Исследования нарушений осанки у школьников

Определение основных причин нарушения осанки у школьников

Глава 1. Краткий обзор литературы 4

1.1. Почему важно изучать данную проблему 4

1.2. Причины нарушения осанки 5

1.3. Правила сохранения осанки 6

Глава 2. Методика исследования. 8

2.1 Определение количества учащихся с нарушением осанки 8

2.2 Изучение основных размеров рабочего места 8

2.3 Определение количества учащихся, ведущих активный образ жизни 10

2.4 Определение количества ранцев, соответствующих гигиеническим требованиям 10

Анализ результатов исследования. Выводы 11

Библиографический список 14

Приложения 15

Формулы расчёта соответствия школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам 15

Актуальность исследования

В настоящее время проблема нарушений осанки является одной из наиболее распространенных и сложных. По данным специалистов, распространенность нарушений осанки среди детей, подростков и молодежи достигает 80-90%. В первую очередь, это связанно со снижением уровня двигательной активности и изменениями образа жизни современного человека, обусловленными научно-техническим прогрессом [6].

Как известно, осанка формируется в процессе роста организма в зависимости от условий быта, учебной и трудовой деятельности, занятий физическими упражнениями и может изменяться на протяжении всей жизни человека. Нам стало интересно, как в нашем классе обстоят дела с сохранением осанки. Какие причины вызывают нарушение осанки у учащихся нашего класса.

Цель работы: определение основных причин нарушения осанки у школьников.

Изучить специальную литературу по теме исследования.

Определить количество учеников с нарушением осанки в исследуемом классе.

Определить количество учеников в исследуемом классе, ведущих активный образ жизни.

Определить основные размеры рабочего места в учебном классе и их соответствие антропометрическим данным учащихся.

Определить соответствие параметров ранцев учащихся гигиеническим требованиям.

Определить основные причины нарушения осанки у учеников в исследуемом классе.

Объект исследования: учащиеся начального класса.

Предмет исследования: нарушения осанки у учащихся начальной школы.

Была определенна последовательность работы:

изучить специальную литературу;

выбрать методику исследования;

проанализировать результаты исследования;

Практическая ценность работы: по результатам исследования можно разработать рекомендации для улучшения осанки учащимся исследуемого класса.

Почему важно изучать данную проблему

У детей младшего школьного возраста скелет постепенно окостевает и происходит наращивание и укрепление мышечной массы и связок. Во время этого периода происходит интенсивное приспособление опорно-двигательной системы к новым условиям, различным нагрузкам. Детей приучают сидеть за партой в школе или дома за письменным столом, правильно держать ручку, карандаши. Образ жизни и привычки ребенка отражаются на формировании осанки и позвоночника [5].

Причём замечено, что девочки более подвержены искривлениям позвоночника в отличие от мальчиков. Мальчишки более подвижны, что и помогает им справляться с устранением искривлений и сохранять правильную осанку. Все эти проблемы возникают из-за слабости мышц и связок, нарушения соединения мышц которые удерживают позвоночник в правильном положении. С такими нарушениями осанки у детей быстро наступает усталость. Они проявляют беспокойство на уроках, т.к. у них появляется потребность в изменении положения туловища, гораздо чаще, чем у остальных [3, С. 67-71].

Причины нарушения осанки

Чаще всего встречаются нарушения позвоночника такие как: сутулая спина, вялая осанка, плоская спина.

Причины нарушения осанки возникают из-за:

- слабого развития или недоразвития мускулатуры;

- мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении развиваются ассиметрично;

- как последствие перенесённой болезни (рахит), в результате которой происходит изменение формы грудной клетки (куриная грудь);

- отсутствие правильного режима у ребёнка;

- мебель, не соответствует росту школьника;

- рабочий стол плохо освещён;

- одежда неудобная - сдавливающая грудную клетку, перетягивающий талию пояс.

Самым серьёзным нарушением осанки у детей является сколиоз . И происходит он, не только из-за деформации скелета, а и из-за нарушения правильного развития мышц. При нём у ребёнка смещаются внутренние органы - лёгкие, сердце, печень [6].

Под постоянным наблюдением должны находиться дети с дефектами осанки. За соблюдением правильной позы за партой во время уроков в школе и в домашних условиях необходимо вести постоянный контроль. Таким детям на уроках физкультуры проводят корригирующую гимнастику. Система физических упражнений, которая направлена на укрепление заданных групп мышц, способствует их правильному развитию и устранению причины нарушения осанк и, называется корригирующей гимнастикой. Проведение корригирующей гимнастики должно соответствовать возрастным категориям школьников. Проводится индивидуальное лечение для каждого ребёнка, имеющего сколиоз позвоночника, с учётом всех его особенностей развития. Эти упражнения включают в себя: упражнения способствующие исправлению дефектов осанки, укреплению мышц, улучшению координации движений и закрепления правильной осанки у детей школьного возраста [4].

Мышцы спины поддерживают правильную форму позвоночника, что в свою очередь обеспечивает хорошую осанку. При занятиях спортом мышцы ребёнка развиваются и становятся сильными. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не пропускал занятия физкультурой [3, С. 67-71].

Правила сохранения осанки

Семь правил для сохранения правильной осанки :

1. Ребенок должен спать только на жесткой постели! Лучше всего на ортопедических матрасах и подушках.

3. Нужно организовать ребёнку правильный режим дня.

4. Обеспечить удобное рабочее место с хорошим освещением, для занятий ребёнка. Важным моментом является подбор мебели, нужно чтобы она подходила по росту. Для дома подходят как нельзя лучше - офисные стулья. У них регулируется высота. При работе за компьютером монитор должен находиться чуть ниже уровня глаз. Клавиатура – должна быть на высоте 70 сантиметров от пола. Руки и ноги, должны находиться под углом в 90 градусов.

5. Не надо забывать, что причины нарушения осанки заключены в недостатке движения! Рекомендуем вашему ребёнку занятия танцами, туризмом, плаванием и даже обычные регулярные прогулки будут очень полезны.

6. Детям лучше всего носить учебники в рюкзаках с широкими лямками и ортопедической (жёсткой) спинкой. Нельзя носить учебники в сумках, особенно в одной руке – это прямой путь к сколиозу.

7. При необходимости, применяйте ортопедический корсет, спинодержатель, корректоры осанки [5].

Исследование осанки и причин её нарушения у школьников МБОУ СОШ с. Андреевка

Илишевского района

Глава I. Осанка и ее нарушения 4

1.2. Нарушения осанки, их выявление 4

Глава II. Выявление нарушений осанки 6

2.1. Объект, материалы и методы исследования 7

2.2. Результаты исследований, их анализ 7

2.2.1. Оценка осанки у школьников и выявление ее нарушения 7

2.2.2. Измерение массы тела, веса школьного портфеля 7

2.2.3. Анализ причин нарушения осанки у обучающихся 8

Глава III. Заключение 9

3.2. Рекомендации по решению проблемы 9

Актуальность темы обусловлена тем, что в данное время более 60% детей имеют нарушения осанки, что создает в дальнейшем основу для различных заболеваний у взрослых людей. Данное исследование позволит обратить внимание на факторы, влияющие на формирование осанки школьников.

Цель работы: выявить причины нарушения осанки у школьников МБОУ СОШ с. Андреевка Илишевского района.

Задачи исследования:

изучить научную литературу по данной теме;

провести наблюдения и исследования на правильную осанку (измерение массы тела, веса школьного портфеля; гигиеническая оценка осанки методом у стены), подтверждающих динамику нарушения осанки у школьников от начального звена к старшему школьному возрасту;

произвести статистическую обработку данных.

Новизна темы: впервые обследованы обучающиеся МБОУ СОШ с. Андреевка Илишевского района с целью мониторинга осанки для пропаганды здорового образа жизни и активизации профилактической работы.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе для пропаганды здорового образа жизни среди школьников, в организации оздоровительной работы, профилактических и лечебных мероприятий.

Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, 3 глав, выводов, списка литературы (6 наименований) и приложения.

Объем работы изложен на 10 страницах компьютерного набора.

ГЛАВА I. ОСАНКА И ЕЕ НАРУШЕНИЯ.

Осанка - это непринужденное привычное положение тела при сидении, стоянии и ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Нормальной или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования двигательного аппарата и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично лопатками (без выпячивания нижнего края), развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. При правильной осанке глубина шейного и поясничного изгибов позвоночника близки по значению и колеблются у детей и дошкольного возраста в пределах 3-4 см. Люди с правильной осанкой отличаются стройностью. Голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные. Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

1.2. Нарушения осанки, их выявление

Нарушение осанки - это состояние, при котором нарушены физиологические изгибы позвоночника в результате слаборазвитого мышечного корсета - группы мышц спины, груди, ягодиц, передней поверхности бедра, удерживающих позвоночник в правильном положении. Это стадия обратимых нарушений не связанных со структурной перестройкой опорных структур позвоночника.

Как правило, нарушение осанки развивается у детей школьного возраста, хотя может встречаться и у 4-5 летних детей. Среди школьников выделяются возрастные периоды, когда наиболее велика вероятность возникновения различных патологических состояний организма, в том числе со стороны опорно-двигательного аппарата, а именно позвоночника. Это школьники 1, 5 и 8-9-х классов.

Причины появления искривления позвоночника могут быть как врождёнными, так и приобретёнными.

К врождённым причинам искривления позвоночника относят нарушения внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий.

Приобретёнными причинами искривления позвоночника могут быть заболевания (рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит) и травмы (переломы позвоночника). Неправильное положение тела вследствие других заболеваний (односторонний паралич, системные заболевания соединительной ткани, плоскостопие, разная длина ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе) тоже приводят к искривлению позвоночника.

Нарушение осанки может появиться в результате профессиональной деятельности человека, связанной с длительным нахождением в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто неправильная поза на стуле, привычная неправильная осанка). Стоит заметить, что при нарушении осанки тяга мышц становится неравномерной, что приводит к ещё большему искривлению позвоночника.

Виды нарушений осанки.

Сутулость — нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. При этом надплечья приподняты, плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками, когда нижние углы или внутренние края лопаток сильно выдаются над грудной стенкой.

Круглая спина — нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. При этом смещается центр тяжести тела. Чтобы сохранить равновесие, человеку приходится стоять и ходить на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками. Живот выступает.

ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

2.1. Объект, материалы и методы исследования

Объектом исследования являются школьники МБОУ СОШ с. Андреевка Илишевского района.

Материалы для исследования: сантиметровая лента, весы.

Для изучения нарушений осанки были применены следующие методики:

Анкетирование. Были предложены вопросы:

Сколько времени тратите на приготовление домашних заданий?

Сколько времени в течение дня вы тратите на прогулку?

Сколько времени вы проводите за компьютером?

Какие спортивные секции вы посещаете?

Выявление нарушений осанки проводили по соотношению ширины плеч и дуги спины. Для этого измеряли ширину плеч и дугу спины. Дуга спины определяется по расстоянию между костными выступами над плечевымисуставами, измеренному по линии ключиц. Брали сантиметровую ленту левой рукой за нулевое деление, прижимали ее к выступающей точке левого плеча. Правой рукой протягивали ленту по линии ключицы к правому плечу. Полученное число соответствует величине дуги спины. Расчет производили по формуле:

где ПО – показатель осанки, %

ШП - ширина плеч в см,

ДС - дуга спины в см.

Величина показателя осанки 100 - 110 % соответствует норме; 90 - 99% - свидетельствует о серьезном нарушении осанки; при снижении его до 85 - 90% или увеличении до 125 - 130 % следует направить ребенка на обследование к врачу - ортопеду.

Методика осмотра у стены. Встают к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались ее. При нормальной осанке в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Осанку следует считать нормальной, если между стеной и поясницей проходит ладонь.

  • Измерение массы тела, веса школьного портфеля. В научных целях взвесить школьные портфели школьников. Вес портфеля школьника регламентируют Санитарные правила и нормативы. Вес портфелей, школьных ранцев для учащихся начальных классов не должен превышать 600-700г., средних и старших классов-1кг. Ранец первоклассника при полной загрузке, т. е. со всеми учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, должен весить не более 3 кг, а школьный портфель 12-летнего ученика – не более 5 кг, начиная с 10 –го класса-до 6 кг. Вообще вес школьного портфеля можно вычислить так: он должен составлять не более 10% от веса ребенка. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2010 г. N 72 "Об утверждении СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10"). Для того, чтобы выяснить допустимые нормы веса портфеля, необходимо узнать вес самих учеников. Также было изучено ранец или сумку предпочитают ученики.
  • 2.2. Результаты исследований, их анализ 2.2.1. Оценка осанки у школьников и выявление ее нарушений С помощью методики осмотра у стены и показателя плечевого индекса было обследовано 137 обучающихся школы со 2 по 11 класс. Исследования показали, что сутулость встречается только у 2% обучающихся, у остальных 98% нормальная осанка. Но есть обучающиеся, которые находятся у группе риска – 12% (см. Приложение 1, 2). 2.2.2. Измерение массы тела, веса школьного портфеля При измерении веса портфеля было выяснено, что у 73% обучающихся вес портфеля соответствует нормам по СанПину. У остальных 27% вес ранца превысил гигиеническую норму. Причем у 15% - тяжелые ранцы, у 12% - очень тяжелые. При этом ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы (см. Приложение 3). При изучении выбора портфеля обучающимися, выяснилось, что 84% обучающихся носят ранцы, а, начиная с пятого класса, некоторые ученики предпочитают носить рюкзаки (14,5%) и сумки (1,5%). Получается, что некоторые ученики выбирают не для здоровья, а для красоты (см. Приложение 4, 5). 2.2.3. Анализ причин нарушения осанки у обучающихся Причин нарушения осанки существует много, но основными из них являются две – длительное пребывание в неправильном положении тела и недостаток двигательной активности. Длительно пребывают ученики в неправильном положении обычно во время уроков, при приготовлении домашних заданий и во время, проведенное за компьютером. Сколько же времени тратят на это обучающиеся разных классов? С этой целью был проведен опрос со 2 по 11 класс. Анкетирование показало, что обучающиеся в среднем на приготовление домашних заданий тратят 2-2,5 часа (см. Приложение 6). Старшеклассники, конечно, больше проводят времени за подготовкой уроков, что увеличивает статическую нагрузку на позвоночник и способствует длительному пребыванию в неправильном положении тела. Опрос показал, что больше всего времени современный школьник проводит за компьютером, или с мобильным телефоном (см. Приложение 7). Если ученики 2 – 6 классов на это удовольствие тратят от 40 минут до 1 часа, то ребята 7 – 11 классов уже проводят за компьютером 1 – 2 часа. А теперь суммируем: 6 часов уроков в школе + 1,5 часа на домашние задания + 2 часа у компьютера = 9,5 часов в среднем учащийся проводит сидя, далеко не всегда поддерживая правильную позу.

    ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1. Среди обследованных школьников 2% имеют нарушения осанки, которые требуют консультации специалиста.

    2. 12% обучающихся находятся в группе риска, для них разработаны комплексы упражнений для укрепления осанки.

    3. При измерении веса портфеля было выяснено, что у 73% обучающихся вес портфеля соответствует нормам по СанПину. У остальных 27% вес ранца превысил гигиеническую норму. Причем у 15% - тяжелые ранцы, у 12% - очень тяжелые.

    4. 84% обучающихся носят ранцы, а, начиная с пятого класса, некоторые ученики предпочитают носить рюкзаки (14,5%) и сумки (1,5%), что может способствовать нарушению осанки.

    5. Обучающиеся 9 и 11 классов на подготовку домашних заданий тратят 4-5 часов, это связано с подготовкой к ГИА, что увеличивает статическую нагрузку на позвоночник и способствует длительному пребыванию в неправильном положении тела.

    3.2. Рекомендации по решению проблемы

    Основа правильной осанки – это упражнения. Именно упражнения делают осанку правильной. Простая утренняя разминка станет весомым вкладом в правильную осанку школьника.

    С помощью научного руководителя и учителя физкультуры были разработаны:

    Примерный комплекс домашних упражнений для утренней зарядки для стабилизации навыка правильной осанки у школьников (см. Приложение 8)

    Примерный комплекс упражнений (на каждый учебный день) для стабилизации навыка правильной осанки у школьников (см. Приложение 9).

    Исследование осанки у обучающихся МБОУ СОШ с. Андреевка



    Исследование веса школьного портфеля



    Выбор портфеля в классах


    Время на подготовку домашних заданий


    Время, проведенное за компьютером


    Примерный комплекс домашних упражнений

    1 упражнение . И.п.: руки на затылке, локти отведены назад, левая нога отставлена назад на носок.

    Выполнение. Выпрямить руки вверх, отводя их до предела назад (вдох). Вернуть руки в и.п. (выдох). Повторить 6-16 раз. Повторить упражнение, отставив назад правую ногу.

    2 упражнение. И.п.: середину резинового шнура или бинта закрепить за ножку или у стены возле пола. Концы затянутого шнура взять в руки. Ноги на ширине плеч. Туловище наклонено вперед.

    Выполнение. Растягивая шнур, выпрямиться, одновременно поднимая руки вверх, и отклонить верхнюю часть тела до предела назад, т.е. прогнуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 8-20 раз.

    3 упражнение. И.п.: выпад правой ногой вперед, руки – вперед. В руках – концы слегка растянутого резинового шнура (бинта), закрепленного у стены, двери и т.п.

    Выполнение. Согнуть руки, растягивая шнур (вдох), руки разогнуть в и.п. (выдох). Повторить 10-30 раз. После короткого отдыха повторить еще 10-30 раз, стоя в выпаде левой ногой вперед.

    4 упражнение. И.п.: лечь на пол грудью вниз и упереться руками в пол под плечевыми суставами.

    5 упражнение. И.п.: лечь на спину, руки вдоль тела, ладони вниз.

    Выполнение. Ноги согнуть в коленях и подтянуть к груди. Затем выпрямить ноги до вертикального положения. Согнуть их и вернуть в и.п. Дыхание свободное, без задержки. Повторить 6-10 раз.

    6 упражнение. И.п.: стойка ноги врозь, руки вверх, пальцы сцепить.

    Выполнение. Сделать 8-16 круговых движений туловищем в одном направлении и столько же в обратном. Дыхание свободное, без задержки.

    7 упражнение. И.п.: встать правой ногой на стул, руки и левая нога свободно балансируют.

    Выполнение. Сделать на правой ноге 6-10 приседаний, то же повторить на левой ноге. Дыхание свободное, без задержки.

    Облегчение. Во время приседания на правой ноге левой ногой становиться на пол и наоборот.

    8 упражнение. И.п.: руки на поясе.

    Выполнение. Сделать 20-30 подскоков на носках; ноги то вместе, то врозь. Когда ноги врозь, поднимать руки в стороны, ноги вместе – руки на пояс. Дыхание свободное, ритмичное.

    Комплекс упражнений "Полет к звезде"

    1 группа – фиксирование позвоночника в правильном положении

    И.п. Встать друг к другу спиной, соприкоснуться лопатками и пятками. Раз – два, руки в стороны, вверх. Три – четыре, руки в стороны и вниз. (3-4 раза).

    Раз – два, встать на носочки, руки вытянуть вверх. Три – четыре, и.п.(3-4 раза)

    И.п. Встать друг к другу спиной, вытянуть руки в стороны и сомкнуть пальцы в замок. Раз – два, три – четыре, вращательные движения руками.

    2 группа – формирование правильной осанки

    И.п. Встать лицом друг к другу, соприкоснуться ладонями.

    Раз – два, круговые движения вправо, три – четыре, влево.

    Раз – два – три – четыре, полные круговые движения, сначала вправо, затем влево. (3-4 раза)

    Раз – два – три – четыре, движения руками вперед и назад. (3-4 раза)

    Раз – два – три – четыре, движения руками по кругу с сопротивлением. (3-4 раза)

    И.п. Встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Один ребенок подпрыгивает на носочках, приседает, другой легко подталкивает его пальцами, как мяч. Потом дети меняются ролями.

    И.п. Встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Руки поставить на плечи соседа. Раз – два, наклоны вправо, Три – четыре, влево. (3-4 раза)

    Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Правильная осанка у школьника – одна из главных забот родителей. Именно в детском возрасте нужно сформировать полезную привычку – поддерживать спину в прямом положении, которая останется на всю жизнь.
    В сегодняшнем обзоре вы узнаете, что такое нарушение осанки у детей школьного возраста, и какое лечение позволит устранить дефект.

    Осанка у детей постепенно создается на протяжении детских лет, поэтому за время учебы в школе можно ее максимально улучшить.

    Если нарушению осанки не уделить внимания, то в дальнейшем проблема проявиться в головных болях, сутулостью и значительным дискомфортом в области груди.


    Нарушение осанки в школьном возрасте

    Нарушение осанки у детей проявляется во всевозможных деформациях позвоночника в саггитальной и фронтальной плоскости.
    Как утверждает статистика, проблемы со спиной бывают у 67% школьников старших классов, у 17 % дошколят и у 30 % учеников средних классов. В 2-3 % случаев нарушения проявляются у совсем маленьких детей.

    При своевременной профилактике сколиоза у школьников дефекты становятся обратимыми. Застарелый недуг может спровоцировать снижение активности в грудной клетки, уменьшение амортизационных свойств позвоночного столба и проблемы с дыханием.

    Нарушения осанки являются сигналом развития сколиоза, кифозов и поясничного лордоза.

    Причины нарушений осанки у детей

    Неправильная осанка может проявиться в результате приобретенных или врожденных причин. Нарушения с рождения формируются еще при внутриутробном развитии. К недугу приводят и родовые травмы.
    Приобретенные нарушения выявляются в 90-95 % случаев. Чаще всего они бывают у людей, обладающих астеническим телосложением.

    К дефектам спины могут привести определенные условия:

    1. Сумка или портфель носится в одной руке.
    2. Нехватка двигательной активности.
    3. Неподходящая мебель, которая не сочетается с ростом.
    4. Некачественное освещение.

    Все эти факторы способствуют продолжительному нахождению в неправильном положении. На нарушения осанки может оказать влияние неправильный режим, лишний вес и ослабленные мышцы. При первых признаках детского сколиоза нужно обратиться к доктору. Квалифицированный специалист назначит лечение.

    Как определить нарушение

    Сколиоз у школьников сопровождается асимметрией плеч, выпуклостью живота и неестественной сутулостью.
    Прежде чем проводить мероприятия по коррекции сколиоза, нужно провести осмотр и диагностику. Проверка выполняются в положении стоя.


    Пятки ставятся рядом, а носки разводятся под углом 45 градусов. В некоторых случаях применяется рентген.
    Если нарушение сразу определить, можно провести коррекцию.

    Для этого применяются специальные упражнения для школьников. Простой комплекс упражнений при нарушении осанки детей может проводиться, как разминка.

    Родителям стоит обратить внимание на такие симптомы:

    1. У ребенка пропал интерес к активным играм.
    2. Жалобы на болезненность в шее, голове и спине.
    3. Ребенок не может длительное время находится в одном положении.
    4. При движениях слышится хруст.

    Последствия плохой осанки

    Нарушение осанки отрицательно влияет на здоровье ученика.

    В результате подобных недугов могут обнаружиться такие последствия:

    1. Нарушения с расположением внутренних органов.
    2. Постоянное микротравмирование позвоночного столба.
    3. Уменьшение объема легких.
    4. Головные боли, дискомфорт в спине и снижение памяти.

    Дефекты в грудном отделе позвоночника могут привести к остеопении. Данное заболевание характеризуется ослаблением костных тканей.

    Неполноценное усвоение кальция и проблемы с обменными процессами могут спровоцировать ломкость костей и защемление внутренних органов.

    Лечение и профилактика

    Теперь узнаем, как сохранить осанку школьника. Важно постоянно следить за конфигурацией спины. При сидячей работе важно периодически делать перерыв.


    Рекомендуется корректировать высоту стола в соответствии с ростом ребенка. При сидении за партой спина ребенка должна прилегать к спинке стула. Сидеть нужно прямо и не склонять спину и голову вперед. Стопы ног должны ставится на полу. Под стол можно поставить специальную подставку.

    Для формирования правильной осанки у школьников необходимо соблюдать такие правила:

    1. Следует организовать рабочее место. Понадобится удобная подушка и ортопедический матрас.
    2. Обувь нужно подбирать с учетом размера ног.
    3. Регулярное проведение специальных упражнений.
    4. Нельзя сидеть или стоять на одной ноге.
    5. Негативно отражается на спине ношение больших тяжестей.

    Мануальная терапия рекомендуется при смещении позвонков. Процедура выполняется 1-2 раза в неделю. Дополнительно рекомендуется массаж, гимнастика и электростимуляция мышц. Массаж помогает убрать застойные явления, расслабить зажатые мышцы и устранить болезненные ощущения в спине.

    Специальный корсет для осанки назначают при искривлениях позвоночного столба. Для поддержания спины рекомендуется корригирующее устройство.

    Стоит выделить следующие варианты ортопедических конструкций:

    1. Согревающий корсет делается из натуральной шерсти. Такое изделие помогает согреть тело и стимулировать кровоток.
    2. Модели, защищающие спину при хождении. Изделия могут иметь различную степень жесткости. Для этого применяются вставки из пластика и металла.
    3. Поддерживающие конструкции применяются для исправления искривлений.

    Перед приобретением изделия нужно определиться с типом устройства. Фиксирующие модели применяются для уменьшения нагрузки на позвоночный столб.

    Корректирующие изделия актуальны для выравнивания позвоночника. Для тренировки для осанки можно использовать специальные изделия, которые делаются на заказ.


    Для создания правильной осанки школьника следует носить изделие по несколько часов в день. Дополнительно к корсету нужно выполнять лечебную гимнастику, массаж и заниматься плаванием.

    При 2- ой степени сколиоза изделие носится не менее 20-23 часов. При тяжелых формах сколиоза фиксаторы требуется носить продолжительное время.
    Использовать ортопедические изделия следует по назначению врача. Специалист проводит корректировку размера.
    Корсет может понадобиться при получении травм спины, при развитии искривлений и при сильной сутулости.

    Для лучшего лечебного эффекта корректирующие устройства нужно совмещать с занятиями спортом, плаванием и массажем.
    Нарушение осанки у школьника предполагает выполнение специальных упражнений. Физкультура позволяет укрепить мышцы спины, правильно сформировать скелет и защитить от дегенеративных процессов.
    Для выравнивания осанки занятия следует проводить регулярно. Рекомендуются упражнения для укрепления брюшного пресса, мышц спины и для грудной клетки.

    Приобретенные искривления можно исправить с помощью следующих видов спорта:

    1. Гимнастика способствует активизации кровотока, коррекции деформаций и укреплению структур позвоночного столба.
    2. Плавание помогает разгрузить позвоночный столб и тонизирует мышечный корсет. В результате тренировок улучшается двигательная активность.
    3. Конный спорт полезен для стимулирования кровообращения.
    4. Танцы способствуют развитию координации движений, созданию правильной походки и исправлению осанки.
    5. Йога применяется для растяжения мышечного корсета, устранения застойных явлений и для выравнивания позвоночника.

    При искривлении спины полезно прогибание тела. Особенно в грудной клетке. Стоит выполнять и круговые вращения руками. Эффективно и отведение рук назад.

    Лечебная физкультура основана на таких упражнениях, как вытягивание рук к верху, поднимание надплечий и отведение рук в стороны. Можно использовать и специальные гимнастические снаряды – небольшие гантели, мяч и палку.
    Комплекс рекомендуется выполнять за час до еды. Упражнения можно начинать с 5-7 повторов, а затем увеличивать их до 10-15 раз.

    Вот некоторые движения:

    1. Самолет. Руки разводятся в стороны и выполняются наклоны в разные стороны.
    2. Мельница состоит из круговых движений руками.
    3. Дровосек. Упражнение выполняется в позиции стоя. Делаются широкие замахи с наклонами вперед.
    4. Рыбка. Следует лечь на живот. Сначала поднимаются руки и верхняя часть туловища, а затем ноги.
    5. Ласточка. Нужно встать прямо и отводить назад ногу. Одновременно руки разводятся в стороны.
    6. Велосипед эффективен для тренировки брюшной полости.

    Надеюсь, вам пригодится данная статья. Регулярные тренировки помогут исправить осанку. До новых встреч, уважаемые гости!

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.