Мазель формирование оптимальной осанки

Проблема осанки у детей-музыкантов

Проблема осанки детей школьного возраста и количество учащихся с признаком нарушения осанки постоянно возрастает.

Статистика: в возрасте 18 лет

Нарушение осанки ребенка, незамеченное в начальной стадии развития, приводит к значительным отклонениям от нормы.

Это внимание важно для изначальной организации правильных игровых навыков, чтобы в дальнейшем не возникали более сложные проблемы, вплоть до профессиональных заболеваний.

Сколиоз в детском возрасте является основной причиной многих дальнейших негативных изменений в области позвоночника. Специалисты констатируют: до полового созревания многие дети не испытывают проблем с осанкой, связанных с изменением в весо-ростовых показателях растущего организма, но для детей-музыкантов, подверженных гиподинамии в силу специфики получения музыкального образования, негативные изменения в опорно-двигательном аппарате начинают проявляться уже в первые годы обучения.

Прямое или несколько откинутое назад положение верхней части тела физиологически оправдано, ибо при этом в значительной степени снижается давление на позвоночник. Тем самым участок поясничных позвонков предохраняется от перенапряжения и деформации.

Большую практическую значимость для формирования правильной осанки детей-музыкантов имеет система специальных упражнений В. Мазеля, которая основана на строгом учете естественных двигательных возможностей организма и направлена на формирование постановки корпуса и рук. Эти специальные гимнастические упражнения должны войти в обиход ежедневной деятельности будущего музыканта, стать постоянным его спутником. Особенно это необходимо для тех, кто никогда не занимался гимнастикой и не придавал ей должного значения.

2. Занятия степ- аэробикой

3. Музыкально – ритмические подвижные игры

4. Использовать фитбольный мяч вместо стула за обеденным столом и за учебным столом дома во время приготовления уроков, и во время еды. Балансировка на мяче укрепляет те мышцы, которые физически слабые. И расслабляет закрепощенные мышцы.

Например: для пианиста – опора на ноги позволяет привставать на кульминациях, увеличивая тем самым опору на клавиатуру. А для музыкантов, играющих стоя, большая концентрация нагрузки на мышцы ног дает возможность найти оптимальные точки опоры для корпуса.

Обратить внимание на мышцы стопы , регулярно работающие при ходьбе и беге.

Для скрипачей, дирижеров, вокалистов, играющих на духовых инструментах, важным является длительность сохранения вертикальной позы, характеризующейся статическим напряжением ряда мышечных групп, нагрузкой на нижние конечности.

Поэтому необходимо укрепление мышц нижних конечностей, и мышц обеспечивающих длительную вертикальную позу. Надо помнить, что мышцы стопы, принимающие на себя вес тела и все возникающие при движении реактивные силы, работают в уступающее-продлевающем режиме. Эти мышцы большую часть времени подвергаются растягиванию. Если в занятия физическими упражнениями не включать специальные упражнения для развития мышц стопы, то происходит постепенное опускание ее сводов, снижение рессорных - упругих свойств, которые приводят к профзаболеваниям.

Рекомендуется ежедневное выполнение упражнений сидя, лежа, босиком, в любое удобное время.

В период полового созревания для профилактики нарушений осанки у учащихся 5-7 классов М.Ф.Агашиным разработана методика комплексов упражнений с волновым тренажером. Эта методика обеспечила практическое отсутствие существенных признаков в нарушении осанки в этот период.

Вывод: итак, необходимо выработать новые привычки – способы сидеть, стоять, лежать, поднимать груз, сводящие к минимуму напряжение в спине. Формирование осанки – это психофизиологическое действие, воспитывающее новые ощущения жизнедеятельности человеческого организма.

Список литературы:

Агайри-Азар. Вновь об осанке. Физическая культура в школе, 2006г. №7, С.60

Афтимичук О.Е. Музыкально-ритмические подвижные игры. Физическая культура в школе, 2006г.№8. С.19-20

Богма С.С. Урока степ-аэробики. Физическая культура в школе, 2010г. №3, С.20-21

Валик Б.В. Подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упрогие свойства стопы. Физическая культура в школе, 2006г. №8, С. 59-62.

Мазель В. Музыкант и его руки. Книга вторая: формирование оптимальной осанки. СПб.: Композитор, 2006, 52с.

Соловьева И.А. Во славу скакалки. Физическая культура в школе, 2006г. №7, С. 38-40

Описание книги

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

  • Музыка
  • Скрипка
  • Учиться


Ни одной рецензии нет














  • ТОП-15 лучших книг 2020 года
  • Заразительное одиночество
  • 75 ракурсов Победы. ТОП-ВОВ-75 от ведущих издательств
  • Юмор всему голова
  • ТОП-20 Новинки ведущих издательств
  • Самоизоляция. Как провести время, чтобы оно не провело тебя. Советы от Book24 и Litres
  • Вирусы. Пограничники жизни
  • Вирус-вдохновитель
  • Читаем первыми. ТОП-15 новейших книг 2020 года
  • От классического до военного. Заведи свой роман
  • Почитаем мультики
  • За словом не в карман
  • юмор
  • О любви
  • Нумизматика
  • рисование
  • Биографии
  • Деньги
  • Игра Престолов
  • Любовь
  • sashsha
  • Мебель
  • WEB-маркетинг
  • ОХО
  • F.A.Q.
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Помощь и контакты
  • Все 0
  • Друзья 0
  • Похожие 0

Если у Вас возникли вопросы по работе сайта - напишите нам!




Для восстановления обратитесь к администратору

Уважаемые пользователи!

На нашем сайте происходят большие изменения: мы усиленно работаем над улучшением дизайна и логики сайта, а также пополняем базу новыми книгами.

Администрация сайта приносит свои глубочайшие извинения всем пользователям.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР.

Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.

Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.

На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").

МР ОО Музыкант и его руки(формирование оптимальной осанки)

Подробности Создано 28.01.2018 17:30

Музыкант и его руки (формирование оптимальной осанки)

преподаватель по классу виолончели

Создав человека высоко мыслящим существом, природа частично подавила его двигательную интуицию. Как правило, все двигательные процессы тела связаны с нерациональным расходом энергии. В результате в мышечных группах разнонаправленного действия – антагонистах – отсутствует автоматическое регулирование напряжения и расслабления. Нерациональный расход энергии в мышечных группах приводит к увеличению процессов напряжения, а процессы расслабления, наоборот, сокращаются. Мышечные группы, окружающие наиболее подвижные суставы, особенно подвержены перенапряжению. При этом суставы травмируются, нарушается их природная гибкость. Неизбежной становится деформация мышц, уменьшается их эластичность и подвижность.

Может ли человек научиться управлять мышечными группами, добиваясь четкости их действий? Безусловно может. Однако, для того чтобы человек свободно руководил действиями руки, она должна быть полностью подвластна его воле, беспрепятственно выполнять все приказы мозга, быть предельно управляемой. Для ряда профессий точность действий рук является показателем уровня профессионализма - его основой. К их числу относятся музыканты, врачи – хирурги, художники – ювелиры и др. Благодаря действиям руки человек зримо видит или слышит результат своей профессиональной деятельности. Однако, наслаждаясь созидательной деятельностью, человек часто забывает, что руки, выполняющие творческие функции, являются неотъемлемой и весьма уязвимой частью его организма. Человек, выполняющий различного рода работы и пренебрегающий физиологическими особенностями рук, обрекает себя на многочисленные физические страдания.

Мышечное напряжение – это нормальное состояние активно функционирующих мышечных групп. Они управляемы, поддаются необходимой коррекции и активному расслаблению. Перенапряжения с трудом поддаются коррекции и практически не управляемы. Самым опасным является то, что находящиеся долго в перенапряженном состоянии мышцы любой части тела неизбежно переносят свое перенапряженное состояние на область спины – позвоночника. В шейном отделе возникает деформация позвоночника, нарушение кровообращения, кровь не поступает в область головного мозга. Неслучайно люди, страдающие явно выраженной зажатостью мышц плечевого пояса, постоянно жалуются на головную боль. Проблемы, связанные с нарушениями действий рук и приводящие к зажатостям, возникают уже в раннем детстве.

Позвоночник – важнейшая часть центральной нервной системы. Благодаря значительной протяженности он контактирует со всеми внутренними органами и системами. Особенно велика его роль в регулировании движений человека. Перенапряжения мышечной сферы человека, вызываемые самыми разными причинами в том числе работой в неудобной позе, хроническим переутомлением и неправильными движениями частей тела, особенно рук, проецируются в первую очередь на область спины, позвоночника. Из – за этого позвонки вдавливаются, их диски деформируются, что приводит к постоянному или периодическому защемлению выходящих из позвоночного канала нервных стволов (корешков) Что в свою очередь приводит к возникновению болевых ощущений. Сколиоз в детском возрасте является основной причиной многих дальнейших негативных изменений в области позвоночника.

Одна из главных причин, вызывающих искривление позвоночника – это неправильная посадка ребенка. Если у ребенка не воспитаны ощущения правильной посадки – то попытки педагога и родителей выровнять верхнюю часть его корпуса за счет постоянных окриков “сядь прямо” мало эффективны. Необходимо научить ребенка правильно сидеть, так чтобы это стало для него жизненной необходимостью.

Рука является самой подвижной частью тела. Вес руки относительно корпуса весьма незначителен. Учитывая эти особенности, все ее движения должны совершаться в полной гармонии с действиями всего корпуса и не входить с ним в противоречие. Анатомо – физиологическое строение руки достаточно сложно. Рука состоит из 17 суставов, большая часть из которых приходится на кисть – наиболее слабую часть руки. Началом руки является область лопатки, служащая эпицентром всех силовых действий. На это обстоятельство следует обратить особое внимание, ибо подавляющее большинство педагогов считает, что рука начинается от плеча (плечевого сустава).

В результате ученикам прививаются неправильные, физиологически необоснованные двигательные навыки, неправильные методы игры на инструментах. Каждому суставу свойственна определенная степень не контролируемой сознанием естественной подвижности в пределах некоей минимальной амплитуды. Движения, выходящие за пределы естественной подвижности, требуют дополнительной физической силы. Применение подобной силы должно быть строго целесообразно. Очень опасны крайние положения суставов, особенно выходящие за пределы их двигательных возможностей. В большей степени это относится к суставам, окруженным слабыми мышечными группами – особенно к кистевому. Его крайние положения и чрезмерное движение в двух взаимоперпендикулярных плоскостях вызывают перенапряжение окружающих мышечных групп. Очень опасны также крайние положения шейного отдела позвоночника, особенно связанные с изолированным наклоном головы вперед. Суставы в силу своей большой подвижности очень подвержены патологическим изменениям. Одна из главных причин возникающей деформации суставов – постоянное перенапряжение в мышечных группах, окружающих их. Организация движений в каждом суставе, то есть указание направления и скорости действия, должна происходить на основе волевого приказа, идущего т соответствующего мозгового центра на определенные локальные мышечные группы. Если мышца выполняет движение в физиологически естественном направлении, она напрягается минимально. Если движения противоестественные, мышечные группы перенапрягаются. Следовательно, заставляя суставы двигаться в физиологически неоправданном направлении, человек сам провоцирует перенапряжение в зоне мышечных групп, окружающих суставы. Необходимо всегда помнить, что перенапряжения в мышцах не появляются самопроизвольно, их провоцируют неправильные движения.

Мышечные группы руки различаются по своим физическим возможностям. Одни способны выдерживать сильные нагрузки, другие – очень слабые. Плечевая часть – физически наиболее выносливая и самая подвижная в системе руки. Ей отводится ведущая роль в организации всех активных движений. Постоянное ощущение плечевой части как ведущей, своеобразного “мотора” руки является основным условие работы руки как единой двигательной системы. Более того, сосредоточение ученика на действии плечевой части позволяет ему отвлечься от исполнительной части руки. Таким образом кисти и пальцам обеспечивается оптимальная свобода, а во всей руке появляется ощущение веса. Необходимое для работы в поднятом положении. Предплечье – относительно сильная часть руки, начало исполнительной зоны. Задача предплечья – беспрепятственно пропускать импульсы. Идущие от силовой зоны руки на кисть и пальцы. Действия предплечья не должны отличаться чрезмерной активностью. Исключительное значение в системе руки имеет ощущение локтя. Именно в области локтевого сустава активные силовые импульсы передаются на исполнительную зону, трансформируясь в двигательные импульсы.

Область кисти - пальцев является самой незащищенной в системе руки. Она более всего подвержена перенапряжению. Можно утверждать, что эта область является эпицентром всех напряжений, возникающих в руке. Отдавая должное ведущей созидательной роли области – кисти – пальцев, следует постоянно помнить о вторичном, подчиненном характере всех ее движений. Педагогу, приступающему к работе с маленькими детьми, необходимо уделять особое внимание организации действий кисти и пальцев, всячески беречь их от перенапряжения. Необходимо избегать чрезмерного сгибания кистевого сустава. Когда запястье согнуто, сухожилия, которые крепят мышцы к пальцам, испытывают определенное трение о выступающие кости предплечья. Происходит также сдавление нервных окончаний. Возникает синдром запястного сустава, который очень плохо поддается лечению. Также следует помнить что мышцы-сгибатели от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели. Следовательно, необходимо всемерно развивать мышцы-разгибатели кистевого сустава и основных фаланг пальцев. Особую роль в работе кисти играет большой палец. Его действия направлены на противопоставление остальным пальцам, что делает кисть совершенным орудием. Однако характер этих противопоставлений может быть как созидательным, так и разрушительным. Созидательный характер усилий большого пальца проявляется в максимальной координации его действий с остальными пальцами. Разрушительный характер усилий большого пальца проявляется во время чрезмерного его давления на остальные пальцы. Иногда это происходит в момент держания какого-либо предмета. Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Рефлекс усугубляется в результате постоянной потребности ребенка держать пальцы сжатыми в кулак, брать в руки предметы, например игрушки, с преувеличенной силой. Постоянная потребность большого пальца сблизиться с остальными пальцами при их сгибаниях усиливает и без того развитые мышечные группы сгибателей.

В основе зажатости не только области кисти-пальцев, но и всей руки лежит хватательный рефлекс. Одним из методов борьбы с проявлениями хватательного рефлекса может служить изменение принципа расположения пальцев при сжатии их в кулак, в частности расположения большого пальца. Большой палец не прижимается к указательному, а вытягивается вдоль ладони по направлению к мизинцу. Это ведет к сближению мышечных групп большого пальца и оснований всех остальных пальцев. Большой палец, лежащий вдоль ладони, служит своего рода амортизатором, предохраняя остальные пальцы от непосредственных силовых контактов с ладонью. Так в значительной степени уравновешиваются действия мышц-сгибателей и разгибателей пальцев. После разжатия кулака между крайними пальцами полностью исчезает зона напряженности. Появляется возможность сохранять ощущение свободы кистевого сустава, эластичности всех пальцев. Охват руки, столь важный для любого музыканта, естественно увеличивается. Рука сама по себе единая двигательная система. Любые нарушения в каком-либо из звеньев системы ведут к нарушениям ее структуры. Непроизвольное перенапряжение руки провоцирует негативные последствия во всей мышечной сфере организма. Воспитание у ребенка стабильных ощущений гармоничных действий руки и корпуса – важнейшая задача детской педагогики.

В. Мазель “Музыкант и его руки” Санкт-Петербург 2005 г.

  • ISBN: 978-5-7379-0272-8
  • 52 страницы
  • июль 2014
  • Композитор
  • 70 г

Ожидаемое поступление (если вы сделаете заказ прямо сейчас): 13.07.2020; планируемая отправка: 14.07.2020

Ожидаемое поступление (если вы сделаете заказ прямо сейчас): 07.07.2020; планируемая отправка: 08.07.2020

Издательство "Композитор - Санкт-Петербург" представляет вторую книгу из серии "Музыкант и его руки" Владимира Мазеля. На этот раз знаменитый педагог рассуждает о формировании оптимальной осанки, а также затрагивает проблемы физиологии руки как автономной системы, в то же время находящейся во взаимосвязи со всем организмом музыканта.

Издательство: Композитор
Дата выхода: июль 2014
ISBN: 978-5-7379-0272-8
Объём: 52 страниц
Масса: 70 г








Новая книга суфийского мистика Руслана Жуковца рассказывает о Пути к Богу и о суфийской Работе. О том, почему люди приходят на Путь и почему некоторые из них потом покидают его. Об условиях, в которых осуществляется мистическая Работа и о внутренних препятствиях, мешающих её выполнению. О том, как человек обретает стремление к Истине и как Господь ведёт искателя к её познанию. Вы узнаете, что такое.

Издательство: Амрита-Русь
Дата выхода: январь 2018


Приложение, запущенное в облаке, обладает множеством преимуществ, но в то же время подвержено особенным угрозам. Задача DevOps-команд — оценивать эти риски и усиливать защиту системы от них. Книга основана на уникальном опыте автора и предлагает важнейшие стратегические решения для защиты веб-приложений от атак, предотвращения попыток вторжения. Вы увидите, как обеспечить надежность при.

Издательство: Питер
Дата выхода: август 2019


Семнадцатилетняя сирота графиня Элизабет принадлежит к древнему, но обедневшему роду и, конечно, не хочет выходить замуж за нудного богатого кузена. И когда Элизабет выпадает шанс изменить жизнь, она хватается за него и меняется местами с горничной Адой. Ведь простушке Аде представилась возможность попасть в Блистательный Двор, где сбываются мечты неимущих красоток. Юных девиц вербуют, дабы.

Издательство: Эксмо-Пресс
Дата выхода: январь 2018


6 зайцев-пекарей 1 плохо замаскированный волк 1 проказник 1 Кубок золотого яйца …и огромный шоколадный ТОРТ! Смешайте всё это вместе, и получится большой кулинарный конкурс! Переводчик: С.А.Степанов.

Издательство: Книжный мир
Дата выхода: декабрь 2018


Универсальных рецептов тайм-менеджмента не существует, уверены авторы этой книги - специалист по личной эффективности Алена Мороз и психолог Наталья Спехова. Они рассказывают о секретах индивидуального тайм-менеджмента, понимания себя, своих особенностей. На этой базе можно выстроить личную систему "успевания", которая будет работать именно для вас. Прочтите эту увлекательную книгу, выполните.

Издательство: Феникс
Дата выхода: февраль 2019


Линда Ломелино — талантливый кондитер и фуд-фотограф. При взгляде на ее фотографии с тортами учащается сердцебиение и расширяются зрачки. И если вы держите эту книгу в руках, то наверняка хотите научиться так же! Линда докажет, что изготовление съедобных "моделей", подбор фона, света и текстур — это настоящая вспышка творчества и вдохновения! И не обязательно тратить огромные деньги: возможно.

Издательство: Эксмо
Дата выхода: декабрь 2018

Конспект на интерактивный видео-урок

Урок № 5. Осанка

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Урок посвящён формированию правильной осанки.

Лордоз – это физиологический или патологический изгиб позвоночника, при котором его выпуклость обращена вперед.

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Сколиоз – это искривление позвоночника вправо или влево относительно своей оси. Чаще всего встречаются сколиозы грудного и поясничного отделов позвоночника.

Сутулость – это одно из многих возможных нарушений осанки, деформации спины, возникающей в связи со слабостью мышц.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Школьники растут, и в их организме происходит окостенение почти всех 206 костей скелета. Особенно активно формируются кости таза, кистей, предплечий. Позвоночный столб в это время очень чувствителен к различным воздействиям, т.к. его костная основа еще не сформирована.

Что же такое осанка?

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Важно добиться оптимальной осанки, которая будет максимально разгружать мышцы. Кроме того с помощью оптимальной осанки снижаются риски нарушений и отклонений, связанные с состоянием здоровья и развитием растущего организма.

Посмотрите, как выглядит здоровый позвоночник у человека с N осанкой


Естественные изгибы позвоночника очень важны. Они начинают формироваться уже в течении первого года жизни. Их основной функцией является распределение нагрузки, которая ложится на позвоночник. Кифоз – прогиб позвоночника назад, лордоз – прогиб позвоночника вперед.

Но изгибы позвоночника могут возникать и вследствие нарушения осанки. Это сколиоз и сутулость.

Сутулый человек отличается приподнятыми плечами, в которую втянута голова, и согнутой спиной. У человека со сколиозом одно плечо выше (или ниже) другого.

Сколиоз является серьезным заболеванием. Изогнутая часть позвоночника давит на нервы, отходящие к внутренним органам. Могут возникать боли в области спины и тех органов, к которым эти нервы подходят.

Существует множество упражнений для укрепления мышечного корсета. Мы покажем самые доступные и эффективные. Их можно делать и детям и взрослым.

Упражнения для профилактики нарушений осанки:

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимаем прямые руки вверх — вдох, опускаем — выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибаем колени к животу и возвращение в исходное положение (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.

Эта группа специальных упражнений позволяет вытягивать позвоночник, воздействовать на его деформированные отделы, а также укреплять мышцы живота.

Очень важно не только регулярно делать специальные упражнения, но и следить за правильным положением осанки и в обычное время. Необходимо слушаться родителей, когда они вам говорят, чтобы вы держали спину ровно. Это очень важно и сейчас мы узнаем, почему.

Правильная осанка – это залог отличного настроения и уверенности в себе. Попробуйте выпрямить спину, а потом сгорбиться. В каком состоянии вы чувствуете себя лучше? Видели ли когда-нибудь успешных людей со сгорбленной спиной? Нет, обычно плечи у них всегда расправлены, голова гордо смотрит вперед. Берите с них пример.

Помимо психологических преимуществ здоровая осанка приносит пользу и нашему физическому состоянию. Хорошая осанка позволяет увеличивать вместимость легких, за счет чего организм лучше обогащается кислородом. Позвоночник даже влияет на голос. Если у вас ровная спина, диафрагма открывается, и ваш голос лучше звучит.

И невозможно добиться красивой фигуры без здоровой осанки. С хорошей осанкой вы всегда будете выглядеть на 2-2,5 кг стройнее, и ваша одежда будет лучше на вас сидеть.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Осанка – это ____ положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Варианты ответа:

  • Обычное
  • Привычное
  • Необычное
  • Естественное

Решение. Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

2. Что такое кифоз?

Варианты ответа:

  • прогиб позвоночника назад
  • прогиб позвоночника в сторону
  • прогиб позвоночника вперед

Решение. Кифоз - это прогиб позвоночника назад.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.