Хорошие манеры походка осанка поза

Походка и осанка.


Для женщины походка.

является еще и инструментом соблазнения. Она с легкостью может разрушить самый элегантный образ — элегантность не совместима с неуклюжестью движений, а может приковать внимание к неприметной серой мышке — ведь она держится королевой! Походка дает нам неограниченные возможности, используйте ее для достижения своих интересов! Чтобы красиво держаться в любой ситуации, нужно знать несколько основных правил. Безусловно, походка зависит и от телосложения, и от костюма. Но, в любом случае, походка должна быть максимально естественной.

Красивая осанка не дается сразу. Дворянские дети приобретали ее путем пришпиливания косичек к платью, либо закладывая под одежду, к лопаткам, линейку. Нашим современникам более старшего возраста можно предложить несколько минут простоять, прижавшись к стенке затылком, икрами, ягодицами и всей плоскостью лопаток. Запомнив это положение, нужно стараться сохранять его и при ходьбе.

Еще одна важная составляющая.

Движения рук должны быть соразмерны размеру и ритму шага: руки не должны висеть как плети вдоль тела, но и размахивать ими тоже не стоит. Кроме того, желательно, чтобы руки были всегда на виду — походка и осанка от этого всегда выигрывают. Так что придется забыть о спасительных карманах — этот способ занять руки демонстрирует закрытость, полную неуверенность в себе и даже некоторое наплевательство по отношению к окружающим.

Стопу при ходьбе нужно ставить таким образом, чтобы пятка и носок находились почти на одной линии в направлении движения, носок может быть немного развернут вовне. Те, у кого кривые ноги, должны особенно следить за тем, чтобы ставить стопу прямо. Ну, и, само собой, не стоит косолапить.

Многим мужчинам свойственно наклонять корпус вперед, когда они торопятся (и даже если не торопятся, просто привыкли мчать напролом). Небольшой наклон корпуса вперед не повредит вашей репутации, главное, чтобы это не сочеталось с торопливой семенящей походкой. Если вы и в самом деле торопитесь, лучше идите размашистым шагом. В достижении цели он ничуть не менее эффективен, чем быстрые мелкие шажки и, к тому же, зрительно отклоняет корпус назад.

Если вы идете вдвоем, то нужно по возможности подстраиваться под шаг идущего рядом человека, особенно если вы идете под руку с дамой. Если на даме узкая юбка, то она может идти только мелкими шагами, а мужчина, несмотря на свой широкий шаг, должен постараться идти с ней в ногу. Отдельная важная тема (надо признать, и большая проблема) — женщина на каблуках. Ходить на высоких каблуках — особая наука, и освоить ее стоит каждой. Особенно, если женщина планирует сделать карьеру. Ведь ни на официальных мероприятиях, ни на торжественных приемах в кроссовках или шлепанцах не появишься. Строгий костюм, так же как и вечерний наряд, немыслим без элегантных туфелек на высоком каблуке.

Встав на высокий каблук, женщины, как правило, совершают ряд типичных ошибок. Очень часто женщина в обуви на высоком каблуке наклоняет корпус вперед. Чтобы не допустить этого, не разуваясь, встаньте у стены и прижмитесь к ней, как было описано выше. Постарайтесь запомнить и сохранить правильное положение корпуса при ходьбе. На каблуках вы или нет, нужно сохранять красивую осанку.

На высоких каблуках чисто физиологически проще ходить косолапя. Внимательно следите за тем, чтобы ставить ступни носками врозь, а не вовнутрь. В обуви на очень высоком каблуке зачастую не ставят ногу сначала на пятку, а наступают сразу на всю стопу. Но красивее, если все-таки каблук встает раньше — пусть на долю секунды. О том, что наступать сначала на носок, а потом на пятку не следует, и говорить нечего — такая походка смотрится странно.

Очень многие в туфлях на шпильках ходят на полусогнутых ногах. Запомните: та нога, на которую вы в данный момент перенесли центр тяжести, должна быть прямой. Кстати, сильные ноги значительно упрощают ходьбу на каблуках. Но все-таки заниматься такими видами спорта, которые дают слишком большую нагрузку на ноги, не нужно. Это испортит плавную линию ноги, т. к. мышцы сильно разовьются, увеличатся в размерах.

Сигнализация корпусом, грудью, плечами и ногами составляет систему телодвижений:

- корпус выдвинут вперёд, плечи развёрнуты, грудь выпячена – это поза преуспевающего человека с сильной волей, довольного жизнью;

- плечи съёжены, грудь втянута, корпус наклонен вперёд – подавленность, смирение, покорность (такая поза характерна для неудачников и безвольных);

- расслабленность, несобранность в движениях – признак безразличия к окружающим;

- устремлённость к собеседнику – признак заинтересованности (но не забывайте, что кролик удава тоже интересует);

Посмотрите, как радуется забитому голу футболист. Его руки широко раскинуты, от счастья он готов обнять весь мир. Его поза открыта, и такое выражение радости вызовет симпатию. Этой позой футболист как бы увеличивает своё психологическое пространство. Человек в метро, сидящий, широко раскинув руки на спинку сиденья, тоже хочет увеличить своё психологическое пространство, но только за счёт других, которым отведена оставшаяся часть скамьи. Человек, стоящий на трибуне, подавшийся вперёд и будто нависший над залом, тоже захватывает больше пространства, чем ему требуется.

Bлaдеть телом, чyвcтвoвaть его помогают занятия шейпингом, аэробикой и просто физические упражнения.

Людям импонируют личности, обладающие энергичным и в то же время изящным телом. Физическая гармония всегда способствует успеху.

Привлекательная внешность зависит не столько от красоты форм тела, сколько от умения владеть им. Каждый человек находится в движении. Динамичны даже позы сидя или стоя, потому что они всё время переходят одна в другую. И если обладательница красивой фигуры окажется неловкой в движениях, с тяжёлой или вихляющей походкой, обаяние сразу померкнет.

При правильной осанке мышцы почти не напряжены, внутренние органы работают правильно и хорошо: это касается прежде всего дыхания, пищеварения, кровообращения. Без хорошей осанки невозможны точность, грация, лёгкость движений.

От умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит наш внешний вид. Привлекательная внешность влияет на психику, самочувствие и, таким образом, способствует успеху.

Осанку обычно оценивают в положении стоя. При этом следует держаться непринуждённо, в привычной позе. Необходимо встать к стене так, чтобы пятки, плечи и голова касались её. Если в таком положении ваша ладонь свободно проходит между стеной и поясницей, значит, осанка правильная. При этом голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи развёрнуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, грудная клетка приподнята и выступает вперёд, живот слегка втянут, лопатки симметричны, а ноги в суставах выпрямлены.

Если вы научитесь красиво сидеть, это поможет и красиво вставать. Когда вы встаёте, лучше отставить одну ногу немного назад. Тогда движение будет гораздо изящнее. Не следует опираться на колени руками, на спинку стула или ручки кресла. Легко вставая со стула, представьте, что вы стремитесь коснуться головой потолка. Плечи необходимо опустить (оба на одном уровне).

Психологи утверждают, что по походке человека и по тому, как он носит обувь, можно судить об особенностях его личности.

Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, сосредоточены, не любят привлекать к себе внимания, часто углублены в свои мысли.

Человек, ставящий ноги пятками внутрь, имеет обострённое внимание к окружающему: он все видит и все слышит, весел, общителен, иногда до назойливости.

Размеренный шаг характеризует людей спокойных, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию.

Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свидетельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целеустремлённости, а если при этом ноги он ставит легко и прижимисто, то это вообще идеальный человек.

Тяжёлая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности или старости.

Человек, передвигающийся танцующей походкой, несерьёзен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания.

Те, кто ходят мелкими шажками, как правило, педантичны и малообщительны.

Нерешительный человек слегка покачивается, когда идёт, шаг имеет неравномерный – то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки.

Люди, быстро меняющие свои взгляды, прежде всего стирают подошву изнутри.

Двух одинаковых походок не встретишь, как не встретишь двух абсолютно схожих людей. Походка каждого человека неповторима и самобытна, рассказывает о характере человека, склонности к оптимизму или пессимизму, воле, жизнестойкости. Но есть общее, присущее всем красивым походкам. Это лёгкость, плавность, упругость, собранность.

Наша пластика должна быть не только информативна, но и эстетична.

На долю невербальных сигналов в течение первых 12 секунд общения при знакомстве приходится примерно 92% всего объёма принимаемой информации. По мнению американского психолога Ф. Селже, при разговоре значимость слов составляет 7%, интонации – 38, а на жесты и мимику приходится 55%.

По утверждению Аллана Пиза, в процесс взаимодействия людей от 60 до 80% информации передаётся невербальными средствами выражения и только 20-40% – вербальными. Благодаря жесту семантика (смысл) слов предстаёт зрительно, что делает мысли говорящего образно понятными. Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями. Вот почему важно овладеть всеми средствам воздействия, всеми невербальными компонентами коммуникативной техники. В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза. Причём реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут быть доминантным, дополнительным или малозначительным нюансом коммуникации.

Тесная связь жестов с речью наложила на них ряд национальных, социальных и индивидуальных ограничений.

Национальный характер многих жестов подтверждают факты. Например, англичане, итальянцы и русские по-разному машут рукой при прощании. Восточные народы, в отличие от европейцев, при приветствии складывают ладони перед грудью, а конголезцы дуют на ладони.

Культурными нормативами определяется сила и частота жестикуляции. Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем один раз, итальянец - 80, француз - 120, а мексиканец - 180. Русские, по наблюдению Е.П. Петровой, отличаются относительной сдержанностью и употребляют примерно 40 жестов в час. Язык французов и латиноамериканцев наиболее экспрессивен, и жестикулируют они двумя руками.

Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Жест – сигнал стихийный, спонтанный, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.

Жест обычно не контролируется говорящим. Когда человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.

Жест – некий знак, который можно прочитать. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста, который включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика – наглядное пособие проявления мысли.

Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными.

Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты средневековья и Нового времени. Мы воспроизводим жесты, рождённые в те эпохи, не задумываясь над тем, как они произошли. Эти жесты рождены генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков). Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоотверженно служить своему покровителю, либо прекрасной даме. К этому периоду рыцарства относятся следующие жесты:

сеньор легко ударяет рукой по плечу своего вассала или касается мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство, – это означало принятие человека под своё покровительство: вассал при встрече и прощании вкладывает обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его:

подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчатку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, а разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг в друга перчатку и кольцо.

Некоторые ритуальные жесты средневековья сохранились и сейчас. Они показывают, что два человека находятся в некой сцепке, их связь сложно нарушить. Так, при официальном публичном общении многие политические деятели, подчёркивая тесные контакты, обмениваются рукопожатиями, объятиями и поцелуями.

Сохранились многие ритуальные жесты между мужчиной и женщиной, принятые в эпоху служения прекрасной даме. Мужчина подаёт руку даме как знак восхищения её красотой, целует руку и преклоняет колено в знак уважения к той, которая его достойна. Эти жесты выражали тесный физический контакт, знаки галантности, придуманные мужчинами, отражали и отражают личную преданность и желание служить женщине.

- мужчина прижимает руку к сердцу – клятва верности и уважения как делу, так и лицам (этот жест остался от инаугурации американского президента, что выражает преданность своему народу и желание служить ему);

- обе руки прижимаются к груди – этот более эмоциональный жест является выражением искренности;

- преклонение на одно колено – служение человеку, обладающему большими достоинствами (в отличие от позы в русской культуре – встать на оба колена – поза поверженного: наличие некоторого дискомфорта);

- встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием, что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не личные симпатии;

Многие ритуальные жесты были внесены в сферу личных контактов, демонстрируя дружескую дистанцию, что подчёркивает партнёрство либо иерархию.

В настоящее время сохранились и ритуальные жесты, принятые со времён гладиаторских боёв. Когда спортсмен кланяется публике, он делает кивок головой и разводит руки: этот позитивный жест выражает особую любовь к зрителям. То же можно сказать об актёрах, которые посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу.

Жест сверху, с трибуны: рука несколько выше головы (всем известный жест В.И. Ленина) разворачивается в бесконечность и адресован множеству людей.

Жесты позитивные и негативные. Жест – это некий энергетический посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как положительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные, негативные и колебания.

Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность, например открытые руки, ношение документов под мышкой.

Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх (модальные жесты) – неодобрение, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятая вверх голова обозначают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки – жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но не может этого сделать.

Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:

1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: указывают на состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).

2. Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.

3. Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.

Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, необходимо сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнёров по общению.

Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестов-прикосновений влияет статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американцев.

Жесты-приветствия – рукопожатие – имеют большое значение в деловом общении. Жест-прикосновение (похлопывание по спине и плечу) возможен только при социальном равенстве партнёров.

Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.).

Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.

Чтобы каждый день выглядеть безупречно, надо уметь держать себя, следить за осанкой и позой. Этикет не рекомендует:

- указывать пальцем на человека или на какой-либо предмет;

- во время разговора хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы на его одежде, хватать его за рукав;

- вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почесываться, рыться в карманах;

- излишне жестикулировать, так как это выдаёт нервного, закомплексованного человека.

Жесты и коды, выражающие позицию человека в общении

Жесты

Грызёт ручку, руки прижаты к шее, рука притрагивается к ожерелью или цепочке

Руки сведены за спину, и там одна сильно сжимает запястье другой; сидя в кресле, руками вцепиться в подлокотник кресла и скрестить лодыжки

Жесты

Крепко сцепленные руки – жест подозрения, напряжённости, недоверия; плотно сжатые руки – поза человека, попавшего в переделку. Защитное поглаживание шеи – рука движется назад, как бы оттягиваясь от удара

Поза

Открытые и развёрнутые навстречу собеседнику руки, расстёгнутый пиджак. Сидя, не скрещивать руки и ноги. Сидя, сдвинувшись на краешек стула и наклонившись вперёд, руки, прикладываемые к груди, сердцу (честность)

Скрещенные на груди руки, усиливающие защитную позицию, пальцы сжаты в кулак (если не сжаты в кулак, то означает озабоченность). Защитная поза: руки скрещены на груди, сжимают одна другую. Посадка на стул верхом – спинка стула – щит, защита

Стоящий держит руки на бёдрах. Сидящий, наклонив туловище вперёд, опирается одной ладонью о колени, другая рука (локтевая часть) лежит на коленях

Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх

Скука у слушателей

Голова в руке, лежит на ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд – спит с открытыми глазами. Отсутствие движения глаз

Телодвижения - важная часть человеческого образа. Произвести хорошее впечатление очень трудно при отсутствии навыков искусного владения собственным телом. Вот почему жесты и движения тела являются важной частью нашего имиджа. Очень часто случается так, что именно жест показывает настоящее лицо человека даже тогда, когда он сам этого не хочет.

Общепринятый образ делового человека - надежный, подтянутый, энергичный, собранный. Но это вовсе не значит, что его жесты должны быть резкими, а движения очень быстрыми. Нужно просто не допускать расслабленной или шаркающей походки, при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе, находясь как будто в полудреме. Современный уровень общения очень высок, и время делового человека ценится дорого. Можно расслабиться в часы досуга, но в рабочее время подтянутость - неотъемлемая черта бизнесмена.

В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных жестов и поз, отражающих различные внутренние состояния партнеров и собеседников.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается на вас не смотреть, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности - несогласованность жестов. Если враждебно настроенный или защищающийся человек улыбается, это означает, что он искусственной улыбкой пытается скрыть свою неискренность.

Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу.

Простое скрещивание pt/к является универсальным жестом, обозначающим оборонное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на повеление других людей.

Если в группе из четырех или более человек вы скрестили руки в защитной ноле, можно ожидать, что вскоре и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда беседа не носит конфликтный характер.

Если, кроме скрещенных на груди рук, собеседник еще сжимает пальцы в кулак, это говорит о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то постараться сменить тему разговора.

Укажем на еще один популярный среди деловых людей жест - те же скрещенные на груди руки, но с вертикально выставленными большими пальцами рук. Этот жест передает двойной сигнал: первый - о негативном отношении (скрещенные руки), второй - о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими

пальцами, а для стоячего положения характерно покачивание на каблуках. Жест с акцентированием большого пальца используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. После того как решение принято, почесывание прекращается. Этому жесту обычно соответствуют слегка прищуренные глаза - он как бы что-то рассматривает вдали, ища там ответ на свой вопрос.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы - ниже рта), - это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и о стремлении закончить беседу, достаточно красноречивы. Так, если во вре мя беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнализирует о том, что вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у вашего собеседника: учтите, нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Жест, связанный с почесыванием уха, вызывается желанием собеседника отгородиться от произносимых слов. Другим вариантом является потирание ушной раковины, сверление в ухе кончиком пальца, потягивание мочки уха в попытке прикрыть ею слуховое отверстие. Этот последний жест говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться сам.

В случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он заметно (и порой неосознанно) передвигается и разворачивается в сторону двери, при этом и его ноги обращаются к выходу. Разворот его корпуса и положение ног говорят о том, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.

В этой ситуации надо либо чем-то заинтересовать собеседника, либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связываются с очками. Одним из способов затянуть время для обдумывания окончательного решения служит сосание дужки очков. Практикуется также периодическое снимание и надевание очков, протирание линз.

Когда вы наблюдаете такой жест сразу же после того, как спросили человека о его решении, лучше всего будет помолчать в ожидании.

Жестом уверенного в себе человека, чувствующего свое превосходство над другими, является

Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они свидетельствуют о сдерживании своего мнения. Собирание, общипывание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, снимающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее типичный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно обирает ворсинки с одежды, это является верным признаком того, что ему не нравится все, что говорится, даже если на словах он со всем согласен.

Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу. Они выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях, или обхватывают боковые края стула. В таких случаях следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

Жесты, связанные с манерой курить, указывают, как собеседник относится к сложившимся обстоятельствам: положительно или отрицательно. Прежде всего нужно обращать внимание на направление, в котором тот выпускает дым изо рта - вверх или вниз.

Положительно настроенный, уверенный в себе и самодовольный человек будет выпускать дым вверх постоянно. И наоборот, негативно настроенный собеседник, со скрытыми или подозрительными мыслями, будет почти всегда направлять струю дыма вниз. Выдувание струи вниз из уголков рта говорит о еще более негативном и скрытом отношении.

О том, настроен человек положительно или негативно, можно судить и по скорости выдыхания дыма. Чем энергичнее струя выпускается вверх, тем увереннее чувствует себя человек, чем быстрее струя выдыхается вниз, тем отрицательнее он настроен.

Наблюдения за жестами курящих в условиях купли-продажи подтверждает это. Те, кто принял положительное решение, выдыхают дым вверх, в то время как те, кто решил не покупать, направляют струю вниз.

Выдыхание дыма через ноздри есть признак высокомерного, уверенного в себе человека. Струя дыма в этом случае идет вниз только благодаря расположению ноздрей, и человек часто поднимает голову вверх, отчего выглядит еще более высокомерно.

Если голова у человека наклонена вниз, когда он выдувает дым через нос, это значит, что он сердит.

Во время любого делового разговора

очень важно наблюдать за жестами, которые свидетельствуют о лжи. По мнению Алана Пиза - австралийского психолога, признанного специалиста по языку жестов, - это связано с тем, I

у\ « что наше подсознание работает автоматически 4^

выражен одним быстрым, почти незаметным N

прикосновением к носу.

Объяснением этого жеста Откуда я знал! может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда собеседника, которому говорят неправду.

Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону или еще чаще в пол.

Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом.

Чемя Ложь обычно вызывает зудящее ощущение в

хуже других? мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые люди оттягивают воротничок, когда лгут или подозревают, что их обман раскрыт.

Когда вы видите, что собеседник лжет, вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное. И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

В процессе делового общения очень полезно следить за положением плеч, рук и головы собеседника, поскольку это дает много важной информации, позволяющей лучше его понимать. Такие жесты почти не фиксируются сознанием, но имеют в процессе общения очень большое значение, так как гораздо лучше слов передают истинные мысли и настроения. Наиболее характерные позы с использованием этих частей нашего тела показаны на приводимых ниже рисунках.

Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда расслаблен. Человек, стоящий перед большой группой людей и намеревающийся сделать какое- то сообщение или доклад, может получить существенную информацию о настроении аудитории, наблюдая за положением плеч и голов слушателей. Чем более негативно настроена и напряжена аудитория, чем отрицательнее и враждебнее настроена очередь или другая группа людей, тем больше там поднятых плеч и опущенных уголков рта.

Поднятая голова и опущенные плечи могут означать открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.

Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность, страх, неуверенность.

Склоненная набок голова может свидетельствовать об интересе, любопытстве и, возможно, о флирте.

Очень выразительны позы, фиксирующие только положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии человека. Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые мы называем однозначными. В таких случаях поза, как правило, бывает прямой, без особых изгибов, и может быть описана прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сигналы, и линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной. Приведем некоторые примеры однозначных сигналов.

В тех случаях, когда имеет место явное рас- \

КХ хождение между мыслями и словами, тело по

сылает действенные сигналы, что можно видеть на примере показанных ниже поз.

Позу «IV может принять флиртующая, кокетливая женщина или смущенный и неуверенный человек. Смысл сообщения здесь находится в подтексте, между строк.

Поза «Д'> свойственна человеку, который кого-то дружески обнимает и целует в щеку, неосознанно о содвигая назад нижнюю часть тела, ? топродемонстрировать, что ;а атим телесным контактом не кроется ничего, кроме дружбы. Такую аоз\ можно увидеть на танцах, особенно у женщин. Ее же принимает официант, стремящийся выказать преувеличенную почтительность. Она типична для учеников и служащих, вежливо стоящих в дверях комнаты начальника и почтительно докладывающих о своем деле.

Гораздо труднее это сделать, если его осанка на- ' поминает осанку на рис. В.

Человек, стесняющийся своего высокого роста, ходит на низких каблуках и сутулится, как это показано на рис. Е. Особенно это касается женщин и молодых людей.

Подростки также сильно сутулятся. Из-за этого окружающие считают их порой ленивыми и медлительными, что далеко не всегда верно. Просто в переходном возрасте в мозгу и теле человека происходит столько всего, что ему очень трудно с этим совладать.

Человек, находящийся в угнетенном состоянии, - руки в движении или находятся в карманах, волочит ноги и, как правило, смотрит вниз. 3.

Уверенный человек - ходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и намерен ее реализовать. 4.

Из указанных видов походок для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека.

Существенно проигрывает имидж, когда человек ведет себя при ходьбе неестественно, стремясь выглядеть более солидно. При этом он теряет себя в глазах окружающих не меньше, чем при демонстрации дурных Е привычек. Быть естественным - одно из главных условий

Походка не должна быть вялой или шаркающей. Не стоит вдаваться также и в другую крайность - делать размашистые движения руками и широкие шаги.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.