На чем основаны спинальные автоматизмы на безусловных рефлексах

У каждого человека имеются рефлекторные реакции спинного мозга, другое их название двигательные автоматизмы. Еще с самого рождения ребенок начинает осваивать навыки данных рефлексов. Не стоит вдаваться в медицинские термины, так как информация направлена на широкие массы. Простыми словами руководит всем этим действием человеческий мозг.

Спинномозговые рефлексы

Рефлексы спинального автоматизма осуществляются рефлекторными дугами сегментарного направления.

Спинальные рефлексы делятся на ряд специальных:

  • Миотатические предусматривают виды деятельности человека, направленные на работу и движение мышц. По этой причине сухожилия могут сгибаться и разгибаться. Она предусматривает при напряжении сгибательных мышц, расслабление разгибательных.
  • Кожных рецепторов так же зависит от силы суммации.
  • Висцеромоторные они отвечают за двигательную способность мышц грудины, брюшинной стенки и разгибательных спинных мышц.
  • Вегетативные способствуют двигательной работе человеческих органов и работе сосудов.

Рефлексы произвольных движений

Произвольно-двигательный считается самым сложным в системе спинальных рефлексов.

Основу навыков произвольного движения составляет гамма-афферентная реф­лекторная система.

В некоторых случаях при получении травмы у человека может наступить спинальный шок. Во время этого процесса все рефлекторные центры нарушают свою работу и перестают поставлять сигналы к движению.

Восстанавливаются они после перенесенного шока у всех по-разному, например обезьянам достаточно двух-трех дней, у человека же восстановление занимает несколько недель, а иногда и месяцев.

Рефлексы спинального автоматизма у новорожденных

Он заключается в том, что если поднять палец вверх малыш ухватится за него своими ручками, это и есть хватательный метод Робинсона.

Данный вид навыка новорожденного постепенно угасает к 3−4 месяца и уже к году ребенок не должен его иметь. В это время появляются сознательные действия.

Метод Робинсона может быть ассиметричным, сниженным или его может вообще не существовать в некоторых случаях, а это:

  • парез двух рук;
  • проблемы опорно-двигательного аппарата связанные;
  • травмирование при родах;
  • заболевания позвоночника в шейном его отделе

Этот спинальный рефлекс вызывается следующими действиями:

  1. если взять на руки малыша и резко опустить вниз, затем так же быстро поднять вверх.
  2. ребенок лежит на кровати, если с обеих сторон от головы на расстоянии 20−30 см резко стукнуть.
  3. быстро распрямить ножки малыша.


В этих случаях действия грудничка будут исходить из двух фаз:

  • малыш откидывается назад и разводит руки.
  • руки новорожденного возвращаются в первоначальное положение, этот навык так же называют объятьями.

Этот вид может исчезнуть к трем месяцам.

Асимметрия наблюдается при травме рук или при повреждении ключицы. При мозговом кровоизлиянии он может ослабнуть. Отсутствие данного навыка наблюдается при удалении обеих рук, детском параличе или при повреждении мозга.

Этот рефлекс так же относится к спинальным автоматизмам. Если подставить ладонь к стопам ребенка он начнет отталкиваться и совершать характерные движения, которые помогут ему впоследствии в ползании. Это и есть навык ползания.

Этот вид формируется уже впервые дни жизни малыша. К 4 месяцам он формируется окончательно и пропадает. Но при нарушениях ЦНС данный спинальный рефлекс может не пропадать до 12 месяцев жизни грудничка.

При спинномозговой травме данный навык не может быть выполнен в полной мере.

При поднятии ребенка и опускании его на твердую поверхность, он станет выпрямлять ноги и отталкиваться от поверхности.

Если у ребенка повышен тонус или имеется паралич, то данный навык не проявляется.

Если создать ребенку опору и наклонить его вперед, он автоматические начнет делать шаги в этом направлении. Если при ходьбе ноги малыша переплетаются это совершенно нормально, так как мышечный тонус в первые 1,5 месяца у ребенка повышен.

Данный навык может отсутствовать при вышеперечисленных заболеваниях.

При укладывании малыша на животик он автоматически поворачивает свою головку в сторону, так как с прямой головой ему будет трудно дышать. Данный рефлекс спинального автоматизма вырабатывается в самые первые жизненные часы новорожденного.

Отсутствие данного действия свидетельствует о детском церебральном параличе.

Наш организм полон загадок и новых открытий. Это удивительный мир человеческой физиологии.

Развитие моторики ребенка опирается на две взаимосвязанные тенденции: усложнение двигательных функций и угасание врожденных безусловных рефлексов. Основные безусловные рефлексы новорожденного и грудного ребенка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

Спинальные двигательные автоматизмы:

Защитный рефлекс новорожденного. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных. У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 - 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание. Новорожденного укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 - 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс появляется у новорожденного при надавливании на его ладони. Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорожденные обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей - реакция ослаблена, у возбудимых - усилена. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 - 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Рефлекс Галанта. При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 -го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переза. Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-гo месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорожденности и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро. Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро:

новорожденный только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро - низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 - 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

Для динамической оценки эволюционной и функциональной зрелости ребенка особое внимание уделяется исследованию врожденных безусловных рефлексов, которые формируются на ранних сроках внутриутробного развития. Их разделяют на сегментарные двигательные автоматизмы (оральные и спинальные) и надсегментарные позотонические автоматизмы (миелэн- цефальные позотонические автоматизмы и мезэнцефальные установочные рефлексы). В процессе развития ребенка часть безусловных рефлексов угасает, а некоторые усложняются и являются основой для формирования новых условных рефлексов, обеспечивающих новые более сложные двигательные навыки.

15.5.1. Сегментарные двигательные автоматизмы

Оральные (стволовые) автоматизмы замыкаются на уровне ствола головного мозга, исследуются в положении ребенка на спине.

Поисковый, рефлекс КуссмауляГенцмера — при поглаживании кожи в области угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя и приоткрывает рот (рис. 15.8). Рефлекс полностью развит к 34-й неделе гестации, угасает к 1,5 месяцам жизни. Хорошо выражен непосредственно перед кормлением.

Сосательный рефлекс — при вкладывании соски в рот ребенок плотно ее захватывает и удерживает, одновременно производя ритмичные сосательные движения (рис. 15.9). Формируется к 34-й неделе гестации, у недо-


Рис. 15.8. Поисковый рефлекс


Рис. 15.9. Сосательный рефлекс ношенных рефлекс слабый с длительным латентным периодом и несовершенной координацией сосания, глотания, дыхания. Сохраняется в течение первого года жизни.

Ротовой феномен Эшериха — хоботковое выпячивание губ при коротком отрывистом постукивании в области круговой мышцы рта или надавливании пальцем в области верхней или нижней губы. Физиологичен в течение первого месяца жизни, затем непостоянный.

Назолабиальный рефлексЛствацатурова — сокращение круговой мышцы рта в ответ на ноколачивание по спинке носа. Вызывается у детей первых 2-3 месяцев жизни, затем постепенно редуцируется. Обычно слабо выражен п непостоянный.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина — при надавливании на ладонную поверхность обеих кистей ребенок открывает рот, наклоняет голову вперед, несколько сгибая плечи и предплечья (рис. 15.10). Имеет 2 дуги замыкания: на уровне ствола и шейных сегментах спинного мозга. Рефлекс вызывается с 28-й недели гестации, угасает к 3-4 месяцам жизни. Асимметричное снижение рефлекса выявляется при травматическом повреждении в родах плечевого сплетения или соответствующих сегементов спинного мозга.

Спинальные двигательные автоматизмы выражены у детей первых месяцев жизни, дуги этих рефлексов замыкаются на сегментах спинного мозга.

Защитный рефлекс — в положении на животе ребенок рефлекторно поворачивает голову в сторону (рефлекс обеспечения дыхания). У недоношенных вызывается через 3-5 с после латентного периода. При отсутствии рефлекса голову поворачивают в сторону пассивно. Появляется в 1-е сутки после рождения и угасает к 1-1,5 месяцам жизни.

Рефлекс Моро — в ответ на различные раздражители (хлопок, удар ладони по пеленальному столу, перемещение положения туловища, разгибание и приподнимание рук) возникает разгибание рук и отведение их в стороны с разжиманием кистей (I фаза) с последующим приведением рук в исход


ные. 15.10. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина у ребенка 11 месяцев


Рис. 15.11. Рефлекс Моро у новорожденного (а) и ребенка 3 месяцев жизни (б)

мое положение, как бы обнимая туловище (II ф а з а) (рис. 15.11). Уровень замыкания: шейное утолщение — верхнешейные сегменты спинного мозга - стволовые отделы на уровне ядер преддверно-улиткового нерва. На 28-й неделе гестации развит частично, отсутствует фаза приведения рук, которая появляется к 32-й неделе, а с 38-й недели выражен хорошо. Постепенно угасает к 4-5 месяцам жизни. Свидетельствует о симметричности функционирования нервной системы, при поражении ЦНС долго не редуцируется, имеет низкий порог и может вызываться спонтанно.

Рефлекс ползания Бауэра — в положении на животе при легком подталкивании рукой стопы новорожденного происходит отталкивание от нее с имитацией ползания (рис. 15.12). Уровень замыкания: поясничное утолщение. Возникает к концу 1-й недели жизни ребенка, сохраняется до 3-4 месяцев. До 3 месяцев у ребенка руки в акте ползания не принимают участия. Начиная с 4-5 месяцев он может все более активно опираться на руки и переставлять их. Рефлекс ослаблен у детей при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга, спинальных амиотрофиях.

Ладонный хватательный рефлекс Робинсона — при легком надавливании на ладонную поверхность кисти пальцы ребенка рефлекторно сжимаются,


Рис. 15.12. Рефлекс ползания


Рис. 15.13. Хватательный рефлекс Робинсона

могут удерживать предмет и даже в таком положении можно приподнять ребенка над поверхностью (рис. 15.13).

Нижний хватательный рефлекс Верками — рефлекторное сгибание пальцев стопы при легком надавливании в области подушечек (рис. 15.14). Уровень замыкания: крестцовые сегменты спинного мозга. Вызывается


Рис. 15.14. Нижний хватательный рефлекс

Рефлекс опоры — при соприкосновении ног ребенка с твердой опорой ребенок выпрямляет туловище и на полусогнутых ногах опирается всей стопой, удерживая вес своего тела. При легком наклоне туловища вперед ребенок начинает попеременно переступать ногами, делая шаговые движения — рефлекс автоматической ходьбы, при этом возможен перекрест в нижней трети голени (рис. 15.15). Уровень замыкания: поясничное утолщение. Шаговые движения у 28-недельного новорожденного отсутствуют, а в 32-34 недели появляется ходьба с опорой на пальчики, у доношенного ребенка — опора на полную ступню. Иногда отсутствует у крупных детей. Физиологичен до 2-3 месяцев. В 3-5 месяцев при попытке поставить


Рис. 15.15. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы


Рис. 15.16. Рефлекс Таланта


Рас. 15.17. Рефлекс Переса

ребенка он поджимает ноги и опоры не происходит (физиологическая астазия- абазия). На 6-м месяце постепенно появляется опора на ступню, затем опора на руки, особенно если резко наклонить вперед, к 9 месяцам может стоять несколько минут с поддержкой и к 11—12 месяцам ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно.

Рефлекс Таланта — при штриховом раздражении кожи спины паравер- тебрально (в положении ребенка на животе или на боку) позвоночник изгибается дугой, открытой в сторону раздражения (рис. 15.16). Иногда появляется после 5-х суток жизни и угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс Переса — если в положении на животе провести пальцем по остистым отросткам позвоночника с некоторым усилием снизу вверх (от копчика до шеи), то у ребенка возникает сложная ответная реакция, проявляющаяся криком, приподниманием головы и таза, грудным лордозом, сгибанием конечностей, иногда непроизвольным мочеиспусканием или дефекацией (рис. 15.17). Физиологичен в течение 3-4 месяцев жизни.

Рефлекс Бабанского — при раздражении наружного края стоны у ребенка возникает медленное тоническое разгибание I пальца, возможно с веерообразным раскрытием остальных пальчиков (рис. 15.18). Вызывается с рож-


Рис. 15.18. Рефлекс Бабинского дения и может быть умеренно выраженным до 12-18 месяцев, пока ребенок не начнет стоять и ходить. При длительном либо асимметричном сохранении рефлекса Бабинского на фоне других отклонений в неврологическом статусе его необходимо рассматривать как патологический.

1. ОРАЛЬНОГО АВТОМАТИЗМА. Рефлекс Бабкина – при надавливании на ладонь с обеих сторон происходит открывание рта ( в 3 месяца исчезает).

СОСАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС – при раздражении губ – сосательные движения.

ПОИСКОВЫЙ РЕФЛЕКС – поглаживание вокруг щеки около угла рта вызывает поворот головы в сторону раздражения, открывание рта, вытягивание губ в трубочку.

2. СПИНАЛЬНОГО АВТОМАТИЗМА.

ЗАЩИТНЫЙ РЕФЛЕКС – поворот головы в сторону при выкидывании ребенка на живот.

РЕФЛЕКС АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОХОДКИ – если взять ребенка под мышки в вертикальном положении, поддерживая голову, ребенок осуществляет движения, как при ходьбе.

РЕФЛЕКС РОБИНСОНА – непроизвольное хватание, вложенного в кисть предмета ( исчезает в 3 месяца).

РЕФЛЕКС БАУЭРА – ползание при легком надавливании на стопы.

РЕФЛЕКС МОРО – хлопок рядом с ребенком вызывает раскидывание рук в стороны и затем обхват своего тела ( исчезает в 3-4 месяца)

3. ПОЗОТОНИЧЕСКИЕ АВТОМАТИЗМЫ:

АССИМЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНО-ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС – в положение на спине, поворот головы и руки в одну сторону ( исчезает к 1,5 мес)

ЛАБИРИНТНО-ТОНИЧЕСКИЙ – изменения мышечного тонуса в зависимости от положения тела.

4. УСТАНОВОЧНЫЕ РЕФЛЕКСЫ:

РЕФЛЕКС ЛАНДАУ – со 2 месяца жизни в положении на животе ребенок приподнимает и удерживает голову, опирается на предплечья, с3-4 мес приподнимается на разогнутые руки, в 5-6 – приподнимает таз.

У всех детей необходимо исследовать менингиальные симптомы – ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига и Брудзинского. Положительные симптомы говорят о менингите.

Выявить наличие спастических и вялых параличей и парезов. При спастических параличах конечность не удается быстро разогнуть и согнуть, ощущается сопротивление; при вялых параличах ощущение сопротивления отсутствует.

При необходимости определить нарушение чувствительности

( таблица 7), тип вегетативной нервной системы ( таблица 8).

Семиотика нарушений чувствительности

Симптом Проявление симптома
анестезия Полная утрата всех видов чувствительности. Утрата болевой чувствительности
аналгезия Утрата температурной чувствительности. Выпадение чувства локализации.
терманалгезия Выпадение способности узнавать. Выпадение в одноименных конечностях.
топаналгезия Снижение различных видов чувствительности. Повышение всех видов чувствительности
астериогнозиз Восприятие одиночного раздражителя как множественного
гемианестезия Извращенное восприятие внешних раздражителей. Субъективные расстройства ( ползание мурашек) без внешних воздействий
гипестезия Снижение чувствительности
гиперестезия Повышение чувствительности
дизестезия Нарушение чувствительности
парестезия Ползание мурашек, чувство онемения

Вегетативная нервная система

признак центральная периферическая
локализация Скопление ядер на уровне гипоталамуса, среднего и продолговатого мозга Пограничный симпатический ствол и ядра, сплетения, нервы
медиатор адреналин Ацетилхолин
Тормозящее влияние эрготамин Атропин
Кожа
цвет бледность Покраснение
Сосудистый рисунок Не выражен мраморность
сальность снижена Повышена
дермографизм Розовый, белый Красный, стойкий, выступающий
потоотделение снижено Гипергидроз
Пастозность ткани ( склонность к отекам) Не характерна Отек Квинке, крапивница
пигментация усилена Норма
Температура тела Склонность к повышению Склонность к снижению
кистей теплые Постоянно холодные
Переносимость тепла плохая Удовлетворительная, любит тепло
духоты удовлетворительная Плохая
При ОРВИ гипертермия Субфебрильная ( до 37,5С-37,9С)
вес Склонность к похудению Склонность к полноте
аппетит повышен Снижен
ЧСС тахикардия Брадикардия
АД повышено Снижено
Ощущение сердцебиения Характерно Нехарактерно
Боли в сердце Возможны на фоне нагрузки Часто без причины
обмороки редко Часто
головокружения Не характерно Характерно
слюноотделение снижено Повышено
Головная боль Часто при эмоциональном возбуждении Часто при переутомлении, мигренеподобные
Психо-эмоциональные особенности Рассеянность внимания, быстрая отвлекаемость Склонность к депрессиям, иппохондрии
Физическая активность повышена Снижена
сон Беспокойный, затруднено засыпание Глубокий, продолжительный, замедлен переход к бодрствованию

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1297 ;


Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения — рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Что такое рефлексы и какие они бывают

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) — с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) — личный опыт ребенка.

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Название рефлексаКак вызвать/Как проявляетсяКогда угасает
МороПри резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после — руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна)При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”.После 4 месяцев
ШагательныйПри вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги.После 2-3 месяцев
ОпорыПри вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него.После 2 месяцев
Хватательный (кисти)При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать — сжимает еще больше.После 5 месяцев
БабкинаПри давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя.После 4 месяцев
Хватательный (стопы)При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы.После 9 месяцев
Симптом БабинскогоПри поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.После 6 месяцев
Поиска грудиПри касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок.После 3-4 месяцев
СосательныйПри засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения.После 12 месяцев
ПлавательныйПри расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. После 6 месяцев
ГлотательныйПри попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания.Не проходит
ЗрачковыйПри ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются.Не проходит

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.


Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.


Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения — спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).


При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.


  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый — двенадцатый месяц ( успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).


Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.


Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.


Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).


Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).


Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные — сгибаются.


При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании — в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).


В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине — разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;


  • на животе — сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.


ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).


Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов — обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.