Горбов красно-черные таблицы распределения внимания

Оборудование: 1) таблица Горбова-Шульте размером 35х35 см, которая разбита на 49 ячеек-квадратов (7х7). В ячейках в случайном порядке расположены 25 чисел черного и 24 красного цвета (прил. №2), 2) секундомер и 3) указка.

Необходимо заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске чисел (табл. №2).

Порядок работы: Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед испытуемым вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция. Задание проводится в три серии [9, С.130-132; 10, С.127-130; 11, С.136-138].

Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по 5 чисел обоих цветов на каждый этап). Отдельно фиксируются ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка – ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и наоборот; замена цифры – изменение ее порядкового номера (вместо 23 называет 21); замена цвета – вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Обработка результатов:

1. Проводится беседа экспериментатора с испытуемым после окончания опыта. Следует выяснить, с какими трудностями столкнулся испытуемый при выполнении задания (в его начале, середине, конце), какие способы использовал испытуемый для того, чтобы справиться с затруднениями, вызванными необходимостью переключения внимания с одного ряда чисел на другой, как он оценивает качество выполнения задания. Данные субъективного отчета испытуемого сравниваются с данными протокола, и дается содержательная характеристика уровня развития переключения внимания каждого испытуемого.

2. Определяется количество правильно найденных чисел (m) в I, II, III сериях задания (в третьей серии отдельно для черных и красных чисел).

3. Определяется время (T1) выполнения процедуры нахождения черных чисел в I серии, время поиска красных чисел во II серии (T2), общее время выполнения задания в III серии (T3), а также время выполнения процедуры нахождения черных (T′3) и красных (T″3) чисел в III серии задания, для чего общее время (T3) делится пополам.

4. Вычисляется время переключения внимания (Tn) по следующей формуле:

где T1 , T2 , T3 – время выполнения задания в I, II и III сериях.

Чем меньше Tn, тем выше скорость переключения внимания.

5. Подсчитывается количество ошибок. Количество и характер ошибок важны для правильной и содержательной интерпретации показателя Tn.

6. Вычисляется условный показатель переключения внимания (П), который отражает соотношение показателей скорости выбора в условиях совмещенного выполнения действий (Sсов) и без него (Sбс).

П =

7. Определяется скорость выбора в I серии (S′бс), во II серии (S″бс), в III серии раздельно для черных (S′сов) и красных (S″сов) чисел по следующей формуле:


,

где m - количество правильно названных чисел, T - время выполнения процедуры.

8. Вычисляется условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для черных (П′) и красных (П″) чисел:


,

9. Строятся графики динамики переключения внимания по каждой из трех серий, для чего на оси абсцисс откладываются пять равных отрезков, отражающих пять этапов (по 5 чисел обоих цветов на каждый этап – от 1 до 5, от 6 до 10 и т.д.), а на оси ординат откладываются значения времени (tn), где n – номер этапа. Графики разных серий можно построить на одной координатной плоскости для большей наглядности.

10. Оценивается динамика переключения внимания на основе сопоставления графиков выполнения задания в трех сериях, а также на основе динамики каждой серии. Выделяются принципиальные стадии, оцениваются типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценивается устойчивость внимания по характеру графиков и самоотчетов.

11. Анализируются индивидуальные данные, сопоставляются количественные данные, полученные при расчете формальных показателей, и качественные данные, полученные при анализе графиков, характеризующих динамику внимания в процессе выполнения модифицированных таблиц Горбова – Шульте, а также результатов самоотчетов до и после выполнения задания.

12. Делаются выводы о характере переключения и распределения внимания данного испытуемого, о характере динамики, указывающем на особенности его врабатываемости, устойчивости и утомляемости.

Таблица №2. Протокол регистрации результатов выполнения черно-красной таблицы Горбова – Шульте

Регистрация времени (tn) по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок, (+/-) Красные цифры Регистрация ошибок, (+/-)
t1
t2
t3
t4
t5 -

Таблица №3. Сводная таблица результатов методики Горбова – Шульте

Серия опыта Стимул Количество правильных выборов Время выбора чисел (T), с Скорость выбора чисел (S) Условный показатель переключения (П)
общее черных красных черных красных черных красных
I Черные числа m1 T1 T′1 S'бс
II Красные числа m2 T2 T″2 S''бс
III Черные + красные числа m3 T3 T′3 T″3 S'сов S''сов П′ П″


Цель:определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияния длительной работы на концентрацию внимания.

Оборудование: 1) варианты бланков с перепутанными линиями по методике Рисса (прил. №3), 2) секундомер и 3) ключ для проверки.

Порядок работы: На бланке в прямоугольнике проведено 25 перепутанных линий, которые начинаются у его левой стороны и заканчиваются у правой. Линии пронумерованы от 1 до 25. Задача испытуемого – проследить ход каждой линии и поставить у правого ее конца тот же номер, что и у левого [7, C.83-86; 10, C.120-122].

Обработка результатов:

1. Анализируются результаты наблюдения за выполнением задания испытуемым. При наблюдении следует отметить, что преобладает у исследуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет; трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без труда.

2. Интерпретируются результаты самоотчета испытуемого. Необходимо обратить внимание на то, что в данном задании было трудным для испытуемого; в чем причина невысокой скорости выполнения задания (избегание ошибок, сбои в прослеживании линий); как оценивает испытуемый наличие у него ошибок, и чем он это объясняет.

3. При определении количественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на нахождение линий (общее время, затраченное испытуемым на нахождение линий (Т); время, затраченное на нахождение с 1 по 5 линию, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25 (Тi)).

4. Подсчитывается число правильно прослеженных линий, а также количество ошибок и число линий, оставшихся непрослеженными.

5. Строится график динамики концентрации и устойчивости зрительного внимания. На оси абсцисс отмечаются этапы выполнения методики (i), а на оси ординат – время выполнения каждого этапа (Тi). На основе полученных данных необходимо сделать вывод о влиянии утомляемости и/или упражняемости на выполнение задания испытуемым.

6. Вычисляется показатель успешности выполнения задания (Y):


,

где Т – время выполнения задания (мин.), а Nпр. – количество правильно прослеженных линий.

7. Полученные показатели интерпретируют исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленное выполнение задания при проверенной остроте зрения свидетельствуют о низкой концентрации. Об устойчивости / истощаемости концентрированного внимания можно судить по сохранению / снижению темпа работы от начала к концу задания.

В проведенных К.К. Платоновым исследованиях время выполнения задания различными испытуемыми колебалось от 3 мин 33 с (лучший результат) до 13 мин (худший результат), число ошибок – от 0 до 7.

8. Оценивается динамика устойчивости внимания на основе анализа графика выполнения задания. Выделяются принципиальные стадии, оцениваются типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценивается концентрация внимания по характеру графиков и самоотчетов.

10. Делаются выводы о характере устойчивости и концентрации внимания данного испытуемого.


  • Красно-черные таблицы Горбова-Шульте
  • Буквенные таблицы Шульте
  • Таблицы Шульте для детей 3x3
  • Таблицы Шульте 5x4
  • Таблицы Шульте 4x4
  • Таблицы Шульте 4x3

Таблица Горбова-Шульте является разновидностью таблиц Шульте. В ней помимо простых белых блоков присутствуют по набору красных и черных блоков, черных блоков 25 штук, а красных 24.

Красно-черные таблицы онлайн

Онлайн-тренажер с красно-черными таблицами Шульте-Горбова.Здесь всего 3 кнопки: Начать, начать сначала и Стоп. Игра идет только по таймеру.Клик по самой таблице: начать или завершить упражнение.Программа в режиме таймера не следит за верностью результатов, и Вы проходите это упражнение прежде всего для себя.

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Отличная игра-тренажер красно-черных таблиц Шульте, который автоматически выбирает оптимальный уровень сложности от размера поля 4x2 до совсем огромного. Для тренировки необходимо зарегистрироваться, так как ведется статистика достижений. Также Вам будет доступно около 30 других развивающих бесплатных игр, создание индивидуальных программ тренировок, и возможность бить рекорды других людей, проходить интерактивные курсы для развития скорочтения, памяти, внимания и так далее.

  • Классические таблицы
  • Буквенные таблицы
  • Красно-черные таблицы Шульте

Прохождение таблицы Горбова-Шульте

Проходить такие таблицы необходимо без ошибок парными значениями.Черные цифры проходятся по возрастающей от 1 до 25, а красные цифры по убывающей от 24 до 1.Счет идет попеременно, сначала черная 1, потом красная 24, далее черная 2, потом красная 23 и так далее.

Ошибки во время прохождения упражнения бывают нескольких видов, например, ошибка замены порядка.В этом случае, число, называемое в возрастающем порядке (изначально черное), становится числом убывающего порядка, и наоборот,число убывающего порядка (изначально красное) становится возрастающим.

Ниже показаны два варианта красно-черных таблиц Горбова-Шульте:

Скачать Таблицы Шульте-Горбова

Так же Вы можете скачать примеры таблиц Шульте чтобы заниматься с ними независимо от наличия интернета.Так же можно скачать таблицы Шульте для печати.

  • Таблицы Шульте.zip
  • Таблицы Шульте (для печати).pdf
  • Таблицы Шульте (для печати).docx

Примеры Красно-Черных таблиц

Ниже приведены примеры таких таблиц для самостоятельного решения:

В этой статье я старался поподробнее рассказать и дать хорошее представление о Красно-черных таблицах Шульте-Горбова, более подробнее о самих таблицах и разновидностях этих таблиц читайте в разделе Таблицы Шульте.

Развивающие курсы

Таблицы Шульте используются для тренировки скорочтения, памяти, концентрации внимания и так далее. Выберите понравившиеся развивающие курсы, которые помогут быстрее достичь желаемой цели:

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Бесплатное практическое занятие от advance.

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.

Инструкция к тесту

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.




Обработка результатов теста
Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .
Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.
Оснащение эксперимента

Экспериментатору и всем испытуемым надо иметь таблицы Шульте (в приложении) с изображением 25 черных чисел (от 1 до 25) и 24 красных чисел (от 1 до 24). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число, имеет свой символ — букву русского алфавита, написанную рядом с числом (например, 24а, 25б и т. д.). Экспериментатор заранее готовит программу правильных ответов. Для регистрации времени выполнения задания экспериментатору необходим секундомер. Для регистрации результатов опыта каждый испытуемый до начала опыта составляет таблицу протокола.

Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе.
Интерпретация результатов

1. Проверить записи испытуемого, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора.

2. Подсчитать количество правильно найденных чисел (т) на I, II и III этапах задания отдельно для черных чисел и красных чисел.

3. Определить время выполнения процедур нахождения черных и красных чисел раздельно на III этапе задания (Т); для этого общее время, затраченное на весь этап, надо разделить пополам.

4. Определить скорость выбора (S) на I, II и III этапах; причем в последнем случае раздельно для черных и красных чисел.

5. Найти условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для красных и черных чисел.

Как показывает опыт при обследовании больных, страдающих афазией, кроме указанных характеристик полезно учитывать еще один показатель — количество попыток правильного отыскивания рядов цифр. Это достигается тем, что при возникновении ошибки обследуемому предлагается вновь начать работу с данной таблицей. Попытки повторяются до успешного выполнения задания.

Анализ результатов проводится путем оценки суммарного времени отыскивания красных и черных цифр в отдельности и в чередующемся порядке, а затем вычисления разницы между тем и другим временем. Эта разница, как принято считать, отражает время, необходимое человеку для переключения внимания.

Распределение внимания: черные числа — 49 сек., красные — 51 сек.

Переключение внимания: 140 сек.
Норма в пересчете на 100 цифр:

- время поиска цифр, напечатанных обычным шрифтом, — 11 ± 1 с;

- время поиска цифр, напечатанных жирным шрифтом, — 10 ±2 с;

- время последовательного поиска тех и других — 41 ±4 с.
скачать

Рассылка Пикабу: отправляем лучшие посты за неделю 🔥

Спасибо!
Осталось подтвердить Email - пожалуйста, проверьте почту 😊












Видеть 5х5 одновременно

Пост в Лигу психотерапии.

Таблицы Шульте (англ. Schulte Table) — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке.

Искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25, не помогая себе передвижением по клеткам пальца или передвижением взора, - нужно смотреть в центр и стараться охватить все поле целиком.


Таблица Шульте, для желающих потренироваться:


Существуют красно-чёрные таблицы Шульте и усложнённые таблицы 7х7, они называются таблицами Горбова.

Фёдор Дмитриевич Горбов окончил медицинский институт в Москве. В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945) был военным врачом в действующей армии. Награждён многими боевыми орденами и медалями. После войны Горбов руководил службой психоневрологической экспертизы в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале в Москве.

Гомеостат Горбова, его черно-красная таблица и многие другие предложенные им методики являются обязательным инструментом психологического отбора космонавтов и других лиц экстремальных профессий и в настоящее время.


В середине 1960-х годов он со своими учениками организовал отдел психологии и психофизиологии в Институте медико-биологических проблем в Москве. В то время многие военные медики и психологи, участвовавшие в программе подготовки космонавтов, главной проблемой считали возможность психического срыва у человека, который первым среди людей выйдет за пределы земного тяготения и увидит Землю со стороны, через стекло иллюминатора.

В отличие от большинства Горбов предвидел опасность не в том, что будет непосредственно в самом полете. Он не сомневался в полной психической устойчивости всех, прошедших строгий отбор, кандидатов. Кроме того, первый космический полет должен был быть очень кратковременным и не предусматривал сколько-нибудь сложной деятельности космонавта.

Поэтому главным критерием отбора он сделал эмоционально-нравственные качества кандидата.

Затем перед Горбовым встала новая задача. Началась подготовка к групповому полету экипажа космонавтов. Теперь на первый план выходила проблема психологической надежности экипажа, которая в свою очередь зависела от правильного выбора его командира. Известные социометрические и другие тестовые методики в этой ситуации оказывались малопригодными, поскольку гипермотивированность кандидатов неизбежно искажала результаты психологических оценок.

Выход из положения Горбову показало наблюдение за поведением членов отряда космонавтов в душевых кабинах после одной из тренировок. Плохо подавалась горячая вода и, желая сделать температуру душа комфортной, каждый из летчиков изо всех сил выкручивал в своей кабине кран горячей воды. Однако если это кому-то удавалось, в соседние кабины поступала совсем холодная вода, раздавались возмущенные голоса, росло раздражение.

В этих условиях Горбов заметил, что один из летчиков изменил тактику. Теперь он старался повернуть кран лишь настолько, чтобы температура воды и в его и в соседних кабинах была пусть и не самой комфортной, но все же находилась в пределах допустимого. Очевидно, этот человек готов был управлять группой исходя не из своих индивидуальных интересов, а из интересов группы.

На основе сделанного наблюдения Ф.Д. Горбов разработал специальный прибор, гомеостат, позволявший определять лидера группы по характеру совместной операторской деятельности нескольких человек, - гомеостат.

Ещё вариант таблицы Ф.Д. Горбова:


В 1967 г. Горбов заканчивает службу в армии и навсегда оставляет ИМБП, а с ним и космическую тематику. С этого времени он — руководитель лаборатории психических состояний Института общей и педагогической психологии, как тогда назывался старейший российский Психологический институт. Здесь, на Моховой (тогда – проспект Маркса), в самом центре Москвы, расположен и только что созданный первый в стране факультет психологии МГУ. В институте и на факультете собрались лучшие психологи Москвы, они искренне ценят возможность общаться с Федором Дмитриевичем. Казалось бы, сама судьба, наконец, дала ту самую свободу, которая нужна таланту.

Поздно. Федор Дмитриевич тяжело болен. Он уже все реже напоминает прежнего Горбова. В декабре 1977 он уйдет из дома, не взяв с собой лекарств, в которых теперь нуждается постоянно. Назад он уже не вернется.

По материалам статьи

Рыжов Б.Н. Парадоксальный гений Фёдора Дмитриевича Горбова.

Техника тренировки скорочтения Горбова-Шульте помогает развивать внимание, память и восприятие. Методика не тяжела в освоении. Достаточно некоторое время смотреть на таблицу с цифрами (или с буквами) и попробовать следовать рекомендациям.

Разработана методика немецким психотерапевтом Вальтером Шульте (1910-1972). Первоначально техника поиска объектов в сетке из квадратов была создана лишь для исследования внимания пациентов.

Итак, что представляет собой методика Шульте и как ею пользоваться? Рассмотрим в этой статье.

Методика "Красно-черные таблицы"

Таблицы с цифрами используются для тренировки скорочтения, но не только. Также они подходят для общего развития детей в школьные годы и полезны в психологии - для установления типа и скорости психических процессов.

Как работать по методике "Красно-черные таблицы" Шульте? В квадрате, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями на нечетное число мелких квадратов, содержатся цифры или буквы. Их необходимо отыскать взглядом за определенное время. На первом этапе нужно тренировать скорость поисково-ориентировочных навыков. На втором этапе объем внимания возрастает, и искать цифры глазами становится легче.


У тех, кто занимается уже шесть-восемь месяцев, на отыскивание чисел от 1 до 25 уходит не больше минуты - 30-40 секунд.

Есть еще более сложная методика - "Черно-красная таблица" Горбова-Шульте. По ней можно оценить не только объем внимания, но и скорость переключения. При этом одновременно перед исследуемым ставят две-четыре таблицы.

Различные по сложности таблицы можно проходить в онлайн-режиме на определенных интернет-сервисах по саморазвитию. Но можно и просто нарисовать себе такие "тренажеры" на бумаге и засекать время секундомером самостоятельно.

Как повысить внимание?

Обычно человек видит ясно не более того, что находится в 15 градусах от точки, на которой он сфокусировался. Остальное уходит от внимания. Смысл тренировок по методике "Красно-черная таблица" - в расширении этой зоны.

Техника Шульте - это не тест, где нужно "дотянуться" до какой-то нормы. Здесь нет норм, так как у каждого психические процессы разные: у некоторых они протекают быстро и равномерно, у других внимание как бы обрывается, и они долго не могут найти следующую цифру. Просто нужно стараться выполнять упражнение так скоро, как возможно, и при этом внимательно.

Эффекты от тренировки

Эффекты от постоянной работы с таблицами будут заметны только через несколько месяцев ежедневной получасовой работы с таблицами.

Во время работы происходит:

  • развитие кратковременной памяти;
  • расширение периферического зрения;
  • постепенное возрастание объема внимания;
  • развитие концентрации.


В результате длительной работы по методике "Красно-черная таблица" при чтении любой книги возрастает скорость поиска необходимых смысловых блоков.

Правила работы с таблицами

Существует несколько правил, касающихся того, как надо тренироваться по методике Горбова "Красно-черная таблица". Перечислим их кратко.

  1. Соблюдать расстояние от глаз до таблицы - 30 см.
  2. Перед началом отсчета цифр нужно около минуты сосредотачивать взгляд в центре. В некоторых таблицах предусмотрена зеленая точка для фиксации внимания.
  3. Считать цифры от 1 до 25 и от 25 до 1 только про себя, не вслух.
  4. Тренироваться с разными таблицами, чтобы взгляд не привыкал к одному и тому же расположению объектов в квадрате.
  5. Выполнять упражнение ежедневно. Но не более 30-40 минут подряд. Переутомляться не нужно.

И еще одно правило, или, скорее, рекомендация. Тренировки должны быть увлекательными. Не нужно заставлять себя делать это, если вам не хочется. И не нужно винить себя, если не получается сократить время прохождения функциональной пробы до 30 секунд.

Усложненные варианты тренировки. Переход к быстрочтению

Чтобы добиться лучшей концентрации и большей скорости восприятия, после освоения маленьких таблиц переходят на квадраты 7x7 и 8x8. Квадраты могут быть окрашены в разные тона и содержать более сложные задачи.

Например, чтобы усложнить задание, испытуемого просят найти цифры от 1 до 36 в прямом порядке. А затем цифры в других цветах от 36 до 1.


После освоения методики "Черно-красная" таблица Горбова-Шульте можно переходить к чтению книг. И пробовать читать страницу, глядя в центр. Передвигать взгляд только вертикально, без горизонтальных движений. На первых этапах не стоит беспокоится о том, воспринята ли информация. Просто тренируется навык быстрочтения глазами.

Затем уже старайтесь понимать то, что попадается на глаза. На тех информационных блоках, где нужно подумать о прочитанном, можно дольше останавливать взгляд. Но если по методике "Красно-черная таблица" научиться быстро искать взглядом необходимую информацию, то некоторые малоинформативные блоки можно вовсе пропускать.

Как развить в себе суперинтеллект?

Методика позволяет быстро ориентироваться в любой информации. Овладев техникой быстрочтения, человек может в краткие сроки штудировать научные материалы, обучаться и писать диссертации.


Развивая детей таким образом, можно достичь невероятных результатов. Они быстро обучаются и могут впитывать информацию гораздо легче, так как у них больше фильтров отбора информации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.