Место встречи изменить нельзя шарапов на встрече с горбатым

Сценарий написали Аркадий и Георгий Вайнеры по собственному же роману "Эра милосердия". Аркадий Вайнер сам служил в Московском уголовном розыске — то есть там же, где его герои. А значит, многие истории из опыта сыщиков знал не понаслышке (или из первых рук). В интернете можно найти много рассказов о том, кто был чьим прототипом в фильме. Например, почти везде вы прочтете, что "Черная кошка" — это знаменитая банда Митина. Но в МУРе говорят, что это неправда. Еще там уверены, что главные герои — собирательные образы, и реальных прототипов у них нет.


Мы сравнили несколько моментов из фильма с историями, описанными в книге "Московский уголовный розыск. 1918–2018. История в лицах", которая вышла год назад ограниченным тиражом. Ей можно доверять: ее автор и составитель Юрий Федосеев возглавлял МУР в 1991–1994 годах.

История одного убийства

Помню, один бандитское нападение разыграл. Приезжаем, жена убитая, он в соседней комнате связанный, с кляпом во рту. В квартире беспорядок, все ценности похищены. Да и он сам кричит, убивается, жизни, говорит себя лишу, говорит, не могу без нее. (…) А дальше узнал я, что у него любовница имеется (…) Ну я ему и врубил прямо в лоб. За что, говорю, гражданин, убили дорогую супругу? (…) Любовницу его разговорил. Она домишко, видишь, купила, а на какие шиши — непонятно. Ну, крутила-вертела, признаться пришлось: деньги, 30 тысяч, любовник дал.


Эту историю Жеглов рассказывает Шарапову ближе к финалу первой серии, чтобы убедить, что Иван Груздев вполне мог убить свою жену.

В книге "Московский уголовный розыск. 1918–2018. История в лицах" описана очень похожая история. Она произошла примерно в конце 40-х — начале 50-х. Рано утром продавщица молока пришла к супругам Крыловым. Она нашла жену убитой, а мужа — связанным и с кляпом во рту. Он сказал, что вечером в дом ворвались грабители, требовали деньги и драгоценности. Но денег в доме не было, а вещи преступники не тронули. Телевизор, например, остался в квартире, хотя при этом стоял на полу — было непонятно, как его скинули, ухитрившись не разбить.

Несколько месяцев дело не удавалось сдвинуть с мертвой точки. А потом выяснилось, что пенсионер Крылов недавно женился на 22-летней женщине, причем они были любовниками еще при жизни его жены.

Оказалось, что мужчина попросил любовницу помочь избавиться от супруги. Та нашла исполнителя. Женщину убили, в квартире навели беспорядок. Но телевизор пожалели — не стали сбрасывать, поэтому он остался целым.

Особая прелесть этой истории в том, что за исполнителя любовница мужчины собиралась замуж. А Крылов был ей нужен сначала для подарков, а потом — чтобы получить часть его имущества после развода. В милиции она во всем созналась, сказав, что убитая ей снится каждую ночь.

"Черная кошка"

— Что это за черная кошка такая?

— Их второй год ищут, а выйти на след не удается. (…) Грабят магазины, квартиры зажиточные, склады, сберкассы. А главное — людей режут, стреляют почем зря. И где ни покажутся — там обязательно или углем черную кошку нарисуют, или котенка подбросят. (…) Для форсу бандитского. Вот будто бы смеются они над нами, издеваются. Почерк свой хотят показать.


Банды "Черная кошка", державшей Москву в страхе, не существовало. Но существовала "кодла "Черная кошка". Ее придумали (и заключили письменный договор) семеро московских подростков в 1945 году. В знак принадлежности к кодле участники сделали на запястьях татуировки с изображением кошки. Ребят поймали на первом же деле.

Банда Митина, которую многие считают прототипом "Черной кошки", орудовала в Москве в начале 50-х. Ее главарем был рабочий оборонного завода, передовик производства, "высокий белобрысый парень, в большинстве случаев он в коричневом кожаном пальто". Все члены банды работали и были у себя на службе на хорошем счету. В том числе поэтому вычислить их было сложно — оперативники начали с "неблагонадежной публики". Зато когда вычислили, задержали без стрельбы и жертв.

Персонаж фильма Фокс производит на окружающих впечатление благообразного человека, но передовиком производства он все же не был — что уж говорить об остальных, явных уголовниках. Как уверен бывший начальник МУРа Юрий Федосеев, между этими бандами ничего общего нет: "Но людям надо найти какой-то прототип — вот они его и находят".

Внедрение в банду

— И не вздумай изображать из себя вора в законе! Ты маленький человек, лопушок, шестерка. (…) А велено тебе разузнать: коли они согласны брать кассу, где своя баба-наводчица, то придет с ними толковать пахан. Понял?

— А ежели спросят — зачем мы вам?

— А потому что мало нас. И всего один ствол имеется.

— А почему, спросят, сам пахан не пришел?

— А если они ему уголовку приведут на хвосте? Наш пахан ихнего не глупее.


Так в начале первой серии Глеб Жеглов инструктирует молодого оперативника Васю Векшина. Задачей было внедриться в банду. Оперативника "раскололи" и тихо зарезали прямо на скамейке, где была назначена встреча. В финале фильма Володе Шарапову удалось попасть в "Черную кошку" (впрочем, туда, где скрывалась банда, он поехал не по своей воле) и выманить их "отбивать Фокса".

История об удачном внедрении в банду описана в рассказе "Первый начальник МУРа" из книги "Московский уголовный розыск. 1918–2018. История в лицах". Она произошла вскоре после основания организации, то есть в конце 10-х — начале 20-х годов прошлого века. Первый глава розыска Александр Трепалов под видом налетчика Сашки Косого из Петрограда встретился с одним из главарей бандитов Мишкой Рябым. Устроить встречу помог молодой преступник из недавно "взятой" банды.

Трепалов-Косой предложил ограбить железнодорожную кассу, где есть свой "надежный человек". Но делать это надо большим количеством людей — иначе всех перебьют. Мишка Рябой взялся уговорить главарей других банд, и в итоге в налете должны были участвовать более 20 преступников. Все они попали в засаду. Так за одну операцию ликвидировали почти всю бандитскую верхушку Москвы тех лет.

Как видно, легенда Трепалова чем-то похожа на легенду, с которой пытались внедрить Васю Векшина. А клички Рябой и Косой напоминают кличку Горбатый. Впрочем, как говорит бывший начальник МУРа Юрий Федосеев, внедрение оперативников в банду — это известная (хоть и очень опасная) форма работы, которая применялась и в советские годы, и в 90-х, и в нулевых.


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

10 мая, ровно 40 лет назад, в Одессе начались съемки фильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", который считается самой известной картиной советского кинематографа о трудовых буднях МУРа. Реплики главных героев моментально разлетелись на цитаты, а Жеглов и Шарапов стали народными героями, олицетворением справедливости.

Редакция портала Москва 24 собрала самые яркие и точные фразы из фильма – почти на все случаи жизни.

Этот фильм о работе Московского уголовного розыска в послевоенные годы снят Одесской киностудией. Премьерный показ состоялся по Первой программе Центрального телевидения СССР в течение пяти дней – с 11 по 16 ноября 1979 года.


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

– Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу!

– Это только ты один умный, а я так – погулять вышел.

– Что за шум, а драки нет?!

– Здесь МУР, а не институт благородных девиц!

– Вор должен сидеть в тюрьме! Я сказал!

– Кому повезет, у того и петух снесет, и такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет!

– Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!

– Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать.

– Ну и рожа у тебя, Володя! Ох и рожа! Смотреть страшно.

В 1987 году Владимиру Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа капитана Жеглова и авторское исполнение песен.


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

– Ну, граждане дорогие, ну, товарищи мазурики!

– Самое дорогое на свете – глупость, потому что за нее дороже всего приходится платить.

– Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом им начинать дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень.

– Коты от удовольствия крутят хвостами. Это, правда, не значит, что, если им крутить хвосты, они получат удовольствие.

– А не было у тебя, говорят, сукин сын, – умысла на теракт?

– Что у вас с лицом?
– В "Астории" поужинал.

– Мне! Сберкнижку – мне. Она мне сердце согреет, когда в подвал вместе полезем.

– Паскудный вы народ, бабы! Там твой мужик на нарах парится, а ты пять кусков зажала, жизнь его под корень рубишь.

– Папаш, можно я поем малость. После казенных харчей на твое изобилие смотреть больно.

– Ну покедова, бабанька. Покедова…

– …Но поиск ведете в правильном направлении.

Кроме того, под его режиссурой были сняты сцены опознания Фокса и освобождения Груздева.


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

– О-блигация или А-блигация?
– О-блигация. Чего? Какая облигация?
– "Я, Манька-Облигация. "
– Да ты что, с ума сошла?!

– А угостите даму спичкой, гражданин начальник.

– Консерваторию кончить не дают!

– А ты меня не совести и не агитируй.

– Ты токо скажи, я ж тебе всю жизнь верная буду. Ты парень хоть куда.


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

– Ну что будем делать, господа хорошие?

– Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем.

– Бабу не проведешь, она сердцем видит.

– Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок!

– За твое здоровье пить глупо – оно ведь тебе больше не понадобится, здоровье хорошее…

– А мусорка своего отдашь нам на съедение?

– Дорисковался, гаденыш! Говорил я ему, говорил: кабаки и бабы доведут до цугундера!

– А пусть он сам за вас похлопочет, а мы рассмотрим.

– Володенька, я ведь тебя зубами загрызу! Слышишь, Володенька?

– Черт с вами, банкуйте!


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

– Чтоб я себе с пола срок поднял?

– Товарищи, что ж это делается, фронтовику руки крутят!

– По замазкам вроде бы фраер, но не фраер, это точно. Ему человека подрезать, что тебе высморкаться.

– Я не курю, ты же знаешь, но в камере пригодится.

– Кошелек у гражданки украл!
– Украл!
– Кофелек… Какой кофелек? На, обысси!

  • Вакансии
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Размещение рекламы
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Instagram
  • Telegram



Памятник г. Жиглову и В. Шарапову. Петровка, 38. Фото: Anton Belitsky / Globallookpress

У Шарапова было целых два прототипа

И вот эту-то банду Митина и задерживал приятель будущих писателей Вайнеров Владимир Арапов, ставший прототипом того старшего лейтенанта-фронтовика, командира штрафной роты и разведчика, 42 раза ходившего за линию фронта, который пришел после Победы в МУР.

На самом деле, подлинный Арапов пришёл в органы в 19 лет, начинал в 37-м отделении милиции, но ещё до конца не определился на тот момент, хочет ли он всю жизнь посвятить поимке преступников.


Здание МУР. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com

Но произошло одно событие, которое и привело его в легендарный Московский уголовный розыск, где позже состоялось знакомство с Аркадием Вайнером, работавшим там же, на Петровке, 38.

– рассказывал сын Владимира Арапова Павел.

И что-то в её поведении показалось ему странным – фальшь какая-то была.

Воровку поймали, но в МУРе обратили внимание на то, как именно вычислил её молодой опер. И пригласили его работать к себе.


В. Шарапов (Конкин). Кадр из фильма. Фото: Vyacheslav Panov / Globallookpress

Так что, вероятно, и тот, и другой, легенды МУРа, могли служить прототипами Шарапова.

Первый возглавлял, как рассказывал его сын, штаб по поиску убийцы, второй вычислил сожительницу Ионесяна, через которую вышли уже на самого изверга.

Интеллигентность Шарапова преувеличена, а Жеглов – явный карьерист

А вот про Глеба Жеглова, который как раз-таки, как считалось долгое время, не имел чёткого прототипа, рассказал в одном из поздних интервью Георгий Вайнер:

Жеглов был наш товарищ, очень смешной человек, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Он был весельчак, гуляка, замечательный оперативник и. взяточник, – говорил младший из братьев-писателей. – В конце концов, его посадили, и он один из всех, кто шёл по этому делу – а там был очень крупный процесс, около 20 человек были арестованы – ни в чём никогда не признавался и в течение трёх лет добивался и добился, чтобы его дело пересмотрели.

Впрочем, мы воспринимаем и Жеглова, и Шарапова больше сквозь призму фильма – в книге-то это совсем другие персонажи.


Кадр из фильма. Фото: Vyacheslav Panov / Globallookpress

Кстати, сам Георгий Вайнер тоже признавался:


Писатель Георгий Вайнер, декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. Фото: Зотин Игорь / Фотохроника ТАСС

В девяностые и тот, и другой могли бы сами влиться в ОПГ

И сегодня они тоже, скорее всего, не смогли бы вписаться в нынешнюю систему правоохранительных органов.


А. Константинов. Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress

Поэтому Жеглова и Шарапова сложно представить в современной полиции.

Зато тот самый кошелек, который Глеб Жеглов засунул в карман Кирпичу, чтобы иметь основания его задержать, – это, подчёркивает Константинов, спокойно существует и сегодня, и даже процветает.



Оперативник Жеглов действительно существовал. Работал в МУРе, ловил преступников, но в конце 1950-го у него вышел конфликт с начальством, и он застрелился. В тот же период в МУРе работал и почти тёзка Володи Шарапова – молодой Владимир Арапов. Помимо ловли обычных преступников он прославился тем, что арестовал собственную невесту. Красавица-любимая оказалась воровкой.


Несмотря на то, что кандидатура Высоцкого на роль Жеглова была решённой для сценаристов, для руководства Одесской киностудии (именно на её базе велись съёмки всего фильма) в недалёком будущем вопрос стоял иначе. На роль Жеглова пробовали других актёров (см. фото), но в конечном итоге круг поиска замкнулся на Высоцком.


Как Вайнеры режиссёра выбирали


С февраля 1978 года начался подготовительный период и отбор актёров.

С Высоцким, несмотря на его одиозность и дебют на телевидении, да ещё в главной роли, проблем не возникло. Говорухин провёл формальные пробы, отсняв вместе с Владимиром Семёновичем десяток заранее нехарактерных актёров. Высоцкого утвердили с первого раза. А вот образ друга и напарника Жеглова – Володи Шарапова – поставил киношников в тупик.

Аркадий Вайнер видел Шарапова в актёре Евгении Герасимове, но он, занятый в другой картине, отказался, или Евгения Леонова-Гладышева, но его пробы забраковал худсовет (актёру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина). Георгию Вайнеру Шарапов представлялся в облике Николая Губенко, а ещё лучше – Леонида Филатова.

Высоцкий говорил, что самый лучший Шарапов – это Иван Бортник (в итоге блестяще исполнил роль Промокашки). Режиссёр настаивал на Сергее Шакурове.


Пришлось Говорухину прибегнуть к испытанному способу: одновременно с пробами Конкина он сделал и пробы заведомо не подходящих на роль Шарапова актёров: Ивана Бортника и Станислава Садальского (будущий Сапрыкин, он же Кирпич). Увидев результат, Вайнеры плюнули и отступили.
Конфликт режиссёра со сценаристами разгорался. Когда Говорухин, позабыв о клятве, начал вносить правки в сценарий, братья-писатели взорвались и отказались принимать какое-либо участие в создании картины. Даже потребовали убрать свои фамилии из титров. Первоначально там был указан некий Станислав Константинов.

Только потом, когда фильм получил оглушительный успех, режиссёр помирился с писателями, и Вайнеры согласились фамилию вернуть в титры. Любопытная деталь: Вайнеры не просто согласились вернуть свою фамилию, а переснимали титры за собственные деньги.

Из Павла Корчагина – в сыщики



Друзья в кадре, а за кадром.

Он стал паковать чемоданы. Ситуацию спас Виктор Павлов (Левченко). Он вызвался проводить Конкина до вокзала, прихватил с собой сценарий. На привокзальной площади, возле памятника Марксу и Ленину, Павлов забрался на пьедестал и, обнимая то одного, то другого революционного деятеля, стал читать сценарий. Потом приволок умиравшего от смеха Владимира обратно в гостиницу, они распили бутылку сухого вина, и наутро бывший Павка Корчагин окончательно превратился в муровца Шарапова.
Осенью 1979 года группа переехала из Одессы в Москву.


Репетировали полмесяца. Снимали в промозглый вечер сентября. Все подъезды перекрыты ГАИ, но по бокам моста всё равно толпилась огромная толпа зрителей. Режиссёр дал сигнал. Грузовик разогнался, ударился колёсами о тротуар и полетел. Ремни безопасности применять было нельзя. Каскадёры упёрлись во что можно руками и ногами. Навстречу неслось что-то чёрное. Когда грузовик снёс парапет, все ждали, что он упадёт в воду днищем (для этого в кузов положили тяжёлую плиту), но грузовик перевернулся и упал прямо кабиной, причём в то место реки, где было мелко.

Киношников затрясло. Все решили, что кабина сплющилась от удара о дно и каскадёры мертвы. Но они чудом выжили. Обидно стало через несколько минут не только смельчакам, но и всей киногруппе: основная камера, которая должна была снимать падение крупным планом, не сработала. В фильм вошёл эффектный, но общий план.

Укушение Высоцкого

Почти все натурные съёмки фильма сопровождались толпами фанатов. Не сдерживали ни холод, ни ночное время. Доходило до курьёзов.

Тогда обратились к Армену Джигарханяну, способному справиться с любой ролью.

Благодаря Высоцкому попал в картину и его друг, Всеволод Абдулов, исполнитель роли Соловьева.
«В начале осени 1977 года я разбился на машине буквально насмерть. Три недели без сознания — полный кошмар. Затем — одна больница, вторая, третья, четвертая. Поначалу врачи вообще ко мне не подходили — знали, что случай смертельный и шансов нет. Но я… как-то не хотел умирать! Я ничего не соображал, но пытался им объяснить, что все-таки жить буду! И когда уже весной я лежал в очередной больнице после тяжелой операции, пришел Володя со Славой Говорухиным.



В связи со скромным бюджетом (на фильм Гостелерадио выделило менее 1 млн рублей вместо заявленных 1,4) авторы экономили на всём. В эпизодах приглашали сниматься родственников, друзей, знакомых, членов киногруппы и т.д.

В ресторане, где Фокс танцевал с официанткой Марианной, за одним из столиков можно видеть дочь Аркадия Вайнера, Наталью Дарьялову, а среди музыкантов легко обнаружить дующего в саксофон Сергея Мазаева и т.д.


Пять вместо семи


Пустые улицы СССР

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед


А мне один хрен! Хотите, пойдем мусоров резать, хотите, хоть завтра разбежимся. Эпизод

А мусорка своего дашь нам на съедение? — А вот пусть он сам за вас похлопочет, а мы рассмотрим. Горбатый, Жеглов.

А не сдал я тебя Шарапов, потому что мы с тобой под одной шинелью спали
и ты свой офицерский доп. паек не жрал один под одеялом. Левченко.

А ну вали отсюда, лось сохатый! Промокашка.

А ну держи меня! — Как держать? — Нежно. Жеглов, эпизод.

А скажи мне, Маня, по старой дружбе, с кем это ты так красиво отдыхала? Жеглов.

А ты меня за руку ловил, волчина позорный, чтоб про мои дела на людях рассуждать?! Манька-Облигация.

А угостите даму спичкой, гражданин начальник. Манька-Облигация.

А я в кинишку намылился, да. Шарапов.

Ба-а! Да это ж знакомые мне лица! Ма-аня! Жеглов.

Бабу не проведешь! Она сердцем видит. Горбатый.

Барыши, может быть, с красивой делить приятнее. — Вот! В этом и есть его гнусная психология. Жеглов, Шарапов.

Безобразие! Консерваторию окончить не дают! Манька-Облигация.

Береженого Бог бережет! Жженый.

Берите! На! Ешьте! Вот они, кровно заработанные. Давай, вот они, бери, давай! Копченый.

Браслет старинный, цены немалой! Манька-Облигация.

Браслетик этот, вещицу дорогую и старинную, третьего дня с убитой женщины сняли. Жеглов.

Будь человеком, не жадись и нам маленько сахарку отсыпь. Жеглов.

Будь, Шарапов, не кашляй! Фокс.

В паспорте у него не написано, что он бандит, а, наоборот, написано, что он гражданин, живет по какому-нибудь Кривоколенному, 5, прописка у него имеется. Так что возьми его за рубь за двадцать! Жеглов.

Верю, ждет нас удача. На святое дело идем. Друга из беды выручать. Горбатый.

Володенька, я ведь тебя зубами загрызу! Слышишь, Володенька? Горбатый.

Все заключается в его умении вынуть номерок у фраера ушастого. Жеглов.

Все! Лед тронулся. Сейчас каяться начнет. Жеглов.

Вы бы мне свистнули, я бы сам к вам пришел. — Тебе, пожалуй, досвистишься. Копченый, Жеглов.

Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок! Копченый.

Вы нам не только контрамарку, вы нам билеты с местами, еще там, где мы вам укажем. Жеглов.

Вы не жулик, вы человека убили! Жеглов. Значится, так и запишем. Вы не жулик, вы человека убили. Он же.

Вы уж совсем меня за ссученного держите. Чтобы я блатного кореша уголовке сдал?! Да ни в жизнь! — А ты его и так сдал. Копченый, Жеглов.

Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем. Горбатый.

Гарна дивка, тики вона не для Тараскина. Дуже вин швыдкий, як той фейерверк. Эпизод.

Гладко рассказываешь. Горбатый.

Горит. Деревянный. Сильно горит. Жеглов.

Да вы не сомневайтесь, товарищ капитан, все будет сделано в лучшем виде. Оглянуться не успеют, как шашка прыгнет в дамки! Векшин.

Да ты, видать, и впрямь без ума, Копченый! Чтоб Жеглов твои поганые деньги взял, ну, о чем тогда с тобой разговаривать?! Жеглов.

Да, девочка! На этот раз вляпалась ты крепко! Жеглов.

Давай за твое здоровье выпьем. Ты, видать, себе два века намерял. Шарапов.

Дай-ка ты ему еще пару раз для ума. Эпизод.

Девять классов и три коридора. Жеглов.

День сегодня обыкновенный, скоромный, да вот номерок-то вы ляпнули не тот. Жеглов.

Деньги любишь, значит? — А кто ж их не любит! — А зачем они тебе? — Зачем! Нашел бы, зачем! А вот хоть бы с Лелькой в Кисловодск закатился! Горбатый, Шарапов.

Довелось тебе поручкаться со знаменитой Манькой-Облигацией, дамой приятной во всех отношениях, только работать не хочет, а, напротив, ведет антиобщественный образ жизни. Жеглов.

Дорисковался, гаденыш! Говорил я ему, говорил: кабаки и бабы доведут до цугундера. Горбатый.

Дуралей ты, Шарапов! Такая девка, а ты: пришлите рапорт. На твоем месте я бы ей сам бы отдавал рапорт ежедневно. Эпизод.

Дурилка картонная! Обмануть хотел. Горбатый.

Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова, он уже давно тю-тю! Жеглов.

Если в засаду нас приведешь, мы тебя первого начнем на куски рвать. Ломтями настругаем. Горбатый.

Если выяснится, что ты не мусор, а честный фраер, дам я тебе денег. Горбатый.

Если не хочешь принять смерть жуткую, лютую, расскажешь нам, что вы там в МУРе с Фоксом сделать удумали. Горбатый.

Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок. Горбатый.

Жалко, я тебя тогда, щенка, не шлепнул. Фокс.

Жаловаться. Ну, насчет жалоб я уже слышал, приходилось. Жеглов.

Жаль, жаль, что я не художник. Я бы картины с нее писал! Жеглов.

Жена Груздева под присягой подтвердит, чтобы мужа выгородить, что это ты пистолет подбросил, а также поведает, о чем говорили отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на литовской границе. Жеглов.

За чей-то барахловый браслет мне под расстрельную статью? — А что ж тебе за него, талоны на усиленное питание? Манька-Облигация, Жеглов.

Здравствуй, бабонька! Ты мне Аню к трубочке позови. Шарапов.

Значит, если я стукач, зарежете вы меня, а если я всю вашу компанию спасу, так десять кусков получу — двадцать бутылок водки смогу купить. Шарапов.

Значится, так! Жеглов.

Значится, я так понимаю, гражданин, что правды мы писать не захотели. Жеглов.

И главный выигрыш — тебе, так? И золовка в Коканде — тоже у него. А у нас с тобой, Шарапов, родственников-то всего — кум, сват да зацепы хват. И выигрываем мы с тобой только в домино. Жеглов.

И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар. Жеглов.

Ира на Божедомке? — Да. — Слушай, орел, а это не Соболевская часом? Жеглов, Шарапов.

Кабы при моей работе бабы не нужны были, я бы с ними слова не сказал. Языком метут, как метлой машут, заразы! Ручников.

Кадило недорезанный, крыса тыловая! Рожу раскормил красную, хоть прикуривай… Левченко.

Коля Тараскин молодой еще! Жеглов.

Кончился. Еще по радио объявили, что матч, мол, матч, мол, кончился, еще так это музыка заиграла: па-пара-па, па-пара… Эпизод.

Кошелек, кошелек. Какой кошелек?! Кирпич.

Кто такая? Почему не знаю? Жеглов.

Кто это там гавкает? — С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов. Горбатый, Жеглов.

Куда зекаешь, бес дохлый! Промокашка.

Кыш со стула, отец Григорий! Жеглов.

Леля! Леля, это я, Вова. Шарапов.

Леля. Какая Леля? С Лилоховской? — С Тверского. Промокашка, Шарапов.

Лицо такое… Ну, одним словом, бабам нравится. Шарапов.

Лучше в клифту лагерном на лесосеке, чем в костюмчике у Фокса на пере. Ручников.

Малин что ли мало в Марьиной роще?! Манъка-Облигация.

Маэстро, вот это вот — все. Понял?! Вот так. Жеглов.

Меня от них тошнит. Давай прервемся на время. Жеглов.

Милосердие — поповское слово! Жеглов.

Мне бы пойти! Нельзя! Они меня в момент расшифруют: каждая собака в лицо знает. Жеглов.

Мне известен, по книжкам, конечно, хорошо известен этот прием. Один следователь грубый и злой, а другой добрый и вежливый. Подследственный, естественно, психологически тянется к следователю доброму в кавычках… Груздев.

Мне Фокс сказал, если передам, что с ментами было, пять тыщ полос Вот мне какая ласка нужна. За пять тыщ, кто хошь, приласкает. Шарапов.

Мне! Сберкнижку — мне. Она мне сердце согреет, когда в подвал вместе полезем. Шарапов.

Молодец, Шарапов, хорошо бегаешь! Маненько внимательности — цены б тебе не было. Жеглов.

Молодец, Шарапов, хорошо мыслишь, разведка! Жеглов.

Мужчина вы, я вижу, положительный. — Ну так этъ! Жеглов, эпизод.

Мы люди тверёзые, а не какие-нибудь там шалопутные! Как говорится, чтобы нонче да на дысь!, перепутать?! Нет, вчерась, как на духу, вчера было. Эпизод.

На втором кону не пофартило, а этот дурачок Копченый его взял и выиграл. Кирпич.

На фронте он, правда, не воевал, но шнифер был знаменитый. Громил сейфы, будто косточки из компота. Жеглов.

На этот раз рассердил ты меня всерьез! Жеглов.

На этот раз я постараюсь добыть тебе кайло в руки или пилу. Жеглов.

Наговариваете вы на нашу семью. Грех это. Манъка-Облигация.

Наказаний без вины не бывает. Ему надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать, где попало, ясно?! Так что наказаний без вины не бывает, Шарапов. Жеглов.

Насчет хлеба мы не договаривались. — А мы и насчет сахара тоже не договаривались. Соловьев, Жеглов.

Не бери на понт, мусор! Манька-Облигация.

Не вздумай из себя изображать вора в законе. Ты маленький человек, лопушок, шестерка, понял?! Жеглов.

Не время сейчас ласкаться. Вот вечером я тебя приласкаю. Эпизод.

Не для протокола, Шарапов, а для души мои слова тебе. Фокс.

Не знаю, как у вас в у головке, а у нас сразу язык отрежут за лишние вопросы. Кирпич.

Не имеешь права, старший приказал. Ручников.

Не распускай сопли! Здесь МУР, а не институт благородных девиц. Жеглов.

Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь. Жеглов.

Не учи ученого, гражданин Копченый! Жеглов.

Небось на Петровке целая канцелярия такие справки шлепает. Горбатый.

Не-не, фраерок, полный! Промокашка.

Нет у вас методов против кости Сопрыкина! Кирпич.

Ни от кого мне ни помощи, ни поддержки, а только вы стараетесь побольней меня обидеть, еще ужасней сделать жизнь мою и без того задрипанную. Манъка- Облигация.

Ничего, давай, веселись, веселись, начальник! Давай, веселись, ничего! Токо скоро будет моя очередь. Кирпич.

Ничего, ничего, ничего, мы еще покувыркаемся! Не тот парень Шарапов… Жеглов.

Ну и рожа у тебя, Володя! Ох рожа! Смотреть страшно. Жеглов. Ну и видок у тебя, Шарапов. Он же.

Ну что ты стоишь, Глеб! Надо что-то думать! Ведь они убьют его! Гриша.

Ну что, Сопрыкин, придумали мы на тебя методы? — Я вижу, ты придумывать мастак. Жеглов, Кирпич.

Ну что, старшой, окропим снежок красненьким?! Левченко.

Ну, граждане дорогие, ну, товарищи мазурики! Шарапов.

Ну, здравствуй, мил человек! Проходи, гостем будешь. Горбатый.

Ну, какой у тебя адрес? — А какой у тебя? Шестой проезд десять. — Правильно. Жеглов, Кирпич.

Ну, покеда, бабанька, покеда! Шарапов.

Обыкновенный браслетик, серебряный, со змейкой червленой и одним изумрудным глазком. Жеглов.

Обязательно или углем черную кошку нарисуют, или котенка подбросят. — Зачем это? — Ну, для форсу бандитского. Гриша, Шарапов.

Он бы, гад, раньше мозговал, как легавым в руки не даваться. Горбатый.

Она же — Анна Ифедоренко, она же — Элла Коцнельбоген, она же — Людмила Огуренкова, она же… она же — Изольда Меньшова, она же — Валентина Понеяд. Жеглов.

Они Васю Векшина раскололи, а Вася Векшин не зеленый пацан был. Жеглов.

Они и меня могут, как Топоркова, но напугать Жеглова — кишка тонка! Жеглов.

Они шпионы, что ли? Нормальные уголовники, бандиты. Они и этот телефон-то заполучили случайно. Шарапов.

Открывай, открывай, у нищих слуг нет. Жеглов.

Папаш, можно я поем малость. После казенных харчей на твое изобилие смотреть больно. Шарапов.

Партнера, партнера хорошего ищу. Жеглов.

Паскудный вы народ, бабы! Там твой мужик на нарах парится, а ты пять кусков зажала, жизнь его под корень рубишь. Шарапов.

Пиф-паф и — в дамки! Шарапов.

По замазкам вроде бы фраер, но не фраер, это точно. Ему человека подрезать, что тебе высморкаться. Кирпич.

По полкосой скатаем. — Да ты что, Копченый, с Жегловым по полсотни играть?! — А по сколько? — По тыще. — По куску. — По куску. Копченый, Жеглов.

Повезло вам сегодня, граждане. — Кому повезет, у того и петух снесет, и такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет. Фокс, Жеглов.

Пока я не перешел к третьему и четвертому отделениям, скажи, веришь, что я тебе их мигом организую? — С тебя станется. — Правильно понимаешь. Жеглов, Кирпич.

Покажи себя. — Давай, давай, сбацай чего-нибудь. Горбатый, Промокашка.

Помолчи! Ты под пули не полезешь. — Это не женское дело. Горбатый, эпизод.

Пора тебе, Копченый, на лесоповал ехать или какой-нибудь канал строить. На мой взгляд, зажился ты в городе, Копченый. Жеглов.

Про маму твою ничего не скажу, не знаю, а папашку твоего героического видеть приходилось. Жеглов.

Проводи его, Шарапов, до автобуса. Жеглов.

Прожил ты свои тридцать лет и все время что-то жрал, вон, крепко пил, сладко спал… Жеглов.

Разговаривая с людьми, всегда улыбайся. Понял? Люди это любят. Жеглов.

Рыжая, часто бывает с различными мужчинами в ресторанах, волосы подкрашивает стрептоцидом. Жеглов.

С вопросами своими премудрыми воздержись пока, понял?! Жеглов.

Самому что ли зарезаться или справку принести от милиционеров, что я у них не служу? Шарапов.

Сводня, воровка, четырежды судимая, на левой руке голубь и три буквы АНЯ. Жеглов.

Сейчас окурки в ход пойдут! Груздев.

Сенечке Тузику, псу вашему, пламенный привет! Фокс.

Складно звонишь. Горбатый.

Смешной малый! Ты это, Карп, правильно мерку ешь, сгодится нам этот фраерок. — Ты поучи жену щи варить. Левченко, Горбатый.

Снимешь ты свой заграничный костюмчик, оденешь телогреечку и — или на лесосеку, или в солнечный Магадан. Жеглов.

Собака лаяла на дядю-фраера… Промокашка.

Спасибо тебе, папаша, за доброту твою не… и за щедрость спасибо, и за ласку, которую Фокс мне обещал, за все тебе спа… Шарапов.

Спокойно! Ты меня от радости чуть с трамвая не спихнул. Жеглов.

Спрос, он в нашем деле дорого стоит! — А что… — А то, что спрашивать-то надо вовремя, чтоб в самую десятку лупить! Жеглов, Шарапов.

Старики не должны жить вместе, старики должны держаться молодых. Михаил Михайлович.

Стерегись его, Горбуша! Эпизод.

Странный вы народ, блатные, как собаки жучки, ни имени, ни роду, одни кликухи поганые. Жеглов.

Стреляй, стреляй, Глеб! Ну что же ты ждешь, стреляй! Шарапов. Глеб Егорыч, стреляй! Стреляй, Глеб Егорыч! Уйдут проклятые! Эпизод.

Сыпь, сыпь, не тряси руками, больше просыплешь. Жеглов.

Сядь, Промокашка. Сядь, не мелькай. Горбатый.

Так это только пацаны на шелобаны играют, а настоящие игроки — на интерес. Копченый.

Теперь Горбатый! Я сказал, Горбатый! Жеглов.

Тоже мне театрал выискался! Жеглов.

Тут у него любовь с интересом, тут у него лежбище. Жеглов.

Ты ж здоровая девка, тебе ж работать надо, работать тебе надо, а ты ведешь себя как черт знает что! Жеглов.

Ты ж у меня женщина-то понятливая, за что и ценю. Шарапов.

Ты мне не товарищ. Ты гадина и трус! Жеглов.

Ты на руки-то его погляди. Из него такой же шофер, как из Промокашки скрипач! Клаша.

Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик! И ты уже на небесах. Горбатый.

Ты посмотри на себя! Ну какой ты шофер и какой бывший лагерь?! У тебя на лбу десять классов нарисовано. Жеглов.

Ты пришел, передал, получил и — отвалил в сторону, понял! Жеглов.

Ты с ним побегай наперегонки! Это он трость для понта носит, солидности набирает. Жеглов.

Ты токо скажи, я ж тебе всю жизнь верная буду. Ты парень — хоть куда! Манъка-Облигация.

Ты что, Глеб! Я не испугался, я потерял сознание! — Ты не сознание, ты совесть потерял. Соловьев, Жеглов.

Ты что, торопишься? — Да нет, я могу еще лет пятьдесят подождать. Горбатый, Шарапов.

Ты что, этой воровке поверил?! Ты мне, своему товарищу, не веришь?! Соловьев.

Упрямство — первый признак тупости. Жеглов.

Фокс — вот единственный и неповторимый свидетель. Как говорится, для всех времен и народов. Жеглов.

Футбол к тому времени уж кончился. Эпизод.

Че за шум, а драки нет. Жеглов.

Черт с вами, банкуйте! Горбатый.

Что скажешь, разведка? Жеглов.

Что это у тебя, а? Целый склад для кобелирующих личностей! Жеглов.

Чтоб у подружки Фокса был такой задрипанный вид?! Эпизод.

Шарапов у нас сотрудник молодой, настырный… Жеглов.

Шарапов, и откуда ты такой красивый, а? Эпизод.

Шарапов, найди его, даже если меня осудят, найди! Груздев.

Шлю тебе с ним Анюта живой привет. Будь с ним ласкова. За добрые слова одень, обуй, накорми. Вечно твой друг. Шарапов. То же. Жеглов.

Это же Клондайк! Эльдорадо! Жеглов.

Это мы еще поглядим, кто из нас с ошибками пишет! Фокс.

Это ты умный, а я только так, погулять вышел. Жеглов.

Эх ты, босота! Жеглов.

Эх, сейчас бы супчику горяченького да с потрошками, а?! Шарапов, не отказался б ты от горяченького супчику да с потрошками? — Я б сейчас с большим удовольствием бы щец навернул! Жеглов, Шарапов.

Я бачу, шо тоби нэма нэякого дила, як тому цыгану до лошади. Эпизод.

Я в крайнем случае вот его за баранку посажу. — Во, он тебя и привезет на Петровку, 38. Горбатый, Жженый.

Я вор в законе и дружков не продавал! Ручников.

Я и на задание хожу без оружия. Меня бандиты боятся. У меня удар правой — девяносто пять килограммов. Гриша.

Я лучше помолчу. Здоровее буду. Ручников.

Я по пятницам не подаю. Жеглов.

Я расскажу все, я все расскажу, все. — Верю. — Про все случаи… — Верю. — …когда мы брали чужое. — Я вам верю, верю, верю. Волокушина, Жеглов.

Я с тобой… вот так поговорю! Вот такой… у меня с тобой разговор выйдет! Поговорю я с тобой… вот так! Вдумчиво да серьезно, чтобы дошел до тебя мой вопрос. Жеглов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.