Машина с горбатым капотом


Первым быть трудно. А последним? Почетно! Первая восьмицилиндровая и последняя в своем роде – воздаем заслуженные почести купе M3 E92.

По давней традиции схожесть эмки с обычным купе обманчива. Дело не только в обвесе – в конце концов похожие детали были доступны в М-пакете. Общих кузовных панелей у машин минимум. Попытка пристроить на свою 320-ю горбатый капот от восьмицилиндрового монстра обречена на провал. М3 длиннее стандартной двухдверки на едва заметные 8 мм, а шире благодаря раскачанным крыльям на целых 39 мм.


Знатоки сразу отметят оригинальность выбора дисков. Стоковые колеса 220-го стиля уступили место пришельцам из мира JDM. Столкновение культур породило гармонию – строгий рисунок пятиспицевых 19-х Yokohama Advan Racing GT выгодно подчеркивает мускулистые линии М3.

Живущий под горбатым капотом двигатель S65 создан на основе монструозного V10 от М5 Е60 и при объеме четыре литра развивает 420 лошадиных сил и 400 Нм. Впускной коллектор внушительного размера, наконец доведенные до совершенства фазовращатели на впуске и выпуске, индивидуальные дроссели, система смазки с двумя маслонасосами – вот до чего дошел прогресс. Нашпигованный баварскими технологиями V8 весит на 15 кг легче титулованного шестицилиндрового предшественника S54B32.


Звук! Грубый, сочный бас, прорывающийся сквозь шумоизоляцию на два порядка лучше пресного стокового саундтрека, заставляет забыть о наличии аудиосистемы BMW Professional. Недаром обладатели атмосферных V8 часто ездят в тишине.

Кредо мотора – только вверх и ни шагу назад! Бешеный разгон вне зависимости от текущей скорости продолжается до отсечки на невероятных 8 400 об/мин. Чем дальше взлетает стрелка тахометра, тем медленнее тикает секундная стрелка часов. V10 от М5, поделившийся поршнями, шатунами и клапанами с пружинами, с его всего лишь 8 250 об/мин, сиротливо стоит в сторонке.



В любой поворот М3 заныривает с энтузиазмом щенка и точностью хирурга на сложнейшей операции. Азарт передается пилоту через выверенные усилия на руле и педалях, словно по USB.

Начавшийся занос мигом осаживает система стабилизации. При желании электронное ярмо можно заметно ослабить или вовсе сбросить, а режим M Dynamic Mode позволяет довести машину до предела – например, выставлять серьезные углы заноса или стартовать с пробуксовкой. Смельчакам в помощь полностью блокирующийся дифференциал GKN Viscodrive. Впрочем, при серьезной ошибке дремлющая DSC все же вмешается.


Согнав с себя адреналиновый озноб, можно не спеша катить по семейным делам, прихватив с собой троих пассажиров. На втором ряду хватает места головам и коленям – полноценный четырехместный автомобиль. Подвеска с электронно-управляемыми амортизаторами Sachs позволяет выбрать один из трех режимов работы. Я голосую за Сomfort, умело совмещающий кольцевую собранность с более чем приемлемым уровнем комфорта.

Городской цикл, л Загородный цикл, л Смешанный цикл, л
19 10 15

Хочешь остаться лучшим? Уходи на пике формы. Другой интерьер, новый мотор, иная философия, явно намекающая на возможность ежедневного использования – последнее поколение двухдверной М3, как грамотный боец, ушло в самом расцвете сил, эффектно хлопнув дверью.


В процессе погружения в тему были сформированы следующие требования к будущему авто: безальтернативное купе в максимальной комплектации с монитором и роботом M-DCT. Год выпуска – не старше 2009-го и обязательное наличие сервисной истории, подтверждающей замененные в рамках отзывной кампании шатунные вкладыши.


Везение продолжилось, когда выяснилось, что до конца месяца цена снижена с вполне адекватных году и пробегу 1 850 000 до совершенно дисконтных 1 480 0000 рублей. Причина продажи уважительная – срочная покупка Porsche 911. Друг из Краснодара, проверивший авто на месте, подтвердил отличное техническое состояние. Спустя несколько дней усталый после перелета и бессонной ночи ожидания Евгений гнал свою восьмицилиндровую мечту в Питер.

В течение пары месяцев после приезда было проведено плановое ТО: заменены свечи и передние тормоза, залито новое масло в редуктор и вдобавок отремонтирован стартер.

Предыдущий хозяин не скрывал, что не успел провести обязательную для дальнейшей беспроблемной жизни V8 замену шатунных вкладышей. Вернее, принципиально и смело оттягивал этот момент до пробега в 100 000 км. В итоге Евгений поставил специальные вкладыши BE-bearings, разработанные по результатам исследования проблемы вкладышей американскими фанатами S65 и заказанные в производство у Mahle-Clevite, а также более крепкие шатунные болты ARP2000. В дополнение был установлен классический масляный щуп, которого изначально этот спортивный мотор был несправедливо лишен.




Сейчас одометр M3 показывает 112 000 км. Автомобиль используется в ежедневном режиме.

Предложены всего две модификации Gran Coupe с гигантским разрывом цен. Переднеприводная 218i (140 л.с.) стоит от 2 090 000 рублей, а 306-сильный полноприводник M235i xDrive — минимум 3 680 000.


Светодиодный свет лишён отдельных противотуманных секций и омывателя. Сзади тоже господствуют диоды. Чёрные вертикальные жабры в заднем бампере глухие.


Посадка низкая, выверенная. Угловатые формы панели пока не ассоциируются с BMW. Мелкие серебристые кнопки климат-контроля на этой машине немного отличаются оттенком пластика. Центральный подлокотник не регулируется, подстаканники лишены фиксаторов.


Зеркала удачно отнесены от стоек, а главная проблема обзорности ― большой недоход левого дворника. Во всех дверях ― огромные карманы, хорош и бардачок. Ёмкости прилично убраны флоком и резиной.

Особой экономии в материалах не заметно, даже панели задних дверей отделаны мягким пластиком. Но вокруг щитка приборов ему придана нехарактерная для BMW примитивная текстура в виде ромбиков, а рисунок на декоративных накладках ассоциируется с автомобилями уровня Весты. Водителю чётко дают понять, что Gran Coupe занимает низшую ступень в модельном ряду. Не жди, мол, многого. Щупаю кнопку пуска на тоннеле, но она сделана плоской, и найти её вслепую трудно.


В базовой версии Online Edition нет бесключевого доступа. Реально измеренный дорожный просвет ― всего 130 мм, но силовой агрегат прикрыт мощной плитой из алюминиевого сплава. Тормоза упруги и хватки, а вот торможение двигателем едва заметно.


Плотные сиденья намекают на такой уровень спортивности, которую не может обеспечить эта версия шасси. Сзади нормально усядутся только люди не выше Насти. Её рост 174 см.

Руль по меркам BMW кажется предательски лёгким, но так его проще вращать при парковке на все 2,75 оборота от упора до упора. Реакции на движения баранки точны и понятны, кренов почти нет. Даже силовое подруливание при разгоне минимально. Ездить спокойно можно с удовольствием. Лишь колеи или поперечный уклон дороги вызывает заметный уход с траектории. Словно тут не 17-дюймовый Bridgestone Turanza T005S шириной 225 мм, а какие-нибудь широкие катки. Нестабильна задняя ось и в кочковатом повороте.


Приборы хороши, хотя боковые второстепенные указатели теряются. Сенсорный центральный дисплей (8,8 дюйма) бледноват. Медиасистема с конфигурируемой домашней страницей работает живо, обеспечивает доступ к онлайн-сервисам и достойное качество телефонной связи.

Ранний писк в напряжённом вираже выдаёт неширокие покрышки. Почти всегда посвистывает передняя ось. Чтобы загрузить задние колёса, чтобы отработала эластокинематика многорычажки и поворачиваемость стала более нейтральной, дуга должна быть длинной, а скорость ― совсем большой.

Во всех остальных случаях Gran Coupe ведёт себя чисто по-переднеприводному. Быстрая езда по мокрой дороге вообще не предполагает иной реакции на преодоление сцепных свойств, кроме сноса. Адептам классических ездовых ценностей BMW лучше обратить внимание на остающееся в продаже заднеприводное купе второй серии, пусть оно и дороже на 200–400 тысяч рублей.


Безрамочные двери подпускают шум с улицы: у старших Gran Coupe то ли стёкла толще, то ли уплотнение эффективнее. Маловат бензобак: при включении сигнальной лампы влезает около 35 л. При этом борткомпьютер в смешанном цикле показывает девять литров на сотню.


Спинки откидываются из тесноватого багажника. Отделка достойна, есть один крючок для сумок и 12-вольтовая розетка. Невелика погрузочная высота, вдобавок порожек почти не выступает над полом.

Практичность седанчика тоже сомнительна. Сзади тесно: при посадке ноги едва пролезают в узкую щель между стойкой и сиденьем, потолок давит, колени высокому пассажиру девать некуда. Багажник вроде бы правильной формы, а спинка заднего сиденья складывается аж тремя частями (40:20:40) без доплаты. Однако объём в 430 литров явно заявлен с учётом подполья. Для реальной жизни маловато расстояние между его нижней и верхней кромками. Возможность переставить ниже пол не предусмотрена. Запасного колеса не бывает вообще.


Кузов почти лишён хрома, но не выглядит голо или дешёво. Уже в базовой версии есть ассистент движения задним ходом, запоминающий траекторию движения на последних 50 метрах перед парковкой. Электромеханический стояночный тормоз дополнен авторежимом Hold.

BMW 218i Gran Coupe
Кузов
Тип кузоваседан
Число дверей/мест4/5
Длина, мм4526
Ширина, мм1800
Высота, мм1420
Колёсная база, мм2670
Колея передняя/задняя, мм1565/1565
Снаряжённая масса без водителя (DIN), кг1375
Полная масса, кг1902
Объём багажника, л430
Двигатель
Типбензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположениеспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров3, в ряд
Число клапанов12
Рабочий объём, см³1499
Макс. мощность, л.с./об/мин140/4600–6500
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин220/1480–4200
Трансмиссия
Коробка передачроботизированная, преселективная, семиступенчатая
Приводпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвесканезависимая, пружинная, многорычажная
Передние тормозадисковые вентилируемые
Задние тормозадисковые вентилируемые
Рулевое управлениереечное, с электроусилителем на шестерне
Шины225/45 R17
Дорожный просвет, мм152
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч215
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с8,7
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл7,2
— загородный цикл5,2
— смешанный цикл5,9
Экологический класспятый
Ёмкость топливного бака, л42
ТопливоАИ-92-98


Заводской код BMW второй серии Gran Coupe ― F44. После Mini, однообъёмников BMW Active/Gran Tourer, кроссоверов X1 и X2 легковушки первой и второй серий примерили платформу UKL2. Стойки McPherson спереди, многорычажка сзади — даже на переднеприводных версиях. Для снижения неподрессоренных масс в шасси применено большое количество алюминия и высокопрочных сталей. Использованы гидравлические опоры силового агрегата, дабы снизить вибрации. Передаточное отношение рулевого привода ― 15,0:1.


Даже на базовой версии кузов дополнительно усилен распорками. Изначально на жёсткость работает и щит из алюминиевого сплава, закреплённый под силовым агрегатам, ― но россиянам он полезен и в качестве силовой защиты.



Семиступенчатый робот GD7-F32AG носит бренд Getrag, хотя с 2015 года фирма принадлежит концерну Magna, а c 2018 года переименована в Magna PT. Эта же коробка под кодом 7DCT300 ставится, например, на автомобили Renault. Сцепления здесь мокрые, в отличие от более старых шестиступенчатых роботов Getrag, приснопамятных под названием Ford PowerShift. Приводы сцеплений ― электрогидравлические, а переключения передач ― электромеханические. Создатели гордятся малым энергопотреблением всех приводов, не превышающим 30 Вт. Первая и вторая передачи снабжены двойными синхронизаторами. Маловязкое масло в объёме 3,5 л залито на весь срок службы коробки.

До чего ж мне нравятся приборы Gran Coupe! По такому же принципу сделан щиток у M2 Competition, но эти машины — лишь исключения из печального правила оснащать современные BMW нечитаемыми цифровыми панелями. В видео особенно хорошо видно, что под тёмным стеклом на самом деле установлены обычные стрелки, подсвечивающиеся днём белым, а ночью ― оранжевым цветом.

За это время коллекция значительно расширилась. Впрочем, я так подозреваю, что и на сегодняшний момент, она далеко не полная. Я сознательно не включаю в этот автословарь общеупотребимые кликухи для общих автомобильных понятий, имеющих отношение, например, к салону (полный фарш, дрова, свинина, евровагонка и т.п.) или к общеупотребимым названиям всех видов малотражек (позотёрки, шуршалки), пикапов и универсалов (катафалк и сарай соответственно)… и так далее…

В данном случае меня интересуют только альтернативные названия моделей и марок автомобилей, которыми точно награждают изделия автопрома их владельцы, продавцы или пешеходы. В одном случае, кличка образуется как вариант прочтения англоязычного оригинального названия в кириллице, во втором — по созвучию, в третьем — благодаря отличительным особенностям самого автомобиля, но, в любом из случаев, всё это довольно интересно.

Как и раньше, предлагаю всем желающим дополнять и расширять этот словарик в комментариях.

AUDI - АУДИ
Все - Недоолимпиец, Авдотья, Авдя, Властелин колец, Яйца

Audi 80 - Бочка, Селедка
Audi 100 - Сотка, Сигара, Селедка, Бочка
Audi A6 - Мыльница, Шоха
Audi A8 - Авоська
Audi Q7 - Кузя
Audi TT - Титька
Audi AllRoad - Урод

BMW - БМВ
Все - Бумер, Бимер, Бомба, Бэха, Рулез, Вентилятор, Баварец, ХХХ, Боевая Машина Вымогателя

BMW 5XX (E28) - Акула
BMW M3 - Эмка, Матрёшка
BMW X5 - ХэПять
BMW X3 - ХэЗэ
BMW 1XX - Копейка, Бейсболка
BMW 3XX - Трёшка, Трёха
BMW 5XX - Пятерка
BMW 7XX - Семерка

MERCEDES - МЕРСЕДЕС
Все - Мерин, Пони, Лошадь, Мерзковоз, Мерзюк, Мерендос, Очкарик (E), Морда, Панорамик, Генацвале (G)

124 купе - Волчок
129 - Жаба
140 - Стосорокет, Рубль сорок, Слон, Канцлер Колль, Чемодан
210 - Лупатый, Глазастый, Очкастый, Очкарик
G500 - Малевич, Гелик, Кирпич, Гелер, Киоск, Ларек, Квадрателло
CLK - Целка
ML - Емеля, Малевич
Brabus - Барбос

VOLKSWAGEN - ФОЛЬКСВАГЕН
Все - Фольц, Корчваген

VW TUAREG - Табурет, Чурек, Турик, Тугрик, Тугеро, Творог
VW BEETLE - Жук
VW GOLF - Носок, Гога, Пончик
VW BORA - Боря
VW SCIROCCO - Сырок
VW SHARAN - Шарик

HONDA - ХОНДА

Honda CR-V - CD-RW (СиДи и Рви), Сервант, Стерва, Хром-Ванадий
Honda Civic - Сивка, Сивка-Бурка
Honda Civic Ferio - Фэйри
Honda Type-R - Тыр-Пыр, Тупер
Honda ODISSEY - Одесса
Honda PRELUDE - Приблуда, Прелка
Honda CAPA - Сара
Honda JAZZ - Хомяк
Honda HR-V - Хрюн, Хрюшка
Honda BALLADA - Балда
Honda ASCOT - Скотина

TOYOTA - ТОЙОТА

Toyota CROWN (93) - Батон, Сугроб
Toyota CORONA - Бутылка, Бочка
Toyota CORONA (170 кузов) - Зубатка
Toyota CAMRY - Ванна, Камрюша, Кирюша
Toyota COROLLA - Корова
Toyota COROLLA (100 кузов) - Сотка, Короста
Toyota COROLLA Levin - Ленин
Toyota COROLLA Ceres - Цирроз
Toyota LAND CRUISER - Кукурузер, Крузак, Семидесятка, Сотка, Двухсотка, Охотник
Toyota MARK II - Морковник, Маяк 11, Маркуха, Марчок, Мордва, Марковка, Смарчок, Чемодан
Toyota PRIUS - Примус
Toyota PRIUS Gybrid - Электричка
Toyota PRADO - Прадед, Кирпич, Смрадо
Toyota SOARER - Сайра, Сарай
Toyota HARRIER - Хорек, Харя (праворульный Lexus RX300)
Toyota CELICA - Целка
Toyota CHAYSER - Чайник
Toyota ESTIMA/LUCIDA - Яйцо
Toyota STARLET - Таблетка, Стерлядь
Toyota CARINA (191 кузов) - Улыбка
Toyota CARINA E - Еха
Toyota Matrix - Матрас, Матрешка
Toyota RAV-4 - Травля, Равулька, Рафик
Toyota AVENSIS - Веня, Авик, Венечка
Toyota ARISTO - Аристон
Toyota CYNOS - Синус
Toyota SUCCEED - Суицид
Toyota VITZ - Вжик, Чебурашка
Toyota FUNCARGO - Фунтик
Toyota WILLl - Вилка
Toyota Town Ace - Тауняра
Toyota WINDOM - Винни
Toyota SPACIO - Спасик
Toyota CALDINA - Кандида
Toyota CRESTO - Кресло
Toyota CLUGER - Крюгер
Toyota ESTIMA Lucida - Люська
Toyota SPRINTER Marino - Маринка
Toyota NADIA - Надюшка
Toyota PLATZ - Пепелац
Toyota PREMIO - Премия

NISSAN - НИССАН
Все - Санька, Пассал

Nissan VINGROAD - Виноград
Nissan LAUREL - Лаврик, Лореаль, Лавр
Nissan SAFARI - Пирамида, Сафарик
Nissan QUASHKAI - Какашка, Кошак
Nissan NOTE - Енот
Nissan MICRA - Микроб
Nissan MURANO - Мураш
Nissan TERRANO - Кабан, Тиранозавр, Раненый
Nissan SKYLINE GT-R - Скай, Скала, Годзилла
Nissan CEFIRO - Кефир, Чифирь
Nissan MAXIMA - Максимка
Nissan BLUEBIRD - Бублик, Белиберда
Nissan GLORIA - Глаша
Nissan TEANA - Таня
Nissan FAIRLADY - Фара
Nissan SUNNY - Санька
Nissan SILVIA - Слива
Nissan CEDRIC - Кедр
Nissan CUBE - Кубик
Nissan MISTRAL - Менструал
Nissan MARCH - Мяч
Nissan PATHFINDER - Пафик, Сусанин
Nissan PATROL - Патр, Петруха
Nissan X-TRAIL - Хитрый, Трах, Хитрил
Nissan PRIMERA - Дельфин

SUBARU - СУБАРУ
Все - Суба, Субарыня, Зубарик, Зубару

Subaru FORESTER - Форик, Хворостер, Лесник, Автобус, Буратин, Леший
Subaru LEGACY - Люси, Легаська
Subaru DOMINGO - Бешеный ослик
Subaru WRX - Врыкса
Subaru SVX - Сивый

MITSUBISHI - МИЦУБИСИ (МИЦУБИШИ)
Все - Мица, Мицуха

MMC Diamand - Димон, Демон
MMC OUTLANDER - Аут, Носорог
MMC OUTLANDER XL - Аут-2, Эксель
MMC CHALLENGER - Челнок
MMC ECSIMO - Эскимо
MMC DELICA - Свинья, Поросенок, Булка
MMC PAJERO - Пейджер, МП3, Паджерка, Поджарый, Паж, Пыж
MMC Lancer - Ланс, Ланселот
MMC Lancer Evolution - Эво
MMC PAJERO SPORT - Шпрот
MMC L200 - Эля, Эльф, Эльдорадо, Элька
ММС RVR - Яврик
MMC Galant - Галантерея
MMC Legnum - Лего
MMC Libero - Подгузник

MAZDA - МАЗДА
Все - Маза, Маздай, Зума, Маздень

Mazda-3 - Матрешка, Матреха, М3, Маська
Mazda-6 - Машка, М6, Машерка, Мошонка
Mazda 323 F - Слепая
Mazda DEMIO - Демка
Mazda LUCE- Люся
Mazda PREMACY - Примус
Mazda RX-8 - Рыкса

SUZUKI - СУЗУКИ
Все - Зука, Сузучка

Suzuki ESCUDO - Паскуда
Suzuki SAMURAI - Самик, Нинзя
Suzuki JIMNY - Джимка, Джимник
Suzuki BALENO - Полено
Suzuki SX4 - Секс

Ford FOCUS - Чпокус, ЭфЭф, Манденыш
Ford MONDEO - Моня, Мондей, Мондюк, Манда
Ford KA - Какашка, Букашка, Кашка
Ford FUSION - Фургон
Ford TAURUS - Тарас
Ford FIESTA - Карнавал

LANDROVER - ЛЭНДРОВЕР
Все - Ведровер, Дровер

LandRover FREELANDER - Фрилик
LandRover DISCOVERY - Диско
LandRover VOGUE - Вошь

OPEL - ОПЕЛЬ
Все - Попель, Жопель

Opel VECTRA - Овца, Верка
Opel KADETT E - Дутый
Opel ASTRA - Астма

RENAULT - РЕНО

Renault CLIO - Клюшка
Renault MEGAN - Мигун, Межан
Renаult LOGAN - Поган, Влоганище, Наган, Лохань
Renault VAL SATIS - Волосатис
Renault MAGNUM - Телевизор
Renault KOLEOS - Колюня
Renault SCENIC - Циник
Renault KANGOO - Кенгуру

CHEVROLET - ШЕВРОЛЕ

Chevrolet LANOS - Анус, Ламос, Ланька
Chevrolet AVEO - Овечка
Chevrolet LACETTI - Лача, Лошетти-
Chevrolet CAPTIVA - Коптилово
Chevrolet NIVA - Нивролет

PEUGEOT - ПЕЖО
Все - Пыжик, Львенок, Пижон, Пыж

Peugeot 206 - Лолита

Kia Rio - Кира
Kia Ceed - Сидор

DAEWOO - ДЭУ

Daewoo NEXIA - Узбек, Дэушка, Ксю, Ксюха, Ксюша, Несквик, Нексус
Daewoo MATIZ - Метиc, Мотька, Чебурашка

VOLVO - ВОЛЬВО
Все - Вульва, Вовочка

Volvo 740- Чемодан

HYUNDAI - ХЁНДЭ
Все - Хуйдай

Hyundai TUCSON - Тушкан
Huyndai TERRACAN - Таракан
Huyndai GETZ - Геша

SKODA - ШКОДА

Skoda OCTAVIA - Окташа
Skoda OCTAVIA TOUR - Турик
Skoda FELICIA - Фекалия, Филя

CHERY - ЧЕРИ

Chery QQ - Кукушка
Chery KIMO - Покемон, Кума
Chery AMULET - Гавнулет, Омлет
Chery TIGGA - Тигренок

Lexus - Алексей, Уксус
Citroen - Цитрамон, Ситро
Alfa Romeo 156 - Мыло
Jeep CHEROKEE - Широкий, Индеец, Чирок, Чирокез
Jeep WRANGLER - Табуретка
Mini COOPER - Менюшка
Infiniti FX35 - Лягушка, Бейсболка
Infiniti FX - Финик
Saab - Самбаб, Сабак
Porsche - Паршивец
Porsche CAYENNE - Саян
Chrysler PT Cruiser - Патя
Daihatsu PIZAR - Пузырь
SsangYong REXTON - Рекс
Dodge VIPER - Гадюка
HAMMER - Мини-танк, Янки-танк, Хламмер, Penis Extender
ISUZU – Зузу, Айзюзю, Сузучка

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

Автоклички — сленговые названия автомобилей


Главный автомобиль парада — это гордость страны и демонстрация достижений. Но порой на важнейших памятных событиях появляются крайне экзотические машины.

На репетициях Парада Победы в Москве, а затем и на самом торжестве запомнились два белоснежных кабриолета, очень напоминающих по очертаниям кузова легендарные "Победы". Необычный дизайн и необычные номера породили большой спор на тему участия этих автомобилей в Параде Победы 24 июня. Спор вокруг этих машин закончился так же быстро, как начался. Как выяснилось, автомобили принадлежат Минобороны Туркменистана. Автомобили с номерными знаками DABARA-1 и DABARA-2 принимали участие в Параде Победы в Ашхабаде 9 Мая 2020 года.

Сам по себе Парад Победы в Туркменистане на фоне других мероприятий отличался и своеобразным регламентом. Помимо переделанных под советские "Победы" автомобилей и "полуторок" ГАЗ-ММ с самодельной крышей необычной формы участие в торжественном мероприятии принимал откровенно далёкий от армии автомобиль Rolls-Royce Phantom Drophead Coupe, стоимость которого в России составляет без малого 60 миллионов рублей.

Историй, связанных с необычными автомобилями на военных парадах, великое множество: часть из парадных машин собирали из того, что есть, другие превращали в парадные кабриолеты из правительственных броневиков.

Честь дебютировать на Параде Победы выпала на долю ЗИС-110Б — первого послевоенного серийного автомобиля, выпускаемого в СССР. Работы над машиной начались в последние годы Великой Отечественной войны после распоряжения Верховного главнокомандующего, однако сам Иосиф Виссарионович Сталин проехаться на новеньком фаэтоне так и не успел.


Первый парадный автомобиль в целях экономии времени и ресурсов для торжественного проезда переоборудовали из обычного гражданского. Базовый ЗИС-110Б для парада проектировали с оглядкой на дизайн американского Packard Super Eight 180, и за "копирование американцев" группе инженеров и конструкторов пришлось выслушать немало претензий.

В качестве следующего автомобиля для парада выбрали ЗИЛ-111В. Эту машину строили с учётом всего технологического опыта, которым советские инженеры располагали после войны. Эксперимент с технологиями того времени оказался удачным: шестилитровый советский V8 выдавал 200 лошадиных сил на заднем приводе и позволял разгонять почти трёхтонный автомобиль с места до 100 километров в час за 23 секунды. Автомобиль стал настоящим символом эпохи и возил не только маршалов во время парада, но и других людей, вписавших своё имя в историю мира. Именно в автомобиле ЗИЛ-111В по улицам Москвы торжественно провезли первого человека, побывавшего в космосе, — Юрия Гагарина.

Каждый советский парадный автомобиль служил по прямому назначению (за редким исключением) почти по десять лет, после чего уникальную машину, которую выгоняют из гаража всего несколько раз в году, меняли на новую модель. В 70-х годах на смену автомобилю ЗИЛ-111В пришло сразу две модели. Первая — ЗИЛ-117В — была построена на базе правительственного седана ЗИЛ-117.


Базовый ЗИЛ-117, от которого парадные версии унаследовали большую часть конструктивных решений, не зря называли "советским S-классом": мощности и комфорта в нём было достаточно. Под капотом советского фаэтона для торжественных мероприятий установили огромный V8 с алюминиевым блоком цилиндров. Семилитровый двигатель правительственного автомобиля доработали и настроили на мощность в 300 лошадиных сил, а плавность хода обеспечивала не только автоматическая трёхступенчатая трансмиссия, но и уникальная подвеска.

Демпферы и специальные гидравлические компенсаторы предотвращали "клевки" машины при резком торможении и практически полностью нивелировали крены даже при резких разворотах. Сочетание этих решений сделало рамный ЗИЛ-117В практически идеальной машиной для поездок по брусчатке Красной площади в Москве. Правда, особенной экономией такие машины не отличались — 20 литров топлива на 100 километров пути укладывались в норму по расходу для огромных советских V8.

Однако вскоре после начала эксплуатации самым неприятным образом стали проявляться и проблемы теплонагруженного двигателя. Несколько раз за время подготовки к парадам окрашенные в "шинельные" серые цвета ЗИЛ-117В перегревались и "кипели" прямо у стен Кремля, поэтому с начала 70-х в подготовке парадов участвовало несколько машин — основные и резервные. На случай отказа электрики и передающих устройств была создана и вторая модификация машины — ЗИЛ-117ВЕ, с переработанной и экранированной электроникой, благодаря которой громкое и пронзительное "Здравствуйте, товарищи!" от командующего парадом транслировалось на громкоговорители без помех.

"Роллс Ройс" по-советски

Большую часть проблем с тепловой нагрузкой мотора решили в период работ над автомобилем ЗИЛ-41044 — новейшим флагманом для перевозки правительственных чиновников. Вместе с базовым лимузином парадная версия ЗИЛ-41041 получила новый двигатель — могучий V8 с нетипичным для СССР объёмом в 7,695 литра. Но особенностью относительно простого двигателя на алюминиевом блоке цилиндров стали не цифры крутящего момента, а требовательность к топливу: парадные 41044 "кормили" исключительно топливом экстра-класса, достать которое обычные автолюбители не могли.


После того как другой парадный автомобиль заглох на репетиции, всё топливо, которым заправляют баки парадных кабриолетов, стали отправлять в лаборатории на изучение. За несколько суток до основного мероприятия ёмкости с бензином опечатывали, а доступ в помещение, где хранилось топливо, ограничивался. Саму машину перед каждой репетицией и уж тем более перед самим парадом обыскивали кинологи с собакой. Эта процедура сохранилась и по сей день.

Среди военных и историков до сих пор ходит байка о том, что первые автомобили ЗИЛ-41041 не понравились тогдашнему министру обороны Дмитрию Устинову. Если верить этой версии, то сразу после первого парада в 1981 году на новых автомобилях Устинов устроил разнос конструкторам, и в машину внесли ряд серьёзных доработок, улучшающих плавность хода. Однако даже после этого Устинов не выказывал желания командовать парадом.

Однако в конце нулевых, когда фаэтоны 41041 уже отслужили своё, возникли неожиданные сложности с заменой парадных машин на более новые. В новой экономической реальности после развала СССР московские лимузины и седаны, способные смять при лобовом ударе небольшой грузовик, оказались никому не нужны. Спасли парадные машины совершенно неожиданным способом. Восстановленные практически из пепла двухдверные кузова в буквальном смысле слова "натянули" на раму американских фермерских "траков" GMC Sierra.

Под капотом автомобиля было решено оставить американский шестилитровый V8 с отдачей в 304 лошадиные силы и шестиступенчатый автомат HydraMatic. При этом от фирменной американской детали интерьера — огромной "кочерги" переключения передач под рулём — избавиться не удалось, и российские министры обороны — сначала Анатолий Сердюков, а затем и Сергей Шойгу — долгие годы принимали парады на Красной площади на частично американской машине. На этих автомобилях по брусчатке Красной площади министр обороны принимал парады вплоть до 2019 года, когда кабриолеты ЗИЛ с американскими моторами сменили полностью российские автомобили AURUS.

Двухдверные AURUS Senat, построенные на базе одноимённых седанов, подняли планку престижа отечественной техники и добавили торжественности Параду Победы. Эти автомобили нет смысла сравнивать ни с одной машиной, ранее ездившей по Красной площади 9 Мая. Абсолютно новая платформа, собственный двигатель и трансмиссия, работающая в паре с гибридной силовая установка, уникальный и откровенно брутальный дизайн. Классическая компоновка и обводы кузова выглядят свежо, а вся конструкция работает абсолютно надёжно. Но, как и все парадные автомобили, кабриолеты Aurus отличаются от своих правительственных собратьев.

Специально для торжественного события автомобилю без крыши добавили режим "парад". После его активации двигатель работает на минимальных оборотах, а скорость автомобиля ограничивается электроникой на отметке в 20 километров в час. По-другому начинает работать и пневматическая подвеска: она становится ещё мягче и обеспечивает движение по брусчатке у стен Кремля "как по ковру".

Парадных автомобилей AURUS, как и уникальных ЗИЛов с американским "сердцем", пока всего три. В других городах парадами командуют на разных автомобилях, но единый стиль военные по-прежнему стараются сохранить. В Новосибирске и Самаре парадом командуют из "Волги" ГАЗ-3102, в Санкт-Петербурге — из оригинального ЗИЛ-41041 или парадной версии броневика "ГАЗ-Тигр" с открытым верхом.

Автомобили собственного производства для парадов используют и в других странах. Например, председатель КНР Си Цзиньпин принимает парады исключительно в кабриолетах китайской марки Hongqi ("Хун-цзи", в переводе — "Красное знамя"). Несколько таких автомобилей поставили в Белоруссию, и именно на них белорусские военные ездили по центру Минска во время Парада Победы 2020 года. Командующий Вооружёнными силами страны Александр Лукашенко выбрал для прибытия на парад другую машину — лимузин Maybach.

Точные технические характеристики китайского парадного автомобиля неизвестны, однако ранее сообщалось, что автомобили комплектуются шестилитровым V12 собственной разработки. Мощность агрегата составляет 410 лошадиных сил. Любопытно, что на китайские автомобили белорусские военные пересели с советских ГАЗ-14 "Чайка", которые долгие годы сохранялись в идеальном состоянии и могли похвастаться минимальным пробегом.

Традиция принимать парады на автомобилях собственного производства есть и во Франции. В День взятии Бастилии в Париже президент Франции Эмманюэль Макрон передвигался верхом на армейском броневике. А вот американскому президенту Дональду Трампу в этом смысле не повезло: в США, кроме служебного бронированного лимузина "Зверь", нет ни одного президентского кабриолета, в котором первое лицо страны появляется на торжественных мероприятиях. Да и сам парад в США, планированием которого занимались на протяжении последних двух лет, — под угрозой срыва из-за пандемии коронавируса и массовых беспорядков.

В 2015 году Парад Победы в Алма-Ате (Казахстан) принимали на самых бюджетных (для мероприятий такого уровня) машинах. Командование парадными расчётами осуществляли из американских автомобилей Lincoln Town Car в версии кабриолет. Базовый седан этой модели на протяжении многих лет был любимой машиной нью-йоркских таксистов. Позднее эти машины заменили на более соответствующие по статусу броневики "Арлан", а гражданские автомобили участия в парадах больше не принимают.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.