Как хоронят горбатого человека

Очень интересное фото Натальи Тыриной. Могилка младенца на староверском кладбище в с. Усть-Цильма. Проживают там старообрядцы поморского безпоповского согласия.
Конечно же, домовины и голбцы, ето отголоски язычества. Чтобы совместить с христианством, в них стали врезать медные иконки или кресты. К сожалению сейчас, почти со всех старых кладбищ, их украли. чтоб у воришек руки отсохли.
По могиле, можно как по компасу, понять расположение по сторонам света. Крест или голбец, ставится на восточную сторону в ноги, а покойника кладут к нему лицом, то есть- головой на запад. Жалко не видно, целиком детской домовинки, есть ли окошко на торце. у "взрослых" почти всегда делают или с торца, или на крышке, чуть вправо от головы (кстати, в глубине на фото видно).
В дохристианской традиции, в окошко приносили и еду покойнику, и вещи клали, например кузнецу- молот и щепцы, мельнику- мешки и т.д. Для младенца, отец измерял себя ниткой, и тоже клали ему через оконце, чтобы он знал, до каких размеров ему надо вырасти, когда он предстанет на Страшный Суд. Вообще то, уход человека из временного нахождения в етом мире, в Мир Вечный, дело не шуточное, сами подумайте- тут вы в среднем 70 лет прибываете, а там- вечность! В разных местностях, традиции немного разнятся, создано множество апокрифов и мифов, но в целом, смысл один- чтоб душа "не застряла" тут и спасение от вечных мук, за грехи наши. и если Вы християнин, то спасет вас, только Спаситель- Исус Христос, а если вы- атеист, то уж думайте сами. куда вам дальше.

Когда человек умирал, то его родственники приходили к мастеру и говорили: "Сделай нашему тятеньке новый домик, в старой хате не хочет больше жить".

классическое поморское кладбище начала 20 века.

Еще сохранилась традиция от первых русских поселенцев на Аляске. Хотя местные аборигены, красят их в соответствии с цветами своего рода. В старой традиции- не принято шибко ухаживать за домовиной. земля- дала, земля и забрала.

Не подумайте, что покойного клали прям в етот домик, гроб делался из целой колоды и чаще всего заранее и ето кстати, считалось хорошей приметой. Так же принято было держать его на чердаке и хранить в нем зерно. Делали его точно под свой размер, так как, если тесно- то покойник часто снился, жаловался на неудобство. если слишком велика, то зазывал к себе близких на свободное место, считали что кто то в скорости умрет.
Да вот, все покойники- увеличиваются в росте, примерно на 10-15 см. Горбатые люди- еще больше распрямляются. от сюда и пословица "Горбатого могила исправит", так что опытный мастер- должен расчитать.

Бурятия. Семейские.

Гроб из дома выносили через дверь (ногами вперед)стараясь не задеть за косяк дверного проёма. чтобы не запомнил дорогу обратно. Проем двери- перекрещивали (колдунов выносили через специальный проем, который потом заделывали). Обычно, даже летом, покойника везли на санях, сани на время оставляли возле кладбища, перевернутыми и оглоблями в сторону погоста. захотел покойник вернуться домой, подошел к саням , ну и делать нечего -вернулся обратно. Так же переворачивают стулья и лавки на которых ставили гроб-домовину, чтоб не вернулся посидеть. Омовение делают, только- одноверцы. По христианской традиции, староверов хоронят в посмертной рубахе (многие шьют сами) и в новой неодеванной одежде (кафтан, сарафан), в конце заворачивают в саван, обязательно с новым нательным крестом и лучше с деревянным (тело истлеет и все вещи) в левую руку вкладывается лестовка (символ восхождения на Небо), в правую- Крест. Не кладут в гроб - иконы, книги, вещи и т.п.
Усопшим девицам плетут одну косу (плетением вверх), женщинам — две косы (плетением вниз). Вначале на голову надевают кичку или подвязывают косынку, а поверх белый однотонный платок, концы которого не завязывают узлом, а просто расправляют и закладывают друг за друга слева направо. Не женатых, одевали в одежду жениха или невесты.

семейские мужики рубят домовину.

Так как в библейской традиции, гроб ето пещера с заваленным камнем входом, то иногда клали на холм- камушек. Хотя в языческой традиции, большим камнем придавливали могилу- колдунов, воров, самоубийц. чтоб не болтались по етому свету.
Как и у любого дома, у домовины- окно. Почему справой стороны? Нуууу, в церкви справа стоят мужики, кафтан застегивается- правой стороной на верх, руки скрещиваются- правая сверху. "Наше дело правое, мы победим!" (с) -)))

с.Усть-Цильма, Коми.

Сейчас редко, но ставят.

п.с. на всякий случай,напомню- приносить еду для покойника, устраивать трапезу на кладбище. тем более бухать там, приносить вещи- ето языческие обычаи и христианством отвергаются. Лучшая помощь душе усопшего- ето милостыня бедным, поминание и молитва за безсмертную душу человека. У староверов принято читать Заупокойный тропарь:

Покой, Господи, душа усопших раб Твоих (поклон) (называй имена, за кого молишься).
И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон).
Вечныя муки избави (поклон).
Небесному царствию причастники учини (поклон).
И душам нашим полезная сотвори (поклон).

Читается 3 раза подряд, поклонов всего 15-ть. (поклон имеется ввиду- перекреститься и поклониться в пояс)

14 мая 2020 15:59

На прощании с Кабаковым было многолюдно, однако большинство похорон в Москве сейчас проходят не так. Хотя и не существует особых правил о том, как хоронить во время пандемии людей, умерших не от коронавируса, организаторы просят ограничить круг только самыми близкими родственниками. По словам ритуальных агентов, раньше на похоронах собирались около 20 человек. Сейчас в среднем 5–7.

Если же человек умирает от COVID-19, его похороны выглядят совсем иначе. В этом случае тело заворачивают в пластиковый пакет с хлором, а затем хоронят в закрытом гробу. Родные на расстоянии нескольких метров наблюдают за тем, как умершего опускают в могилу. Им нельзя прикасаться к телу, а часто — даже взглянуть на покойного.

Так случилось с Надеждой Красевич из Сыктывкара, которая хоронила сына, умершего от коронавируса. Ей запрещали приближаться к могиле, пока ее не засыпали землей.

Всего в церкви собралось 25 человек — родственники и близкие друзья покойных, которых отпевали одновременно. Помимо гроба с дедушкой Владимира, в церкви был еще один, потом занесли третий. У входа стало тесно, и батюшка попросил людей не толпиться.

Соблюдение религиозных обрядов — один из самых непростых аспектов прощания во время пандемии, учитывая дискуссию о позиции РПЦ, считает Илья Болтунов. Отпевание проводят на усмотрение батюшек — иногда количество присутствующих ограничивают, но так происходит не всегда. Формально отпевания не запрещены, как и другие церковные службы.

По словам Болтунова, в крупных городах люди хорошо информированы о ситуации с коронавирусом и часто с готовностью соблюдают меры безопасности: носят маски, держат дистанцию, отказываются от обряда целования покойника. При этом в российской глубинке даже во время пандемии часто хоронят родственников, как привыкли, собираясь большой компанией и не отказываясь от традиций.

Например, такие похороны прошли в двух мордовских селах. Оба населенных пункта называются Низовками, но находятся в разных районах: Ардатовском и Атяшевском.

28 марта в атяшевской Низовке похоронили 80-летнего местного жителя. Позже заболели шесть человек, в том числе пожилая женщина, которой диагностировали двустороннюю пневмонию. Через неделю в 37 километрах оттуда — в ардатовской Низовке — от сердечного приступа умер 60-летний кочегар. Поскольку при жизни он считался уважаемым человеком и имел много родственников, на его похороны пришли около 100 человек. Они были в церкви и на кладбище, а затем на поминках в его доме. После этих похорон коронавирусом оказались заражены 50 человек.

Свою роль играет еще и то, что людям сложно думать о риске заражения, когда у них горе, отмечает Болтунов. Он приводит в пример случай, который произошел на похоронах в Белгороде. Родственники покойного пришли в масках и держали дистанцию, но, когда началась церемония, решили обняться.

Сотрудники похоронных домов предпочитают не вмешиваться, когда видят, что люди слишком близко контактируют, говорит Болтунов. Этика не позволяет им это делать. При этом, по словам юриста Елизаветы Потемкиной, многие специалисты похоронной сферы опасаются, что на них заведут административные дела, если на похоронах произойдет массовое заражение коронавирусом.

Многие ритуальные бюро сейчас расширяют спектр услуг в ответ на повышенный спрос. Илья Болтунов предлагает клиентам купить индивидуальные поминальные наборы с кагором и кутьей, чтобы люди не собирались вместе, также он готов организовать заочное отпевание в церкви (без приглашенных и тела умершего). Для тех, кто хочет проститься с человеком, но не может присутствовать лично, ритуальные бюро организуют онлайн-трансляции погребения. Но, по словам Болтунова, такие услуги пока не пользуются популярностью. Похороны чаще всего заказывают люди старшего поколения, которые считают новые технологии неуместными на прощании.

К тому же, говорит Мохов, не все жители России имеют доступ к цифровой инфраструктуре — у многих в глубинке нет нормального интернета. Помимо этого, у людей нет надобности переходить в онлайн, потому что за соблюдением мер безопасности на похоронах никто не следит.

Мохов называет смерть лакмусовой бумажкой, которая показывает все неравенства и привилегии. Сейчас ситуация с похоронами, по его мнению, еще ярче, чем раньше, отражает проблемы, о которых давно говорят: коррупцию в ритуальной сфере, хаос в документах и недостаточную информированность сельских жителей.

Подробностей болезни бабушки я не знаю, вся семья была в чудовищном состоянии, на таблетках, на уколах. Плановое лечение, что-то связанное со стентом, два месяца бабушку перекидывали из больницы в больницу, и вот в одной из них она умерла.

Я там платила деньги и видела ведомость, где расписываются, что тело выдано. Сначала шли просто имена, фамилии, а потом отчеркнуто — и наши.

Там прямо красным написано COVID, COVID, COVID — те, кто перед нами, и после нас еще два человека. Они сказали, что таких много сейчас.

Мне кажется, наша бабушка была инфицирована в больнице, потому что поступала без всякого ковида. Она первый раз легла в больницу еще до того, как эпидемия началась. У нее было четыре отрицательных теста, ей их делали при переводе из больницы в больницу. Умерла она в реанимации, а COVID ей поставили уже на вскрытии.


Патологоанатом просит сидеть дома

В ритуальном зале была очередь на прощание, перед нами было человек 5–6. Пока мы ждали, на крыльцо вышла врач-патологоанатом, такая хрупкая, на ученого-биолога похожа. Мы разговорились.

Я никогда не была диссидентом и в челленджах по лизанию унитазов не участвовала, но и сказать, что я паниковала, не могу. Как и все, надевала маски, перчатки в магазинах, но масштабов не понимала. А вот когда ты видишь этих людей, выкатывающих гроб, врача-патологоанатома с лицом, на котором следы маски, и вот он просит сидеть дома, чтобы не оказаться у него на столе, это действует сразу.

Потом я пошла забрать вещи бабушки, чтобы не приезжать еще раз в эту больницу и не вспоминать все это.

Никаких претензий к сотрудникам нет. Все работают, как часы, с полной загрузкой. Скорые едут и едут, едут и едут. Не поднимают головы — телефоны звонят, документы оформляют. Это труд невероятный.

Вышла из квартиры, села в скорую и приехала в другой мир


В этой ситуации, если человек приехал на скорой, привез близкого, а назад как? Об этом никто не подумал. Хоть бы какие-то справки придумали. Понятно, что это загрузка персонала, но, может, готовые бланки сделать какие-то.

Я понимаю, эта женщина не выходила никуда, сидела со своей мамой дома, продукты им приносили, поэтому у нее нет ни маски, ни пропуска, ничего — она вообще оказалась в другом мире. Она вышла из дверей квартиры, села в скорую и попала в другой мир. По ней это было видно, она не понимала, что делать.

И в морге родственники умерших были без масок практически все. Мы были в масках и в перчатках, на нас смотрели с удивлением.

Хотя висит объявление, что нужны маски и перчатки.

Вы не знаете, кто в гробу

Люди приезжают в морг, прощаются, там красивый ритуальный зал. Потом тело везут на кладбище. Можно в ритуальный автобус сесть, можно — на своей машине. Тех, у кого подтвержденный COVID, кремируют, хоронить не разрешают. А вот если ковида в свидетельстве о смерти нет, можно похоронить. Даже если была пневмония.

Конечно, люди просят вскрыть эти гробы, чтобы посмотреть. Они не понимают, почему человек поступил по скорой с другим диагнозом, допустим, а потом его внезапно не стало.

Например, там женщина была с аппендицитом, причина смерти — перитонит, но в итоге еще и COVID обнаружили. В результате — закрытый гроб.

Представляете, что у людей в голове происходит? Вот это ужасно. Я понимаю, что в других странах тоже закрытые гробы, это не мы придумали. Наверное, для этого есть основания. Но одно дело, когда ты читаешь рассказы друзей в социальных сетях об этом, а другое — когда твой близкий попадает в больницу и ты больше его не видишь. Он умирает в одиночестве, а ты даже не можешь открыть гроб.


Эта бабушка очень хотела быть похоронена рядом со своей сестрой. Хотела, чтобы ее отпели. Она не желала кремации, поскольку верующий человек. Ее последняя воля нарушена.

В крематории нас батюшка не дождался, ушел, а мы хотели, чтобы он отпел. Сейчас в крематориях священники проводят отпевание при закрытых гробах.


Мы не даем прощаться, а живые с ковидом ездят на такси

Но что ужасно — одним людям не дают попрощаться, а другие с COVID-положительным тестом на такси ездят. Как это? У меня в голове не укладывается. У моего знакомого на КТ подтвердился ковид, назад он ехал в такси. При этом у него была температура 39, его заставили подписать отказ от госпитализации, мол, лечитесь дома, потому что вы не такой тяжелый — у вас всего лишь двусторонняя нижнедолевая пневмония.

После похорон бабушки я села в машину и впервые обработала санитайзером руки.

У меня были антисептики, но я ими не пользовалась. Я честно скажу, меня трудно чем-то удивить, правда, поверьте. Я только читала о закрытых гробах и обо всем, а это действительно оказалось правдой.

Я увидела людей, которые работают с красными глазами, четко, как часы. Меня сотрудники морга потрясли. Все быстро, никакой паники, механизм отлаженный. Поэтому они с ног и валятся. Прощание — сразу машина, автобус и поехали. И в крематории все тоже на высшем уровне — приехали, дали попрощаться, гроб закрыт, все четко. Все вежливые, культурные.

Мы даже не понимаем, что не только врачи в красной зоне работают на износ, эти службы тоже. Я не знаю, доплачивают ли тем, кто вскрывает тела в морге. Они точно так же работают с COVID, только не с больными, а умершими, в контакте с ними.

Мы все оказались в такой ситуации — все не могут проводить своих близких нормально. Мне кажется, это самое ужасное, а так жизнь есть жизнь, в ней всегда была смерть и будет, к сожалению. Никто от этого не застрахован, от этого не уйдешь.


Количество смертей от нового типа коронавируса в России перевалило отметку в 1,7 тыс. В одной Москве уже умерли около тысячи человек. В связи с распространением инфекции погибших от нее хоронят (по рекомендации Минздрава) в закрытых гробах и с минимальным присутствием провожающих в последний путь. Роспотребнадзор не исключает, что коронавирус в течение нескольких дней после смерти может сохраняться в тканях тела, однако обязательное предписание кремации умерших от COVID-19 в России вряд ли появится. Эксперты отрасли отмечают, что это требование было бы невыполнимо — крематориев в стране не хватает, поэтому РФ не сможет пойти по пути Италии, где в разгар эпидемии без участия родственников хоронили прах.

Без перегруза


За порядок проведения похорон сейчас отвечают региональные власти. Но в соответствии с рекомендациями Минздрава РФ, умерших от коронавируса хоронят в закрытых гробах с минимальным числом участников процессии. При этом члены семьи и близкие не могут прикасаться к телу.

Если человек умер от коронавируса, мы должны дополнительно к свидетельству о смерти получить подтверждение диагноза. Такие тела хоронят в закрытых гробах. В регионах для этих целей выделены кладбища, — отметил он.

Отдельные субъекты РФ рекомендуют кремировать жертв COVID-19, но не настаивают на этой мере. Например, такие указания дало 8 мая управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю.

Ранее некоторые регионы попытались ввести предписания хоронить в цинковых гробах, но от этой идеи отказались.


Не все предприятия ритуальной сферы могут предоставить подобную услугу. Вот в Москве или Санкт-Петербурге такая возможность, например, есть, но есть же и другие города — маленькие, — добавил Павел Кодыш.


При этом даже в Москве, которая считается очагом распространения коронавируса в стране, прирост смертей не так велик, чтобы перегрузить похоронную систему, отметил член Корпорации руководителей похоронных предприятий Андрей Цветнов.

— В среднем, в Москве умирает примерно 300–400 человек в день, статистически это около 1% населения. Прибавка в 50–60 человек в день не критична для системы, если сравнить допустим с Италией — где по 1 тыс. людей в день умирало, или с Америкой, — пояснил он.

Однако представитель отрасли выразил мнение, что всех погибших от коронавируса необходимо кремировать, ведь инфекция до конца не изучена.

— Мы не знаем, какие последствия могут быть, лишь предполагаем. Конечно, кремировать было бы правильнее, — считает он. — Но есть сложность — по всей стране у нас примерно 25 крематориев. Вы же не повезете тело из Иркутска в ближайший к нему крематорий, который находится в Новосибирске или во Владивостоке. Тут должны быть другие меры предосторожности — максимально изолировать тело, если кремировать невозможно.


Заочные проводы

Отпевание без покойника — не редкость: люди попадают в катастрофы, пропадают без вести. Допустимо не устраивать проводы на кладбище. Конечно, люди хотят, чтобы всё было по порядку. В обычное время в церковь часто привозят покойника на ночь, ведется довольно длинная служба. Но сейчас в некоторые храмы вообще не допускают прихожан, даже мертвых. Например, наш обвязан сигнальной лентой, и туда может попасть только священник, и то не каждый. Мне вот не продлили пропуск, и теперь я до конца мая вынужден оставаться дома. Но службы в храме идут, их священники ведут по очереди, по одному, — пояснил он.

Сейчас от коронавируса умирают и священники, и их тоже отпевают, отметил Владимир Вигилянский. Гроб при этом открывать не требуется.


Интересно, что некоторых отпевали не в храме, а на территории около него. Так провожали отца Александра Агейкина, настоятеля Богоявленского собора. А отца Георгия Бреева, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, отпевали внутри. И люди приходили на эти похороны. Но их было мало, хотя это известные священники, и без карантина их провожали бы сотни, — добавил протоиерей.


Заражение под вопросом

ВОЗ не дает четких рекомендаций относительно похорон, но подчеркивает, что прикасаться к погибшему не стоит и прощание должно происходить на расстоянии.

По мнению, директора Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского Сеченовского университета Александра Лукашева, вероятность заражения от трупа практически отстуствует.

— Вирус глубоко в легких, да и на момент смерти его намного меньше, чем в первые дни заболевания. Но порядок захоронения связан с тем, что есть методические рекомендации по обращению с вирусом, и с пациентами, и с умершими от вируса. И этот вирус отнесен ко второй группе биологической опасности, для которой предписаны именно такие действия, — пояснил он.


Согласно, санитарным правилам, кремация и захоронение тел людей, умерших от инфекционных болезней, вызванных микроорганизмами I– II групп патогенности, должна происходить в металлическом или плотно закрытом деревянном гробу.


Вопросы похоронного дела в России регулирует Минстрой, там есть отдел с удивительным названием — "твёрдых коммунальных отходов, похоронного дела и спецпроектов". Иногда складывается впечатление, что от тела умершего, если нет родственников, избавляются, как от бытовых отходов.

Одинокий старичок, у которого из "родных" были только соседи по подъезду, умирает. Его находят те самые соседи, вызывают скорую, полицию и с грустью думают, что его, бедного, даже похоронить некому. Тело дедушки увозит труповозка.

После вскрытия и других необходимых процедур тело оказывается в холодильнике морга. Хоронить несчастного дедушку должно государство. Только, скорее всего, его тело будет принято землёй ещё не скоро.

Таких одиноких старичков (и не только старичков), у которых нет родных и близких, в красноярском морге в начале февраля скопилось почти 40. Как выяснилось, у муниципального предприятия "Ритуальные услуги", которое должно было заняться похоронами, кадровые проблемы. Но главное — у него нет денег. Руководство города пока не спешит помочь в решении этой проблемы, хотя предприятие принадлежит администрации. А тела продолжают накапливаться.


Красноярский край — регион с дефицитным бюджетом (в 2017 году дефицит, как сообщалось, составил 13,2 млрд рублей). Но дело совсем не в этом. У местных властей находятся деньги на что угодно, но только не на одиноких умерших.

Например, Законодательное собрание края в декабре 2017 года, согласно информации на портале госзакупок, закупило 50 сувенирных тарелок. Они покрыты позолотой (24 карата), а подставка у них — из красного дерева.

Каждая тарелочка стоит более 7 тыс. рублей. Примерно столько (около 8 тыс.) обычно выделяется из бюджета на похороны одинокого человека. То есть если бы депутаты отказались от тарелок и каким-то образом передали потраченные на них деньги в "Ритуальные услуги", не было бы позорища в виде склада трупов.

По словам экспертов, это не исключительная ситуация — такое бывает и в других регионах.

По словам председателя Профсоюза работников ритуальных служб Антона Авдеева, среди всех умерших в стране около 7% — это люди, которые остались без родственников, которые жили на улице, личность которых не установили. Официально они называются "невостребованными". Лайф разобрался, как по закону должны хоронить тех, кто закончил свою жизнь в полном одиночестве, и как это происходит на самом деле.

В законе о погребении, работающем в нашей стране с 1996 года, умершие, у которых нет ни близких родственников, ни законных представителей, выделяются в отдельную группу. И правила похорон для них особенные.

На умершего оформляют документы, необходимые для погребения, ему гарантируют "облачение тела" (какое именно — не уточняется) и гроб. Перевозка и погребение на кладбище (или же транспортировка в крематорий) — также в списке того, что положено.

Но, по словам экспертов, на деле такие похороны не выглядят по-человечески.

— К сожалению, практика сложилась так, что чаще всего никто не занимается покупкой одежды для умерших. Не говоря уже о том, что точно никто не будет приводить их в порядок. Нередко тела заворачивают в какую-нибудь простынь или накидывают на них какие-то старые вещи, которые могут остаться в больнице или морге, кладут в гроб — и всё. Потом несколько гробов (а не по одному, как положено) грузят в автобус и везут на кладбище. Там хоронят, на могиле будет табличка с номером захоронения — больше ничего. Без особых церемоний, — рассказал Антон Авдеев.

При этом хоронят "невостребованные" трупы без аванса — то есть деньги за погребение ритуальная компания получает уже после погребения. По словам президента организации по защите прав потребителей в ритуально-похоронной сфере "Верум" Владимира Горелова, не исключено, что ритуальные организации сознательно допускают проволочки в работе, так как не хочет хоронить почти за "бесплатно".


— Ведь суммы, выделяемые на погребение одиноких, довольно скудны, а процесс похорон стоит дорого. Получается, что выделенные из бюджета деньги не покрывают расходы ритуальной организации, — сказал Владимир Горелов.

Тем не менее это не повод оставлять тела в морге — в вопросе должна разобраться местная администрация, которая по факту несёт ответственность за эту сферу.

К тому же, учитывая огромный денежный оборот ритуальных компаний, сложно представить, что у них не нашлось средств на самые скромные похороны, которые потом ещё и должны компенсироваться из государственного кармана.

Правда, согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", в 2016 году (это последние данные) у "Ритуальных услуг" был убыток — около 6 млн рублей.

Одной ногой в вечности

По словам экспертов, главная проблема всей похоронной сферы — отсутствие грамотного государственного контроля. Сам ритуальный бизнес уже настолько погряз в криминале, что даже похороны людей, которых оплакивают многочисленные родственники, организованы безобразно — поборы бывают просто огромными. Что уж говорить про погребение тех людей, которые на белом свете никому не были нужны.

— Необходимо усиливать ответственность за это нарушение для ритуальных компаний вплоть до уголовной. Причём привлекать к ответственности руководителей не только ритуальных служб, но и контролирующих служб, допустивших такое, — отметил Владимир Горелов.

По словам Антона Авдеева, без достойного финансирования похорон обойтись не получится.

— Вопросы жизни и смерти — это фундаментальные вещи. У людей должно быть право на достойное захоронение после смерти. Государство на федеральном уровне должно это контролировать, — говорит он. — В похоронном деле без вопросов долгосрочного планирования обойтись нельзя. Потому что в этой теме мы все стоим одном ногой в вечности.

За 2,5 месяца коронавирус уже унес жизни более 2,5 тысяч россиян. Столичные кладбища работают в усиленном режиме, почти круглосуточно, где-то уже введено онлайн-прощание с покойным. Но это скорее исключение, все же родственники стараются, несмотря на ограничения, сами проводить в последний путь близкого человека. А ограничения, связанные с угрозой распространения COVID-19 у ритуальных служб, значительные.


Скорбящие семьи хотят проститься с погибшими близкими, но пандемия диктует свои правила Фото: Агентство городских новостей "Москва"

В первых числах апреля правительство разработало документ, касающийся правил проведения похорон. В первую очередь, он должен обезопасить тех, кто приходит проститься с умершими от COVID-19. На похороны не допускаются люди старше 65 лет, они в группе риска, а число родственников не может превышать 50 человек. Более того, родные и близкие покойного должны соблюдать дистанцию в 1,5 метра друг от друга. Особо горько, что родственники не могут подойти к гробу, чтобы попрощаться с любимым человеком. По правилам гроб с умершим от коронавируса должен быть закрыт, а близкие покойного обязаны находиться на значительном расстоянии от места захоронения.


В целях безопасности родственники погибших находятся за оцеплением Фото: Агентство городских новостей "Москва"

Фотокорреспондент ТАСС сделал репортаж с похорон на Бутовском кладбище в Москве , где гроб к месту успокоения несут люди в спецзащите, защитных масках и перчатках. На одном из снимков видно, что попрощаться с усопшим разрешили только жене и маленькой дочке, которые смогли лишь подойти к закрытому гробу. При этом на них также надеты перчатки и маски. Все остальные близкие умершего остались за чертой ограждения.


Пандемия коронавирусной инфекции унесла жизни многих граждан России Фото: Агентство городских новостей "Москва"

"Комсомольская правда" выражает соболезнования всех близким погибших от коронавируса.


Гроб несут представители похоронных служб, одетые в специальные защитные костюмы Фото: Агентство городских новостей "Москва"


Закапывают могилу специалисты со всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС


Похороны проходят с повышенными мерами предосторожности. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС


Родственники не могут проститься с усопшим. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС


В рекомендациях Всемирной организации здравоохранения по поводу проведения похорон людей, у которых был подтвержден коронавирус, специалисты советуют использовать все стандартные меры предосторожности. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС


Так в Москве хоронят умерших от коронавируса. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:




  • Подписка

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru

  • Беларусь
  • Бишкек
  • Казахстан
  • Молдова
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Биробиджан
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Донецк
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Камчатка
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Курск
  • Липецк
  • Магадан
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Пенза
  • Пермь
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Сахалин
  • Севастополь
  • Северный Кавказ
  • Смоленск
  • Сыктывкар
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Чита
  • Чукотка
  • Югра
  • Якутия
  • Ямал
  • Ярославль

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.