Горбатый запорожец на заправке


Всем здрасьте! Сидели на работе с мужиками, чо та за машины говорили, ну и дошло дело до анекдотов! ну я сразу в телефон и давай анегдоты про горбатого искать) вот решил с Вами поделиться находками. Кое-какие вы уже знаете, а чего не хвататет кидайте в комменты!

— Что случилось?
— Завестись не могу. Дёрни, пожалуйста!
— Нет проблем. Только, когда заведёмся, фарами моргни. Джип трогается и забывает про "Запорожца". Едут мимо поста ГАИ. Сотрудник кричит в рацию:
— Тут такое происходит! Едет "Джип" со скоростью 180 км в час. Вплотную за ним — "Запорожец", Да ещё фарами моргает, чтобы уступил!

***
На дровах.
Помню, когда я в первый раз увидел "запорожец". Дед открыл спереди капот, кинул туда охапку дров и поехал. Долго еще потом считал, что "запорожцы" ездят на дровах.

Ну значит, стандартная ситуация. На перекрестке останавливается 600-й и в него сзади въезжает Запорожец. Новый русский из мерса вышел:
— Мужик, ты чо… . ?
— Да, понимаешь, тормоза не работают. Извини.
Подумал НР, все равно с него взять нечего и снова сел в свою машину.
На следующем перекрестке ситуация повторяется. НР даже из машины выходить не стал. Опять перекресток, опять Запор целует зад Мерса. НР выходит и говорит:
— Слышь, мужик, я тут направо ухожу. Дальше выкручивайся как хошь.

— Запорожец нужно водить тремя руками!
— Не понял, а зачем?
— Одной держишься за руль, второй — за коробку передач, а третьей вытираешь слезы!

— Почему у "Запорожца" багажник расположен спереди?
— 30 килограмм сала, уезжающих по дороге от хохла, разгоняют машину до скорости звука…

Ночью гаишник останавливает горбатый запорожец, глянул,
а там 17 пьяных в дрова мужиков.
Тот настолько обалдел, что и штрафовать не стал. Только, говорит,
чтоб завтра в том же составе ко мне трезвыми явились.
Наутро начинают утрамбовываться в машину, 16 влезли, а 17-й,
хоть убей, никак. Водитель и спрашивает:
— Слушай, а может быть, тебя с нами не было?
Семнадцатый (возмущенно):
— Здрасте! А кто ж вам вчера на баяне играл?

"Мерседес" и "Запорожец" отъехали вместе от бензоколонки. "Мерседес"
взял большую скорость, но "Запорожец" не отстает. "Мерседес"
остановился, "Запорожец" тоже. Водитель первого спрашивает:
— Мужик, что у тебя за движок на "Запорожце" стоит?
— Обыкновенный, просто на заправке ты мне своей дверцей ремень
безопасности защемил.

Решил один мужик установить реактивный двигатель на запорожец. И вот
едет он по улице, а за ним новый русский на 600-ом. Ну, мужик решает
оторваться от нового русского и включает реактивный двигатель.
Естественно, он не вписывается в поворот и разбивается об стену.
Приходит в себя он в больнице. Через некоторое время сосед по койке
решает заговорить с мужиком:
— Ты как сюда попал?
— Да вот, установил реактивный двигатель на запорожец, еду по улице, а
за мной новый русский на 600-ом. Ну, решаю оторваться от нового
русского и включаю реактивный двигатель. Видимо, я не вписался в поворот и
разбился об стену.
А ты каким образом сюда угодил?
— Весьма глупым… Еду я по улице на 600-ом, а спереди запорожец с
реактивным двигателем на крыше. Ну, я решаю его обогнать: нажимаю на
газ. Дистанция не изменяется. Я еще на газ — ничего. Я выжимаю из
машины все что можно. Дистанция та же. Ну, я решил что мы стоим, и вышел…

Врезается на перекрестке "Горбатый" в шестисотого, водила — старый дед —
обмирает от страха, и тут из БМВ-7хх, который стоит перед мерсом,
вылезает НР и машет рукой: "Спокуха, дед, я этого мерина за собой для
того и таскаю, чтобы тачку не поцарапали!"

2050-й год. 6000-й Мерседес подрезает горбатый Запорожец и резко тормозит перед светофором. Запорожец, естественно, бьет Мерс сзади. Из Мерседеса вылазит новый Русский.
Из Запора неторопливо выходит дедок и говорит:
— Это же коллекционная модель, ручная сборка! Мужик, ты даже не представляешь, на какие бабки ты сейчас попал…

Запорожский автомобильный завод и французская фирма "Пежо" создали совместное предприятие. В первое время новоиспеченный автозавод будет выпускать в основном две модели "Запежорец" и "Пежорожец".

Автобус нужно обходить сзади. "Мерседес" — спереди. "Запорожец" — стороной!

Решил как-то "Запорожец" выехать прокатиться… и не выехал. Одна радость — хоть напукался вдоволь.

— Слышишь, Колян, я себе запор новейшей модели купил!
— Да ну…
— Колеса от мерса, кузов от ягуара, движок от роллс-ройса, коробка от Феррари, руль от Формулы-1.
— Ну, а что же от запора?
— Не едет, гад.

Подъезжает коммерсант на своем Мерседесе на стоянку. Ставит с пульта д/у сигнализацию на охрану.
Рядом подъезжает мужик на запорожце. Достает цепочку с палец и опутывает ей свой запорожец, замыкает эту цепочку амбарным замком.
Коммерсант спрашивает:
— Что боишься угонят?
На что мужик отвечает:
— Это твою машину могут угнать, а я свою вчера забыл закрыть, так мне нагадили.

Останавливается у светофора Мерседес, сзади в мерс врезается запорожец. Из запорожца вылезает щуплый мужичок с монтировкой и начинает бить у мерса все что можно. Затем садится в запорожец и уезжает. Один из мерса другому:
— Знаешь, почему он нас не убил?!
— Почему?
— Мы – же мафия!

В запорожец въезжает шестисотый. Из Запора выходит мужик, подходит к мерину и стучит по стеклу. Стекло опускается, за рулём нов.русский:
— Те чё, мужик?
— Да вот вы меня стукнули.
— Чё, не понял.
— Ну вы слышали сейчас у вас под колёсами что-то скрипело?
— Так это я в тебя въехал?
— Да.
— Слава богу. Я думал, колодки менять пора.

Надпись на заднем стекле Запорожца:
"КАМАЗ" знаешь? — Мой папаня!

Останавливается на светофоре МЕРЕН-600 ему в зад влипает запорожец.Из МЕРЕНА выходит лысый братан и говорит:"Ну чё дед, ты попал на крупные бабки". Дед отвечает :"Сынок подожди, я позвоню и деньги привезут".Минут через 15 подъезжает 2 чёрных, затонированных джипа, из которых входят квадратные ребята в комуфляже и один спрашивае:"Папа покожи, где тот урод, который задом ездить не умеет".

Звучит объявление по "Новорусскому радио":
-Уважаемые пацаны! А сейчас информация о ситуации на дорогах: наши слушатели нам сообщили о наших врагах на дороге №1 следующее:
1 "Запорожец" движется по Садовому кольцу, ещё один стоит на первом светофоре Кутузовского проспекта, и ещё один "Запор"аварийно остановился на набережной Москвы-реки в районе Кремля. Братва, забивающея стрелки в этих районах, просим быть очень внимательными! Пацаны, берегите себя!

Детям до 16-ти лет категорически запрещается смотреть и слушать, как
заводят "Запорожец" :)

На соревнованиях "Кэмел-Трофи" победил украинский экипаж на обычном "Запорожце" без двигателя. Как объяснили спортсмены — так его легче толкать.

Зимой по скользкой дороге едет дедушка на своем стареньком Запорожце. Сзади него едут новые русские на своем 600-ом мерсе. Братва решила обогнать деда. Но вдруг дедушку заносит, он подрезает Мерседес, тот летит в кювет, падает и несколько раз переворачивается…Дедушка подходит к разбитому Мерсу и с испугом спрашивает:
— Хлопчики, есть кто живой? — А в ответ — тишина.
— Хоть кто-нибудь остался живой? — Тишина в ответ.
— Хух, вот повезло! — с облегчением вздыхает дед.

Созвал король немца, японца и русского и говорит — "кто переедет поле с говном тот получит дочь и пол царства в придачу". Едет немец на BMW, УТОНУЛ! Едет японец на Toyota, УТОНУЛ! Едет русский на запорожце (заз 966) ПРОЕХАЛ! Король его спрашивает:- "А как ты проехал на этом корыте?", а русский отвечает: -"говно в говне не тонет!"

-Какой автомобиль самый дорогой?
-"Запорожецъ" — Всю жизнь на него копишь, а потом всю зарплату на него же и спускаешь…

-Какой автомобиль самый бесшумный?
-"Запорожецъ" — Когда в него садишься ухи коленями закрываешь…

-Какой автомобиль самый эротичный?
-"Запорожецъ" — Садясь в него автоматически принимаешь позу, которой нет ни в одной Кама Сутре…

-Какой автомобиль самый быстрый?
-"Запорожецъ" — …если с горки, да при попутном ветре… ещё ни один Мерс не уходил…

-Какой автомобиль самый вечный?
-"Запорожецъ" — Купил, ХРЕН ПРОДАШЬ!

Русский и американец спорят у кого в стране дороги лучше.
Американец:
— Садишься в "Ford", ставишь рюмку водки на крышу — катаешься весь день — ни
капли не разольется !
Русский:
— Садишься в "Запорожец", разгоняешься, привязываешь педаль газа и всю дорогу
спишь на заднем сиденье !
— А как же вы не разбиваетесь ?!
— А куды она с колеи свернет ?


История создания

Специалистами НАМИ для "горбатого" ЗАЗа был сконструирован 746-кубовый V-образный мотор с четырьмя цилиндрами. Двигатель имел уникальную конструкцию с валами литого типа. Параметры новой силовой установки для того времени выглядели весьма пристойно. Монтировался он сзади, собирался на Запорожском комбинате, а потом дорабатывался в Мелитополе на МеМЗ.

Конструкция

С первых лет выпуска рассматриваемый автомобиль полюбился покупателям и не вызывал серьезных нареканий. "Горбатый Запорожец" (ЗАЗ-965) прекрасно зарекомендовал себя при передвижении по сельским и проблемным дорогам. Хорошая проходимость обеспечивается наличием гладкого днища, независимой подвески на всех колесах, а также приличной нагрузкой на ведущие элементы. Даже если доводилось застрять в болоте или снегу, проблем с тем, чтобы выбраться, не было. Масса машины всего 665 кг, вытолкать ее могли запросто два человека.


Экстерьер

Создавая дизайн автомобиля, конструкторы не придавали особого значения декоративным элементам и широкому дополнительному функционалу. Это и неудивительно, ведь основной задачей было создание бюджетной модели для широких слоев населения. Закрытый несущий кузов выполнен из цельного металла, что делало его несколько раздутым. Фронтальная часть выделялась парой складок оригинальной симметричной формы.

Искривленные переходы этих элементов обладали небольшим радиусом, а колесные кромки слегка выступали. На колпаках имелись три головки болтов, а у задних колес был заметный развал. Силовой агрегат размещался сзади, соответственно, багажник перенесен вперед. Его крышка закрывалась изнутри.

Интерьер

ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено выше, оборудовался регулируемыми передвижными раздельными сиденьями. Заднее кресло в виде дивана было довольно удобным. Среди полезных аксессуаров можно отметить козырьки против солнца, карманы на дверях, электрическое оборудование на 12 вольт с однопроводной схемой.

В салоне авто преимущество отдавалось минимализму. За рулевой колонкой разместилось несколько контрольных приборов, с правой стороны – зажигание, регулировочные кнопки, радио и обогреватель. Ветровое стекло гарантировало приемлемую обзорность, на боковых элементах присутствовали форточки в виде уголков. Хоть рассматриваемая машина и имела всего две двери, она относилась к полноценному четырехместному классу.


Посадка на заднее сидение производилась посредством складывания вперед переднего пассажирского кресла. К минусам можно отнести высокую шумность, слабую звукоизоляцию салона, распахивание дверей в обратную сторону и размещение топливного бака спереди, что опасно при столкновении.

ЗАЗ "горбатый": технические характеристики

Основной деталью корпуса стал картер. В его внутренней перегородке предусмотрена специальная полость для опоры цельного подшипника. На стенках картера имеется крепление для распределительного вала, сверху – 4 отверстия для монтажа цилиндров с алюминиевыми головками и охладительными ребрами. Впускных канала четыре, выпускных – два.

Коробка передач с четырьмя диапазонами имеет два вала и три хода. Одна передача – задняя, остальные оснащены синхронизаторами. Муфты узла перемещаются при помощи вилок и штоков. Система охлаждения имеет склонность к перегреву, особенно при длительных переездах.


Основные параметры

Ниже приведены главные характеристики, которые имеет ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено в статье:

  • Длина/ширина/высота – 3,3/1,39/1,45 м.
  • Тип кузова – седан цельнометаллический двухдверный.
  • Вентиляция – местного типа.
  • Масса – 665 кг.
  • Колея колес (передних/задних) – 1,15/1,16 м.
  • Клиренс – 17,5 см.
  • Радиус поворота минимальный – 5 м.
  • Предельная скорость – 100 км/ч.
  • Силовой агрегат – бензиновый мотор с атмосферным охлаждением и верхним размещением клапанов.
  • Компрессия – 6,5.
  • Сцепление – сухой однодисковый узел.
  • Тип карбюратора – вертикальный с подающим потоком.
  • Тормоза – колодки.

Интересные факты

Модификации

Известно несколько разработок рассматриваемой машины. Среди них:


ЗАЗ "горбатый": тюнинг

Для проведения правильной модернизации рассматриваемого автомобиля потребуется создать эскизы на бумаге или в 3D-формате. Это позволит увидеть общую картину от ожидаемого тюнинга. Проект даст возможность определиться с комплексом работ и дальнейшими действиями. Как правило, подвергаются изменениям ступицы, устанавливаются барабанные диски с вентиляцией, а также на задней подвеске меняются штатные пружины на более жесткий вариант. Спереди можно смонтировать подвеску от ЗАЗ-968. "Горбатый" после этого станет выносливее и жестче.

Усиление двигателя

Кузов

Подвергается рестайлингу и кузов автомобиля ЗАЗ "горбатый". Тюнинг, фото которого представлено выше, позволяет улучшить аэродинамику и внешний вид. Поскольку на рассматриваемой машине двери открываются в обратную сторону, что опасно при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций, лучше перевесить эти элементы с задних навесов на передние петли. Устаревший замок также заменяется современным вариантом.

Внешняя модернизация также включает в себя расширение колесных арок для резины типа 195/60/R14. Чтобы увеличить оригинальность автомобиля и очистить поступающий воздух, заборники монтируются сверху. Кроме того, устанавливается кенгурятник, антикрылья, боковые дуги, аэродинамический обвес из пластика. В таком оформлении машина будет смотреться великолепно и очень стильно.


Салон

Этот элемент советского автомобиля морально устарел уже давно. Он и прежде не отличался высоким комфортом для пассажиров и водителя. Усовершенствовать салон ЗАЗ-965 не так уж и сложно. Устанавливают новые сиденья, руль спортивного типа, индикаторы давления масла и прочих рабочих показателей, включая датчик температуры и уровня горючего.

На потолке можно приспособить отделку из натуральной черной или красной кожи, а на пол постелить ковролин с похожими оттенками. Также следует заменить дверную обшивку, педали. Если нет желания выбрасывать штатные сиденья, следует произвести их качественную обшивку. Если вы не уверены в собственных силах, доверьте перетяжку салона специалистам.

Электрооборудование

Расположение элемента будет вертикальным, поэтому необходимо сточить язычок. Снимается оптический элемент и регулировочные фишки. Провода выводятся в штатные гнезда. Крепится фара при помощи болтов, заведенных изнутри и наружных гаек. После этого оптика монтируется и прижимается контрольными гайками. Выпирающие части болтов спиливают. Для внешней окантовки подойдет обод с 968-й модели. При правильном проведении манипуляций появится возможность установки галогенных регулируемых ламп.


Дополнительно

  • по моделям
  • полезные советы
  • схемы электрооборудования
  • карбюраторы
  • история марок и моделей
  • тюнинг
    Вы здесь:
  1. Home
  2. Статьи
  3. Автомобили
  4. ЗАЗ
  5. ЗАЗ-965(а/б)
  6. Заполнение системы тормозной жидкостью и удаление воздуха из нее ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Заполнение системы тормозной жидкостью и удаление воздуха из нее ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

  • " onclick="window.open(this.href,'win2','status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no'); return false;" rel="nofollow"> Печать
  • E-mail

Применение глицерина вместо касторового масла, а также покупных тормозных жидкостей, приготовленных на глицериновой основе, не допускается. При заправке свежей тормозной жидкостью (по мере необходимости) система гидравлического привода долж­на быть полностью освобождена от ранее заправленной жидкости и тщательно промыта свежей.

Тормозную жидкость в систему гидравлического привода заливают через горловину пита­тельного бачка главного тормозного цилиндра до нижней части горловины.

Тормозная жидкость и посуда, в которой она со­держится, должны быть совершенно чистыми.

Наполнительная горловина бачка перед заправкой жидкости должна быть протерта чистой тряпкой.


Питательный бачёк главного тормозного цилиндра

1 – пробка, 2 – прокладка, 3 – отражатель, 4 – бачёк, 5 – трубка питательная.

Заполнение тормозной жидкостью системы гидравлического привода тормоза связано с удалением из системы воздуха, наличие которого приводит к образованию в системе воздушных пробок, мягкой педали тормоза и слабому его действию Поэтому удаление из системы воздуха является одной из ответственных операций, обеспечивающих каче­ственную работу тормозов и безопасность движения. Заполнение системы и удаление воздуха производите в следующем порядке:

1. Заполните чистый стеклянный прозрачный сосуд емкостью, примерно, в 0,5 л тормозной жидкостью от 1/3 до 1/2 высоты

2. Снимите пробку с горловины питательного бачка главного тормозного цилиндра и заполните бачок жидкостью до нормального уровня.

3. Очистите от пыли и грязи клапаны для выпуска воздуха из колесных цилиндров и снимите резиновые защитные колпачки Наденьте шланг для прокачивания гидропривода (прилагается в комплекте шоферского инструмента) на головку клапана выпуска воздуха заднего правого колеса, а свободный конец шланга опус­тите в стеклянный сосуд.

Дальнейшие операции рекомендуется производить вдвоем, так как при нажиме на педаль тормоза необходимо следить за выхо­дом воздуха из системы, а также уровнем жидкости в бачке.

4. Отверните на 1/2—3/4 оборота перепускной клапан, после чего несколько раз нажмите на педаль тормоза. Нажимайте педаль быстро, отпускайте медленно. При этом жидкость под давлением поршня главного цилиндра заполняет трубопровод и вытесняет

из него воздух. Прока­чивайте жидкость до тех пор, пока не пре­кратится выделение пу­зырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с жидкостью. Во время прокачки доли­вайте рабочую жид­кость в бачок, не допус­кая ни в коем случае сухого дна бачка.

5. Повторяйте пре­дыдущую операцию до тех пор, пока выделе­ние пузырьков воздуха из конца шланга не прекратится

Прокачка системы без добавления жид­кости приводит к под­сасыванию в систему воздуха через бачок и компенсационное отвер­стие главного цилиндра и, как следствие, возникает необходимость повторной про­качки.

6. После прекращения выхода пузырьков воздуха из конца шланга, погруженного в сосуд с жидкостью, нужно, не вынимая шланг из сосуда, нажать на педаль тормоза до отказа. Удерживая

ее в этом положении, необходимо плотно завернуть клапан вы­пуска воздуха колесного тормозного цилиндра, снять резиновый шланг с головки клапана и надеть на нее резиновый колпачок

В таком же порядке необходимо удалить воздух из трубопро­водов и колесных цилиндров остальных тормозов в последовательности задний левый, передний правый и передний левый.


Последовательность удаления воздуха из трубопроводов и колесных цилиндров.

7. После тщательного и полного удаления воздуха из системы гидравлического привода тормозов необходимо долить жидкость в бачок главного цилиндра до нормального уровня и поставить на место пробку бачка.

При нормальных зазорах между тормозными колодками и бара­банами и отсутствии в системе воздуха педаль тормоза, при нажа­тии на нее ногой, не должна перемещаться более, чем на 90—95 мм. При этом нога должна ощущать сильное сопротивление (ощуще­ние жесткой педали). Если педаль перемещается дальше, но педаль жесткая, то это указывает на увеличенные зазоры между колодками и тормозными барабанами. Тормозная жидкость, выпущенная в сосуд при прокачивании системы, может быть вновь использована для заправки лишь после того, как она отстоится (не менее суток) до полного удаления содержащегося в ней воздуха. Перед заправкой отстоявшаяся жид кость должна быть профильтрована.

Заполнение системы гидравлического привода свежей жид костью, а также доливку рекомендуется проводить через воронку с мелкой шелковой сеткой, вставленную в бачок.

Предупреждение. Не нажимайте на педаль, когда снят хотя бы одни тормозной барабан, так как давление в системе выжимает из колесного ци­линдра поршни, и тормозная жидкость вытечет наружу.


Вначале был "горбатый", потом "ушастый". Как венец эволюционного развития советского народного автомобиля в 1979 году появилась "мыльница", или ЗАЗ-968М. Казалось, время этого автомобиля давно прошло, но мы встретились с владельцем "запорожца" Александром Жосом, который уже несколько лет круглый год ездит на этом интересном автомобиле…



Ходят слухи, что "запорожец" хотят скрестить с "Порше". Рабочее название нового автомобиля - "запаршивец".

"Запорожец" - советский "Порше"! У этого уникального автомобиля заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения, а в комплектацию входит автономный отопитель. Кузов - двухдверный седан, но называть его можно и купе. По проходимости "запорожцу", наверное, нет равных среди легковых автомобилей. Что нам "Порше"? Герой многочисленных анекдотов ЗАЗ-968М и его владелец - сегодня у нас в гостях.


Александр Жос - очень активный автолюбитель, председатель автомобильного клуба "ЗАЗ-гараж", организатор любительского ралли "Сезон", судья чемпионата Беларуси по ралли. Участник многочисленных слетов, любительских и ретроралли. В год на своем ЗАЗ-968М он проезжает около 20.000 км! Каждое лето с семьей путешествует на нем по странам ближнего зарубежья. В прошлом году ездили в Карпаты…



На "запорожце"! В Карпаты! 3000 км пути! Представляете? При этом отрезок путешествия пришелся на бездорожье - автомобиль 1993 г.в. в правильных руках выдержал испытание.

- Были у меня иномарки, но я давно прикипел к автомобилям из Запорожья. Сам я, к слову, из этого города родом, - рассказывает Александр. - Почему ЗАЗ? Сложно сказать, ведь любовь, как говорится, зла - полюбишь и козла (смеется). Нельзя сказать, что любишь кого-то за что-то. Любишь - и все. Так и я свой "запорожец"…



- У нас когда-то был "горбатый" ЗАЗ. Переехали в Беларусь в 1999 году. Были и другие "запорожцы". Потом пересел на Sierra и ездил на ней некоторое время, но замучила ностальгия - в 2008 году вновь купил "запорожец". Какой у него сейчас пробег, сказать не могу, но ездит он много. Разумеется, надо руки иметь, чтобы такой машиной владеть, так как ремонтировать приходится частенько. С другой стороны, в нем все просто и ремонтопригодно. Двигателей у меня два: один обычно перебирается, второй в это время ездит - ходят моторы обычно по 100 тысяч километров. Подвеска больше 5000 километров не выдерживает - надо перебирать. Кузов переваривался, красился, но пока держится. "Жучки" вылезают - подкрашиваю. Но особой ржавчины пока нет. И все равно мне нравятся эти машины. Новую иномарку покупать не хочу, хотя такая возможность имеется, да и супруга на это дело подбивает. В моем автомобиле есть душа - зачем что-то другое?


Мне тоже выпала возможность проехать на легенде. Кататься приходилось на многих советских легковушках, но с ЗАЗами до сей поры не сталкивался…


- Хорошая машина "запорожец" - шума мотора совсем не слышно.
- Что, так тихо работает?
- Нет, уши коленями зажаты.

На самом деле двигатель хорошо слышно, а уши коленями не зажаты. Казалось, что будет как в том анекдоте, но на деле устроиться за рулем этого автомобиля можно вполне сносно. Тесновато, но для водителя среднего роста проблем с посадкой почти никаких. Здесь грамотная комбинация приборов, удобный руль, хорошая обзорность. Нет только площадки для отдыха левой ноги - сильно выступающие арки сжигают пространство для ног передних пассажиров. Но в целом ездить на "запоре" можно. Только шумно. И страшно: ломается машина частенько, а барабанные тормоза всех колес со своей функцией справляются не очень охотно.


Под капотом - V-образная "четверка" с воздушным охлаждением объемом 1,2 л. Слава богу, ни один "Мерседес" нам по пути не попался, ведь, несмотря на недостаток "лошадок", "запорожец" по меркам советских автомобилей разгоняется шустренько, стараясь изо всех своих 40 лошадиных сил, оповещая округу звонким выхлопом глушителя.


Способствует разгону и на удивление четкая работа коробки переключения передач. Руль по сравнению с теми же "жигулями" в разы легче - с "рулежкой" на парковке и в поворотах проблем нет.


На ведущую заднюю ось своим весом давит силовой агрегат. У "запорожца" плоское днище, высокий дорожный просвет (190 мм!), относительно короткая база и узкая колея, большие углы въезда и выезда - теоретически отличный "проходимец"! Попробуем диагональное вывешивание…


Первым делом в воздухе повисает переднее колесо, заднее же держится до последнего - "запорожец" едет вперед. Передняя часть автомобиля очень легкая, задняя - сильно нагружена, поэтому проще опрокинуть автомобиль, чем лишить заднюю ось возможности пробивать дорогу вперед. При этом ход подвески для легковушки внушительный. "Запорожцу" бы еще блокировку дифференциала для пущей убедительности… Впрочем, некоторые народные умельцы уже давно освоили такой тюнинг.

Посмотрите это видео - в руках хорошего водителя ЗАЗ-968М с блокировкой заднего дифференциала заедет очень далеко! Да и без него машина не промах - "геометрия" уж очень хороша.


Для уверенного покорения сложных участков дорог в путешествиях Александр установил бобруйские шины БИ-508 175/70 R13. "Зацеп" в разы вырос за счет агрессивного рисунка, да и дорожный просвет слегка увеличился.



В путешествия? На "запорожце"? Почему бы и нет - сзади в передние спинки коленями будут упираться только высокие пассажиры. Мне было вполне комфортно: диван очень мягкий, спинка имеет относительно большой угол наклона, передние кресла стоят высоко - есть куда поставить ноги.



Конструктивные особенности независимой подвески передних и задних колес с телескопическими амортизаторами обеспечивают автомобилю достаточную плавность хода, в том числе на дорогах с неровным покрытием. Можно прыгать, скакать по ямам - подвески держат удар. Главное, чтобы на ходу от машины ничего не отвалилось…


Но все это не очень важно, ведь есть, есть душа в ЗАЗе! Я понимаю Александра Жоса - с этим автомобилем не соскучишься, в нем действительно есть что-то особенное. В то время как автопроизводители штампуют одинаковые машины, старая советская классика дает иные, давно забытые ощущения от автомобиля. Взять хотя бы этот знакомый с детства запах салона советской машины… Весь кайф - в ощущениях от "запорожца": он живой, он дышит!

Дела клубные


- Наш клуб "ЗАЗ-гараж" объединяет любителей "запорожцев". Вообще любителей этих автомобилей очень много, есть клубы даже в Восточной Германии. Активно сотрудничаем с украинцами. Объединяет нас то, что все мы всегда готовы помочь друг другу. Путешествовать не страшно: во-первых, машину знаешь как свои пять пальцев, во-вторых, в любом месте есть люди, которые всегда готовы помочь, - они на форуме оставляют контакты. В Беларуси я и мой товарищ тоже всегда готовы оказать техническую помощь. Как-то возле Львова шестерню срезало. Стоим на дороге - случайно встретили знакомых на ЗАЗах. Взяли они нашу машину на трос и повезли на базу, а по телефону передали: "Белорусы сломались!" И там приготовились нас принимать.


- Приезжаем - встречают наши ребята, - продолжает рассказ Ольга, дочка Александра. - У них все готово: бегут к нам с лампами, инструментами, отца за прокладкой клапанной крышки только отправили - все остальное сами оперативно сделали. На форуме всегда можно списаться с людьми из городов, через которые будешь проезжать. Там встретят со всей душой, покажут места интересные, которых на туристических картах нет. Очень дружный народ любители "запорожцев". Слеты проводим, встречаемся постоянно. Что-нибудь случится в дороге - наши ребята всегда придут на помощь.


- Женщины в клубе тоже есть. Особенно примечательны две близняшки, - говорит Ольга.- Одна из Львова, вторая из Германии - ездят на "горбатых" "запорожцах" и "Таврии"…

В этом году должен был проходить Императорский звездный ретропробег по маршруту Одесского автопробега 1914 года. Сто лет назад его запланировали, но провести не удалось - началась Первая мировая война. Спустя век решили повторить. Александр Жос должен был стать организатором этого пробега от Беларуси. На июль был назначен старт. Участники должны были собраться в Киеве, откуда стартовать по маршруту Киев - Умань - Одесса. Но опять началась война - ретропробег был отменен…

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Заметки на полях



Знаменитая бензиновая печка "запорожца" - зимой в машине можно греться с неработающим мотором.



Блок управления "советским Webasto".



"Запорожец" ломается часто, но под капотом есть лампочка, которая упрощает ремонт и обслуживание автомобиля в темное время суток.



Ручка управления пусковым устройством карбюратора (или "подсос" в народе) спрятана между передними сиденьями. Некоторые современные автолюбители, возможно, и не знают, для чего она предназначена.


5


Приемная камера системы охлаждения двигателя имеет специальную заслонку, закрыв которую в холодное время года, можно ускорить прогрев двигателя до рабочей температуры.



У "запорожца" абсолютно плоское днище. Жаль только, поддон ничем не защищен. С другой стороны, сделан он из прочной стали и расположен в задней части автомобиля.



80-го бензина нынче на заправках не сыщешь. Александр заливает 92-й, а для снижения риска детонации установил специальный прибор для подачи воды в камеру сгорания. Расход топлива - 7 литров на 100 км в смешанном цикле.



Воздушный фильтр ЗАЗ-968М инерционно-масляный. Его не нужно менять, обслуживание сводится к смене масла, промывке корпуса фильтра и фильтрующей набивки.



По сравнению с предшественником исчезли "уши" на боковых панелях моторного отсека - вместо них установлены плоские решетки. В связи с отсутствием "ушей" воздухозаборников в народе автомобиль быстро окрестили "мыльницей". Похожести формы корпуса с этим атрибутом способствовал и молдинг, который визуально делил машину на нижнюю и верхнюю части. В подкапотном пространстве ЗАЗ-968М была по-другому организована циркуляция воздуха, что позволило несколько улучшить охлаждение двигателя у этой модели.



А вы знаете, почему у "запорожцев" багажник спереди? Народная молва гласит, что на такой скорости за вещами надо присматривать.



Запасное колесо на ЗАЗ-968М, в отличие от предшественника, располагается в подкапотном пространстве.



На крышке багажника Александр установил своеобразные "релинги". Они очень выручают во время путешествий - к ним крепятся палатки, коврики и прочий скарб.



Передние сиденья раскладываются, а если их переставить, то появляется практически ровное спальное место. Но высокорослому человеку вряд ли здесь будет удобно.



Контрольная лампочка тормозной системы загорается во время каждого торможения, словно говоря водителю: "Не бойся! Есть, есть тормоза!"



Всего во дворе Александра я насчитал пять "запорожцев" и один "Москвич-2137". Последний проделал путь из Минска до Владивостока и обратно. Сегодня автомобиль путешественников Павла и Татьяны Глазковых находится на хранении у героя нашей статьи.


Есть и такие любители "запорожцев".



А этот "горбатый" приехал в пос. Дружба из Борисова своим ходом. В данный момент разобран. 24-летняя дочь Александра Жоса Ольга с помощью отца планирует восстановить автомобиль и ездить на нем. Сейчас они на этапе поиска хорошего кузовного мастера для пескоструйки и покраски кузова. Если среди наших читателей есть такие люди - Александр и Ольга просят отозваться на sunshine44a@yandex.ru.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.