Горбатый мост через старое русло казанки

Судьба сооружения с почти вековой историей до сих пор неизвестна: для определения состояния моста необходимо 585 млн рублей, после чего будет решен вопрос о его сносе или реконструкции, но этих денег в бюджете нет

Юлия Яковлева, Руслан Садыков — Казань

Зеленая мутная вода, где давно не водится рыба, заросли камышей и кустарников по берегам, стойкий запах канализации, к которому давно привыкли местные жители. Старое русло Казанки под знаменитым Горбатым мостом между Зилантовым монастырем и Пороховым заводом в Кировском районе Казани можно назвать мертвой зоной. Сейчас водоем и окружающая его среда находятся в опасном экологическом состоянии и нуждаются в серьезной очистке.

Но когда-то в этом месте кипела жизнь — около века назад здесь было конное движение, чуть позже его заменило автомобильное, а затем здесь проложили трамвайные рельсы. В 60-х годах сооружение признали аварийным и перекрыли по нему транспортное движение. До 2009 года оно было открыто только для пешеходов. Однако состояние моста с каждым годом становилось все хуже, поэтому его признали опасным для жизни людей, а все проходы к нему были закрыты. Впрочем, это не останавливает пешеходов, которые самостоятельно отодвинули ограждения и сокращают по мосту путь до остановки к Речному техникуму. За тот час, пока мы находились на месте, по нему прошли несколько десятков человек.

Местные жители понимают — ходить по нему опасно, но за десятилетия уже привыкли, и удобной альтернативы, чем это ржавое полуразрушенное сооружение, у них нет.

По его словам, мост построили с нарушениями технологии — инженеры просто не рассчитали нагрузок. До 20-х годов прошлого столетия здесь находился Ягодинский мост. Он соединял между собой Адмиралтейскую и Ягодную слободы, где находились предприятия Алафузовых. Сооружение было временным — в дни половодья, когда Казанка выходила из своих берегов, мост разбирали, а затем возводили вновь.

Горбатый мост начали строить в начале 20-х годов, но первое его основание развалилось уже через восемь лет. К концу 1929 года он был закончен, но в самый разгар строительства на левобережной эстакаде появились сквозные трещины по пролетам, лопнули железобетонные стойки и конструкции рухнули вниз. Окончательно мост достроили в 1930 году, и он сразу же получил большую популярность. Однако в 1937 году стал приходить в негодность, и трамвайные линии на нем пришлось убрать. Целых 13 лет мост просуществовал как пешеходный, но в 1960-е годы его признали аварийным и закрыли для проезда транспорта

Во время возрождения Адмиралтейской слободы должна решиться и судьба Горбатого моста: в июле прошлого года во время осмотра исторических объектов на этой территории президент республики Рустам Минниханов поручил рассмотреть несколько вариантов развития зеленой зоны — отремонтировать мост и вновь открыть по нему пешеходное движение или демонтировать с целью создания полноценной набережной. Параллельно планируется возродить старое русло Казанки, провести работы по благоустройству прилегающей территории и открыть здесь парк.


Тогда же местным минтрансом был произведен расчет необходимых затрат для определения технического состояния несущих конструкций моста. Стоимость обследования оценили в 585 млн рублей, но эти деньги так и не были выделены. Без проектных работ внешне невозможно определить, стоит ли восстанавливать сооружение или его лучше демонтировать, объясняет первый заместитель главы администрации Кировского и Московского районов Петр Королев . По его словам, по замыслу реабилитации Адмиралтейской слободы вход в парк будет со стороны улицы Гладилова и Иовлева, поэтому потребность и актуальность этого моста пропадет.

Городские власти озабочены другими проблемами по возрождению Адмиралтейской слободы: в первую очередь предстоит очистить сам водоем, за которым последует строительство очистных сооружений, чтобы в русло не попадали грязные сточные воды. Затем предстоит следующий немаловажный этап развития этой территории — разработка концепции музейного комплекса, а затем благоустройство территории вокруг русла реки и парковой зоны – во время этих работ будет решена судьба Горбатого моста, рассказывает Королев.

Читайте также: Берег Адмиралтейского пруда в Кировском районе Казани очистят от мусора за 1 млн рублей

Не видит смысла восстанавливать мост для транспортного движения и заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест Казанского государственного архитектурно-строительного университета Александр Дембич. Тем более по проекту возрождения Адмиралтейской слободы неподалеку должен появиться другой мост — на улице Энгельса.

Если быть точным, то предлагаю посмотреть, что же творится на старом русле. Его протяженность составляет около трех с половиной километров и, надо сказать, это не самое чистое и красивое место в Казани. Но и в нем присутствует какое-то свое очарование.
Начинается оно за нижне – зареченской дамбой, недалеко от речного техникума. В этом месте стоит насосная станция № 6. Собственно при затоплении Куйбышевского водохранилища было построено семь таких станций для дренажирования городской территории. Еще не так давно здесь осуществлялся сброс грязной воды из старого русла в нынешнюю Казанку. Сама же дренажная система находится в очень плачевном состоянии и нуждается в срочной реконструкции…
Дальше можно увидеть красивую арку моста, перекинутого через русло. Это довольно известный горбатый мост, обладающий печальной славой. Его проект разработан еще до революции, а строительство началось в 1927 году. Но, как пишет в своей книге казанский краевед Ерунов Б., в сентябре 1928 года часть основания еще недостроенного моста обвалилась. Открыть движение по нему удалось только в ноябре 1929 г, а уже в январе следующего года лопаются 4 железобетонные стойки. Позже обнаруживаются серьезные просадки устоев, и к 1936 году становится ясно, что с момента создания мост находится в аварийном состоянии. Движение по нему было ограниченным и уже в наше время полностью прекращено. Так и стоит забытым этот молчаливый свидетель прошлого.
С моста летом открывается хороший вид на заболоченную протоку. По оба берега видны всякого рода хозяйственные корпуса, гаражи и прочие “достопримечательности”. Пожалуй, одно из немногих зданий, которое можно отметить – Татарский ТЮЗ на правом берегу. Это двухэтажное кирпичное здание было построено в 1898 – 1900 годах как театр Алафузовских заводов. Во время первой русской революции 1905 года здесь проходили рабочие митинги, на которых, в частности, выступал Х. Ямашев. Позднее в нем до 1996 года находился ДК Казанского Льнокомбината. Территория самого Льнокомбината (бывших заводов Алафузовых) также примыкает к протоке.
За Татарским ТЮЗ’ом небольшая дорожка уходит с улицы Гладилова вниз, к руслу, через которое в этом месте перекинут невысокий мостик. С этого мостика можно еще раз, но уже вблизи, посмотреть вид этой клоаки. Далее на другом берегу попадаем на улицу Архангельскую, с которой начинается подъем на легендарную Зилантову гору. На вершине находится комплекс Свято – Успенского монастыря, который был основан в 16 веке.

Большинство его построек относятся к современному периоду. Некогда земли по нижней Казанке принадлежали этому монастырю и ни одно судно не могло пройти вверх к кремлю, не заплатив пошлину в пользу братии.

Сразу за Зилантовой горой русло делает довольно резкий поворот, по правому берегу тянутся гаражи, по левому – низина с болотами. Южнее монастыря старое русло Казанки пересекает железнодорожная насыпь. Она появилась в 1893 году и тогда, в месте пересечения железной дороги с Казанкой, был построен мост, который ныне здесь не существует. Теперь старое русло пересекается сплошной насыпью, под которой проложена труба для перелива воды.

Места здесь самые что ни на есть неприглядные. Спустившись с насыпи вниз, к руслу, сразу чувствуешь дурной запах. Хуже того, через некоторое время начинает болеть голова – думается, что здешняя вода отравлена тяжелой химией.

Рядом с железной дорогой, на правом берегу русла, находится пороховой завод. Его западная ограда близко подходит к верхней террасе протоки.

Далее, за железной дорогой, на левом берегу располагается складская база, от которой вдоль русла идет безымянная асфальтированная дорога к улице Клары Цеткин. К правому же берегу здесь подходит улица с говорящим названием Набережная. Между ней и старым руслом находится очередной гаражный кооператив. Грязь, старые покрышки и прочий мусор сопровождают всю окружающую территорию.

Совсем рядом с насосной станцией находится перекресток улиц Адмиралтейской, Клары Цеткин и Боевой. Это – бывший Петрушкин разъезд. Когда-то здесь было конечное кольцо городской конки и депо. Рядом был разбит сад Тиволи с балаганами. В увеселениях активное участие принимали петрушки. Так же в петрушку наряжали специальную лошадку. Как сообщает газета “Вечерняя Казань” (6 апреля 2011 г.): “На разворотном кольце происходила смена лошадей: уставшую пару выпрягали, чтобы покормить и дать отдохнуть, а на ее место впрягали сытую и выстоявшуюся, с прошлого рейса. На разворотном кольце дежурила лошадка, ее задачей было развернуть вагон, пока меняют основных коней. Ее-то и прозвали Петрушкой. Там, где располагалось разворотное кольцо, был крутой спуск и подъем, тащить вагон было особенно тяжело, но Петрушка справлялся с этим в одиночку”. От этой лошадки и пошло название разъезда.
За насосной станцией № 7 старое русло отсечено от Куйбышевского водохранилища дамбой, по верху ее идет улица Боевая. Впереди – лишь волжская речная гладь. Под дамбой проложены трубопроводы, по которым насосная должна осуществлять сброс воды из старой протоки в водохранилище, однако ее оборудование нуждается в реконструкции. Система трубопроводов в настоящее время не функционирует в нормальном режиме.

Займищенский (Морквашинский) мост — автодорожный мостовой переход между посёлком Займище и селом Набережные Моркваши. Построен в 1981—1989 годах Мостостроем № 3 [2] . По нему проходит граница городского округа Казань с Зеленодольским и Верхнеуслонским районами Татарстана.

Издавна через Казанку устраивались наплавные (плавучие) мосты, а также дамбы, в виду резкого сезонного колебания уровня Волги и Казанки. Большинство современных мостовых переходов фактически устроено на Куйбышевском водохранилище, наполненном в 1951—1957 годах, и существенно изменившем русло Казанки.

Наплавной (Понтонный) мост — понтонный наплавной мост, соединявший улицы Фатыха Амирхана и Толстого. Аппарели (береговой сход) моста регулировались под колебания уровня Куйбышевского водохранилища [8] . Наведён в 1999 году, и разобран в августе 2010 года.

Кремлёвская транспортная дамба — построена в 1890-е годы как Кизическая (Хижицкая) дамба. Стоимость строительства составила 53 тыс. рублей (43 тыс. рублей выделило правительство, 10 тыс. рублей — город). Реконструировалась в 1915 году, существенно обновлена в 1926 году, перестроена в 1950-х годах. С 1927 года именовалась Ленинской дамбой [10] . В 1990-е годы переименована в Кремлёвскую транспортную дамбу.

Кизический (Хижицкий) мост — построен с Кизической (Хижицкой) дамбой в 1890-е годы. Реконструирован в 1926 году. Разобран в связи с наполнением Куйбышевского водохранилища, обусловившего строительство новой Ленинской дамбы и нового Ленинского моста.

Кремлёвский (Ленинский) мост — построен в 1950-е годы по проекту А. Гавриленко, эксплуатируется с 1957 года. Железобетонный трёхпролётный Кремлёвский транспортный мост имел длину 142 м, а ширину около 25 м (ширина проезжей части 19,6 м). На сооружение моста ушло 2450 кубометров бетона и 750 тонн металлической арматуры [10] . Ещё в ходе строительства началась просадка левобережного устоя моста, а в 1984 году мост признали аварийным, после чего потребовалось укрепить основания опо. Разбирается с июля 2012 года в связи со строительством новой транспортной развязки. Окончание демонтажных работ запланировано на 2013 год.

Временная объездная дамба — обустроена в мае-июне 2012 года для объезда стройки новой транспортной развязки у Казанского кремля. Общая длина — 800 м, из них 30 м — длина временного моста. Открыта 27 июня 2012 года [11] .

Кировская транспортная дамба — дамба с автомобильной дорогой, трамвайными и железнодорожными путями междуулицой Несмелова и Кремлёвской набережной. По ней проходит улица Саид-Галеева. В 1950-х годах из Старой дамбы и Железнодорожной дамбы была реконструирована новая — Кировская дамба. Если прежние дамбы располагались по левобережью Казанки, то в 1957 году, с перекрытием прежнего русла Казанки и заполнением Куйбышевского водохранилища, воды Волги и Казанки подошли вплотную к сооружённой дамбе, и единственный оставленный проход под её мостами фактически стал новым устьем Казанки. В 1990-е годы Кировская дамба была переименована в Адмиралтейскую транспортную дамбу. В мае 2008 года она была частично реконструирована [13] . Протяжённость дамбы около 1300 м, ширина проезжей части вместе с трамвайными путями — 21 м.

Новая дамба — дамба с шоссейной и железной дорогой от Ямской слободы до волжских пристаней (Дальнего Устья) у Казанки. С конца 1950-х годов частично затоплена Куйбышевским водохранилищем, образуя несколько островков (самый крупный — Вороний Куст) и протяжённый мыс полуострова .

Игумновский (Петрушкинский) мост — наводимый, а впоследствии постоянный, мост на Московском тракте между Петрушкиным разъездом Адмиралтейской слободы (Кызыл-Армейской слободы) и слободами Большое Игумново (Рабочей слободой) и Малое Игумново (Красной слободой).

В 1907 году был построен первый каменный мост на Булаке (Лебедевский мост). В 1926 году наводнение разом уничтожило все деревянные мосты [26] [27] . В 1940—1950 годы, во время работ по благоустройству Булака, вместо старых деревянных было построено 5 новых железобетонных мостов по проектам У. Алпарова и Е. Брудного. Они обычно именовались по порядковому номеру, начиная от Кабана (Первый мост, Второй мост и так далее). В связи со строительством комплекса защитных дамб, выход Булака к Казанке в середине XX века был окончательно закрыт.

К празднованию Тысячелетия Казани в 2005 году существующие мосты были отреставрированы. Под предлогом возвращения исторических именований их названия тогда были изменены, у мостов установлены соответствующие таблички-указатели [28] . Позднее некоторые таблички исправили.

Батуринский мост — ранее именовался Сенным мостом — соединяет улицы Парижской Коммуны (бывшую Сенную) и Университетскую.

Дегтяревский мост — также известен как Дегтяринский мост — соединяет улицы Галиаскара Камала (бывшую Поперечно-Тихвинскую) и Астрономическую (бывшую Поперечно-Воскресенскую).

Романовский мост — назывался раньше Варламовским мостом — соединяет улицы Кави Наджми (бывшую Поперечно-Воскресенскую) и Мартына Межлаука (бывшую Большую Варламовскую).

Ложкинский мост — ранее носил название Кузнечного моста, Гостинодворского моста, Владимирского моста — соединяет отрезки улицы Чернышевского (бывшей Гостинодворской). В начале XX века по деревянному мосту проходил трамвайный маршрут. В 1958 году мост сменён железобетонным [21] .

Мосты, пересекающие Ботаническую протоку, иногда ошибочно именуемую Средним Кабаном, соединяющую озёра Нижний Кабан (Ближний Кабан) и Средний Кабан (Дальний Кабан):

Мост Крестовниковых — автодорожный мост, по которому проходит улица Эсперанто.

Мост между Технической улицей и улицей Хади Такташа .

Мост между улицами Воскресенской и Мостовой — проходит над устьем протоки, впадающей в Средний Кабан.

Мост к трибунам Гребного канала — автодорожный мост, расположенный над обводным каналом озера Средний Кабан, прорытым возле комплекса Центра гребных видов спорта. Открыт летом 2011 года.

Старый мост Мамадышского тракта — автодорожный мост шириной 7 метров демонтирован в 2009 году [34] .

Новый мост Мамадышского тракта — сдвоенный автодорожный мост построен в 2007—2008 годах, открыт в 2009 году. Длина мостов — 60 м, ширина — по 12,5 м [35] [34] .

Шоссейный мост — автодорожный мост по улице Шоссейной.

Путепровод над улицей Клары Цеткин

Путепровод над улицей Татарстан

Путепровод над улицей Габдуллы Тукая

Путепровод над Технической улицей

Путепровод у Подаметьевской улицы — возведён в мае-июне 2012 года в ходе строительства новой транспортной развязки [37] .

Путепровод под улицей Достоевского

Путепровод под улицей Николая Ершова

Путеперовод на Сибирском тракте

Путепровод над Тихорецкой улицей — в стадии оформления документации [38] .

Путепровод над подъездной дорогой к селу Столбище — строительство начато в июле 2012 года [39][38] . Стоимость — 500 млн рублей.

Надземная эстакада на подступах к аэропорту — стоится с 2011 года, будет иметь павильон на 200 пассажиров и пешеходную галерею с траволатором[36] .

От Займищенского моста до Мамадышского тракта:

Развязка на пересечении Казанской объездной дороги с Займищенской улицей — по развязке проходит граница между городским округом Казань и Зеленодольским районом Татарстана.

Развязка на пересечении Казанской объездной дороги с Привокзальной улицей — по развязке проходит граница между городским округом Казань и Зеленодольским районом Татарстана

Развязка на пересечении Залесной улицы с Казанской объездной дорогой — по развязке проходит граница между городским округом Казань и Зеленодольским районом Татарстана.

Развязка на пересечении Казанской объездной дороги с улицей Азина — по развязке проходит граница между городским округом Казань и Высокогорским районом Татарстана.

Развязка на пересечении Мамадышского тракта с Казанской объездной дорогой — по развязке проходит граница городского округа Казань с Пестречинскимрайоном Татарстана.

Эстакада на пересечении Оренбургского тракта и проспекта Победы

Эстакада на пересечении проспекта Победы с Аграрной улицей и Мамадышским трактом

Эстакада на пересечении Сибирского тракта с улицей Академика Арбузова

Сооружённые в 1970-е годы:

Эстакада на Гвардейской улице над железнодорожными путями .

Эстакада на пересечении проспекта Хусаина Ямашева с улицей Галимжана Ибрагимова — сооружена к 1980 году. По эстакаде проходит граница Московского и Ново-Савиновского районов Казани.

Сооружённые в 2000-е годы:

Развязка на пересечении улиц Николая Ершова и Вишневского

Эстакада на пересечении Чистопольской улицы и проспекта Хусаина Ямашева — частично начата в 1980-х годах, сдана в эксплуатацию в 2005 году.

Развязка на пересечения улицы Декабристов с проспектом Хусаина Ямашева и Ленской улицой — построена в 2009—2010 годах. Полностью открыта в 2011 году [42] .

Эстакада на пересечении проспекта Фатыха Амирхана с проспектом Хусаина Ямашева — построена в 2008—2010 годах. Введена в эксплуатацию в 2011 году, неофициально — в декабре 2010 года [42][43] . Общая длина путепровода составляет 550 м, ширина — 21 м [44] .

Сооружённые в 2010-е годы:

Развязка на пересечении улицы Академика Сахарова и проспекта Альберта Камалеева с проспектом Победы — развязка над проспектом Победы построенная в 2010—2012 годах. Сметная стоимость — 1 млрд 67 млн рублей [45] .

Главная эстакада — открыта в сентябре 2011 года. Длина путепровода почти 400 м, ширина — 22 м.

Левоповоротные Северная вспомогательная эстакада и Южная вспомогательная эстакада — устроены над проспектом Победы. Открыты в конце 2011 — начале 2012 годов [46] .

Развязка на пересечении улицы Рихарда Зорге с проспектом Победы — строится с октября 2010 года.

Главная эстакада — длина путепровода составит 60 м, ширина — 33 м [47] .

Левоповоротные Северная вспомогательная эстакада и Южная вспомогательная эстакада устроены над проспектом Победы — длина каждой составит 100 м при ширине — 12 м [47] .

Эстакада на пересечении Чистопольской улицы и проспекта Фатыха Амирхана — строится.

Развязка на пересечении Оренбургского тракта и Фермского шоссе — строится. Развязка представляет собой путепровод длиной 236 м [48] .

Развязка на Танковом кольце — строится.

Развязка на пересечении улиц Тихомирнова и Эсперанто — строится с 2011 года. Длина путепровода составит 193 метра [49] .

Развязка через Даурскую улицу и Аметьевскую магистраль — строится. В ходе строительства также возведён путепровод над Южным железнодорожным ходом.

Переход возле станции Займище

Мост между улицами Молодогвардейской и Привокзальной возле станции Юдино — один из самых купных пешеходных путепроводов Казани. Длина — около 270 м.

Переход возле станции Восточный парк Юдино.

Северный (Туристский) переход между железнодорожным вокзалом и Портовой дамбой.

Южный (Деповский) переход между железнодорожным вокзалом и Портовой дамбой.

Мост у Станционной улицы — возле станции Дербышки.

Мост между улицами Шмидта и Красной Позиции — длиной около 40 м.

Мост между улицами Первой Газонной и Красной Позиции — возле станции Ометьево.

Пешеходный мост на пересечении улиц Карбышева и Танковой — расположен над Танковой улицей. По нему продолжается улица Карбышева. Длина моста составляет около 70 м.

Пешеходный мост между улицей Комарова и Межрегиональным клинико-диагностическим центром (МКДЦ) — расположен над Танковой улицей. Длина — около 50 м.

Переход над улицами Павлюхина и Халева.

Переход над Оренбургским трактом возле Республиканской клинической больницы.

Переход над проспектом Фатыха Амирхана у улицы Академика Лавреньева.

Переход над улицей Академика Арбузова у Казанской государственной академии ветеринарной медицины.

Переход над улицей Академика Арбузова у Ново-Азинской улицы.

Переход над проспектом Победы у улицы Джаудата Файзи.

Переход над проспектом Победы у улицы Академика Глушко.

Переход над проспектом Победы у улицы Академика Сахарова.

Переход над проспектом Победы у улицы Чишмяле.

Переход над улицей Академика Сахарова у улицы Хайдара Бигичева.

Переход над Оренбургским трактом у Фермского шоссе.

Переход над улицей Баки Урманче.

Станция метро Аметьево — метромост со станцией Казанского метрополитена, построенный над Аметьевской магистралью.

Метромост над Даурской улицей — построен для перегона вагонов с Южного железнодорожного хода в депо Казанского метрополитена.

Мост Сибирской заставы — располагался на Арском (Сибирском) тракте (улице Карла Маркса) у военного госпиталя.

Драничный мост — соединял улицы Фрунзе и Фурштатскую (ныне улица Болотникова).

Смоленский мост — у улиц Чистопольской и Декабристов.

Нижне-Заречная дамба — расположена вдоль Гривки и Ягодной слободы.

Адмиралтейская Большая дамба.

Федосеевская дамба — проходит по правобережью Казанки от кремля до Казанского национально-культурного центра (вдоль улицы Федосеевской улицы до Федосеевского бугра). До её сооружения через русло Казанки в этом месте (напротив расположенной здесь насосной станции и Воскресенской башни кремля) была устроена мост-запруда городской водяной мельницы.

Кремлёвская дамба — проходит от Адмиралтейской транспортной дамбы к подножью Казанского кремля, пересекая прежнее устье Булака. Самотечный водовод и водосбросный коллектор Волга-Булак расположены в закрытой части протоки Булак.

Портовая дамба — расположена от Речного порта до Адмиралтейской транспортной дамбы.

Волжская дамба — проходит по западной окраине города от порта до Малых Отар (Поповки, Кокушкино). Для сооружения дамбы было засыпано озеро Безымянное, располагавшееся вдоль Новой Татарской слободы. Через северную часть озера был перекинут мост, связывавший эту часть города с волжским побережьем.

Южная дамба — расположена от посёлка Малые Отары до посёлка Борисково и озера Верхний Кабан

Зеленодольский (Романовский) мост — железнодорожный мост через Волгу Казанского региона Горьковской железной дороги. Построен в 1911—1913 годах, к трёхсотлетию дома Романовых, специально для постоянного железнодорожного сообщения с Казанью [52] .

Сементовский В. Н., Воробьёв Н. И. Физико-географические экскурсии в окрестностях г. Казани: пособие для учителей и самообразования. — Казань: Татгосиздат, 1940. — 173 с.

Агитатору об инженерной защите Казани // Блокнот агитатора. — 1954. — № 19. — С. 15-31.

Иванов К. Щит города // Советская Татария. — 1958. — 10 августа.

Кузьмин В. В. Защита инженерная… // Казань в памятниках истории и культуры / Под ред. С. С. Айдарова,А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань:

Татарское книжное издательство, 1982. — С. 119.

Ерунов Б. Мостов казанских перегруженные спины // Вечерняя Казань. — 1993. — 28 мая.





















Сегодня в рубрике "Историческая Казань" речь пойдет о старом русле Казанки и о районе вокруг него. Век назад, когда железная дорога только-только начала вытеснять речной транспорт, река оставалась главной транспортной артерией города. А местность возле ее русла – настоящими "парадными воротами" Казани.

Сто лет назад Казанка впадала в Волгу не в районе современной Кировской дамбы, а в нескольких километрах западнее, там, где проходит граница Адмиралтейской слободы и поселка Игумново (район железнодорожной станции "Лагерная").

Если сегодня памятник павшим воинам находится на острове, а Адмиралтейская слобода – на правом берегу реки, то 100 лет назад Казанка протекала правее них и отделяла эти места от Ягодной и Пороховой слобод или Заречья (современный район улицы Гладилова и парка Петрова).

Боголюбская церковь

Неподалеку от памятника павшим воинам по левому берегу Казанки в начале ХХ века стояла огромная Боголюбская церковь, не уступавшая по красоте другим главным храмам города.

Построенная в середине XIX в стиле классицизма, церковь служила одной из главных достопримечательностей Адмиралтейской слободы, которая хорошо просматривалась из центральной части Казани.

Ягодинский мост

В нескольких десятках метров от Боголюбской церкви ниже по течению Казанки находился деревянный Ягодинский мост. Он соединял между собой Адмиралтейскую и промышленную Ягодную слободы, которые в то время находились на разных берегах реки.

Мост был временным – в дни весеннего половодья, когда Казанка выходила из берегов, его разбирали, а потом собирали вновь. Однако бывало, что стихия сносила мост сама.

- В ночь на 14 марта после полуночи лед разломал Ягодинский мост, служивший переправой из Ягодной в Адмиралтейскую слободу, - пишет в 1913 году газета "Казанский телеграф". - Утром был организован перевоз на лодках, но лодки оказались маленькими. При посадке образуется страшная сутолока. На левом же берегу высадка из лодок требует хорошего прыжка из лодки на берег. У кого сил недостаточно, тот оказывается в ледяной воде.

Зилантов монастырь

Один из красивейших и наиболее древних монастырей города, Зилантов, находился на левом берегу Казанки в том месте, где река делала крутой изгиб, меняя западное направление на южное.

Древние храмы мужского монастыря, основанного еще в середине XVI века, отлично просматривались с реки.

На самом берегу Казанки возле обители, судя по старым фотографиям, находились небольшие пристани, которые, по всей видимости, обеспечивали нужды самого монастыря.

Алафузовские заводы

По правому берегу старого русла Казанки сразу за Ягодинским мостом находился крупнейший промышленный район Казани начала ХХ века – комплекс предприятий "Торгово-промышленного общества Алафузовских фабрик и заводов".

Это был настоящий "город в городе", в который входили оборудованная по последнему слову техники льнопрядильная фабрика, два здания ткацкой фабрики, а также кожевенный завод.

Здесь выпускалось огромное количество наименований продукции, среди которых - непромокаемые ткани для военных и гражданских нужд. К слову, предприятия были награждены почетным званием "Поставщик двора его императорского величества".

Предприятия располагались на самом берегу Казанки и имели возможность осуществлять доставку сырья и готовой продукции речным путем с помощью пароходов.

Дом просвещения имени императора Александра II

В 1900 году на берегу Казанки возле алафузовских заводов было построено великолепное здание Дома просвещения рабочих имени императора Александра II. Деньги на его строительство выделили владельцы предприятий.

По меркам начала ХХ века это был роскошный клуб для рабочих с полным набором музыкальных инструментов и театральным реквизитом. Кроме того здесь действовала библиотека, доступная для всех работников предприятия.

Пороховой завод

Ниже по течению Казанки на ее правом берегу находились корпуса порохового завода. Это было современное предприятие, оборудованное новейшими механическими двигателями. Как и алафузовские заводы, оно имело прямой выход к реке.

В путеводителе по Казани под редакцией профессора Загоскина, который вышел на рубеже XIX и XX веков, завод именуется "небольшим городком".

- Казанский пороховой завод представляет собою обширную огороженную рощу, по которой разбросаны отдельные фабрики, мастерские и другие заводские здания. Занимаемое заводом место носит в народе наименование "городка" — и это, действительно, целый небольшой городок со своим особенным миром, своею собственной администрацией, интересами, злобами дня. Завод имеет собственное электрическое освещение, и конно-железную дорогу, соединяющую отдельные части его.

В 1915-1916 годах, во время Первой мировой войны, с целью увеличения объемов производства пороха, возле существующего завода был построен новый, не уступавший старому по мощности.

Железнодорожный мост через Казанку

Ниже по течению Казанки, южнее Порохового завода и Зилантова монастыря, находился мост Московско-Казанской железной дороги.

Это было красивое и масштабное инженерное сооружение. Он был построен на такой высоте над рекой, которая позволяла пропускать большие пароходы.

Пароходные пристани

Ниже по течению Казанки, у западной границы Адмиралтейской слободы, находились пароходные пристани.

Здесь товары выгружались с пароходов и доставлялись на склады Адмиралтейской слободы, а некоторые доставлялись и в другие районы города.

К слову, вдоль пристаней были проложены трамвайные рельсы, связанные с общей трамвайной системой города.

После 1917 года

Боголюбская церковь

Боголюбскую церковь на левом берегу Казанки полностью разрушили в 1930-е годы в рамках антирелигиозной кампании.

Позже на этом месте был построен речной техникум.

Горбатый мост

В конце 1920-х годов на месте временного Ягодинского моста началось строительство первого в городе железобетонного моста.

Этот мост, который за свою форму в народе был прозван Горбатым, с самого начала преследовали неудачи.

К 1928 году основание нового моста было практически готово, но в самый разгар строительства уже готовые конструкции рухнули вниз - сказывался недостаток опыта возведения подобных объектов.

К концу 1929 года мост был закончен, однако случилась новая авария - 17 января 1930 года на левобережной эстакаде появилась сквозная трещина, лопнули 4 железобетонных стойки и сдачу объекта вновь пришлось отложить.

Тем не менее, уже 4 апреля 1930 года по мосту открывается конное движение, а 5 апреля он был открыт и для автомобилей. К 28 июня на мосту были уложены рельсы и пущен трамвай.

Однако трамвайным мосту было суждено быть недолго - уже в 1937 году трамвайное движение здесь было прекращено.

Зилантов монастырь

В 1918 году, во время гражданской войны, Казань захватили белочехи. В свою очередь, части Красной армии укрепились в селе Верхний Услон на противоположном берегу Волги, откуда начали обстрел города.

В ответ белочехи установили орудия на Зилантовой горе, на территории монастыря. Когда город вновь оказался в руках Красной армии, все монахи были расстреляны без суда и следствия.

В 1930-е годы архитектурный ансамбль древнего монастыря был почти полностью уничтожен. Уцелели только настоятельский корпус и Всехсвятская церковь.

Алафузовские заводы

В 1918 году все предприятия Алафузовых были национализированы. Впоследствии комплекс заводов и фабрик переименовали в Казанский льнокомбинат имени Ленина.

Дом просвещения имени императора Александра II

Во время революции в Доме просвещения проходили митинги и собрания рабочих алафузовских заводов. Спустя несколько лет здание переименовали в Дворец трудящихся, сохранив прежнее назначение.

В годы Великой Отечественной войны в Доме трудящихся разместился военный госпиталь. Также здесь проживали эвакуированные жители блокадного Ленинграда.

Пороховой завод

14 августа 1917 года на пороховом заводе произошел крупнейший пожар, который позже назвали казанской катастрофой.

Снаряды, которые взорвались на станции, зажгли железнодорожное депо, располагавшееся неподалеку. Следом загорелась нефть в цистернах на берегу Казанки.

В городе и особенно среди жителей промышленного Заречья началась паника – многие из них поспешили покинуть город.

- Пожар пороховых и артиллерийских складов продолжается. Беспрестанные взрывы. Во многих кварталах выбиты стекла домов. Помощь раненым органи¬зована. Население частью бежит за город, - говорилось в телеграмме, отправленной в дни пожара в Министерство внутренних дел.

В результате пожара и взрывов снарядом в городе были разрушены 542 здания. Больше всего досталось старому пороховому заводу, который был, буквально, стерт с лица земли.

Серьезно пострадал и новый пороховой завод, построенный в 1915-1916 годах. Но здесь сумели быстро ликвидировать повреждения и возобновить производство.

Создание Куйбышевского водохранилища

Роковым для местности вокруг старого русла Казанки стало создание Куйбышевского водохранилища в середине 1950-х годов.

Было решено изменить русло реки и перенести место ее впадения в Волгу в район Кировской дамбы.

С этой целью возле современного речного техникума и западной границы Адмиралтейской слободы соорудили защитные дамбы, отрезавшие старое русло от остальной части Казанки и Волги.

В результате образовавшийся водоем со стоячей водой начал быстро превращаться в болото, а окружающая его местность подверглась запустению.

Красивый железнодорожный мост через старое русло Казанки разобрали и заменили обычной насыпью.

Не стало здесь и пароходных пристаней . А место, где ранее швартовались огромные суда, заросло деревьями и кустарником.

Резко снизилось транспортное значение и Горбатого моста , который из моста через бурную реку превратился в мост через заброшенное озеро. В 1960-е годы он был признан аварийным и закрыт для проезда автомобилей.

Во второй половине 1990-х началось возрождение Зилантова монастыря . Однако в архитектурном отношении он уже не является копией того, который был разрушен в 1930-е годы.

В частности, недавно возведенный Троицкий собор является точной копией одноименно собора Троице-Сергиевой лавры.

С наступлением эпохи рыночных отношений для Льнокомбината (бывшие алафузовские заводы) и порохового завода наступили тяжелые времена.

Льнокомбинату повезло меньше – к середине 2000-х производство здесь почти полностью остановилось, а большая часть заводских корпусов оказалась заброшена.

В непростую ситуацию попал и пороховой завод . Но с начала 2000-х годов предприятие полностью перешло под контроль государства, которое оказало заводу финансовую помощь.

В 2000-е годы возле здания речного техникума установили судно "Метеор".

Бывший Дом просвещения рабочих алафузовских заводов передали татарскому театру юного зрителя.

В 2009 году специалисты признали состояние Горбатого моста крайне неудовлетворительным и закрыли его для прохода пешеходов. Оба входа на мост были перекрыты металлическими листами.

В это же время экологи исследовали воду в старом русле Казанки и пришли к выводу, что степень загрязнения водоема крайне высока.

В настоящее время власти Казани разработали проект возрождения Адмиралтейской слободы. Согласно проекту, планируется реконструировать Горбатый мост. А территория вокруг старого русла Казанки со временем должна превратиться в один из крупнейших парков города.

Старое русло Казанки на карте 1914 года Старое русло Казанки на современной карте

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.