Горбов федор дмитриевич я второе

Залевский Г.В. (Калининград, Россия)

Залевский Генрих Владиславович

Поступила в редакцию:

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.


Федор Дмитриевич Горбов
6.07.1916 — 16.12.1977

Да, он по праву является одним из первых специалистов, в том числе и первым психологом, который подготовил к космическому полету первого космонавта Юрия Гагарина. За этот колоссальный труд по психологической подготовке первого космонавта к освоению космоса Федор Дмитриевич был награжден Орденом Красной звезды, который стал третьим в его наградном списке, поскольку первыми двумя Орденами Красной звезды он был награжден за боевые заслуги во время Великой Отечественной войны.


Ф.Д. Горбов в своем кабинете [20]


Изобретатель медицинских приборов И.Т. Акулиничев, специалист в области воздействия
перегрузок на человека А.Р. Котовская и Ф.Д. Горбов (на заднем плане) проводят
обследование Ю.А. Гагарина [23]


Ф.Д. Горбов (1967 год) [23]

Ф.Д. Горбов, В.И. Лебедев
Психоневрологические аспекты
труда операторов

Ф.Д. Горбов
Я — второе Я


Москва, Введенское кладбище. Могила Ф.Д. Горбова.

2 Владимир Петрович Зинченко — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор. Один из основателей инженерной психологии и эргономики в России. ↑

1. Богданов А.А. Собирание человека // Богданов А.А. Вопросы социализма. – М.: Политиздат, 1990. – c. 28–46.

2. Гатен Ю.В. Вклад Федора Дмитриевича Горбова в космическую психологию // Управление движением и навигация летательных аппартов: сб. трудов XIX Всероссийского семинара по управлению движением и навигацией летательных аппаратов: Часть II. – Самара: СамНЦ РАН, 2017. – С. 122–127.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Предисловие // Горбов Ф.Д. Я — второе Я. – М.: Моск. психол.-соц. институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – С. 5–8.

4. Горбов Ф.Д. Пароксизмы при непрерывной деятельности: автореф. дис. … докт. мед. наук. – М.: ИН и ПФ, 1963. – 25 с.

6. Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. – Л.: Ленингр. гос. университет, 1969. – Вып. 4. – С. 252–260.

7. Горбов Ф.Д. Я — второе Я. – М.: Моск. психол.-соц. институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 224 с.

8. Горбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психологические аспекты труда операторов. – М.: Медицина, 1975. – 206 с.

10. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. – Томск: Восточно-Сибирское изд-во, 1976. – 192 с.

11. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. – Томск: Томск. гос. университет, 1993. – 272 с.

13. Залевский Г.В. Избранные труды: в 6 т. – Томск: Томск. гос. университет, 2013. – Т. 6. – С. 103–106.

14. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, в науке, в норме и патологии) // Залевский Г.В. Избранные труды: в 6 т. – Томск: Томск. гос. университет, 2013. – Т. 2. – С. 5–326.

15. Залевский Г.В. Целостно-ценностная парадигма и биопсихосоционоэтическая модель природы человека и его здоровья в контексте позитивной антропологической психологии // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 58. – С. 100–108.

16. Зинченко В.П. Послесловие // Горбов Ф.Д. Я — второе Я. – М.: Моск. психол.-соц. институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – С. 217–220.

17. История отечественной космической медицины / под ред. И.Б. Ушакова, В.С. Бедненко, Э.В. Лапаева. – М.; Воронеж: Воронеж. гос. университет, 2001. – 320 с.

18. Космонавтика и ракетостроение России / сост. М.А. Первов. – М.: Столичная энциклопедия, 2011. – 743 с.

20. Пономаренко В.Л. Федор Дмитриевич Горбов. Его не гаснущая звезда (1916–1977) // Выдающиеся психологи Москвы. – М., 2016. – С. 409–416.

21. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969. – 382 с.

22. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: учеб. пособие для высших учебных заведений. – М.: Воениздат, 2004. – 239 с.

23. Рыжов Б.Н. Парадоксальный гений Федора Дмитриевича Горбова // Системная психология и социология. – 2014. – № 3(11). – С. 83–88.

Ссылка для цитирования

Залевский Г.В. Федор Дмитриевич Горбов и его вклад в развитие медицинской (клинической) психологии // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 2. – C. 2. doi: 10.24411/2219-8245-2018-12020

Abstract. The article is devoted to outstanding Russian psychologist? One of the founders of cosmic medical (clinical) psychology, Professor Fyodor Dmitrievich Gorbov. He was one of the first of the domestic scientists and experts, who were preparing to fly the first cosmonaut — soviet citizen Yuri Gagarin. For the participation in the preparation F.D. Gorbov was awarded the third order of the Red star, since the first two such orders he received for services as a participant of the Great Patriotic War. Because about his achievements in his activity noted in several publications the author of this article doe accent on some actual medical-psychological problems — sectarianism, alcoholism and suicide — in the context of the proposed by F.D. Gorbov concept of "I — the second I" and in conjuction with the developed by the author of this article the concept of fixed (surplus steady) forms of behavior and biopsychosociospiritual model of human nature and his health. The author also shares his impressions about his meeting and communication with F.D. Gorbov.

Key words: cosmic psychology; cosmic medical (clinical) psychology; the first cosmonaut; "I — the second I"; a talent as researcher and inventor; integrat-valuable paradigm; biopsychosociospiritual model; sectarianism; alcoholism and suicide.

Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №13-6518 от 01.12.2015 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий



Психологические исследования

История психологии и психология истории

Социологические исследования

Рецензии

Информация




WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Рыжов Б. Н. ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА ГОРБОВА

ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА ГОРБОВА

Статья посвящена жизни и творчеству одного из наиболее талантливых психологов России - Федора Дмитриевича Горбова, а также роли Ф.Д. Горбова в отборе и подготовке первого отряда космонавтов и разработанным им уникальным методам психологической диагностики.

Ключевые слова: психологическая надежность экипажа, феномен Гагарина, гомеостат, черно-красная таблица Горбова.

FEDOR DMIYTRIEVICH GORBOV: A PARADOXICAL GENIUS

The article is devoted to the life and work of one of the most talented Russian psychologists – Fedor Dmytrievich Gorbov. Also Gorbov’s role in the selection and training of the first astronaut group and his role in developing of the unique methods of psychological diagnostics are shown.

Keywords: a psychological crew safety, the Gagarin phenomenon, a homeostat, Gorbov’s black and red table.

В начале второй половины 20 века российская психология переживала пору своего расцвета. Мировую известность получили работы многих профессоров Московского государственного университета. Среди них особое место занимало направление развиваемое первым деканом факультета психологии А.Н.Леонтьевым (1903-1979) и его многочисленными учениками, получившее название деятельностного подхода в психологии. Не меньшее значение имели нейропсихологические исследования друга и многолетнего сотрудника А.Н. Леонтьева - А.Р. Лурии (1902-1977) и труды в области патологической психологии Б.В. Зейгарник (1900-1988). Благодаря работам сотрудников Психологического института Б.М. Теплова (1896-1965) и В.Д. Небылицына (1930-1972), новый импульс получила психология и психофизиология индивидуальных различий. Особое и весьма перспективное направление комплексного, междисциплинарного изучения психики развивалось в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под руководством Б.Г. Ананьева (1907-1972).

Примером такой судьбы стала жизнь одного из самых талантливых и парадоксальных психологов 20 столетия Федора Дмитриевича Горбова.



Ф.Д.Горбов, любительское фото 1950-х годов

Ф.Д. Горбов родился в 1916 году в высококультурной семье. Его отец, Дмитрий Александрович Горбов (1894 - 1967 гг.) - известный русский критик, литературовед и переводчик. Ему принадлежат превосходные переводы многих популярных писателей 20 века - Джека Лондона, Герберта Уэллса, Ярослава Гашека (в том числе знаменитые "Похождения бравого солдата Швейка") и др. Переводчиком была и мать Федора Дмитриевича. Квартира Горбовых располагалась в доме, построенном видным московским архитектором Дубовским незадолго до первой мировой войны. Этот высокий дом с элементами псевдоготики и ныне стоит в самом центре Москвы в Пожарском переулке близ Остоженки.

В 1939 году, когда началась вторая мировая война, Федор Дмитриевич Горбов окончив три курса второго Московского государственного медицинского института, добровольцем вступил в Красную армию. В 1941 г. он закончил Военный факультет при этом же институте и с первого до последнего дня Великой отечественной войны был военным врачом в действующей армии. Был награжден многими боевыми орденами и медалями.

Блестящий фронтовой офицер Горбов в послевоенное время руководил службой психоневрологической экспертизы в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале в Москве, впоследствии возглавив психологическую лабораторию в военном Институте авиационной и космической медицины. Особое место в его работах принадлежало разработке проблемы пространственных иллюзий у летчиков в полете и возникновению у них пароксизмальных состояний (мгновенно наступающих нарушений сознания). Уже тогда он обратил на себя внимание безошибочной точностью прогноза будущего поведения летчика, как в сложной ситуации полета, так и в привычной, товарищеской среде. Неудивительно, что с началом эры космических полетов именно Ф.Д. Горбов был назначен ответственным за психоневрологическое направление в созданной в обстановке высокой секретности группе специалистов, осуществлявших отбор и подготовку первого отряда космонавтов.

Работы по подготовке этого отряда велись с чрезвычайной тщательностью. Однако, если многие медико-биологические факторы кратковременного полета в космос, в основном, можно было рассчитать или смоделировать, то психологические факторы полета были не ясны совершенно. В то время многие военные медики и психологи, также участвовавшие в программе подготовки космонавтов, главной проблемой считали возможность психического срыва у человека, который первым среди людей выйдет за пределы земного тяготения и увидит Землю со стороны, через стекло иллюминатора.

Хорошо знавший Горбова, профессор Владимир Петрович Зинченко [1] , так передавал его слова: "Было ясно, что тому, кто станет первым, придется пройти, как говорят, огонь, воду и медные трубы. Я смотрел на стоящих передо мной ребят из первого отряда и прекрасно понимал, что и огонь и воду они пройдут все как один. Но вот, медные трубы, что будут уже после полета, как с ними. здесь нужен не просто надежный, но хороший и порядочный человек в полном смысле слова". И хотя устойчивость к физическим перегрузкам у некоторых других кандидатов была немного лучше, на основании психологических характеристик Горбов настойчиво рекомендовал руководителю подготовки космонавтов Н.П. Каманинукандидатуру Гагарина. К этому выбору склонялся и сам главный конструктор космического проекта - С.П. Королев.


-->

Изобретатель медицинских приборов И.Т.Акулиничев,

специалист в области воздействия перегрузок на человека А.Р.Котовская

и Ф.Д. Горбов (на заднем плане) проводят обследование Ю. Гагарина

Между тем, перед Горбовым встала новая задача. Началась подготовка к групповому полету экипажа космонавтов. Теперь на первый план выходила проблема психологической надежности экипажа, которая в свою очередь зависела от правильного выбора его командира. Известные социометрические и другие тестовые методики в этой ситуации оказывались малопригодными, поскольку гипермотивированность кандидатов неизбежно искажала результаты психологических оценок.

Выход из положения Горбову показало наблюдение за поведением членов отряда космонавтов в душевых кабинах после одной из тренировок. Плохо подавалась горячая вода и, желая сделать температуру душа комфортной, каждый из летчиков изо всех сил выкручивал в своей кабине кран горячей воды. Однако если это кому-то удавалось, в соседние кабины поступала совсем холодная вода, раздавались возмущенные голоса, росло раздражение. В этих условиях Горбов заметил, что один из летчиков изменил тактику. Теперь он старался повернуть кран лишь настолько, чтобы температура воды и в его и в соседних кабинах была пусть и не самой комфортной, но все же находилась в пределах допустимого. Очевидно, этот человек готов был управлять группой исходя не из своих индивидуальных интересов, а из интересов группы - он и был в ней неформальным лидером.

В 1963 г. Федор Дмитриевич защитил докторскую диссертацию на тему „Пароксизмы при непрерывной деятельности“. В следующем 1964 году он со своими учениками был переведен в специально созданный для медицинского и психологического обеспечения космических полетов Институт медико-биологических проблем (ИМБП) в Москве. Здесь он организовал отдел психологии и психофизиологии, ставший базой отечественной школы космической психологии [4]. Особое внимание Горбов уделял изучению помехоустойчивости у операторов, эффектам изоляции, совместимости экипажей, проблемам психических состояний в психологическом, клиническом и биокибернетическом аспектах. В недолгое время работы в ИМБП (1964 - 1967) Горбов окончательно сформулировал “принцип воспроизведения”, заключавшийся в том, что в эксперименте возможно воссоздать бывшее в прошлом кратковременное психическое состояние, выработал понятие о функциональных возможностях как основе экспертного подхода, а также обосновал применение испытательных проб, моделирующих факторы деятельности космонавта.



Ф.Д.Горбов, начало 1960-х годов

Воспоминания учеников и всех кому привелось работать с Горбовым о его высказываниях и поступках рисуют нам картину ума неординарного, часто парадоксального и неизменно талантливого. Вообще рассказы о необычных поступках Федора Дмитриевича обрастали легендами, их передавали так, как в далекой античности люди рассказывали о своих мудрецах – Сократе и Диогене.

Вот два таких рассказа: Горбов не раз напоминал своему сыну, что идеально чистая обувь – необходимый атрибут приличного человека. Все напрасно. Утром он сам начистил сыну ботинки. Вечером они опять стояли в прихожей покрытые грязью. Когда следующим утром молодой человек собрался выходить из дома, он увидел, что один его ботинок начищен до блеска, второй же остался грязным, как и был. С этого момента проблема была решена навсегда: можно ходить в чистой обуви, можно, хоть это и плохо, в грязной. Но в одном чистом, а другом грязном ботинках ходить нельзя.

Еще один рассказ передавали сослуживцы: Федор Дмитриевич представил своему начальнику доклад о выполненной работе. Его выводы заставляли совершенно по-новому взглянуть на обсуждаемую проблему. Но генерал не стал разбираться. У Вас все с ног на голову поставлено – повысил он голос на подчиненного – переверните и доложите снова! Горбов по-военному развернулся и вышел. Через минуту дверь кабинета открылась, и Горбов вошел… на руках. Перевернул, как Вы приказали! – четко доложил он. Генерал был такой же военный медик и исследователь, как и его подчиненный – он просто рассмеялся.

Во всех этих поступках ясно видна, возможно, главная особенность таланта Федора Дмитриевича - необыкновенная гибкость ума. Качество это составляет одну из наиболее эффектных и привлекательных характеристик ума, проявляя себя в способности быстрого переключения от регулирования одной системы к другой. С системных позиций гибкость ума имеет особую надсистемную специфику, позволяющую ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, находить новое, неожиданное применение известному предмету и соединять никогда ранее не связанные явления [6].

Вместе с тем, своеобразным проявлением гибкости ума становится остроумие обнаруживающее себя в образовании связи между подобными друг другу элементами двух разных систем. При этом привнесение этой связи уменьшает энтропию одной из систем и увеличивает энтропию другой за счет, например, блокировки этой связью уже имеющихся связей в этой системе. Так, в приведенном уже случае с генералом, идиома "перевернуть с ног на голову", означающая "исказить, извратить факты", получает неожиданно буквальное истолкование - пройтись вниз головой. Тем самым, конфликтная ситуация, в которой преимущество, разумеется, принадлежит начальству, переводится в шутливое русло и, как бы предлагается начать обсуждение заново.

Все, кто знал Федора Дмитриевича, утверждали, что присущая ему блестящая неординарность была такова, что неизменно поражала и вызывала чувство, близкое к восхищению, практически у любого собеседника, невзирая на его возраст и заслуги.


Ф.Д.Горбов, 1967 г.

Но Горбов видит и более глубинные, системные причины трагедии. Его жизнь оказалась переплетена с жизнью великой страны, которая, что бы не утверждали ее недоброжелатели, могла многое дать человеку. Вот ему она дала погоны полковника, участие в грандиозных космических проектах, заслуженное уважение коллег и достаточное благосостояние. Для многих, наверное для большинства, это была бы достойная награда. Но для немногих подобных ему этого мало. Ему нужна свобода. Свобода творчества и свобода самому выбирать тему своей работы; свобода жить, где захочется и самому выбирать ритм своей жизни. Наконец, просто свобода жить и свобода умереть.

В 1967 г. Горбов заканчивает службу в армии и навсегда оставляет ИМБП, а с ним и космическую тематику. С этого времени он — руководитель лаборатории психических состояний Института общей и педагогической психологии, как тогда назывался старейший российский Психологический институт. Здесь, на Моховой (тогда – проспект Маркса), в самом центре Москвы, расположен и только что созданный первый в стране факультет психологии МГУ. В институте и на факультете собрались лучшие психологи Москвы, они искренне ценят возможность общаться с Федором Дмитриевичем. Казалось бы, сама судьба, наконец, дала ту самую свободу, которая нужна таланту.

Поздно. Федор Дмитриевич тяжело болен. Он уже все реже напоминает прежнего Горбова. В декабре 1977 он уйдет из дома, не взяв с собой лекарств, в которых теперь нуждается постоянно. Назад он уже не вернется. Выдающийся российский психолог Федор Дмитриевич Горбов скончался 16 декабря 1977. Он похоронен в Москве, в семейном захоронении на Введенском кладбище.

Литература

References

  1. Gorbov F.D. Me and myself - M.: Moscow psychological-social Institute, Voronezh: NGO MODAK", 2000.
  2. Zinchenko V.P. Epilogue. / Gorbov F.D. Me and myself - M.: Moscow psychological-social Institute, Voronezh: NGO MODAK", 2000.
  3. The history of Russian space medicine (edited by Ushakov I.B.and others). - Voronezh: publishing house. Voronezh state University, 2001
  4. Cosmonautics and rocket engineering (by Pervov M.A.). - M.: publishing house. "Metropolitan encyclopedia", 2011
  5. Ryzhov B.N. The history of psychological thought. - M.: Voenizdat, 2004
  6. Ryzhov B.N. The basis of systemic psychology // Systems psychology and sociology, 2010. №2.

[1] В.П. Зинченко (1931 - 2014) доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования. Один из основателей российской инженерной психологии. Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор Высшей школы экономики.

Дребязги

Неделю я пыталась взять интервью у известных ученых, но один в отъезде, другой недоступен. Короче, к утру надо сдать материал в редакцию, а у меня полный провал. И вдруг звонит корреспондент ТАСС Александр Мидлер и говорит:

– Хочешь подарок ко дню рождения? Сейчас мы с одним зарубежным спецкором едем брать интервью у профессора Федора Дмитриевича Горбова и можем взять тебя с собой. Ты хоть знаешь, кто такой Горбов?

Как не знать? Человек-легенда. В годы Великой Отечественной войны студент Горбов ушел из мединститута добровольцем на фронт и был потом военврачом авиационного полка. Три ордена Мужества и свыше 100 патентов за научные открытия. Именно Горбов лично отбирал кандидатов для первого отряда космонавтов, и он же вычислил космонавта № 1 – Юрия Гагарина.

– Федор Дмитриевич, – спрашивает зарубежный спецкор, – а какой была психологическая подготовка Юрия Гагарина уже в предстартовые минуты?

– Я анекдоты Юре рассказывал – он так смеялся.

– Как анекдоты? – переспрашивает, недоумевая, спецкор, твердокаменный марксист, глубоко убежденный, что в такие торжественные минуты надо говорить о роли великой Коммунистической партии и об ответственности человека перед ней.

Позже я узнала: одного космонавта перед стартом так настращали речами об ответственности перед Коммунистической партией, что у него подскочило давление и в космос полетел его дублер.

– Федор Дмитриевич, простите, но что такое гомеостат?

Профессор почему-то обрадовался моему вопросу и стал подробно, на доходчивых примерах рассказывать про гомеостат. Объяснял он так: вот у них в авиационном полку была душевая на несколько кабинок, но со слабым напором воды. Хочется человеку сделать воду погорячее, и он начинает крутить краны. В итоге кого-то шпарит кипятком, а на кого-то льется ледяная вода. Гомеостат – это, конечно, не душ, но основанное на том же принципе техническое устройство для проверки людей на совместимость. Как раз в ту пору формировали экипажи космонавтов для групповой работы в космосе. А при проверке на гомеостате иногда выяснялось: в таком составе их посылать в космос нельзя из-за несовместимости характеров. Зато как великолепно работал на гомеостате, рассказывал Горбов, главный конструктор страны Сергей Павлович Королев. Он объединял людей и уживался с неуживчивыми, создав свою знаменитую команду покорителей космоса.

– Федор Дмитриевич, мне очень стыдно, но…

Договорить мне не дают – почему-то заливисто смеются дети, а Горбов весело спрашивает сына:

– Это кто тут говорил, что журналюги безнадежные снобы? А что показал эксперимент?

– Федор Дмитриевич, а вы почему не участвуете в обсуждении? Вы за или против?

Однако вернусь к международному конгрессу психологов, где самое интересное происходило не в зале заседаний, но в доверительном общении ученых, и Горбов брал меня на эти встречи с собой. Собирались за чаем в гостиной пресс-центра и однажды засиделись здесь почти до утра. Всех поразил тогда поступок двух молодых американских ученых, сделавших важное открытие в науке и похоронивших это открытие под спудом. Открытие же заключалось в том, что с помощью специальных датчиков, прикрепленных к голове, можно с пульта, на расстоянии управлять поведением человека, вызывая у него приступы агрессии. Открытием тут же заинтересовались военные, понимая его практическую значимость. Представляете, что это такое: агрессивные управляемые солдаты-зомби, готовые идти на смерть по сигналу с пульта? Ученым сулили большие деньги, но они отказались работать на войну, предпочитая сгинуть в безвестности.

Впрочем, управлять поведением человека можно и без помощи дистанционного пульта. Вот классика социальной психологии: в группе из десяти человек все, кроме одного, подсадные утки, обязанные утверждать, что белое – это черное, а сахар – это соль. Методы группового внушения, как правило, срабатывают. И человек под давлением группы начинал ощущать соленый вкус сахара и говорить, что белое – это черное. Толпа управляема, и как же за последние полвека усовершенствовались методы оболванивания людей!

– Самая большая подлость – это манипулирование людьми, – говорил еще в те годы доктор медицинских наук полковник Горбов.


– О, я вижу хороший дирка в заборе. Айда в дирку!

Профессора, академики, знаменитости тут же, не церемонясь, пролезли через дырку в ограде, радуясь возможности наконец-то уехать. Но не тут-то было. Чиновники даже не сдвинулись с места и осуждающе смотрели на легкомысленных ученых, не способных вести себя достойно. В общем, знаменитости вынуждены были ждать тех, кто остался за забором. А это были звезды мировой величины – живые авторы учебников и монографий, основоположники психологии и такие легкие в общении моцарты науки.

Ждать пришлось долго. Уже всходило солнце, когда появился заспанный вахтер, и чиновники степенно прошли через проходную к машинам.

Почему-то до сих пор ярко помнится этот забор, где по одну сторону стояли умы, а по другую – увы.

Слава Богу, что в Православии незначимо, кто академик, а кто дворник, и заборов между людьми тут нет. В принципе нет, хотя всякое случается.

Социологи сегодня бьют тревогу: в мире нарастает разобщенность людей. Словом, всюду свои заборы, разделяющие людей по социальному статусу, по уровню доходов, по нациям и т. п. Слава Богу, что в Православии незначимо, кто академик, а кто дворник, и заборов между людьми тут нет. В принципе нет, хотя всякое случается.

– Батюшка, – говорю, – это картошку окучивают, а яблони окапывают.

– Да как вы, мирянка, смеете делать замечания священнику? – вспылил мой собеседник. – И запомните главное: только лица священного сана вправе писать о духовном!

И всё-таки православным невозможно всерьез поссориться, потому что перед Причастием надо примириться со всеми. И однажды молодой батюшка смиренно пал передо мной на колени, испрашивая прощения и признаваясь, что не получается у него писать. Стоим мы оба на коленях, каемся и непонятно чему радуемся. А ведь эта радость по сути проста: был забор, и нет больше забора. Так-то!

Из всех причин пренебрежения правилами безопасности главной является психология человека.

Основным фактором риска и возможности срыва поведения является не столько незнание, сколько неумение воспользоваться знанием.

Главная опасность для человека в полете – его психика и, порой, неспособность управлять самим собой.

Человек Земли, улетая в небо, Космос, несет в себе лучшее от человечества, он умственно одарен, духовно светел, чист совестью. Человек Авиации гордится своим жизнеутверждающим мировоззрением, в котором закалилась жажда летной деятельности.

Социальная активность человека летающего предполагает формирование нравственных оснований поступков: взять ответственность на себя, проявить личное мужество во благо другим и не только на их глазах. Человек полезен, необходим, дорог не только как носитель результата труда, но и как источник духовного обогащения других людей и общества в целом.

Свобода в солдафонской голове звучит как ересь, а с педагогической точки зрения – как высшее свойство развивающейся личности.

В процедурах расследования летных инцидентов в концентрированном виде проявляется психологическая невежественность и административная агрессивность по отношению к человеческому фактору.

В авиации профессионализм – основа не только летного долголетия, но и жизненного.

Специалист-профессионал – это человек, достигший высокого уровня мастерства, позволяющего ему исполнить задание с требуемым качеством, надежно и эффективно достигать стабильного результата.

Дух летчика проявляется не в интеллекте и образованности, а в более глубоком и цельном – любви к полету. Это состояние владеет человеком, жаждущим летать так же, как дышать, как жить.

Человек в небе – это особенный человек, он по-другому чувствует, переживает, иначе воспринимает привычный нам физический мир: скорость, высоту, время, пространство, Вселенную.

Страх – это не трусость, а чувство опасности.

Безопасность как полет вне опасности – это социальный миф. Без опасности жить и работать в небе нельзя.

Философия человека в небе состоит в том, чтобы законы, по которым он летает, были освящены пониманием хотя бы того, что совершенствование для летных экипажей есть путь к духовным высотам, а уж потом к профессиональным.

Летчик – это человек совести, которая его хотя и ведет к жажде власти, но над собой.

Чем выше мы поднимаемся, тем меньше кажемся людям, которые не умеют летать.

Человек в полете – это пусть не во всем, но другой человек.

Да, летчику предоставляется большая свобода действий. Да, приятно повелевать машиной, а не подчиняться ей. Но пусть не будет ни у кого иллюзий. Свобода в данном случае – знак доверия, особо уважительное отношение к его личности. Эта свобода всего лишь производное от ответственности, ее естественное следствие. Только созревшее чувство ответственности дает право на автономность поведения в небе.

Престиж нужен профессии летчика, будь то инструктор, курсант или испытатель, как воздух.

Умных нигде не терпят, но бывает, что и уважают. В полете ты свободен, но поэтому нельзя лгать даже самому себе. Будешь наказан. И в этот великий этический смысл летной профессии человек отвечает за свои поступки САМ и НЕМЕДЛЕННО, публично.

Для летного ремесла трудно представить профессионала без умения ставить самому себе ограничения.

Профессионализм весьма наглядно проявляется и в общении летчиков между собой.

Молчание профессионала, особенно в крайних ситуациях, – это психический акт не столько погружения в себя, сколько переход с речевого на неречевой уровень общения.

Профессия летчика – опасная и рискованная и лишь затем романтическая. Она требует от человека дополнительно к тому, что ему дала природа, постоянного совершенствования своей психики, своего организма, своего духа и воли.

Летчик, каковы бы ни были его летные способности, без соответствующей духовной культуры истинным профессионалом стать не может.

Профессионализация летных экипажей требует существенного расширения интеллектуального горизонта и далеко выходит за рамки нормативного пилотирования.

Человек в летной профессии начинается с мечты, стремления, страсти к полету, формируется в любви к свободе, к творчеству, к неординарности в действиях, совершенствуется в организованности, самоактуализации, нравственной рефлексии.

Человек-профессионал в условиях реальной угрозы жизни все же в основном действует, а осознание переживаний следует гораздо позже.

Человек в авиации, как в деревне, виден насквозь. Он как бы обнажается, и не спрятать черную душу ни под каким белым одеянием.

На зло летчики во многих случаях отвечают не добром, а справедливым отторжением.

Мысли в этих афоризмах, постулатах для летчиков не новы, так как это и их мыслящее мировоззрение на свою жизнь в небе. Содержание этого параграфа рассчитано на курсантов, молодых летчиков и… пассажиров всех рангов и сословий. Если они усвоят внутреннее содержание небесной жизни, уверен, будут чувствовать себя в кресле гораздо спокойнее. Чем спокойнее пассажир, чем глубже его доверие к летчику, тем безопаснее полет.

Видимо, наступило время выше поднять роль педагогики, психологии, физиологии в их тяготении к пониманию смысла христианской культуры.

Вернадский В. Пережитое и передуманное. М.: Наука, 2007.

Гегель Г. Философия права. М.: Мир книги, 2009.

Зинченко В. П. К 80-летию Харьковской психологической школы // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 133–148.

Митрополит Иоанн. Русский узел. СПб., 2008.

Пономаренко В. А. В слове – позиция. Красноярск: Поликом,2004.

Пономаренко В. А. Духовно-нравственные основы в системе управления безопасностью, жизнестойкостью, человеколюбием. Т. 2 / Под общ. ред. академика РАМН А. Н. Разумова. М.: Типография MB, 2013.

Пономаренко В. А. Психология человеческого фактора в опасной профессии/Под общ. ред. М. И. Ботова. Красноярск: Поликом,2006.

Психологические составляющие духовности и культуры – фундамент безопасности человека летающего

Не стоит сомневаться в том, что нас, как ветеранов, так и находящихся в строю, тревожит философский вопрос: почему человеческий фактор в авиации, как главный ресурс реализации безопасности полетов, увеличивающий экономический потенциал нашей страны, оберегающий защиту Отечества, нередко приобретает свойства универсального виновника и, прежде всего, со стороны летного состава?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.