Конспект урока по биологии 8 класс нарушение осанки и плоскостопие их

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Конспект урока

Предмет: биология

Учитель: Булышева Л.В.

г. Сыктывкар, 2015

Тема: Нарушение осанки и плоскостопие.

Цель: разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.

Образовательные:

- Рассмотреть основные критерии правильной осанки тела.

-Рассмотреть методику определения искривлений позвоночника и плоскостопия.

-Разъяснить учащимся отрицательные последствия плоскостопия и нарушения осанки.

-Охарактеризовать методы профилактики искривлений позвоночника и плоскостопия.

-Развивать умения анализировать факторы окружающей среды, нарушающие здоровье человека.

-Развивать лаконичную правильную биологическую речь.

-Развивать умения делать выводы.

-Развивать повышенный интерес к биологии и медицине.

Воспитательные:

-Показать актуальность данной проблемы.

-Сформировать в сознаниях учащихся отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье человека.

-Пропагандировать среди учащихся здоровый образ жизни.

Предметные результаты

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.

Применяемые технологии: информационные технологии, технологии здоровьесбережения.

Основные методы: словесный, наглядный, исследовательский.

Оборудование:

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

I .Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу.

Приветствуют учителя, положительно настраиваются на учебную деятельность

II . Актуализация знаний обучающихся.

Ведёт фронтальную беседу с учащимися.

1.Назовите и покажите на модели элементы скелета, обозначенные на рисунке вопросительными знаками.

2.Охарактеризуйте представленные типы соединения костей.

3.Перед вами нормальная кость, прокаленная кость и декальцинированная кость. Какие выводы можно сделать о химическом составе костей и о значении веществ образующих кости?

Отвечают на вопросы учителя

III .Мотивация и целеполагание

Подводит учащихся к формулировке темы урока, задавая вопрос: как вы думаете, чему сегодня посвящен урок?

Корректирует предположения учеников, уточняет тему урока.

Высказывают свои мысли. Слушают и просматривают рисунок.

Высказывают свои предположения, самостоятельно формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетрадь.

IV .Изучение нового материала

Знакомит учащихся с понятием осанка, с наиболее распространёнными нарушениями осанки (сутулость, сколиоз), используя электронное приложение к учебнику

Выберите и подчеркните только правильные, на ваш взгляд, утверждения:

Голова и туловище держится (наклонно, прямо, откинувшись назад);

(Голова, рука, шея) слегка приподнята;

Несколько отведены назад (плечи, ноги, руки);

Грудная клетка (вогнута, развернута, выпукла);

Плечи находятся на (разном, одном) уровне;

Живот (подобран, опущен, расслаблен);

В поясничной части имеется (небольшой, средний, большой) изгиб вперед

Причины нарушения правильной осанки тела

В. Каковы последствия нарушения осанки тела?

В. Какие меры необходимо применять для предупреждения нарушений осанки?

В. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Знакомит с плоскостопием, организует практическую работу по определению данного нарушения (учащиеся заранее сделали отпечатки своих стоп дома)

"Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. "

Слушают учителя, рассматривают слайды, рисунки в учебнике, обсуждают понятие осанка, выясняют, какой должна быть правильная осанка, причины нарушений осанки.

Разделы: Биология

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: ролевая игра с элементами проектной деятельности.

Цели:

  1. разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.
  2. познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.
  3. развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность учащихся.

Подготовительная работа:

Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех.

II. Формируется экспертная группа и организуется ее работа. Данная группа делится на теоретиков, исследователей и практиков.

Группа теоретиков готовит информацию по следующим вопросам:

  1. Осанка.
  2. Нарушение осанки (сутулость, сколиоз, кифоз, лордоз).
  3. Причины нарушения осанки.
  4. Предупреждение нарушений.
  5. Плоскостопие. Предупреждение плоскостопия.

Группа исследователей проводит исследования нарушений осанки в школе согласно данным мед. кабинета за год и вычерчивает графики.

Группа практиков готовит инструктивные карты по методикам выявления нарушений осанки и определения плоскостопия.

Ход урока

1. Организационный момент: сообщается тема и цели урока.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья. По внешнему виду человека, его походки, положении головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушения опорно-двигательного аппарата. Разобраться во всех вопросах поможет экспертная группа.

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. К нарушения осанки приводят: неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки – неправильная посадка за партой. Это приводит к сколиозу – боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди (обратите внимание на таблицу). У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость. Нарушение осанки являются лордоз и кифоз. Лордоз проявляется деформацией позвоночника в поясничном отделе, возникает из-за перерастяжения мышечно-связочного аппарата. В результате тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице. Лордозу сопутствует опущение внутренних органов, нарушается их работа. Кифоз – развивается виде круглой спины или в грудном отделе позвоночника и называется горбом. Причиной служит поражение позвонков туберкулезным процессом.

Эксперт – исследователь: В списке болезней школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: по статистике каждый 3-й ученик имеет нарушения осанки. Согласно данным мед. кабинета в нашей школе 12% учащихся имеют нарушения осанки. В основном преобладает начальная стадия сколиоза у учащихся среднего звена. Все данные мы можем проследить с вами по представленным графикам.

Эксперт – практик: За осанкой необходимо следить все жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается. Начиная с 11-12 лет надо особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. Повреждению межпозвоночных дисков и смещению позвонков способствуют неправильно выполняемые человеком движения, связанные, прежде всего с подъемом и переноской тяжестей, неудобные позы при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.

Правильность осанки можно определить с помощью инструктивной карты.

  1. Измерить расстояние между правым и левым плечом со стороны груди (А); со стороны спины (Б).
  2. Полученный первый результат разделить на второй. Если получается число, близкое к 1 или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше 1 говорит о нарушении осанки.
  3. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Рекомендации:

  1. Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
  2. Важно избегать неудобных поз.
  3. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
  4. Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
  5. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  6. Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.
  7. При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
  8. Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
  9. Не следует носить груз в одной руке.
  10. В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.

Эксперт – теоретик: Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощение ее сводов. Различают: поперечное и продольное плоскостопие. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (обратите внимание на таблицу). При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.

Эксперт – исследователь: Данные школьного мед. Кабинета свидетельствуют, что у 9% учащихся школы наблюдается плоскостопие. В основном характерно для учащихся 8-9 классов. Большая часть плоскостопия наблюдается у мальчиков.

Эксперт – практик: Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной картой.

  1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.
  2. Встать на него мокрой ногой.
  3. Контуры следа обвести простым карандашом.
  4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Рекомендация: При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
3. Закрепление изученного: Повторение терминов: осанка, сколиоз, плоскостопие.

4. Домашнее задание: §15, выполнить лабораторную работу по определению осанки и плоскостопия согласно полученным инструктивным картам.

Урок-исследование по теме:

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Предмет: Биология

Тип урока: урок-исследование

Цель: создать условия учащимся для эффективного усвоения знаний об осанке, предупреждении плоскостопия.

Задачи урока:

дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;

разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Личностные: овладение основными навыками нахождения и использования информации; формирование культуры здорового образа жизни; учиться самостоятельно выбирать привычки, обеспечивающие сохранение здоровья

Познавательные: На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения осанки и развития плоскостопия; умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы;

Регулятивные: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; осознанно использовать речевые средства для представления результата.

1. Организационный момент (2-3 минуты). Приветствие учителя, проверка посещаемости.

2. Актуализация знаний (7 минут):

Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошедших занятиях. (Ответ учащихся: опорно-двигательную систему, скелет, мышцы)

Учитель: Какую функцию выполняет опорно-двигательная система в организме человека? (Ответ: защитную, двигательную, опорную)

Учитель: Вы правы, молодцы. А могут ли возникать проблемы с функционированием этой системы? Если да, то какие по вашему мнению? (Ответы: переломы, растяжения)

Учитель: И это верно, но иногда нарушения в строении и функционировании ОДС могут возникать не только из-за столь радикальных причин, а из-за нарушений осанки или плоскостопия.

Учитель: Итак, цели и задачи сформулированы, чтобы их решить необходимо работа в группах (опережающее задание: разбиться на группы и подготовить необходимый материал): 1 - информаторы (сбор информации по теме осанка, плоскостопие), 2- исследователи (изучить методику исследования нарушения осанки и выявления плоскостопия), 3 – испытуемые (подготовить отпечатки стоп и другое оборудование), 4 – аналитики (подготовить информацию о профилактики нарушений позвоночника и плоскостопия).

3. Работа в группах. (10 минут)

Группа №3 выступает в роли испытуемых, при этом готовят справку о выявленных или отсутствующих нарушениях вместе с группой №2.

Группа №4 выполняет задание: Проанализировать собранную информацию о нарушениях осанки и возникновении плоскостопия. Используя выданные иллюстрации, составить коллаж о методах профилактики этих нарушений.

Деятельность учителя: наблюдает, координирует и корректирует деятельность учащихся.

4. Выступление групп. (12-15 минут)

Группа №2 и №3 докладывают о получившихся результатах исследования.

Группа №4 рассказывает о видах нарушений осанки и причинах плоскостопия, защищают получившийся коллаж о профилактики этих заболеваний.

Деятельность учителя: направляет учащихся, помогает обобщить полученные знания и результаты, если у них возникают проблемы.

5. Рефлексия (5 минут).

Устная работа с рисунками из раздаточного материала.

Учитель: Ознакомьтесь с рисунком №1, на нем изображены разные виды нарушений осанки, назовите их, есть ли среди предложенных изображение с нормальной осанкой?

Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.

Учитель: Обратите внимание на рисунок №2, какое изображение правильно характеризует положение ребенка за письменным столом?

Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.

Учитель: Посмотрите на рисунок №3, что вы можете сказать о мерах профилактики нарушений осанки и возникновения плоскостопия?

Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.

6. Домашнее задание

§ 15 читать, устно ответить на вопросы после параграфа

Отчетный лист к лабораторной работе:

Осанка и плоскостопие.

Цель: научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, линейка, отпечаток стопы.

1. Измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины Первый результат поделите на второй. Получившиеся результаты внесите в таблицу, сделайте вывод о наличии или отсутствии нарушений.

Расстояние между точками плеча, см.

со стороны груди (А)

со стороны спины (Б)

2. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак.

3. Выявление плоскостопия: используйте отпечаток стопы. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Учитель: Шакирова Гюльнара Ринафовна

Урок биологии в 8 классе

Технология: исследовательская деятельность на уроке

Цель: разъяснить отрицательные последствия нарушенной осанки и плоскостопия

научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопия;

раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения;

воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование: Раздаточный материал (Приложение №1); презентация; сантиметровая лента; проектор, компьютер, линейки, индивидуальный отпечаток стопы (домашнее задание предыдущего урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка готовности к уроку

Проверка знаний

1.Какая мышца плеча является сгибателем?

2. Мышцы, выполняющие одно и то же движение…

3. Мышцы выполняющие противоположные действия…

4. Работа мышц, связанная с сохранением позы (непродолжительно)

5. Работа мышц, связанная с движением…

1. двуглавая

2. синергисты

3. антагонисты

4. статическая

5.динамическая

Актуализация(Слайд1)

Самоопределение деятельности (тема урока, цели урока) Слайд 2, 3

- Определите тему урока.

- Для чего вам это нужно? (запись целей урока на доске)

Записывают тему урока в тетрадь

Учащиеся ставят цели урока

Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со старой школьной подругой М., которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркоющей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком.

- Что такое осанка?

Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.

По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?

Что значит правильная осанка?

Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?

- Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

- Какие проблемы могут быть при данном искривлении?

Дополнительная информация учителем.

- А как вы считаете, есть ли проблемы с осанкой у вас?

Сегодня мы проведем исследование

Формулируют определение, выбирая из предложенных примеров

Запись определения в тетрадь.

Выбирают из предложенных ответов

При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.

Выбирают из предложенных ответов

Работа с раздаточным материалом. Определяют вид искривления (Сколиоз)

- предложите гипотезу, что мы должны получить в результате исследования

Выявить, есть ли нарушение осанки в нашем классе?

Проведение практических работ

Работа в группах

Работаем по алгоритму, который у вас на распечатанных листах (Приложение)

- Правильно ли сидит мальчик?

- Что нужно делать, чтобы исправить осанку?

- Где можно найти комплекс упражнений?

Вот некоторые примеры.

А теперь что мы будем исследовать?

Алгоритм стр 61 учебник

- Что необходимо предпринять для профилактики или исправления плоскостопия?

Упражнения на стр. 61, рис. 34

- какой вывод напрашивается?

Проводят измерения и рассчитывают по формуле. Делаем вывод о нарушениикифотического характера (сутулости)

Считаем соотношение

В специальных справочниках, в интернете

Каждый проверяет свой отпечаток следа. Сверяет полученные результаты со слайдом и определяет степень плоскостопия (если есть)

Определяем соотношение нормы и плоскостопия

- Дома вам предстоит продолжить исследования.

Практическая работа с.59

Практическая работа с.62

(Проверить себя и своих близких, предположить причину нарушения осанки)

Составить правила посадки за компьютером.

Быть здоровым, значит …

Красивая осанка - это …

Каковы причины и последствия неправильной осанки?

Дефекты осанки чаще всего возникают у детей (школьников), т.е. в тот период жизни человека, когда в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани, а также происходит самый интенсивный рост и развитие мышц. Если школьник, сидя за партой, постоянно сутулится, или горбится, принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого, постоянно носит в одной руке тяжести, например портфель, у него неизбежно возникнут дефекты осанки.

Для неправильной осанки характерны следующие признаки: выдвинутая за продольную ось тела голова (опущенная или запрокинутая голова); сведенные вперед, напряженно поднятые плечи или асимметричное положение плеч; выпяченный живот, излишне увеличенный поясничный изгиб, отставленный назад таз; круглая спина и запавшая грудная клетка (рис. 4б).

Затрудняет работу легких, сердца, ЖКТ, уменьшает ЖЕЛ, уменьшает обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость.

Типы неправильной осанки

Кифотическая (искривление позвоночника назад)

Лордотическая (искривление позвоночника вперед)

Сколиоз (искривление позвоночника в боковую сторону)

2. Определение сутулости и круглой спины

Обсуждение результатов и выводы

В области плечевых суставов на плечах найти наиболее удаленные друг от друга точки

Расстояние между найденными точками со стороны груди надо разделить на расстояние между ними со стороны спины

Расстояние между точками со стороны груди Ргр.=

Ргр.: Рсп. ≥1. Осанка нормальная.

Расстояние между теми же точками со стороны спиныРсп.=

Ргр. : Рсп.


Учитель: Шакирова Гюльнара Ринафовна

Урок биологии в 8 классе

Технология: исследовательская деятельность на уроке

Цель: разъяснить отрицательные последствия нарушенной осанки и плоскостопия

научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопия;

раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения;

воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование: Раздаточный материал (Приложение №1); презентация; сантиметровая лента; проектор, компьютер, линейки, индивидуальный отпечаток стопы (домашнее задание предыдущего урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка готовности к уроку

Проверка знаний

1.Какая мышца плеча является сгибателем?

2. Мышцы, выполняющие одно и то же движение…

3. Мышцы выполняющие противоположные действия…

4. Работа мышц, связанная с сохранением позы (непродолжительно)

5. Работа мышц, связанная с движением…

1. двуглавая

2. синергисты

3. антагонисты

4. статическая

5.динамическая

Актуализация(Слайд1)

Самоопределение деятельности (тема урока, цели урока) Слайд 2, 3

- Определите тему урока.

- Для чего вам это нужно? (запись целей урока на доске)

Записывают тему урока в тетрадь

Учащиеся ставят цели урока

Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со старой школьной подругой М., которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркоющей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком.

- Что такое осанка?

Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.

По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?

Что значит правильная осанка?

Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?

- Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

- Какие проблемы могут быть при данном искривлении?

Дополнительная информация учителем.

- А как вы считаете, есть ли проблемы с осанкой у вас?

Сегодня мы проведем исследование

Формулируют определение, выбирая из предложенных примеров

Запись определения в тетрадь.

Выбирают из предложенных ответов

При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.

Выбирают из предложенных ответов

Работа с раздаточным материалом. Определяют вид искривления (Сколиоз)

- предложите гипотезу, что мы должны получить в результате исследования

Выявить, есть ли нарушение осанки в нашем классе?

Проведение практических работ

Работа в группах

Работаем по алгоритму, который у вас на распечатанных листах (Приложение)

- Правильно ли сидит мальчик?

- Что нужно делать, чтобы исправить осанку?

- Где можно найти комплекс упражнений?

Вот некоторые примеры.

А теперь что мы будем исследовать?

Алгоритм стр 61 учебник

- Что необходимо предпринять для профилактики или исправления плоскостопия?

Упражнения на стр. 61, рис. 34

- какой вывод напрашивается?

Проводят измерения и рассчитывают по формуле. Делаем вывод о нарушениикифотического характера (сутулости)

Считаем соотношение

В специальных справочниках, в интернете

Каждый проверяет свой отпечаток следа. Сверяет полученные результаты со слайдом и определяет степень плоскостопия (если есть)

Определяем соотношение нормы и плоскостопия

- Дома вам предстоит продолжить исследования.

Практическая работа с.59

Практическая работа с.62

(Проверить себя и своих близких, предположить причину нарушения осанки)

Составить правила посадки за компьютером.

Быть здоровым, значит …

Красивая осанка - это …

Каковы причины и последствия неправильной осанки?

Дефекты осанки чаще всего возникают у детей (школьников), т.е. в тот период жизни человека, когда в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани, а также происходит самый интенсивный рост и развитие мышц. Если школьник, сидя за партой, постоянно сутулится, или горбится, принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого, постоянно носит в одной руке тяжести, например портфель, у него неизбежно возникнут дефекты осанки.

Для неправильной осанки характерны следующие признаки: выдвинутая за продольную ось тела голова (опущенная или запрокинутая голова); сведенные вперед, напряженно поднятые плечи или асимметричное положение плеч; выпяченный живот, излишне увеличенный поясничный изгиб, отставленный назад таз; круглая спина и запавшая грудная клетка (рис. 4б).

Затрудняет работу легких, сердца, ЖКТ, уменьшает ЖЕЛ, уменьшает обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость.

Типы неправильной осанки

Кифотическая (искривление позвоночника назад)

Лордотическая (искривление позвоночника вперед)

Сколиоз (искривление позвоночника в боковую сторону)

2. Определение сутулости и круглой спины

Обсуждение результатов и выводы

В области плечевых суставов на плечах найти наиболее удаленные друг от друга точки

Расстояние между найденными точками со стороны груди надо разделить на расстояние между ними со стороны спины

Расстояние между точками со стороны груди Ргр.=

Ргр.: Рсп. ≥1. Осанка нормальная.

Расстояние между теми же точками со стороны спиныРсп.=

Ргр. : Рсп.



Проблема урока: Как предупредить нарушение осанки и развитие плоскостопия?.

Цель урока: Знать основные признаки нарушения осанки и развития плоскостопия.Уметь определять нарушения осанки и плоскостопие.

Критерии успеха:

Я знаю признаки нарушения осанки и развития плоскостопия.

Я понимаю значение правильной осанки для человека и правильное развитие стопы.

Я могу определить, есть ли у меня нарушение осанки и плоскостопие.

Ожидаемые результаты:

Все: изучат материал (каждый на своем уровне), определят проблему и цель урока,

Проблема урока: Как предупредить нарушение осанки и развитие плоскостопия?.

Цель урока: Знать основные признаки нарушения осанки и развития плоскостопия .Уметь определять нарушения осанки и плоскостопие.

Критерии успеха:

Я знаю признаки нарушения осанки и развития плоскостопия.

Я понимаю значение правильной осанки для человека и правильное развитие стопы.

Я могу определить, есть ли у меня нарушение осанки и плоскостопие .

Ожидаемые результаты:

Все: изучат материал (каждый на своем уровне), определят проблему и цель урока,

Этапы урока

действия учителя и ученика

Цель задания

Форма, метод, прием, стратегия

Форма оценивания

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Организм нам дается на всю жизнь. Очень важно помнить это и заботиться о нем.

Сегодня для начала я предлагаю каждому из вас взять одну карточку с вопросом и ответить на него.

Каждый ученик получает карточку, на которой записан вопрос .

Далее учитель просит встать тех, кому достался вопрос №1 и ответить на него, №2,№3,№4,№5,№6.

1Вопрос- Как по-другому называется подвижный тип соединения костей? (Сустав)

3 Вопрос – Назовите самую большую трубчатую кость скелета. ( бедренная)

2 Вопрос – Чем покрыта кость? (надкостница)

5 Вопрос- Какие химические вещества придают костям гибкость и эластичность? ( органические)

6 Вопрос – Сколько позвонков в позвоночнике? (33-34)

А затем надо занять места в группах, согласно ответам.

На столах: маркеры, бумага, карточки.

Роли в группах написаны на листочках с вопросами.

Правила работы в группах!

Создание коллаборативной среды, эммоционального настроя на работу

Целеполагание

Итак, тема урока : СЛАЙД 1

Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия.

Определите цель. СЛАЙД 2

Цель: знать способы профилактики и исправления нарушения осанки и плоскостопия.

Критерии успеха: СЛАЙД 3

Я знаю признаки нарушения осанки и развития плоскостопия.

Я понимаю значение правильной осанки для человека и правильное развитие стопы.

Я могу определить, есть ли у меня нарушение осанки и плоскостопие .

Развитие навыков критического мышления: анализ, синтез аргументация, выводы

Изучение нового материала

Презентация нового материала

По данным медицинского кабинета нашей школы нарушение ОДС встречается у 24 человек

( учащиеся с1 по 11 класс). Из них 13 человек-нарушение осанки и 11 человек-плоскостопие.

Что же такое правильная и неправильная ОСАНКА? Что такое ПЛОСКОСТОПИЕ? Каковы причины и признаки их нарушений? Ответы на эти вопросы вы будите искать сегодня в группах самостоятельно.

1,2,3 группам – нарушения осанки,

В голове – проблема, которая рассматривается в тексте

На косточках

- с одной стороны – признаки

подтверждающие наличие сформулированной проблемы.

- с другой стороны – причины возникновения этой проблемы.

На хвосте – Меры профилактики этой проблемы.


Выявлена проблема (1б)

Указаны 5причин (5б)

Указаны 5 признаков (5б)

Предложены 6 мер профилактики проблемы (6б)

Максимум 17 б

Через 15 минут по одному участнику с каждой группы идут со своим постером в противоположную и должны ознакомить эту группу со своим постером. Оценщики оценивают работу по критериям. Выставляют оценки.

Учитель: Есть несложный тест при помощи которого можно определить, есть ли у вас нарушение осанки.

Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит — нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь — осанка нормальная.

Сделайте выводы и запишите в тетради.

Учитель: Проанализируйте ситуацию по членам вашей группы и сделайте выводы.

А в заключение нашего урока я хочу, чтобы вы посмотрели на фото, которые мы сделали в ходе урока. Ваши осанки правильны?

Критерии оценивания схемы

Я знаю…, я могу…, я понимаю…..

Домашнее задание

Пользуясь методикой, освоенной на уроке, определите осанку у членов вашей семьи.

Приложение 1

Осанка и плоскостопие

I. Выявление нарушений осанки.

Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит — нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь — осанка нормальная.

II. Выявление плоскостопия

Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию — плоскостопия нет (рис. 39).


Приложение 2

Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении.

При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развёрнуты, живот подтянут, ноги прямые, походка лёгкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов. Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить её недостатки очень трудно. К сожалению в современном мире очень остро стоит проблема нарушения осанки школьников.

К нарушениям осанки приводят: неправильная посадка за партой; ношение тяжести в одной руке; малоподвижный образ жизни ; неверно подобранная мебель; сон на мягкой постели ;

Признаки нарушения осанки: асимметрия позвоночника, сутулость в сидячем положении; одно плечо выше другого; жалобы на боль в грудной клетке или спине; разная длина ног в позе лежа на животе;

Меры профилактики: сидеть надо с максимально выпрямленной спиной; мебель должна быть правильно подобрана (высота стола и стула); через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу; лежать (спать), надо только на жесткой постели ; не следует носить груз в одной руке; занятия плаванием, лечебной гимнастикой.

Сидеть во время работы за столом, партой также нужно правильно. Это сохранит здоровье, красоту тела, повысит работоспособность. Сидеть надо прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние от глаз до рабочего места – 30–35 см., между грудью и партой – ширина ладони. Ноги должны упираться в пол или подставку полной ступнёй. При сидении вы должны занимать весь стул или скамью, локти держать на столе. При движении и стоянии тело следует держать прямо, равномерно опираться на обе ноги.

Приложение 3

Плоскосто́пие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её свода.

Признаки плоскостопия: Быстрая утомляемость ног; трудности при выборе обуви, т.к. происходит увеличение стопы в размере, особенно по ширине и возникает необходимость приобретать обувь на размер больше; появление участков огрубевшей и утолщенной кожи доставляющих дискомфорт при ходьбе (натоптыши), возникают у основания большого пальца; быстро снашивается внутренняя сторона каблука и подошвы на обуви; изменение походки: тяжелая, неестественная походка.

Меры профилактики:

С предрасположенность к плоскостопию правильно выбирать место работы (работу не связанную с длительными нагрузками на ноги).

Правильно подобранная обувь, на толстой и мягкой подошве, каблук не более 4 см.

Ношение стелек-супинаторов при длительных нагрузках.

После работы рекомендуется принять теплые ванны для ног, с их последующим массажем.

Хождение босиком по неровной поверхности, по камешкам, по песку, ходьба на пятках, внутренней поверхности стоп, цыпочках, подвижные игры.

Правильно дозировать физическую нагрузку, избегать чрезмерных нагрузок.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.