Горбатый мостик в гостилицах

  • Add to friends
  • RSS

Гранёный Карандаш

В первой части мы прогуляемся по парку и окрестностям, а разрушенный барский дворец появится только во второй части. Вначале зелень и текст, потом кирпичи.

1. Гостями на Руси звали купцов. Тогда ведь если кто и приезжал – либо враг, либо купец. Или и то и другое, в зависимости от ситуации =).


2. Конюшня. В качестве доказательства над дверным проемом можно углядеть белый круг с торчащей конской головой. Главная дорога через Гостилицы проходит как раз за этим строением.


3. До Северной войны Гостилицы принадлежали новгородцу Н(М)иките Калитину, который вступил на шведскую службу и получил деревню в дар от короля (а до Швеции деревня принадлежала Великому Новгороду), после отошли во владения России и были подарены главе медицинской службы (личному врачу Петра) шотландцу Роберту Эрскину.


4. В 1721 году в Россию был приглашен Бурхард Кристоф фон Мюнних (Христофор Антонович Миних) для инженерных дел. За Кронштадтские укрепления, Ладожский канал, дороги и прочее (это он убедил Царя сделать фонтаны в Петергофе а не в Стрельне) Миниху были пожалованы Гостилицы и всяческие звания. Он был и правителем Петербурга, и графом стал… и фельдмаршалом войсками на войне руководил (не при Петре), но это уже другая история.


5. А тогда, вначале, Миних стал обустраивать имение на свой вкус талантливого инженера-гидролога. Возвел плотину на реке Гостилке, в запруде начал разводить форель, построил мельницу и красильный завод (или кирпичный, сведения разнятся).


6. 2 месяца не видел пса, небось уже и не помнит меня. Хотя этот конечно не покусает =)


7. В 1845 году дворец перестроили (при Минихе он был деревянный). Троицкую церковь построили при Алексее Григорьевиче Разумовском в 1755 году.


8. После дворцовых переворотов в начале 1740х годов Миних был приговорен к смертной казни, но в последний момент отправлен в Сибирь. Имение досталось фавориту императрицы Разумовскому.


9. При Разумовских (после Алексея имение в 1771г перешло к его брату Кириллу, который кстати в 18 лет стал президентом Петербургской академии наук (как раз после переворотов)) парк расширился, появились новые постройки (у меня нет снимков всего, так что замнем подробное описание=) ). После Кирилла Гостилицами владел его сын Петр. При нем крепостным пришлось увеличить размер парка вдвое и сделать ещё два пруда (по другим сведениям пруды сделали при Кирилле)… в итоге случилось восстание. На фото один из гостевых корпусов, построенный при Потемкине, наверное.


10. Если это лиственница (да, я где-то прочитал что там растет такая, не менее 200летняя). Как можно было так назвать дерево из семейства хвойных. Честным людям вроде меня становится трудно жить. Наверное это всё проделки наших кинопрокатчиков. Парк там шикарный, всё так умно рассажено… заросло правда.


11. Владение было обширное и у меня лишь малая часть. Тут на фото островок с беседкой. Это мы уже спустились из верхнего парка к нижнему, с прудом.


12. А это одна из плотин. Перепад высоты там большой, но с другой стороны бурелом и снять красиво не вышло. Так что только половинка.


13. Вид на место с предыдущей фотографии.


14. Слева находится гора Колокольная (там Миних построил потешную земляную крепость, а Разумовский колокольню). Тут бьет множество ключей. Но как-то вот не получилось пойти в ту сторону, всё огорожено современной колючкой.


15. Справа кусочек островка с беседкой. Говорят там нагажено очень сильно.


16. В 1824 году за миллион рублей имение купил А.М.Потемкин и жил тут со своей женой Т.Б.Голицыной. Жили они богато и с размахом. Поэтому пришлось перестраивать дворец и много чего ещё.


17. Горбатый мостик тех времен. При Потемкине построили бумажную фабрику, новую потешную крепость, отреставрировали церковь, появился водопровод на “паровой тяге”.


18. Почти удалось уйти от ядовитой зелени, которую так не люблю =).


19. Я зорко хожу с фотоаппаратом, даже небольшое отклонение от нормы от меня не скроется.


20. Чем не подтверждение теории струн? =)


21. Княжна Голицына открыла в 1925 году в Гостилицах школу для крестьянских детей (работает и поныне, носит её имя). Усадьба становится одной из самых крутых.



23. Голодные злые рыбки.


24. Синхронное причесывание. Может ещё и в ногу идут. )))


25. Фелич меня как бы упрекает за этот кадр. Ну а что поделать если наши граждане хотят пожрать и выпить на природе, а нести мусор далеко лень.


26. Одна из парковых аллей.


27. Если судить по дате, то здание было построено уже когда тут располагался совхоз “Красная Балтика”.


28. Фото не передает масштаб этих грибов.


29. Они реально гигантские, я таких больших прежде не видел. И росли выше человеческого роста.


30. Церковь от войны не пострадала так сильно как дворец, была восстановлена и введена в строй. На заднем плане тоже что-то из усадебных построек.


31. После Потемкиных имением владели барон Федор Врангель, Карл Сименс и затем его зять барон Гривениц. Последний построил конюшню, которая была вначале поста.


32. Ну а сам Сименс к 1903 году устроил на месте старой мельницы ГЭС и провел во дворец электричество. На этот раз текст соответствует фотографии =).


33. Ну и наконец панорамко =)


Вторую часть я не буду так долго писать, так как вся история в сокращенном варианте уложилась тут. Так что в ближайшие дни.

Что делает огромное количество россиян на майских праздниках? Правильно, выбирается на природу. Мы не стали исключением и решили совместить выезд за город с познавательной прогулкой по усадьбе Гостилицы в нескольких десятках километров от Санкт-Петербурга.


Усадьба Гостилицы


Внутри остались только полуразрушенные стены

Сама усадьба Гостилицы находится совсем недалеко от одноименной автобусной остановки.


Ходить здесь нужно очень аккуратно

Церковь Святой Троицы

В 1721 году Петр I подарил усадьбу Гостилицы своему сподвижнику, будущему генерал-губернатору Санкт-Петербурга Бурхарду Христофу фон Миниху. Последний владел имением в течение 20 лет, до тех пор, пока при правлении дочери Петра Елизаветы не был сослан в Сибирь.


При Минихе в Гостилицах был построен усадебный дом, мельница и красильный завод. Также недалеко была возведена потешная крепость с земляными бастионами.

Елизавета Петровна передала усадьбу своему фавориту Алексею Разумовскому, с которым, по легенде она вступила в тайный брак. Стоит упомянуть о посещении Гостилиц Екатериной II. В 1748 году Елизавета Петровна, Петр III и Екатерина приехали в усадьбу Разумовского. Именно в этот день, вследствие ошибок проектирования, фундамент дома, в котором ночевала Екатерина, начал оседать. Будущую императрицу успели вынести из разрушающегося здания. Хотя гостья и ушиблась при падении на доски, происшествие для нее, к счастью, закончилось хорошо.



Западный фасад

С течением времени усадьбой владело несколько поколений Разумовских. А в 1824 году имение приобрел Александр Михайлович Потемкин. И опять мы можем вернуться к имени Екатерины Великой. Потемкин был дальним родственником ее фаворита, князя Григория Александровича Потемкина-Таврического.

В 1845 году в Гостилицах был выстроен дворец, руины которого мы наблюдаем здесь и сегодня. Архитектором здания выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер. Он же возводил Дворец Белосельских-Белозерских и Николаевский дворец на площади Труда.




Сегодня на территории усадьбы можно найти несколько руинизированных и заброшенных зданий, самое крупное из которых — дворец. В нескольких сотнях метров от него на запад и северо-запад находится два пруда. А сразу через дорогу от дворца возвышается отреставрированная церковь Святой Троицы.

Хочется предупредить будущих посетителей усадьбы: будьте крайне аккуратны при посещении здания, смотрите под ноги и наверх. Строение очень старое, никаких работ, предотвращающих разрушение, тут не проводилось.


Чайный павильон

Если вы осилите посещение такой не самой близкой к городу достопримечательности, то, я уверен, вам будет интересно продолжить изучение Ленинградской области. Например, недалеко от Гостилиц находится деревня Лопухинка, в которой можно найти настоящие радоновые озера.

Если кратко, в целом:





В 1743 г. Гостилицы становятся одним из пригородных мест отдыха семейства Разумовских, привлекших для строительства усадебного дома, парковых служб и павильонов видных петербургских архитекторов, среди которых был и Б. Ф. Растрелли. В это время были построены усадебный дом, кавалерские корпуса и Катальная горка.


Проданное в 1824 г. А. М. Потемкину имение Гостилицы продолжает разрастаться и перестраиваться. Последний строительный этап в Гостилицах связан с именем Ф. Е. Врангеля, владевшего ими до 1896 г.
В годы Великой Отечественной войны здания усадьбы Гостилицы сильно пострадали, особенно усадебный дом, но сохранились многие постройки.


Усадебный дом в Гостилицах.
Построенный при Б. К. Минихе усадебный дом был значительно перестроен при Разумовских. Отличительной особенностью каменного двухэтажного здания 80-х годов XVIII в. является сложный план с многочисленными объемами башен и ризалитов. Кроме смотровой башни, в южном крыле здания сохранились две восьмигранные башни, фланкирующие широкое крыльцо-галерею в северном торце. Центральная часть фасада, обращенного к реке, выделена полуротондой.
Существует предположение, что в перестройке дворца принимал участие известный архитектор А. И. Штакеншнейдер, но своими объемами и сложностью обработки фасадов он напоминает также дворец Потемкина в Островках на Неве, построенный выдающимся архитектором И. Е. Сатаровым.
В годы Великой Отечественной войны дом был разрушен. От него сохранилась двухэтажная коробка, расположенная в 200 м от реки.


Южный кавалерский корпус в Гостилицах.
Двухэтажный кирпичный Кавалерский корпус к югу от усадебного дома построен в 60-х годах XVIII в. одновременно с двумя другими, образующими курдонер (парадный двор). Он примыкает к одноэтажному флигелю, представляя трапециевидную планировку. Простенки между окнами декорированы плоскими пилястрами дорического ордера.


Западный фасад корпуса украшен высоким фронтоном криволинейного очертания с круглым окном.
Общая композиция обработки фасадов характерна для русской архитектуры эпохи раннего классицизма.
В настоящее время здание используется для хозяйственных нужд.
Северный кавалерский корпус в Гостилицах.
Корпус этот, построенный в начале XIX в., был предназначен для размещения гостей. Высказывалось предположение, что он сооружен с использованием ранее существовавшей постройки XVIII столетия. Это одноэтажное здание обращено главным фасадом в сторону дороги. Единственными элементами декоративного убранства его являются надоконные фронтоны и сандрики. Западный фасад корпуса украшают две дорические полуколонны по сторонам дверного проема.
Юго-восточный кавалерский корпус в Гостилицах.


Здание это построено в 60-х годах XVIII в. симметрично с северным и как бы образует пропилеи парадного двора. Автор постройки неизвестен.
Одноэтажный кирпичный корпус со сложным трапециевидным планом перекрыт четырехскатной кровлей с круглыми чердачными окнами в деревянном резном обрамлении. Фасады юго-восточного корпуса весьма скромны. Окна обрамлены простыми наличниками, а углы декорированы рустом; на торцевом южном фасаде сохранились круглые барочные окна.


Оранжерейный флигель.
Оранжерейный флигель — это каменная одноэтажная постройка с окнами, имеющими циркульное завершение.
Из-за неровности местности южная часть флигеля, обращенная к дворцу, — одноэтажная, а северная имеет два этажа.
Южный фасад флигеля разбит плоскими лопатками, окна расположены в неглубоких полукруглых нишах. Другие фасады лишены убранства.


Троицкая церковь в Гостилицах.
Троицкая церковь построена на средства последнего гетмана Украины К. Г. Разумовского неизвестным архитектором и датируется 1764 г. В 40-х годах XIX столетия она была перестроена. Овальная в плане с прямоугольными апсидами и трапезной церковь увенчана массивным восьмигранным куполом. Южный и северный входы фланкируются двумя двухколонными портиками дорического ордера с высокими треугольными фронтонами.


Фасады церкви обработаны крупным рустом и прорезаны десятью большими окнами. Свет в интерьер проникает также сквозь круглые окна барабана купола. Изящных пропорций колокольня с полуциркульными проемами звона и декоративными окнами в куполе своими очертаниями как бы повторяет собственно церковь.
Дом священника.
Небольшая каменная постройка — дом священника — входит в состав ансамбля в Гостилицах, и представляет собой типичное сооружение начала XIX в. Оба фасада дома выделены портиками из четырех полуколонн. Окна декорированы наличниками, на торцевых его стенах по сторонам входных дверей размещены неглубокие полуциркульные ниши. В настоящее время дом используется под жилье.
Парк Гостилицы.
Парк усадьбы Гостилицы занимает 60 гектаров. Умело используя перепады рельефа, неизвестные архитекторы, инженеры и народные мастера создали в ложбине систему из четырех живописных каскадов, вода в которые поступала из неглубокой речки.


Сохранились очень красивые каменные горбатые мостики, перекинутые через высохшее русло реки.
В Гостилицком парке среди деревьев местных пород имеются групповые посадки клена, лип и ясеня. Встречаются здесь отдельные экземпляры сибирского кедра, высаженного при Потемкине, когда из регулярного, скромного усадебного парк превратили в пейзажный английского типа.


Чайный павильон.
Одной из наиболее ранних построек ансамбля, восходящих к середине XVIII в., является Чайный павильон в парке. Здание, возведенное на высоком обрывистом берегу, приписывается творчеству Б. Ф. Растрелли. Чайный павильон представляет собой прямоугольную одноэтажную постройку под двускатной кровлей. На восточном и западном фасадах его устроены два фронтона, вход подчеркнуто выделен фланкирующими окнами с дорическими полуколоннами. Мотив этот присущ и другим зданиям Гостилицкого ансамбля.
В середине XIX в. Чайный павильон подвергся существенным перестройкам, однако основные его пропорции сохранились. В настоящее время здание Чайного павильона используется под хозяйственные нужды.
Служебные здания.
Хозяйственный комплекс сформировался в 30—40-х годах XIX столетия и состоит из двухэтажных жилых домов и одноэтажных служебных корпусов. Все постройки каменные, они декорированы характерными деталями классицистического убранства — пилястрами, полуколоннами, нарядными кронштейнами. Внутреннюю планировку эти сооружения не сохранили.


Усадебно-парковый комплекс в Гостилицах — один из самых значительных, но малоизученных архитектурных ансамблей в Ленинградской области. Большая часть сохранившихся его построек уже используется, но еще предстоят значительные работы по восстановлению всего ансамбля.

Краткая история. Читайте ниже

Среди многочисленных дворянских усадеб в окрестностях Петербурга имение Гостилицы было одним из самых великолепных. Оно расположено на Ижорской возвышенности, изобилующей многочисленными родниками и плодородными землями, в окружении лесов, среди которых сохранились ещё с древности дубравы. Исключительно красивый рельеф позволил создать обширный парк с видовыми площадками на созданные рукой человека водные глади и покрытые густым лесом холмы.

После освобождения Ингерманландии Петр I начал активно использовать эти земли: велось строительство царских резиденций (Стрельна, Петергоф), фонтанного водовода, который берет начало недалеко от Гостилиц. Окрестные земли дарились ближайшим сподвижникам Петра. По некоторым сведениям, мыза Гостилицы принадлежала личному врачу Петра I Арескину. Он был директором Кунсткамеры и возглавлял всю медицинскую службу России. После его смерти в 1718 г. имение по завещанию должно было перейти к старшей царской дочери Анне Петровне. Однако, по архивным источникам до 1727 г. мыза Гостилицы была во владении князя А.Д.Меншикова. В 1731 г. Гостилицы были подарены императрицей Анной Иоанновной Бурхарду Христофору Миниху за успешное завершение строительства Ладожского канала. Миних был приглашен в Россию Петром I в 1721 г. как военный инженер-гидротехник. Здесь он сделал блестящую карьеру: стал графом, генерал-фельдмаршалом, премьер-министром. Для увековечения его памяти был выбит камень в форме жернова с графской короной, вензелем и датой: 1741 г. По иронии судьбы это оказался год его падения: после дворцового переворота вступившая на престол Елизавета Петровна сослала его в Сибирь. По легенде Миних узнал о своей опале, находясь в Гостилицах, и приказал сбросить в пруд упомянутый жернов. Камень был найден при чистке пруда через сто с лишним лет и сохранился поныне.

В 1743г. Гостилицы, как и многие имения опального фельдмаршала, получил в подарок фаворит императрицы Елизаветы А.Г.Разумовский. Здесь ведется интенсивное строительство, разбивается парк с павильонами и другими затеями: Чайный павильон, Эрмитаж, катальная горка, гроты, фонтаны. Был построен деревянный двухэтажный дворец. Для этого привлекались лучшие архитекторы. В усадьбе устраивались пышные празднества, главными из которых были именины императрицы и хозяина. Сохранились описания фейерверков и иллюминаций, которые были представлены на праздниках в Гостилицах. Неподалеку находился Зверинец, где устраивалась охота, большой любительницей которой была императрица. Не раз бывала здесь, будучи ещё великой княгиней, императрица Екатерина II. В ее записках сохранилось описание, как она едва не погибла под обломками внезапно рухнувшего домика, построенного для великокняжеской четы в гостилицком парке возле катальной горки. Именно в Гостилицах Петр III и Екатерина виделись в последний раз: 25 июня 1762 г. граф А.Г.Разумовский давал великолепный обед в честь императорской четы. В ночь на 28 июня Екатерина совершила переворот. В 1760-е — 1780-е годы на средства Разумовских была построена каменная церковь, которая в несколько перестроенном виде стоит и поныне.


После смерти Алексея Разумовского Гостилицами с 1771 г. владел его брат Кирилл (последний гетман Украины, президент Академии наук). К 1780-м годам закрепились основные линии парка: центральная аллея, липовая аллея к оранжерее, аллея на дамбе Пиличного пруда. Были сооружены три горбатых мостика (два из них сохранились), два каскада, водопад. На краю парка возвели потешную крепость, а недалеко от Зверинца на горе, названной впоследствии Колокольной, построили охотничью башню и разбили ведущие к ней аллеи. С 1803 г. по 1823 г. владельцем Гостилиц был Петр Разумовский — старший сын Кирилла Григорьевича.

После его кончины имение у его наследников в 1825 г. приобрел А.М. Потемкин, родственник князя Потемкина-Таврического. В усадьбе возводятся хозяйственные постройки, дом священника, разбиваются сады и т.д. В 1840-х годах на месте обветшавшего старого дворца по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера возводится новый, в стиле готического замка с башней. Жена хозяина Татьяна Борисовна, урожденная княжна Голицына, была известной благотворительницей. Сразу после приобретения имения она открыла школу для крестьянских детей. Находясь в дружеских отношениях с царской семьей, а также благодаря влиятельным родственным связям она многим оказывала помощь. После смерти Потемкиных некоторое время имением владел их родственник, а затем его приобрел в 1885 г. барон Ф.Е. Врангель, известный сельский хозяин, племянник знаменитого мореплавателя. Врангель вернул имению былую стоимость, привел в порядок все усадебные постройки.

У усадьбы в Гостилицах сменилось много хозяев, и каждый оставил после себя тайну

Тяжёлая дубовая дверь натужно скрипит, и в пустой храм проскальзывает хрупкая женщина. Она здоровается с молчаливым иконописцем, сгорбившимся над своей фреской где-то наверху, на деревянных лесах под самым куполом. Это матушка Ольга, супруга настоятеля Троицкой церкви. Сам отец Викторин занят, но он очень просил извиниться перед нежданным визитером. С некоторым разочарованием думаю, что и в этот раз тайна Карла Сименса (Carl von Siemens, 1829–1906) останется недосягаемой — вряд ли матушка может знать, где именно в старинном парке знаменитый изобретатель и промышленник спрятал свой агрегат. Я приезжаю в Гостилицы уже не в первый раз; с тех пор, как я впервые услышал легенду о находящемся здесь двигателе Сименса, прошло уже несколько лет, но найти хотя бы место, где этот уникальный механизм мог бы быть спрятан, до сих пор не удалось.

Как только женщина начинает свой рассказ, происходит нечто странное. Смотрю в окно: за дорогой грозно и тоскливо высятся косматые руины некогда одного из самых красивых и богатых дворянских дворцов дореволюционной России. А стрелки часов как будто остановились, дрогнули и начали отсчёт в обратную сторону. И вот уже в провалах окон начинают теплиться огоньки, в разрушенных коридорах мелькают тени, в залах, где сквозь остатки пола растут липы и березы, еле слышно звучит музыка, звенит парадный хрусталь, стучат каблучки прислуги, завершающей приготовления к визиту самой императрицы и ее фаворита. Заброшенная усадьба в Гостилицах глубоко вздыхает, оживает, вспоминает свои легенды, спрессованные временем в могучий монолит. И теперь главное не спугнуть это хрупкое, прозрачное видение.

В стародавние времена местные леса были прорезаны полноводной рекой и несколькими большими дорогами. На их перекрестье и возникло большое, богатое село. Дороги эти можно увидеть и теперь: к примеру, нынешнее Гостилицкое шоссе — это и есть древний Копорский тракт. А вот от реки уже к XVIII веку осталось только глубокое русло с тонким ручейком на дне. Эту картину в 1706 году застал здесь личный врач Петра I (1672–1725), доктор философии и медицины Оксфордского университета Роберт Арескин (?–1718). Российская карьера великого медика была на самом пике, Арескин пользовался всемерным доверием и уважением русского царя, и в честь разгрома шведов в Северной войне получил в дар обширные земли в Гостилицком крае. И построил тут небольшой деревянный дом с садом. С этого самого момента начинаются загадки, тайны и легенды, которыми сегодня дышит буквально каждый сантиметр Гостилицкой земли. Именно здесь, в Гостилицах, по всей видимости, содержалась часть бесценной библиотеки Арескина, которая по его смерти отошла Петру и составила основу нынешнего книжного собрания Российской академии наук. Где-то здесь, в каком-то из шкафов, хранился уникальный набор медицинских инструментов, который Арескин собирал и совершенствовал всю жизнь, а потом завещал лично Петру. Одна из легенд утверждает, что до императора инструменты так и не дошли, куда они делись — неясно. Скорее всего, остались где-то в опустевшем после смерти хозяина доме.

…Матушка Ольга поправляет косынку, на секунду замолкает, а потом зовет выйти из храма. Идем к небольшому домику по соседству; здесь живет настоятель с семьей. Замечаю на земле сбоку от дома, под навесом, темный округлый предмет. Матушка Ольга наклоняется, смахивает с него пыль и грязь. В полутьме виден замшелый, шершавый камень с дыркой в центре, на камне отчетливо виден выбитый витиеватый вензель — буква М под короной; ниже — цифры 1741. Это — мельничный жернов, последний свидетель противоречивых и бурных событий первой половины XVIII века. Да и судьба у этого камня была ничуть не проще, чем у его владельца Бурхарда Христофора Миниха (1683–1767), чей вензель и красуется до сих пор на истертой временем и водой поверхности.

После смерти Арескина прошло всего три года, а у Петра I уже был новый любимец — этот самый 37-летний капитан Миних, приглашенный на службу в Россию из далекого Ольденбурга , — это ему в 1721 году Петр I подарил Гостилицы. Миних владел редчайшей в те времена профессией — он был инженером-гидрологом, а российский император в то время носился с грандиозной идеей — построить в Петербурге такой дворец и такой парк с фонтанами, чтобы французский Версаль показался детской игрушкой. Строительство было начато неподалеку от Гостилиц, в Петергофе ; для обеспечения будущих фонтанов водой нужны были точные расчеты и сложная система каналов. Миних справился с задачей блестяще — в том же 1721 году вода была пущена по уникальному водоводу, построенному по проекту инженера. Еще через два года струи первых петергофских фонтанов взметнулись на небывалую высоту. К этому времени в портфеле Миниха уже были чертежи доков и гаваней Кронштадта, проекты каналов Петербурга, схемы благоустройства плотин и прудов в окрестностях новой столицы; на стол императору легли предложения по переустройству русской армии, воплотившиеся в создании нового рода войск — инженерных.

Деревянную усадьбу Арескина в Гостилицах Миних расширил и перестроил, небольшой сад превратил в пышный парк, устроил в нем дорожки и лестницы из дикого камня. Одна из них сохранилась до сих пор — вросшие в землю перекошенные ступени по-прежнему ведут от усадьбы вниз, в овраг, к берегу ручья, где все так же бьет из-под земли мощный источник. Здесь же, в низине, можно найти сваленные в груду обработанные камни. Некоторые разбросаны по берегу ручья, другие валяются прямо в воде. Это руины сложнейшей системы плотин, каскадов и запруд, которую устроил здесь Миних. В образовавшемся озере разводили форель, здесь же по собственному проекту инженера был выстроен красильный завод и оригинальная водяная мельница. Развалины ее тоже можно обнаружить и сейчас возле сельской дороги, среди спутанных зарослей и горы мусора. Именно в этой мельнице и был установлен каменный жернов, и именно в этот пруд выбросил его в 1741 году хозяин прекрасной усадьбы. Впрочем, уже и не хозяин: успев за прошедшие 20 лет побыть губернатором Петербурга, получить орден Александра Невского и титул фельдмаршала, Бурхард Миних попал под молох дворцового переворота Елизаветы Петровны (1709–1761) и оказался в числе неугодных при царском дворе. Дщерь Петрова отправила отцова сподвижника на вечное поселение в Пелым , где ему предстояло провести следующие два десятилетия. Как утверждает легенда, уже стоя на пороге своего дома, Миних велел вынести из мельницы жернов и утопить в пруду. Правда, в 1762 году Петр III (1728–1762) вспомнит заслуги фельдмаршала и возвратит его в столицу, однако усадьба в Гостилицах уже больше никогда не будет принадлежать Миниху.

Этот первейший вельможа времён Елисаветы жил здесь по-царски, давая праздники почти ежедневно. Граф Разумовский устраивал для Елисаветы довольно часто охоту на лосей и оленей.

Сразу за руинами дворца в глубине парка до сих пор виднеется унылое желтое здание с заколоченными окнами и выбитыми дверями. Внутри — голые стены, крашенные голубой краской, полуистлевшие доски пола. На усердно замазанных штукатуркой фасадах еле проглядывают следы былых украшений: там балясина, здесь — подпаленная недавним пожаром лепнина над оконным проемом. Краеведы до сих пор спорят — это ли остатки окутанного легендами Чайного домика, или же это совсем другое строение…

В июне 1762 года (в то самое лето, когда из долгой ссылки вернулся Бурхард Миних) именно здесь Екатерина провела свою последнюю ночь с супругом, несчастным императором Петром III. Вслед за этим грянет очередной переворот, Екатерина II (1729–1796) взойдет на трон и станет во главе государства, а муж ее, преданный, свергнутый и оклеветанный, ровно через месяц неожиданно скончается в нескольких десятках километров отсюда, в зловещем Ропшинском дворце. Ну, а Гостилицы станут семейным очагом аж трем поколениям Разумовских.

В 1755 году их усилиями рядом с дворцом была построена Троицкая церковь, в которой и началось наше путешествие. При последнем из Разумовских в 1824 году в селе вспыхнет крестьянское восстание, и усмирять его придется специально присланным из Петербурга войскам. В том же году имение продадут, и оно перейдет к другому, не менее знатному и богатому роду. Тем самым летом, когда Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) ехал в свою ссылку в Михайловское, гостилицкую усадьбу купил Алексей Михайлович Потемкин, племянник легендарного светлейшего князя Таврического . В том же году по приглашению хозяина усадьбы сюда приезжает Андрей Штакеншнейдер (1802–1865). Знаменитому архитектору поручено перестроить, расширить и обогатить старинный особняк. Зодчий потрудился на славу: дворец обрел черты романской и готической архитектуры одновременно. Каменная видовая башня, оставшаяся от прежних хозяев, стала частью особняка, появилось роскошное парадное крыльцо. И на этом история решила остановиться: больше дворец никто никогда не перестраивал. Таким и остался он на фотографиях конца XIX века — монументальный, изящный и праздничный. Таким дошел и до нас — дремучий, заросший, облупленный и разрушенный.

…Есть что-то откровенно сюрреалистичное в костлявых деревьях, растущих там, где должна быть крыша. Рванет сильный ветер с залива, деревце качнется, и зашуршит в темных недрах развалин кирпичная крошка. А бывает и так: ни с того ни с сего вдруг рухнет кирпич с высоты третьего этажа, увлекая за собой лоскуты штукатурки, грузно перевалится через гору хлама и ляжет прямо к ногам, беспомощно демонстрируя свое старинное клеймо. В такие моменты кажется, что дворец, разрушенный людьми и временем, теперь живет своей собственной жизнью. Кроме кирпичных стен, здесь ничего не осталось — все сгорело, сгнило или просто украдено. А воображение не унять: идешь по коридорам без потолка, между сырых кирпичных стен, и вдруг нестерпимо обостряется ощущение того, что вот-вот, да и выйдет из-за угла бестелесная фигура со свечой в руке и проплывет мимо в поисках давно сгинувшего уюта и шарма загородной дворянской резиденции.

Последняя тайна гостилицкой усадьбы, которая, собственно говоря, меня сюда и привела, связана с именем уже упомянутого промышленника и изобретателя Карла Сименса. В конце XIX века он прибыл в Россию в надежде заработать на высочайшем достижении техники того времени — электричестве. В 1881 году по его проекту в Петербурге на реке Охте строится первая в истории города гидроэлектростанция. Через два года Сименс получает заказ на устройство электрического освещения не где-нибудь, а в самом Зимнем дворце . В то же время по оказии он покупает имение в Гостилицах…

Дальше — только факты. Известно, что в 1883 году Сименс построил около миниховской запруды собственную гидростанцию — и Гостилицы стали первым в России населенным пунктом, полностью обеспеченным электрическим светом. Также сохранились некоторые чертежи и описания гидротурбины, которая этот электрический свет вырабатывала. И — самое интересное — ни один документ не упоминает о том, что после революции, когда имение было национализировано для нужд колхоза, этот агрегат куда-либо вывозили или разбирали. Да и местные жители подтверждают: да, ходит легенда о том, что двигатель Сименса до сих пор лежит где-то в гостилицкой земле. Но где.

Матушка Ольга без тени сомнения указывает на руины старинной мельницы Миниха: по ее сведениям, гидроэлектростанция располагалась именно в ней. Действительно, древнее здание явно перестроено, точнее — надстроено. Как и от дворца, сегодня от мельницы остались только стены. Что поделаешь, война. В самом начале войны фашисты оккупировали Гостилицы и устроили здесь настоящий укрепрайон. В старинном дворце разместилась канцелярия, в парке были вырыты окопы и траншеи. Немцы хозяйничали здесь до 1944 года, пока Красная Армия не начала широкомасштабную операцию по снятию блокады Ленинграда. Линия фронта прошла аккурат через Гостилицы: бои были крайне тяжелыми. Именно тогда орудийный снаряд уничтожил древнюю дозорную башню. Ветераны вспоминают: последнего фашистского пулеметчика выбивали из дворца прямой наводкой: гитлеровец погиб, придавленный рухнувшей стеной. После войны особняк восстанавливать не стали, потому даже и теперь, если внимательно приглядеться, в кирпичных стенах можно найти сотни застрявших навсегда свинцовых капель. И там, где отчаянно отбивался от наступавших красноармейцев последний пулеметчик Вермахта, в стене до сих пор зияет неприятно рваная дыра.

Стоит забраться поглубже в руины мельницы, как в нос шибает мерзкий запах помойки. Перекрытия между этажами давно рухнули вниз, и местные приспособили кирпичную коробку здания под свалку: близко и удобно, мешки с мусором можно забрасывать прямо с дороги, через низкие окна. Чтобы выяснить, действительно ли здесь находится агрегат Сименса, двух рук и голого энтузиазма явно маловато. Нужен еще как минимум экскаватор. Уже собираюсь уходить, как вдруг фонарик выхватывает из полумрака на противоположной стене ржавую металлическую коробку. Такую, в которые обычно ставят реле и прочие электротехнические устройства. Крышка распахнута, в воздухе болтаются несколько проводов. Опускаю луч фонаря ниже — прямо сквозь гору мусора куда-то в пол, под землю уходят две железные трубы с проводами внутри. От неожиданности захватывает дух: неужели он действительно там, под землей, этот загадочный старинный механизм. Что ж, может, когда-нибудь мы будем больше любить собственную историю, и тогда будут находиться и деньги, и экскаваторы, и желание докопаться до истины. А пока Гостилицы будут надежно хранить свои тайны.

На улице темнеет, пора возвращаться. На обратном пути еще раз захожу в церковь. Дверь открывает давешний иконописец. Мужчина немногословен: слишком много работы. Церковь только недавно вернули к жизни после восьми десятилетий разрухи и запустения. Иконописец поправляет тесемку, схватывающую волосы, берет кисти, крестится и залезает обратно, на деревянный помост, под самый купол церкви. Там уже почти готов лик Спасителя; под искусной рукой художника строгий, пронзительный взгляд словно проявляется на свежей штукатурке и — пробирает до дрожи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.