Н тагил горбатый мост

Как мост имени Металлургов стал Горбатым

Практически в каждом крупном городе существует свой Горбатый мост. Конструкция такого сооружения в центре существенно выгнута вверх и образует арку. Пролёт моста при правильном расчёте практически не испытывает деформаций изгиба (только сжатие). Поэтому "горбатый" мост прочен при небольшом количестве затраченного материала.

Нижний Тагил, второй по величине город Свердловской области, не стал исключением. Горбатым в нашем городе именуют пешеходный мост, который соединяет улицу Папанина с Тагильской. Сейчас многие и не знают, что при его строительстве он был наречен именем Металлургов. Но действующий мост абсолютно прямой, почему же все называют его Горбатым?

Дело в том, что это название осталось от прежнего моста – деревянного, который был построен в 1928 году. Он проходил над двумя реками – Тагил и Рудянка, и территорией металлургического завода имени В. В. Куйбышева. Средняя часть его возвышалась над железнодорожными рельсами, по которым ходили заводские составы. Из-за этой дополнительной арки мост и получил название "Горбатый". В 1941 году в связи со значительным износом деревянной конструкции были проведены инженерно-геологические работы для постройки нового моста.

Он проектировался и строился в тяжелые для страны годы Великой Отечественной войны. В коллекции Нижнетагильского музея-заповедника хранится уникальный фотоальбом, рассказывающий об этих событиях.

В ноябре 2014 года исполнилось 70 лет со дня открытия нового моста и, соответственно, 70 лет – этому альбому. Честь и хвала тем работникам Горисполкома, которые позаботились, чтобы снимки были сделаны, оформлены в альбом и снабжены пояснениями.

Альбом "Строительство моста им. Металлургов города Н-Тагил" включает в себя семь листов, сложенных гармошкой по его размеру. На каждый лист серой бумаги, обтянутый тканью, приклеены черно-белые фотографии с чернильными надписями.

На первом снимке мы видим, каким был старый деревянный Горбатый мост в 1930-е годы. Судя по фотографии, он имел шесть маршей с лестницами и более 150 ступеней.

Инициатором строительства нового моста из металлоконструкций выступил А. А. Бородин, первый заместитель председателя городского исполнительного комитета депутатов трудящихся. В альбоме представлен его поясной портрет в кителе вместе с портретами активных участников строительства Л. Г. Шумаковым - главным инженером завода имени Куйбышева, и С. И. Саканцевым - секретарем парткома завода в то время. Спустя тридцать лет именно Семен Ильич Саканцев выступит с инициативой празднования Дня города в Нижнем Тагиле.


На открытии моста имени Металлургов, 6 ноября 1944 г.

Строительство нового моста началось левее от предыдущего, осуществляли его рабочие отдела капитального строительства завода имени Куйбышева. Буквально за два месяца были проведены земляные и бетонные работы по установке опор моста. Этот этап также отражен в альбоме. На альбомном листе в одиннадцать сложений представлен монтаж черно-белых фотографий 1944 года. Все работы производились практически вручную. В помощь рабочим, ежедневно направляли трудящихся из других цехов. Опоры моста насчитывают всего 40 колонн, которые изготовлялись тут же, на заводе, в котельно-монтажном цехе.


Пролет железобетонного моста

Следующий разворот альбома представляет собой десять снимков, посвященных установке металлоконструкций моста. Пролеты укладывались из двутавровых балок с помощью мачт и лебедок. Монтаж и заготовку перил выполняли из труб, которые брали из шихты. Этим занимался ремонтно-механический цех. Монтаж проводила бригада водопроводчиков ремонтно-механического цеха. Литейщики отливали и устанавливали колонны при входе на мост.


Музейный альбом

6 ноября 1944 года, как раз к 27-й годовщине Октябрьской Социалистической революции, под звуки оркестра состоялось открытие нового моста, названного в честь его строителей. На последнем развороте альбома – фотографии с митинга, посвященного этому торжественному событию; выступления С. И. Саканцева с благодарственным словом, обращенным к строителям. Разрезать красную ленту доверили Петру Николаевичу Аганичеву, стахановцу, мастеру сантехнических работ завода имени Куйбышева, депутату Верховного Совета РСФСР первого созыва. В заключении фотофиксации в альбоме представлены изображения первого прохода тагильчан по новому мосту.

За свои семьдесят лет мост имени Металлургов претерпел значительные изменения. Время от времени на нем проводятся ремонтные работы. И только музейный альбом в течение всего этого времени хранит память о его первоначальном облике.

Дарья Симонова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

Фото из архива музея.

Литература: Газета "Тагильский вариант" №4(187) от 05.02.2015.


Третьим мостом в Нижнем Тагиле стал Маральский мост, соединивший в первой половине XIX столетия улицы Маральскую и Верхнюю Ерзовку. Остальные тагильские мосты появились позднее, после 1862 года и в советский период. Все, кроме одного.

Правда, в архивных документах первые упоминания о мосте через эту реку появляются только во второй половине XIX века, хотя было бы совершенно логично предположить, что и до этого времени без моста здесь не могли обойтись. По крайней мере, до 1728 года, когда начали действовать пристани Шайтанского завода на реке Шайтанке, впадающей в Чусовую, и Курьинская пристань, построенная ещё Бибиковым для отправки продукции казённых Алапаевского и Синячихинского заводов и переданная Демидовым в аренду с правом выкупа.

Почему существование моста через Малую Кушву не отражено в летописях демидовского хозяйства XVIII столетия, вполне объяснимо: продукцию Нижнетагильского и Выйского заводов отправляли, как правило, зимой, когда здешние дороги промерзали и покрывались снегом, а в лесах было намного меньше варнаков.

Малая Кушва там, где её пересекал Старозаводской тракт, была не очень широкой, с пологими берегами, и обозы могли спускаться и подниматься без риска опрокинуться. Кроме того, маленькие речки вроде Малой Кушвы во время суровых уральских зим часто промерзали почти до дна. Поэтому часто для преодоления такой преграды мост был и не нужен.

Тем не менее мост через Малую Кушву появился. Произошло это в период развития на Нижнетагильском заводе ремесленничества и купечества и с ростом товарооборота между посёлком и другими населёнными пунктами Горнозаводского округа и Екатеринбургского уезда в начале XIX века.

9 июня 1808 года в заводскую контору Нижнетагильского завода пришло письмо за подписью почтового смотрителя Миронова, который сообщал следующее:

…После отмены крепостного права Невьянский тракт стал приобретать всё большее значение для жителей Нижнего Тагила и за мостами стали следить особо тщательно. Вплоть до начала регулярного движения по Уральской горнозаводской железной дороге в 1878 году Невьянский тракт продолжал оставаться главной транспортной артерией, соединяющей Нижнетагильский посёлок с Екатеринбургом и Верхотурьем и далее с Тобольском и Тюменью.

В советское время мост через Малую Кушву неоднократно перестраивался и реконструировался. Название ему на официальном уровне так и не дали. Жители улицы Красногвардейской называли его Кушвинским или Малокушвинским. Сейчас мост почти незаметен проезжающим по нему водителям и пассажирам и о его наличии можно догадаться только по отбойникам, обязательным для такого рода участков дороги.

Похожая судьба и у другого тагильского моста, о существовании которого теперь мало кто вспоминает, а некоторые тагильчане и вовсе не знают. Это Королёв мост, соединивший в начале XIX века берега речки Выи. Находится он в конце улицы Красноармейской и выходит на пересечение с улицей Подгорной. Своё название мост получил по названию Королёвой горы, у подножья которой он и был построен.

Мост жив и поныне, хотя и перестал отмечаться на картах города.

Вообще в этом районе Выйской части, именуемом в народе Лебяжкой, в XIX–ХХ веках было построено с десяток больших и маленьких мостов. Правда, до наших дней дожили не все. Один из выживших — Киприн (или Сизов) мост — появился неподалёку от излучины реки Тагил в 1874 году. Название своё мост получил по имени человека, его построившего, — известного в Тагиле строительного подрядчика Киприяна Сизова.

Киприн мост, появившийся в конце улицы Забегайки (с 1931 года — ул. Лебяжинская), строился для нужд Лебяжинского рудника. В 1927 году вблизи от этого моста, в пойме, образованной на месте впадения реки Выи в реку Тагил, начинается строительство спортплощадки, а позднее и стадиона. Примерно в те же годы здесь появляются ещё с полдюжины маленьких безымянных мостиков, из которых до наших времён дожил лишь один.

Сам Киприян Сизов, которого за глаза все называли Кипря, жил на улице Больше-Вогульской (ныне — ул. Ермака), имел пару мастерских, постоялый двор и мелочную лавку, в которой торговал кто-то из его родни. Старожилы рассказывали, что подрядчик был весёлым и работящим человеком, сделавшим сам себе доброе имя исключительно благодаря трудолюбию, заложенному ещё в отрочестве. Брался за все подряд, особо не обращая внимания на характер предлагаемых работ. Заказы выполнял качественно, в срок, не ломил цены и за это снискал уважение обывателей.

Был причастен Киприян Сизов и к постройке Вогульского, или Ушковского, моста, а точнее — к одной из его версий.

Городские легенды и предания гласят, что Вогульский, или Ушковский, мост через реку Тагил находился на месте нынешнего Букатинского моста и был построен по заказу одного из сыновей известного Клементия Ушкова, у которого на другом берегу реки стояла мельница. Затем мельница перешла к удачливому купцу Ивану Трофимовичу Треухову, а после его смерти к одному из его шести сыновей — Ефиму, Петру, Ивану, Андрею, Киру или Алексею. А мост так и остался в памяти народной как Ушковский.

Однако реальная история моста выглядит несколько иначе. Он был построен в конце Больше-Вогульской улицы для демидовского прокатного завода, прозванного местными жителями Анатольским. Назывался мост тогда Вогульским, пользовались им все жители тех мест. Но во время известного пожара в 1879 году мост серьёзно пострадал, а движение по нему стало небезопасным. Ремонт моста грозил затянуться из-за нехватки в заводской кассе денег. И Треуховы на паях с другими торговцами подрядили Киприяна Сизова на возведение нового моста вблизи Вогульского. Сизов выбрал место для нового моста примерно в 20–25 метрах выше от старого. Говорят, что место для нового моста выбирал зажиточный ремесленник Патокин, который владел заводом по выделке кож и сделал всё, чтобы его дом вместе с заводской конторой оказался как раз напротив нового моста.

Этот мост и был прозван Ушковским, так как располагался ближе к старой ушковской мельнице.

Позднее Вогульский мост был разобран, а его название перекочевало на новый мост, который местные так и называли двумя именами — Ушковский или Вогульский, кому как больше нравилось. Остатки прежнего Вогульского моста — его деревянные опоры — можно до сих пор заметить в особо маловодные годы.

Своё последнее имя мост получил уже в советское время, когда в этом районе появилось автотранспортное предприятие. Одним из его директоров в 50–60-х годах был инженер по фамилии Букатин, ставший самой настоящей легендой уже при жизни. Начав трудовой путь механиком предприятия, он вскоре стал главным инженером, а затем и директором. При Букатине АТП сделало стремительный рывок в развитии: строились современные производственные помещения, постоянно улучшалась материально-техническая база, росла и зарплата водителей, механиков и слесарей. Многое делал Букатин и для жителей окрестных улиц. При нём в порядке содержались дороги, проводилось озеленение улиц Жуковского и Береговой-Краснокаменской. Также за счёт предприятия не раз ремонтировался и уже изрядно обветшавший мост. Вскоре в обиход жителей Красного Камня, Лебяжки и Выи прочно вошли топонимы Букатинские гаражи и Букатинский мост. В 70-е годы деревянные Киприн и Вогульский мосты были снесены и заменены на железобетонные.

Надо сказать, что официальные названия тагильских мостов не приживаются у жителей города и часто появляются новые, народные названия. Так произошло, к примеру, с мостом имени Красной Армии.

Построенный в рекордно короткие сроки, с 9 по 25 января 1935 года, мост существенно разгрузил грузовой поток, ежедневно следовавший через Маральский мост, и заметно облегчил жизнь пешеходам. Но название моста — имени Красной Армии — очень быстро было вытеснено народным. Мост, соединивший две части улицы Красноармейской, стали называть Новым.

Несколько лет спустя городские власти официально переименовали мост в Красноармейский, но жители продолжали называть его Новым. Никакого протеста в этом не было: мост называли так по привычке, так как ещё в конце XIX века здесь существовала переправа и мост, соединявшие Выю с Новым трактом.

Не прижилось официальное название и у другого, не менее известного моста в городе — Горбатого.

Работы велись в две смены. Многие работники завода, отработав смену у станка или ковша, вторую смену отрабатывали на строительстве моста. 6 ноября 1944 года новый мост был торжественно открыт. И хотя на заводе и в городе ему дали официальное название Мост металлургов, уже месяц спустя мост снова все называли Горбатым.



Первоначально новый мост протяжённостью 360 метров покрывали деревянным настилом, но уже через 2–3 года от этого отказались: зимой настил превращался в ледяную катушку, что приводило к травмам. Самое любопытное, что Мост металлургов и Горбатый мост — это два разных моста. Мост, построенный в 1944-м, возводили в десятке метров от старого моста. Но для тагильчан этот факт оказался несущественным, и Мост металлургов, несмотря на пояснительные таблички на колоннах у входа на него, до сих пор носит не своё имя.


Ещё одним мостом, которому не повезло с названием, стал Олимпийский мост, соединивший в 1980 году Выю и Красный Камень. Название мосту предложили сами строители, взявшие соцобязательство закончить основные работы по возведению моста к началу XXII летних Олимпийских игр в Москве. Слово строители сдержали, о присвоении мосту названия писали не только в местной газете, но и в областных изданиях. Но в силу каких-то причин название моста было забыто в рекордно короткие сроки. В 1987 году известный в Нижнем Тагиле краевед Иван Абрамович Орлов уже не мог вспомнить название моста.

Справедливости ради надо отметить, что на официальном уровне ни один из тагильских мостов не имеет названия, кроме Моста металлургов. Все остальные мосты в городе либо носят народные прозвища, либо остаются без названия.

Фото: А. Шадрин, А. Ф. Кожевников, А. Л. Пичугин, Д. Черепков, С. Волков

Записки уральского экстремиста

Началось всё с того, что захотела посетить 2 соседствующих тагильских музея- быта и ремесел горнозаводского населения и истории подносного промысла. Решила сразу включить в свою прогулку краеведческий компонент и для этого поискать что-нибудь про улицу, на которой эти музеи стоят.

Источники у меня были "аналоговые"- книги и газетные статьи 90-х годов. Оттуда я узнала, что улица Тагильская- сердце старого города, что застраиваться она начала в 1780-х годах, что селились на Тагильской зажиточные мастеровые, заводские служащие, купцы и прочий тогдашний крепкий "средний класс", что на улице этой осталось много старинных домов и поэтому в будущем главная артерия старинного Тагила станет частью музейно-этнографического "Демидов-парка". Никакого "Демидов-парка", конечно же, так и не появилось, но стало интересно посмотреть на район, из которого этот культурный комплекс хотели сделать. Почему нас с классом туда никогда не возили? Это подозрительно) Вот этот район в XIX веке.



На маршрутке доезжаю до вокзала. "Ярких путешествий в новом году!"- желает тагильский вокзал и нехило так намекает тагильской молодежи куда именно им с вокзала стоит уехать. Екатеринбургский цирк, екатеринбургский ЦПКиО, а здание екатеринбургской мэрии аж в круг обведено.


Делаю пересадку на трамвай. В Тагиле курсируют новенькие уралтрансмашевские трамваи с двумя лестницами внутри салона. Первый раз на таком ехала. Интересно.


Выхожу на остановке "Музей". Справа и вправду целый музейный комплекс, включающий в себя несколько зданий.


А слева дорога в спальный район панельных коробок. В поисках Тагила изначального я иду в их сторону, верю карте.


Слева вижу верхушку здания Свято-Троицкой церкви, построенной в 1842 году.

Перед зданием налоговой поворачиваю налево. Ну вот, похоже, это та дорога, которая мне и нужна. Впереди шлагбаум, заброшенная стройка, остатки промзоны и куцые кусты. И народу ни души. "Да ты что, ну какие бомжи? Какие бродячие собаки? Там 2 больших музея и несостоявшийся историко-этнографический комплекс, да-да! Иди."- будто бы говорит мне сейчас та самая книжка из 90-х.

Дорожка вывела меня к Горбатому мосту. На самом деле мост прямой, а называют его так потому, что в довоенное время на его месте был другой мост, деревянный, с приподнятым центральным пролетом. Прямо под "горбатым" мостом располагались действующие заводские цеха и проезжали тележки с расплавленным металлом. Но, несмотря на приподнятость, мост всё равно горел, поэтому в конце концов его заменили на металлический и дали ему официальное имя- Мост Металлургов. Но все (даже Дубльгис)) всё равно называют его "Горбатый".




Мост довольно длинный, около 300 метров. Это примерно как от памятника Ленину на площади 1905 г. до плотинки.

Под мостом река Тагил.


Кто-то и романтику в этом месте находит.


Первый спуск с моста. Внизу остатки того самого демидовского завода, давшего толчок к появлению города. На этой площадке находилась разливочная машина.Видимо, прямо отсюда тележки с расплавленными металлом под мост и уезжали. Так как после закрытия производства любители металлолома открыли здесь для себя клондайк и начали воодушевленно растаскивать агрегаты демидовских времен, спуск разобрали и заварили.


А с другой стороны остатки конюшенного двора, бывшего здесь в начале XIX века.

Сквозь верхушки деревьев с Горбатого моста видно конструкции завода-музея и башенку на Лисьей горе.

Феликс Лемберский. "Горбатый мост". 1958 г.


Дальше под мостом протекает ещё одна речка- Рудянка.


Вдруг из ниоткуда на горизонте появляются крыши частного сектора, огороды, теплицы, сараи.


Этот же дом на картине Алесея Ефремова 2014 года. Верхнее фото сделано как раз с того ракурса, где стоит человек.


Дальше иду прямо над дворами частного сектора. Представьте, как вам жилось бы в доме, над которым постоянно ходят люди и смотрят на вас. Местные жители, видимо, привыкли и не обращают на меня никакого внимания, дети гуляют, бабушки снимают белье с веревок, а вот семейная пара чистит снег в своем дворе.


Наконец мост заканчивается и я вижу слева какое-то трехэтажное здание. Иду ближе с мыслью, что там, должно быть, есть магазин, где смогу купить воды.


А там меня ждёт Сайлент Хилл. Где, блин, историко-этнографический комплекс, где трехэтажный музей ремесел??


Да, магазин там был. Но я туда не пошла. (Здание, кстати, жилое. Строилось как заводское общежитие.)


Отвалы медного рудника.


Верю карте и иду направо вдоль частного сектора. Первый домик, что мне встречается, похож на сто раз перестроенный, надстроенный и пристроенный простенький особняк 19 века. Судя по всему, сегодня он играет роль многоквартирного жилого дома.


Ещё один особняк, так и не ставший объектом историко-этнографического комплекса.


Этот старинный кирпичный дом разваливается прямо на глазах.


Если абстрагироваться от разваливающихся купеческих домов, может показаться, что 10 минут назад вы были в центре промышленного города, а сейчас каким-то непонятным образом оказались на милой деревенской улочке с крепкими деревянными домами XIX века.


Деревянные дома хоть и справили уже вековой юбилей, но всё ещё крепкие и ухоженные. Видимо, бесхозные здания разваливаются, а те, что в частной собствености, поддерживаются в подобающем виде.















Таблички на этих домах сообщают, что здесь в начале XX века собирались коммунисты.




Кованая ограда палисадника.

В этом здании в 1847 году открылось первое в Нижнем Тагиле женское училище. Сегодня здание убито. В 2015 году чиновники решили избавиться от разрушающегося особняка и выставили его на торги. Изначально мэрия запросила за это здание больше 50 миллионов рублей. Но поняв неадекватность названной цифры чиновники скинули цену до 18. Человек, купивший здание, имел намерение сделать в нём частную школу. Изначально планировалось завершить реставрационные работы в конце этого года, но по фото видно, на какой стадии этот непростой и дорогой процесс. В здании нужно полностью менять кровлю, штукатурный слой, откачивать воду из подвала, избавляться от покрывшей стены черной плесени и так далее по списку.




А посмотрите какой конфетой оно было на рубеже веков.

А это дом купца Волгина. Григорий Давыдович Волгин торговал сахаром, табаком, тканями, драг. металлами. Остался в памяти потомков как популяризатор единоверия.Это здание тоже продается. Вообще, в советское время дом входил в реестр историко-архитектурных памятников. Почему сейчас он в таком состоянии? Нужно продать доведенное до состояния развалины историческое здание, чтобы снять с баланса и пресечь вопросы от благодарных потомков (?)

Улица Тагильская, упираясь в бывшую проходную завода, делает поворот на 90 градусов и превращается в улицу Кирова. По информации в книгах и и-нете, на ней тоже пока стоит несколько старинных особняков ( и они тоже не в лучшем состоянии). Но, пройдя по Кирова 100 метров, я развернулась, т.к. на всей улице я не увидела ни души, зато услышала лай собак и увидела шиномонтажки из шлакоблоков и руины.

Проходная завода имени Куйбышева в конце улицы. (Завод Куйбышева- позднее название демидовского завода, проработавшего с 1725 по 1987 год.) Это непарадный вход на территорию завода-музея.



Несколько старинных домов, о которых упоминалось в статьях и книгах 90-х годов, в 2017-ом я уже не увидела. Их больше нет.

Да, чуть не забыла! То, за чем я сюда пришла, я всё же нашла. В этом тайном уголке Тагила действительно находится очень классный, информативный музей быта и ремесел. Он располагается в стенах так называемого "Господского дома". В XIX веке этот "элитный" дом для владельцев заводов, газет, пароходов был главным на улице Тагильской.


Про музей напишу (и покажу фото) отдельно, т.к. там много чего интересного. Хоть и находится в пампасах.




Второй музей (подносного промысла) стоит по соседству. Дом, в котором он расположен, по одним источникам является полностью новоделом, созданным как копия дома крепостных художников Худояровых, по другим источникам это и есть тот самый дом, где жили Худояровы и здание лишь частично реконструировано.




Все дома, что я сфотографировала, находятся на трехсотметровом отрезке улицы Тагильской. Эта не вся улица, лишь её часть рядом с мостом и музеями. Наверняка дальше и на соседних улочках есть ещё что-то интересное, но мне нужно было успеть в музеи, поэтому туда уже не пошла.

После посещения музеев по тому же Горбатому мосту возвращаюсь с улицы Тагильской в современный город.

Оглядываюсь назад и. нет ничего. Нет там этих крепких бревенчатых домиков заводских мастеровых,нет там особняков, где когда-то скрипели купеческие кожаные сапоги и пыхтели самовары, нет огромного господского дома с колоннами, нет подъезжающих к нему дорогих дилижансов, нет стука каблуков девочек в женской гимназии. Шлагбаум, заброшенная стройка, редкий лесок, теплотрасса.

Снова сажусь на трамвай и по пути щёлкаю центральную улицу с её отреставрированными особнячками.





Вот вам ещё раз старое фото того района, где я побывала и где так и не родился "Демидов-парк".

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.