Формирования правильной осанки и коррекция нарушений

Сохранение и управление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Например, нарушение осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении или письме. Перегружает позвоночник избыточный вес.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.

При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической – увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).

Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушение симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность. К гораздо более серьезным нарушения относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.

Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим правильной осанки применяются специальные упражнения.

Общие методические рекомендации

Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения. Если ребенок неустойчив в какой-то позе, лучше всего выйти из нее, отдохнуть и перейти к другому упражнению. Ослабленные дети могут пробовать выполнять позы по выбору. Начинающим не стоит перенапрягаться, чтобы скорее достичь выполнения позы. Важно, чтобы прошло хотя бы 2 часа после еды перед началом занятия. Желательно не смешивать энергичные упражнения и игры с практикой. Комплекс рассчитан на 2 дня: первый день – упражнения в положении стоя, второй день – упражнения в положении лежа.

Ходьба

Ходьба с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, скамейке и спрыгивание.

Упражнения, выполняемые в положении стоя

  1. Поза горы

Основная стойка – встать твердо и прямо как гора. Все позы стоя, описанные ниже, начинаются именно в этой стойке с опущенными руками.

Техника. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянут, грудь вперед, шею держать прямо. Нельзя переносить вес тела только на пятки или на пальцы, а следует равномерно распределять между ними.

Эффект упражнения. Формируется правильная осанка, умение управлять своими движениями.

  1. Выпад вперед, руки вверх

Техника. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90 0 , левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, ног, плеч.

  1. Выпад в сторону

Техника. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90 0 , левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки.

  1. Растяжка спины

Техника. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Сохранять позу 20-30 секунд, дыхание нормальное. Вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и совершать указанные движения.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.

  1. Поза треугольника

Техника. Из основной стойки прыжком расставить ноги шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута. Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию. Выполнить упражнение в другую сторону.

Эффект упражнения. Увеличивается подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяется грудная клетка.

Техника. Из основной стойки завести руки за спину и соединить ладони вместе. Прогнуться назад и держать позу 20-30 секунд. Возвратиться в исходную позицию.

Эффект упражнения. Улучшается гибкость позвоночника. Развиваются мышцы, определяющие красивую прямую осанку.

Техника. Из основной стойки наклониться вперед. Вытянуть правую ногу параллельно полу, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20-30 секунд, возвратиться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги.

Эффект упражнения. Активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.

Упражнения, выполняемые в положении лежа

Освоив упражнения, выполняемые в положении стоя, можно перейти к выполнению следующего комплекса из исходного положения лежа на спине или на животе. Для выполнения упражнения можно использовать любые коврики или подстилки. Закончив любое упражнение, нужно отдохнуть в течение 1-2 минет в положении лежа (поза 5). Комплекс завершается расслаблением лежа в течение 3-5 минут.

Техника. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно сесть, наклониться вперед, стараясь коснуться руками стоп. Наклониться вперед как можно ниже и ухватиться за ноги. Опустить голову и расслабиться в этом положении. Удерживать позу около 20 секунд. Выйти из позы, сесть прямо, затем опустить спину на пол. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Ноги слегка развести врозь. Расслабиться.

Эффект упражнения. Поза благотворно влияет на мышцы спины, икры ног и на область живота.

Техника. Лечь животом на пол. Руки отведены назад. Поднять одновременно голову, грудь, ноги как можно выше. Ни ладони, ни ребра не должны касаться пола, на полу только живот. Оставаться в таком положении 10-15 секунд при нормальном дыхании.

Эффект упражнения. Корректируются нарушения осанки, позвоночник становится эластичным, тренируются мышцы таза.

Техника. Лечь на живот, ноги вместе. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно подняться вверх и максимально прогнуться, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Смотреть вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустить на пол вначале грудь, а затем голову.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на мышцы спины. Укрепляется позвоночник.

Техника. Лечь на живот, ноги держать вместе. Согнуть ноги в коленях и ухватиться за лодыжки. Руки держать выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Медленно поднимать голени. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы живот лишь касался пола. Смотреть вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститься в исходное положение. Расслабить все тело.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на все тело, особенно на позвоночник и живот.

  1. Поза для расслабления мышц лежа

Техника. Лечь на спину, раздвинув стопы примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Дышать глубоко, постепенно замедляя дыхание. Оставаться в этом положении 3-5 минут

Эффект упражнения. Эта поза полезна для расслабления всего тела.

Заключение

Очень важно, чтобы ослабленный ребенок прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет выполнять их самостоятельно, и не механически, а осмысленно. Это в несколько раз повысит эффективность занятий, поскольку в этом случае к технике подключается умственная работа, ребенок прислушивается к своим ощущениям.


Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке все части тела располагаются симметрично относительно позвоночника. При правильной осанке плечи у человека развернуты, голова немного приподнята, руки и ноги разогнуты в суставах, а живот подтянут. Правильность осанки может оценить врач. Обычно доктор оценивает вид сбоку, сзади и спереди. Неправильная осанка негативно влияет на работу всех внутренних органов организма. Коррекция осанки – комплекс методов, предназначенных для формирования правильной осанки или исправления существующих ее дефектов.

Методы коррекции осанки

Нарушение осанки иногда путают со сколиозом. При сколиозе происходит искривление позвоночника в результате поворота позвонков вокруг своей оси. Сколиоз нельзя исправить, можно лишь приостановить его прогрессирование. А нарушения осанки легко исправить с помощью специальных методов коррекции осанки. Применение корсета для коррекции осанки – один из самых простых способов.

Корсет для коррекции осанки помогает восстановить физиологически правильное положение плечевого пояса, а также избавить от чрезмерной нагрузки позвонки поясничного и грудного отделов позвоночника с сохранением нормального мышечного тонуса. Корсет для коррекции осанки фиксирует спину человека в правильном положении. Специальные упругие пластины корсета способствуют равномерному распределению нагрузки по обеим сторонам позвоночника и симметричному развитию мышечной системы.

Для усиления эффекта при неправильной осанке врач помимо корсета может посоветовать занятия лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц. В дальнейшем упражнения корректирует инструктор, исходя из физической подготовки и состояния костно-мышечной системы пациента.

Лучших результатов также можно добиться при совместном применении различных методов коррекции осанки – корсета, лечебной физкультуры и сеансов лечебного массажа. Для коррекции осанки полезно заниматься плаванием, волейболом и лыжным спортом.

Упражнения для коррекции осанки

Упражнения для коррекции осанки в какой-то степени помогают лучше владеть своим телом и исправлять недостатки фигуры.

Для коррекции осанки и укрепления мышц спины подойдут следующие упражнения:

  • встать, руки расположить за головой. С силой отвести руки в стороны, поднять руки вверх и прогнуться. Замереть на 2-6 секунд и вернуться в исходное положение;
  • встать, поместить гимнастическую палку за спиной. Ее нижний конец прижать к тазу, а верхний – к голове. Наклониться вперед и вернуться в исходное положение, наклониться влево, затем вправо. Выполнить каждое движение 10-12 раз;
  • лечь на живот. Прогнуться, опираясь на руки. Замереть в этом положении на 4-5 секунд, затем вернуться в исходное положение;
  • встать на шаг от стены. Коснуться стены руками и прогнуться назад, подняв вверх руки, вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.


К упражнениям можно добавить висы на гимнастической стене в течение пяти-шести минут.

Упражнения для коррекции осанки (лежа на животе):

  • руки вытянуть вперед, тело вытянуть в "струнку", тянуть кисти и носки в разные стороны в течение одной минуты;
  • руки в упор, опереться на ладони и поднимать по очереди вверх прямую ногу (10 раз);
  • руки над головой сложить в замок, поднять плечевой пояс и продержаться в таком положении от двух до десяти секунд (6 раз);
  • поднять руки и голову вверх, прямыми руками делать "ножницы" в течение одной минуты;
  • руки сложить в замок и вытянуть вперед, прямые ноги сложить вместе. Поднять ноги, руки и голову и держать в течение одной-двух минут;
  • взяться руками за лодыжки и подняться вверх на животе, держаться в таком положении от двух до десяти секунд (10 раз).

Следующие упражнения для коррекции осанки надо выполнять стоя на коленях:

  • встать на колени, руки опустить вдоль туловища, а затем отклониться назад. Повторить 10-15 раз;
  • садиться на пол справа и слева от ступней;
  • достать до лба коленом, откинуть ногу и голову назад вверх. Повторить 10 раз.

Все упражнения необходимо выполнять в среднем темпе, стараясь при этом максимально развернуть плечи назад.

Коррекция осанки у детей

Методы коррекции осанки у детей основаны на изучении осанки по основным элементам, устранении скованности и ненужного мышечного напряжения, на развитии запоминания правильной осанки и умении ее восстанавливать в различных условиях.

Коррекция осанки у детей происходит путем сочетания мануальной терапии с лечебной физкультурой, массажа и психотренинга. Для коррекции осанки можно также включить хождение по бревну для тренировки мозжечка, вестибулярного аппарата, а также выработки чувствительности мышц конечностей, шеи и туловища. Детям младшего школьного возраста обязательно назначают упражнения, основанные на глубоком дыхании, так как в этом возрасте грудная клетка растет медленнее всего тела.

Процесс коррекции осанки обязательно должен сопровождаться сознательно-волевым решением ребенка ко всем видам занятий. Только в этом случае овладение навыком правильной осанки будет происходить естественным путем.


Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Скачать:

ВложениеРазмер
osanka.doc 143 КБ

Предварительный просмотр:

1 часть Теоретическая

Осанка – это привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нарушается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

Виды неправильной осанки: сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника – кифоз, лордоз, сколиоз.

Кифоз и лордоз – это искривление позвоночника в передне – задней плоскости, а сколиоз – искривление справо налево в боковой плоскости.

При кифозе происходит усиление изгиба позвоночника в грудном отделе. Чтобы сохранить равновесие, ребенок вынужден сильнее отклоняться в крестцовом отделе позвоночника. При очень выраженном кифозе формируется горб.

При лордозе грудной отдел позвоночника плоский, но усиливается изгиб шейного и поясничного отделов позвоночника. Очень часто у таких детей имеется опущение внутренних органов: почек, желудка, кишечника,- а это приводит к нарушению их функций и к возникновению хронических заболеваний.

При сколиозе позвоночник искривляется в боковой плоскости, и выраженнее это искривление, тем сильнее страдают внутренние органы.

Правильная осанка в положении стоя и сидя — это когда ухо, плечо и бедро находятся на одной вертикальной линии, если посмотреть на ребенка сбоку. При осмотре осанки у ребенка необходимо обращать внимание на лопатки: они должны быть расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Плечи должны быть на одном уровне и слегка развернуты назад. Позвоночник находится на прямой линии. Необходимо обращать внимание на талию. Если с одной стороны талия сглажена - это признак искривления позвоночника в поясничном отделе. Живот должен быть подтянут, пупок – располагаться в центре живота. Ноги должны быть одинаковой длины, ровными; стопы иметь хорошо выраженный внутренний свод и хороший подъём – так, чтобы отпечаток стопы на мокром песке не был похож на лепёшку, а имел в центре тонкий мыс.

Причины нарушения осанки:

  • неблагоприятные условия окружающей среды;
  • заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (рахит, туберкулезная инфекция, переломы и травмы позвоночника);
  • инфекционные и частые простудные заболевания;
  • дефекты физического развития;
  • плоскостопие;
  • длительное пребывание в ряде бытовых и рабочих поз;
  • привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону);
  • неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами);
  • неполноценное питание;
  • детский невроз;

Что же нужно для достижения хорошей осанки?

Для хорошей осанки у ребенка необходимы: хорошая наследственность, прекрасная беременность и роды, доброжелательный климат в семье, разнообразное качественное питание, скорректированная физическая нагрузка по возрасту, правильная постель и достаточный сон, эмоциональная удовлетворенность и родительская любовь.

Начнем с самого начала:

2 часть Практическая

Цель: Отработка с педагогами на практике специальных игр и упражнений для профилактики нарушений осанки.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка правильной осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Уже на втором году жизни детям показывают и объясняют, как надо сидеть, стоять, ходить.

Правильная осанка в положении сидя – прямая посадка головы, слегка отведенные назад и опущенные книзу плечи, развернутая грудная клетка, прямая, чуть прогнутая в пояснице спина, подтянутый живот. Сидя на стуле, нужно полностью занимать его сиденье, плотно прижимаясь спиной к спинке стула. Край стола находится по отношению к груди на расстоянии кисти руки, поставленной ребром. При письме, рисовании, лепке руки лежат на столе, голова слегка наклонена. Нельзя низко опускать голову над бумагой и склонять голову набок. Если локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого, позвоночник искривляется. На устных занятиях необходимо сидеть откинувшись назад, опираясь спиной о спинку стула, спина прямая, руки на коленях ( ближе к животу), плечи развернуты, голова приподнята. При такой позе органы брюшной и грудной полостей не сдавливаются, кровообращение и дыхание улучшается, устраняется застой крови в ногах и брюшной полости.

На занятиях необходимо, время от времени менять позу. Однообразное положение очень утомительно.

Во время ходьбы необходимо держать прямо голову, плечи отведенные назад и опущенные книзу, развернуть грудную клетку, подтянуть живот.

Стоять нужно правильно в основной стойке или на слегка расставленных ногах.

Необходимо постоянно следить за осанкой детей , как на занятиях, так и в повседневной самостоятельной деятельности детей. В старших группах нужно приучать детей замечать недостатки в своей осанке и стремиться самостоятельно исправлять их.

Цель – Знакомство педагогов с играми и упражнениями направленными на формирование у детей правильной осанки.

Упражнения для формирования правильной осанки :

  • Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, пятки должны касаться стены.
  • Принять правильную осанку, отойти от стены на 1 шаг, сохраняя принятое положение.
  • Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночника, медленно встать в исходное положение.

Очень полезны упражнения на растяжку. Когда мы растягиваем позвоночник, увеличиваются межпозвонковые промежутки, ументшается сдавливание нервов,нормализуется циркуляция крови.

Упражнения в паре:

  1. И.п.:стояв двух шеренгахнапротив друг друга на расстоянии 3 шагов.

1 - сделать шаг навстречу друг другу и положить руки на плечи партнера;

2-3- наклониться до образованияпрямого угла между бедром и туловищем;

  1. 2. И.п.: стоя, спиной друг к другу.

1-2- поднять руки и соединить с руками партнера; 3-4- и.п.

  1. 3. И.п.так же, в руках у одного палка.

1 – поднять руки, взяться за палку.

2-3 - отпустить палку первому партнеру, второй должен её взять.

4- опустить руки с палкой.

Методические указания : замечания педагога в основном направлены на сохранение правильного положения головы при выполнении упражнения с мешочком: голову не наклонять и не поворачивать. Если мешочек упал, поднять его и вновь положить на голову.

Информационный материал для родителей на тему:

Осанка – это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.

Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формироваться с первых лет нашей жизни.

Помните: наиболее ответственный период для формирования осанки у ребенка – с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами развиваются механизмы, регулирующие вертикальную позу.

Знайте, что основными причинами формирования неправильной осанки являются:

- отсутствие крепкого, достаточно развитого мышечного корсажа – мышечной системы;

- неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер, изменение тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника;

- последствия рахита – нарушение взаимоотношения костных элементов таза и позвоночника.

Другие причины формирования неправильной осанки:

- продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабляющие организм;

- не соответствующая росту мебель;
- неудобная одежда и обувь.

Контролируйте осанку ребенка раз в полгода самостоятельно, не прибегая к помощи врача. Воспользуйтесь следующими советами. Осмотр вашего ребенка проводите в дневное время, при хорошем и равномерном освещении. Разуйте и разденьте его до трусиков, поставьте прямо, руки должны быть опущены вдоль туловища. Сами сядьте на стул на расстоянии 2-3м от ребенка. Внимательно посмотрите, симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами и сами ягодицы. Если они находятся на разной высоте, есть причина для беспокойства.

Попросите ребенка достать руками до пола, выгнув спину. Проверьте, нет ли вдоль поясничных позвонков валиков, не торчат ли лопатки. Посмотрите на ребенка сбоку и проверьте не сутулится ли он, попросите его наклонить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ее сначала в одну, затем в другую сторону. Убедитесь, что объем движений при этом одинаков и выполняются они без ограничения.

Если осмотр показал, что не все благополучно, незамедлительно обратитесь к врачу.

Умейте объяснить ребенку, как следить за осанкой. Рассказывайте и показывайте ему на собственном примере, как правильно держать тело при стоянии и ходьбе. Покажите детям такой простой способ: встать к стене, плотно прижавшись затылком и лопатками, ягодицами, икрами ног и пятками; подбородок слегка приподнять. Ребенок должен почувствовать и зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении тела. Постоянно так дети ходить не смогут, но если 3-4 раза в день они будут осуществлять самоконтроль и стараться удерживать такую позу несколько секунд, это благотворно отразится на их осанке.

Для формирования правильной осанки проводите с детьми упражнения с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскости.

Помните: для детей очень полезны подвижные игры, танцы, плавание, лазанье, ползание, кувыркание, бег, так как все это направлено на развитие силы и выносливости мышц, обеспечивающих позу прямостояния.

Используйте пропедевтические упражнения, предупреждающие ухудшение осанки (например, напряжение и расслабление мышц, удерживающих тело в позе сидя с целью с целью снятия утомления), а также коррекционные упражнения, которые назначают при уже имеющихся нарушениях осанки.

Развитие и поддержание хорошей осанки в детском и подростковом возрасте важно для хорошего здоровья. Многие родители считают, что приучить ребенка держать спину прямо — задача не из легких. Плохая осанка у детей не только некрасиво выглядит, но и отрицательно влияет на здоровье и развитие. Что можно сделать, чтобы ваш ребенок перестал горбиться, без ваших постоянных напоминаний стал держать спину прямо?

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна быть выше локтя ребёнка, стоящего с опущёнными руками, на 2-3 см. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки
школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп ( косолапость и плоскостопие ).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Правильная осанка в положении стоя и сидя — это когда ухо, плечо и бедро находятся на одной вертикальной линии, если посмотреть на ребенка сбоку.

Как улучшить осанку. Рекомендации родителям

Соблюдая профилактику нарушений осанки у детей, вы обезопасите вашего ребенка от проблем со здоровьем, которые могут возникнуть из-за неправильной осанки и сопровождать его на протяжении всей взрослой жизни.

Когда следует обращаться к врачу?

Обратите внимание на то, что в некоторых случаях необходима консультация детского ортопеда . Например, если у вашего ребенка есть следующие симптомы:

  • ребенок жалуется на постоянную боль в шее или спине
  • если он не может распрямить плечи и встать прямо
  • если болят кисти при письме, в них есть спазмы
  • косолапость
  • если у ребенка неровная линия позвоночника, когда он стоит.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.