Княгиня елизавета федоровна и около 50 лет сохранила стройную осанку

О человеке лучше всего говорят его дела и письма. Письма Елизаветы Федоровны близким людям раскрывают правила, на которых она строила свою жизнь и отношения с окружающими, позволяют лучше понять причины, побудившие блестящую великосветскую красавицу превратиться в святую еще при жизни.

В 1918 году основательницу обители милосердия раненую, но живую, сбросили в шахту в глухом лесу, чтоб никто не нашел, - по приказу главы партии большевиков В.И. Ленина.

Из письма к отцу, Людвигу IV, великому герцогу Гессенскому и Прирейнскому(1 января 1891 г.):

Даже по-славянски я понимаю почти все, хотя никогда не учила этот язык. Ты говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня и не богослужение — но основа веры. Внешние признаки только напоминают мне о внутреннем…

Из письма В.Ф. Джунковскому, адъютанту великого князя Сергея Александровича (1905 г.):

Революция не может кончиться со дня на день, она может только ухудшиться или сделаться хронической, что, по всей вероятности, и будет. Мой долг – заняться теперь помощью несчастным жертвам восстания… Предпочитаю быть убитой первым случайным выстрелом из какого-нибудь окна, чем сидеть тут, сложа руки.

Из письма императору Николаю II (29 декабря 1916 г.):

Всех нас вот-вот захлестнут огромные волны Все классы — от низших и до высших, и даже те, кто сейчас на фронте, — дошли до предела. Какие еще трагедии могут разыграться? Какие еще страдания у нас впереди?


Из шифрованной телеграммы прокурора Сената Е.Б. Васильева от 8 февраля 1905 г.:

Из письма императрице Марии Федоровне (8 марта 1905 г..):

Из письма княгине З.Н. Юсуповой (23 июня 1908 г.):

Мир сердечный, спокойствие души и ума принесли мне мощи святителя Алексия. Если бы и Вы могли в храме подойти к святым мощам и, помолясь, просто приложиться к ним лбом – чтобы мир вошел в Вас и там остался. Я едва молилась – увы, я не умею хорошо молиться, а только припадала: именно припадала, как ребенок к материнской груди, ни о чем не прося, потому что ему покойно, от того, что со мною святой, на которого я могу опереться и не потеряться одна.

Через четыре года после гибели мужа Елизавета Федоровна продала свое имущество и драгоценности, отдав в казну ту часть, которая принадлежала дому Романовых, а на вырученные деньги основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Из писем императору Николаю II (26 марта и 18 апреля 1909 г.):

Через две недели начинается моя новая жизнь, благословленная в церкви. Я как бы прощаюсь с прошлым, с его ошибками и грехами, надеясь на более высокую цель и более чистое существование. Для меня принятие обетов — это нечто еще более серьезное, чем для юной девушки замужество. Я обручаюсь Христу и Его делу, я все, что могу, отдаю Ему и ближним.

Из телеграммы и письма Елизаветы Федоровны профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии А.А. Дмитриевскому (1911 г.):


Из письма Е.Н. Нарышкиной (1910 г.):

Чем выше мы пытаемся подняться, чем большие подвиги налагаем на себя, тем больше старается диавол, чтобы сделать нас слепыми к истине. Продвигаться вперед надо настолько медленно, чтобы казалось, что стоишь на месте. Человек не должен смотреть сверху вниз, надо считать себя худшим из худших. Мне часто казалось, что в этом есть какая-то ложь: стараться считать себя худшим из худших. Но это именно то, к чему мы долж­ны прийти — с помощью Божией все возможно.

О том, почему Бог допускает страдания

Из письма графине А.А. Олсуфьевой (1916 г.):

Я не экзальтированна, мой друг. Я только уверена, что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит. Я много читала Евангелие за последнее время, и если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, то тогда мы ощутим присутствие Святого Духа, Который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной даже и тогда, когда наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными.

Интересно, что двое из участников убийства Распутина входили в ближайший круг общения Елизаветы Федоровны: князь Феликс Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович, приходившийся ей племянником.

Из письма императору Николаю II (4 февраля 1912 г.):

Я ясно видела то, что надвигалось, разные люди со всех концов страны просили предупредить тебя, что это человек, который вел несколько жизней, так говорят те, с кем он соприкасался, и что ты никогда не увидишь глубин его души, он будет прятать от тебя ту сторону, что покажется кошмаром каждому честному подданному.

Из письма императору Николаю II (29 декабря 1916 г.):

…Десять дней молилась за вас, за твою армию, страну, министров, за болящих душой и телом, и имя этого несчастного [Г. Распутина] было в помяннике, чтобы Бог просветил его и. Возвращаюсь и узнаю, что Феликс убил его, мой маленький Феликс, кого я знала ребенком, кто всю жизнь боялся убить живое существо и не хотел становиться военным, чтобы не пролить крови.

Может, ни у кого не достало смелости сказать тебе, что на улицах города, и не только там, люди целовались, как в пасхальную ночь, в театрах пели гимн, все были захвачены единым порывом — наконец черная стена между нами и нашим государем исчезла, наконец все мы услышим, почувствуем его таким, каков он есть. И волна сострадательной любви к тебе всколыхнула все сердца. Бог даст, ты узнаешь об этой любви и почувствуешь ее, только не упусти этот великий момент, ведь гроза еще не кончилась и вдалеке раздаются громовые раскаты.

Из писем великому князю Павлу Александровичу (31 марта 1905 г.) и княгине З.Н. Юсуповой (1 июля 1908 г.):

Но все же смерть остается разлукой. Я не люблю это слово; думаю, те, кто уходит, подготавливают для нас дорогу, а наши здешние молитвы помогают им расчистить путь, по которому нам предстоит пройти.

До последних минут

Из воспоминаний монахини Надежды (в миру – Зинаиды Бреннер (1890—1983 гг.),, бывшей насельницы Марфо-Мариинской обители):

Милосердной она была до последних минут своей светлой жизни:

Результаты произведенных потом раскопок показали, что она [Елизавета Федоровна ] до последней минуты старалась служить тяжело раненым при падении [в шахту] Великим Князьям (перевязывала им раны - прим. Ред.), а местные крестьяне, издали наблюдавшие за казнью неведомых им людей, долго слышали таинственное пение, несущееся из-под земли.


День памяти святой княгини Елизаветы

Биография великой княгини Елизаветы Феодоровны

Письмо княгини Елизаветы отцу о принятии Православия

Мученическая смерть княгини Елизаветы

Елизавета Фёдоровна: жизнь, как дорога, полная света

Милосердная княгиня

Пример для подражания в делах благотворительности

Где покоятся мощи святой княгини Елизаветы

Канонизация великой княгини Елизаветы

Икона святой преподобномученицы княгини Елизаветы

Молитва святой княгине Елисавете

Стихотворение о великой княгине Елизавете Феодровне

Марфо-Мариинская обитель

Когда празднуется память святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Память святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары мы празднуем в день их мученической смерти — 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю). 1 ноября - день рождения великой княгини Елисаветы. 11 октября - день обретения мощей преподобномученицы Елисаветы.

Биография великой княгини

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в протестантской вере. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой Николая II, а сама она в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила новую родину всей душой. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.

В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Елизавета Федоровна первой прибыла на место трагедии и своими руками собирала части тела любимого мужа, разбросанные взрывом.

Елизавета Феодоровна решила отдать все свои силы служению Христу и ближним. Она купила на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.

Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал — в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с великой княгиней до конца.

Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как в глубине шахты мученики пели Херувимская песнь.

Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела мучеников достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

Письмо Елизаветы Федоровны отцу о принятии Православия


О приятии Православия Елизавета Федоровна думала с тех пор, как стала супругой великого князя Сергея Александровича. Но немецкая принцесса переживала, что этот шаг будет ударом для ее семьи, верной протестантизму. Особенно для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Только в 1891 году княгиня написала отцу письмо:

Отец не благословил дочь менять веру, но она уже не могла изменить решения и через таинство Миропомазания стала православной.

Мученическая смерть великой княгини Елизаветы Федоровны

Великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали в 1918 году. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил там Божественную Литургию. Почти сразу после его отъезда за настоятельницей приехала машина с комиссаром и латышскими стрелками. На сборы дали тридцать минут. Благословив сестер, в сопровождении сестер Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой матушка отправилась в ссылку.

Заключенных на поезде отвезли на Урал — в городок Алапаевск. Вместе с настоятельницей Марфо-Мариинской обители и сестрами отправили великого князя Сергея Михайловича, его секретаря Федора Ремеза, трех братьев — Иоанна, Константина и Игоря; князя Владимира Палея. Сестер Варвару и Екатерину хотели отпустить, но инокиня Варвара пожелала разделить крест с великой княгиней.

Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели, пока не изнемогли от ран.

Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела убиенных достали из алапаевской шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения; голова великого князя была перевязана куском ткани.

Где покоятся мощи великой княгини

В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Канонизация

Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала мучениц Елисавету и Варвару в 1981 году.

В 1992 году Русская Православная Церковь причислила преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников России. Память их мы празднуем в день их мученической смерти 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю).

Икона святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны


Чаще всего иконописцы изображают святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну стоящей; ее правая рука обращена к нам, в левой — миниатюрная копия Марфо-Мариинской обители. Иногда в правой руке святой Елисаветы изображают крест (символ мученичества за веру еще со времен первых христиан); в левой — четки.

Молитвы святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Стихотворение о великой княгине Елизавете Федоровне


В 1884 году великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Федоровне стихотворение.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

Марфо-Мариинская обитель

После гибели мужа от рук террориста Елизавета Федоровна стала вести почти монашеский образ жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские мероприятия. Молилась в храме, соблюдала строгий пост.

Часть своих драгоценностей великая княгиня раздала, а другую часть потратила, чтобы построить обитель милосердия на Большой Ордынке. Здесь были два храма, большой сад, больница, приют для сирот и многое другое.

Первый храм в монастыре освятили во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии, второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Марфо-Мариинской обители милосердия действовал устав монастырского общежития. В 1910 году епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия, а великую княгиню — в сан настоятельницы.

Духовником монастыря стал протоиерей Митрофан Серебрянский. Сама настоятельница вела подвижническую жизнь. Постилась, спала на жесткой кровати, еще до рассвета вставала на молитву, работала до позднего вечера: распределяла послушания, присутствовала на операциях в клинике, вела административные дела обители.

Все операции в больнице проводились бесплатно, причем работали тут лучшие специалисты Москвы. Была и бесплатная столовая для бедняков. Марфо-Мариинская обитель, по сути, выполняла роль многофункционального социально-медицинского центра.


Марфо-Мариинская обитель милосердия. Москва, конец XIX в.

После октябрьской революции 1917 года обитель поначалу не беспокоили, даже привозили сестрам продовольствие и медикаменты. Аресты начались позже. В 1918 году под страху заключили Елизавету Федоровну.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 года. Некоторых сестер отправили в ссылку, другие объединились в общину и создали в Тверской области маленькое огородное хозяйство.

Через два года в Покровском храме открыли кинотеатр, а потом там разместился дом санитарного просвещения. В алтаре поставили статую Сталина. После Великой Отечественной войны в соборе обители обосновались Государственные художественные реставрационные мастерские, остальные помещения заняли поликлиника и лаборатории Всесоюзного института минерального сырья.

В 1992 году территорию монастыря передали Русской Православной Церкви. Сейчас обитель живет по уставу, созданному Елизаветой Федоровной. Насельницы проходят обучение в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, помогают нуждающимся, работают во вновь открытых на Большой Ордынке приюте для девочек-сирот, благотворительной столовой, патронажной службе, гимназии и культурно-просветительском центре.



Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадского Людовика IV и принцессы Алисы родилась 1 ноября 1864 года. С детских лет Елизавета была религиозно настроена, занималась благотворительностью. Будущая княгиня выросла красивой, умной и одарённой девушкой: она прекрасно пела, а о её красоте ходили слухи. Ей прочили в мужья Фридриха Баденского и прусского кронпринца Вильгельма. Однако в 1884 году 20-летняя Елизавета стала женой великого князя Сергея Александровича, брата Александра III.

Православная немка


В свете такой позиции княгини в отношении террористов удивительным является то, как она держалась после убийства мужа. 4 февраля 1905 года революционер Иван Каляев метнул в великого князя ручную бомбу, после взрыва которой тот мгновенно погиб. По сообщениям очевидцев, княгиня своими руками собирала куски тела своего мужа. Она тяжело переживала утрату, но смогла найти в себе силы и навестила умирающего кучера, который служил князю много лет и получил ранение во время покушения.

Благотворительность нового типа


Первым на территории обители был построен Покровский храм по проекту архитектора Алексея Щусева, фрески в котором расписывал Михаил Нестеров. Затем появилось общежитие для сестёр милосердия, часовни. Начались службы в церкви Марфы и Марии. Двери храма открывались настежь, чтобы службу слышали все больные, даже те, кто не мог подняться с постели.

При создании обители княгиня проявила огромный организаторский талант, твёрдость духа, использовала все свои связи. Дело в том, что для России начала XX века идея Марфо-Мариинской обители была крайне непривычной. Многие противились новому начинанию, и только высочайшее повеление Николая II позволило заведению открыться.

Сёстры, жившие в обители, не были монахинями в прямом понимании Русской православной церкви. Они давали обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого времени могли уйти из обители и создать семью, стать свободными от обетов. Сама княгиня никогда не принимала монашеский постриг.

Марфа и Мария

Огромное значение в обители придавалось профессиональному обучению сестёр: здесь проходили лекции по медицине, методологии, психологии, которые читали лучшие врачи своего времени. Духовником обители стал о. Митрофан Сребрянский, позже канонизированный Русской православной церковью.

Елизавета Фёдоровна создала обитель, используя русский и европейский опыт. По её идее, помощь нуждающимся должна была оказываться комплексно. Здесь не только выдавали еду и одежду, но и лечили, духовно напутствовали, помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы для дальнейшей реабилитации.


Со временем в обители создали больницу, амбулаторию, аптеку, приют, бесплатную столовую и множество других учреждений. В Покровском храме проходили лекции, беседы, заседания, духовные чтения и другие мероприятия. Большая нагрузка легла на обитель во время Первой мировой войны.

Смерть

После начала революции княгиня отказалась покидать обитель и в апреле 1918 года была арестована. В мае её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург, а позже в город Алапаевск. В ночь на 5 июля 1918 года княгиню вместе с другими узниками сбросили в шахту в 18 километрах от города. Достоверно известно, что все узники, кроме застреленного князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми, и некоторые из них и после падения несколько дней умирали от голода и ран. После того как белые заняли Алапаевск, тела убитых были извлечены из шахты. По словам очевидцев, на спокойном лице княгини застыла улыбка. Рана князя Иоанна, которую он получил при падении, была перевязана частью её монашеского одеяния.


Обитель просуществовала до 1926 года, после чего была переименована в поликлинику, в которой продолжали работать сёстры. В 1928 году часть сестёр была выслана в Туркестан, часть переселилась в Тверскую область. В помещении Покровского собора был организован кинотеатр, а позднее — дом социального просвещения. Также в Марфо-Мариинской церкви была организована амбулатория Ф. А. Рейна — филиал ЦЕКУБУ, а после Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под реставрационные мастерские (позже — реставрационный центр им. И. Э. Грабаря).

После распада Советского Союза обитель постановлением правительства Москвы была передана Московской патриархии, но её возрождение шло медленными темпами. Так, реставрационный центр освободил обитель только в 2006 году, потому что у него не было другого помещения.

В 1992 году княгиня Елизавета Фёдоровна была причислена к лику святых архиерейским собором Русской православной церкви.

Часть 3. ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА.

Глава 1. Путь к духовному единению невесты и жениха.
Глава 2. Супруга великого князя. Христова невеста.
Глава 3. Убийство великого князя Сергея Александровича.
Глава 4. Настоятельница Марфо-Мариинской обители.
Глава 5. Великомученица, святая Елизавета.


Глава 1. Путь к духовному единению невесты и жениха.
150 лет назад 1 ноября 1864 г в городе Дармштадт родилась Елизавета-Александра-Луиза-Алиса, родители ее звали Эллой. Она была вторым ребенком в семье великого герцога Гессенского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Всего в семье герцога родилось семеро детей. Вслед за Викторией и Эллой на свет появились принцесса Ирен, принцы Эрнест и Фридрих, а затем принцессы Алиса и Мари. В те времена Дармштадт, в котором они родились, был небольшим городком, с узкими средневековыми улочками и домами с типичными островерхими крышами и резьбой на фасадах. Герцогский дворец, расположенный в центре города и окруженный старым парком, был местом жительства несколько поколений правителей Гессенской земли.

Фото. Великий герцог Гессенский Людвиг IV (1837-1892)

Родителями Людвига IV Гессенского (1837-1892) были принц Карл Гессенский (1809-1877) и Елизавета Прусская (1815-1885). Младшая сестра Карла Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария) вышла замуж за императора России Александра II. Герцогством с 1848 по 1877 гг. правил его бездетный старший брат Людвиг III, который был женат с 1836 г. на принцессе Элизабете Прусской, двоюродной сестре российской императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Дед Людвиг II (1777-1848), великий герцог Гессенский с 1830 г, был женат 1804 на Вильгельмине Баденской младшей сестре императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, которая приходилась родившейся принцессе Елизавете-Александре-Луизе-Алисе. двоюродной пробабушкой. Будущая великая княжна Елизавета Федоровна была правнучкой императрицы России Елизаветы Алексеевны.

Во время Австро-прусской войны, в которой Гессен выступал на стороне Австрии, Людвиг IV командовал гессенской бригадой, а в 1870 г. – дивизией, с которой принял участие в сражениях при Граве Лотте и Орлеане.

Фото. Принцесса Алиса, дочь английской королевы Виктории (1843-1878).

В 1872 г. маленькому брату Эллы, Фридриху, поставили диагноз гемофилия. Двадцатью годами ранее диагноз гемофилия был поставлен младшему сыну королевы Виктории, Леопольду. В 1868 г у него начались кровотечения, заставлявшие опасаться самого худшего. Его болезнь требовала ежеминутной осторожности. Мальчик постоянно страдал из-за мучивших его болей. Первое подробное описание гемофилии сделал Джон Конрад Отто, исследователь из Филадельфии. В 1803 г. он опубликовал свою научную работу на тему повышенной кровоточивости. Детально изучая генеалогию одной из семей, Отто пришел к выводу, что гемофилия – наследственная болезнь, которая приводит к повышенной кровоточивости у мальчиков. Гемофилии подвержены почти исключительно мужчины. Женщины выступают ее носителями, передавая своим детям хромосому Х с дефектными генами, определяющими отсутствие или нехватку факторов сворачиваемости в плазме крови. Болезнь остается неизлечимой до настоящего времени. В викторианские времена ее умели только диагностировать.

После смерти принца Фридриха у родителей возникли подозрения, что их дочери: Вики, Элла Ирен, Мари и Бети являются носителями болезни гемофилии, как и Алиса. Что в дальнейшем проявилось на их сыновьях, а от них болезнь через дочерей передалась к внукам. Судя по всему, эти девочки обрекали своих потомков на мучения, а виновниками этих страданий становились принцессы, которые в силу своего долга должны были выходить замуж и рожать сыновей на мучения. К счастью, дети Вики не страдали этим заболеванием, поэтому у младших сестер появилась надежда, что их Бог миловал, и они могут рожать наследников. Но надежда умерла, когда у них появились сыновья. Элла, возможно, переживая за своего младшего брата, настолько сильно страдала, что в свои 9 лет пришла к выводу, что она не может быть причиной боли своих сыновей, что она не должна иметь детей, чтобы не рисковать, и дала обет целомудрия, никогда не иметь собственных детей.
Страшная беда пришла в семью великого герцога в 1878 г. – дифтерия. Первой 5 ноября заболела старшая дочь Вики. Эллу, которая спала в одной комнате со старшей сестрой, перевели срочно в другую комнату, и она оказалась единственной избежавшей интоксикации. Заболела Аликс, за ней Мари, Ирен, и Эрнест. Герцогиня Алиса ухаживала за больными детьми вместе с врачами. 16 ноября четырехлетняя принцесса Мари скончалась. В начале декабря, когда все больные были вне опасности, заболела сама герцогиня, и 14 декабря она умерла в возрасте 35 лет. Ее похоронили рядом с Мари. В целях дезинфекции все старые игрушки были сожжены, для принца Эрнста и его сестер началась другая жизнь.
Отец Людвиг IV после смерти жены заключил морганатический брак с Александриной Гуттен-Чапской, Эллу и Аликс отправили к бабушке, королеве Виктории. С тех пор большую часть времени в году юные принцессы проводили в Осборн-хаусе, при дворе своей венценосной бабушки, которая жестко воспитывала их в соответствии с пуританскими нравами, предоставив им возможность получить прекрасное образование.

Фото. Ирен, Элла, великий герцог Людвиг, Аликс, Виктория, Эрнест


Принцесса Гессенская Элла. Фото с дарственной надписью Сергею Александровичу. Фотограф Александр Бассано. Лондон, 1882 г.


Глава 2. Супруга великого князя. Христова невеста.


Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
Средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
К.Р. (Великий князь Константин Константинович, 23 года), 1884 г.

Фото. Ильинское, пикник 1890 г.

Фото. Великая княгиня Елизавета Федоровна в придворном платье. 1885 г.


Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна Фото 1892 - 1896 гг.


М.В. Нестеров. Невеста Христова. Этюд 1910-1912.

Глава 3. Убийство великого князя Сергея Александровича.


В начале XX века в России на население страны обрушился мощный поток печатной пропаганды с критикой действий правительства, как справа, так и слева. Все были недовольны, одни требовали расширения свобод, другие настаивали на немедленном принятии самых жестких мер, вплоть до расстрелов, ко всем смутьянам. Во время правления императора Александра III власть пресекала на корню все поползновения критики власти, а всех, кто покушался на самодержавие, арестовывали и отправляли в тюрьмы, самых опасных приговаривали к смертной казни. При Николае II, при его послаблении, критика царя, семьи, членов Императорского дома, правительства и их деятельности нарастала ежедневно и приобрела лавинообразный характер. Газеты внедряли в сознание населения негативное отношение к своим правителям. Определенные круги шли на откровенную провокацию, заставляя власть применять к населению силу. При этом каждый погибший в результате столкновений с органами царского режима представлялся средствами печати героем, а защитники самодержавия – злодеями. Герой становился мучеником, отмстить за которого приходили молодые люди, готовые пожертвовать жизнью во имя справедливости и торжества свободы.
По России прокатились волны забастовок рабочих крупных предприятий. Оживились революционные партии, террор стал главным методом борьбы с властью некоторых из них. Повсюду гремели взрывы, гибли чиновники низшего и высшего звена. Во время русско-японской войны, японские спецслужбы, желая ослабить противника, приступили к субсидированию революционеров и в большей мере самых активных из них группы – эсеров, действия которых казались японским спецслужбам результативными. В течение 1901-1904 гг. из среды высших начальников террористами были убиты:

Боголепов Николай Павлович (1846–1901), министр народного просвещения. Убит 14 февраля 1901 года членом РСДРП П.В. Карповичем, который был арестован и приговорен к 20 годам каторжных работ.
Сипягин Дмитрий Сергеевич (1853–1902), министр внутренних дел. Убит 15 апреля 1902 г. По приговору суда убийца, студент Киевского университета, СВ. Балмашев повешен в Шлиссельбургской крепости.
Богданович Николай Модестович (1856–1903), уфимский губернатор, действительный статский советник. Убит 6 мая 1903 г. Е.О. Дулебовым, которому удалось скрыться с места преступления, был арестован полицией в 1905 г., отпущен по амнистии в 1907 г. Заболел психическим расстройством и скончался в психиатрической больнице в 1909 г.
Бобриков Николай Иванович (1839–1904), генерал-губернатор Финляндии, член Государственного Совета, генерал от инфантерии, генерал-адъютант. Скончался от полученного ранения 5 июня 1904 г. Стрелявший произвел несколько выстрелов на лестнице, по которой поднимался Бобриков. Одна из пуль попала в шею, вторая – в живот. Покушавшийся Эйген Шауман, сын финляндского сенатора, застрелился на месте преступления.
Плеве Вячеслав Константинович (1846–1904), министр внутренних дел, действительный тайный советник. Убит 15 июля 1904 года. Убийство Плеве было хорошо спланированной акцией эсеров-боевиков. Непосредственно в покушении участвовало четверо метальщиков бомб, которые должны были завершить покушение в случае промаха одного из них. Министр погиб от бомбы, брошенной Е.С. Сазоновым. Убийца, Е.С. Сазонов, от взрыва получил ранения и был схвачен на месте преступления, покончил с собой в каторжной тюрьме в 1910 г.
Войлошников Александр Иванович (1868–1905), начальник Московской сыскной полиции. Убит в Москве 14 декабря 1904 г. Убийца 24-летний В.В. Мазурин был пойман и по приговору военно-полевого суда повешен в Таганской тюрьме в августе 1906 г.
Алексеев-Вилли Николай Иванович (? –1904), полковник в отставке. Убит в Варшаве 11 ноября 1904 г. Неизвестные ворвались в квартиру отставного начальника, застрелив его и еще одного квартиранта. Убийцам удалось скрыться.


Гибель великого князя Сергея Александровича была с восторгом встречена всеми социал-демократами, они считали этот акт предвестником будущей революции, свержения самодержавия и уничтожения всех кровопийц и эксплуататоров. Большевики, придя к власти, вспомнили об Иване Каляеве, буревестнике революции, и назвали его именем улицу в центре Москвы. Каляевская теперь называется Долгоруковской, а с 1924 по 1992 г она носила имя убийцы Каляева. В благодарной Москве за безупречную службу в течение 14 лет, ее развитие, техническое и культурное, не было и до сих пор нет улицы, площади, носящей имя великого князя, а нем редко вспоминают пресса, он облит грязью и забыт. И даже Церковь не поднимала вопроса о его канонизации, хотя своими делами и мученической гибелью мог давно оказаться в сонме мучеников и святых страстотерпцев.


Фото. Великая княгиня Елизавета Федоровна. 1905.
Много лет Елизавета Федоровна не снимала траур, постилась, соблюдала все каноны Православной церкви, много молилась. Из своей комнаты в Николаевском дворце она вынесла всю мебель, стены были перекрашены в белый цвет, на них повешены иконы и картины духовного содержания, комната напоминала монашескую келью. На светских приемах она не появлялась. Бывала только в храме на бракосочетаниях или крестинах родственников и друзей и сразу по окончании процесса уходила домой или по делам.

Глава 4. Настоятельница Марфо-Мариинской обители.

Фото. Елизавета Федоровна в трауре. 1906.
После гибели супруга Елизавета Федоровна мучительно долго задавала себе вопросы: как ей жить дальше, и в чем может заключаться смысл ее существования без благоверного? Нелегкие размышления привили ее к выводу, что она должна своими делами продолжать благодеяния супруга, и что любовь и милосердие по отношению к страдающим людям, находящимся в тяжелом духовном и материальном состоянии, должны стать ее главным правилом жизни до конца ее дней. Она и раньше постоянно занималась благотворительностью, и все же светские дела, московские проблемы и обязательные визиты к членам императорской семьи занимали основное время. Во время русско-японской войны обстановка позволяла отойти от суеты приемов и парадов. Она, будучи еще генерал - губернаторшей, смогла организовать помощь раненным, используя административный ресурс, средства семьи и пожертвования. Ею были сформированы несколько санитарных поездов, открыты госпитали для раненых, созданы комитеты по обеспечению вдов и сирот, устроен санаторий для раненых на берегу Черного моря, размещены в Кремлевском дворце пошивочные мастерские, обслужившие госпитали. После свершившейся трагедии дела великосветского общества ее перестали интересовать вообще, и она теперь могла посвятить себя целиком делам милосердия и служения Господу.
Выбирая свой путь, княгиня равнялась на свою покровительницу – святую Елизавету Тюрингскую, в честь которой она была названа. Елизавета Тюрингская прославилась своими делами милосердия. В четырехлетнем возрасте была просватана Людвигу, сыну могущественного ландграфа тюрингского Германа. В 1222 г. в возрасте 15 лет она родила своего первенца. В 1227 ее супруг Людвиг принял участие в 6-м Крестовом походе и умер в Отранто, оставив ее вдовой с тремя детьми. И было ей всего 20 лет. Елизавета приняла монашеский обет и удалилась в Марбург, где посвятила себя служению Богу и людям. По ее инициативе здесь была построена больница для бедняков, где Елизавета ухаживала за больными и убогими пациентами. Наперекор всей выливавшейся на нее злобы, продолжала оказывать помощь нуждающимся. Каждого человека она воспринимала, прежде всего, как образ и подобие Бога, и потому забота о нем приобретала для нее высший смысл. Непосильная работа подорвали ее силы, в 24 года она умерла. Елизавета была канонизирована папой Григорием IX. Великая княгиня избрала путь своей покровительницы.

Гостиная настоятельницы в точности воссозданы по архивным фотографиям

По плану Елизаветы Федоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не только раздавали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.

Обитель не была коммерческим предприятием – все произведенное сестрами раздавалось бесплатно. Если церковь содержится за счет предоставленных оплаченных услуг, а монастыри находятся на самообслуживании, то обитель, предоставляя услуги бесплатно и не занимаясь хозяйством для обеспечения себя продуктами питания, полностью существовала, особенно на первоначальном этапе, за счет денежного содержания княгини Елизаветы (40 тысяч рублей в год). В дальнейшем стали поступать пожертвования и довольно крупные, и Елизавета Федоровна смогла закончить строительство трех храмов, их расписать, закупить необходимые инструменты и лекарства для проведения сложных хирургических операций, а позже даже выделять средства на помощь монастырям, паломникам, на строительство православных храмов за границей.

При обители существовала бесплатная столовая для бедных, отпускавшая ежедневно свыше 300 обедов, библиотека, воскресная школа для полуграмотных и безграмотных работниц фабрики. Любой желающий мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки. Елизавета Федоровна организовала кружок для взрослых и детей, которые собирались по воскресеньям и шили платья, верхнюю одежду нуждающимся, безработным женщинам. На пожертвованные деньги закупалась обувь – в итоге только за 1913 г. было одето свыше 1800 детей из бедных семей.


Портрет великой княгини Елизаветы. Н. Кургузова - Мирошник

Еще до официального открытия обители, в октябре 1907 г., Елизавета Федоровна организовала работу лазарета для инвалидов-участников русско-японской войны. Первую операцию в обительской больнице сделали самой Елизавете Федоровне - у нее была доброкачественная опухоль, которую успешно удалили хирурги. Хирургическое отделение считалось лучшим в Москве, в него привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах. Здесь, в обители, работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. В амбулатории и в аптеке лекарства отпускались бедным бесплатно. В 1910 г. по 3932 рецептам было выдано лекарств на общую сумму 852 рубля, люди же с достатком могли покупать лекарства за деньги. В том же году в больнице лечились 68 человек (из них 15 детей), из них лишь одна пациентка умерла от крупозного воспаления легких, остальные поправились. Увеличение количества коек (их было всего 20) Елизавета Федоровна не предусматривала, так как обслуживание большей больницы отвлекало бы сестер от возможности посещать бедняков на дому, что было их главным делом.

Фото. Елизавета Федоровна в облачении настоятельницы Марфо-Мариинской обители. 1910-е гг.

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы. Она тайно носила власяницу и вериги, спала на деревянной кровати без матраца и на жесткой подушке всего по несколько часов, в полночь вставала на молитву и обходила больных. Ее сон редко продолжался более трех часов. Утром вставала на молитву, после чего распределяла послушания сестрам, работала в клинике. Соблюдала все посты, даже в обычное время не употребляла мясного и ела очень мало. Писала иконы, вышивала церковные покровы, расписывала фарфор, резала гравюры.

Икона св. Марфы и Марии, вышитая Елизаветой Федоровной

Фото. Великая княгиня Елизавета Федоровна с шитьем. 1915 г.

Великая княгиня была покровительницей русских паломников, отправлявшихся в Иерусалим. Общества, организованные ею, оплачивали билеты паломников, плывших из Одессы в Яффу. Она построила также большую гостиницу в Иерусалиме. Была почетным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве. В 1910 г. она вместе с сестрой, императрицей Александрой Федоровной, взяла под свое покровительство братский храм в Бад-Наугейме (Германия). В Италии, в городе Бари, где покоятся мощи святителя Николая Мир Ликийского, был построен храм и странноприимный дом, в 1914 г храм был освящен.

С начала первой мировой войны великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Елизавета Федоровна сама ездила на фронт.

Фото. На крыльце больницы Солдатенкова (ныне Боткинской). В кругу императорской семьи. 7 августа 1914 г.


Глава 5. Великомученица, святая Елизавета.


Фото. Настоятельница Елизавета Федоровна. 1916.

Фото. Церковь Святой Марии Магдалины, построенная великим князем Сергеем Александровичем.

В 1981 г. Русская зарубежная православная церковь прославила великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару Яковлеву.

Фото. Памятник великой княгине Елизавете Федоровне.


Икона. Преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.