Формирование правильной осанки на ритмике

Мария Мазалова
Влияние музыкально-ритмических упражнений на формирование правильной осанки детей младшего дошкольного возраста

из опыта работы

Среди множества форм художественного и физического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими своё постоянное место в сетке дошкольного расписания, танец, несмотря на усилие известных педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов.

Широкое распространение в начале ХХ века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком – Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения развивать у детей музыкальный слух, память внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются советской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии.

Положительное влияние музыки и движений на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оптимальная поза.

Работая с детьми над ритмическими упражнениями педагог должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью осанки. Нарушения осанки сказывается не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье. Основные требования к осанкезаключаются в следующем: плечи опущены, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка выступает вперед, живот подтянут.

Все виды музыкально – ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность. Под влиянием музыкально –ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально – эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения.

Развивается так же познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлений природы.

Каждое музыкально – ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.

Таким образом, музыкально – ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.

Свою работу над музыкально – ритмическими упражнениями с детьми я начала с составления перспективного плана. Где были учтены возрастные особенности детей. Упражненияя подбирала с учетом следующих критерий: 1) Доступность музыкально – игрового образа (понятные и близкие детям образы игрушек, домашних животных и т. д, в соответствии с возможностями).2) Доступность музыки. 3) Доступность движений. Так же движения подбирались по принципу от простого к сложному.

Следующим этапом моей работы был подбор методов и приемов работы. Я поставила себе задачу обеспечить максимально комфортные условия для занятий с детьми и найти наиболее эффективные способы достижения результатов.

Во время разучивания музыкально – ритмических упражнений я пользовалась различными методическими приемами, учитывая возрастные особенности детей.

Важный прием обучения - целостный наглядно – слуховой показ. Музыка и движения едины.

Я одна или с ребенком показывала разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. Главное состоит в том, чтобы показать игру или упражнение, а затем уже детализировать и уточнить отдельные элементы. Правильный показ движений, точные указания помогают ребенку технически правильно выполнить то или иное движение.

На занятии я осуществляла индивидуальный подход к детям. Этот приём помогал мне застенчивого, робкого сделать смелым, уверенным в себе, самоуверенного - более скромным и т. д.

Я пользовалась небольшим количеством музыкально – ритмического материала, вносила новые детали, атрибуты, усложняла правила и тем же решала новые задачи. Игра или упражнение в этом случае долгое время оставались для детей интересными и увлекательными. Самое обычное задание можно сделать праздничным, сюрпризным.

Закрепить пройденный материал, усвоить необходимые навыки помогали мне в работе многократные последовательные повторения.

Некоторые игры и пляски требовали предварительного разучивания отдельных элементов, и разучивали мы их в виде упражнений.

Следует отдельно сказать о приёмах, активизирующих творческие проявления детей. Я создавала условия для индивидуальных проявлений в процессе игр и плясок. Ребенок не должен копировать движений педагога (особенно в сюжетных играх), чтобы его движения не были механическими, статичными, маловыразительными (образец уместен в подражательных плясках и с зафиксированными движениями).

В работе я старалась создавать условия, при которых каждый, воспринимая музыкальный образ, самостоятельно бы его передавал, по-своему проявляя свое отношение.

Подбирая музыку, я стремилась к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызвала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

Исходя из возрастных особенностей детей, музыкальные произведения были небольшие по объему, умеренными по темпу и разнообразными по стилю и жанру. В свою работу я включала такие произведения,как:

Детские песни современных российских композиторов В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Струве и др. ;

Также в своей работе я нередко использовала разнообразные фонограммы.

Занимаясь с детьми музыкально-ритмическими упражнениями и играми я заметила, что они действительно положительно влияют не только на физическое развитие, но и на общее развитие в целом. У детей улучшилась осанка, укрепились мышцы.

Постепенно дети начали легче, грациознее двигаться, стали более раскованными, их движения приобрели ловкость, координированность, выразительность. В процессе игр и упражнений дети стали легче ориентироваться в пространстве, самостоятельно находят свободное место в зале, перестраиваться в круг, по парам. Дети научились слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания. Так же в процессе обучения движению я воспитывала у детей вежливость, культуру поведения. Элементарные правила этикета малыши воспринимали естественно, им нравилось их выполнять и поэтому они легко усваивались.

Всё это не только требовало от детей известных усилий, но и доставило им большую радость.

Подводя итог, хочу отметить, что музыкально-ритмические упражнения имеют особую важность для музыкального воспитания детей, поскольку они не только удовлетворяют потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивают эмоциональное восприятие музыки, влияют на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, смыкаются с музыкальной эстетикой.

Итоги летней оздоровительной работы в нашем учреждении В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

Создание педагогических условий для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о создании хлеба Ведущая идея опыта – создание предметно-развивающей среды для формирования у детей представлений о процессе создания хлеба, пополнении методической.


Данный урок разработан для обучающихся с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_ritmiki_i_lfk.docx 398.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: формирование и коррекция правильной осанки при выполнении различных упражнений, укрепление мышц туловища.

  • научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений:
  • формировать двигательные навыки: различные виды ходьбы и бега.

  • укреплять психическое и физическое здоровье детей;
  • формировать и корригировать правильную осанку, походку;
  • развивать общую и мелкую моторику.

  • воспитывать чувство коллективизма и доброжелательное отношение у детей друг к другу;
  • воспитывать уверенность при выполнении поставленных задач.

Методы и приёмы:

  • показ движений учителем;
  • дыхательная гимнастика;
  • символы-жесты;
  • напоминания;
  • поощрения;
  • слово-сигнал.

Тип урока: комбинированный.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование: Музыкальный центр, флеш-накопитель, малые мячи по количеству детей, гимнастическая скамейка, гимнастический канат, гимнастические палки по количеству детей, носовые платочки.

  • подбор упражнений ЛФК при нарушении осанки и плоскостопии;
  • разучивание движений ритмического тренажа: поскоки, различные виды ходьбы и бега;
  • разучивание упражнений с детьми.

  1. Организация начала урока:
  • организационный момент;
  • построение;
  • приветствие.

II. Подготовительная часть:

- Ребята, сегодня на нашем уроке мы будем работать над нашей осанкой. В процессе выполнения различных упражнений мы будем следить за тем, чтобы наши спинки не сгибались, были ровными, а походка наша была красивая и ножки наши не шаркали по полу. А чтобы наш урок прошел весело, легко и приятно, упражнения будем выполнять под музыку.

- Итак, ребята, готовы?

- С весёлым настроением урок мы начинаем,

Всем здоровья пожелаем.

- Но прежде, нам надо подготовить своё тело, как следует размяться.

Общеразвивающий тренаж на мышцы шеи, рук и плечевого пояса, ног и туловища.

III. Основная часть:

- Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом,

Шаг на месте не спеша,

Быть здоровым красота!

Упражнения с малым мячом:

  1. И.п. - стоя ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу; поднять мяч вверх, посмотреть на него, опустить вниз, вернуться в исходное положение.
  2. И.п. - стоя ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в правой руке. Переложить мяч в левую руку, пронося его над головой.
  3. И.п. - ноги слегка расставлены, мяч в обеих руках перед собой; присесть, выпрямиться, вернуться в исходное положение.
  4. И.п. - ноги на ширине плеч, мяч у груди; поворот вправо (влево), вернуться в исходное положение.
  5. И.п. - ноги слегка расставлены, мяч в обеих руках перед собой; прогнуться вперед, вынося мяч, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу. (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу, (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо. ( голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох )

Могу и вверх, (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака. (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Пальцами ног дети должны поднять носовой платок и положить в коробочку.

Упражнения с гимнастической палкой:

  1. И.п. - стоя ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках внизу; поднять вверх, потянуться на носочках, опуститься вниз, вернуться в исходное положение.
  2. И.п. - стоя ноги на ширине плеч, гимнастическая палка поднята вверх. Наклоны в сторону
  3. И.п. - стоя ноги на ширине плеч, гимнастическая палка поднята вверх. Прогибы туловища вперед и назад.
  4. И.п. - стоя ноги на ширине плеч, гимнастическая палка за спиной, захват руками. Повороты.
  5. И.п. - стоя ноги на ширине плеч, гимнастическая палка за спиной, захват руками. Наклоны вперед.

  1. прыжки на обеих ногах вдоль каната, перепрыгивая, справа, слева;
  2. перешагивание через кольца;
  3. пролезание через нору;
  4. ходьба по гимнастической скамейке.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Хабарова Анастасия МихайловнаНаписать 665 24.01.2018

Номер материала: ДБ-1079982

  • Начальные классы
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    24.01.2018 326
    24.01.2018 486
    24.01.2018 735
    24.01.2018 188
    24.01.2018 127
    24.01.2018 310
    24.01.2018 274
    24.01.2018 596

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: содействие гармоничному физическому развитию студентов; выработка у них умения использовать физические упражнения для формирования правильной осанки; формировать знания о значении правильной осанки для сохранения здоровья; формирование мышечного корсета у студентов; провести профилактику нарушений осанки; воспитывать эстетичность, красоту движений, чувство ритма при выполнении комплекса аэробики; развивать умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность через самостоятельные занятия.

Продолжительность урока: 45 мин.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование: музыкальный центр; компакт-диски с записанными на них специально подобранным музыкальным сопровождением; гимнастические коврики (по количеству студентов); средства мультимедийной презентации; секундомер; мешочки с песком — 20 шт.; гимнастические палки — 15 шт.; гимнастическая лента — 1 шт.; фитбол — 1шт.; выставка книг, самостоятельных работ студентов по теме: “Комплексы упражнений для формирования правильной осанки различными способами оздоровительной гимнастики”.

Учитель: “Тема данного урока актуальна, так как умение правильно держать свое тело в пространстве не только определяет внешний вид, но имеет большое значение для здоровья. Плохая осанка может привести к ряду неблагоприятных изменений в организме: грудная клетка сужается, углы лопаток отходят от позвоночника, живот выпячивается вперед, увеличивается нагрузка на сердце, внутренние органы сдавливаются, нарушается нормальная работа организма, что ведет к ухудшению здоровья человека. На уроке вы выполните комплексы упражнений для профилактики правильной осанки.



Строевые приемы на месте. Ходьба. Выполнение упражнений на укрепление мышц спины и повышение общего мышечного тонуса в ходьбе под музыкальное сопровождение:

  • на носках, руки вверх в “замок”, ладони наружу;
  • в полуприседе на носках, руки в стороны;
  • на носках, руки назад в “замок”.

Выполнение танцевальных шагов:

1. Шаги с подскоками (вперед, назад, с поворотом).

2. Шаги галопа (в сторону, вперед), а так же в сочетании с различными подскоками.

3. Полька, а также шаги польки в сочетании с различными подскоками.

4. Элементы русского танца (“ковырялочка”, “припадание”, чередование шагов на полупальцах и пятках и т.д.)

5. Хореографический бег на высоких полупальцах с различным положением рук.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 32 мин.

В данной части урока используется интервальный метод. За интервалом высокой интенсивности (упражнения аэробики) следует интервал низкой интенсивности(упражнения для развития силы, упражнения на осанку с мешочком на голове.)

Учитель: “Основную роль в формировании осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное распределение мышечной тяги. Интересно отметить, что нередко встречаются люди с очень мощной мускулатурой: грузчики, борцы, штангисты, но с плохой осанкой из-за чрезмерного развития мышц. Из учения физиолога И.П.Павлова осанку нужно рассматривать как приобретаемую в результате индивидуального развития и воспитания двигательную привычку (динамический стереотип). Таким образом, для формирования правильной осанки важны комплексы упражнений аэробики, комплексы упражнений силового характера, а также упражнения на гибкость.”

Данные упражнения предназначены для развития всех групп мышц с комбинацией на один музыкальный квадрат в 32 счета.

Исходное положение — основная стойка.

Примерный комплекс упражнений:

1 - правая вперед-врозь;

2 - левая вперед-врозь;

3 - правая назад в центр;

4 - левая назад в центр. Повторить 8-12 раз.

2. Toe tap:1 - правая в сторону на носок; 2- правая в исходное положение; 3-4 - тоже с левой ноги. Повторить 8-12 раз.

3. Комбинация упражнений 1 и 2: повторить 8 раз.

4. Grape wine:1 - шаг правой в сторону;2- шаг левой скрестно за правой; 3 - шаг правой в сторону; 4- приставить левую к правой.

Повторить 8 раз.

5. Step touch: 1 - шаг правой в сторону; 2 - приставить левую к правой; 3 - шаг левой в сторону; 4 - приставить правую к левой.

Повторить 8-12 раз.

6. Скомбинировать упражнения 1,2,3 с последующим уменьшением шагов до одного повторения, начиная от 8, последовательно.

7. Leg cure:1 - шаг правой в сторону; 2 - левую согнуть в коленном суставе, перенести массу тела на правую ногу;

3-4 - то же с другой ноги. Повторить 8-12 раз.

Выполнить упражнения 1-7, уменьшив повторения от 8 до 1 в каждом упражнении.

Комплекс упражнений на мышечные ощущения положения тела в пространстве.

Упражнения выполняются у стены с мешочками на голове.

  1. Исходное положение: стоя у стены в положении правильной осанки (касаясь стены затылком, лопатками, пятками), сделать 4 шага вперед, сохраняя правильное положение тела. Затем 4 шага назад. Проконтролировать свою осанку.
  2. Принять правильную осанку у стены, сделать 2 шага вперед, присесть и встать. Проконтролировать свою осанку.
  3. Исходное положение: стоя у стены в положении правильной осанки. Счет: 1-2 - прогибание, руки и пятки не отрывать от стены; 3-4- исходное положение.
  4. Исходное положение: основная стойка. Счет: 1-2 - присед, руками коснуться пяток( туловище не наклонять); 3-4- исходное положение.
  5. Исходное положение: стойка скрестно правой. Счет: 1-2- поворот влево до положения: левая нога перед правой; 3-4- исходное положение.
  6. Исходное положение: основная стойка с мешочком на голове, на гимнастической скамейке,гимнастическая палка на пояснице. Ходьба обычная и приставными шагами.

Упражнения для развития силы различных мышечных групп.

Эти упражнения выполняются в течение 2 минут, с музыкальном темпом 132 уд/мин. Они чередуются с интервалами аэробной нагрузки.

Примерное распределение силовой нагрузки в интервалах таково.

Первый интервал силовой нагрузки. Упражнения: исходное положение- стоя ноги врозь; сгибание-разгибание рук с гантелями в стороны, колени слегка согнуты, локти согнуты вниз, находятся без движения. Повторить 8-10 раз.

Исходное положение: тоже; гантели в руках, поднимание предплечий вперед(локти точно в стороны,не двигать). Повторить 8-10 раз.

Второй интервал силовой нагрузки. Выполняются упражнения для развития силы: сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине, ноги на ширине стопы, согнуты в коленях, руки за головой, локти разведены в стороны. Повторить 10 раз.

Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги поднять и согнуть в коленях на угол 90 градусов; попеременное выпрямление ног с одновременным подниманием разноименной руки вперед и поворотом головы в сторону поднятой руки. Выполнить по 8 раз на левую и правую ногу.

Комплекс упражнений на осанку в парах.

Студенты распределяются по парам, примерно равным по физическому развитию и двигательной подготовленности. Для каждой пары устанавливается индивидуальная нагрузка.

Комплекс упражнений на осанку в парах.

Исходное положение — стоя спиной к друг другу, руками взяться за гимнастическую палку. Выпад правой, прогнуться, посмотреть вверх, вернуться в исходное положение. То же с другой ноги.


Выпады в стороны. Исходное положение - стоя лицом друг к другу,руки согнуты, кисти хватом за концы гимнастических палок. Одновременный выпад в одну сторону, руки вверх. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Выпад выполнять энергичнее, полнее, руки выпрямлять полностью.


Наклоны туловища вперед и назад. Исходное положение - сед ноги врозь лицом к друг другу, руками взяться за гимнастическую палку, первый партнер выполняет наклон вперед, второй- наклон назад. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. При наклоне ноги не сгибать, наклон выполнять как можно ниже.


Исходное положение — стоя на коленях, спиной друг к другу, руки вниз, сцеплены. Руки через стороны вверх, прогнуться,посмотреть вверх. Вернуться в исходное положение.


Исходное положение — сед спиной друг к другу, гимнастическая палка горизонтально вверху. Первый партнер — наклон вперед, второй лежит на спине партнера. Затем то же выполняет второй партнер. Наклон вперед с возможно большей амплитудой, ноги не сгибать.


Демонстрация домашнего задания — творческих проектов студентов по теме ”Правильная осанка- залог здоровья”.

1 проект- Упражнения с фитболом динамичны и эмоциональны, способствуют развитию осанки, эффективно влияют на развитие как психических процессов(внимание,память), так и физиологических( дыхание, усиливает кровообращение). Демонстрация студенткой комплекса упражнений на осанку с фитболом.



2 проект — с гимнастической лентой. Учитывая склонность девушек к танцевальным движениям, для формирования правильной осанки следует включать упражнения художественной гимнастики, а так же танцевальные шаги. Демонстрация студенткой комплекса упражнений с гимнастической лентой.



3 проект — Одним из средств формирования правильной осанки являются танцевальные упражнения. Популярность этих упражнений связана с высокоинтенсивной работой, одновременно это не травмоопасные движения. Танцевальные упражнения подготавливают к сложным движениям с минимальным стрессом для организма. Танцевальные упражнения вырабатывают не только правильную осанку, но и грациозность, и пластику движений, и красоту. Демонстрация студентками хореографической композиции с шарфами.


Заключительная часть — 5 мин.

Построение в одну шеренгу. Уточнение заданий для самостоятельной подготовки комплекса ритмической гимнастики.

Игра на внимание “Какая лента длиннее?”

Из трех лент разного цвета и длины выложен на полу треугольник (синяя — 45 см, красная - 50 см, зеленая - 55 см).

Надо найти самый длинный отрезок из трех лежащих на полу лент и назвать его цвет.

Выставление оценок. Оцениваются:

  • выполнение комплексов ритмической гимнастики;
  • творческие проекты.

Завершение урока. Организованный выход из спортивного зала.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.