Методические рекомендации по нарушению осанки и плоскостопия


Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклонно возрастает. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможно только при правильной осанке. Умение и неумение держать свое тело влияет не только на внешний вид школьника, но и на состояние его внутренних органов, здоровье ребенка в целом. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, а иногда даже приводит к серьезным заболеваниям. Дефект осанки может стать причиной моральных переживаний ученика и отразиться на его успеваемости.

Цель: формирование правильной осанки, профилактика и исправление дефектов осанки и плоскостопия, если они уже есть; воспитание, начиная с раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
posobie.docx 115.71 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время еще острее стала проблема воспитания здорового поколения. Ведь именно оно в значительной степени определяет состояние здоровья населения России в ХХI веке, сохранение генофонда народа, его профессиональную пригодность, возможность экологического и культурного развития.

Сохранение, и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие является приоритетным направлением государственной политики.

Очевидно, что образование сегодня должно быть здоровьетворящим, направленным на формирование личности, здоровой духовно и физически, развитой интеллектуально и обладающей необходимым для этих целей знаниями и навыками, типом поведения и образом мышления.

В современных условиях учреждения образования призваны обеспечить максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, запросов и потребностей самого ребенка, семьи, общества.

Сегодня, состояние здоровья младших школьников вызывает большую тревогу. Из-за негативных для здоровья последствий научно-технического прогресса (гиподинамия, экологическая загрязненность окружающей среды и т.д.) все острее становится проблема рационального использования оздоровительного эффекта средств физической культуры. А в условиях проживания в регионах Крайнего Севера, когда дети большую часть времени года ходят в зимней одежде, обуви, которая сковывает движения, и метеоусловия не позволяют достаточно играть на свежем воздухе, вести подвижный, активный образ жизни, снижается двигательная активность детей.

Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклонно возрастает. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, педиатров, ортопедов, педагогов показывают, что среди детей младшего школьного возраста наблюдается увеличение нарушения осанки. По данным НИИ гигиены детей и подростков, у 40% детей дошкольного возраста обнаружены заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе нарушения осанки и плоскостопия. Более чем у 60% младших школьников имеются нарушения осанки, и число обучающихся с такими нарушениями за время обучения в школе увеличивается. А в условиях проживания в регионах Крайнего Севера, в частности в г. Надыме, по данным физкультурно-спортивного диспансера, 2/3 детей школьного возраста страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможно только при правильной осанке. Умение и неумение держать свое тело влияет не только на внешний вид школьника, но и на состояние его внутренних органов, здоровье ребенка в целом. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, а иногда даже приводит к серьезным заболеваниям. Дефект осанки может стать причиной моральных переживаний ученика и отразиться на его успеваемости.

Вот почему необходимо постоянно следить за осанкой и независимо от ее состояния заниматься гимнастикой, формирующей правильную осанку. Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Исправление дефектов осанки дело всегда более трудное, чем предупреждение их. Так что лучше предупредить любые нарушения, чем потом их исправлять. Особенно это касается обучающихся старшего школьного возраста, у которых нарушения осанки становятся более стойкими.

Назрела жизненная необходимость внедрения новых инновационных образовательных технологий, разработок методических пособий и программ, рекомендаций по профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия, дающих возможность, средствами физической культуры, совершенствовать физическое состояние обучающихся и корректировать осанку.

Рекомендации: "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия"

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок — это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.

Анкетирование, проведенное в вашей группе, показало, что всех родителей без исключения волнует вопрос сохранения и укрепления здоровья своего ребёнка. Но в силу разных причин (дефицита времени, усталости, собственной лени) детям уделяется недостаточно внимания со стороны родителей. К большому сожалению, далеко не все родители делают вместе с детьми зарядку, регулярно гуляют на свежем воздухе, делают им массаж, к тому же отдают предпочтение не подвижным играм, а интеллектуальным и развивающим. Всё это подтверждают и результаты опроса, проведённого среди детей.

Показатели ежегодных медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников (растёт число детей состоящих на диспансерном учете в детской поликлинике с различными заболеваниями, увеличении числа детей с патологиями опорно-двигательного аппарата, в том числе с плоскостопием. Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание.

Плоскостопие – болезнь серьезная из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что многие годы человеку прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью: вкалывать – так до упаду, заболел – не раскисай, и вообще – если уж умирать, так с музыкой, и непременно на работе.

Но времена громких лозунгов миновали, оставив человека наедине со своими недугами, смертельными и несмертельными. В число последних и входит плоскостопие.

Что же такое плоскостопие?

Это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов.

Почему у современных детей всё чаще и чаще наблюдаются данные нарушения, какие факторы влияют на формирование свода стопы?

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит, особенности состояния здоровья (частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д.

Нередко плоскостопие становится одной из причин нарушения осанки. Неправильная форма стопы приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, к формированию сколиотической осанки или сколиоза.

К тому же стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние и на весь организм в целом. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли.

До 4,5-5 лет у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы является патологией. Поэтому медицинское заключение о плоскостопии выносят лишь с пятилетнего возраста.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов и коррекцию имеющихся у детей нарушений. Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо! Но следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Поэтому в нашем детском саду мы пытаемся создать все условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, НОД по ф/р, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения, ЛФК, лечебный массаж, корригирующая гимнастика после сна.

Но как показывает практика, всего этого оказывается недостаточно. Данная работа должна проводиться совместно с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:

* общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность,

* правильный подбор обуви для ребенка,

* проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны,

* специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,

* использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.

Значение пальчиковой гимнастики велико:

— способствует овладению навыками мелкой моторики;

— помогает развивать речь;

— повышает работоспособность коры головного мозга;

— развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Памятка для родителей.

Плоскостопие. Как его выявить?

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Мы предлагаем вам провести в домашних условиях исследование отпечатков стопы вашего сына (дочери) — плантографию.

Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и приготовьте водный раствор зеленки либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на стопы ребенка одно из этих красящих веществ. Взяв сына (дочь) за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы — плантограммы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся на бумаге контур.

Оценка плантограммы. Возьмите карандаш и линейку и прочертите две линии.

Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы — стопа плоская; если первая линия проходит внутри отпечатка — стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии — стопа нормальная.

Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается); тяжелая, косолапая походка; обувь, сношенная с внутренней стороны.

Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?

· Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.

· Плоскостопие — это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.

· При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

· Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается физиологическое плоскостопие, которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

· Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.

· Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см) не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

· Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные несложные упражнения. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком поддержит его интерес к лечению и даст больший эффект.

Факторов, влияющих на состояние опорно-двигательного аппарата школьников, весьма много. Поэтому для профилактики и коррекции имеющихся нарушений следует использовать целый комплекс средств: занятия физической культурой с элементами ЛФК, плавание в бассейне, упражнения на тренажерах, коррекционную гимнастику, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, подвижные игры и т. д. Однако ведущая роль в решении проблем физического развития ребенка отводится семье. Поэтому комплекс упражнений, направленных на укрепление свода стопы, следует ежедневно выполнять дома.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием:

1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например, по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками, — мощный фактор предупреждения плоскостопия.

2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.

3. Из положения сидя на полу (стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).

4. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

6. Хождение на внешней стороне стопы.

10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) по полу в течение трех минут.

· собрать веревку пальцами ног;

· ходьба на носках, пятках;

· ходьба на внешней стороне стопы;

· ходьба по массажной дорожке;

· прокатить палку по полу стопами ног.

В комплекс упражнений для детей, у которых выявлена сутулость, необходимо включить задания :

· походить с палкой за спиной;

· стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками;

· идти с предметом на голове;

· упражнения из положения лежа на спине, на животе.

Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, а, следовательно, и профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата , необходимо уделять организации этих мероприятий особое внимание.

После обливания ног обязательно необходимо дать несколько профилактических упражнений :

· переступания с пятки на носок;

Затем необходимо провести подвижную игру, в которой принимают участие все дети.

Систематическая работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата дает хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний.

Для повышения эффективности нашей работы способствуют тесные контакты с родителями. Они должны поддерживать все наши мероприятия, и продолжать работу дома, руководствуясь рекомендациями инструктора физической культуры и воспитателей.

Правильно подобранная одежда и обувь обеспечивает правильное физическое развитие ребенка. Одежда и обувь должна быть удобной.

Работа по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата - один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте медицинских работников, инструктора физической культуры, воспитателей, родителей.

1. Распространённость и причины возникновения нарушения осанки у детей.
2. Виды нарушения осанки, плоскостопие.
3. Возрастные физиологические и психические особенности детей

4. Методика профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Распространённость и причины возникновения нарушения осанки у детей.

Виды нарушения осанки, плоскостопие.

Возрастные физиологические и психические особенности детей

Методика профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

В настоящие время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Вследствие разных причин состояние здоровья детей дошкольного возраста ухудшается, растёт процент дошкольников с ортопедической патологией, поэтому педагогам и родителям нужно вовремя сформировать правильную осанку у детей и чем раньше проявлять заботу о ней, тем легче предупредить появление различных отклонений.

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста предполагает, прежде всего, достаточную двигательную активность и укрепление мышечного корсета посредствам подвижных игр, физических упражнений, закаливания, точечного массажа, элементов йоги, дыхательной гимнастики.

Проблема детского здоровья является одной из самых актуальных для города Новокузнецка. Мало кто из детей дошкольного возраста нашего района посещает физкультурно-оздоровительные центры. Это связанно с отдалённостью от городского центра в котором находятся большинство спортивных школ, а также с загруженностью родителей, которые мало уделяют время вопросу здоровья детей.

В связи с этим основная нагрузка по сохранению и укреплению здоровья детей ложится на образовательные учреждения.

Достаточная двигательная активность дошкольников – важнейшее условие для растущего организма. Она может быть обеспечена совокупностью организованных форм работы по физическому воспитанию (проведение физкультурных занятий, подвижных игр, утренней гимнастики, индивидуальной работы) и самостоятельной двигательной деятельностью детей.

Осанка – привычная , непринуждённая манера держать своё тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина. К сожалению, зачастую родители мало обращают внимание на формирование правильной осанки у ребёнка с раннего детства. И только когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как плохо сидит на нём костюм, а ноги в ботинках шаркают по земле. Именно взрослые виноваты в том, что их взрослый ребёнок имеет такой существенный недостаток в физическом развитии. Ведь формирование правильной осанки начинается с детства.

Позвоночник – это костный стержень, состоящий из 33-34 позвонков, соединённых маленькими эластичными дисками, которые придают ему гибкость. Окружающие его мышцы образуют так называемый мышечный корсет. При гармоничном физическом развитии у ребёнка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. Осанка в какой- то мере обусловлена наследственностью, но на её формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования начинается с самого возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В дошкольном возрасте нарушение осанки во многом обусловлено особенностями развития костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребёнка. Формированию нарушений осанки способствует и все нарастающая гипокинезия, ведущая к мышечной слабости и частой заболеваемости детей.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретёнными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках- остеохондрозу, и создаёт неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости, органов таза, верхних и нижних конечностей.

Чтобы определить , есть ли у ребёнка нарушения осанки, необходимо его осмотреть, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе ребёнка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперёд. В положении наклона вперёд подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединены между собой.

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно- плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой. Прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника в сигиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперёд). В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушении осанки или сколиозе.

Нарушения осанки бывают двух типов:

Нарушения осанки в сигиттальной плоскости неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника.

Плоская спина- характеризуется уменьшением физиологических изгибов позвоночника. Поскольку при плоской спине физиологические изгибы, особенно в поясничной области, стёрты, рессорная функция позвоночника снижена, что отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга при беге, прыжках и ряде других упражнений. Плоская спина, как правило, результат функциональной неполноценности мускулатуры. Дети с плоской спиной предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

Круглая спина характеризуется дугообразно увеличенным грудным кифозом на фоне сглаживания поясничного и шейного изгибов позвоночников. У детей с круглой спиной связки и мышцы растянуты, а грудные мышцы укорочены. Это укорочение ограничивает движения в плечевом суставе, поэтому подростки с круглой спиной часто не могут поднять руки до отказа.

При кругло-вогнутой спине отмечается увеличение всех изгибов позвоночника. Голова, шея, плечи наклонены вперёд, брюшная стенка вялая, растянута, живот выступает вперёд. Из-за дряблости и функциональной несостоятельности брюшного пресса и связанной с этим недостаточностью связочного аппарата органов – висцероптоз.

Нарушения осанки во фронтальной плоскостихарактеризуется асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника (остистые отростки позвоночника как бы образуют букву С или S .

Во всех случаях нарушения осанки необходимо показать ребёнка врачу –ортопеду, который может поставить точный диагноз.

Для предупреждения возникновения неправильной осанки следует проводить профилактику плоскостопия, так как уплощённые стопы нарушают опорную функцию ног, что сопровождает изменением костного скелета таза и позвоночника ребёнка.Подплоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы. Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Объём детской стопы больше взрослой, вследствие большей эластичности мышечно- связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоты, быстро утомляются и легко подвергаются деформации. Длительная и чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц и к стойкому опущению сводов.

Ведущая роль в укреплению мышц , сохраняющих и укрепляющих свод стопы принадлежит физическим упражнениям. Программы по физической культуре детских садов в достаточной мере насыщенны упражнениями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат .

3.Малыши 2-3 года жизни начинают осваивать сложные движения: ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками. В это время необходимо стимулировать его интерес к новому, помочь ему развить и укрепить мышцы рук, ног, спины и живота, укрепить вестибулярный аппарат. Детям нужно создать условия для активных физических упражнений. Нужно также помнить о том , что детям дошкольного возраста нельзя навязывать выполнение упражнений, принуждать их делать то, что им не хочется. Занятия должны строиться в форме игры, интересной для ребёнка.

Развитие двигательного аппарата детей 4-5 лет имеет ряд специфических черт по сравнению как с более ранним, так и более поздними возрастами. Развитие скелета пятилетнего ребёнка, находящегося в процессе окостенения, носит не столь интенсивный характер, как в предшествующие годы (особенно в возрасте до 3 лет). Достаточно энергичен лишь процесс окостенения мелких костей запястья, благодаря которому движения кисти становятся более устойчивыми. В течении пятого года жизни происходит значительный сдвиг в развитии мускулатуры ( в том числе – нервно- психической регуляции её функций). К пяти годам значительно увеличивается масса мускулатуры, особенно резко нарастает мускулатура нижних конечностей, возрастает сила и работоспособность мышц.

Возраст 5-6 лет –период стремительного роста ребёнка! Ежегодные прибавки в роста составляет 8-10 см, тогда как в возрасте 4-5 лет – всего лишь 4-5 см. Влияние на рост оказывает шишковидная железа- гипофиз. При этом наиболее быстро растут нижние конечности. Интенсивно протекает окостенение скелета, прежде всего- таких его частей, как запястье, пястье и фаланги пальцев руки, плечо, лучевая и подвздошные кости, стопа. Вместе с тем скелет ребёнка ещё достаточно эластичен: например его позвоночник, хотя и приобретает изгибы, характерные для взрослого человека, но в лежачем положении, главным образом во время сна, эти изгибы сглаживаются (постоянными они становятся лишь к семи годам).

У детей шести –семи лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу дошкольного возраста скелет ребёнка становится более крепким, поэтому ребёнок может выполнять движения, требующие гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. В этом возрасте дети могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физкультурные упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры.

4.Главным и действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание следует уделять равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.

Чтобы обеспечить всестороннее физическое воспитание детей, следует включать в их повседневный режим, начиная с раннего возраста. Несомненно, что гармоническое развитие мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей в основном обеспечивает удержание тела в вертикальном положении и способствует сохранению осанки. Но вопрос о правильной осанке не может быть полностью решён только укреплением соответствующей мускулатуры. Не меньшее значение имеет ещё и воспитание у детей мышечно - суставных ощущений положения таза и отдельных его частей.

Воспитание ощущений правильной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лёжа, сидя, стоя.

С этой целью рекомендуются проверенные опытом мероприятия:

- Изучение и воспитание осанки с помощью зеркала. Ребёнок должен понять, что для восстановления правильной осанки необходимы определённые усилия и движения надо выпрямлять позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодичную мускулатуру.

- Упражнения у вертикальной плоскости. Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда ребёнок научится правильно стоять у плоскости, дают различные упражнения- отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания с касанием плоскости затылком , спиной , лопатками, плечами, ягодицами и пятками. Очень полезно упражнения у плоскости сочетать с одновременным удержанием предметов на голове.

- Ношение различных предметов на голове. Физические упражнения, выполняемые с одновременным удерживанием на голове различных предметов, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умению напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

К этим упражнениям относятся : ходьба руки держа перед грудью и в стороны, ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, ходьба на коленях, ползание на четвереньках, приседание, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, укрепляют навыки правильного держания головы, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота. Известно, что брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки.

Важно помнить, что основная деятельность дошкольника – это игра.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым.

В дошкольном возрасте осанка ребёнка только формируется и любое нарушение условий её формирование приводит к патологическим изменениям. Поэтому важно в период дошкольного детства правильно организовать оптимальный двигательный режим, подбор физических упражнений, подвижных игр, гигиенических процедур. Придерживание этих правил обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребёнка, создаёт достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определённую позу в пространстве.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.