Какова роль формирование осанки в физической подготовки

Выбранный для просмотра документ Исследовательская работа.doc

Выбранный для просмотра документ Осанка.pptx






























Описание презентации по отдельным слайдам:

Задачи исследования: 1. выяснить, что такое осанка; 2. узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся; 3. изучить литературу, в которой рассказывается о физических упражнениях для формирования правильной осанки; 4. понаблюдать за изменениями здоровья при выполнении профилактических упражнений и утренней зарядки 5. разработать комплекс упражнений для исправления неправильной осанки.

Гипотеза: предположим, что у детей нарушена осанка, можно ли ее исправить?

Методы исследования 1. наблюдение; 2. изучение литературы об осанке; 3. опрос учащихся; 4. поиск необходимых сведений в сети Интернета.

Осанка Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет). Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а так­же спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием. Признаки правильной осанки: • голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне; • если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию; • если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Осанка Признаки неправильной осанки • голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова); • плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч); • круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад; • излишне увеличен поясничный изгиб.

Как обнаружить дефект Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом. Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы. Осанка

Разновидности нарушений осанки Нарушение осанки-это отклонения в положении позвоночника. Круглая спина: увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью. Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена. Седлообразная (кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен. Круглая спина Кругловогнутая спина Плоская спина

Проявления боковых искривлений позвоночника Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте 11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии.Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник. Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста- неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении. Правосторонний сколиоз Левосторонний сколиоз S-образные сколиозы

Положение позвоночного столба правильное

Положение позвоночного столба неправильное

При поднятии тяжести Нагрузка на позвоночник спина согнутая (неправильно) спина прямая (правильно)

Исследование 2. Изучение состояния здоровья учащихся МОАУ СОШ № 4. По данным медицинского обследования здоровых учащихся в школе 19%, с отклонением здоровья 52%, на диспансерном учете 29%.

Сравнение состояния здоровья учащихся МОАУ СОШ № 4 в 2013 – 2014 и 2014 -2015 уч. годы.

Изучение соматических заболеваний учащихся по классам в МОАУ СОШ № 4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 2013-2014 7% 15% 25% 47% 68% 17% 36% 63% 38% 48% 46% 2014-2015 67% 10% 15% 26% 47% 49% 20% 37% 63% 42% 53%

Выявление причин нарушения осанки у младших школьников. Как сидишь за столом? Как носишь тяжелую сумку? Занимаешься физическими упражнениями? Сколько времени проводишь, в течение дня, в положении сидя (делаешь уроки, читаешь)? Часто ли контролируешь свою осанку, когда сидишь за столом? Есть ли у тебя своё рабочее место? Есть ли в семье кто-либо следующими заболеваниями опорно-двигательного аппарата?

Результаты. 60% анкетируемых привыкли сидеть за столом сутулясь, другие сидят прямо. 50% анкетируемых носят сумку чередуя руки, 50% привыкли носить сумку на одном и том же плече. 60% анкетируемых занимаются физическими упражнениями, 30% выполняют физические упражнения иногда и 10% – не выполняют физических упражнений. 60% анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя – от 2–4 часов, 10% анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя менее 2 часов и 30% анкетируемых – более 4 часов. 60% анкетируемых иногда контролируют свою осанку (1 раз за урок) и 40% – не контролируют свою осанку. У 100% опрошенных имеется свое рабочее место. у 20% анкетируемых у членов семьи имеются какие-либо нарушения опорно-двигательного аппарата, у 80% – ни у кого в семье нет заболевания опорно-двигательного аппарата.

В результате проведенного анкетирования, выявлены следующие причины нарушения осанки у школьников: а) Привычка сидеть сутулясь у 60% анкетируемых б) Длительное нахождение в положении сидя у 30% анкетируемых в) У 20% анкетируемых члены семьи страдают нарушением ОДА.

Упражнения для формирования правильной осанки Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад. Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной. Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной. В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

Упражнения для формирования правильной осанки Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с. Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Упражнения для формирования правильной осанки ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п. Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.

Упражнения для формирования правильной осанки С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п. Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой. Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.

Упражнения для формирования правильной осанки Стоя у стены, поднимать к груди поочередно левое, затем правое колено. Ноги шире плеч, руки опущены. Повороты вправо и влево, руки в стороны. Ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками на пол, прогнуться, как можно выше поднять таз, вернуться в и. п.

Меры профилактики Для предупреждения нарушений осанки соблюдать следующие профилактические меры: 1.При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной.Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища,чтобы не напрягать мышцы. 2.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу,вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки. 3.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола. 4.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине,например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо. 5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

Средства и методы тренировки. Компоненты тренировочной нагрузки.

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями:

а) характером упражнений (По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального-до 1/3 всех мышц.);

б) интенсивностью работы при их выполнении;

в) объемом (продолжительностью) работы (В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности - от нескольких секунд до 2-3 и более часов);

г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями.

-9-

Осанкой принято называть привычное положение тела во время покоя и движения.
Осанка формируется у детей в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций. Основную роль в формировании правильной осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное распределение мышечной тяги. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены и имеют равномерно-волнообразный вид, туловище и голова держится вертикально, контуры грудной клетки (профиль) выступают вперед при вертикально расположенной линии живота, нижние конечности разогнуты.

Одним из эффективных средств и активным методом формирования осанки и ее коррекции являются физические упражнения, воздействие которых на осанку зависит от их назначения. Выделяют две группы упражнений.

Упражнения первой группы оказывают укрепляющее и тонизирующее воздействие на организм в целом и способствуют формированию осанки. К ним относят спортивные упражнения (занятия по видам спорта: лыжи, футбол, хоккей, плавание и др.), общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости) и физической подготовки на укрепление отдельных мышечных групп.

Вторая группа - специально направленные упражнения на формирование навыка правильной осанки. Эти упражнения более эффективно формируют навык удержания правильной осанки как в положении сидя, стоя, при ходьбе, так и при различных гимнастических упражнениях и двигательных действиях. Одновременно они избирательно воздействуют на укрепление мышечных групп всех частей тела, формируют мышечный корсет туловища, тренируют мышцы, участвующие в удержании правильной осанки (мышцы спины, брюшного пресса, задней поверхности бедра).

Эта группа упражнений подразделяется на три подгруппы:

1) упражнения у вертикальной плоскости

2) упражнения с удержанием предмета на голове;

3) упражнения в равновесии.

-10-

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Изучение формирование правильной осанки для определения необходимости применения профилактических упражнений и игр.

Выполнили ученицы 9 класса

Руководитель: Гамзалаалиев М.М.,

учитель физической культуры

1.1 Что такое осанка. 4


1.2. Неправильная и правильная осанка и ее значение для здоровья учащихся…………..4

1.3. Причины нарушения осанки и способ проверить осанку и выявить искривление…4

2.1. социологический опрос учащихся…………………………………………………. 5

2.2. Определение осанки у учащихся и выявление искривления………………………….6

2.3. Физические упражнения для формирования правильной осанки…………………….7

2.4. Физические упражнения и игры для исправления и профилактики сколиоза……….9

2.5. Определение осанки у детей через 6 месяцев после исследования……………………14

Уже 9 лет мы сидим полдня за партой. Поверьте, это не легко. Спина устает. Мы невольно меняем позу, облокачиваемся на парту грудью или боком.

Сядьте прямо, - напоминает учительница одному, другому, третьему. Но за всеми не уследишь. Так дети привыкают к неправильной рабочей позе. У них искривляется позвоночник. К чему это приводит?

Мы решили провести исследования и выяснить, можно ли с помощью физических упражнений исправить осанку.

Объект исследования: осанка

Цель исследования: изучить, какое значение имеет осанка для здоровья человека.

Задачи исследования:

1. выяснить, что такое осанка;

2. узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся;

3. изучить литературу, в которой рассказывается о физических упражнениях для формирования правильной осанки;

4. разработать комплекс упражнений для исправления неправильной осанки.

5. наблюдение за изменениями здоровья при выполнении профилактических упражнений и комплекса физических упражнений.

Гипотеза: предположим, что у детей нарушена осанка, можно ли ее исправить?

Методы исследования:

2. изучение литературы об осанке;

3. опрос учащихся;

4. анализ полученных результатов

I глава.

1.1.Что такое осанка?

Осанка — это умение человека держать свое тело в различных положениях,
При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

1.2. Неправильная и правильная осанка и ее значение для здоровья учащихся

У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперед, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления.

При неправильной осанке и плоскостопии позвоночник и стопы теряют способность пружинить и смягчать сотрясения и толчки при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается нормальная работа сердца, легких, желудка и других внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах. Все это ухудшает самочувствие и настроение.

Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.

Можно встать перед зеркалом в такую позу - и увидеть, какой стала красивой фигура. Конечно, с непривычки долго держать такую позу трудно. Однако если будем делать специальные упражнения и постоянно следить за своей осанкой, то через некоторое время поддерживать правильную позу не составит никакого труда.

1.3. Причины нарушения осанки и способ проверить осанку

В большинстве случаев нарушения появляются из-за слабо развитых мышц. Как узнать правильная ли у вас осанка? Нужно встать спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что стены касаются: затылок, лопатки, ягодицы и пятки - осанка правильная. В других случаях осанка нарушена. Значит, надо срочно заняться ее исправлением.


II глава

2.1. социологический опрос учащихся

Мы провели опрос среди учащихся начальной школы, среднего звена и старших классов. И выяснили, что учащиеся 4 и 5 классов мало информированы об осанке, но они хотят заниматься спортом. А старшие классы знают все, но физические упражнения для них не интересны.

2.2. Определение осанки у учащихся и выявление искривления

Мы исследовали 14 человек на правильность осанки. Наш осмотр показал, что из 14 исследуемых учеников разного возраста, у 4 человек выявилось искривление позвоночника.

REGULARITIES OF FORMATION OF BEARING BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

T.V. Zabalueva , associate professor

The Russian state A.I. Gertsen’s pedagogical university, Saint Petersburg

Key words: physical education, preventive measures, correction, deviations of bearing.

Nowadays one of the major tasks of physical education of children is preventive maintenance and correction of deviations of bearing.

In the authors opinion, the pedagogical influence should be directed on overcoming individual lacks of constitution and bearing. So it is necessary to allocate time for individual performance of physical exercises in the course of the occupations.

The recommendations for the formation of bearing listed in the article are necessary for observing in a complex, the exception of any of them will not provide the essential effect.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Доцент Т.В. Забалуева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Ключевые слова: физическое воспитание, профилактика, коррекция, нарушение осанки.

Одна из важнейших задач физического воспитания детей и учащейся молодежи на сегодняшний день - профилактика и коррекция нарушений осанки, выявляемых у 90% детей 6-7 лет [8], 40-50% детей 8-10 лет [5] и 54,8-77,4% студентов [16].

При формировании осанки необходимо учитывать общие и частные закономерности физической культуры, физического воспитания, спортивной тренировки, закономерности обучения двигательным действиям и развития физических способностей [21, 26]. В процессе профилактики и коррекции нарушений осанки также должны учитываться специфические закономерности.

Специфическими закономерностями и условиями формирования осанки являются следующие:

1. Формирование физической культуры личности, обладающей знаниями, умениями и навыками по выработке и поддержанию правильной осанки.

Для выполнения этого условия необходимо формировать мировоззрение относительно значения осанки для человека. Для ребенка важно положительное влияние микросоциумов - согласованное взаимодействие семьи, школы, класса, общества, которое формировало бы его положительную мотивацию на выработку навыка правильного положения тела. Педагогам необходимо напоминать о важности правильной осанки, контролировать положение школьника за партой и у доски, проводить смотры-конкурсы "Мисс Осанка", оформлять стенды, включать упражнения "на осанку" во время выполнения утренней зарядки, физкультминуток, показывать собственный пример. Родители должны направлять ребенка на здоровый образ жизни и занятия физической культурой.

Формирование осознанного отношения и системы знаний при профилактике и коррекции нарушений осанки - это основа для постоянного ее поддержания и выработки. В процессе физического воспитания нужно научить школьника, студента заботиться о своем здоровье в течение всей жизни, стимулируя их самообразование [17, 23].

2. Систематический педагогический контроль и самоконтроль осанки для постоянного сохранения позы правильной осанки.

Осанка формируется в течение всей жизнедеятельности человека: за партой, станком, на кровати, во время досуга, ходьбы и т.д. Если формировать осанку только на уроках физической культуры, а в остальное время об этом не заботиться, все усилия будут напрасными. Человек в первую очередь сам должен постоянно заботиться о своей осанке и знать, какова правильная осанка и как ее достичь.

Правильная осанка будет сохраняться, если постоянно ее поддерживать и контролировать, а также избегать порочных положений (неправильная поза при письме и чтении, во время сна, привычка стоять на одной ноге, носить в одной и той же руке портфель и др.), которые могут закрепиться [6].

Осанка зависит от положения головы, состояния плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза. Ведущим является состояние изгибов позвоночника. Физиологические изгибы позвоночника (шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы) формируются с первых лет жизни человека и выполняют амортизационную функцию. Подвижная конфигурация позвоночника может изменяться у ребенка под воздействием внешних (состояние физического воспитания, заболевания и др.) и внутренних (сила мышц, подвижность суставов, наследственность) факторов.

Положение головы по отношению к шее и плечам играет важную роль в осанке [23]. Голова весит 4,5-7 кг и ее нужно правильно держать, чтобы обрести правильную осанку. Опущенное положение головы рефлекторно расслабляет те мышцы туловища, которые должны поддерживать тело в заданной позе в вертикальном положении. При поднятой вверх голове, все тело невольно "подтягивается", плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается - человек непроизвольно принимает позу правильной осанки [12].

Важнейшее значение для человека имеет владение им приемами самоконтроля своей осанки.

В течение дня нужно обращать внимание на три части тела: а) голова поднята - затылком тянуться вверх; б) грудная клетка развернута - плечи отведены назад и расслаблены; в) таз подведен под позвоночник - мышцы брюшного пресса находятся в тонусе, наклон таза оптимален.

Для ощущения правильного положения тела также можно предложить следующие приемы самоконтроля:

- 2-3 раза в день (перед едой) нужно становиться к стенке так, чтобы не было просвета между стенкой и поясницей, втянуть живот, согнуть руки к плечам, прижать их к стене и держать при первых попытках до 1 мин, затем до 3 мин, дыхание произвольное;

- в положении сидя или стоя приподнять подбородок. Затем поднять лопатки, свести их. В таком положении сделать глубокий вдох. Опустить лопатки и сделать выдох.

3. Формирование навыка правильной осанки.

Формирование осанки, как и всякого другого двигательного действия, происходит по закономерностям процесса обучения, в соответствии с этапами структуры обучения [5, 18].

Необходимо систематическое выполнение подводящих физических упражнений, которые, будучи несложными, требуют включения в занятия различных методических приемов для увеличения их привлекательности (игры, музыкальное сопровождение).

4. Сочетания упражнений, развивающих силу мышц, с упражнениями, направленными на развитие подвижности суставов.

Для поддержания вертикальной позы тела необходимо в равной мере иметь высокий уровень развития силы мышц и высокую подвижность мышц и суставов.

Осанка в большей степени зависит от состояния нервно-мышечного аппарата, степени развития мышц шеи, спины, груди, живота, нижних конечностей, от функциональных возможностей мускулатуры, ее способности к продолжительному статическому напряжению [18, 28].

В норме в условиях вертикальной стойки постоянно осуществляется "подвижное равновесие" [2, 9], сущность которого заключается в непрерывном перераспределении мышечного тонуса в основных группах антигравитационной мускулатуры, направленном на стабилизацию положения тела в пространстве.

Для осанки важны в первую очередь подвижность всего позвоночника (и особенно грудного отдела), а также подвижность в суставах рук и ног. "Каждый человек настолько молод, насколько молод его позвоночник", поэтому необходимо "усиливать и растягивать позвоночник"" [11].

5. Гармоничное развитие физических способностей обусловлено следующими обстоятельствами:

- навык осанки требует соответствующего развития разнообразных физических способностей, и в первую очередь статической силовой выносливости, координации, равновесия [26, 6];

- нарушения осанки наблюдаются в основном у детей, отнесенных к подготовительной группе, с недостаточным уровнем развития физических способностей. Чтобы перейти в основную группу, необходима нагрузка тренировочного, развивающего характера не только на уроках физической культуры, но и в самостоятельных занятиях и занятиях оздоровительных групп.

6. Равномерное воздействие физических нагрузок на правую и левую стороны тела и конечности.

Нагрузки в физическом воспитании необходимо выполнять равномерно правой и левой рукой и ногой во избежание асимметрии туловища [7, 13]. Неравномерное развитие мышц той или другой стороны может привести к асимметричной осанке или боковому искривлению позвоночника - сколиозу.

Внутреннее строение организма, непосредственно не обеспечивающее реализации перемещений тела в гравитационном поле Земли, не имеет строгой симметричности расположения масс. Что же касается органов, связанных с двигательной функцией и гравитационно-зависимых

- скелета, нервно-мышечной системы и органов чувств, то они имеют две симметричные половины относительно сагиттальной плоскости - правую и левую. Это позволяет человеку более эффективно управлять гравитационными взаимодействиями при перемещениях своего тела [14].

Для сохранения симметричности строения тела необходимы симметричные нагрузки.

Симметричные упражнения при асимметричной осанке также играют основную роль. Они обеспечивают выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса, тем самым оказывая выраженный положительный эффект. Это связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне выпуклости позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне [27].

7. Периодическая разгрузка позвоночника в течение дня и во время выполнения физических упражнений.

Осанка во многом зависит от состояния позвоночника, позвонков, межпозвонковых дисков (диски дают возможность позвоночнику двигаться в различных направлениях и деформировать удары при ходьбе, беге, прыжках), на них постоянно действуют перегрузки. Физические упражнения могут даже усугубить такое положение и привести к их деформации. Поэтому разгрузка позвоночника - необходимое условие при формировании осанки.

Хрящи и диски между позвонками разрушаются из-за отсутствия физических упражнений и плохой циркуляции крови в соседних тканях. Межпозвоночные диски в отличие от других тканей нашего организма не снабжаются кровью, питание диска осуществляется за счет обмена жидкостью с окружающими тканями. Источником эластичности межпозвонковых дисков является студенистое ядро, содержащее жидкость. Чем выше процент жидкости, тем выше межпозвонковые диски (у новорожденных - 90%, у подростков -85%, у стариков - 60% воды). При утомлении ядро теряет влагу и уменьшается, в связи с чем рост человека при утомлении становится меньше, а после отдыха - больше (в среднем на 2-4 см). Сжимаясь, межпозвонковые диски отдают жидкость, которую потом, в состоянии разгрузки, снова должны впитать, чтобы не утратить своей эластичности [25].

Лучшим условием для протекания трофических процессов в межпозвонковых дисках является выполнение физических упражнений в условиях разгрузки позвоночника. Наиболее выгодным исходным положением является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и когда исключается влияние мышц на угол наклона таза. К таким исходным положениям относится положение лежа на спине, лежа на животе, упор стоя на коленях. Эти исходные положения способствуют выпрямлению позвоночника, позволяют симметрично располагать тело и избирательно укреплять мышцы спины и брюшного пресса. В упоре стоя на коленях позвоночный столб прогибается между поясом верхних конечностей и поясом нижних и умеренно растягивается. Упражнения, выполняемые в этих исходных положениях, должны иметь симметричный характер [28, 16].

В повседневной жизни нужно разгружать позвоночник, отдыхая лежа, сидя. При длительной работе сидя полезно периодически "вжиматься" спиной и поясницей в спинку стула, с усилием опираться в нее головой.

8. Направленность физических нагрузок на увеличение длины позвоночника для сохранения высоты межпозвонковых дисков.

Общая высота всех дисков составляет у новорожденных 50% длины позвоночника, у взрослых людей - около 25% [24].

Позвоночный столб как бы "усыхает" и многие люди в 60-70 лет становятся на 7-8 см ниже [10].

Основные средства профилактики и основные технологии улучшения метаболизма трофических систем межпозвонкового диска заключаются в методах регуляции и оптимизации физических нагрузок, воздействующих на позвоночник [29].

В процессе формирования осанки необходимо использовать различные висы и растяжки, которые должны применяться в перерывах между силовыми упражнениями [6].

Упражнения на самовытяжения особенно важны при плоской спине, когда не рекомендуют выполнять наклоны и повороты [3].

Хрящи быстро реагируют на физические упражнения, воздействующие на растяжение позвоночного столба. Под их влиянием открываются естественные промежутки между позвонками и хрящи сразу же начинают свой рост [4].

Перед вытяжением околопозвоночные мышцы необходимо разогреть и расслабить. Вытяжение производится под действием силы тяжести тела. Провисание на перекладине можно довести до 5-10 мин. Руки должны быть на ширине плеч, хватом сверху. Перед висом лучше забраться на перекладину с чьей-либо помощью или приставки, чтобы исключить ненужное подпрыгивание и резкое приземление, а после виса - спокойно опуститься. После вытяжения необходимо полежать на спине в течение 15-20 мин или выполнять упражнения из исходного положения лежа [29].

9. Использование инновационных технологий физической культуры.

Необходимо создавать условия для занятий физической культурой по интересам и с учетом состояния здоровья занимающихся [19].

Реализация данного условия возможна при условии отказа от излишней унификации и стандартизации процесса воспитания, создания оптимального числа альтернативных программ по физическому воспитанию населения, учитывающих национальные и региональные условия, половые признаки, профессиональную направленность [1].

Необходимо шире внедрять различные физические упражнения и виды физической культуры: фитбол, релакс, СПА ("здоровье через воду"), волновая гимнастика, акватлон, подводные игры, ки-бо, ритмоатлетизм, аквагимнастика, рольфинг, мышечная тарапия и др. [21].

10. Профилактика и коррекция плоскостопия. Амортизируя, своды стоп предотвращают удары на позвоночник при ходьбе, беге, прыжках. В каждое занятие необходимо включать упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, с захватыванием мелких предметов пальцами стоп, их перекладывание, катание палки подошвами ног. Для профилактики плоскостопия рекомендуются прыжки через скакалку [18, 16]).

11. Коррекционная направленность физических упражнений при нарушениях осанки, которая заключается в целенаправленном воздействии на восстановление (или приостановление) нарушенных функций и систем организма.

Педагогические воздействия должны быть направлены на преодоление индивидуальных недостатков телосложения и осанки. С этой целью в процессе занятий необходимо выделять время для индивидуального выполнения физических упражнений.

При некоторых нарушениях осанки и особенно при сколиозах необходимо учитывать принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий, который заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования обходных путей [30]. При сколиозах очень важно использовать асимметричные упражнения.

Перечисленные рекомендации для формирования осанки необходимо соблюдать в комплексе, исключение каких-либо из них не обеспечит существенного эффекта.

6. Воспитание правильной осанки /Под ред. А.М. Шлемина.- М.: ФиС, 1968. - 70 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.