Кто имел прозвище горбатый


Автомобилям Волжского автомобильного завода от словотворцев из народа досталось немало прозвищ. Продукцию в целом именовали, как известно, "Тазами" (отсылка вовсе не к первой букве города Тольятти), "Числительными", "Ведроверами", "Жигами" и "Кирпичами". Классическое семейство ВАЗ (2101-2107) - это, как известно, - "Классика".

Что касается конкретных моделей, то ВАЗ-2101 прозвали "Копейкой" и "Единичкой". Впрочем, известны и более экзотические варианты нейминга - "Однерка", "Копье".


ВАЗ-2102 именовали "Двушкой", "Двойкой" и "Сараем". ВАЗ-2103 - "Тройкой", Трешкой" и "Трояном". ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 - это, соответственно, "Четверка", "Пятерка" и "Семерка". Впрочем, "Пятерку" называли также "Пятачок" и "Петрик". "Семерку" - "Семеном", "Семафором" и "ХБМ" ("Хочу быть "Мерседесом" - из-за характерной решетки радиатора). За ВАЗ 2106 закрепились прозвища "Шестерка", "Шаха", "Шамок", "Шахтер", "Шакал", "Шамок" и "Шайтан". ВАЗ-2108, 2109, а частично также 2113, 2114, 2115 именовали "Зубилом", "Зубилой" и "Погремушкой".

Седан ВАЗ-21099 обзавелся своими собственными кличками - "Чемодан" и "Дуплет". ВАЗ-2110 в народе окрестили "Mатрешкой", "Беременной Антилопой", "Чемоданом", "Чириком", "Мыльницей" и "Обмылком". Хэтчбек ВАЗ-2112 именовали "Огурцом", ВАЗ 2114 - "Четыркой", ВАЗ-2115 - "Пятнашкой" и "Полторашкой", а минивэн ВАЗ-2120 "Надежда" - не только по созвучию - "Безнадегой", "Одеждой" и "Константиновной" (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

ВАЗ-21213 "Нива" - отметилась кличкой "Ботинок". А пятидверная "Нива" ВАЗ-2131 - это уже "Крокодил" или "Урал". ВАЗ-1111 "Ока" удостоился "титулов" "Окунь", "Табуретка", "Бешенная Табуретка", "Креветка", "Окурок", "Скворечник", "Коробочка".

А что же более современные Lada? Chevrolet Niva - это "Шнива". Lada Granta, случается, кличут "Гранатой", ВАЗ-1118 "Калина" - "Горбатой мышью", "Крыжовником", "Кониной" и "Хомяком", Lada Vesta по мотивам рекламной кампании стали звать "Невестой", а к Xray прилепилось хулиганское "Хрей".


Автомобили семейства "Волга" вне зависимости от поколений в народе называли "Баржами" из-за солидных размеров.


Причем чаще такое прозвище доставалось машинам с кузовом универсал. Первую "Волгу", ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу - "Танк во фраке". ГАЗ-24, легендарная вторая "Волга", именовалась в народе не только как "Баржа", но и как "Шаланда".

ГАЗ-3110 (выпускалась серийно с 1997 по 2005 год) окрестили "Тяни-Толкаем". Впрочем, случалось, что "Волги", равно как и "ГАЗели", называли "Оленями" - из-за фирменной эмблемы. Грузовик-вездеход ГАЗ-66 даже более известен под прозвищем "Шишига", а за среднетоннажными грузовиками "ГАЗ" закрепилось имя "Газон".


Ко всем запорожцам (продуктам Запорожского автомобилестроительного завода - ЗАЗ) быстро приклеилось нелицеприятное прозвище "Запор", что было связано с характером звучания маломощных силовых агрегатов и их скромной производительности.

В 1961 году завод освоил выпуск модели ЗАЗ-965, вошедшей в историю как "Горбатый Запорожец", или просто "Горбатый" из-за характерной формы крыши. Другие неофициальные названия - "Зюзик", "Жужик", "Пузырик", "Жужелица".


В 1966 году на конвейер стал новый "Запорожец" - ЗАЗ-966, он, как впоследствии и его преемник ЗАЗ-968, получил прозвище "Ушастый" из-за воздухозаборников, торчащих из боковин, точно уши. Отсюда, кстати, еще одна кличка - "Чебурашка". Кстати, Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (тогда еще не мультгерой, а герой книги "Крокодил Гена и его друзья") тоже в 1966 году.

"Запорожец" ЗАЗ-968М (выпуск с конца 1979 года) лишился ушей-воздухозаборников, соответственно поменялось и кличка - на "Мыльница". Этот же седан именовали "Тридцаткой" или "Сороковкой" в зависимости от используемого двигателя. В 1987 году на ЗАЗе начался выпуск ЗАЗ-1102 "Таврия" - первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя. К этой модели приклеилось прозвище "Ставрида". Реже Таврию именовали "Тавриусом" (отсылка к Ford Taurus), "Тварией" и "Недовосьмеркой" (из-за внешнего сходства и меньших габаритов).


Самая распространенная кличка вездехода УАЗ-469, сменившего на уазовском конвейере в середине семидесятых основной армейский "джип" ГАЗ-69, - "Козел" или "Козлик" из-за особенностей езды по пересеченной местности - пресловутому "козлению". Другие нередко использующиеся "метафоры" - "Бобик", "Бомбик", "Бабон".

Версию УАЗ-469 для милиции в народе окрестили "Коробком" и "ЦеМентовозом" (на украинский манер) и даже "Воронком", а военные версии именовали "Крокодилом", разумеется, за защитный зеленый цвет.


Легендарный ульяновский фургон и микроавтобус УАЗ-452 (серийный выпуск начат в 1965 году) тоже имел целый ряд прозвищ. Самое известное и укоренившееся, конечно, - "Буханка" - считай, второе имя. Другие варианты - "Батон", "Булочница", "Горбушка".

Бортовая модификация машины получила свое прозвище - "Головастик". Версии для муниципальных служб чаще называли "Санитаркой" и "Таблеткой".

Современный же УАЗ "Патриот" нередко именуют "Патриком", "Патрикеем", "Бегемотом" и "Патром", ну а УАЗ "Хантер" - есть Hunter (англ) - иногда, шутя, называют, "Охотником".


ЛуАЗ-969 "Волынь" - компактный внедорожник, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села, в народе окрестили "Луноходом" (за колесные редукторы и своеобразную внешность).

Называли также "Луизой" (производное от ЛуАЗ), "Тушканчиком" (за прыгучесть), "Утюгом" (за форму кузова) и "Фантомасом" (за комедийно-злодейскую внешность). Встречались также прозвища "Лягушонок" и "Цыпленок".


Модель ИЖ-2715 с кузовами фургон и пикап именовалась, соответственно, "Каблук", "Москвич", "Пирожок", "Шиньон", "Сапог", а также "Маргарин" и "Маскарад". Хэтчбек Иж-2126 "Ода", вставший на конвейер в 1990 году, нередко называли "Орбитой" и "Орбитом".

Дело в том, что такое название изначально планировалось самим автопроизводителем, но нигде не фигурировало из-за товарного знака "Orbit", который уже был зарегистрирован за рубежом - так назывался концепт-кар компании ItalDesign.


Самые первые Москвичи, - 400 и 401-й - носили народное имя "Хоттабыч". "Москвич-402" (выпуск начат в 1956 году) и Москвич-407 называли "Стилягами". Седан Москвич-412, случалось, именовался "Барсиком". Москвич - 21406 - "Колхозником". Хэтчбек же АЗЛК-2141 и его многочисленные модификации как только не называли.


К примеру, АЗЛК 2141 "Святогор" удостоился титулов "Космич" (по созвучию с "москвич") и шутливого звукоподражательного наименования "Азылк".

Экспортный вариант с официальным названием "Алеко", разумеется, переиначили в "Калеку" и "Бандерлога". А когда вместо двигателя ВАЗ-2106 на "Святогор" начали устанавливать 2-литровый мотор Renault, нашлось и подходящее название - "Реногор". Удлиненную версию АЗЛК 2141 "Князь Владимир" звали "Длинный" и "Вовка-морковка".


А вот еще несколько распространенных кличек для популярного советского транспорта покрупнее. РАФ-2203 - это, конечно же, "Рафик", "ГАЗель", "Кибитка". "КамАЗы" известны под прозвищами "Татарин" (завод находится в городе Набережные Челны, одном из крупнейших городов Татарстана) и "Пьяная лошадь".


ЗИЛ-133 именовали "Щукой", ЗИЛ-157 сравнивали с "Топором" и "Колуном" и за характерный цвет - с "Крокодилом". ЗИС-151 прозвали "Утюгом" за то, что он часто застревал.

"КРАЗы" звали "Лаптями", автобус ПАЗ-3201 - "Пазиком", автобус ЛИАЗ-677 - "Сараем" и "Скотовозом", импортный, но как бы до боли наш "Икарус-280" - "Гармошкой" и "Колбасой", народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ "Кабан", Бычок".

  • Выбрать имя или кличку
  • Имена
  • Псевдонимы
  • Клички
  • Названия сайтов и блогов
  • Бренды
  • История названий

Прозвища русских правителей


Каждый властитель государства российского, от времен Киевской и Удельной Руси до распада Великой империи, оставил свой след в истории. Одним правители заслужили добрую славу и почет, другие – любовь и доверие, третьи – ненависть, четвертые – глубокое презрение своего народа. В соответствии с характером, деятельностью или конкретными деяниями монархов формировались их исторические прозвища. Некоторые дополнительные имена русских князей ушли в небытие вместе со своими носителями, другие же закрепились на века.

Следующей значимой фигурой, правившей с 879 по 884 год, был князь Олег, получивший прозвище Вещий («знающий будущее). Оно закрепилось за ним после похода на Константинополь, когда правитель запретил голодным дружинникам притрагиваться к пище и вину, небезосновательно будучи уверенным, что они отравлены.

Игорь Рюрикович (912-945 гг) получил прозвище Старый (Древний). Существует 2 версии его возникновения: период правления князя пришелся на достаточно зрелый возраст (около 60 лет) или он был убит диким народом древлян, название которого созвучно с именем Древний. Жену Игоря, Ольгу, называли Святой за то, что она стала первой древнерусской правительницей, принявшей христианскую веру. Прозвище князя Святослава Игоревича – Барс. Ему его дали враги-печенеги за ум, отвагу, решительный характер и горячий нрав. Собственный же народ называл его Славным.





Характерно то, что прозвища великих князей Древнерусского государства, вначале не распространявшиеся на детей, со временем стали ложиться в основу фамилий и передаваться из рода в род. К примеру, прозвище князя Александра Невского, впоследствии победившего в Ледовом побоище на Чудском озере, носили и его потомки.



Прозвище московского князя Михаила Ярославовича Хоробрита (1229-1248 гг), правнука Всеволода Большое Гнездо, произошло от древнерусского слова храбриться. Его сына, Дмитрия, за вспыльчивый характер прозвали Грозные Очи. Внуку Александра Невского, Ивану, правившему с 1325 по 1337 год дали прозвище Калита. Существует 2 версии его образования: привычка всегда носить с собой мешочек с мелочью для нищих и, более вероятная – наложение непомерно тяжелой дани на русские города и села для ханской Орды.

Старшего сына Калиты, Симеона, за высокомерие, дерзость и суровость с подвластными князьями прозвали Гордый. Его брата, Ивана, вероятнее всего, за красивую внешность называли Красный. Кроме того, в летописи упоминается прозвище Кроткий и Милостивый. Князь суздальский – прозвище Дмитрия Константиновича, правнука младшего брата Александра Невского. Унаследовав Суздаль, он вступил в борьбу с потомками Ивана Калиты, в 1360 году одолел московских бояр и получил у хана ярлык на княжество Владимирское.

Великий князь Москвы и Владимира, Дмитрий Иванович, сын Ивана Красного, за победу в Куликовской битве был прозван Донским. Правитель Москвы с 1425 года князь Василий прозвище Темный получил после того, как был ослеплен. Кроме того, существует предположение, что Темного так называли из-за способности тщательно скрывать свои замыслы. Его сына, Ивана Васильевича, превратившего Москву в центр единого российского государства, прозвали Великим. Наследника великого князя московского, ставшего прообразом героя русского народного эпоса, Ивана-царевича, прозвали Молодой. А его сына, Дмитрия Ивановича, - Внуком.



Прозвище Ивана IV, ставшего одной из самых жестоких и знаковых фигур – Грозный. Первым заменивший привычный великокняжеский титул на царский, он был обвенчан на государственный престол, и вошел в российскую историю, как кровавый тиран.

В период с 1598 по 1613 год, названный Смутным временем, к власти пришел царевич Дмитрий, выдавший себя за младшего сына Ивана Грозного, ранее погибшего при доселе неизвестных обстоятельствах. Он был первым из 4-х претендовавших на престол самозванцев. Прозвища российских правителей, выдвинувших версию о чудесном спасении и впоследствии узурпировавших власть – Лжедмитрий I, II, III и IV.

Младшего сына Тишайшего, Петра Алексеевича, правивший с 1689 по 1725 год, уж никак нельзя было назвать тихим. Петр I, ставший одним из самых выдающихся государственных деятелей, по праву носил прозвище Великий.



Александра II, отменившего крепостное право в России, прозвали Освободителем. Александра III, при котором государство жило без войн – Мирным.

Закрепившиеся на века и дошедшие до наших дней прозвища правителей, достойные, благозвучные или оскорбительные возникали в одночасье, или выбирались из многих. Так было, есть и будет, и прозвища в России, которыми наградили или еще наградят нынешних держателей власти, тоже войдут в историю.




Почему Святослава всегда рисуют на турецкий манер, надоели уже. Ведь исторические описания не говорят, что он выглядел именно так. Я понимаю, что украинцы переняли моду у турков и потом адаптировали Святослава под свой внешний вид. Но тем не менее.

Весь пост ради говна за последних двух.

Ну, например, в этих ваших интернетах Путина называют ещё Темнейший и Тиран. )) И всё это с юмором и сарказмом, а не для того, чтобы обидеть.

Екатерину при жизни не любили. Немецкой шлюхой называли. А в итоге - Великая )

А Грозным при жизни называли не Ивана Васильевича, а его деда.

Про Черненко забыли.

Про Горбачева как то скудненько: бубшка до сих пор его не иначе как "Пятно" называет и все.

Забыл кличку Ельцина - Беня

И ещё одна кликуха Николая Второго - чемодан

Иван явился Третий;

Он говорит: “Шалишь!

Уж мы теперь не дети!”

Послал татарам шиш.

И вот земля свободна

От всяких зол и бед

И очень хлебородна,

А всё ж порядка нет.

Настал Иван Четвёртый,

Он Третьему был внук;

Калач на царстве тёртый

И многих жён супруг.

Иван Васильич Грозный

За то, что был серьёзный,

Приёмами не сладок,

Но разумом не хром;

Такой завёл порядок,

Хоть покати шаром!

Жить можно бы беспечно

При этаком царе;

Но ах! – ничто не вечно –

И царь Иван умре!

Ходить бывает склизко

По камешкам иным,

Итак, о том, что близко,

Мы лучше умолчим.

Оставим лучше троны,

К министрам перейдём.

Но что я слышу? стоны,

И крики, и содом!

А если серьезно, то на Грозного очень много наговоренно. Спасибо Курбкому и КО) С тех пор и прижился образ кровожадного глупого тирана

Я не спорю, просто прикалываюсь. :) Где до слышал, что за его правление было казнено не больше сотни человек, в то время как в прогрессивной Европе счет шел на десятки тысяч.

Не знаю точные цифры казнённых, но по меркам тех лет Ивана Грозного правда можно называть смешным добрым дядькой с бородой. В то время на западе некоторые правители были гораздо "грознее", но про них так не говорят, что они кровожадные. Зато про Ивана Грозного, в рамках пропаганды в ходе ливонских воин, насочиняли много. Как он ещё детей не ел - удивляюсь))

А вообще, Иван был знатный тролль :D


Дерьмоимённый, Меднорукий и их друзья: занимательные византийские прозвища


В Византийской империи народная молва частенько награждала своих императоров и прочих известных персонажей любопытными кличками. Некоторые из таких прозвищ — в нашей статье.

Дерьмоимённый Кобылятник и иная пропаганда

В качестве бонуса бедолага получил и другие менее известные прозвища: Предшественник Антихриста, Гонитель отечественных преданий, Зверонравный и прочая, прочая.


Другим малость облитым коричневой субстанцией в памяти поздних авторов императором стал Михаил III Пьяница. Сейчас уже сложно судить, насколько сильно подвергся искажению его реальный образ, однако некоторые исследователи считают, что в худшем случае это был противоречивый персонаж, а в лучшем так и вовсе весьма способный государь. Но хронистам нужно было как-то облагородить приход к власти Василия I Македонянина, который сначала был всячески обласкан императором, а затем решил предать своего благодетеля и прикончил его в 867 году. Так что Михаил III стараниями не в меру ретивых писателей посмертно попал словно в кривое зеркало.


Как делили прозвища

Первым примером может послужить судьба Константина VII Багрянородного (Порфирогенита). В империи багрянородными считались все дети императора, родившиеся после его вступления на престол. Однако случай Константина оказался особенным, поскольку он родился в четвёртом и крайне неодобряемом церковью браке своего отца, Льва VI Мудрого. Чтобы подкрепить права на трон, его матушка Зоя и присовокупила сыну прозвище, оставшееся с ним навеки.

Кстати говоря, в истории Византии присутствовал ещё один Константин Багрянородный, живший в XIII веке. Ему не суждено было стать императором, зато в его честь иногда называют Малый Влахернский дворец, входивший, в свою очередь, в императорский дворцовый комплекс.


Однако прозвище это на самом деле, видимо, больше подходило как раз-таки отцу. С одной стороны, едва ли не все императоры VII века носили бороды, включая Константина. Но с другой, именно у его папаши растительность на лице считалась чрезмерно роскошной — даже по меркам тогдашней моды.

Служебные прозвища

Некоторые прозвища человек получал по своему старому месту службы. Так, например, взошедший в 802 году на престол Никифор I имел прозвище Геник за прошлые труды в качестве логофета геникона (финансового и налогового ведомства).

Другой пример былых заслуг — Николай Мистик, ставший патриархом константинопольским в 901 году. Новый глава церкви не являлся поклонником мистицизма, как может показаться из прозвища. Реальность в данном случае куда более прозаична: Николай был, по всей видимости, личным секретарём (мистиком) императора.


Прозвища по инвалидности

Второе правление продлилось до 711 года, когда заговорщики снова лишили императора власти, на сей раз для верности укоротив его на голову.


Физические увечья вообще не всегда являются препятствием для полноценной и активной жизни. Вот, например, некий Василий, живший в X веке, поднял мятеж, выдав себя за одного скончавшегося ранее полководца. Мятеж этот был состряпан весьма посредственно и быстро подавлен. В качестве наказания Василию отсекли правую руку.

Но тот и не думал расстраиваться!

Впрочем, новая рука-меч не прибавила Василию мозгов, а посему новый мятеж был подавлен столь же эффективно, сколь и старый. На сей раз бедолагу сожгли на костре в Константинополе, поскольку с первого раза человек намёка явно не понял.

Низкорослая Туфелька

Иоанн I Цимисхий обладал весьма малым ростом, за что, по всей видимости, его и прозвали Туфелькой — так нарекали в те времена низкорослых людей. Впрочем, эта черта не помешала Иоанну стать одним из самых прославленных императоров, успешно продолжить византийский вариант Реконкисты и стать едва ли не главным противником в жизни князя Святослава Игоревича.


На случай важных переговоров

Вместо послесловия

Как видим, ромейские литераторы и прочий язвительный люд никогда не отказывали себе в удовольствии наградить той или иной кличкой очередного (не)угодного им императора или придворного — за реальные или мнимые деяния. Иногда это были ёмкие прозвища, а иногда — откровенные издевательства над русским греческим языком, как в творчестве Константина Родосского.

Всё зависело лишь от литературной фантазии автора — а с этим у византийских писателей почти никогда не было проблем.

Но пойдемьте дальше.

Великий князь Киевский Всеслав Брячиславич Чародей (умер в 1101 году)


Герой "Слова о полку Игореве" и единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле по жизни имел интересную славу. Считалось, что он несокрушимый воин, которого нельзя победить, а иногда он мог превратится в зверя лесного (волка или медведя). Ну и прожил чуть ли не 100 лет.

Князь Галицкий Иван Ростиславич Берладник (ум. 1162) получил прозвище по молдавскому городу Берладу, центру территории Берладь, который неоднократно в XII веке служил ему убежищем от многочисленных врагов.

Отец Ивана II, князь Московский и великий князь Владимирский Иван Данилович (1288 — 1340) получил прозвище Калита то ли за щедрость по отношению к нищим, то ли за рачительность, доходящую до скупердяйства. Калита - это большой кошель, который носили на поясе.

С богатством, видимо связано прозвище и князя Переяславского Андрея Владимировича (1102— 1141). Его назвали Добрым не только и не столько за внутренние положительные качества, сколько за обилие Добра, сиречь богатств

Возвращась к цветовой гамме у нас есть Великий князь Киевский Всеволод Святославич Чермный (ум. 1212 или сентябрь 1215),удельный князь Одоевский Юрий Романович Чёрный (ум. после 1427) и Великий князь Смоленский Фёдор Ростиславич Чёрный (Чермный) (около 1240 или 1233 — 1299)
Чермный - это рыжий :-)

Пойдемьте дальше.
Великий князь Владимирский Дмитрий Михайлович Грозные Очи (1298—1326) получил свое прозвище, за то, что не побоялся ханского гнева и разделался с убийцей своего тестя

Великий князь Киевский и основатель Москвы Юрий Владимирович, по прозвищу Долгорукий (1090-е годы — 1157 года) —назван так не по своей анропологии, а по тому что был влиятельным политиком, у которого были свои интересы на территории всего государства и за его пределами. Помните как у Бендера - "У нас длинные руки" :-)))

Великий князь московский Василий II Васильевич Тёмный (1415 — 1462) был назван так, что в1466 году был был захвачен в Троице-Сергиевой лавре и от имени Дмитрия Юрьевича Шемяки, Ивана Можайского и Бориса Тверского был ослеплён

Его ослепили в том числе и потому, что Василий II приказал выколоть один глаз одному из своих соперников на Московский Стол - князю Звенигородскому Василию Юрьевичу (ок. 1403 — 1448) за что последний получил прозвище Косой —

Другой соперник Василия Темного князь Галицкий Дмитрий Юрьевич (начало XV века —1453) получил прозвище Шемяка скорее всего как сокращение от "шеемяка", то есть способный намять шею, сильный и мощный человек.

Князь Новгород-Северский Олег Святославович (? — 1115), получил прозвище Гореславич за разжигание междоусобиц и свою горемычную судьбу, по воле которой он превратился в изгоя.

Также грустное прозвище получил и удельный князь углицкий Андрей Васильевич (1446 — 1493). Первоначально его звали Большой, а позднее также Горяй - тот кто сам горюет и несет горести

Странные и не до конца понятные прозвища имели князь Городетский и родоначальник старшей ветви князей Шуйских Василий Дмитриевич Кирдяпа (около 1350—1403) и князь Рязанский Иван Иванович (умер в 1343) по прозванию Коротопол.

Забавно также было встречать на страницах истории удельного князя пинского Александра Иваановича Носа (ум. после 1436) и безудельного князя смоленского Александра Юрьевича Монастыря :-))
Ну и под конец пару слов про русских царей и императоров.

Довольно-таки слабый правитель и очень лживый по сути человек, император Александр I Павлович (1777 — 1825) по неведомой мне причине в официальной дореволюционной историографии именовался Благословенным. Мне же больше нравится более точное его наименование - "Плешивый щеголь" :-))

А вот его брат Николай I Павлович (1796— 1855) с легкой руки Альва Толстова был прозван "Палкиным", а как раз мне больше нравится официальное именование — Незабвенный.

Предпоследний русский император Александр III Александрович (1845— 1894) получил прозвище Миротворец за то, что при его правлении Россия не вела ни единой войны.

Ну и, наконец, последний руский царь Николай II Алексндрович. Насколько я понимаю, "Кровавым" он стал уже при советской власти, а в дореволюционном обществе было распространено другое его шутливое прозвище - "Ананас". Кто догадается почему - пишите в комментариях :-)

Надеюсь, вам было интересно :-)
Приятного времени суток.


1 октября 1960 года в СССР с конвейера сошёл первый малогабаритный отечественный автомобиль "ЗАЗ-965". "Запорожец", созданный по приказу Никиты Хрущева, отличался высокой проходимостью, жутко тесным салоном и весьма демократичной ценой. Он быстро приобрел популярность у советских людей, тут же приклеивших к нему крылатое прозвище — "горбатый".

Вообще, "Запорожец", ввиду многолетнего отсутствия альтернативы, действительно стал "народной" машиной. Лучшее свидетельство тому — многочисленные прозвища. Помимо "горбатого", его называли и "мыльницей", и "фафиком", и "божьей коровкой"… Хотя, конечно, технические характеристики советской малолитражки имели помимо достоинств и целый ряд существенных недостатков.

"Подарил" советскому народу это чудо на колёсах Никита Хрущев. Тогда весь мир переживал бум на малогабаритные автомобили — экономные, удобные, доступные по стоимости небогатым слоям населения. Разумеется, СССР, который стремился быть "впереди планеты всей", не мог отстать и тут. Хрущев потребовал от конструкторов создать советский мини-автомобиль, чтобы утереть нос "прогнившему" Западу.

Надо сказать, что "Запорожец" был далеко не первой малолитражкой, которую пытались создать отечественные разработчики. За период с 1955 по 1960 года было создано и опробовано немало машин: "Белка" ИМЗ-А50, НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18, НАМИ-059, МВТУ. Однако ни одна из них не отвечала всем техническим требованиям. И только когда эксперименты были перенесены с московского завода "Москвич" на реконструированный завод сельхозмашин "Коммунар" в Запорожье, а к разработчикам присоединились специалисты из группы Фиттермана (они специализировались на создании автомобилей повышенной проходимости для вооруженных сил), задание Хрущева было выполнено.

Главным достоинством "горбатого" красавца стали его высокая проходимость, обусловленная гладким днищем, независимой подвеской всех колес и достаточной загрузке ведущих колес. А дороги у нас, как известно, всегда были и есть одной из главных бед. Весил "фафик" всего 665 килограммов — если что, водитель и пассажиры могли собственными силами вытолкать его даже из непролазной грязи. Это обстоятельство было весьма кстати при наших пустынных просторах и недоступности специализированной техники.

Еще одно достоинство "Запорожца" (вряд ли пригодившееся бы на Западе) делало его незаменимым на российских проселочных дорогах. Дело в том, что по дороге с глубокими колеями от тракторов и грузовых машин на легковом автомобиле нормального размера проехать очень сложно. А вот "ЗАЗ-965" помещался как раз между двумя глубокими бороздами от колес и потихоньку полз себе по дороге.

Цена на первый "Запорожец" тоже способствовала его популярности. Если "Москвич", "Жигули", а уж тем более "Волгу" редко кто мог себе позволить, то приобрести "горбатого" вполне могла чуть ли не любая советская семья. Кроме того, существовали модели, приспособленные специально для людей с ограниченными возможностями (в народе прозванные "инвалидками"), которые продавались по льготным ценам, а то и вовсе выдавались бесплатно (но по очереди).

Для многих дачников "Запорожец" оказался просто незаменим. Ведь со временем выяснилось, что у "ЗАЗ-965" есть и еще одно достоинство — долговечность. Правда, сразу же после выпуска всем стали очевидны и недостатки машины — перегрев двигателя летом и затрудненный пуск в мороз, неудобный тесный салон… Кроме того, к недочетам относились и сильный шум двигателя, и двери с задними петлями, которые при случайном открывании во время движения автомобиля представляли настоящую угрозу ("Запорожец" тогда полностью терял управление).

Поэтому сразу же после выхода "ЗАЗ-965" были начаты разработки последующей модели "ЗАЗ-966". Однако по ряду причин работа затянулась и только в 1967 году новый "Запорожец" вышел в серийное производство. "ЗАЗ-966", более известный как "ушастый" или "чебурашка" (из-за специфики крепления зеркал), также оказался востребованным у всех слоев населения.

Этот вариант "Запорожца" служил долго — в 1990 годах, когда СССР распался, и в России атрибутами нового времени стали малиновые пиджаки и черные "мерседесы", в народе появилось множество анекдотов на тему "столкнулся мерседес с запорожцем…", в которых народные симпатии по-прежнему оставались на стороне отечественного "ушастого" автомобиля.

Сегодня, кстати, оба собрата также пользуются популярностью. Правда, только у коллекционеров и любителей старинных авто. "Запорожцы" ремонтируют, делают тюнинг, и они во всей красе, часто оказываются желанными экспонатами на автомобильных выставках и фестивалях. Так "подарок" Никиты Хрущева советскому народу пережил не только самого дарителя, но и свою историческую родину — СССР.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.