Лабораторная работа спинальный шок

Ход работы. Приготовить нервно-мышечный препарат. Бедренную кость укрепить в клемме, а нерв уложить во влажную камеру на электроды, соединенные со стимулятором. Ахиллово сухожи­лие мышцы соединить с миографом. Подобрать среднюю силу раздражения и не изменять ее во время всего опыта. Регистри­ровать только высоту сокращения (барабан кимографа пере­двигать рукой). Вызвать и записать одиночное сокращение ненагруженной мышцы. Передвинуть барабан на 2—3 мм, подве­сить груз 5—10 г и снова произвести раздражение и запись. Повторять так с возрастающим грузом до тех пор, пока мышца не перестанет поднимать груз. Измерить высоту записанных сокращений и определить, при какой нагрузке высота была наибольшей. Вес груза, который мышца способна только при­поднять, определяет абсолютную силу мышцы.

Опыт № 2. Определение механической работы мышц.

Ход работы.Вычислить механическую работу мышцы, выразив ее произ­ведением веса на высоту укорочения мышцы. Высоту истинного укорочения мышцы определяют па основании правила подобия треугольников по формуле:

где Н – высота мышечных сокращений (на ленте кимографа).

z – длина рычажка миографа от оси вращения до конца пера.

I – длина рычажка миографа от оси вращения до места прикрепления мышцы.

Измерив все значения, составьте таблицу результатов:

Величина груза Высота сокращений мышцы Истинное укорочение мышцы Работа мышц

Зарисовать полученные миограммы. Сделать результаты. Выводы.

Опыт № 3. Динамометрия

Ход работы.Силу мышц сгибателей кисти определяют ручным динамо­метром. Испытуемого сажают на стул и просят кистью вытяну­той вперед руки постепенно сжимать динамометр до максиму­ма. На измерительной шкале прибора отмечается сила мышц в килограммах. Определение производят троекратно, выбирая наи­большее значение. Для определения силы мышц разгибателей спины (становая сила) пользуются становым- динамометром. Испытуемый наступает на подставку прибора выпрямленными в коленных суставах ногами. Взявшись двумя руками за ручку динамометра, производит максимально возможное выпрямление туловища.

Работа № 7. Утомление и снятие утомления мышцы

Цель работы: изучить развитие процесса утомления и факторы, влияющие на него в изолированном нервно-мышечном препарате.

Для работы необходимы: лягушка, препаровальный набор, раствор Рингера, костная клемма, влажная камера, сти­мулятор, электроды, грузы, кимограф, миограф, растворы адре­налина, хлористого кальция.

Ход работы. Приготовить нервно-мышечный препарат. Бедренную кость укрепить в клемме, а нерв уложить во влаж­ную камеру на электроды, соединенные со стимулятором. Мыш­цу соединить с миографом .и отяготить ее грузом в 5—10 г. По­добрать силу тока, дающую хорошие сокращения. Нанося оди­ночные раздражения с частотой 30—35 в мин., записать мио­граммы. Наблюдать изменение миограмм (до полного утомле­ния не доводить!). После 3—5 минутного отдыха снова записы­вать миограммы до утомления. Не прерывая раздражений, об­мыть мышцу раствором Рингера, снова утомить, подействовать раствором хлористого кальция, опять утомить, обмыть раство­ром адреналина и после наступления утомления перенести элек­троды с нерва на мышцу, Убедиться в способности мышцы хо­рошо сокращаться. Записатьрезультаты. Выводы.

Работа№8. Спинальный шок. Спинномозговые рефлексы.

Анализ рефлекторной дуги

Цель работы: изучить на лягушках спинальный шок, рефлекторную деятельность спиного мозга, проанализировать рефлекторную дугу.

Для работы необходимы: лягушка, препаровальный набор, штатив с крючком, стимулятор, электроды, 0,5% и 1% растворы серной кислоты, фильтровальная бумага, стакан.

Опыт № 1. Спинальный шок

Ход работы. Произвести декапитацию лягушки, точно заметив время ее. Подвесить лягушку за нижнюю челюсть на крючок и через каждые 20-30 секунд наносить на одну из лапок механическое или электрическое раздражение. Наблюдать отсутствие рефлекторной деятельности (спинальный шок) и восстановление ее. Отметить время спинального шока. Зарисовать схему опыта. Дать определение спинального шока, описать причины возникновения его.

Опыт № 2. Рефлексы спинного мозга

Ход работы

Накладывая кусочек фильтровальной бумаги, смоченной в растворе серной кислоты, на кончики пальцев или голень лягушки, наблюдать защитный рефлекс сгибания. Раздражая тыльную поверхность стопы, наблюдать разведение пальцев или защитный рефлекс разгибания. Раздражая кожу спинки, бедра, брюшка, вокруг анального отверстия, наблюдать защитный потирательный рефлекс. После каждого раздражения следует обмыть лягушку в стакане воды. Зарисовать схему рецептивных полей изученных рефлексов. Дать определение рефлекса, рецептивного поля рефлекса, отметить характер спинномозговых рефлексов. Сделать результаты. Выводы.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


4. Решение задач ( Нормальная физиология: сборник ситуацион. задач и вопросов: учеб. пособие Ч. I // В.В. Зинчук, Л.В. Дорохина, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик, С.Д. Орехов; под ред. В.В. Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – 296 с. (см. соответствующий раздел))

Тема зачтена ___________подпись преподавателя


"ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ"

ЗАНЯТИЕ №3: ФИЗИОЛОГИЯ СПИННОГО МОЗГА, ПРОДОЛГОВАТОГО, СРЕДНЕГО МОЗГА И РЕТИКУЛЯРНОЙ ФОРМАЦИ.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: усвоить функции спинного, продолговатого и среднего мозга, роль ретикулярной формации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Физиология спинного мозга. Его структурная организация (топография серого вещества спинного мозга согласно принципу Рекседа) и функции. Классификация рефлексов спинного мозга. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений.

2. Спинальный шок. Характеристика спинальных животных. Клинически важные рефлексы у человека.

3. Физиология заднего мозга. Его основные функционально значимые структуры и их функции. Классификация функции заднего мозга. Виды рефлексов заднего мозга.

4. Физиология среднего мозга. Его основные функционально значимые структуры и их функции. Классификация функций среднего мозга. Виды рефлексов среднего мозга.

5. *Децеребрационная ригидность и механизмы ее возникновения. Участие ствола мозга в регуляции мышечного тонуса.

6. Статические и статокинетические рефлексы.

7. Ретикулярная формация ствола мозга. Ее структурная организация и функции. Классификация ретикулярной формации.

1. Основы физиологии человека / под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: Международный фонд истории науки, 1994. – Т. 2. – С. 23-34, 38-41.

2. Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007.

3. Физиология нервной системы. Практикум: учеб. пособие // В.В. Зинчук и [и др.] / под ред. В.В. Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2009. – 284 с. (см. соответствующий раздел).

4. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие // В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. – 2-е изд. испр. – Минск: Выш. шк., 2012. – 431 с. (см. соответствующий раздел).

5. Чеснокова С.А., Шастун С.А., Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответствующий раздел).

6. Лекции по теме занятия.

1. Лабораторная работа: исследование некоторых рефлекторных реакций у человека

При исследовании рефлекторных функций спинного мозга изучаются некоторые безусловные рефлексы, замыкающиеся на различных уровнях. Рефлексы подразделяются на глубокие (проприоцептивные) – рецепторы располагаются в области сухожилий, мышц, суставов, надкостницы и поверхностные (экстероцептивные) – рецепторы находятся в кожных покровах и слизистых.

Собственные (сегментарные) рефлексы – это рефлекторные реакции, рефлектор-

ная дуга которых замыкается на уровне одного сегмента спинного мозга (чаще всего это моносинаптические рефлекторные дуги, имеющие один синапс между афферентным ней-


роном спинального ганглия и мотонейроном переднего рога).

Межсегментарные рефлексы – это рефлекторные реакции, имеющие полисинаптические рефлекторные дуги, ассоциативные нейроны которых расположены на разных уровнях центральной нервной системы.

Оснащение: неврологический молоточек, кушетка.

Ход работы: I. Исследование сухожильных рефлексов

1. Рефлекс сухожилия двуглавой мышцы (бицепс-рефлекс или сгибательно-

локтевой) вызывают коротким отрывистым ударом молоточка по сухожилию двуглавой мышцы плеча в области локтевого сгиба (предплечье должно быть согнуто под тупым углом). В ответ рука в локтевом суставе сгибается. Рефлекторная дуга замыкается на уровне С 4 – С 5 сегментов.

2. Рефлекс сухожилия трехглавой мышцы (трицепс-рефлекс или разгибательно-

локтевой) вызывают ударом молоточка по сухожилию трехглавой мышцы при согнутом почти под прямым углом предплечья. Последнее в ответ разгибается. Рефлекторная дуга замыкается на уровне С 7 – С 8 сегментов.

3. Коленный (пателлярный) рефлекс вызывают ударом молоточка по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки, что приводит к сокращению мышцы и разгибанию голени. Рефлекс исследуют в положении обследуемого лежа со слегка согнутыми голенями или сидя со свободно свисающими ногами, либо слегка касающимися пола пятками. Дуга коленного рефлекса замыкается на уровне L 2 – L 4 сегментов.

4. Ахиллов рефлекс вызывают ударом неврологического молоточка по ахиллову


сухожилию. В результате наступает подошвенное сгибание стопы. Рефлекс исследуют в положении больного на спине или стоя на коленях на стуле. Стопы при этом должны свисать. Рефлекторная дуга ахиллова рефлекса замыкается на уровне S 1 – S 2 сегментов.

II. Исследование кожных рефлексов.

1. Брюшные рефлексы (верхний, средний и нижний) вызывают штриховым раздражением кожи живота от периферии к центру тупым или слегка заостренным предметом (заостренный конец неврологического молоточка, тупой конец медицинской иглы, спичка, тонкий стержень). Для верхнего брюшного рефлекса раздражение проводят параллельно нижнему краю реберной дуги. В норме наблюдают сокращение брюшных мышц на соответствующей стороне. Спинальная часть рефлекторной дуги верхнего брюшного рефлекса замыкается на уровне Th 7 – Th 8 сегментов. При исследовании среднего брюшного рефлекса штриховое раздражение наносят на уровне пупка. В норме наблюдают сокращение брюшных мышц на этой же стороне. Дуга среднего брюшного рефлекса замыкается на уровне Th 9 -Th 10 сегментов. При исследовании нижнего брюшного рефлекса штриховое раздражение наносят параллельно паховой складке, на 1-2 см выше нее. Ответная реакция выражается в сокращении мышц брюшного пресса на уровне раздражения. Дуга нижнего брюшного рефлекса замыкается на уровне Th 11 – Th 12 сегментов.

2. Подошвенный рефлекс вызывают штриховым раздражением наружного или внутреннего края подошвы в направлении снизу вверх. Ответная реакция – подошвенное сгибание пальцев. Рефлекторная дуга замыкается на уровне L 5 -S 2 сегментов.


2. Лабораторная работа: изучение позно-тонических рефлексов у лабораторных животных

Статические рефлексы возникают при пассивных и активных изменениях положения тела, не связанных с его перемещением в пространстве. К их числу относятся рефлексы позы (позно-тонические) и выпрямительные. Позно-тонические рефлексы возникают при изменениях положения головы по отношению к туловищу. В этих условиях, в связи с перемещением центра тяжести тела, появляется опасность нарушения равновесия. Одновременно раздражаются рецепторы вестибулярного аппарата, что и дает начало познотоническим рефлексам. Эти рефлексы приводят к перераспределению тонуса мышц шеи, туловища и конечностей, что и обеспечивает поддержку той части тела, куда сместился центр тяжести. При активных поворотах головы, перераспределение мышечного тонуса создает базу для последующего перемещения всего тела. Поэтому у хорошо тренированных спортсменов поворот головы всегда предшествует повороту туловища. Если же с помощью гипсового воротника исключить влияние проприорецепторов мышц шеи, то движение туловища утрачивает быстроту и точность.

Оснащение: кролик (морская свинка), поддон.

Ход работы: Экспериментальное животное сажают на поддон и изучают его естественную позу. Обращают внимание на расположение туловища и шеи животного, положение лап и ориентацию головы. Затем поднимают голову животного вверх, взяв его за мордочку, в результате задние лапки остаются согнутыми, передние разгибаются, что связано с особенностью позы, присущей для данного вида животного. В случае опускания головы животного вниз передние лапки сгибаются, а задние разгибаются.


3. Лабораторная работа: изучение выпрямительных рефлексов у лабораторных животных

Выпрямительные рефлексы возникают при нарушении нормальной позы животного, например, при повороте тела на 90 0 или на 180 0 (положение на боку или на спине). Они представляют собой цепь тонических рефлексов, направленных на восстановление нормальной позы. На первом этапе активируются рецепторы отолитового аппарата и кожные рецепторы туловища, что приводит к рефлекторному перераспределению тонуса мышц шеи и восстановлению, в первую очередь, нормального положения головы.

Поворот головы сопряжен с перекручиванием мышц и сухожилий шеи, что приводит к раздражению расположенных здесь проприорецепторов. Это дает начало второму звену выпрямительного рефлекса, обеспечивающему последовательное перераспределение тонуса мышц сначала передней, а затем и задней половины туловища – происходит восстановление нормальной позы.

Оснащение: кролик (морская свинка), поддон.

Ход работы: экспериментальное животное поднимают вверх, придерживая за плечевой пояс и производят поворот туловища на 180 0 , ориентируя теменем книзу его голову, которую вначале фиксируют пальцем, а потом отпускают. Акцентируется внимание на том, что голова принимает естественное положение, ориентируясь теменем кверху. На втором этапе экспериментальное животное берут за таз и поворачивают его головой вниз, однако и в этом случае голова ориентируется теменем кверху, т.е. животное также пытается сохранить естественную для него позу. На третьем этапе экспериментальное животное укладывают на бок и фиксируют туловище и голову ладонью к плоскости стола, на котором находится животное. В такой позе животное держат до того момента, пока оно не успокоится. После этого голову и плечевой пояс отпускают и голова сразу же ориентируется теменем кверху, а за ней поворачивается передняя часть туловища, таз и задние конечности (см. рисунок, расположенный ниже).

Рекомендации к оформлению работы: сделайте заключение о характере наблюдаемых статических рефлексов.

Рис. Выпрямительный рефлекс


4. Лабораторная работа: изучение статокинетических рефлексов у лабораторных животных

Статокинетические рефлексы возникают в результате активного или пассивного перемещения тела в пространстве и направлены на сохранение равновесия. В зависимости от характера движения, эти рефлексы подразделяются на две группы. Одни возникают под влиянием прямолинейного ускорения во время поступательного движения, другие же

– под влиянием углового ускорения во время вращения.

Оснащение: поддон, марлевый гамачок, кролик (морская свинка).

А. Изучение лифтных рефлексов, возникающих под влиянием прямолинейного ускорения

К рефлексам этого типа относятся рефлексы спуска и подъема (“лифтные”). Они обусловлены раздражением рецепторов отолитового прибора вестибулярного аппарата и, отчасти, рецепторов полукружных каналов. В начале подъема, под действием положительного ускорения, происходит непроизвольное сгибание конечностей и опускание головы и туловища; в конце подъема, под действием отрицательного ускорения, наступает разгибание конечностей, голова и туловище при этом приподнимаются. При спуске описанные выше реакции сменяют друг друга в обратной последовательности.

Ход работы: Экспериментальное животное сажают на поддон и исследуют его естественную позу. Голова животного приподнята, а лапы находятся в согнутом положении. Затем поддон вместе с животным быстро перемещают то вверх, то вниз, и изучают изменения положения головы, туловища и лап. При этом обращают внимание на то, что в начале быстрого спуска лапы разгибаются, а голова и туловище приподнимаются над плоскостью опоры; в случае быстрого подъема вышеуказанные движения чередуются в обратном порядке (см. рис. Лифтные рефлексы). Для изучения рефлексов наклона поместите животное на поддон и переведите поддон в положение под углом 45 . Пронаблюдайте за положением конечностей интактного животного при реализации рефлексов спуска и подъема (см. рис. Рефлекс наклона).


Рис. Лифтные рефлексы

Рис. Рефлекс наклона

Б. Изучение рефлекса приземления

Рефлекс приземления возникает в безопорной фазе вертикального прыжка. Когда животное находится в воздухе, его конечности разгибаются и направляются вперед, готовясь принять на себя тяжесть тела. Упав, оно пружинит конечностями и этим предохраняет голову и туловище от удара о землю.

Ход работы: Растяните марлевый гамачок. Приподнимите свинку над ним на высоту 40 см спинкой вниз. Отпустите животное, оно упадет, перевернувшись за время полета в воздухе, и опустится в гамачок лапами вниз. Поворот животного в воздухе начинается с установки головы теменем вверх, затем поворачиваются туловище и, в последнюю очередь, задние конечности.

Рекомендации к оформлению работы: сделайте заключение о характере наблюдаемых статокинетических рефлексов.

Тема зачтена ___________подпись преподавателя


"ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ"

ЗАНЯТИЕ №4: ФИЗИОЛОГИЯ МОЗЖЕЧКА, ТАЛАМУСА, ГИПОТАЛАМУСА СТРИОПАЛИДАРНОЙ СИСТЕМЫ, ЛИМБИБИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И КОРЫ.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: усвоить функции мозжечка, таламуса, гипоталамуса, стриопалидарных образований, лимбической системы и коры больших полушарий головного мозга.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Физиология мозжечка. Его структурная организация (основные клетки коры мозжечка, ядра мозжечка, виды волокон системы афферентного входа и эфферентного выхода из коры мозжечка). Основные отделы мозжечка исходя из филогенетического возраста.

2. Механизм влияния мозжечка на двигательные функции организма. Основные симптомы поражения мозжечка.

3. Различие влияний на кору головного мозга восходящего отдела ретикулярной формации от неспецифических ядер таламуса.

4. Таламус. Топографическая и функциональная характеристика ядерных групп таламуса. Различие влияний на кору головного мозга восходящего отдела ретикулярной формации от неспецифических ядер таламуса.

5. Гипоталамус и его функции.

6. Лимбическая система, ее структурные компоненты и особенности их взаимосвязи друг

с другом. Функции лимбической системы.

7. Роль гипоталамуса и лимбической системы в формировании мотиваций и эмоций.

8. Физиология стриопаллидарной системы. Ее структурная организация, основные отделы и функции.

9. Структурно-функциональная организация и современные представления о локализации функций в коре больших полушарий головного мозга.

10. *Роль различных отделов центральной нервной системы в формировании сложных двигательных актов.

1. Основы физиологии человека / под ред. Б.И. Ткаченко.- СПб.: Международный фонд ис-

тории науки, 1994. – Т.1. – С. 116-128, Т. 2. – С. 34-38, 41-47.

2. Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007.

3. Физиология нервной системы. Практикум: учеб. пособие // В.В. Зинчук и [и др.] / под ред. В.В. Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2009. – 284 с. (см. соответствующий раздел).

4. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие // В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. – 2-е изд. испр. – Минск: Выш. шк., 2012. – 431 с. (см. соответствующий раздел).

5. Чеснокова С.А., Шастун С.А., Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответствующий раздел).

6. Лекции по теме занятия.


1. Лабораторная работа: исследование зрачкового рефлекса

Величина зрачка изменяется, благодаря взаимодействию двух гладких мышц радужной оболочки: сфинктера зрачка – циркулярной мышцы, суживающей зрачок, и дилататора – радиальной мышцы, расширяющей зрачок. Эти мышцы получают различную иннервацию: сфинктер зрачка – парасимпатическую, дилататор – симпатическую. Зрачок здорового человека имеет правильную круглую форму с диаметром 3 – 3,5 мм. В норме зрачки одинаковы по диаметру. Миоз – сужение зрачков, мидриаз – их расширение. К патологическим изменениям зрачков относятся: анизокория (неравенство зрачков), деформация, расстройство реакции зрачков на свет.

Оснащение: испытуемый, источник света, стул.

Ход работы: Исследователь, попеременно закрывая глаз испытуемому листком картона, а потом его открывая, проверяет наличие зрачкового рефлекса, т.е. сужение зрачка в ответ на действие света и его расширение при затемнении. Исследование состояния зрачков включает в себя определение их формы и равномерности, проверку прямой и содружественной реакций зрачков на свет.

2. Лабораторная работа: оценка функционального состояния мозжечка

Мозжечок выполняет следующие основные функции: регуляция позы и мышечного тонуса; коррекция медленных целенаправленных движений и их координация с рефлексами поддержания позы; правильное выполнение быстрых целенаправленных движений по командам коры больших полушарий в структуре общей программы движений; участие в регуляции вегетативных функций.

При поражении мозжечка могут наблюдаться следующие основные симптомы: 1.Триада Лючиани: атония, астазия, астения. 2. Триада Шарко: нистагм, инерционный тремор, скандированная речь. 3. Атаксия – нарушение координации движений. 4. Дисметрия – расстройство равномерности движения, выражающаяся в излишнем, либо недостаточном движении. 5. Дизартрия – расстройство организации речевой моторики.

1. Поза Ромберга

Предлагают испытуемому стоять со сдвинутыми ногами, вытянутыми вперед руками, с открытыми, затем с закрытыми глазами.

Рекомендации к оформлению работы: опишите, сохраняется ли равновесие тела в позе Ромберга.

Спинальный шок – состояние, вызываемое травматическим повреждением или разрывом спинного мозга. Продолжительность, степень поражения организма и возможность восстановления зависят от места травмирования позвоночника. Самый неблагоприятный прогноз для пере


Безболезненная, уникальная методика доктора Бобыря

Дешевле, чем мануальная терапия

Мягко, приятно, нас не боятся дети

Только с 20 по 30 июня! Записывайтесь сейчас!


Спинальный шок – это физиологическое состояние или явление, вызыванное травматическим повреждением или разрывом (пресечением) спинного мозга. Патологическое состояние характеризуется резким падением возбудимости, непрохождением нервных импульсов, полным угнетением деятельности всех управленческо-рефлекторных центров спинного мозга, находящихся ниже места разрыва или повреждения.

Естественная активность нервных клеток (нейронов) требует постоянного тонического возбуждения спинномозговых центров под воздействием импульсов, поступающих из головного мозга по нисходящим нервным путям. Повреждение спинного мозга провоцирует подавление всех рефлексов, вплоть до их полного исчезновения. После потери источников возбуждения нервные клетки активизируются, увеличивается их анатомическая степень возбудимости, в результате чего в восстановительный период иногда наблюдается гиперрефлексия параллельно с повышенным тонусом мышечных тканей.

При спинальном шоке, раздражители в нормальных условиях порождающие нервные сигналы и вызывающие рефлекторные реакции, перестают работать, то есть игнорируются мозгом и телом, в то время как расположенные выше травмы центры работают отлично или практически хорошо.

Последствиями патологического состояния могут быть: резкое снижение артериального давления и температуры, потеря осязательной и болевой чувствительности, нарушение сосудистых рефлексов, сбои в работе внутренних органов: отсутствие актов дефекации (испражнения кишечника) и мочеиспускания.

Спинальный шок у людей чаще всего является последствием дорожно-транспортного происшествия, падения с большой высоты, бытовых и производственных травм, криминальных случаев или военных действий. При адекватном и своевременном лечении травма позвоночника и спинного мозга, сопровождаемая спинальным шоком, полностью обратима, также восстанавливаются через определенное время (несколько месяцев) и рефлекторные реакции, но при серьезных повреждениях спинного мозга или его разрыве вылечить пациента не всегда удается.

В зависимости от того в каком сегменте позвоночника и какой интенсивности произошло повреждение спинного мозга, будут проявляться различные симптомы, также характерным будет время и возможность восстановления дальнейшей нормальной жизнедеятельности организма. При этом достаточно часто патологические повреждения мозга происходят не только в месте воздействия травмирующей силы, а и в других сегментах позвоночника.

Так, например, в зону особого риска входят:

  • места, пораженные остеохондрозом, стенозом, спондилолистезом, лечение которых вовремя не проводилось;
  • места образования межпозвонковых грыж и протрузий, особенно если они направлены в сторону позвоночного канала и соприкасаются со спинным мозгом;
  • неокрепшие подростковые позвоночники с нарушениями осанки (сколиоз, кифоз Шейермана Мау, лордоз).
  • Из-за обездвиживания низлежащих по отношению к травме участков, нарушения в них кровообращения и лимфовыведения может развиться посттравматический миелит (воспаление спинного мозга).

Особо тяжелыми последствиями обладают травматические повреждения шейного сегмента позвоночника на уровне СІ-СІV. Полное обездвиживание всего тела (тетраплегия) сопровождается остановкой деятельности внутренних органов, прекращение иннервации диафрагмы, межреберных и абдоминальных мышечных структур порождает затруднения или полное прекращение дыхания и работы сердца.

Даже если летальный исход не наступил мгновенно, то лечение перелома шейного отдела позвоночника все равно малоэффективно и человек остается инвалидом, прикованным к постели и подсоединенным к аппарату искусственного дыхания.

Поражение мозга на уровне СV-СVІІ позвонков имеет более позитивные прогнозы: со временем восстанавливается способность полностью или частично шевелить руками (в локтях и плечевом поясе), а иногда и пальцами. При этом первоначально восстанавливаются сгибательные рефлексы, а затем разгибательные.

Травмирование грудного сегмента позвоночника характеризуется обездвиживанием (параличом) ног (параплегия), поясницы и большей части спины.

  • Поражение уровня ТІ-ТІІІ вызывает дисфункцию мышечных структур грудины, боли в ней, резкое ухудшение дыхания, нарушения сердечной деятельности и коронарных артерий, парезы ладоней и пальцев рук, ухудшение лимфоотделения.
  • Сегменты ТІV-ТVІІ отвечают за деятельность органов пищеварительной системы (желудка, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и пр.).
  • Позвонки ТVІІІ-ТХІІ влияют на работу спинальных мышц, мышц брюшной полости, и, следовательно, внутренних органов: почек, надпочечников, мочеточников, толстого и тонкого кишечника.
  • Дыхательные, сердечные функции и работоспособность рук при повреждении нижнегрудных отделов практически не затрагиваются, пациент имеет возможность самостоятельно себя обслуживать, хотя и передвигается в инвалидной коляске. Устранение спинального шока на уровне соединения грудного и поясничного отдела позвоночника дает человеку надежду на возможность снова ходить.

Травма поясничного сегмента позвоночника и более утолщенного в этом отделе спинного мозга вызывает паралич нижних конечностей, полное выпадение чувствительности, нарушение работы внутренних органов малого таза (мочевой пузырь, половые органы, предстательная железа, аппендикс и пр.).

Последствия травмы на уровне SIV-SV после восстановления двигательных возможностей ног может перерасти в необходимость лечения люмбаго, радикулита, ишиаса, нарушения кровообращения в ногах, варикозного расширения вен, отека лодыжек и голеностопов, лечения седалищного нерва. Расстройство сексуальной жизни, тромбозы подвздошной артерии, геморрой, рефлексы ануса, неконтролируемые опорожнения прямой кишки и мочевого пузыря со временем практически всегда излечиваются.

Успешность лечения и восстановление жизнеспособности пострадавшего во многом зависит от правильности и своевременности оказанной первой помощи. При спинальном шоке необходимо:

  • Уложить человека на жесткую ровную поверхность, закрепить ремнями, под шею положить небольшой валик из одежды, кольцо под голову или ограничивающие мешочки, чтобы обеспечить полную неподвижность шейного отдела. Категорически запрещается переносить больного на одеяле, чтобы еще больше не повредить травмированный позвоночник.
  • Обеспечить необходимую вентиляцию легочных путей (маска искусственного дыхания, если таковой нет – индивидуальное принудительное).
  • Вызвать машину скорой помощи или МЧС.
  • После транспортировки пострадавшего в нейрохирургическое отделение центра лечения спины проводится быстрая и тщательная диагностика (рентгенографические снимки, КТ и /или МРТ исследования). Немедленная операция проводиться в случае если:
  • произошел разрыв спинного мозга;
  • спинной мозг сдавливается нестабильными позвонками, при этом вместо удаленных костей могут сразу вживляться имплантаты;
  • на снимках отчетливо видна гематома, сдавливающая спинной мозг или сосуды по которым движется ликворная жидкость.

Наряду с физическими нарушениями спинальный шок несет большую психологическую нагрузку. Многие пациенты с потерей жизненных возможностей приходят в отчаяние, перестают бороться и готовятся к инвалидности. Последствия шока устраняются очень медленно, и эффективность лечения во многом зависит от терпения и желания человека выздороветь.

Нервные клетки спинного мозга не способны восстанавливаться, регенерация двигательных и чувствительных функций происходит за счет уцелевших нейронов и нервных волокон уже после устранения гематом, отеков, налаживания кровообращения и проходимости ликвора и лимфы по сосудам. К самовосстановлению иногда способны только нервные окончания и корешки конского хвоста, расположенного в крестцовом отделе и копчике.

Регенерация функций внутренних органов (брюшной полости и малого таза) возможна только за счет выработки автоматизма их жизнедеятельности, а также благодаря компенсационному механизму (прохождение рефлекторных сигналов из высших сегментов по пограничным симпатическим стволам). Восстановление двигательных возможностей, активизировавшееся в первые недели лечения, значительно замедляется примерно через полгода.

Даже при полном возвращении чувствительности и двигательной деятельности, заживлении и сращивании спинного мозга существует риск образования на месте травмы рубцов, спаек и кист. Это может привести к деформации позвоночного столба или спинномозгового канала, компрессии самого мозга или развитию миелита. Таким образом, после ремиссии может наступить период острого ухудшения неврологических функций с образованием новых симптомов или патологий.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.