Нарушение осанки у ребенка какая группа здоровья

1. Общие положения

1.1. Группа здоровья для детей с нарушением осанки имеет своей целью проведение лечебно-оздоровительных занятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, коррекцию имеющихся нарушений осанки, закрепление правильной осанки.

1.2. Положение призвано регулировать деятельность группы здоровья для детей с нарушением осанки в условиях массового дошкольного образовательного учреждения.

1.3. В своей деятельности группа здоровья для детей с нарушением осанки руководствуется Законом Российской Федерации “Об образовании”, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативно-правовыми актами по вопросам профилактики и лечения сколиоза.

1.4. Дошкольное образовательное учреждение, имеющее в своем составе группу здоровья для детей с нарушением осанки, несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за соответствие форм, методов и средств лечебно-оздоровительной работы возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

2. Порядок создания группы здоровья для детей с нарушением осанки

2.1. Группа здоровья для детей с нарушением осанки создается в дошкольном образовательном учреждении при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения. Помещение должно отвечать педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

2.2. Комплектование группы здоровья осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу детьми 5-7 лет с учетом разновидностей нарушения осанки на основе заключения врача ортопеда.

2.3. Группа здоровья создается при наличии штатных единиц:

  • инструктора по физическому воспитанию,
  • врача,
  • медицинской сестры,
  • медицинской сестры по физиотерапии,
  • медицинской сестры по массажу – 0,5 ставки.

3. Создание условий для проведения лечебно-оздоровительной работы в группе здоровья для детей с нарушением осанки

3.1. В состав лечебно-оздоровительной базы должны включаться:

  • физкультурный зал,
  • тренажерный зал,
  • спортивная площадка на улице,
  • физиокабинет,
  • кабинет для проведения массажа, бассейн.

3.2. Физкультурный зал оснащается:

  • спортивным комплексом,
  • ковриками для занятий в положении лежа,
  • большими гимнастическими мячами-хоппами,
  • предметами и снарядами.

Для общеразвивающих упражнений: флажками, гимнастическими палками, обручами, лентами, мячами, гантелями, кеглями и т.п.

3.3. Бассейн оснащается необходимым оборудованием и инвентарем для обучения детей плаванию.

3.4. Лечебные кабинеты оснащаются в соответствии с их назначением физиотерапевтической аппаратурой, необходимым оборудованием и инвентарем. Оснащение, монтаж и установка медицинского оборудования, контроль за эксплуатацией и его ремонт проводятся специалистами медтехники.

4. Организация лечебно-оздоровительных занятий в группе здоровья для детей с нарушением осанки

4.1. Содержание занятий в группе здоровья для детей с нарушением осанки определяется:

  • Программой воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой;
  • Методикой симметричной гимнастики для профилактики и лечения сколиоза Д.М.Калашника;
  • Методикой комплексной физической реабилитации дошкольников с нарушением осанки О.Козыревой;
  • “Азбукой ортопедии” Алтайского краевого врачебно-физкультурного диспансера;
  • Элементами методики дыхания по Бутейко;
  • Рекомендациями Бирюковой Н.И., врача-ортопеда Ангарского физкультурно-оздоровительного диспансера “Здоровье”.

4.2. Занятия в группе здоровья для детей с нарушением осанки проводятся 2 раза в неделю инструктором по физкультуре под контролем врача и медицинской сестры, при консультировании врача ЛФК физкультурно-оздоровительного диспансера “Здоровье”.

4.3. Нагрузка, дозировка и содержание занятий в группе здоровья варьируются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

4.4. В профилактике переутомления используются следующие факторы:

  • эмоциональная окраска занятий;
  • разнообразие физических упражнений и гимнастических снарядов;
  • периодическое обновление упражнений и комплексов;
  • музыкальное сопровождение;
  • наличие игровых и соревновательных элементов.

4.5. Общеразвивающие упражнения на занятиях в группе здоровья выполняются вольно, а также с гимнастическими снарядами и предметами в исходных положениях: лежа на спине, животе, боку, стоя на четвереньках – на первом этапе;

  • в исходном положении стоя и в ходьбе – на втором этапе.

4.6. На занятиях в группе здоровья применяются элементы спортивных упражнений, лыжи, коньки, волейбол, баскетбол; включаются подвижные игры.

4.7. В конце занятий в группе здоровья выполняются: проверка, самопроверка и взаимопроверка осанки.

4.8. Занятие в группе здоровья продолжается 20-25 минут.

4.9. Лечебно-оздоровительный процесс осуществляется циклическими курсами:

  • в начале учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь) занятия в группе здоровья строятся по правилам постепенного нарастания общей и специальной нагрузки;
  • в середине учебного года(декабрь, январь, февраль) нагрузка, в основном, держится на достигнутом уровне или несколько увеличивается;
  • в конце учебного года(март, апрель, май) происходит постепенное снижение нагрузок с целью необходимой подготовки к летнему периоду.

В летний период дети с нарушением осанки ведут физически активный образ жизни в пределах обусловленных показаний и ограничений для каждого из них со стороны врача. Широко используются купание и плавание в открытых водоемах, подвижные игры, пребывание на природе, закаливание.

4.10. В начале курса лечебной гимнастики детям с нарушением осанки противопоказаны:

  • подъем тяжестей в исходном положении стоя,
  • длительный бег,
  • соскоки,
  • прыжки.

4.11. Общий массаж детям с нарушением осанки назначается перед занятием в группе здоровья и длится 10-15 минут. Проводится массаж спины, мышц межлопаточной области приемами: разминания, глубоким растиранием, поколачиванием, интенсивным поглаживанием.

5. Контроль за лечебно-оздоровительным процессом в группе здоровья для детей с нарушением осанки

5.1. Руководитель дошкольного образовательного учреждения осуществляет контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в осанке детей, внедрения современных методов профилактической и оздоровительной работы, повышение квалификации педагогических и медицинских работников.

5.2. Врач и старшая медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения проводят анализ эффективности занятий в группе здоровья по улучшению осанки детей и профилактике сколиоза, проводят промежуточную и итоговую диагностику.

5.3. Инструктор физкультуры составляет диагностическую карту показателей физического развития на каждого ребенка, занимающегося в группе здоровья с нарушением осанки.

Группа здоровья у детей — это условный показатель физического и психического состояния ребенка. В зависимости от установленной группы, у него будет доступ или ограничение к спортивной и социальной деятельности. Цель такого распределения — сохранить здоровье ребенка и предоставить ему максимально полезную среду для развития.

Если в летнем лагере на длительную утреннюю пробежку выгоняют и крепышей, и ребят с проблемным здоровьем, отдых не только не укрепит, но и подорвет здоровье последних. При поступлении ребенка в садик, школу, институт, в лагеря отдыха и санатории важен такой показатель, как группа здоровья. Группу здоровья присваивает ребенку врачебная комиссия, состоящая из педиатра, психолога, невролога и других узких специалистов на основании обследований и анализов.


Чтобы комплексно оценить здоровье ребенка, врачи учитывают:

  • наличие у него хронических заболеваний, фазу и течение патологии, наличие или отсутствие функциональных нарушений;
  • способность организма сопротивляться неблагоприятным внешним воздействиям;
  • уровень функционального состояния организма;
  • степень развития ребенка, гармоничность его развития.

Группу здоровья назначают по наибольшей проблеме (наиболее тяжелому заболеванию). Здоровых и практически здоровых деток относят к первой и второй группам.

Группа здоровья Функциональные отклонения органов, систем Степень развития, гармоничность развития Острые заболевания (простуда, ОРЗ) Хронические заболевания, патологии
Первая Без отклонений. Соответствует возрасту. Болезни нечастые (1-2 раза в год), легко протекающие. Нет.
Вторая Незначительные функциональные изменения. Нормальное физическое развитие, допускается избыток массы первой степени, незначительный дефицит массы тела.

Деткам третьей группы нужна консультация врача по занятиям спортом. Для сохранения и поддержания здоровья нужно уделять внимание восстановлению после спортивных занятий. Требуется контроль темпа выполнения занятий. К спортивным мероприятиям таких деток допускают с согласия врача.

Группа здоровья Функциональные отклонения органов, систем Степень развития, гармоничность развития Острые заболевания (простуда, ОРЗ) Хронические заболевания, патологии
Третья Есть функциональные отклонения. • Избыток массы тела первой, второй степени;
• дефицит массы тела;
• низкий рост;
• допускается незначительное отставание нервно-психического развития.
ОРЗ продолжительные, период выздоровления и восстановления затяжной (вялость, повышенная возбудимость, нарушается сон, аппетит, долго держится температура в пределах от 37 до 37,9 °C. Хронические заболевания в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями.

Активность детей четвертой и пятой групп значительно ограничивается, спортивные занятия заменяются ЛФК (лечебной физкультурой). Занятия проводят под надзором специалистов по специально разработанным и утвержденным программам.

Группа здоровья Функциональные отклонения органов, систем Степень развития, гармоничность развития Острые заболевания (простуда, ОРЗ) Хронические заболевания, патологии
Четвертая • Функции пораженных органов изменены;
• выраженное проявление заболевания.
• Нормальное физическое развитие;
• дефицит или избыток массы тела 1, 2, 3 степени;
• непропорциональное телосложение;
• низкий рост;
• нервно-психическое развитие нормальное или отстает.
Частые обострения основного хронического заболевания. Есть тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.
Пятая Выраженные изменения функций пораженных систем, органов. • Дефицит или избыток массы тела 2, 3 степени;
• нервно-психическое развитие значительно отстает от нормального.
Частые обострения основного хронического заболевания. Есть тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.

Есть таблицы, в которых сразу указано, к какой группе здоровья будет относиться ребенок при наличии у него определенных наиболее часто диагностируемых нарушений здоровья и развития.

Сколиоз – вечно юная и старая проблема
Интервью с ведущим научным сотрудником РНПЦ травматологии и ортопедии Дмитрием Тесаковым.

Сколиоз. Вопросы и ответы

СКОЛИОЗ. Этот диагноз ставят как совсем маленьким детям, так и школьникам, у которых сильно возрастает нагрузка на позвоночник.

Вопрос: В каком возрасте развивается нарушение осанки?

Ответ: Нарушение осанки может появиться в любом возрастном периоде. Это функциональное состояние, связанное, в основном, со слабым развитием мышечной системы.

Вопрос: Какие признаки правильной осанки у школьников?
Ответ: Для школьников правильной считается такая осанка, когда голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен вперед и не выступает за уровень грудной клетки (если смотреть в профиль). Лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1 – 2см, физиологические изгибы выражены слабо.

Вопрос: Какие причины развития нарушений осанки у школьников?
Ответ: Именно в этот период у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, чтение, выполнение домашних заданий). Если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее, в результате разовьется нарушение осанки.

Вопрос: Можно ли выявить нарушение осанки у ребенка в домашних условиях?
Ответ: Можно. Проверять осанку нужно в положении стоя, носочки на одном уровне, руки опущены и расслаблены, голова держится прямо. Нащупайте у основания шеи ребенка выступающий остистый отросток 7-го шейного позвонка. Возьмите любой грузик на нити (отвес) и, приложив к этому выступу, посмотрите, проходит ли отвес ровно вдоль позвоночника и далее вдоль складки между ягодицами. Если да – с осанкой все в порядке. При деформации отвес проходит мимо межягодичной складки. Попросите ребенка наклониться и посмотрите сзади, не выступает ли одна из лопаток, и не формируется ли реберный горб. Если Вы сомневаетесь, проверьте при помощи зеркала. Рассмотрите ребенка в зеркале при наклоне.

Вопрос: Сколиоз часто сопровождается плоскостопием. Чем оно может проявляться?

Ответ: Уплощение продольного и поперечного сводов стоп через некоторое время может проявляться тем, что у ребенка появляется повышенная утомляемость, боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе и к концу дня снижается физическая работоспособность. Одним из проявлений плоскостопия может быть головная боль, как следствие пониженной рессорной функции стоп.

Вопрос: Можно ли в домашних условиях выявить у ребенка плоскостопие?
Ответ: Можно. Для этого нужно взять чистый лист бумаги, положить его на пол. Намазать ступни ребенка каким-нибудь жирным кремом и поставить ребенка на бумагу. Туловище должно быть прямым, ноги вместе. На бумаге получается отпечаток стопы. Взять карандаш и провести линию, соединив края подошвенного углубления. Затем перпендикулярно этой линии провести прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте. Если отпечаток узкой части стопы по ширине не превышает 1/3 этой линии, все в норме. Если же он составляет 2/3 и более, значит, у ребенка плоскостопие.

Вопрос: Как избежать появления нарушения осанки?
Ответ: Необходимо постоянно наблюдать за своими детьми, напоминать, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Даже самый послушный ребенок через несколько минут бессознательно снова примет неправильную позу. Поэтому необходимо терпеливо и методично добиваться того, чтобы сын или дочь, в конце концов, привыкли держаться прямо. Очень полезно проводить с детьми тренировки в игровой форме, например, посоревноваться, кто дольше проходит по комнате с предметом на голове. Спину нужно держать прямо, голову поднять и смотреть перед собой. Эти упражнения можно разнообразить, предлагая ребенку присесть, повернуться, проделать различные движения руками.

Вопрос: В какой групп по физкультуре должен заниматься ребенок с нарушением осанки, со сколиозом?
Ответ: Дети, имеющие сколиоз 1 степени, занимаются в подготовительной группе по физкультуре. Кроме того, два раза в год они должны пройти курс ЛФК в поликлинике. Виды упражнений, во время выполнения которых увеличивается нагрузка на позвоночник (бег, прыжки в высоту, длину, акробатика, снарядовая гимнастика, подъем тяжестей) должны быть исключены. При прогрессирующих формах сколиоза назначают СМГ (специальную медицинскую группу) или ЛФК в поликлинике.

Вопрос: Занятия какими видами спорта могут привести к нарушению осанки?
Ответ: Нередко отрицательное воздействие на осанку оказывают форсированные занятия спортом. Так, при занятиях видами спорта, связанными с асимметричным движением (теннис, бадминтон, фехтование), если мало используются общеразвивающие упражнения, могут возникнуть боковые искривления позвоночника. У боксеров из-за порочного положения тела появляется сутуловатость и круглая спина. Занятия акробатикой, художественной и спортивной гимнастикой, борьбой в младшем школьном возрасте может вызвать чрезмерную гибкость (подвижность) позвоночника, что отрицательно сказывается на формировании осанки.

Вопрос: Излечивается ли нарушение осанки, сколиоз?
Ответ: Так как нарушение осанки – это функциональное состояние, то путем подбора соответствующих корригирующих упражнений и их регулярного выполнения патологическая осанка приходит в норму. Сколиоз же – это тяжелое заболевание, которое может привести к инвалидности ребенка. Он не излечивается до конца. Главной задачей лечения является предупреждение прогрессирования процесса, стабилизация формы сколиоза.

Вопрос: Как долго нужно заниматься ЛФК при сколиозе?
Ответ: Исправление деформации позвоночника – процесс длительный, требующий систематических занятий до окончательного формирования скелета (до 16 — 20 лет). Пожизненно – профилактика ранних процессов старения позвоночника (остеохондроза).

Вопрос: Ребенок с нарушением осанки регулярно занимается корригирующей гимнастикой. Можно ли проконтролировать состояние осанки дома?
Ответ: Контролировать осанку можно следующим упражнением: встать вплотную к стене так, чтобы касаться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками; зафиксировав это положение, отступить от стены и постараться сохранить правильную осанку. Если держать тело в таком положении удается без труда, значит, искривлений в позвоночнике нет. Надо просто регулярно упражняться и следить за сохранением правильной позы.

Вопрос: У ребенка сколиоз 1 степени. Он подолгу занимается, сидя за столом (уроки, компьютер, занятия в школе, курсы). Какие рекомендации по режиму можете посоветовать?
Ответ: Следите за тем, чтобы ребенок сидел, причем, сохраняя правильную позу, только тогда, когда это действительно необходимо (в школе, во время еды, при приготовлении письменных уроков). Через 30 – 40 минут занятий дома необходимо встать и сделать несколько упражнений, лучше лежа, чтобы нагрузка на позвоночник была минимальной. Устные предметы можно готовить лежа при хорошем освещении. Все дополнительные нагрузки, выполняемые сидя (занятия музыкой, посещение курсов, вышивание, вязание и др.) рекомендуется прекратить на время, пока состояние не стабилизируется.

Вопрос: Когда ребенок сидит за столом, какое расстояние должно быть от глаз до поверхности стола?
Ответ: Это расстояние должно равняться длине руки от локтя до кончиков пальцев. Если ребенок во время чтения, рисования или письма наклоняется ниже, его следует показать окулисту.

Вопрос: Как правильно поднимать тяжелые предметы, чтобы не вызвать изменений со стороны позвоночника?
Ответ: При подъеме и переносе груза нужно стоять устойчиво, распределив вес тела на весь опорно-двигательный аппарат. Нельзя держать груз на вытянутых руках, наклонившись вперед. Поднимать груз следует с прямой спиной (лучше присесть и поднять), избегая сгибания позвоночника, так как при сгибании нагрузка на межпозвонковые диски распределяется неравномерно, и может произойти разрыв диска. Необходимо держать груз ближе к телу, согнув ноги, чтобы при подъеме тяжести максимально использовать силу ног.

Это зависит от Вашего возраста и клинических проявлений Ваших заболеваний.

Существуют три группы здоровья взрослых. К первой группе относятся здоровые люди, которые не высказывают никаких жалоб, у них нет хронических заболеваний. Так же в эту группу относят тех, у кого не существенные отклонения в АД, которые не влияют на работоспособность организма. Данная категория подлежит общему осмотру не менее одного раза в год.

Ко второй группе относятся люди, у которых наблюдаются хронические заболевания, но они не влияют на трудоспособность человека и не имеют обострений. Обследование необходимо проводить около двух раз в год. Здесь необходимо проводить мероприятия, которые должны быть направлены на управление здоровьем.

К третьей группе относят людей с заболеваниями, которые имеют обострение, вызывают потерю трудоспособности либо на короткий промежуток времени, либо на продолжительный период. Осмотр данной группы проводят чаще чем в других. Обследуется организм, рост и состояние заболевания.

У детей существует 5 групп здоровья, которые определяются различными критериями.

1 группа здоровья

К этой группе относятся дети, не имеющие проблем со здоровьем. Физическое и психическое развитие ребёнка должны соответствовать возрасту. Дети этой группы не имеют пороков развития или других нарушений внутренних органов.

2 группа здоровья

К этой группе относят детей, которые могут иметь небольшие проблемы со здоровьем, например, ребёнок может страдать аллергическим заболеванием или иметь лишний вес. В эту группу попадают дети, которые часто болеют какими-либо заболеваниями, например ОРЗ. Также к этой группе относится ребёнок, который страдает хроническим заболеванием, но в стадии стойкой ремиссии не менее 3 лет, т. е. без стадии обострения. В группу могут быть отнесены дети, которые имеют порок развития не осложнённый другим заболеванием. Дети, относящиеся ко 2 группе здоровья должны находиться под более тщательным наблюдением.

3 группа здоровья

К этой группе относятся дети, которые имеют хроническое заболевание с различными периодами ремиссии и обострения. Эти дети имеют сохраненные функциональные возможности, не имеют осложнения основного заболевания, могут присутствовать физические недостатки с компенсацией.

4 группа здоровья

К 4 группе относятся дети, имеющие хронические заболевания с частыми периодами обострения. У ребёнка могут присутствовать физические недостатки, ограничения функциональных возможностей, осложнения основного заболевания. Эти дети имеют значительное нарушение в здоровье, но их самочувствие в целом сохранено.

5 группа здоровья

Это самая тяжёлая группа здоровья. Дети 5 группы могут иметь тяжёлые физические недостатки, хроническое заболевание с частыми обострениями и осложнениями. В эту группу попадают дети-инвалиды.

Эта классификация по группам является несколько условной. Группу здоровья должен определить педиатр с учётом состояния ребёнка и всех обследований.

Что такое группа здоровья – окончательный диагноз или система учета? Этот вопрос волнует многих родителей и педагогов, поскольку и в выписке из родильного дома, и в амбулаторной карте ребенка при оформлении в детский сад всегда обозначена группа здоровья.

Критерии оценки состояния здоровья детей

В настоящее время распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621. В соответствии с данным документом система комплексной оценки состояния здоровья каждого ребенка по-прежнему основывается на четырех базовых критериях:

· наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

· уровень функционального состояния основных систем организма;

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

· уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

к 1-й группе здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

ко 2-й группе здоровья – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Также в данную группу входят реконвалесценты*, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

к 3‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;

к 4‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

к 5‑й группе здоровья – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями*, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией* функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

По данным Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга только 12% детей в возрасте от 0 до 17 лет признаны здоровыми (1‑я группа здоровья), от 56 до 73% имеют функциональные отклонения (2‑я группа здоровья), в среднем 26% – хронические заболевания (3‑я группа здоровья). Дети 4–5‑й групп составляют 1–2%. Подобная ситуация с незначительными колебаниями прослеживается на всей территории России. К сожалению, в подростковом возрасте практически каждый третий ребенок имеет хроническую патологию и соответственно 3‑ю группу здоровья.

Отойдем от сухого языка документов и поясним, что в первую группу здоровья входят дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья. Разве что иногда они болеют респираторными заболеваниями. К сожалению, таких практически здоровых детей на территории РФ почти нет.

Во вторую группу здоровья входят дети, имеющие какие-либо функциональные изменения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, дискинезию желчевыводящих путей, нарушение осанки, дефицит или избыток массы тела 1‑й степени. Это переходный период между здоровьем и болезнью. Ребенка со второй группой здоровья необходимо обследовать и лечить, чтобы заболевание не перешло в хроническое.

Третью группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Среди заболеваний особенно распространены хронический пиелонефрит без почечной недостаточности, хронический гастродуоденит, хронический тонзиллит и др.

В четвертую группу здоровья входят дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. Например, у ребенка имеется врожденный порок развития почек – гидронефроз, и на его фоне отмечается снижение функции почек, или у ребенка бронхиальная астма в периоде приступа с нарушением функции дыхания, ревматоидный артрит с ограничением функции суставов и т. д.

К пятой группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья.

При внимательном изучении нормативных правовых актов становится ясно, что понятие "группа здоровья" является больше статистическим, чем врачебным и позволяет оценить состояние здоровья любого пациента по совокупности данных. Критерии оценки по группам здоровья учитываются при проведении Всероссийской диспансеризации детей и подростков, при составлении ежегодных отчетов любого учреждения здравоохранения и т. д. Кроме того, с их помощью можно сравнивать состояние здоровья детей в различных районах или учреждениях города. В одном районе города имеется пять дошкольных образовательных учреждений. В четырех детских садах дети с 1-й и 2-й группами здоровья суммарно составляют 80–82%. В пятом детском саду детей с 1-й группой здоровья – 10%, со 2-й – 18%, с 3-й – 72%. То есть в пятом детском саду большинство детей – с хроническими заболеваниями. Соответственно, такому детскому учреждению требуются дополнительные медицинские кадры, а возможно, и изменение статуса.

Медицинскому работнику детского сада группа здоровья говорит о комплексной оценке состояния здоровья ребенка без расшифровки диагнозов.

Дети с 1-й и 2-й группами при поступлении в детское учреждение посещают его на общих основаниях и не имеют ограничений. Воспитанникам с 3-й группой здоровья зачастую требуется назначение специального питания и ограничение физической нагрузки. Таким образом, по мнению специалистов, к группе здоровья следует относиться как к своеобразной форме учета (а не как к окончательному диагнозу). Тем более что группа здоровья может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.