Мост в крестцах новгородской области

Мост через реку Ярынья и железная дорога Валдай — Крестцы

Есть у нас в области такие места, после посещения которых хочется разогнать весь областной комитет по туризму. Одно из них — каменный железнодорожный мост через реку Ярынья.

Мост находится на линии Валдай — Крестцы. Построен, ориентировочно, в 1914-1916 годах. Высота моста — 18 метров, как у 6-этажного здания.

Железнодорожный мост через реку Ярынья. Линия Валдай — Крестцы. Новгородская область.

В новгородской области почти нет каменных мостов, а тем более, такого размера. Когда я посмотрел вниз, первое что мне пришло в голову — банджи-джампинг. Пусть не очень высоко, но зато очень красиво.

Вид с моста на реку Ярынья. Осенью река не так полноводна.

Сделать хорошие фотографии моста можно только в сезон без листьев. Мост зарос со всех сторон. Как, впрочем, и вся линия Валдай — Крестцы.

Живи мы где-нибудь в центральной Европе, у моста бы обязательно было название и он бы был известным символом района.

Река Ярынья. Железнодорожный мост.

Панорама. Вид из под моста.

Панорама. Вид с южной стороны.

Панорама. Вид с моста.

Подобные железнодорожные ветки и мосты очень популярны у туристов. Некоторые туристические города живут только за счет такой железнодорожной составляющей. Яркий пример — город Сольер (Мальорка) и железная дорога Пальма-де-Мальорка — Сольер.

Вид из под самого моста. Склеено из нескольких кадров.

Конечно, все непросто. Нужно привести в порядок железную дорогу и мосты, сейчас они находятся в аварийном состоянии. Найти старый легкий паровоз, доставить его, содержать. Все это стоит огромных денег, и скорее всего, никогда не окупится. Но на это и есть муниципалитет, чтобы брать на себя проекты с непрямой выгодой и сложной организационной работой. Придется договариваться не только с властями Валдайского и Крестецкого районов, но и с РЖД и поставщиками сопутствующих услуг. Было бы выгодно — за это давно бы взялся бизнес.

Да и одним паровозом много туристов не привлечешь. Нужны сопутствующие достопримечательности и развлечения. А тут банджи-джампингом, дремучими лесами и рыбалкой не обойдешься.

Река Ярынья ранней осенью.

Вид на мост с одного из заливных лугов. Весной на этом месте вода.

К сожалению, любой другой сценарий развития событий уничтожит линию Валдай — Крестцы. И тут уже не важно, украдут ли все рельсы на металлолом, или линию будут капитально восстанавливать (как это сделали с участком Новгород — Новолисино). Современные железные дороги не терпят песочного балласта, каменных и деревянных мостов.

Состояние опор моста.

Внутренняя часть арок выполнена из бетона. Скорее всего мост капитально ремонтировали.

Железная дорога выходит на мост. Иногда рельс почти не видно, настолько все заросло.

Железная дорога Валдай — Крестцы была частью проекта Нарва — Луга — Новгород — Бронницы — Валдай, который строился во время Первой Мировой Войны, в том числе, и из стратегических соображений.

В то же время, в том же месте, реализовывался другой проект — железная дорога Петроград — Новгород — Бронницы — Соблаго — Смоленск — Орёл.

Всем известные быки на Волхове должны были стать опорами железнодорожного моста этих двух проектов.

Оба проекта так и не были целиком реализованы. Есть версия что именно из-за новгородского культурного наследия. Проект наделал много шуму в тогдашних культурных кругах, поскольку железная дорога должна была пройти в непосредственной близости от Рюрикова Городища и церкви Спаса-на-Нередице и целиком изменить местный ландшафт.

Письма Николая Рериха по этому поводу: письмо 1, письмо 2.

По другой версии, строительство прекратилось из-за того что в 1918 году Советская Россия заключила в Бресте мирный договор с Германией. Из-за этого договора отпала необходимость в строительстве многих стратегических дорог.

Линия Валдай Крестцы в районе бывшей о.п. 35 км.

Встречаются рельсы поставленные по лэнд-лизу с завода Lackawanna Steel Company (США).

Одно можно сказать точно, если бы эти две железные дороги были достроены, сегодня Новгород был бы городом совсем другого масштаба и значения. В Москву мы бы ездили через Валдай, а многие поезда из Санкт-Петербурга в Москву ходили бы через Новгород.

От первого проекта реализовали только участки Новгород — Батецкая — Луга и Валдай — Крестцы. Оба участка построены в 1916 году. От второго — Новгород (Предузловая-Павловская) — Новолисино (1914 — 1918 гг., 1918 — 1922 гг.). Помимо двух участков, от проекта осталась улица Орловская и насыпь от Мячинских озер до самого поселка Крестцы.

Между шпал местами растут елочки. Еще пару лет и тут будет не пройти.

Официально линия Валдай — Крестцы является действующей, но последний поезд по ней прошел аж в 2006 году. К моменту закрытия движения по линии почти не было. Пассажирское движения было прекращено еще раньше, в 1992 году. Ретро-туры с использованием паровозов устраивались, как минимум, в 1996 году.

На сегодня, небольшой накат на рельсах есть. Правда он может быть сделан небольшими кустарными мотодрезинами, которые местные жители могут использовать для поездок за грибами и ягодами.

Каменные мосты активно строились до XIX в. Они долговечны, надёжны и требуют небольших затрат на содержание. Каменные мосты имеют значительную собственную массу, поэтому малочувствительны к увеличению массы поездов и автомобилей, меньше других мостов реагируют на удары при движении поездов, при езде по ним производится меньше шума. Недостатками каменных мостов является большая трудоёмкость строительства и ограниченная длина пролёта. В конце XIX — начале XX вв. каменные мосты уступили место бетонным, железобетонным и металлическим мостам.

Процессы обработки камня и кладки сводов исключительно трудоемки, они должны выполняться высококвалифицированными рабочими, и при этом, они не поддаются эффективной механизации. Все это приводит к более высокой стоимости и затяжным срокам строительства по сравнению, например, с железобетонными мостами.

По М10/E105 Москва — Санкт-Петербург до деревни Ярынья. От Великого Новгорода примерно 110 км. С М10 нужно съехать по указателю на деревню Колокола. Далее по грунтовке до переезда, примерно 3 км. От переезда, направо, 1 км. пешком по шпалам.

Если у вас есть какая-то информация из истории линии Валдай — Крестцы, какие-то исторические данные или фотографии — пишите.


А поехали сюда мы в январе, на Рождество, когда решили посетить Валдайский Иверский монастырь в Новгородской области. Изучая карту, что еще можно увидеть интересного по пути, я увидел на ней этот мост. И сразу же понял, что мы обязательно сюда заедем.

Дорога к мосту не была сложной, хотя и шла к глуши. Сначала мы отъехали от Московского шоссе влево. Проехав 3 километра, остановились у железнодорожного переезда заброшенной ветки. Дальше пешком направо, по рельсам. Правда, никаких рельс под глубоким снегом не видно. Валдайская возвышенность. Зимы здесь настоящие, русские, с глубоким снегом и морозом. В Петербурге было -10, а здесь - 22.


Догадаться о присутствии здесь железной дороги было бы невозможно. Засыпана наглухо. Но эта снежная красота нас очень радовала! Глухие леса, чистейший воздух. Что может быть лучше?


Заброшенную железную дорогу никто не обслуживает уже давно, поэтому на ней попадаются всякие интересные препятствия


Что ж, полезная физическая нагрузка после нескольких часов езды в автобусе!


На нашем пути встречались следы всякого зверья. В основном, зайцев.


Вот и сам железнодорожный мост.

Теперь надо немножко рассказать про саму железную дорогу. Построена она была при Николае Втором, как и многое другое в России. Это было время невероятного технологического взлета нашей страны, которое потом большевики, пользовавшиеся тем, что создал "проклятый царский режим", обзывали временем отсталым, вливая в уши людям вранье, какой дремучей и лапотной была Россия, и как они ее спасли. На самом деле, все было наоборот - вся советская наука и все советское образование были созданы на базе того, что было при последних Романовых.


С моста открывается потрясающий вид на реку Ярынью. К сожалению, у меня в этот момент что-то случилось с объективом, он то ли запотел, то ли снежинка попала, в общем кадры чуток смазались. Но все равно, получить представление о красоте места - можно!


Вот такие пейзажи на Валдайской возвышенности. Люблю эти места.


Спускаемся вниз, чтоб осмотреть сам мост. Он впечатляет!


Построен в 1914-1916 годах, во время войны. Несмотря на сложные времена, сделан так качественно, что до сих пор стоит, словно новенький.


Высота этого красавца - 18 метров!


Вблизи он потрясает красотой и размерами еще больше.


Хотелось бы сделать фото крупным планом, но зимой это тяжело. На склоне снег очень глубок, а сам склон крутой. Надо приехать сюда в мае, может тогда получится.


Строилась эта железнодорожная ветка между станциями Крестцы и Валдай. Планировалась для снабжения российско-германского фронта, в обход Петрограда, чтоб не перегружать поездами столицу и ее окрестности. Предполагалось , что будет построена большая железная дорога от Нарвы, через Лугу и Новгород, с окончанием в городе Валдае. Но построена была лишь небольшая часть, одна от Новгорода до Луги (иногда там ходит дизель), другая от Крестцов до Валдая, которую и использовали до недавнего времени.


Пассажирское движение было до 1992 года, грузовое прекратилось в 2006 году, после чего ветка оказалось полностью заброшенной. Надо отметить, что в эпоху нынешнего президента, бряцающего на весь мир оружием, и пугающего всех нашими невероятными военными способностями, железным дорогам в России пришел полнейший погром - где-то просто закрывали, где-то снимали рельсы, где-то даже разбирали насыпи. Это все явно свидетельствует о "вставании с колен". Случись война - не начем будет даже подвозить войска и снаряды. Для надежности даже уничтожили Торжокский завод, производивший вагоны и электрички, обанкротив его в 2017 году. После всего этого наши угрозы всему миру выглядят особенно смешно.


Но давайте же вернемся к этому потрясающе красивому мосту! Может и к лучшему, что дорога заброшена? Сохранится он как уникальный памятник архитектуры! Хотя туристов бы сюда катать на ретро-паровозиках - было бы супер.


Разве должна такая красота пропадать неизвестной? Так и будут ездить наши сограждане по всяким Парижам, а свои красоты - знать не будут. Давайте же показывать всем, сколько у нас есть красивого и хорошего? И добраться сюда вовсе не так сложно. У многих из вас есть личные автомобили, а у кого нет - всегда можно скинуться и арендовать транспорт. Поездку сюда можно совместить с посещением Валдая или усадьбы Заключье в Тверской области. В общем, обязательно побывайте здесь!


Полчаса любовались мостом на морозе - 22 градуса, который после ходьбы по снегу уже не казался холодом, ибо мы разогрелись. А когда прошли обратно, под примятым нами снегом наконец-то показались железнодорожные рельсы.


А потом мы побывали в Валдайском монастыре, но это - отдельная история.


Если вы не из тех, кому повезло отправиться в отпуск, и проводите летние деньки на работе, предлагаем вам совершить маленькое путешествие. Оно займёт лишь несколько часов, но поможет вам не только насладиться красотой природы, но и по-новому взглянуть на, казалось бы, знакомую Новгородчину.

Железнодорожный мост через реку Ярынья


Возвели мост в 1914-1916 годах. История его строительства тесно связана с опорами незавершённого моста через Волхов у Рюрикова Городища. Предполагалось, что железные дороги Санкт-Петербург – Орел и Валдай – Нарва соединятся в Новгороде, пройдут общим участком два моста через Волхов и Мсту, и разойдутся после села Бронница. К слову, название улицы Орловская в Великом Новгороде отсылает именно к проекту первой дороги.

Мост через реку Ярынья является частью проекта второй, а точнее, линии Валдай - Крестцы. Известно, что последний товарный поезд прошел по ней в 2011 году, а пассажирский – в 1994. В эксплуатируемом состоянии находятся лишь первые 7 километров линии. Остальной участок дороги заброшен. Что же касается нашего моста, то по нему последний поезд прошёл в 2006 году. Кстати, есть на линии Валдай – Крестцы и еще один каменный мост. Он пересекает реку Холова рядом с деревней Переезд.


Этот маршрут подойдёт для тех, кто любит ходить пешком, но не слишком долго. Необходимо будет пройти около километра по шпалам, перед тем как сквозь листву покажутся рыжеватые перила. Еще несколько шагов – и вы незаметно оказываетесь прямо на мосту.


Забавно то, что когда читаешь описания моста, которые есть в сети, не бросается в глаза его высота – 18 метров, а ведь это уровень девятого этажа. И только оказавшись на месте, мы взглянули на бурлящую далеко внизу речку, стоящие на берегах деревья – далеко не у всех верхушки достают до моста. Признаюсь, после этого мы схватились за перила покрепче. Они, несмотря на свой не внушающий доверия вид, оказались вполне надёжными.


Спуститься к подножию опор мы смогли по довольно крутой тропинке. Можно также пройти к воде.

На камнях видна нумерация. Вероятно, материал предварительно вытёсывали и определяли нужный порядок. Удивительно, насколько основательно велась эта работа для объекта, построенного в военные годы. Сам же мост являет собой железобетонную контрукцию.


Сложно поверить, но такая красота находится не где-нибудь в Европе, а у нас, прямо под боком. То, что сто лет назад было построено из стратегических соображений, вполне могло бы стать видным туристическим объектом в наше время. Тем более, что наличие и пока еще неплохое состояние железной дороги позволяет пустить сюда экскурсионные поезда. Чем не ретро-маршрут? Вероятно, мост был бы также интересен экстремалам, увлекающимся банджи-джампингом.

Однако, пути всё же требуют за собой ухода. Кое-где между шпалами пробиваются молодые деревья. Постепенно осыпается облицовка с опор и грустно видеть следы костров на деревянных шпалах прямо на мосту.


Так как и усадьба Заветное, и мост находятся недалеко от посёлка Крестцы, эти объекты удобно посетить в ходе одной поездки. Итак, выехав из Великого Новгорода по направлению на Москву, проедьте ещё около 20 километров после посёлка Крестцы. Свернуть с трассы нужно будет налево на указатель к деревне Колокола. По грунтовой дороге проедьте еще три километра, пока она не пересечет железную дорогу. Здесь нужно оставить машину и пойти направо по шпалам – путь займёт около километра. Будьте осторожны: по дороге на мост попадаются змеи. Нам встретилась всего одна – она грелась на шпалах у куста малины.

Кроме того, полезно занести в навигатор координаты: 58°8'22"N, 32°51'23"E.


Есть у нас в области такие места, после посещения которых хочется разогнать весь областной комитет по туризму. Одно из них — каменный железнодорожный мост через реку Ярынья.

Мост находится на линии Валдай — Крестцы. Построен, ориентировочно, в 1914-1916 годах. Высота моста — 18 метров, как у 9-этажного здания.

Железнодорожный мост через реку Ярынья. Линия Валдай — Крестцы. Новгородская область.

В новгородской области почти нет каменных мостов, а тем более, такого размера. Когда я посмотрел вниз, первое что мне пришло в голову — банджи-джампинг. Пусть не очень высоко, но зато очень красиво.

Вид с моста на реку Ярынья. Осенью река не так полноводна.

Сделать хорошие фотографии моста можно только в сезон без листьев. Мост зарос со всех сторон. Как, впрочем, и вся линия Валдай — Крестцы.

Живи мы где-нибудь в центральной Европе, у моста бы обязательно было название и он бы был известным символом района.

Река Ярынья. Железнодорожный мост.

Панорама. Вид из под моста.

Панорама. Вид с южной стороны.

Подобные железнодорожные ветки и мосты очень популярны у туристов. Некоторые туристические города живут только за счет такой железнодорожной составляющей. Яркий пример — город Сольер (Мальорка) и железная дорога Пальма-де-Мальорка — Сольер.


Вид из под самого моста. Склеено из нескольких кадров.

Конечно, все непросто. Нужно привести в порядок железную дорогу и мосты, сейчас они находятся в аварийном состоянии. Найти старый легкий паровоз, доставить его, содержать. Все это стоит огромных денег, и скорее всего, никогда не окупится. Но на это и есть муниципалитет, чтобы брать на себя проекты с непрямой выгодой и сложной организационной работой. Придется договариваться не только с властями Валдайского и Крестецкого районов, но и с РЖД и поставщиками сопутствующих услуг. Было бы выгодно — за это давно бы взялся бизнес.

Да и одним паровозом много туристов не привлечешь. Нужны сопутствующие достопримечательности и развлечения. А тут банджи-джампингом, дремучими лесами и рыбалкой не обойдешься.

Вид на мост с одного из заливных лугов. Весной на этом месте вода.

К сожалению, любой другой сценарий развития событий уничтожит линию Валдай — Крестцы. И тут уже не важно, украдут ли все рельсы на металлолом, или линию будут капитально восстанавливать (как это сделали с участком Новгород — Новолисино). Современные железные дороги не терпят песочного балласта, каменных и деревянных мостов.

Состояние опор моста.

Внутренняя часть арок выполнена из бетона. Скорее всего мост капитально ремонтировали.

Железная дорога выходит на мост. Иногда рельс почти не видно, настолько все заросло.

Железная дорога Валдай — Крестцы была частью проекта Нарва — Луга — Новгород — Бронницы — Валдай, который строился во время Первой Мировой Войны, в том числе, и из стратегических соображений.

В то же время, в том же месте, реализовывался другой проект — железная дорога Петроград — Новгород — Бронницы — Соблаго — Смоленск — Орёл.

Всем известные быки на Волхове должны были стать опорами железнодорожного моста этих двух проектов.

Оба проекта так и не были целиком реализованы. Есть версия что именно из-за новгородского культурного наследия. Проект наделал много шуму в тогдашних культурных кругах, поскольку железная дорога должна была пройти в непосредственной близости от Рюрикова Городища и церкви Спаса-на-Нередице и целиком изменить местный ландшафт.

Письма Николая Рериха по этому поводу: письмо 1, письмо 2.

По другой версии, строительство прекратилось из-за того что в 1918 году Советская Россия заключила в Бресте мирный договор с Германией. Из-за этого договора отпала необходимость в строительстве многих стратегических дорог.

Линия Валдай Крестцы в районе бывшей о.п. 35 км.

Встречаются рельсы поставленные по лэнд-лизу с завода Lackawanna Steel Company.

Одно можно сказать точно, если бы эти две железные дороги были достроены, сегодня Новгород был бы городом совсем другого масштаба и значения. В Москву мы бы ездили через Валдай, а многие поезда из Санкт-Петербурга в Москву ходили бы через Новгород.

От первого проекта реализовали только участки Новгород — Батецкая — Луга и Валдай — Крестцы. Оба участка построены в 1916 году. От второго — Новгород (Предузловая-Павловская) — Новолисино (1914 — 1918 гг., 1918 — 1922 гг.). Помимо двух участков, от проекта осталась улица Орловская и насыпь от Мяченских озер до самого поселка Крестцы.

Между шпал местами растут елочки. Еще пару лет и тут будет не пройти.

Официально, линию Валдай — Крестцы закрыли для движения в 2006 году. К моменту закрытия, движения по линии почти не было. Пассажирское движения было прекращено еще в 1992 году. Ретро-туры с использованием паровозов устраивались, как минимум, в 1996 году.

На сегодня, небольшой накат на рельсах есть. Правда он может быть сделан небольшими кустарными дрезинами, которые местные жители могут использовать для поездок за грибами и ягодами.

По М10/E105 Москва — Санкт-Петербург для деревни Ярынья. От Великого Новгорода примерно 110 км. С М10 нужно съехать по указателю на деревню Колокола. Далее по грунтовке до переезда, примено 3 км. От переезда, направо, 1 км. пешком по шпалам.

Если у вас есть какая-то информация из истории линии Валдай — Крестцы, какие-то исторические данные или фотографии — пишите.


Валдайский край богат на диковинки – здесь и природные красоты, и рукотворные памятники, и необычные музеи. Сооружение, о котором мы расскажем сегодня, смело можно относить к историческим памятникам – оно было построено в начале прошлого века.

Это железнодорожный мост через реку Ярынья, который известен далеко за пределами Валдайского края. Несмотря на масштабность и внешнюю привлекательность сооружения, комитет по туризму никак не использует возможность показать железнодорожный виадук широкому кругу зрителей, а зря. Он мог бы, само собой, после реставрации и облагораживания прилежащей территории, стать изюминкой района, привлекать восхищенные взгляды туристов, выступать в качестве обзорной площадки или места для джампинга.

Железная дорога Валдай – Крестцы


Эта ж/д магистраль была частью довольно масштабного проекта времен Первой Мировой – пути, соединяющего Валдай с эстонским городом Нарва через Лугу, Новгород и Бронницы. К сожалению, задумкам проектировщиков так и не удалось в полной мере сбыться – строительство было остановлено в районе Великого Новгорода после сооружения быков моста через Волхов.

Причины прекращения проекта точно не известны. Кто-то считает, что виной тому близость к будущему мосту известного исторического памятника – Рюрикова Городища, другие предполагают, что после заключения мирного договора с Германией необходимость в строительстве многих стратегических автомобильных и железнодорожных магистралей отпала. Но факт в том, что строительство прекратили, в рабочем состоянии остался лишь отрезок ж/д путей, соединяющий Валдай с поселком Крестцы.

На сегодняшний день дорога не используется в качестве рабочего пути, ее полностью закрыли для движения в 2006 году. Последний зарегистрированный ретротур по ж/д пути Валдай-Крестцы прошел в 1996 году. Сейчас дорога полностью заброшена.

Виадук высотой в 6 этажей

Точная дата постройки моста через Ярынью неизвестна, но по мнению историков это 1914-1916 гг. Строители и инженеры тех времен сотворили настоящее чудо – мост из прочного камня благодаря арочному строению и особенностям конструкции кажется легким и воздушным – того и гляди, взлетит. При этом сооружение весьма внушительное – высота виадука 18 метров, что сравнимо со зданием в 6 этажей.

Каменные мосты в Новгородской области – большая редкость, а переправ из камня такого размера на территории Валдайского края больше не имеется. Речка, которую пересекает старая железная дорога – одна из множества валдайских речушек. Мелководная летом, она становится быстрой и стремительной в период паводка, чем пользуются каякеры и байдарочники. Сплавы по Ярынье – прекрасный вариант для спорттуризма и семейного времяпровождения. А проход под арочным виадуком через реку сделает выходной еще более насыщенным.

Пешком по шпалам


Добраться к мосту не так-то просто, ведь это не известная достопримечательность, проезд к которой обеспечен государством или предпринимателями, но в конечном итоге труды того стоят. Желающие увидеть необыкновенный мост на отрезке заброшенной ж/д магистрали Валдай – Крестцы выезжают по федеральной трассе М-10, сворачивая в деревне Ярынья в сторону расположения железнодорожных путей. На пересечении их с автодорогой (находится примерно в 3 км от основной трассы) нужно остановиться. Дальнейший путь пройдет пешком и займет всего 15-20 минут.

Даже сама дорога до моста представляет собой своеобразный памятник. Несмотря на всеобщее запустение, пейзаж не лишен определенной красоты – старинные рельсы, на которых время оставило неизгладимый след и характерная природа Валдайского края неплохо сочетаются, формируя вид, достойный быть отраженным на картинах. Больше всего дорога понравится любителям постапокалиптических фильмов и книг. Примерно километр пешей ходьбы по этим живописным местам, и вот вы уже видите перила моста.

Полезно знать: в пределах 30-километровой зоны вокруг имеется не менее 5 достопримечательностей, которые стоит увидеть, среди них – усадьба Заветное, имение, которое во времена своего расцвета называли не иначе, как маленький Версаль.

Несмотря на хорошее состояние памятника старины, время все же берет свое. Остается только надеяться, что ему уделят больше внимания, и мост не будет постепенно разрушаться, теряя свою необыкновенную красоту и изящество.

Отдых в поселке Крестцы и Крестецком районе вряд ли оценят любители комфортного отдыха. Здесь нет комфортабельных гостиниц, огромных гипермаркетов и ночных клубов. Зато любители тихого отдыха и ценители российской глубинки непременно найдут здесь что-то интересное для себя. Хотя на счет "глубинки" я, конечно, загнула, так как поселок находится на Федеральной трассе М10, это как в песне поется "между Ленинградом и Москвой".

Для туристов разработан специальный маршрут : Церковь Троицы Живоначальной- Екатерининский собор - Краеведческий музей - дер. Ручьи, музей Хлебникова - заброшенный железнодорожный мост 1914 года. Это для приличных туристов. Я же предпочла прогулку на велосипеде по Крестцам и Крестецкому району и с удовольствием её и совершила. С удовольствием, аххахахаках)) Ездить на велосипеде по поселку удовольствие в физическом плане сомнительное, приличного качества только центральные улицы. Плюс ко всему к велосипедистам нет никакого уважения, можно минут 15 стоять на пешеходном переходе и ждать когда тебя пропустят. Возможно мне просто не повезло. Но видимо не спроста на пешеходных переходах установлены фотографии детей в полный рост, чтобы хоть как-то привлечь водителей авто к наличию на дороге других участников дорожного движения. Я, если честно, чуть не поседела, когда увидела ребенка на улице, даже сначала не поняла, что он не настоящий, уж очень реалистично выглядит. Зимой они стоят в курточках, летом в футболочках, пугают приезжих.


Поселок, на самом деле очень очаровательный, если можно так сказать. Не знаю кого как, а меня эти маленькие двухэтажные домики, построенные Бог знает когда очень умиляют. Есть какое-то особенное очарование в старых маленьких провинциальных городках, где даже собаки гуляют без поводков. Крестцы- именно этот случай.


Но вернемся к достопримечательностям. Первое, что бросается в глаза при подъезде к поселку, так это ларьки с дымящимися самоварами и пирожками местного производства. Напоминает какую-то ярмарку позапрошлого века. Я думаю каждый, кто хоть раз ездил из Москвы в Санкт-Петербург или обратно останавливался здесь и пробовал эти пирожки. Ничего особенного в них нет, на вкус так себе, на вид еще хуже. Раньше говорят были дешевые, вкусные, размером с ладонь. Особенно мне нравились с ветчиной и сыром. И ведь реально клали ветчину и твердый сыр. А сейчас дешевая колбаска и плавленный сырный продукт. Сейчас люди заезжают сюда скорее по привычке, но тем не менее крестецкие пирожки для меня и для многих являются главной гастрономической достопримечательностью и визитной карточкой поселка Крестцы. А ведь раньше этой самой визитной карточкой была "Крестецкая строчка". Сложно выживать производству в современном мире дешевой синтетики. Хотя музей Крестецкой строчки вполне себе функционирует, рекомендую к посещению.


Кстати о пирожках, точнее о перекусе, как бы я не искала какое-нибудь кафе или столовую, так ничего и не нашла, кроме небольшой Шаверменной. Заведение в местном масштабе очень приличное, хотя разумеется полноценный обед вам там никто не предложит. Но и с голоду тоже умереть не дадут.


Катаясь по городу на велосипеде в слепую, если можно так назвать отсутствие в голове определенного маршрута, наткнулась на такой знак. Находится он рядом с местным кинотеатром. А что меня особенно поразило, так это наличие рядом симпатичной велопарковки.


Наверное, именно здесь и находится культурный центр поселка. Возможно это и не так, но именно здесь приятный молодой человек сам предложил мне свою помощь, чтобы сфотографировать меня на фоне инсталляции "Я люблю Крестцы". Представился он, кстати, киномехаником. Вот такие приветливые люди живут в маленьких городках.


И вот еще такой неказистый памятный знак - камень с памятной доской святых Петра и Февронии. Не имею ни малейшего понятие, какая связь между этими святыми и Крестцами, но тем не менее сейчас стало очень модно широко отмечать 8 июля и тут оборудован целый уголок любви, семьи и верности. Находится он в Екатерининском сквере, собственно недалеко от Екатерининского собора. Тут где-то есть так называемая скамья примирения и гнездо с аистом. Почему я всё это не увидела, не знаю, но толпы мамочек с детьми собираются именно здесь. Некоторые не стесняясь распивают пиво, покачивая свободной рукой коляску. Что меня привлекло в этом месте? То, что к памятному камню нет даже дорожки, не то, что асфальтированной, песчаной или какой-то там еще, нет даже тропиночки. Склонна считать, что туда кроме немногочисленных молодоженов никто не ходит. Мне же лично было даже как-то совестно пробираться с велосипедом по пушистому газону.

Собственно осмотр и знакомство с поселком у меня заняли у меня полдня, вторую половину решила посвятить посещению деревни Ручьи. Там находятся деревянная церковь Георгия Великомученика Победоносца с колокольней 18 века постройки и Каменная пятикупольная церковь Покрова Божьей Матери 20 века постройки. Вторую в 2000-х года пытались отреставрировать, но попытки не увенчались успехом. Сейчас она выглядит весьма плачевно. Церкви без креста вызывают у меня какое-то особенное сострадание. Стыдно и больно за наше современное общество.


Не менее стыдно и больно за Церковь Георгия Победоносца. Подумайте только, деревянная церковь, памятник архитектуры 18 века! И в каком состоянии? На грани полного разрушения. Чудовищно.


Вокруг этой церкви находится деревенское кладбище. Здесь был похоронен в 1922 году поэт Велимир Хлебников, более известный как Виктор Владимирович Хлебников. Около 40 лет мирно покоился поэт, пока в 1960 году его останки не перезахоронили в Москве. В деревне на месте первой могилы Хлебникова установили памятный знак, а в местном ДК открыли музей. Собственно всё, что досталось деревне Ручьи, памятный знак, Хлебниковские чтения в дни памяти и разрушенная Богом забытая деревянная церковь, от которой через 5-10 лет не останется и следа. Вот так и погибает русская глубинка. Не перестаю повторять, стыдно и больно. Зато теперь Велимир Хлебников покоится на более престижном (как цинично это звучит) Новодевичьем кладбище. На этой грустной ноте закончился первый день.

На второй день было запланировано посещение заброшенного каменного моста узкоколейной железной дороги Крестцы - Валдай. Ветка Крестцы -Валдай была частью проекта железной дороги Нарва — Луга — Новгород — Бронницы — Валдай. Строилась эта дорога в годы Первой Мировой войны. Но увы, дорогу так и не достроили, война к счастью закончилась подписанием 1918 году в Бресте мирного договора с Германией, необходимость в ней отпала. Да и к тому же проходила она не совсем удачно по историческим памятникам близ Великого Новгорода. Дорогу не достроили, а ветка Крестцы - Валдай и мост остались. Едем смотреть.

Добраться до этого места на велосипеде не очень просто. Никому не советую. Лучше на авто по М10 до деревни Ярынья, там будет поворот на деревню с красивым названием Колокола. Вот собственно по этой дороге по песчаной грунтовочке и нужно ехать четыре километра, пока не упретесь в рельсы узкоколейной железной дороги. А дальше только пешком. Ну или в моем случае на велосипеде. Сомнительное удовольствие ездить по шпалам, знаете ли)


Всего по рельсам и шпалам нам нужно преодолеть всего лишь 1 км. Поначалу не покидало странное ощущение, казалось что вот-вот откуда-то должен выехать поезд. Разумеется не выехал, так как пассажирские перевозки прекратились еще в 1992 году. Но иногда на протяжении еще 10 лет иногда пускались какие-то поезда, возможно историческо-туристические, сейчас сложно найти об этом информацию. Говорят, что здесь до недавнего времени хотели организовать туристический маршрут, но проект требовал немалых денег, сил и времени. Нужно было найти легкий паровоз, как-то доставить его в Крестцы, привести дорогу и мост в должное состояние, долго, дорого, и к тому же есть риск, что проект не окупится. Сейчас мало кому интересна история, тем более такая далекая, как Первая Мировая. Даже наш любимый Отзовик два раза отклонял мой отзыв об этом объекте, якобы он никому не интересен, так чего уже говорить о маленьком поселки Крестцы, который силами местного бюджета вряд ли потянет этот проект. Поэтому всем интересующимся и приходится добираться пешком.


Дорога достаточно заросла, по приходится передвигаться по протоптанной тропиночки, то и дело убирая от лица ветки. Мне в одиночку было слегка страшновато, вдруг дикие звери, а бежать совсем некуда. Но кроме лягушек никого не встретила, да и понемногу эстетическое удовольствие от созерцания природы и вкусная земляника вернули мне бодрое расположение духа.



А когда вдали показался мост, я даже испытала некоторое разочарование. Неужели ради этого я ехала на велосипеде несколько десятков километров?


Но подойдя поближе и посмотрев вниз, всё встало на свои места. Картина открылась очень впечатляющая, у меня глядя вниз даже несколько закружилась голова. Высоко.


Удивительный контраст - высоченный мост и маленькая речушка глубиной по щиколотку внизу. Было принято решение спускаться вниз. А пока я лезу вниз через крапиву и цепляюсь за ветки, расскажу вам чем же он примечателен для меня. В Новгородской области почти нет каменных мостов, а такой высокий вообще единственный. Его высота составляет 18 метров, чуть -чуть не дотягивает до высоты стандартной девятиэтажки. Да и вообще вся эта тематика, поезда, узкоколейки, мосты меня будоражит.



Снизу вся эта конструкция производит ещё большее впечатление. Я не знакома с технологиями строительства 100-летней давности, но увиденное достойно уважения.


Каменные опоры очень хорошо сохранились. Проходя под ними не задумываешься о том, что кирпич может упасть на голову. Умели ж люди строить на века.



А речка Ярынья оказалась действительно очень мелкой. Хотя возможно сто лет назад переправа через неё и требовала такого масштабного сооружения, как этот мост. Сейчас в ней не видно даже рыбок, "проплывают" только рельсы.


Удивительно, что до сих пор рельсы не посдавали в местные пункты металлолома. Хотя возможно через пару десятков лет их ждет именно эта участь.


Сейчас же на мосту растут елочки и земляника, а скоро вся узкоколейка превратится в непроходимый лес. Жалко, а ведь это наша с вами история, которая так легко и быстро убегает по рельсам в прошлое.


Вот таким вот немного грустным, но очень познавательным и запоминающимся оказалось моё путешествие в поселок Крестцы и Крестецкий район.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.