Коррекционная работа с детьми имеющими нарушения в осанке

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадет работа над хорошей, правильной осанкой.

Осанка ребёнка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека. Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребёнок принимает в положении сидя, стоя, лёжа, при ходьбе, во время игры, во сне; врождённые аномалии развития рёбер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают развитие нарушений осанки.

Приобретённое нарушение осанки начинает проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте оно встречается у 2,1% детей, в 4 года – у 15-17%, в 6-7 лет - у каждого третьего ребёнка, а у школьников составляет 67% (по данным Козыревой О.В.). Следует отметить недостаточную диагностику изменений опорно-двигательного аппарата в районных поликлиниках из-за нехватки врачей-ортопедов и низкого уровня диспансерного обследования.

Хотя Программами по физическому воспитанию предусмотрено формирование правильной осанки, не обусловлены средства и методы решения данной задачи. Упражнения на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных предпосылок применяются не регулярно и в ограниченном объёме. Отсутствуют рекомендации по профилактике нарушений осанки непосредственно в процессе занятий по физкультуре. В разработанных в данном направлении методиках, эта задача решается за счёт использования дополнительных форм физического воспитания – накоплен опыт и разработаны отдельные комплексы лечебной гимнастики для дошкольников, которые проводятся в поликлиниках, кабинетах ЛФК, врачебно-физкультурных диспансерах специалистами по ЛФК.

Однако научно-методических разработок по физической реабилитации детей с нарушениями ОДА применительно к условиям ДОУ практически нет.

МДОУ № 348 Г.Челябинска осуществляет образовательный процесс по программе "Развитие", разработанной Детским Центром им. Л.А.Венгера, которая предусматривает большое количество интеллектуальных занятий. Дети дошкольного возраста много времени проводят в положении "сидя", что может стать одной из причин нарушений осанки. Поэтому, организовывая процесс физического воспитания, мы учитываем данный фактор и ставим перед собой задачи коррекционно-профилактической работы:

  • Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
  • Создание и укрепление мышечного корсета и выработка правильного стереотипа осанки (мышечно-суставное чувство правильной осанки).
  • Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, для правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта в осанке путём тренировки конкретных мышечных групп и общеукрепляющих, общеразвивающих упражнений.
  • Способствовать тренировке мышц, укреплению связок и суставов, участвующих в нормальной деятельности свода стопы с помощью физических упражнений, закаливающих процедур, приёмов самомассажа.
  • Учить снимать имеющееся утомление в отдельных мышечных группах (уменьшать болевой синдром, если таковой имеется) с помощью приёмов самомассажа, упражнений на массажных ковриках, тренажёрах.

Для решения задач коррекционно-профилактической работы в процессе физического воспитания в ДОУ мы используем следующие формы физического воспитания:

Задачи Формы физического воспитания Организатор проведения
1. Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней. Ежедневно: УГГ, гимнастика после дневного сна, физкультминутка (1-2 спец.упр.), контроль за сохранением правильной осанки в бытовых и рабочих позах.

Для успешного решения задач профилактики нарушений осанки и укрепления навыка правильной осанки на физкультурных занятиях мы придерживаемся следующих правил:

  • Каждое занятие начинается и заканчивается упражнениями на формирование навыков правильной осанки и мышечно-двигательного представления о ней.
  • Во время выполнения физических упражнений добиваемся от детей сохранения положения правильной осанки.
  • Большое внимание уделяется укреплению мышц, участвующих в удержании и сохранении правильной осанки. Применяются силовые упражнения для мышц спины и брюшного пресса, как динамического, так и статического характера.
  • Большая часть упражнений силового характера выполняется из положения разгрузки позвоночного столба (лёжа, стоя на четвереньках и т.д.)
  • Силовые упражнения сочетаются с упражнениями на гибкость.
  • С целью выравнивания сил мышечной тяги, применяются упражнения с гимнастической палкой.
  • Предпочтение отдаётся симметричным упражнениям.
  • Формированию правильной осанки способствует применение строевых упражнений, но их объём в отдельном занятии ограничивается.
  • Для формирования тактильных ощущений правильной осанки применяются упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса) и перед зеркалом.
  • Относительно часто используются упражнения на сохранение равновесия. В упражнениях на равновесие на одной ноге строго дозируется нагрузка – на правую и левую ногу она одинакова.
  • Упражнения в прыжках чередуются с отдыхом. Прыжки на одной ноге используются в ограниченном объёме, дозировка на каждую ногу – одинакова. При использовании прыжков вначале формируется навык правильного (мягкого) приземления.
  • Для предупреждения плоскостопия укрепляются мышцы стоп.
  • Для формирования у ребёнка представлений о правильной осанке используется наглядный метод. Показ осуществляется в разных ракурсах, используются наглядные пособия.
  • Учитывая возрастные психологические особенности детей, используются образные названия упражнений, сюжеты, применяются подвижные игры с принятием положения правильной осанки.

На каждом занятии по обучению плаванию обязательно применяются несколько специальных упражнений, включая и дыхательные упражнения (3 – 5) для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Специальные упражнения в воде
для профилактики нарушений осанки и укрепления правильной осанки.

    1. Целью данного упражнения является развитие дыхательной мускулатуры. И.П.- присед на мелком месте (голова находится на поверхности, или лёжа на груди держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду. Количество повторов - 8–10 раз.
    2. Цель упражнения – освоение свободного лежания на воде в движении. И.П. – присев спиной к стенке бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе. Следует скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения. Количество повторов – 4-6.
    3. С помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины. И.П. – лёжа на груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. Упражнение можно варьировать, используя доску в руках. "Торпеда" на груди или "торпеда" с доской на груди. Количество повторов – 4-6.
    4. "Торпеда" на спине, "торпеда" с доской на спине. Цель та же. Количество повторов то же.
    5. Цель упражнения – совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения. И.П. – лёжа на груди. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брасом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно использовать доску или нарукавники. Количество повторов по ширине бассейна – 3-4.
    6. Тоже упражнение из И.П. – лёжа на спине. Колени не высовывать из воды.
    7. Упражнение укрепляет мышцы спины, совершенствует работу рук брасом, развивает подвижность плечевого пояса и грудной клетки. И.П. – лёжа на груди. Руки работают брассом, ноги вытянуты, не работают, или работа ног кролем. Не следует при гребке погружать руки слишком глубоко.
    8. Упражнение даёт тот же эффект, что и предыдущее, а также способствует уменьшению грудного кифоза при круглой спине. Из И.П. лёжа на спине, руки работают брассом, а ноги кролем, подбородок плотно прижат к груди.
    9. Цель упражнения – коррекция искривления позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища. Из И.П. лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой фазой скольжения.
    10. То же упражнение из И.П. лёжа на спине.
    11. Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса. И.П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают брассом. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые.
    12. То же упражнение из И.П. лёжа на спине
    13. Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса, увеличение экскурсии грудной клетки. И.П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают кролем. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. Пробовать сочетать движения с дыханием.
    14. То же упражнение выполняется из И.П. лёжа на спине.
    15. Цель упражнения – укрепление мышц брюшного пресса и ног. И.П. – вис на выпрямленных руках спиной к бортику. Выполняется подтягивание коленей к животу или "велосипед"; работа ног кролем или брассом.

Помимо основных занятий физкультурой и плаванием, которые посещают все дети, мы ввели в практику дополнительные занятия корригирующей гимнастикой и плаванием для детей, имеющих нарушения осанки. Занятия проводятся подгруппами по 4-8 человек. Два раза в неделю по 35-40 мин. Одно занятие проходит в зале, другое занятие – в бассейне.

Подбор корригирующих упражнений, их содержание и направленность, а также формирование подгрупп определяются характером нарушения осанки. Форма спины является определяющим фактором.

Эти занятия обязательно должны подкрепляться выполнением комплекса специальных упражнений в домашних условиях. Поэтому ежемесячно для родителей проводятся консультации о правильном выполнении упражнений и подбор комплекса упражнений для домашних занятий.

Внедрение корригирующей гимнастики и плавания в детском саду очень удобны для ребёнка и для родителей. Одной из причин внедрения таких занятий является занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, удалённость их от места проживания детей.

Плавание является дополнительным фактором, позволяющим разгрузить позвоночник, нормализовать функцию мышц и, тем самым, облегчить коррекцию позвоночника. Коррекционное плавание предусматривает скольжение в горизонтальном положении, погружения в воду, физические упражнения и подвижные игры в бассейне как с опорой, так и без.

Задачи коррекционного плавания:

    • Разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
    • возможное исправление деформации;
    • воспитание правильной осанки;
    • улучшение координации движений;
    • увеличение силы и тонуса мышц;
    • улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
    • коррекция плоскостопия;
    • закаливание;
    • эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Конспект занятия коррекционным плаванием для детей с нарушениями осанки
(крыловидные лопатки, вялая осанка, ассиметричная осанка).

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Задачи:

    1. Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней.
    2. Профилактика и коррекция нарушений осанки: укрепление мышечного корсета, самовытяжение позвоночника.
    3. Обучение элементам техники плавания способом брасс на груди.

Ход занятия:

На суше

  1. И.П. – основная стойка. 1- руки в стороны; 2- "стрелочка", встать на носки, руки вверх ладонь на ладонь; 3- руки в стороны; 4- и.п. Количество повторений 4-6 раз. Цель упражнения – самовытяжение позвоночника, сохранение равновесия.
  2. И.П. – основная стойка. Гребок руками в стиле брасс на четыре счёта. Количество повторов – 4-6 раз.
  3. И.П. – основная стойка. 1- правую руку в сторону, наклон головы вправо; 2- и.п.; 3- левую руку в сторону, наклон головы влево; 4- и.п.; 5- руки вперёд; 6- наклон головы вперёд; 7- голову прямо; 8- руки вниз. Количество повторов – 3-4 раза. При наклоне в сторону голову кладут на плечо, при наклоне вперёд подбородком тянуться к груди. Цель упражнения: растягивание мышц шеи, вытяжение позвоночника.
  4. И.П. – сидя, ноги вперёд, упор руками сзади. Выполнять движения стопами – сгибания, разгибания, круговые вращения. Выполнять можно одновременно или попеременно. Цель упражнения: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.
  5. И.П. – то же. 1- согнуть ноги в коленях; 2- приподнять и выпрямить ноги в стороны; 3- прямые ноги вместе; 4- опустить ноги. Повторить 4-6 раз. При сгибании ног в коленях, колени развести в стороны. Цель упражнения: укрепление мышц брюшного пресса и передней поверхности бедра.
  6. И.П. – то же. "Складочка". Наклон вперёд, руками тянуться к носкам, колени не сгибать. Повторить 2-3 раза. Цель упражнения: растягивание мышц спины и задней поверхности ног.
  7. И.П. – лёжа на животе. 1- поднять прямые руки и ноги, прогнуться; 2- развести руки и ноги в стороны; 3- свести; 4- и.п. Цель упражнения: укрепление мышечного корсета.
  8. Вход в воду скольжением. Построиться у бортика, принять положение правильной осанки.

  • Ходьба, высоко поднимая колени, руки на поясе, спина прямая, смотреть вперёд. По ширине бассейна (5 м) повторить 1-2 раза.
  • Бег, помогая руками. Или игровое задание "Догони". Повторить 2-3 раза по ширине бассейна. Сильнее отталкиваться руками от воды, сохранять равновесие. Цель упражнения: укрепление мышц рук и верхнего плечевого пояса, мышц приводящих лопатку.
  • "Кораблики" – ходьба в полуприседе с удлинённым выдохом в воду (пускать пузыри). Выполнить по ширине бассейна 1 раз. Цель упражнения: совершенствование возможностей дыхательной системы, восстановление после бега.
  • И.П. – стоя, спиной к поручню, руки в стороны, кисти на поручне, держаться. 1- шаг вперёд, прогнуться, кисти скользят по поручню на встречу друг другу, лопатки соединить; 2- и.п. Повторить 6-8 раз. Цель упражнения: укрепление мышц удерживающих лопатки сведённые вместе.
  • "Лягушка"- прыжки с погружением под воду. Повторить 1-2 раза по ширине бассейна.
  • "Дельфины" – прыжки с падением на воду. Повторить 2-3 раза по ширине бассейна
  • И.П. – стоя на дне, руки в стороны ладони ребром. 1-2- руки вперёд равномерно преодолевая сопротивление воды; 3-4- назад. Выполнять с полной амплитудой 6-8 раз, плечи в воде, стоять на одном месте. Темп средний. Цель упражнения: развитие подвижности и укрепление мышц плечевого пояса и грудной клетки.
  • "Стрела" на груди. Выполнить по ширине бассейна 1-2 раза. Удлинённая фаза скольжения. Цель упражнения: самовытяжение, разгрузка позвоночника.
  • И.П. – стоя на дне, ноги шире плеч, руки в стороны, плечи в воде. 1- ладони вверх, руки вверх – хлопок; 2- руки вниз, ладони вниз. Выполнять с полной амплитудой 6-8 раз. Цель упражнения: развитие подвижности и укрепление мышц плечевого пояса и грудной клетки.
  • "Стрела" на спине по ширине бассейна 1-2 раза. Удлинённая фаза скольжения. Цель упражнения: самовытяжение, разгрузка позвоночника.
  • Скольжение на груди, работа руками способом брасс. Выполнить 3-4 раза по ширине бассейна. Цель упражнения: укрепление грудных мышц, мышц спины и плечевого пояса.
  • И.П.- лёжа на груди, руками держась за поручень. Работа ног способом брасс. Можно использовать нарукавники.
  • Скольжение на груди. Работа ногами способом брасс. Повторить 3-4 раза по ширине бассейна. Подтягивание и разведение ног выполнять медленно, а разгибание и сведение – быстро. Цель упражнения: укрепление мышц стопы, голени, приводящих мышц бедра.
  • "Буксир" на груди с выдохом в воду. Повторить по 2 раза по ширине бассейна. На дох поднять голову, на выдох опустить в воду и пускать пузыри как можно дольше. Цель упражнения: развитие дыхательной мускулатуры.
  • И.П. – вис на прямых руках на бортике (спиной к бортику). 1- колени согнуть; 2- поднять прямые ноги; 3 – колени согнуть; 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Цель упражнения: самовытяжение позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, ног.
  • И.П.- доска прижата к груди. Скольжение на спине с работой ног способом брасс. Грудью и животом стараться касаться доски. Повторить 2-3 раза по ширине бассейна. Цель упражнения; укрепление мышц стопы, голени, приводящих мышц бедра.
  • Подвижная игра. "Кто больше соберёт предметов со дна". Повторить 2-3 раза.
  • Игровое задание "Морская звёздочка". Сделать "Звезду" и выполнять движения руками и ногами одновременно в стороны - вместе. Упражнение выполнять до касания ногами дна. На груди - 1 раз. На спине – 1 раз.
  • "Насос" по 8-10 раз. Цель упражнения: развитие дыхательной мускулатуры.
  • Плыть к выходу по диагонали (10м) способом брасс на груди в спокойном темпе.
  • Выход из воды.
  • Гигиенические процедуры, ходьба по массажным коврикам, упражнения с массажёрами.
  • Мария Дудникова
    Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения осанки

    Занятия проводятся с группой детей 6-7 лет (по 6-8 человек в группе) 3 раза в неделю по 20 мин по рекомендации врача-терапевта (имеющие отклонения в состоянии опрно-двигательного аппарата). На занятиях по индивидуальной оздоровительной работе с детьми очень важным является не только определение вида и степени нарушения осанки у детей, но и учет их возраста, индивидуальных особенностей, общего физического развития и подготовленности. На основании этого можно выделить следующие задачи, способствующие профилактики и коррекции дефектов осанки:

    1. Формирование мотивации. Обеспечить положительную мотивации в достижении правильной осанки, то есть воспитывать сознательное, осмысленное отношение детей к предстоящему формированию и закреплению навыка правильной осанки.

    2. Воспитание навыка правильной осанки. Сформировать, закрепить и довести до автоматизма способность длительно удерживать тело в правильном положении. Содействовать развитию силовой и статистической выносливости.

    3. Формирование мышечного корсета. Способствовать развитию и укреплению основных мышечных групп: спины, плечевого пояса, брюшного пресса, а также укреплению мышц развивающих грудную клетку.

    4. Совершенствование и закрепление навыков осанки. Содействовать закреплению навыков осанки в различных условиях деятельности, при выполнении упражнений общеразвивающего характера, упражнений прикладного характера (ходьба, бег, лазание, прыжки, висы и упоры, упражнений ритмической гимнастики, аэробики, фитбол-гимнастики и подвижных игр.

    5. Профилактика и коррекция нарушений осанки. Решение этой задачи осуществляется в зависимости от вида нарушения осанки при помощи специальных корригирующих упражнений лечебной физической культуры и комплексов упражнений специальной направленности.

    Примерный комплекс упражнений на создание представления о правильной осанке и ее формирование для группы детей 6-7 лет.

    1. Показать детям правильное положение тела в стойке. Объяснить, как держать отдельные части тела, попросить принять это положение, особенно обращая внимание на положение головы, так как опущенная голова приводит к сгибанию спины и сутулой осанке.

    2. Стать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела. Отойти от стены, сохраняя принятое положение.

    3. Принять то же и. п., запомнить его, сделать шаг вперед и выполнить повороты головой, туловищем. Снова принять и. п. и сделать шаг нгазад - проверить правильное положение тела.

    4. И. П. - стоя у стены в положении правильной осанки, немого прогнуть спину, не отрывая головы и таза от стены, возвратиться в и. п.

    5. И. П. - то же. Поднимать и опускать ноги, выставлять вперед, в сторрону на носок, не отрывая головы, спины и таза от стены.

    6. И. П. - то же. Выполнять различные движения руками, предплечьями (поднимание, опускание, приведение, отведение, не отрывая головы, плеч, таза и ног от стены.

    7. И. П. - то же. Наклоны туловища вперед, в стороны с последующим касанием головой и плечами гимнастической стенки.

    8. И. П. - то же. Полуприседания и приседания, скользя вдоль стены.

    9. Принять правильное положение осанки с последующим контролем за ней:

    - в парах, спиной к друг другу;

    - с гимнастической палкой за спиной, поставленной вертикально (вдоль позвоночника) и горизонтально (палка за плечами);

    - то же с обручем (обруч сзади вертикально)

    -то же в положении лежа на спине. на животе.

    -то же в положении сидя.

    10. выполнение упражнений с гимнастической палкой. обручем,в положении лежа на полу. с грузом на голове и в положении сидя.

    11. упражнения в висе на гимнастической стенке,стараясь касаться стены всеми частями тела.

    Главными условиями формирования правильной осанки при выполнении общеразвивающих упражнений является контроль преподавателя за сохранением осанки и самоконтроль занимающихся.

    Контрольные упражнения для проверки навыка осанки.

    Сохраняя правильное положения тела и удерживая груз на голове (мешочек с песком) пройти по качющися доске,по подвижной опоре,влезть на стул. слезть со стула. Упражнения считаются не выполнеными если предмет упадет с головы.

    Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.

    Консультация для родителей Тема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми, имеющими нарушения ОДА Консультация для родителейТема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

    Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи Для того чтобы вести разговор о коррекционно-речевом направлении работы нам необходимо разобрать основные понятия этой темы. За последние.

    Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение) Основные направления коррекционной работы воспитателя • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого.

    Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения в развитии Видео Комплексная психолого-медико-педагогическая помощь в сопровождении дошкольников с нарушениями в развитии. В этом ролике вы увидите работу.

    Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут.

    Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи Проблема заикания в настоящее время стоит очень остро. В системе образования недостаточно групп, работа которых была бы полностью направлена.

    Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование и развитие процессов высшей психической.


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konsultatsiya_korrektsionnaya_rabota.docx 21.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не только основой красивой и стройной фигуры, но и залогом физического здоровья и, зачастую, социального и психологического благополучия. Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. В настоящее время 70% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата.

    На начальном этапе изменений в костно-мышечной системе многие родители, педагоги, и нередко, медики недооценивают. Однако, на фоне этого, как многим кажется, "безобидного дефекта" развиваются такие серьёзные заболевания как сколиоз, остеохондроз, вегето-сосудистая дистония. Возникают различные расстройства деятельности и затем заболевания внутренних органов, которые с трудом поддаются лечению и способны "отравить" всю дальнейшую жизнь. В целях профилактики нарушений осанки, плоскостопия — важно, чтобы эта проблема в равной мере волновала и родителей, воспитателей и медиков. Всем известна истина "Лечить всегда сложнее, чем предупреждать заболевания ".

    Дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста. Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Возникает необходимость в разработке системы, направленной на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Создать интегрированную систему деятельности, ориентированную на профилактику и коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей.

    Очевидно, что использование оздоровительной гимнастики, направленной на формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у детей в условиях детского сада, является актуальной. Наряду с тем, что сейчас создано много поликлиник, оздоровительных центров, у родителей не всегда находится время для прохождения процедур с ребенком. Для них удобнее, когда оздоровительная работа с детьми ведется непосредственно в детском саду.

    Основными задачами общеукрепляющего воздействия является:

    • Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка.
    • Усиление мышечного корсета и позвоночника и нижних конечностей.
    • Улучшение функции дыхания, сердечнососудистой системы.
    • Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы.
    • Увеличение силовой выносливости мышц.
    • Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.

    Двигательный режим является важнейшим оздоровительным и профилактическим средством. Включает обязательные мероприятия, такие как:

    • Утренняя гимнастика
    • Ритмическая гимнастика
    • Лечебная гимнастика
    • Оздоровительный бег
    • Закаливание
    • Массаж и самомассаж
    • Туризм
    • Прогулка
    • Спортивные упражнения
    • Игровые упражнения

    Общие методические требования к двигательной деятельности:

    На каждом занятии создавать положительный эмоциональный фон, чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение. Совместная двигательная деятельность состоит из трех частей. Вначале дается различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия. Далее несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения. В основную часть входят упражнения из положения: лежа на спине, на боку и на животе. Дозировка упражнений зависит от самочувствия детей, от медицинских показаний и от половой принадлежности в среднем 8-12 раз. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление (релаксация).
    После дневного сна проводить с детьми оздоровительную гимнастику, направленные на укрепление мышечного корсета. Основная цель гимнастики — поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки. Начинается гимнастика с самомассажа, упражнений в постели, затем следуют упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Также даются упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и формирование нормального свода стопы, комплексы, направленные на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации, оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам, всё заканчивается игрой.

    Работа с родителями, и педагогами.

    Практические советы для родителей

    Лечебной гимнастики в домашних условиях с детьми:

    1.При исходном положении — ноги врозь, носки повернуты внутрь — выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край. Несколько минут походить на носках. Столько же походить на пятках. Немного походить с поджатыми пальцами ног. Походить с поднятыми пальцами ног

    3.С детства приучайте вашего ребенка читать, писать и рисовать, поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной гимнастикой: во время сидячих игр и занятий пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучу воображаемый песок.

    Помимо физических упражнений необходимы ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37 градусов) в течение 1-1,5минут.

    Водные профилактические процедуры

    Поглаживание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени - по направлению от стопы к коленному суставу.

    Массаж можно проводить и при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы. Время выполнения – 2 - 4 минуты.

    И.п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому.

    Выполнение. Возьмите левой рукой левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).

    Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений для стоп предотвращает возникновение плоскостопия.

    Д ля того, чтобы при ходьбе стопа принимала физиологическую форму и не деформировалась, необходимо правильно подобрать обувь. Основная задача детских ботиночек — защищать ногу от ударов, придавать устойчивость и не препятствовать естественному развитию мышц стопы. Обувь должна быть легкой, изготовленной из натуральных материалов, с жестким задником и небольшим каблуком. Обязательной деталью любой детской обуви (и уличной, и домашней) должен быть супинатор. Этот маленький бугорок у внутреннего края подошвы поднимает продольный свод стопы и обеспечивает физиологически правильную фиксацию ножки. А вот ортопедическая коррекция и профилактика плоскостопия при помощи специальных ортопедических стелек детям дошкольного возраста (до 6—7 лет) не рекомендуется. От длительного ношения таких стелек у малышей может наступить атрофия связок стопы.

    Отдавая ребенка в спортивную секцию, позаботьтесь о том, чтобы комплекс занятий соответствовал возрасту, весу и росту малыша. Для этого поговорите с педиатром и врачом по лечебной гимнастике (ЛФК). Постоянные перегрузки могут стать причиной серьезных проблем. Если у ребенка плоскостопие ему до выздоровления не стоит заниматься ритмической гимнастикой, бегом и прыжками. При плоскостопии малышу трудно смягчить удары при приземлении на пол, они приходятся на стопу и отдаются в позвоночнике. Это может привести к серьезным травмам скелета. Из всех видов спорта для профилактики и лечения плоскостопия лучше всего подходит плавание, когда мышцы стопы работают особенно эффективно.

    Поэтому, необходимо, чтобы дети с раннего возраста соблюдали режим дня, занимались в достаточном объёме физической культурой, закаливанием, использовали мебель по своему росту, правильно питались. Heт лекарственных препаратов для лечения нарушения осанки, плоскостопия, только физическая культура во всех её формах способна укрепить мышечную систему, создать хорошо развитый мышечный корсет, а, следовательно, сохранить или воспитать правильную осанку и здоровье на долгие годы.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.