Лечебная физическая культура при дефектах осанки сколиозах и плоскостопии

Осанка — привычное положение тела в положении стоя и сидя.

Дефекты осанки. Они заключаются в изменении положения ту-овища, плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение ли уменьшение физиологических изгибов позвоночника.

Различают следующие дефекты осанки: руглая, кругловогнутая и плоская спина. Круглая спина ха-актеризуется увеличением грудного кифоза и уменьшением шейного и поясничного лордоза. При этом дефекте осанки грудь западает, плечи выдаются вперед и свисают, лопатки отступают назад, живот выпячен вперед. Кругловогнутая спина отличается увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза. При этом дефекте происходит уплощение грудной клетки, живот выступает вперед. Плоская спина характеризуется уплощением всех физиологических изгибов. Уменьшается рессорное свойство позвоночника, что может привести к компенсаторному изгибу во фронтальной плоскости — сколиозу.

Дефекты осанки наблюдаются у физически слабых детей. К таким дефектам может привести длительное неправильное положение тела — например, фиксированная неправильная поза за партой.

Дефекты осанки не только некрасивы, но и ухудшают функцию внутренних органов. Уменьшение амплитуды движений грудной клетки и диафрагмы нарушает функцию органов дыхания, при этом ухудшаются условия для работы сердечно-сосудистой системы. Уменьшение колебаний внутрибрюшного давления оказывает неблагоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт. У детей с дефектами осанки часто отмечаются плохой сон и аппетит. Внимание у них понижено, координация движений плохая. Они обычно замкнуты, нерешительны, мало участвуют в играх сверстников.

Предупреждение дефектов осанки заключается в рациональном физическом воспитании и в соблюдении гигиенических правил жизни дома и в школе. Ребенок должен спать на ровной жесткой постели, правильно сидеть за партой и столом, длительно не носить груз в одной руке.

Лечебная физическая культура способствует выработке правильной осанки, улучшает общее состояние ребенка, функцию сердечнососудистой, дыхательной и других систем, укрепляет мышцы, особенно туловища.

В занятия лечебной физической культурой включают различные общеразвивающие упражнения для рук, ног и туловища. Для укрепления мышц туловища широко используется исходное положение лежа. В положении лежа на спине применяются упражнения с различными движениями ног: подъемы ног, отведения и приведения, круговые движения и переход из положения лежа в положение сидя. В положении лежа на животе — отведение ног назад, прогибание туловища назад, отрывая голову и плечи, одновременное отведение ног назад и прогибание туловища (отводить ноги назад и приподнимать плечи следует не очень высоко). Все эти упражнения выполняются в медленном темпе.

Применяются упражнения со статической задержкой в положении прогибания туловища и в сближении лопаток. Для детей среднего и старшего школьного возраста можно использовать с целью укрепления мышц упражнения с гантелями и упражнения в сопротивлении в положении стоя. В исходном положении лежа применяются также упражнения в потягивании.

В исходном положении на четвереньках выполняются упражнения в поднимании руки и ноги и прогибании туловища. При круглой спине это положение используется более широко для увеличения подвижности позвоночника в грудном его отделе и передне-заднем направлении.

В положении стоя наряду с упражнениями, укрепляющими мышцы туловища и конечностей, выполняется много других упражнений для выработки навыка правильной осанки.

Выработка навыка правильной осанки — это длительный процесс. Ребенку приходится многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка. На каждом занятии перед зеркалом он должен принимать правильную осанку и хорошо прочувствовать свои мышечные усилия, необходимые для ее удержания. Для воспитания мышечно-суставного чувства правильной осанки применяются также упражнения у стены: ребенок касается стены затылком, плечами, ягодицами и пятками, а затем, отходя от нее, сохраняет правильное положение. На занятии очень важно неоднократно фиксировать внимание ребенка на правильной осанке и сразу же исправлять все ошибки.

Выработке правильной осанки помогают специальные упражнения, требующие устойчивого внимания: упражнения в равновесии, ходьба с предметами на голове, игры, в которых ребенок должен следить за своей осанкой.

Дефекты осанки ухудшают функцию органов дыхания. Ребенок, стремясь удержать правильную осанку, напрягает мышцы грудной клетки и дышит поверхностно. Для обучения правильному дыханию применяются дыхательные упражнения.

На занятиях широко используются различные предметы: мячи, набивные мячи, булавы, гантели весом 0,5—1 кг. Используется и гимнастическая палка, но осторожно, так как некоторые ее положения могут усилить дефекты осанки (например, при вогнутой спине держание палки за спиной будет способствовать увеличению поясничного лордоза). Применяются упражнения на гимнастической стенке, но только смешанные висы и лазание.

Для повышения эмоциональности занятий в каждое из них должны включаться 2—3 игры. Продолжительность занятия — 45 мин. Их проводят 3 раза в неделю в течение одного учебного года.

Дети с дефектами осанки не освобождаются от занятий физкультурой по основной программе и должны посещать дополнительные занятия в специальных группах корригирующей гимнастики.

Сколиоз. Как указывалось выше , сколиоз — это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, которое обычно сопровождается скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси.

Сколиозы бывают врожденными (при пороках внутриутробного развития позвоночника) или развиваются вследствие заболеваний (паралич, рахит). Причиной их может быть разная длина ног (в результате травмы или заболевания конечности). В ряде случаев причина развития сколиозов неизвестна. Способствует их развитию длительное неправильное положение тела и слабое физическое развитие ребенка.

Различают три степени сколиоза: I степень характеризуется небольшим искривлением позвоночника и небольшим скручиванием позвонков (выявляется только на рентгеновском снимке). При напряжении мышц спины в положении лежа или в висе искривление исчезает. При осмотре заметен разный уровень плеч и лопаток, треугольники талии (пространство между рукой и туловищем) не симметричны. II степень характеризуется выраженными искривлениями позвоночника, скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси, вызывающим образование реберного горба. Напряжения мышц не исправляют искривление. При III степени искривление позвоночника и реберный горб резко выражены. Сколиоз ухудшает функцию органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости, еще в большей степени, чем дефекты осанки. Искривление позвоночника, деформация ребер смещают внутренние органы и затрудняют их работу, вызывая быструю утомляемость.

Лечебная физическая культура, оказывая общеукрепляющее действие на весь организм, улучшая деятельность внутренних органов, совершенствует физическое развитие ребенка, улучшает осанку, укрепляет мышцы туловища и может при сколиозе I степени устранить искривление, при сколиозе II степени остановить развитие патологического процесса и уменьшить искривление. При сколиозе III степени в случае консервативного лечения физическими упражнениями оказывается общетонизирующее воздействие и осторожно проводится укрепление мышц.

В методике занятий лечебной физической культурой при сколиозе I степени соблюдаются те же принципы, что и при дефектах осанки. В различных исходных положениях выполняются упражнения для укрепления мышц туловища и создания крепкого мышечного корсета. Много времени на занятиях отводится созданию навыка правильной осанки. Используются также дыхательные упражнения, упражнения, совершенствующие координацию движений. В основном применяются симметричные упражнения.

Учащиеся со сколиозом 1 степени помимо уроков физической культуры в школе занимаются корригирующей гимнастикой в поликлиниках или в специальных группах вместе с детьми, имеющими дефекты осанки. На занятиях не применяются асимметричные упражнения и не увеличивается подвижность в боковой плоскости. Продолжительность занятия — 45 мин. Они проводятся 3 раза в неделю минимум в течение одного учебногогода.

При сколиозе II степени в начале курса лечения применяются главным образом исходные положения лежа. Это связано с необходимостью разгрузить позвоночник и позволяет широко использовать симметричные упражнения с целью укрепления мышц туловища. Опытный методист при индивидуальных занятиях может включать в каждое из них несколько асимметричных упражнений, направленных на выравнивание искривления и раскручивание позвоночника. Применение висов не показано, так как более сильные мышцы на вогнутой стороне позвоночника сокращаются сильнее, чем растянутые мышцы на выпуклой стороне.

Упражнения для укрепления мышц туловища могут быть следующими:

выполняемые в исходном положении лежа на спине: 1) поднимание прямых ног поочередно и одновременно; 2) поднимание прямых ног поочередно и одновременно; 3) переход в положение сидя с различными исходными положениями для рук (под поясницу, вдоль туловища, на пояс, к плечам, за голову, вверх).

В дальнейшем по мере укрепления мышцы туловища широко используется исходное положение стоя для выработки навыков правильной осанки.

При прогрессирующем сколиозе проводят лечение в стационарах. В комплекс лечебных средств входят физические упражнения, лечр-ние положением и ортопедическая помощь.

Плоскостопие. Это — уменьшение сводов стопы. Стопы выдерживают тяжесть тела, обеспечивают плавность походки, амортизируя сотрясение тела при ходьбе, беге, прыжках. Эти функции стопа выполняет благодаря своему сводчатому строению.

Различают два продольных (внутренний и наружный) и поперечный своды. Они поддерживаются связочным аппаратом и мышцами. Наибольшее значение в поддержании свода стопы играют передняя и задняя большеберцовые мышцы и длинные сгибатели пальцев стопы. При уплощении свода стопы происходит натяжение связок и подошвенного нерва, что вызывает быстрое утомление ног и боли.

Для предупреждения плоскостопия следует укреплять мышцы голени и стопы и выработать навык правильной ходьбы (не разводя носков).

Занятия лечебной физической культурой увеличивают силу мышц, поддерживающих свод стопы, благодаря чему удается остановить развитие плоскостопия, а при начальных стадиях исправить его. Применяются общеразвивающие упражнения для мышц рук, ног и туловища. Особое внимание обращают на укрепление мышц, поддерживающих свод стопы. К таким упражнениям относятся ходьба на наружных краях стоп и на носках, сгибание пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов и поднимание их прямой ногой, приседания в положении носки внутрь, пятки разведены, в положении со скрещенными ногами, лазание по гимнастической лестнице и канату с захватыванием пальцами ног реек и каната. Все упражнения для ног выполняются без обуви. Продолжительность занятия — 30 мин.

Полезно ходить босиком по песку и свежескошенной траве.


  1. Что такое осанка?
  2. Виды нарушений осанки
  3. Сколиозы и их особенности
  4. ЛФК при дефектах осанки

Прежде чем рассмотреть особенности ЛФК при дефектах осанки предлагаю коротко ознакомиться с причинами и видами деформаций позвоночника.

Позвоночный столб является главной осью туловища человека. И состоит он из сочленения позвонков, хрящей, суставов, связок и мышц. Которые, находясь в динамическом равновесии и постоянном взаимодействии обеспечивают позвоночному столбу, а значит и всему телу прочность, подвижность, гибкость и переносимость вертикальных нагрузок.

Так же позвоночный столб выполняет защитную роль, прикрывая проходящий в его канале спинной мозг. Рессорная функция позвоночника выполняется за счет естественных изгибов. Это изгибы позвоночника вперед, называемые лордозы, и изгибы назад – кифозы.

Таким образом, позвоночник являет собой полностью сбалансированную структуру, которая при нормальном состоянии выполняет и сочетает в себе много функций.

Осанка являет собой привычную позу человека, находящегося стоя в непринужденном состоянии. При правильной осанке голова поддерживается в вертикальном положении. Так же при правильной форме осанки подбородок будет слегка приподнятым, плечи на одном уровне. При взгляде с боку живот должен быть подтянут, а грудная клетка выпрямлена.


Для того, чтобы проверить правильную осанку, необходимо прислониться к стене так, чтобы стены касались затылок, лопатки, таз, икры и пятки. Такое положение тела соответствует нормальной осанке. Если при этом положении не чувствуется болезненности и нет неприятных ощущений – значит осанка правильная.

Нарушений осанки может быть очень много, и различаются они по многим факторам. Нарушения осанки могут быть связаны с типом искривления позвоночника. Так же виды нарушений могут быть зависимы от типа повреждения – костного скелета или мышечной ткани. Но оцениваемой основой нарушений осанки является тип искривления позвоночника. Рассмотрим основные из них.

  • Сутулость – увеличение шейного изгиба позвоночника, при неизменных остальных естественных изгибах.
  • Круглая спина – характеризуется значительным увеличением грудного кифоза. Круглая спина может быть симптомом более тяжелых нарушений и структурных заболеваний. Например, следствием различных механических нарушений позвоночника, что требует дополнительных обследований и диагностики.
  • Кругло-вогнутая спина – положение, при котором увеличены все изгибы позвоночного столба.
  • Плоская спина – состояние, при котором все естественные изгибы позвоночника уплощены.

Все нарушения осанки во фронтальной, или боковой плоскости называются сколиозами. Классифицируют сколиозы по локализации и стороне изгиба ( отмечают правосторонний или левосторонний сколиозы). Сколиоз может быть простым, сложным и тотальным. Так же различается сколиоз по степени, функциональности, и многим другим показателям. Более подробно ознакомиться с классификацией, видами сколиоза, симптомами заболевания вы можете здесь.


При дефектах осанки лечебная физкультура применяется практически на всех этапах заболевания. Исключениями являются 3 – 4 степень искривления позвоночника с глубокими осложнениями, а так же наличие острых заболеваний. Рассмотрим основные принципы ЛФК при дефектах осанки.

Основными задачами лечебной физкультуры при деформациях позвоночника являются:

  1. Устранение или стабилизация деформации
  2. Формирование мышечного корсета туловища с достижением функциональной симметрии мышц
  3. воспитание навыка правильной осанки и закрепления навыка сохранения осанки при длительном поддержании вынужденных поз
  4. общее укрепление организма, мышечного скелета

Обязательным условием проведения ЛФК при деформациях позвоночника является исходное положение без нагрузки. Занятия физкультурой могут проводиться лежа, стоя ( но без статической нагрузки), в воде и.т.д. Комплекс средств при консервативной терапии деформации позвоночника включает в себя лечебную гимнастику, массаж, коррекцию положением, активные игры. Коррекция деформации позвоночника с помощью физических упражнений проводится активными и пассивными методами.

Пассивными средствами коррекции являются:

  • вытяжение позвоночника
  • лечение положением ( в сочетании с отягощением. При этой методике достигается положение, способствующее желанию вернуть позвоночник в обратное положение)

Активными средствами являются физические упражнения. В основном, они направлены на укрепление основных мышц, выпрямляющих и поддерживающих позвоночник. В зависимости от типа искривления применяются симметричные и ассиметричные упражнения.

Комплекс упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета мы рассмотрим во второй части материала…

Нарушения осанки

Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой с соавт., нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это шейный и поясничный лордозы; два обращены выпуклостью кзади – это грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.

К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз – под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.

К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз – при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.

К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз – под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.

Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28°, у девочек – 31°. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам.

Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Причины развития нарушений осанки:

- слабость естественного мышечного корсета ребенка;

- несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;

- неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, – при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Различают три степени нарушения осанки.

I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I-II степени нарушения осанки; для школьников – II-III степени.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (рис. 28).

В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза [больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц г брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.

На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.

Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.

Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Профилактика и лечение нарушений осанки. Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.

Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников – на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной сте­пени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболева­ний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

- обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

- укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

- осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК. Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лежа.

Методика ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.

Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1-2, 4-5, 1-2 недели).

В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее пред­ставление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.

В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.

В заключительной ч а с т и нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2-3 комплекса, для школьников – 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки

1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС – за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка пра­вильной осанки (см. Приложение 2).

2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Средства ЛФК. Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным – лечение положением.

Физические упражнения. Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно сим­метричные упражнения.

К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета (см. Приложение 3).

Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия. Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30°С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная Схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) – упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) – упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) – свободное плавание.

Лечение положением. На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.

Формы ЛФК. Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта.

| следующая лекция ==>
ЛФК ПРИ ОЖОГАХ И ОТМОРОЖЕНИЯХ | Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 669 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.