Лечебная физкультура при вялой осанке

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.


Как связана физкультура и осанка человека?

При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Принято выделять 2 разновидности нарушений:

  • искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, плоская, круглая спина и др);
  • изменения во фронтальной плоскости — сколиоз.

В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.

Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет. Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.


Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны упражнения для осанки: детям они доступны в возрасте 5–7 лет.

При уже сформировавшемся нарушении осанки в этом возрасте можно корректировать его с помощью специальных, лечебных упражнений. Они направлены на укрепление мышц в проблемной зоне и на общее развитие мышечного корсета.

Комплекс упражнений для детей дошкольного возраста

Дошкольникам недоступна целенаправленная тренировка. Ребенок может просто не понимать, зачем нужно делать те или иные движения, когда хочется просто бегать и играть. Поэтому детская гимнастика проводится в игровой форме.


Упражнения, которые можно выполнять ребенку 6–7 лет:

Комплекс упражнений ЛФК при нарушении осанки можно выполнять с ребенком и в профилактических целях, пока сколиоз не сформирован. Они несложны и доступны в домашних условиях. Дополнить их можно движениями с гимнастической палкой:

  1. Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад.
  2. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Родитель следит за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед.
  3. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.

В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.

Комплекс ЛФК для младших школьников

У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.


Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.

После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, гимнастической палкой или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.


Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:


Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.

Заключение

Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.


Неправильная осанка, искривления позвоночника — бич современного человека. Чаще от проблем со спиной страдают дети, школьники. От прямоты осанки зависит внешний вид человека, здоровье всего организма в будущем. Как повлиять на формирование позвоночника в детском возрасте, чем может помочь ЛФК в решении проблемы неправильной осанки, как делать гимнастику в домашних условиях, расскажем в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

Чем полезна ЛФК

Лечебная физкультура для детей с нарушениями осанки, искривлениями позвоночника — это эффективный консервативный метод решения проблем со спиной. Если вовремя начать заниматься, выполнять упражнения регулярно, то шанс излечиться и исправить ситуацию довольно высокий.

ЛФК детям до 16 лет назначают, чтобы:

  1. Избавить ребенка от боли в спине.
  2. Скорректировать уже полученные нарушения осанки.
  3. Подстраховаться от искривлений, то есть в целях профилактики.
  4. Натренировать мышцы, повысить их тонус. Это особенно необходимо дошкольникам для подготовки к длительному сидению за партой.
  5. Закрепить навык правильного сидения, ходьбы.
  6. Провести комплексное воспитание осанки.

Комплекс лечебных упражнений разделяют на две группы: общую и специальную.

Необходима для профилактики нарушений осанки. Посещать занятия, делать упражнения дома из этого комплекса полезно всем детям для всестороннего укрепления тела. В процессе выполнения несложных заданий ребенок задействует все группы мышц спины, ног, шеи, рук.

Назначается по медицинским показаниям.

Упражнения нацелены на нагрузку и тренировки определенной группы мышц, решают конкретную задачу в индивидуальном порядке. Специальная физкультура необходима детям после травм, при серьезных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при обнаружении сколиоза, лордоза, кифоза.

Из-за чего возникают нарушения осанки


К искривлению позвоночника, нарушениям осанки у детей приводят следующие факторы:

  • Малоподвижный образ жизни. Позвоночный столб ослабевает из-за длительного сидения за партой, ПК. Детям школьного и дошкольного возраста важно бегать, играть каждый день не менее двух часов.
  • Плохая организация рабочего места для выполнения домашних заданий, рисования, чтения. Об этом обязаны позаботиться родители. Высота стола, стула, расположение настольной лампы должны соответствовать росту ребенка.
  • Физические перегрузки. Следите за нагрузкой ребенка в спортивной секции. Несоблюдение норм времени и интенсивности тренировок приводит к травмам позвонков, мышц спины. К перегрузкам также относится ношение тяжелого школьного рюкзака.
  • Вредные привычки. Чтение лежа, рисование стоя и прочее. Позвоночный столб при регулярном несоблюдении советов ортопедов постепенно деформируется.
  • Врожденные патологии. Дети с ослабленными мышцами спины, патологиями костной ткани попадают в группу риска по развитию ортопедических заболеваний.
  • Неправильное питание. В группу риска по развитию сколиоза, нарушению осанки входят полные малыши, дети, не получающие достаточного количества витаминов, кальция, железа и других необходимых для роста веществ.

Это интересно! На 100 тысяч детей в России приходится 976 ребятишек с болезнями опорно-двигательного аппарата. Искривления позвоночника, нарушения осанки в этом списке занимают первое место. В Австрии, Германии, Франции на 100 тысяч регистрируется более 1500 пациентов ортопедов. По мнению представителей ВОЗ, именно отсутствие активности в детском возрасте становится основным виновником проблем со спиной в будущем.

Виды нарушений


У детей с 6 до 16 лет диагностируются следующие виды деформации и неправильного формирования позвоночного столба:

  • Лордоз. Позвоночник выдвинут вперед в поясничной области. При наклонах прогиб не изменяется. Дети постоянно ощущают тяжесть в нижней части спины.
  • Кифоз. Школьник сильно сутулится. Позвоночный столб искривлен в грудном отделе, спина круглая. У детей с кифозом часто болят ноги, спина, голова выдвинута вперед. Им сложно долго сидеть, бегать.
  • Сколиоз. Позвоночник кривится в левую или правую сторону. На третьей стадии заболевания признаки видны невооруженным взглядом. Это перекос плеч, наклон корпуса в одну сторону при сидении, ходьбе. Позвоночник на рентгеновском снимке выглядит как буква S или С.
  • Кривошея. Характерна для малышей грудничкового возраста. Неповоротливость головы, шеи формируется из-за долгого лежания в период новорожденности на одной стороне. Невылеченная кривошея провоцирует патологические изменения в процессе формирования позвоночного столба.

Важно! Начинать лечить неправильную осанку, а тем более кривошею, нужно как можно раньше.

На первых стадиях искривления эффективно помогают консервативные методы терапии. Это массаж, ЛФК, корсеты, электрофорез.

Кому нужны упражнения

Специальный комплекс ЛФК назначается при следующих патологиях:

  • неправильная осанка;
  • сколиоз;
  • кифосколиотические изменения в позвоночном столбе;
  • лордоз;
  • кривошея;
  • подростковый остеохондроз;
  • межпозвонковая грыжа;
  • кифотические нарушения;
  • рахит.

Общая ЛФК показана детям без нарушений в области позвоночного столба, но жалующимся на:

  • боли в ногах;
  • дискомфорт в области спины, шеи, копчика;
  • слабость в мышцах;
  • быструю утомляемость от физических нагрузок;
  • вялую осанку.

Важно! Рассматривать ЛФК только как метод лечения неверно. Щадящая физкультура — отличный способ профилактики искривлений позвоночника и неправильной осанки в школьном возрасте.

Противопоказания

Занятия ЛФК противопоказаны при следующих состояниях и заболеваниях:

  • общие недомогания;
  • мышечные зажимы;
  • пороки сердца;
  • низкий болевой порог;
  • кровотечения;
  • компрессионный синдром;
  • злокачественные опухоли;
  • острые заболевания.

Важно! При серьезных нарушениях осанки, искривлениях второй-третьей степени делать упражнения в домашних условиях не рекомендуется. Ошибки в технике выполнения усугубляют ситуацию. Самостоятельные тренировки устраивайте в целях профилактики и при нарушениях легкой степени.

Разминка перед гимнастикой


Прежде чем начать выполнять приемы коррекции осанки, необходимо разогреть мышцы, подготовить позвоночник к активной работе.

Исправление осанки у детей начинайте с разминки. Начальное положение для всех упражнений: стоя, руки на поясе, ноги разведены.

Важно! Разминку и занятия с детьми раннего возраста можно проводить на фитболе. Размер мяча, упругость будут влиять на качество выполнения упражнения. Детям от 6 месяцев до 2 лет подойдет снаряд диаметром от 45 см, средней жесткости.

Делайте наклоны в стороны, вперед – назад.

Глубина зависит от самочувствия ребенка.

Понадобится стул с высокой спинкой. Обопритесь на него руками, немного отойдите назад. Прогните спину вперед, чтобы голова, плечи оказались на одной линии. Затем выгните спину наверх, голову опустите.

Делайте упражнение плавно. Голову наклоняйте вперед, прижимайте к груди, задерживайтесь на три секунды. Затем возвращайте обратно.

Одну секунду отдыхайте. Следом наклон назад, почувствуйте, как тянется позвоночник. Зафиксируйтесь. Вернитесь. Выполните наклоны в стороны.

Руками тянитесь к небу. Приподнимайте торс с опорой на пяточки. Задерживайтесь на две–три секунды.

Формирование правильной осанки


Сформировывать прямой позвоночный столб и исправлять нарушения осанки поможет следующий комплекс:

  1. Ноги чуть расставлены, руки на поясе. Заводите локти за спину до упора, лопатки соприкасаются. Вернитесь.
  2. Руки на уровне плеч, разведите в стороны. Делайте движения назад – вперед.
  3. Положите ладошки на плечи. Вдохните и наклонитесь корпусом вперед, выдохните — вернитесь назад. Старайтесь держать спину ровно.
  4. Руки сцепите за поясницей. Наклоняйтесь вперед. Выпрямлять спину нужно медленно, чтобы не потерять равновесие.
  5. Вытяните руки, возьмите гимнастическую палку. Приседайте, контролируйте прямоту спины.
  6. Зажмите палку в ладонях и потянитесь вперед, корпус фиксируйте.
  7. Лягте. Руки прижмите к туловищу. Поднимайте прямые ноги вверх, обе одновременно.
  8. Перевернитесь на живот. Руки остаются лежать вдоль тела. Медленно отрывайте туловище от пола: ноги, голову, плечи. Задерживайтесь на одну–две секунды, опускайтесь на выдохе.
  9. Прыжки вверх. Подпрыгивайте десять раз.
  10. Поднимите руки к плечам. Соедините их у груди, локти в стороны. Разведите ручки по сторонам, верните в исходное положение.

Младшим школьникам в качестве короткой зарядки между занятиями за столом или детям в детском саду можно предложить сделать одно–три следующих упражнения:


Между подходами можно отдохнуть три–четыре секунды.

Важно! Упражнения для осанки для детей, выполняемые лежа, лучше делать на жесткой ровной поверхности. Опора влияет на напряжение спины и качество тренировки.

Посмотрите, как девочка делает эти упражнения на видео ниже:

Комплекс упражнений для детей

Учащимся младшего и старшего возраста подойдут следующие упражнения для избавления от сутулости, чтобы устранить усталость спины и исправить дефекты осанки:

  1. Займите положение стоя. Вытяните руки вдоль туловища. Наклонитесь вперед, чтобы ладошки коснулись пола. Выпрямитесь. Повторите пять раз.
  2. Сомкните пальцы рук за головой. Делайте движения локтями вперед, зажимая голову в замок. Затем отведите локти максимально назад.
  3. Уголок на шведской стенке. Зацепитесь руками за перекладину лицом вперед, поднимайте ноги в прямом положении, чтобы они были параллельны полу.
  4. Уголок на полу. Сядьте на пол, ноги вытяните вперед, прямые руки заведите назад, обопритесь на ладони. Медленно отрывайте ягодицы от пола. Между вытянутыми руками и ногами образуется прямой угол.
  5. Взмахи руками с гимнастической палкой. Зажмите палку в ладонях, держите на вытянутых руках впереди. Занесите палку назад, руки согните в локтях. Положите палку на плечики и задержите на две секунды. Вернитесь обратно.
  6. Сгибы туловища. Лягте на пол, согните тело вперед, прижмитесь к коленям. Разогнитесь.
  7. Ходьба с прямой спиной. Шагать нужно четко, соблюдая правильный вариант осанки. Продолжительность марша – двадцать секунд.
  8. Ходьба на пятках, носках. Повторите марш, сделав опору на пятку, затем на носок. Это упражнение оценивается как хорошая профилактика плоскостопия.

Задания нужно повторять не менее пяти раз.

Гимнастика при сколиотической форме

При сколиозе у ребенка должна быть памятка или фото упражнений, демонстрирующих, как исправлять осанку. Делать гимнастику нужно каждый день по десять–пятнадцать минут. В идеале лучше получить консультацию у лечащего врача и походить на занятия ЛФК в специализированный центр. После обучения лечебной физкультуре можно продолжить корректировать осанку дома.

Выравнивание позвоночника в раннем возрасте занимает не менее шести месяцев, в подростковом — более года. Сколиозный вид позвоночного столба можно выправить с помощью следующих упражнений:

  1. Встать прямо. Поднять руки вверх, глубоко вдохнуть. Опустить руки. Выдохнуть. Движения делайте плавно, спину искривлять нельзя, следите за положением плеч.
  2. Лягте на пол. Ноги в коленях согните, попеременно притягивайте их к животу.
  3. Положите гимнастическую палку на спину. Прогнитесь вперед.
  4. Крутите велосипед, лежа на полу.
  5. Стойте прямо, ноги вместе. Поднимитесь на носочки, руки в стороны. Руки и шею максимально вытяните вверх.

Важно! Улучшения в осанке при соблюдении рекомендаций остеопатов, ортопедов наступают быстро.

Детский организм хорошо реагирует на массаж, ЛФК, если восстановление положения позвонков проводить регулярно и правильно. Нарушать режим тренировок, особенно на начальном этапе, крайне нежелательно.

Упражнения для школьников

Возрастных ограничений у комплексов лечебных упражнений нет. Дети любого возраста могут научиться выполнять их правильно. Если будут внимательно смотреть за тренером или повторять действия дома за мамой. Школьникам будет легко освоить следующие упражнения за один урок:

  • Ходьба с руками на поясе. Маршировать нужно в свободном ритме одну минуту, потом под счет на носках, затем на пятках по две минуты. Это задание — хороший способ настроиться на тренировку и разогреть мышцы.
  • Наклоны. Для увеличения нагрузки потребуется палка. Ее берут в руки и вытягивают перед собой. Наклоны делайте вперед – назад, в стороны.
  • Дыхательные упражнения. Лягте на пол. Положите ладони на живот и грудь. Дышите так глубоко, чтобы руки поднимались и опускались одновременно.
  • Мостик. Руки лежат на полу, ноги согнуты в коленях. Пятки прижаты к полу. Поднимайте таз, не отрывая плечи от коврика.

Их можно использовать в вариативной форме. Приведем несколько примеров:

  • Катание мяча. Нужно сесть на пол, мячик катать вокруг себя. Следите за напряжением спины.
  • Стоя взять мячик в руки. Поднять высоко вверх, опустить, положить снаряд себе на грудь. Опустить вниз, хорошо нагнувшись.
  • Потребуется маленький мяч, который хорошо удерживается в одной руке.

Держите снаряд в ладони, заведите одну руку за голову, другую за спину снизу, перехватите мячик другой рукой.

  • Собачка. Встаньте на четвереньки. Одновременно поднимайте руку и ногу вверх, потом меняйте опоры.
  • Важно! Приучать детей разминаться перед любой физической нагрузкой необходимо. Это помогает избежать травм, сохранить здоровье мышц, связок.

    Массаж при искривлении осанки

    Если врач лечит осанку массажем, значит, вы обратились за помощью к остеопату. Устранять дефекты с помощью разминаний можно и в детском возрасте, и в старшем. Массировать тело – универсальное средство местной терапии. С помощью массажа добиваются следующего положительного эффекта лечения искривления позвоночника:

    • Приходит в норму циркуляция крови.
    • Нормализуется доставка питательных веществ к позвонкам.
    • Мышцы приходят в тонус.
    • Тело, связки, мышцы готовятся к физической нагрузке на занятиях ЛФК.

    Остеопаты используют следующие методы массажа тела ребенка:

    • Легкие поглаживания.
    • Разминание мышц, позвонков.
    • Вибрирование.
    • Натирание тела.

    Лучше всего приходить в массажный кабинет непосредственно перед посещением занятий ЛФК. После растираний тело максимально подготовлено к нагрузкам.

    Ортопедические приспособления для исправления осанки у детей

    Корригировать осанку и лечить искривления популярно с помощью специальных ортопедических приспособлений. Это:

    • Реклинаторы. С их помощью можно воздействовать на сутулость. Фиксатор состоит из лент, которые сохраняют правильное положение спины.
    • Кресло для правильной осанки. Сохранять прямое положение спины на ортопедическом стуле ребенок вынужден. У кресла две опоры: для сидения и для колен. Точка напряжения на позвоночник за счет этого смещается. Школьник меньше устает при сидении.
    • Электрический массажер. Выправлять осанку с помощью прибора приятно, но эффективность для детей довольно низкая. Им требуется более точная остеопатическая манипуляция по выпрямлению.

    Высокую оценку положительных качеств по исправлению осанки у детей школьного возраста получили корсеты-реклинаторы. Улучшать прямоту позвоночного столба с их помощью просто, проверять детей в процессе носки не нужно. В результате школьники привыкают ходить и сидеть ровно, осанка воспитывается за два–четыре месяца.

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

    6 17. Исходное положение стоя на коленях с опорой на кисти выпрямленных рук (на четвереньках). Вытянуть вперед выпрямленную правую руку и зафиксировать это положение на несколько секунд. Затем опустить руку, приняв исходное положение. Далее вытянуть вперед выпрямленную левую руку. После этого вернуться в исходное положение. 18. Исходное положение стоя на коленях с опорой на кисти выпрямленных рук (на четвереньках). Вытянуть назад выпрямленную правую ногу и зафиксировать это положение на несколько секунд. Затем опустить ногу, приняв исходное положение. Далее вытянуть назад выпрямленную левую ногу. После этого вернуться в исходное положение. 19. Исходное положение стоя на коленях с опорой на кисти выпрямленных рук (на четвереньках). Одновременно вытянуть вперед выпрямленную правую руку и назад левую ногу. Зафиксировать это положение на несколько секунд. Затем опустить руку и ногу, приняв исходное положение. Далее конечности поменять местами и вытянуть вперед выпрямленную левую руку, а назад правую ногу. После этого вернуться в исходное положение. 20. Исходное положение стоя на коленях с опорой на кисти выпрямленных рук (на четвереньках). Не отрывая рук от пола, сесть на пятки и потянуться выдох. Затем, сгибая руки, скользить грудью по полу по направлению к кистям. Далее прогнуться, поднимая верхнюю половину туловища и выпрямляя руки, вдох. После этого принять исходное положение. 21. Исходное положение стоя на коленях с опорой на кисти выпрямленных рук (на четвереньках). Вытянуть назад прямую правую ногу стопа на себя. Выполнить ногой несколько махов вверх с небольшой амплитудой, не прогибаясь при этом в пояснице. Опустить ногу и принять исходное положение. Затем вытянуть назад прямую левую ногу и повторить упражнение. Вновь вернуться в исходное положение. 22. Исходное положение стоя на коленях с опорой на кисти выпрямленных рук (на четвереньках). Выполнить несколько махов правой ногой в сторону, сохраняя ее согнутой в коленном суставе под прямым углом и направляя стопу на себя. При выполнении махов в пояснице не прогибаться, спину держать ровно. Затем опустить ногу, вернувшись в исходное положение. Далее выполнить упражнение левой ногой. Вновь вернуться в исходное положение. 23. Исходное положение стоя на коленях с опорой на кисти выпрямленных рук (на четвереньках). Согнуть руки в локтях и опустить грудь, прогнувшись в грудном отделе позвоночника и слегка продвинув корпус вперед. Затем выпрямить руки и вернуться в исходное положение. 24. Исходное положение сидя на полу, прямые ноги вместе перед собой, руки свободно опущены вдоль тела. Прямые руки поднять вверх над головой и потянуться вверх вдох. Затем медленно наклониться вперед, стараясь пальцами рук достать носки, выдох. Зафиксировать это положение на несколько секунд дыхание свободное. Вновь плавно

    8 стороны. Наклониться к правой ноге выдох. Затем принять исходное положение вдох. Теперь наклониться к левой ноге выдох. И вновь принять исходное положение вдох. При наклонах спину держать ровно. 33. Исходное положение сидя на полу, согнутые ноги вместе, стопы упираются в пол, руки свободно опущены вдоль тела. Развести ноги в стороны и поставить стопы на носки. Затем свести ноги вместе, поставив стопы на пятки. Следить за тем, чтобы спина все время была ровной, а плечи опущены. 34. Исходное положение сидя на полу, ноги согнуты таким образом, что стопы упираются друг в друга, боковые поверхности ног лежат на полу, а колени направлены в стороны, руки свободно опущены вдоль тела, кисти лежат на коленях. Потянуться вверх, максимально выпрямив спину, вдох. Затем медленно наклониться вперед, продолжая держать спину прямо, выдох. Вернуться в исходное положение. 35. Исходное положение стоя на полу на коленях, руки согнуты, ладони располагаются на поясе, локти направлены в стороны. Наклониться вперед выдох, затем выпрямиться вдох. 36. Исходное положение стоя на полу на коленях, руки согнуты, ладони располагаются на поясе, локти направлены в стороны. Сохраняя прямую линию между телом и бедрами, отклониться назад как можно дальше, совершая движение только в коленных суставах. Следить за тем, чтобы локти все время были направлены строго в стороны. Затем принять исходное положение. 37. Исходное положение стоя на полу на коленях и сидя на пятках, руки согнуты, ладони располагаются на поясе, локти направлены в стороны. Подняться и встать на колени, держа спину прямо. Затем опуститься и сесть на пол справа от пяток. Вновь встать на колени. Далее опуститься и сесть на пол слева от пяток. Снова встать на колени. 38. Исходное положение стоя на полу на коленях и сидя на пятках, руки согнуты таким образом, что правая располагается сверху за головой, а левая снизу за спиной, пальцы рук сцеплены между собой. Наклониться вправо выдох. Вернуться в исходное положение вдох. Теперь наклониться влево выдох. Вновь вернуться в исходное положение вдох. При выполнении наклонов в пояснице не прогибаться, наклоны выполнять строго в сторону. 39. Исходное положение стоя на полу на коленях, руки свободно опущены вдоль тела. Правую ногу отставить в сторону и выпрямить, одновременно руки развести в стороны до уровня плеч вдох. Затем опустить руки и вернуться в исходное положение выдох. Теперь отставить в сторону левую ногу и развести в стороны руки вдох. Вернуться в исходное положение выдох. При выполнении упражнения в пояснице не прогибаться, спину держать ровно. 40. Исходное положение стоя на полу на коленях, руки свободно опущены вдоль тела. Согнутую правую ногу поставить на стопу перед собой, одновременно прямые руки поднять вверх над головой вдох. Затем

    9 опустить руки и вернуться в исходное положение выдох. Теперь вперед поставить левую ногу и вновь поднять руки вдох. Вернуться в исходное положение выдох. При выполнении упражнения в пояснице не прогибаться, спину держать ровно. 41. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, руки согнуты, ладони на поясе, локти направлены в стороны. Глубоко присесть, держа спину прямо. Затем встать и принять исходное положение. 42. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, руки разведены в стороны и параллельны полу на уровне плеч. Поднять согнутую правую ногу и прижать колено к груди, помогая себе при этом руками. Спину держать прямо и не отклоняться в стороны для удержания равновесия. Затем ногу опустить и вернуться в исходное положение. Далее выполнить упражнение левой ногой. Вновь принять исходное положение. 43. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, руки разведены в стороны и параллельны полу на уровне плеч. Поднять согнутую правую ногу и согнуть в локте левую руку, причем правое колено и левый локоть двигаются по направлению друг к другу. Спину при этом держать прямо, не прогибаясь в пояснице. Затем ногу опустить и принять исходное положение. Далее выполнить упражнение левой ногой и правой рукой. Вновь вернуться в исходное положение. 44. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, руки свободно опущены вдоль тела. Сделать выпад вперед на правую ногу и одновременно руками хлопнуть над головой, держа при этом спину прямо. Вернуться в исходное положение. Вновь сделать выпад вперед, но уже левой ногой, и также хлопнуть над головой. Опять вернуться в исходное положение. 45. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, в руках гимнастическая палка, которая располагается на лопатках. Выполнить наклон вперед, продолжая удерживать гимнастическую палку на лопатках. Голову держать прямо на одной линии со спиной. Выпрямиться и принять исходное положение. 46. Исходное положение полуприсед, спина прямая, руки согнуты, кисти на затылке, локти направлены в стороны. Ходить в таком положении некоторое время, удерживая равновесие и держа спину ровно. Упражнения при сколиозе. Самое главное и сложное в исправлении осанки при сколиотических нарушениях это разрушение неверного стереотипа позы и создание нового правильного. Лечебная гимнастика при сколиозе должна способствовать укреплению основных мышечных групп, участвующих в поддержании позвоночного столба в вертикальном положении, крупных мышц спины, груди,

    10 поясницы, живота, созданию мышечного корсета, нормализации положения плечевого пояса и таза. Упражнения производятся из исходного положения преимущественно лежа, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник. Нужно помнить, что нагрузка должна быть адекватной возрасту и уровню физического развития ребенка. Постепенно следует ее увеличивать. Лечебная гимнастика должна включать упражнения для укрепления мышц спины и живота, описанные ранее, а также дыхательные упражнения и упражнения, направленные на укрепление плечевого пояса и тренировку равновесия, балансирования. С осторожностью применяются упражнения на растяжение позвоночника. Лучше заниматься гимнастикой перед зеркалом, чтобы ребенок видел результаты своих усилий. Упражнения для укрепления мышц туловища. 1. Исходное положение лежа на полу на спине, ноги вместе и выпрямлены, руки согнуты, кисти на затылке, локти направлены вперед. Развести локти в стороны вдох. Свести локти вместе выдох. 2. Исходное положение лежа на полу на животе, руки свободно вытянуты вдоль тела, ладони лежат на полу. Одновременно поднять правую ногу, голову и верхнюю часть туловища вдох. Вернуться в исходное положение выдох. Затем поднять вместе с туловищем левую ногу. И вновь вернуться в исходное положение. 3. Исходное положение стоя, ноги вместе, руки свободно опущены вдоль туловища. Ходить на цыпочках. Спина прямая, туловище не наклонять вперед. 4. Исходное положение стоя, ноги вместе, руки свободно опущены вдоль туловища. Медленно поднять обе прямые руки вверх и потянуться вдох. Медленно опустить руки вниз выдох. 5. Исходное положение стоя, ноги вместе, руки согнуты, кисти располагаются на поясе, локти направлены в стороны. Согнуть правую ногу и прижать колено к груди, стоя на левой ноге. Спину держать прямо, туловище не наклонять. Опустить правую ногу. Затем повторить упражнение левой ногой. 6. Исходное положение стоя, ноги вместе, руки опущены вниз, в руках гимнастическая палка. Поднять руки вместе с палкой вверх вдох. Затем опустить руки вниз выдох. 7. Исходное положение стоя, ноги вместе, руки опущены вниз, в руках гимнастическая палка. Присесть с прямой спиной, при этом руки с гимнастической палкой вытянуть вперед. Затем встать, приняв исходное положение. 8. Исходное положение стоя, ноги вместе, руки удерживают гимнастическую палку таким образом, что она располагается на лопатках. Наклониться вперед, не изменяя положение гимнастической палки относительно лопаток и не сгибая спину, выдох. Выпрямиться и принять исходное положение вдох.

    11 9. Исходное положение стоя, ноги вместе, руки согнуты и расположены параллельно полу таким образом, что кисти рук находятся перед грудью, ладони смотрят вниз, а локти направлены в стороны. Развести руки в стороны, разворачивая при этом ладони вверх, вдох. Вернуться в исходное положение выдох. 10. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти расположены на поясе, на голове на ватно-матерчатой баранке лежит мяч. Опуститься в полуприсед с вытянутыми в стороны руками. Встать и принять исходное положение. 11. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, на голове на ватно-матерчатой баранке лежит мяч. Осторожно ходить на цыпочках, стараясь, чтобы мяч не упал. Упражнения для коррекции сколиоза. 1. Исходное положение лежа на кушетке на животе таким образом, что верхняя часть туловища (выше тазобедренных суставов) свешивается с узкого края кушетки, а ноги находятся на кушетке и зафиксированы взрослым. Рука на стороне выпуклой части бокового искривления позвоночника упирается кистью в область вершины этого искривления на боковой поверхности туловища, вторая рука выпрямлена вверху над головой. Поднять туловище до уровня кушетки, выпрямленной рукой тянуться вперед над головой вдоль оси тела, а согнутой рукой надавливать на вершину сколиоза, стараясь выровнять позвоночник. В таком положении оставаться как можно дольше, стараясь не задерживать дыхание. 2. Исходное положение лежа на кушетке на животе таким образом, что верхняя часть туловища (выше тазобедренных суставов) свешивается с узкого края кушетки, а ноги находятся на кушетке и зафиксированы взрослым, руки расположены вдоль туловища. Взрослый руками корректирует положение тела, исправляя искривление позвоночника, во время того как ребенок поднимает тело до уровня кушетки. Необходимо как можно дольше удерживаться в этом положении. 3. Исходное положение лежа на полу на спине (лучше, если это будет наклонная плоскость с приподнятым концом, на котором лежит голова, у гимнастической стенки, тогда руками необходимо держаться за планку на этой стенке). Согнуть ноги и подтянуть колени к груди выдох. Затем выпрямить ноги и принять исходное положение вдох. 4. Исходное положение лежа на животе на полу (лучше, если это будет наклонная плоскость с приподнятым концом, на котором лежит голова, тогда руками нужно держаться за ручки или ее край). Поднять прямую правую ногу, осуществляя движение только в тазобедренном суставе. Затем опустить ее и расслабиться. После этого поднять левую ногу. Опустить ее, приняв исходное положение. 5. Исходное положение лежа на полу на спине, ноги согнуты, стопы упираются в пол, руки свободно лежат вдоль тела, ладони повернуты к полу.

    13 15. Исходное положение стоя на полу на коленях с опорой на кисти выпрямленных рук (на четвереньках). Взрослый стоит позади и ногами фиксирует таз ребенка, а руками аккуратно корректирует осанку, максимально выравнивая позвоночник путем воздействия на ребра. Это положение необходимо зафиксировать на максимально продолжительное время. 16. Исходное положение стоя на полу на коленях с опорой на кисти выпрямленных рук (на четвереньках). Руку со стороны вогнутой части бокового искривления вытянуть вперед, одновременно ногу на стороне выпуклости бокового искривления поднять и отвести назад. Затем вернуться в исходное положение. 17. Исходное положение стоя лицом к гимнастической стенке, руки расположены на перекладинах на уровне плеч, причем рука со стороны выпуклости бокового искривления позвоночника располагается на одну перекладину ниже, чем другая. Глубоко присесть, не отпуская перекладин и держа спину прямо. Затем встать в исходное положение. 18. Исходное положение стоя, ноги вместе, руки свободно опущены вдоль тела, ребенок по пояс раздет или одет в плотно облегающую спортивную майку, взрослый стоит позади ребенка. Со стороны вогнутой части сколиоза поднять руку вверх и, с силой вытягивая ее, ступенчато изменять ее положение по направлению в сторону. В это время взрослый наблюдает за позвоночником в области искривления и фиксирует такое положение руки ребенка, при котором происходит максимальное распрямление позвоночника в области сколиоза. В дальнейшем это положение руки нужно запомнить и зафиксировать как можно дольше. Для коррекции сколиоза в течение всего дня, а не только во время занятий лечебной физкультурой можно выполнять следующие нехитрые мероприятия. Во время сидения (за столом, на диване, в автомобиле) под ягодицу ребенку со стороны выпуклости бокового искривления позвоночника необходимо подкладывать небольшую подушечку. А в обувь визуально более длинной ноги нужно положить небольшую стельку. Упражнения для развития грудной клетки. 1. Исходное положение лежа на спине. Руки согнуть, правую ладонь положить на грудь, а левую на живот. Выполнить вдох, поднимая при этом грудь и живот. Затем выдохнуть, опустив грудь и живот. 2. Исходное положение лежа на спине, руки свободно лежат вдоль тела. Поднять руки над головой, согнуть в локтях и положить кисти за голову. Локти при этом должны быть направлены в стороны вдох. Руки вытянуть вверх и скрестить перед собой на груди выдох. 3. Исходное положение сидя на полу с упором на руки сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Спину при этом держать прямо выдох. После этого вернуться в исходное положение вдох.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.