Группы занятий с нарушением осанки


Неправильная осанка, искривления позвоночника — бич современного человека. Чаще от проблем со спиной страдают дети, школьники. От прямоты осанки зависит внешний вид человека, здоровье всего организма в будущем. Как повлиять на формирование позвоночника в детском возрасте, чем может помочь ЛФК в решении проблемы неправильной осанки, как делать гимнастику в домашних условиях, расскажем в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

Чем полезна ЛФК

Лечебная физкультура для детей с нарушениями осанки, искривлениями позвоночника — это эффективный консервативный метод решения проблем со спиной. Если вовремя начать заниматься, выполнять упражнения регулярно, то шанс излечиться и исправить ситуацию довольно высокий.

ЛФК детям до 16 лет назначают, чтобы:

  1. Избавить ребенка от боли в спине.
  2. Скорректировать уже полученные нарушения осанки.
  3. Подстраховаться от искривлений, то есть в целях профилактики.
  4. Натренировать мышцы, повысить их тонус. Это особенно необходимо дошкольникам для подготовки к длительному сидению за партой.
  5. Закрепить навык правильного сидения, ходьбы.
  6. Провести комплексное воспитание осанки.

Комплекс лечебных упражнений разделяют на две группы: общую и специальную.

Необходима для профилактики нарушений осанки. Посещать занятия, делать упражнения дома из этого комплекса полезно всем детям для всестороннего укрепления тела. В процессе выполнения несложных заданий ребенок задействует все группы мышц спины, ног, шеи, рук.

Назначается по медицинским показаниям.

Упражнения нацелены на нагрузку и тренировки определенной группы мышц, решают конкретную задачу в индивидуальном порядке. Специальная физкультура необходима детям после травм, при серьезных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при обнаружении сколиоза, лордоза, кифоза.

Из-за чего возникают нарушения осанки


К искривлению позвоночника, нарушениям осанки у детей приводят следующие факторы:

  • Малоподвижный образ жизни. Позвоночный столб ослабевает из-за длительного сидения за партой, ПК. Детям школьного и дошкольного возраста важно бегать, играть каждый день не менее двух часов.
  • Плохая организация рабочего места для выполнения домашних заданий, рисования, чтения. Об этом обязаны позаботиться родители. Высота стола, стула, расположение настольной лампы должны соответствовать росту ребенка.
  • Физические перегрузки. Следите за нагрузкой ребенка в спортивной секции. Несоблюдение норм времени и интенсивности тренировок приводит к травмам позвонков, мышц спины. К перегрузкам также относится ношение тяжелого школьного рюкзака.
  • Вредные привычки. Чтение лежа, рисование стоя и прочее. Позвоночный столб при регулярном несоблюдении советов ортопедов постепенно деформируется.
  • Врожденные патологии. Дети с ослабленными мышцами спины, патологиями костной ткани попадают в группу риска по развитию ортопедических заболеваний.
  • Неправильное питание. В группу риска по развитию сколиоза, нарушению осанки входят полные малыши, дети, не получающие достаточного количества витаминов, кальция, железа и других необходимых для роста веществ.

Это интересно! На 100 тысяч детей в России приходится 976 ребятишек с болезнями опорно-двигательного аппарата. Искривления позвоночника, нарушения осанки в этом списке занимают первое место. В Австрии, Германии, Франции на 100 тысяч регистрируется более 1500 пациентов ортопедов. По мнению представителей ВОЗ, именно отсутствие активности в детском возрасте становится основным виновником проблем со спиной в будущем.

Виды нарушений


У детей с 6 до 16 лет диагностируются следующие виды деформации и неправильного формирования позвоночного столба:

  • Лордоз. Позвоночник выдвинут вперед в поясничной области. При наклонах прогиб не изменяется. Дети постоянно ощущают тяжесть в нижней части спины.
  • Кифоз. Школьник сильно сутулится. Позвоночный столб искривлен в грудном отделе, спина круглая. У детей с кифозом часто болят ноги, спина, голова выдвинута вперед. Им сложно долго сидеть, бегать.
  • Сколиоз. Позвоночник кривится в левую или правую сторону. На третьей стадии заболевания признаки видны невооруженным взглядом. Это перекос плеч, наклон корпуса в одну сторону при сидении, ходьбе. Позвоночник на рентгеновском снимке выглядит как буква S или С.
  • Кривошея. Характерна для малышей грудничкового возраста. Неповоротливость головы, шеи формируется из-за долгого лежания в период новорожденности на одной стороне. Невылеченная кривошея провоцирует патологические изменения в процессе формирования позвоночного столба.

Важно! Начинать лечить неправильную осанку, а тем более кривошею, нужно как можно раньше.

На первых стадиях искривления эффективно помогают консервативные методы терапии. Это массаж, ЛФК, корсеты, электрофорез.

Кому нужны упражнения

Специальный комплекс ЛФК назначается при следующих патологиях:

  • неправильная осанка;
  • сколиоз;
  • кифосколиотические изменения в позвоночном столбе;
  • лордоз;
  • кривошея;
  • подростковый остеохондроз;
  • межпозвонковая грыжа;
  • кифотические нарушения;
  • рахит.

Общая ЛФК показана детям без нарушений в области позвоночного столба, но жалующимся на:

  • боли в ногах;
  • дискомфорт в области спины, шеи, копчика;
  • слабость в мышцах;
  • быструю утомляемость от физических нагрузок;
  • вялую осанку.

Важно! Рассматривать ЛФК только как метод лечения неверно. Щадящая физкультура — отличный способ профилактики искривлений позвоночника и неправильной осанки в школьном возрасте.

Противопоказания

Занятия ЛФК противопоказаны при следующих состояниях и заболеваниях:

  • общие недомогания;
  • мышечные зажимы;
  • пороки сердца;
  • низкий болевой порог;
  • кровотечения;
  • компрессионный синдром;
  • злокачественные опухоли;
  • острые заболевания.

Важно! При серьезных нарушениях осанки, искривлениях второй-третьей степени делать упражнения в домашних условиях не рекомендуется. Ошибки в технике выполнения усугубляют ситуацию. Самостоятельные тренировки устраивайте в целях профилактики и при нарушениях легкой степени.

Разминка перед гимнастикой


Прежде чем начать выполнять приемы коррекции осанки, необходимо разогреть мышцы, подготовить позвоночник к активной работе.

Исправление осанки у детей начинайте с разминки. Начальное положение для всех упражнений: стоя, руки на поясе, ноги разведены.

Важно! Разминку и занятия с детьми раннего возраста можно проводить на фитболе. Размер мяча, упругость будут влиять на качество выполнения упражнения. Детям от 6 месяцев до 2 лет подойдет снаряд диаметром от 45 см, средней жесткости.

Делайте наклоны в стороны, вперед – назад.

Глубина зависит от самочувствия ребенка.

Понадобится стул с высокой спинкой. Обопритесь на него руками, немного отойдите назад. Прогните спину вперед, чтобы голова, плечи оказались на одной линии. Затем выгните спину наверх, голову опустите.

Делайте упражнение плавно. Голову наклоняйте вперед, прижимайте к груди, задерживайтесь на три секунды. Затем возвращайте обратно.

Одну секунду отдыхайте. Следом наклон назад, почувствуйте, как тянется позвоночник. Зафиксируйтесь. Вернитесь. Выполните наклоны в стороны.

Руками тянитесь к небу. Приподнимайте торс с опорой на пяточки. Задерживайтесь на две–три секунды.

Формирование правильной осанки


Сформировывать прямой позвоночный столб и исправлять нарушения осанки поможет следующий комплекс:

  1. Ноги чуть расставлены, руки на поясе. Заводите локти за спину до упора, лопатки соприкасаются. Вернитесь.
  2. Руки на уровне плеч, разведите в стороны. Делайте движения назад – вперед.
  3. Положите ладошки на плечи. Вдохните и наклонитесь корпусом вперед, выдохните — вернитесь назад. Старайтесь держать спину ровно.
  4. Руки сцепите за поясницей. Наклоняйтесь вперед. Выпрямлять спину нужно медленно, чтобы не потерять равновесие.
  5. Вытяните руки, возьмите гимнастическую палку. Приседайте, контролируйте прямоту спины.
  6. Зажмите палку в ладонях и потянитесь вперед, корпус фиксируйте.
  7. Лягте. Руки прижмите к туловищу. Поднимайте прямые ноги вверх, обе одновременно.
  8. Перевернитесь на живот. Руки остаются лежать вдоль тела. Медленно отрывайте туловище от пола: ноги, голову, плечи. Задерживайтесь на одну–две секунды, опускайтесь на выдохе.
  9. Прыжки вверх. Подпрыгивайте десять раз.
  10. Поднимите руки к плечам. Соедините их у груди, локти в стороны. Разведите ручки по сторонам, верните в исходное положение.

Младшим школьникам в качестве короткой зарядки между занятиями за столом или детям в детском саду можно предложить сделать одно–три следующих упражнения:


Между подходами можно отдохнуть три–четыре секунды.

Важно! Упражнения для осанки для детей, выполняемые лежа, лучше делать на жесткой ровной поверхности. Опора влияет на напряжение спины и качество тренировки.

Посмотрите, как девочка делает эти упражнения на видео ниже:

Комплекс упражнений для детей

Учащимся младшего и старшего возраста подойдут следующие упражнения для избавления от сутулости, чтобы устранить усталость спины и исправить дефекты осанки:

  1. Займите положение стоя. Вытяните руки вдоль туловища. Наклонитесь вперед, чтобы ладошки коснулись пола. Выпрямитесь. Повторите пять раз.
  2. Сомкните пальцы рук за головой. Делайте движения локтями вперед, зажимая голову в замок. Затем отведите локти максимально назад.
  3. Уголок на шведской стенке. Зацепитесь руками за перекладину лицом вперед, поднимайте ноги в прямом положении, чтобы они были параллельны полу.
  4. Уголок на полу. Сядьте на пол, ноги вытяните вперед, прямые руки заведите назад, обопритесь на ладони. Медленно отрывайте ягодицы от пола. Между вытянутыми руками и ногами образуется прямой угол.
  5. Взмахи руками с гимнастической палкой. Зажмите палку в ладонях, держите на вытянутых руках впереди. Занесите палку назад, руки согните в локтях. Положите палку на плечики и задержите на две секунды. Вернитесь обратно.
  6. Сгибы туловища. Лягте на пол, согните тело вперед, прижмитесь к коленям. Разогнитесь.
  7. Ходьба с прямой спиной. Шагать нужно четко, соблюдая правильный вариант осанки. Продолжительность марша – двадцать секунд.
  8. Ходьба на пятках, носках. Повторите марш, сделав опору на пятку, затем на носок. Это упражнение оценивается как хорошая профилактика плоскостопия.

Задания нужно повторять не менее пяти раз.

Гимнастика при сколиотической форме

При сколиозе у ребенка должна быть памятка или фото упражнений, демонстрирующих, как исправлять осанку. Делать гимнастику нужно каждый день по десять–пятнадцать минут. В идеале лучше получить консультацию у лечащего врача и походить на занятия ЛФК в специализированный центр. После обучения лечебной физкультуре можно продолжить корректировать осанку дома.

Выравнивание позвоночника в раннем возрасте занимает не менее шести месяцев, в подростковом — более года. Сколиозный вид позвоночного столба можно выправить с помощью следующих упражнений:

  1. Встать прямо. Поднять руки вверх, глубоко вдохнуть. Опустить руки. Выдохнуть. Движения делайте плавно, спину искривлять нельзя, следите за положением плеч.
  2. Лягте на пол. Ноги в коленях согните, попеременно притягивайте их к животу.
  3. Положите гимнастическую палку на спину. Прогнитесь вперед.
  4. Крутите велосипед, лежа на полу.
  5. Стойте прямо, ноги вместе. Поднимитесь на носочки, руки в стороны. Руки и шею максимально вытяните вверх.

Важно! Улучшения в осанке при соблюдении рекомендаций остеопатов, ортопедов наступают быстро.

Детский организм хорошо реагирует на массаж, ЛФК, если восстановление положения позвонков проводить регулярно и правильно. Нарушать режим тренировок, особенно на начальном этапе, крайне нежелательно.

Упражнения для школьников

Возрастных ограничений у комплексов лечебных упражнений нет. Дети любого возраста могут научиться выполнять их правильно. Если будут внимательно смотреть за тренером или повторять действия дома за мамой. Школьникам будет легко освоить следующие упражнения за один урок:

  • Ходьба с руками на поясе. Маршировать нужно в свободном ритме одну минуту, потом под счет на носках, затем на пятках по две минуты. Это задание — хороший способ настроиться на тренировку и разогреть мышцы.
  • Наклоны. Для увеличения нагрузки потребуется палка. Ее берут в руки и вытягивают перед собой. Наклоны делайте вперед – назад, в стороны.
  • Дыхательные упражнения. Лягте на пол. Положите ладони на живот и грудь. Дышите так глубоко, чтобы руки поднимались и опускались одновременно.
  • Мостик. Руки лежат на полу, ноги согнуты в коленях. Пятки прижаты к полу. Поднимайте таз, не отрывая плечи от коврика.

Их можно использовать в вариативной форме. Приведем несколько примеров:

  • Катание мяча. Нужно сесть на пол, мячик катать вокруг себя. Следите за напряжением спины.
  • Стоя взять мячик в руки. Поднять высоко вверх, опустить, положить снаряд себе на грудь. Опустить вниз, хорошо нагнувшись.
  • Потребуется маленький мяч, который хорошо удерживается в одной руке.

Держите снаряд в ладони, заведите одну руку за голову, другую за спину снизу, перехватите мячик другой рукой.

  • Собачка. Встаньте на четвереньки. Одновременно поднимайте руку и ногу вверх, потом меняйте опоры.
  • Важно! Приучать детей разминаться перед любой физической нагрузкой необходимо. Это помогает избежать травм, сохранить здоровье мышц, связок.

    Массаж при искривлении осанки

    Если врач лечит осанку массажем, значит, вы обратились за помощью к остеопату. Устранять дефекты с помощью разминаний можно и в детском возрасте, и в старшем. Массировать тело – универсальное средство местной терапии. С помощью массажа добиваются следующего положительного эффекта лечения искривления позвоночника:

    • Приходит в норму циркуляция крови.
    • Нормализуется доставка питательных веществ к позвонкам.
    • Мышцы приходят в тонус.
    • Тело, связки, мышцы готовятся к физической нагрузке на занятиях ЛФК.

    Остеопаты используют следующие методы массажа тела ребенка:

    • Легкие поглаживания.
    • Разминание мышц, позвонков.
    • Вибрирование.
    • Натирание тела.

    Лучше всего приходить в массажный кабинет непосредственно перед посещением занятий ЛФК. После растираний тело максимально подготовлено к нагрузкам.

    Ортопедические приспособления для исправления осанки у детей

    Корригировать осанку и лечить искривления популярно с помощью специальных ортопедических приспособлений. Это:

    • Реклинаторы. С их помощью можно воздействовать на сутулость. Фиксатор состоит из лент, которые сохраняют правильное положение спины.
    • Кресло для правильной осанки. Сохранять прямое положение спины на ортопедическом стуле ребенок вынужден. У кресла две опоры: для сидения и для колен. Точка напряжения на позвоночник за счет этого смещается. Школьник меньше устает при сидении.
    • Электрический массажер. Выправлять осанку с помощью прибора приятно, но эффективность для детей довольно низкая. Им требуется более точная остеопатическая манипуляция по выпрямлению.

    Высокую оценку положительных качеств по исправлению осанки у детей школьного возраста получили корсеты-реклинаторы. Улучшать прямоту позвоночного столба с их помощью просто, проверять детей в процессе носки не нужно. В результате школьники привыкают ходить и сидеть ровно, осанка воспитывается за два–четыре месяца.

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!









    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ОТНЕСЕННЫМИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ (НА ПРИМЕРЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ)

    Нарастающее в современном мире ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от тяжелого труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.

    За последнее время, наряду со многими отрицательными демографическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости. Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его пониженной двигательной активности, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, снижение устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабыми и неустойчивыми эмоциональными реакциями, слабым типом нервной системы. Результатом физиологической незрелости являются недостаточное развитие физиологических качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искривление позвоночника, плоскостопие, детский травматизм и сколиоз.

    Эти явления накладывают свой отпечаток на всю последующую жизнь человека. Они приводят к задержке полового развития (инфантилизму) в подростковом периоде, к снижению физической и умственной работоспособности в зрелом возрасте и к раннему старению пожилых людей.

    Основное необходимое средство противостояния этому явлению - повышение двигательной активности.

    Для проведения занятий по физическому воспитанию в школах все учащиеся распределяются на медицинские группы. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состоянием здоровья (медицинского заключения), физического развития, уровнем обшей физической подготовленности и тренированности детей.

    Целью работы является анализ особенностей организации занятий с учащимися, отнесенных к специальной медицинской группе (на примере нарушения осанки).

    В связи с этим, объектом нашего исследования является физическое воспитание школьников специальной медицинской группы.

    Предметом исследования является методика организации занятий ЛФК школьников с нарушением осанки.

    Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:

    Провести анализ распространенных нарушений осанки детей в школьном возрасте;

    Определить наиболее эффективные средства и методы физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (на примере нарушения осанки);

    Рассмотреть содержание методик занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе;

    Разработать комплекс физических упражнений лечебной гимнастики для школьников с нарушением осанки;

    Проследить изменения осанки при занятиях физическими упражнениями школьников специальной медицинской группы.

    Определить уровень интереса школьников специальной медицинской группы в процессе занятий в группе ЛФК.

    Для решения поставленных задач мы использовали методы исследования:

    анализ и обобщение научно-методической литературы;

    опрос (анкетный опрос, беседа);

    педагогические наблюдения (наружный осмотр);

    методы статистической обработки данных;

    Анализ и обобщение научно-методической литературы. В процессе теоретического исследования мы использовали литературные источники. Происходил анализ учебников, учебных пособий по вопросам нарушения осанки школьников, методик занятий ЛФК.

    Методы опроса. С целью выявления самочувствия и отношения к занятиям анкетирование проводилось среди участников исследования. Анкета состояла из 8 вопросов. В анкетировании приняли участие 14 человек. Для определения пригодности комплекса упражнений лечебной гимнастики мы в ходе бесед опросили учителей физической культуры, имеющих опыт организации занятий ЛФК с детьми, специальной медицинской группы. Всего в опросе приняло участие 5 учителей, работающих с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе в различных образовательных учреждениях Кемеровского муниципального района. Кроме того, беседы были проведены со школьным врачом.

    Педагогические наблюдения (наружный осмотр) проводились при участии школьного врача. По результатам осмотра были определены 3 группы учащихся: 1 группа ученики с нормальной осанкой, 2 группа ученики с нарушением осанки, и учащиеся имеющие сколиоз 1 степени, данные учащиеся были отнесены в 3 группу.

    Педагогический эксперимент заключался в томя, что в течение первой, второй и третьей четверти учащиеся на уроках физической культуры выполняли специальный комплекс физических упражнений, направленный на исправление осанки.

    Методы статистической обработки данных. Для определения среднего значения количества ответов на вопрос анкеты мы применяли простые методы статистики. Все полученные количественные данные, полученные в ходе педагогических наблюдений (наружного осмотра) так же подверглись статистической обработке. Определялось процентное соотношение учащихся с нормальной осанкой, нарушением осанки и учащихся, имеющих сколиоз 1 степени.

    Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования в период с 2013-2014 года осуществлялся анализ научно-методической литературы. Изучались заболевания осанки, методики профилактики. На первом этапе проводился и первичный осмотр, беседа со школьным врачом. По результатам осмотра были определены 3 группы учащихся: 1 группа ученики с нормальной осанкой, 2 группа ученики с нарушением осанки, и учащиеся имеющие сколиоз 1 степени, данные учащиеся были отнесены в 3 группу. Был разработан комплекс упражнений лечебной гимнастики.

    На третьем этапе исследования с марта по май 2015 года был проведен вторичный осмотр, в ходе наружного осмотра учащиеся вновь делились на три группы, происходило обобщение результатов исследования, оформление работы.

    Профилактические мероприятия нарушения осанки у школьников должны быть тесно взаимосвязаны с действиями работников медицины. Планирование программ лечебной гимнастики происходит учителем физической культуры совместно с врачом ортопедом.

    При этом нужно помнить об ограничении физической нагрузки на организм занимающихся и индивидуальном выборе упражнений гимнастики. Следует использовать физические нагрузки малой и умеренной интенсивности преимущественно силового характера.

    Для удобства занимающихся необходимо выносить занятия ЛФК за расписание уроков физической культуры, выполнять специальные упражнения не только на занятии ЛФК, но и в домашних условиях. Занимающиеся должны иметь представление о своем заболевании и знать свои способности.

    Опрос учителей физической культуры показал приемлемость разработанных нами комплексов лечебной гимнастики. Среди предложений по совершенствованию комплекса и добавлению упражнений учителя физической культуры советовали: включить упражнения в парах, подвижные игры, игровые задания, упражнения под современную музыку.

    В ходе наружного осмотра были получены данные о количестве учащихся, отнесенных к 1 группе с нормальной осанкой, ко 2 группе с нарушением осанки и 3 группе со сколиозом 1 степени, все они подверглись статистической обработке. Было определено процентное соотношение этих групп. Наглядно эти данные представлены на рис. 1

    Анализ полученных данных показал, что среди учащихся 5-6-х классов 46% имеют нормальную осанку, 38% - имеют различные нарушения осанки (сутулость, круглая спина, плоская спина), 16% - имеют сколиоз 1 степени.

    В течение 1, 2 и 3 четверти на уроках физической культуры проводились специальные комплексы физических упражнений, направленные на исправление осанки. По истечению 6-и месяцев, был проведен вторичный медицинский осмотр, и выявлена динамика изменения осанки. Данные по вторичному медицинскому осмотру отражены на рис. 2.

    Анализ полученных данных наглядно показывает положительное влияние физических упражнений на исправление нарушений осанки. В исследуемой группе по окончанию эксперимента количество учащихся с нарушением осанки уменьшилось практически вдвое и составило 16%, соответственно количество учащихся с нормальной осанкой увеличилось вдвое и составило 74%. Группа учащихся со сколиозом уменьшилась ненамного (10%), но все-таки сдвиги в положительную сторону есть. Это можно объяснить тем, что в данном случае необходимо более продолжительное время на исправление сколиоза.

    Рис. 1. Процентное соотношение групп учащихся, первичный осмотр

    Рис. 2. Процентное соотношение групп учащихся, вторичный осмотр

    Что касается хобби, то ни у одного участника исследования оно не связано с двигательной активностью. Часто встречающиеся ответы были: смотреть фильмы, играть в компьютер, художественная школа, музыкальная школа, ничего не нравиться, клеить корабли из деталей и т.д.

    Среди участников исследования нет ни одного занимающегося в ДЮСШ. Это подтверждает ответы школьников на предыдущие ответы анкеты. По истечению периода исследования школьники так же не занимались в спортивных секциях или клубах.

    В то же время, школьники чаще стали интересоваться спортивными каналами и программами. В октябре интерес к программам проявляли 9 школьников из 14. они смотрели спортивные передачи 1 раз в неделю. В марте интерес к освещению спортивных соревнований проявляют уже 13 человек. 10 из них смотрят чаще одного раза в неделю, а 3 школьника смотрят ежедневно.

    По итогам проведения нашего эксперимента, в течение которого учащиеся на уроках физической культуры выполняли специальные комплексы, можно судить о положительном влиянии средств физической культуры на исправление нарушений осанки. В исследуемой группе по окончанию эксперимента количество учащихся с нарушением осанки уменьшилось практически вдвое и составило 16%, соответственно количество учащихся с нормальной осанкой увеличилось вдвое и составило 74%. Группа учащихся со сколиозом уменьшилась ненамного (10%), но все-таки сдвиги в положительную сторону есть. Это можно объяснить тем, что в данном случае необходимо более продолжительное время на исправление сколиоза.

    Эффективность комплекса физических упражнений лечебной гимнастики для школьников с нарушением осанки может подтверждаться повышением интереса школьников к занятиям ЛФК, просмотру телепередач о спорте, желанием чаще гулять и играть на улице.

    Список литературы

    Арсланов, В. А. Педагогические условия формирования осанки школьников младшего возраста в учебной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 215 с.

    Арсланов, В. А. Осанка, рабочая поза и здоровье / В. А. Арсланов // Методическое пособие. – Казань, 2002. – 42 с.

    Белякова, Н. Т. Воспитание осанки у детей на уроках физической культуры в первых-четвертых классах / Н. Т. Белякова// Физическая культура в школе. – 2001. - № 4. – С. 15.

    Белякова, Н. Т. Фигура, грация, осанка / Н. Т. Белякова. – М.: Просвещение, 2010. – 25 с.

    Бурмистрова, Н. И. Профилактика нарушений осанки: физкультминутки с шестилетними школьниками / Н. И. Бурмистрова // Физическая культура в школе. – 2003. - № 9. – С. 49-52.

    Гамбурцев, В. А. Гониометрия человеческого тела / В. А. Гамбурцев. – М.: Медицина, 1990. – 200 с.

    Годик, М. А. Спортивная метрология / М. А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 192 с.

    Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. Учебное пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов. – М.: Советский спорт, 2008. – 208 с.

    Должанов, И. П. Осанка школьников в младших и подготовительных классах / И. П. Должанов // Проблемы физиологии развития. – М., 1997. – С. 75-81.

    Добровольский, В. К. Медицинское обследование школьников в связи с занятиями физическими упражнениями // Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием в общеобразовательных школах / В. К. Добровольский, В. С. Лебедева. – М.: Медицинская литература, 1997. – 84 с.

    Забалуева, Т. В. Профилактика и коррекция нарушений осанки школьников на занятиях различными видами спорта / Т. В. Забалуева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №9. - С. 41 – 45.

    Каптелин, А. Ф. Предупреждение деформаций позвоночника в переднее-заднем направлении усиления (кифоза и лордоза) / Профилактика некоторых деформаций опорно-двигательного аппарата у детей / А. Ф. Каптелин. – М., 1998. – С. 17-23.

    Кашуба, В. А. Биомеханика осанки / В. А. Кашуба. – Киев: Олимпийская литература, 2013. – 280 с.

    Ковалькова, З. П. Методические указания для определения осанки детей школьного возраста измерительным способом и основные принципы методики лечебной физической культуры для восстановления правильной осанки при её отклонениях / З. П. Ковалькова. – Харьков, 2011. – 120 с.

    Копылов, Ю. А. Беречь осанку смолоду / Ю. А. Копылов // Физическая культура в школе. – 1994. - № 2. – С. 16-18.

    Ловейко, И. Д. Формирование осанки у школьников / И. Д. Ловейко. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.

    Ловейко, И. Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / И. Д. Ловейко, М. И. – М.: 2011 – 144 с.

    Павлов, А. П. Формирование правильной осанки у детей с нарушением зрения / А. П. Павлов. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 124 с.

    Постникова, В. М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре / В. М. Постникова. – М.: Медицина, 1993. – 147 с.

    Рипа, М. Д. Гигиена физического воспитания / М. Д. Рипа. – М.: Просвещение, 2001. – 207 с.

    Рубцова, А. Д. Лечебная физическая культура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников / А. Д. Рубцова. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 74 с.

    Стряковская, В. Л. Нарушение формирования изгибов позвоночника и осанки у младших школьников и их профилактика / В. Л. Стряковская. – М., 1994. – 95 с.

    Фонарев, М. И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях / М. И. Фонарев, Т. А. Фонарева. – М.: Медицина, 2001. – 280 с.

    Шлемин, А. М. Исследование и воспитания осанки подростков / А. М. Шлемин. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 135 с.

    Шлемин, А. М. Воспитание правильной осанки / А. М. Шлемин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 130 с.

    Шубина, З. М. Воспитание осанки учащихся младших классов школы продлённого дня в процессе учебно-воспитательной работы / З. М. Шубина. – М.. 1990. – 24 с.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.