Комплексная программа реабилитации для детей с нарушением осанки

Реабилитация при нарушении осанки и сколиозе – комплекс мероприятий, который позволяет восстановить привычное для человеческой анатомии постоянное положение тела, выправить позвоночник и избежать осложнений функционирования внутренних органов.

Это два родственных явления, однако, если нарушение осанки – это функциональные изменения положения тела, создающие биомеханические нарушения и мышечный дисбаланс (поддается коррекции и выравниванию), то сколиоз врачи рассматривают как прогрессирующее заболевание, ведущее к появлению торсии позвонков, межпозвоночных дисков и связок, структурным изменениям и общей деформации позвоночника, что устранить самостоятельно практически невозможно.

Сколиозная деформация тела (искривление позвоночника во фронтальной плоскости, деформация тазовых и грудных костей) опасна также тем, что ведет к постепенным деформациям и изменениям внутренних органов – желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и кровеносной системы человека. Заболевание не вылечивается медикаментозной терапией и очень сложно поддается профилактической реабилитации (иногда требуется даже хирургическое вмешательство и ортопедическая коррекция корсетами и гипсовыми формами).

Кроме того, сколиозы имеют сложную классификацию, могут быть:

  • Дискогенные (90% всех пациентов) – вызываются диспластикой и нарушениями обмена веществ в соединительных тканях, изменяют структуру позвонков и межпозвоночных дисков.
  • Статические (гравитационные) – развиваются при постоянных асимметричных нагрузках на позвоночник или являются следствием врожденной асимметрии тела и смещения центра тяжести;
  • Нейромышечные (паралитические) – возникают при асимметричном поражении (ДЦП, полиомиелит, миопатия) мышц тела, участвующих в формировании правильной осанки человека.

Кроме того, по морфологии различают структурный (изменение структуры позвонков) и функциональный (изменение структуры мышц, связок, суставов) сколиоз. По степени деформации (торсии) позвонков может иметь 4 степени (простое, S-образное, двухдуговое и реберно-горбовое искривление позвоночного столба). По месту локализации, сколиоз также бывает шейно-грудной, грудной, пояснично-грудной, поясничный, комбинированный (S-образный).

Если нарушение осанки корректируется лечебной физкультурой и простыми физиопроцедурами, то сколиозное искривление позвоночника часто требует серьезного консервативного и хирургического лечения, а также сложной и длительной программы реабилитационных мероприятий. При этом, оперативное вмешательство (фиксация позвоночника в максимальной коррекции) возможно в случаях прогрессирующих патологических изменений дуги, а медикаментозные методики способны только смягчить функциональные ее изменения, не решая основных проблем.

  • вытяжение позвоночника;
  • электрическая мышечная стимуляция токами подобранной частоты;
  • подбор ортопедического корсета;
  • иглорефлексотерапия;
  • климатотерапия (санаторий), закаливание, прогулки на свежем воздухе;
  • укрепляющая мышцы живота и спины лечебная гимнастика;
  • лечебный массаж
  • сон на жесткой постели.

Реабилитация при сколиозе – процесс более сложный и длительный, требующий установления патогенеза развития заболевания, выработки стратегии лечения (хирургического и медикаментозного), подбора индивидуальной методики ЛФК и стимуляции костных, хрящевых и мышечных тканей.

Комплекс реабилитационных мероприятий при сколиозе (после хирургического лечения) предполагает:

  • Физио- и гидротерапию;
  • Механическую коррекцию и разгрузку позвоночника;
  • Многочисленные комплексы лечебной гимнастики;
  • Индивидуально разработанную диету;
  • Массаж и лечебное плавание;
  • Подбор жестких гипсовых корсетов;
  • Подбор корригирующей кровати для сна;
  • Лыжные и пешие прогулки.

Особое место в реабилитационной методике сколиоза занимает лечебная гимнастика, которая включает в себя:

  • упражнения по разгрузке позвоночника;
  • упражнения по укреплению мышц позвоночного столба;
  • корригирующие упражнения (симметричные/асимметричные) на коррекцию искривлений позвоночника;
  • деторсионные упражнения;
  • общеразвивающие упражнения;
  • дыхательные упражнения;

Весь комплекс реабилитации направлен на локализацию и стабилизацию деградирующих изменений в позвоночнике, уменьшение деформации, укрепление околопозвоночных тканей.

  • Выдержка
  • Содержание
  • Литература

Введение
По данным на 2008-2009 года более 82% всех детей дошкольного и школьного возраста имеют различные нарушения осанки, связанные со слабым физическим здоровьем, гиподинамией, неправильным образом жизни [18].
Для многих детей нарушение осанки - лишь первый признак проявления сколиотической болезни - серьезного заболевания, затрагивающего большинство органов и систем организма. Главная опасность сколиотической болезни состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках.
Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания, что приводит к потере трудоспособности [5].
Коррекция осанки с помощью физических упражнений, различных процедур на ранних стадиях этого заболевания позволяют остановить развитие сколиоза и даже полностью реабилитировать больного ребенка. Нужны не двух трехмесячные посещения залов ЛФК в поликлиниках, реабилитационных центрах и диспансерах, а серьезная работа над телом. Занятия должны быть продолжительными, желательно ежедневными, необходим комплексный подход к решению данной проблемы [14].
Целью исследования: являлось изучение эффективности применения усовершенного метода комплексной реабилитации детей младшего школьного возраста со сколиотической болезнюТ-П степени.
Объект исследования: процесс восстановления физической
работоспособности у детей младшего школьного возраста со сколиотической болезнью.
Предмет исследования: усовершенствованная методика комплексного использования средств физической реабилитации.
Гипотеза
Предполагается, что использование усовершенного метода комплексной реабилитации детей с начальными стадиями сколиотической болезни (I - II степени), которая включает ЛФК (продолжительностью 60 мин. 5 раз в неделю), гидрокинезотерапию (2 раза в неделю), массаж, элементы мануальной терапии и полноценную сбалансированную диету, позволит получить более высокие результаты в лечении и реабилитации сколиотической болезни.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить современные данные научно-методической литературы по теме исследования.
2. Оценить эффективность усовершенствованного метода комплексной реабилитации детей сколиотической болезнью.
3. Оценить эффективность влияния комплексного использования средств реабилитации на изменение гибкости позвоночника.
4. Разработать рекомендации по реабилитации детей сколиотической болезнью.

Введение 3 Глава 1. Обзор литературы 5 1.1 Строение позвоночника ребенка 5 1.2 Осанка и ее нарушения 9 1.3 Типология сколиозов 13 1.4 Обследование больных сколиотической болезнью 19 1.5 Лечение сколиотической болезни 25 1.5.1 Лечебная физическая культуры 25 1.5.2 Гидрокинезотерапия 28 1.5.3 Массаж 28 Глава II. Цель, задачи, организация и методы исследования 36 2.1 Цель исследования 36 2.2 Задачи исследования 36 2.3 Организация исследования 36 2.4 Методы и их обсуждение 37 Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 39 Заключение 43 Выводы 46 Приложение 47 Список литературы 48

1. Алферова В.И. Как вырастить здорового ребенка.- Ленинград: Медицина, 1991.-98с.
2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж.- Москва: Советский спорт, 2001.-234с.
3. Белая Н.А. Лечебный массаж.- Москва: Советский спорт, 2001.-86с.
4 .Васичкин В.И. Справочник по массажу,- Ленинград: Медицина, 2000.-156с.
5. Русакова Н.А. Реабилитация детей со сколиозом: Учебное пособие,- Москва, 1998.-356с.
6. Гурьев М.И., Мяготина Н.П. Коррекция сколиотической осанки в процессе лечения основного заболевания в условиях детского санатория. Труды Крымского мед. Института. 1982
7. Герцен Г.И., Лобенко А.А. Реабилитация детей с поражениями опорно- двигательного аппарата.- Москва: Медицина, 1991.-657с.
8. Дубровский Ф.И. Основы сегментарно- рефлекторного массажа. - Москва:Медицина, 2001.-205с.
9. Дубровский Ф.И. Лечебная физкультура.- Москва.: Валдос, 2001.-148с. Ю.Дубров В.И. АФК (кинезотерапия ).- Москва: Владос, 2001.-235с.
11. Дусмуратов М.Д., Епифанов В.А. Восстановительное лечение больных с заболеваниями и повреждениями опорно- двигательного аппарата.-Ташкент: Медицина, 1984.-578с.
12. Епифанов В.А. Справочник. Лечебная физическая культура.- Москва: Гэотар, 2002.-576с.
13. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура.- Том 1. Москва: Советский спорт, 2002.-654с.
14. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура.-Москва: Медицина, 1993.-345с.
15. Иванов В.И., Гаммал Ф.Я., Лебедева Н.В. Консервативное лечение больных сколиозом.- Москва: Медицина, 1984.-167с.
16. Казьмин А.И., Кон И.И., Беленький В.Е. Сколиоз.- Москва: Медицина, 1981.-324с.
16. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей.- Ленинград: Медицина, 1988.-138с.
17. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура.- Москва: ЭКСМО,2003.-864с.
18. Овчинников А.П. Лечение сколиотической болезни у детей и подростков.- Ленинград: Медицина, 1980.-654с.
19. Попов С.Н. Физическая реабилитация.- Ростов- на- Дону: Феникс, 1999.- 654с.
20. Потапчук А.А., Фаттахова Е.С. Коррекция статической деформаций у детей. Практические советы врача по коррекции нарушений. Башкортостан, 1997.-102с.
21. Ревенко Т.А., Усикова Ф.П., Абрамова Ф.П. Консервативное лечение сколиотической болезни.-Москва: Медицина, 1998.-358с.
22. Шорин Г.А., Попова Т.И., Чухарева А.А., Старцева Е.П. Методика консервативного лечения сколиоза в отделениях лечебной физкультуры. Омск- Челябинск. 1990
23. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура.- Москва: Советский спорт, 2000.-473с.
24. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки.- Москва: НЦ. ЭНАС,2001.-80с.
25. Юмашева Г.С. Травматология и ортопедия.- Москва: Медицина, 1990.- 342с.

частвуют все органы и все части тела. При рациональных тренировках функциональная деятельность человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, что укрепляет здоровье и создает условия для п

руками о стол, — так ему легче дышать. Спазм бронхов и бронхиол рефлекторно уменьшат дыхательные упражнения.В своей работе я раскрою средства физической культуры, доступные человеку с бронхиальной ас

тие детства и развивающее образование Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев Дубна, 1997г. 206с.3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. М.: Просвещени

рганов на половые. У мужчин двумя названными системами занимается один специалист-уролог. Для женщин гинекология и урология разобщены, что, бывает, затрудняет эффективное лечение. Вульвиты, вагениты н

явившаяся в начале XXI века потребность в обновлении системы образования и в этой связи построение принципиально новых моделей, способствующих развитию и распространению образовательных инноваций, отв

саяна иргит
Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Основанием для разработки программ послужил ряд причин:

1. Ухудшение детского здоровья, увеличение численности детей с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе, сочетающем педагогические и лечебные мероприятия.

2. Растущая потребность семьи, воспитывающей проблемного ребенка. Это обусловлено занятостью родителей и тем, что родители не могут оказать квалифицированную помощь ребенку в силу недостаточной компетенции в сложных вопросах коррекции развития детей.

3. Отсутствие программ и программно-методического обеспечения для коррекции психофизических нарушений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

4. Необходимость реализации принципа комплексного подхода в реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на основе взаимодействия и координации деятельности медицинских и педагогических работников в воспитании, обучении и лечении детей.

Теоретические основы Программы составляют:

• Научные исследования С. Л. Выготского,И. А. Аршавского,П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна и др;

Практические разработки и рекомендации:

В. И. Дубровского М. И. и Т. А. Фонаревых, К. А. Семеновой, А. Е. Штеренгерц и др. (по ЛФК и массажу);

• Е. М. Мастюковой, Н. Н. Ефименко, Ю. Ф. Змановского, Н. А. Вареника и др (по физическому воспитанию и реабилитации детей с НОДА);

• В. Л. Лебедь (по закаливанию воздушными потоками);

• С. В. Цвек, В. С Язловецкого (по закаливающему носовому дыханию).

При создании Программы ориентировались на общие теоретические основы коррекционной педагогики, учитывали общие и специфические основы коррекционной педагогики, учитывали общие и специфические закономерности нормального и аномального развития, о поэтапном формировании двигательных функций, как у здорового ребенка, так и у ребенка с двигательными нарушениями, теоретические положения о компенсаторных возможностях детского мозга, его высоком потенциале в реабилитации детей с поражением центральной нервной системы (ЦНС, особенно детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Программа направлена на коррекцию (исправление, реабилитацию (восстановление) и компенсацию нарушенных психофизических функций детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

• Коррекционно - развивающий, индивидуально - дифференцированный характер, направленность на коррекцию общего физического развития детей, коррекцию развития микромоторики, психокоррекцию;

• Оздоровительная направленность, играющая важную роль в реабилитации детей с НОДА;

• Объединение совместных усилий медицинского и педагогического персонала ДОУ;

• Учет структуры ведущего нарушения, характера дефекта при различных формах ортопедической патологии и вторично связанных с ним отклонений в развитии;

• Ориентация на ведущие виды деятельности, специфические для дошкольного возраста (эмоциональное общение, предметно - манипулятивная и игровая деятельности);

• Комплексный подход к коррекции и реабилитации детей с НОДА, реализуемый в процессе совместной деятельности медико – психолого - педагогического коллектива ДОУ;

• Систематическое, поэтапное усвоение программного содержания в течение 3 лет обучения без жесткой привязки к возрасту детей;

• Индивидуальный темп освоения каждым ребенком программы по физическому воспитанию (каждый следующий этап обучения и воспитания строится на основе усвоенного содержания предыдущего этапа);

• Создание специальных условий макро- и микросреды в ДОУ для реализации коррекционно-развивающего и оздоровительно -профилактического направлений деятельности.

Основная цель: создание единого образовательного пространства, направленного на эффективную комплексную реабилитацию детей, социальную адаптацию и интеграцию их в общество.

• Создание оптимальных условий для психофизической реабилитации детей;

• Организация своевременной комплексной физической реабилитации детей;

• Ослабление тенденции ухудшения здоровья, стабилизация течения основного заболевания, достижение оптимального уровня физического развития для каждого ребенка;

• Психопрофилактика и психокоррекция нарушений личностной сферы ребенка;

• Обеспечение равного старта для развития всех детей в соответствии со своими потенциальными возможностями;

• Создание условий для социальной интеграции проблемных детей в общество здоровых сверстников.

• Учет общих и возрастных закономерностей развития и индивидуальных возможностей детей;

• Комплексный подход: лечение и психолого-педагогические меры воздействия (Л. С. Выготского);

• Индивидуально-дифференцированный подход к детям (с учетом структуры двигательного дефекта);

• Коррекционно - компенсирующая направленность образования и воспитания;

• Необходимость специального педагогического руководства.

Основными направлениями Программы являются:

Оздоровительно-профилактическое, обеспечивающее укрепление здоровья средствами медицинской реабилитации и физической культуры;

Коррекционно - развивающее, обеспечивающее исправление нарушений и компенсацию деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также коррекцию нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата (исправление нарушений осанки, сколиозов, компенсацию парезов и др);

Воспитательное, обеспечивающее социальное формирование личности с нравственными, умственными, трудовыми и эстетическими потребностями;

Образовательное, обеспечивающее усвоение системы знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных возможностей, формирование интереса и потребности в движениях, развитие физических качеств.

Усвоение программного содержания рассчитано на 3 года, включая три основных раздела.

направлено на организацию комплексной медико-педагогической коррекции и реабилитации здоровья и физического развития детей с НОДА.

Основная цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение адаптивных возможностей, организация своевременной реабилитации, коррекции здоровья и физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Поставленные цели реализуется в процессе проведения оздоровительно-профилактических, лечебных мероприятий, для детей с ортопедической патологией, патологией центральной нервной системы, часто болеющих детей.

Главное средство физической реабилитации: ЛФК, в которую включены различные физические упражнения (общеразвивающие, корригирующие, дыхательные, упражнения на расслабление и развитие координации, равновесия, упражнения и подвижные игры на ортопедических мячах).

В состав ЛФК входят: корригирующие упражнения при нарушениях осанки и сколиозе; корригирующие упражнения симметрические и асимметрические упражнения, корригирующие упражнения при нарушении осанки в сагиттальной плоскости, корригирующие упражнения при деформации стоп, упражнения на развитие равновесия с элементами тренировки вестибулярного аппарата, упражнения на координацию, на расслабление, игры на коррекцию нарушений осанки в положении разгрузки позвоночника, на коррекцию нарушений осанки без разгрузки позвоночника, дыхательные упражнения.

Лечебно-оздоровительные мероприятия нашего детского сада направлена на профилактику, оздоровления и лечения детей с ортопедической патологией, патологией ЦНС.

- Организация щадящего режима дня, ортопедического режима для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата.

- модель двигательной активности в соответствии с возрастными возможностями детей.

- Комплекс закаливающих мероприятий в течение дня.

- Координация деятельности медицинских и педагогических служб в отборе программного содержания и использование в практике (лечебной физкультуры, дыхательной гимнастики, упражнения на расслабление, общеразвивающие упражнение на ортопедических мячах, при нарушении осанки, нарушениях стопы, при заболеваниях дыхательной системы).

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается снижение: скорости, ловкости, силы, выносливости.

1. Соблюдение режима дня.

2. Правильная организация теплового режима в помещениях детского сада.

3. Соответствие одежды детей температурному режиму помещений и температуре воздуха на улице.

4. Своевременная изоляция заболевших детей в детском саду.

5. Кварцевание помещений групп детского сада в периоды повышения заболеваемости вирусными инфекциями.

6.Проведения профилактических мер в период повышения заболеваемости острыми вирусными инфекциями: закладывание в нос оксолиновой мази, закапывание интерферона в нос.

7. Аромапрофилактика (использованием лука, чеснока в виде ароматов в пищу) в осеннее - зимний период.

Профилактика и коррекция функциональной

недостаточности стопы (плоскостопия, косолапости).

а) Корригирующие упражнения (с предметами и без предметов)

на физических занятиях, утренней корригирующей гимнастике, активной гимнастике после дневного сна.

б) Гигиена и массаж рефлекторных зон стопы с использованием (камушков, деревянных палочек, мешков с песком, маленьких шариков, набивных мячей).

в) Дорожка массажер.

г) Ношение ортопедической обуви.

е) Катание на велосипеде.

ж) ограничение нагрузки на нижние конечности.

з) Обливание стоп холодной водой.

Регулярный осмотр педиатром в декретированные сроки.

- ясельный возраст – 1 раз в месяц.

- дети с неврологическими заболеваниями 1 раз в месяц.

- остальные дети 2 раза в год.

Общие анализы крови, мочи, на я/глист.

Лечебные мероприятия для детей с патологией ЦНС

- медикаментозное лечение 2-3 курса лечения в год.

Из препаратов: препараты корригирующие энергетический обмен

(ноотропил, пирацетам, аминалон, антиоксиданты – витамин Е, аевит

Препараты улучшающие микроциркуляцию – никотиновую кислоту, глицин, актовегин, церебролизин, циннаризин, кавинтон, стугерон,)

- препараты улучшающую психомоторное развитие - мидокальм, пикамело.

- ЛФК с использованием тренажеров – ежемесячно массаж 4-5 курсов.

- Использование аппарата БОС (биологической обратной связи.)

Показания: сохранность интеллекта, отсутствие грубых нарушений

Психоэмоционнальной и волевой сферы, положительная мотивизация в лечебной сфере.

Противопоказания: контрактуры и деформация суставов, грубые нарушения интеллекта, выраженные гиперкинезы, тяжелые соматические патологии, эпилепсия, судорожная готовность.

- ингаляции с настоем трав.

- Фитотерапия по показанием 2-3 курса в год.

- Гидротерапия - ванны с отварами трав, солей, лекарственными средствами 2-3 курса в год по 10 процедур.

Лечебные мероприятия для детей с ортопедической патологией

- Консультация ортопеда 2 раза в год по показаниям.

- Регулярная наблюдение и составление индивидуальных комплексов.

Строгий ортопедический режим: сон на кровати без подушки, ношение ортопедических обуви с использованием супинаторов, ношение ортопедических воротников (по показаниям, использование корсетов, использование ходунков, использование инвалидных колясок.

Режим в группе: соответствие мебели росту ребенка, контроль за сохранением правильной позы ребенка (стоя, сидя, лежа.) во время занятий и самостоятельной деятельности.

представлена коррекционная направленность работы по физическому воспитанию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Основная цель: комплексная физическая реабилитация детей и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры.

Организация комплексного подхода к физической реабилитации детейс НОДА предполагает решение следующих задач:

• Укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем;

• Коррекцию и компенсацию двигательных нарушений;

• Развитие основных видов движений и физических качеств, формирование пространственной ориентации, развитие равновесия и координации движений;

• Стимулирование общего развития ребенка (речевого, интеллектуального, личностное и др.)

В работе по физическому воспитанию учитываются рекомендации врачей, индивидуальные показания и противопоказания по организации двигательной деятельности с детьми, имеющие сложные двигательные нарушения.

В силу низких двигательных возможностей детей с ДЦП используются доступные им виды заданий.

Перспективное планирование является основой для календарного (или недельного) планирования физкультурно-оздоровительных мероприятий, так как представлено с постепенным усложнением. Отличительная особенность планирования – включение пропедевтического курса по освоению основных видов движений и элементов спортивных упражнений, как подготовительного этапа для освоения более сложных движений.

В организованные виды двигательной деятельности включаются физические упражнения, разработанные для лечебной физической культуры: корригирующие упражнения, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.

Развитие мелкой моторики у детей идет во взаимосвязи с формированием общей моторики, оно стимулирует развитие речи, психических функций. В данном разделе подобраны упражнения по развитию тонкой моторики, поставлены задачи по годам обучения, даны рекомендации, определены общие цели.

Основная цель: укрепление психического здоровья и коррекция патологического напряжения мышц.

• Развитие способности произвольно расслаблять мышцы;

• Формирование навыков эмоционального переключения, настроя на положительные эмоции;

• Развитие умения определять и передавать внутреннее состояние – свое и другого человека;

• Формирование элементарных способов психологической защиты в стрессовых ситуациях.

Эти задачи решаются при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Программное содержание раздела может использоваться всеми педагогическими работниками ДОУ и медицинскими работниками, на занятиях ЛФК.

Педагогические работники могут применять релаксационные упражнения:

• Как часть музыкального занятия;

• На занятиях с длительной статической нагрузкой;

• На занятиях с педагогом-психологом, со специалистами ДОУ.

Представлены рекомендации к проведению занятий, определены содержание и задачи – по годам обучения.

Программаи представленные в ней методические рекомендации определяют основные направления двигательного развития ребенка:

• Дан перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе реализации программного содержания каждого раздела;

• Определены состав и характеристики практических средств изучения элементов спортивных игр, адаптированных для детей 3-7 лет;

• Рекомендованы методы обучения в зависимости от возможностей, интересов и склонностей детей.

Данный перечень может быть изменен, дополнен, но по нашему мнению, он достаточно полно отражает уровень физического развития, необходимый и доступный для детей этого возраста лет.

Спортивно-оздоровительное развлечение для детей с нарушениями ОДА спортивно - оздоровительное развлечение: "Путешествие в страну гибкого носка". Развлечение проводилось с детьми подготовительной группы,.

Выбранный для просмотра документ ╧∙аа╛ЕГ С∙Л.doc

Выберите книгу со скидкой:


Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества

350 руб. 990.00 руб.


Почему мы любим: природа и химия романтической любви (Покет)

350 руб. 290.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Сапега Мария ЮрьевнаНаписать 15186 09.04.2017

Номер материала: ДБ-347717

  • Физическая культура
  • Научные работы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    09.04.2017 1067
    09.04.2017 2923
    09.04.2017 550
    09.04.2017 605
    09.04.2017 715
    09.04.2017 564
    09.04.2017 652

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.