы, плечевого пояса, конфигурации позвоночника, угла наклона таза и оси нижних конечностей.

Пять типов осанки: правильная осанка, плоская спина, круглая спина – искривление в сагиттальной плоскости, нарушение осанки во фронтальной плоскости, сколиотическая осанка.

Признаки:
Правильная осанка характеризуется умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника и симметричным расположением всех частей тела. Углы лопаток на одинаковом уровне, треугольники талии симметричны и находятся на равном расстоянии от тела человека. Живот подтянутый. Умеренно выступающая грудь, голова прямо, шейно-плечевые линии симметричны. Ноги ровные, стопы хорошо
выражены, длина ног одинаковая. Среднее положение угла наклона таза
450

Плоская спина: физиологические кривизны позвоночника слабо развиты, грудная клетка становится более плоской, лопатки принимают часто крыловидную форму, угол наклона таза уменьшен. При такой осанке позвоночник менее устойчив и, при неблагоприятных условиях, нередко возникает сколиоз.

Круглая спина, искривление в сагиттальной плоскости: увеличение физиологической кривизны позвоночника и угла наклона таза. Если посмотреть с боку, то спина будет казаться круглой, грудная клетка обычно впалая, живот выпячен, плечи немного выступают вперед, колени при стоянии слегка согнуты

Нарушение осанки во фронтальной плоскости: Углы лопаток не совпадают, одно плечо выше другого, одно бедро выше другого. Если смотреть с боковой проекции, то с одной стороны можно заметить увеличение лопатки. А когда посмотреть со спины, то можно увидеть и не симметричность углов таза. Треугольники талии не одинаковы.

Сколиотическая осанка. Это наиболее тяжёлое состояние, когда деформация настолько велика, что развивается такое заболевание, как сколиоз.

Грудной кифоз формируется при лежании на спине, шейный и поясничный лордоз при лежании на животе, когда ребенок начинает поднимать голову, а позднее готовится принять вертикальное положение.

Дефекты осанки: считается увеличенный грудной кифоз, приводящий к сутулости, либо увеличенный поясничный лордоз, проявляющийся выпячиванием таза кзади, а живота кпереди, голова часто наклонена вперед, а плечевые суставы приведены так, что грудная клетка кажется запавшей. В основном, проявление первых признаков нарушения осанки является тот момент, когда ребёнок начинает быстро расти и развиваться, это в первый этап 4-5 лет, 7-10 лет, 13-18 лет.

Но причинами неправильной осанки могут стать и сопутствующие заболевания. Это родовая травма, дисплазия тазобедренного сустава, кривошея, плоскостопие, Х и О – образное искривление, рахит, перенесённые в раннем детстве, ожирение, раннее вставание на высокие каблуки.

Как продиагностировать? Поставьте ребёнка прямо, разденьте его до плавок и внимательно посмотрите на следующее: положение головы по отношении к телу (голова должна быть прямо). Симметричность плеч(одинаково ли их положение).

Сравниваем углы лопаток, выпирает ли одна лопатка, есть ли ущемление в шее.
Далее, измеряем расстояние между рукой и талией, измеряем, так называемые, треугольники талии (ребёнок стоит ровно, руки свободны и расслаблены, опущены вдоль тела). Измеряем расстояние между рукой и талией с двух сторон. Расстояние должно быть одинаковое и не превышать 3-5 см. Встав с боку, оцените изгиб позвоночника, а спереди – симметрию грудной клетки.

Позвоночный столб и межъягодичная складка должны составлять одну прямую линию. Положение лопаток должно быть неа одной линии. Одна нога короче другой(достаточно измерить от бедра, до пятки по задней боковой поверхности, либо оценить положение тазовых костей, если поворот или повышение с одной стороны).

Если ребёнок, вдруг, начал жаловаться на боль в спине, ногах, на судороги в ногах, на быструю утомляемость, на боль в грудине, начал сутулится, позвоночник выглядит не симметрично, заметили трудности в наклоне вперёд, назад, на головокружение, ребёнок часто сворачивается калачиком во сне, срочно обращайтесь к врачу. И не просто обращайтесь, а, если врач не видит очевидного, то требуйте сделать снимок, назначить вам физио-лечение, ЛФК, массаж.

Какие применяем меры? Обязательно: массаж, ЛФК, гимнастика, закаливание, бассейн, жёсткая постель с ортопедическим матрасом, лечение положением в запущенных случаях, корректор осанки с обычной фиксацией. При средней степени заболевания применяется корректор полужёсткий с дополнительными рёбрами. Физио-лечение (ультразвук, электрофорез), гидромассаж.

Для сохранения хорошей осанки необходимы: достаточный сон,чередование работы и отдыха, рациональное питание, полезные спортивные игры. Обязателен регулярный врачебный осмотр, чтобы не допустить более серьезных деформаций позвоночника.

Нарушения осанки ведут: к изменению топографии органов грудной клетки, брюшной полости, к недостаточной подвижности диафрагмы и органов грудной клетки, к уменьшению колебаний внутригрудного и внутрибрюшного давления, к нарушению функции органов дыхания. И, как следствие, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и центральной нервной системы. Эти изменения ведут к тому, что организм
слабеет, работоспособность снижается, что создаёт благоприятные условия для развития различных болезней.

Капсульно-связочные структуры позвоночника подвержены перегрузке и постепенно приводят к прогрессированию деформаций при сколиотической болезни и дистрофии
межпозвоночных дисков.

Рациональный режим статических нагрузок на позвоночник заключается в том, что когда ребенок стоит или сидит, его тело должно находиться в правильном положении. Нужно приучить его стоять таким образом, чтобы нагрузка равномерно распределялась на обе ноги. Не следует сидеть с наклоненным вперед или в сторону туловищем, с запрокинутой на спинку стула рукой, с подложенной под себя ногой, т.к. это ухудшает осанку.

Рабочая поза ребенка должна обеспечивать симметричное расположение частей тела относительно его оси. В положении сидя необходимо, чтобы стопы стояли на полу, а голеностопные, коленные и тазобедренные суставы были согнуты под прямым углом. Для этого сиденье должно располагаться почти горизонтально, его ширина должна быть на 3— 4см меньше, чем длина бедра.

Расстояние между грудной клеткой и столом— около 2см, предплечья симметрично и свободно лежат на поверхности стола (парты).

Школьникам лучше пользоваться ранцем.

Массаж: методика подбирается индивидуально. Согласно состоянию ребёнка и степени деформации. Используется классическая методика,сегментарный массаж, точечный, дифференцированный массаж.

Применяются все приёмы массажа.

Задачи массажа:
Коррекция осанки.
Коррекция головы и туловища.
Коррекция верхне-плечевого пояса, коррекция положения живота.
Тренировка внутрибрюшного дыхания.
Коррекция внутренних органов при
помощи массажа. Коррекция грудины.
Коррекция постановки нижних
конечностей и таза (выравнивание длины ног).
Закрепление навыка и
мышечно-суставного ощущения.

ЛФК.
Главное в лечебной гимнастике, это правильное дыхание. Все
упражнения делаются на выдохе, темп спокойный.

И.П. - руки перед собой, делаем приседания до уровня бедра, не ниже.
Делаем от 10 приседаний, постепенно доводя их до 50.

И.П. - ноги чуть шире плеч, носками наружу, спина прямая, руки на
поясе, делаем полуприседания с поворотом, при повороте, ноги в
коленях чуть согнуть. 10 упражнений.

И.П. - лёжа на спине: махи ногами поочерёдно на выдохе. 10 раз одной
ногой, 10 другой. Затем подъём двух ног.

И.П. - лёжа на спине: ноги согнуты в коленях. Делаем подъём поясницы
на уровень 15 см от пола. 10 упражнений. В данном упражнении работает
пояснично-крестцовый отдел и мышцы бедра.

И.П. - лёжа на спине: упражнение велосипед. 10 раз крутим педали в
одну сторону и 10 раз в другую.

И.П. - лёжа на боку: отведение и приведение бедра. Упражнение
выполняется 10 раз.

И.П. - лёжа на спине: упражнение берёзка (стойка), голова прямо.
Упражнение выполняется 10 раз.

И.П. - лёжа на спине: руки под головой, с фиксацией шеи и
фиксированием подбородка на груди, локти сдвинуты. Делаем отрыв
лопаток от пола. Выполняем 10 раз, затем добавляем колени, делаем
отрыв лопаток от пола и коленями достаём локти. Можно делать
поочерёдно, сначала правый локоть достаёт левое колено, а затем левый
локоть, достаёт правое колено. Этим упражнением мы укрепляем мышцы
спины, бедра поясницы и укрепляем верхний пресс. Упражнение
выполняется 10 раз.

И.П. - лёжа на животе: пятка достаёт ягодицу, стопа на себя. Упражнение
выполняется 10 раз.

И.П. - стоя на коленях, делаем полу-отжимание, спина прямая, голова
ровно. Либо, если получается, делаем полное отжимание из положения
лёжа на животе.

И.П. - стоя на коленях, делаем махи ногами с задержкой. Одной ногой,
затем другой. Упражнение выполняется 10 раз.

И.П. - стоя, ноги чуть шире плеч. Делаем наклоны вперёд, руками
касаемся пола, ноги в коленях прямые. Упражнение выполняется 10 раз.

И.П. - стоя, ноги чуть шире плеч. Делаем разведение рук в стороны,
вверх, назад, для упражнения можно использовать гимнастическую палку.
Можно применить экспандер или спортивные бинты. Упражнение
выполняется 10 раз.

Заканчиваем гимнастику, упражнением на равновесие.

Помните дорогие родители – позвоночник, это опора всего костного корсета, кроме того, это опора жизни человека. А из-за нарушения осанки очень быстро может перейти в развитие сколиоза, а это страшное заболевание. Болезнь всегда лучше предупредить, чему будет способствовать профилактическое лечение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.