Формирование правильной осанки курсовая работа

Выберите книгу со скидкой:


Развиваем мышление и речь: для детей от 4 лет

350 руб. 169.00 руб.


Решаем задачи: для детей от 5 лет

350 руб. 130.00 руб.


Счет от 0 до 5: для детей от 3 лет

350 руб. 130.00 руб.


Современный русско-английский словарь = Modern Russian-English Dictionary

350 руб. 117.00 руб.


Всемирный энциклопедический словарь

350 руб. 2155.00 руб.


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

350 руб. 94.00 руб.


Я УМЕЮ ЧИТАТЬ. Космическое кафе

350 руб. 118.00 руб.


ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.


50 весёлых заданий на логику и математику 0

350 руб. 354.00 руб.


Как это сказать по-немецки, или Как использовать немецкие частицы в речи

350 руб. 227.00 руб.


Здравствуй, азбука! (Изучаем, раскрашиваем, играем и запоминаем)

350 руб. 119.00 руб.


Приключения английского языка

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Думрауф Татьяна ВладимировнаНаписать 2522 07.06.2017

Номер материала: ДБ-537775

  • Социальному педагогу
  • 11 класс
  • Научные работы
    06.06.2017 4539
    06.06.2017 526
    06.06.2017 813
    06.06.2017 246
    06.06.2017 2092
    06.06.2017 575
    06.06.2017 1388

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:58, курсовая работа

Цель исследования: изучить процесс формирования правильной осанки в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.
2. Рассмотреть вопрос о влиянии нарушений осанки на состояние здоровья дошкольников.
3. Оценить условия дошкольной среды, влияющие на формирование осанки дошкольников.
4. Исследовать современные методы диагностики нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте, раскрыть значение их профилактики.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной осанки у дошкольников 6
1.1. Значение правильной осанки 6
1.2. Виды и признаки нарушений осанки 9
1.3. Причины нарушения осанки 12
Глава 2. Методика формирования правильной осанки, профилактика ее отклонений у детей дошкольного возраста 15
2.1. Условия формирования правильной осанки 15
2.2. Средства формирования правильной осанки 18
2.3. Профилактика нарушений осанки 21
Заключение 26
Список литературы 27

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ-НАТАША ПЕДКОЛЛЕДЖ КУРСОВИК.doc

Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной осанки у дошкольников

1.1. Значение правильной осанки

1.2. Виды и признаки нарушений осанки

1.3. Причины нарушения осанки

Глава 2. Методика формирования правильной осанки, профилактика ее отклонений у детей дошкольного возраста

2.1. Условия формирования правильной осанки

2.2. Средства формирования правильной осанки

2.3. Профилактика нарушений осанки

Введение

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка.

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Проблема исследования. В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Актуальность темы. Воспитание осанки - сложный многогранный процесс. Формирование ее индивидуальных особенностей протекает под влиянием факторов внешней среды. При этом большое значение имеет рациональный гигиенический и двигательный режим, который обеспечивает хорошее развитие опорно-двигательного аппарата ребенка.

В появлении дефектов осанки часто играет роль привычка к неправильной позе, поэтому так важно с раннего возраста приучить ребенка правильно ходить, стоять, бегать, сидеть.

Объект исследования: процесс формирования навыка правильной осанки.

Предмет исследования: Методика формирования правильной осанки, профилактика ее отклонений и коррекции дефектов у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить процесс формирования правильной осанки в дошкольном возрасте.

1. Изучить специальную литературу по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.

2. Рассмотреть вопрос о влиянии нарушений осанки на состояние здоровья дошкольников.

3. Оценить условия дошкольной среды, влияющие на формирование осанки дошкольников.

4. Исследовать современные методы диагностики нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте, раскрыть значение их профилактики.

Для решения поставленных задач в курсовой работе были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования; систематизация полученной информации.

Методологической базой исследования являются труды: Алямовской В.Г., Спирина В.К., Шармановой С., Мухиной М.П.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной осанки у дошкольников

1.1. Значение правильной осанки

Осанку надо рассматривать как навык, то есть определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела, отражающий внутренний мир человека - его психическое состояние: настроение, самочувствие и даже характер. Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени могут говорить о робости, пассивности человека или о том, что он болен. Когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается - подтягивается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот. Это свидетельство того, что он уверен в себе и благополучен. [8; с. 10]

Прежде всего, необходимо знать, чем определяется осанка.

- Во-первых, состоянием мышечного аппарата, функциональными возможностями мускулатуры, ее способностью к длительному статическому напряжению.

- Во-вторых, эластическими свойствами межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканых образований суставов позвоночника, а также таза и нижних конечностей.

- В-третьих, состоянием стоп и ног в целом.

Позвоночник - это костный стержень, состоящий из 33 - 34 позвонков, соединенных маленькими эластичными хрящевыми дисками и связками, которые придают ему гибкость. Роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков. Поэтому очень важно, чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напрягались равномерно. Правильное положение тела, в основном, обусловлено степенью развития и тонусов мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Правильная осанка является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно, результатом воспитания соответствующей привычки. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет, одной из функций которого является поддержание позвоночника в его физиологических параметрах. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. [7; с. 39-40]

На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной.

Таким образом, именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

1.2. Виды и признаки нарушений осанки

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

В процессе морфологического развития дошкольный период жизни человека является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей шести лет могут появиться дефекты осанки и плоскостопия.

На развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, в которых развивается ребенок.

Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.

Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате.

Дефекты осанки связаны с изменением физиологической кривизны позвоночника, их усилением или ослаблением в сагиттальной плоскости. Дефекты осанки связаны с асимметрией плечевого пояса, когда одно плечо и лопатка находится выше или ниже другого.

Распространенные дефекты осанки у детей дошкольного возраста - выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы). Сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника встречаются реже. Дефекты позвоночника связаны с увеличением угла наклона таза. Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система [3; с. 48]. Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная ёмкость лёгких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребёнок становится вялым, апатичным избегает подвижных игр.

Нарушения осанки бывают двух типов:

1. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости - неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. В этих случаях можно наблюдать сглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение поясничного лордоза при слабо выраженном шейном и грудном кифозе (плоско - вогнутая спина), увеличение всех физиологических изгибов (кругло - вогнутая спина) и увеличение грудного кифоза при уменьшенном шейном и поясничном лордозе (сутулость).

Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов позвоночника. Рессорная функция позвоночника снижена, грудная клетка уплощена, живот в нижней части выдается вперед, мышцы спины ослаблены. Плоская спина, как правило, результат функциональной неполноценности мускулатуры. Дети с плоской спиной предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

Круглая спина характеризуется дугообразно увеличенным грудным ки-фозом на фоне сглаживания поясничного и шейного изгибов позвоночника.

У детей с круглой спиной связки и мышцы растянуты, а грудные мышцы укорочены. Это укорочение ограничивает движения в плечевом суставе, поэтому дети с круглой спиной не могут поднять руки до отказа.

При кругло-вогнутой спине отмечается увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза при этом выше физиологической нормы. Вследствие увеличения угла наклона таза резко увеличена поясничная кривизна, поясничная область сильно прогнута вперед, брюшная стенка вялая, растянута. Голова, шея, плечи наклонены вперед, а живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты, может возникать даже избыточное разгибание коленных суставов.

2. Нарушение осанки во фронтальной плоскости характеризуется асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника (остистые отростки как бы образуют букву С или S).

Тема: «Правильная осанка –

1. Обзор литературы

1.2 Нарушения осанки, их выявление

1.3 Способы лечения

2. Собственная работа

2.1 Методы и результаты исследования

4. Заключение

Список литературы

Актуальность.

Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.

Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются серьезные беды и уже потом те самые опасные заболевания, которые заставляют нас задуматься.

Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний.

Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры.

Цель данной работы: выявить взаимосвязи осанки и состояния здоровья.

Рассмотреть осанку как один из признаков здоровья.

Выявить влияние нарушений осанки на организм человека.

Провести исследования и оценить результаты.

Обзор литературы

Нормальная осанка характеризуется:

* прямым положением головы и позвоночника;

* симметричными надплечьями, лопатками;

* практически горизонтальной линией ключиц;

* симметричным положением ягодиц;

* ровными линиями крыльев таза;

* вертикальным направлением линии остистых отростков позвоночника;

* одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев).

Осанка достаточно сильно зависит и от психического состояния человека. Очень большое влияние на осанку оказывает развитость мышц шеи, спины, живота, нижних конечностей, а также сила этих мышц, которая определяет, насколько долго они могут находиться в статическом напряжении. Кроме того, важным фактором являются эластические свойства межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.

Нарушения осанки, их выявление

Нарушение осанки - это состояние, при котором нарушены физиологические изгибы позвоночника в результате слаборазвитого мышечного корсета - группы мышц спины, груди, ягодиц, передней поверхности бедра, удерживающих позвоночник в правильном положении. Это стадия обратимых нарушений не связанных со структурной перестройкой опорных структур позвоночника.

Как правило, нарушение осанки развивается у детей школьного возраста, хотя может встречаться и у 4-5 летних детей. Среди школьников выделяются возрастные периоды, когда наиболее велика вероятность возникновения различных патологических состояний организма, в том числе со стороны опорно-двигательного аппарата, а именно позвоночника. Это школьники 1, 5 и 8-9-х классов.
Причины появления искривления позвоночника могут быть как врождёнными, так и приобретёнными.

К врождённым причинам искривления позвоночника относят нарушения внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий.

Приобретёнными причинами искривления позвоночника могут быть заболевания (рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит) и травмы (переломы позвоночника). Неправильное положение тела вследствие других заболеваний (односторонний паралич, системные заболевания соединительной ткани, плоскостопие, разная длина ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе) тоже приводят к искривлению позвоночника.

Нарушение осанки может появиться в результате профессиональной деятельности человека, связанной с длительным нахождением в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто неправильная поза на стуле, привычная неправильная осанка). Стоит заметить, что при нарушении осанки тяга мышц становится неравномерной, что приводит к ещё большему искривлению позвоночника.

Виды нарушений осанки.

Сутулость — нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. При этом надплечья приподняты, плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками, когда нижние углы или внутренние края лопаток сильно выдаются над грудной стенкой.

Круглая спина — нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. При этом смещается центр тяжести тела. Чтобы сохранить равновесие, человеку приходится стоять и ходить на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками. Живот выступает.

Кругловогнутая спина — нарушение осанки, в результате увеличения всех физиологических изгибов позвоночника. Ноги слегка согнуты или, наоборот, переразогнуты в коленях. Живот выступает, или даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками.

Плоская спина — нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех изгибов позвоночника, в первую очередь — поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Это нарушение осанки особенно неприятно тем, что при беге, прыжках и других осевых нагрузках импульс не амортизируется и передается на основание черепа и, далее, на головной мозг.

Плосковогнутая спина — нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже упрощен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленях. Часто сочетается с крыловидными лопатками.

Последствия нарушений осанки

Сколиоз – это серьезное заболевание позвоночника, вылечить которое бывает очень непросто. Если при нарушении осанки или легком искривлении позвоночника требуется лишь несколько процедур у мануального терапевта или остеопата, чтобы вернуть вам здоровье, бодрость и ощущение легкости, то лечение сколиоза требует много

Если сколиоз не лечить, то это может привести к таким последствиям, как деформация грудной клетки, ограничение функций легких, за которыми, как правило, следуют полицитемия, легочная гипертензия, сердечная недостаточность (из-за повышенного давления со стороны грудной клетки).

Плоская спина.
Этот тип осанки часто достается в наследство от родителей или прародителей.
Это уже не столько привычка, сколько данность, программа при рождении.
Но он вполне может сформироваться также в результате перенесенных травм, болей в нижней части спины.
Уплощение грудного отдела позвоночника может быть следствием специфической физической нагрузки (танцевальная осанка), приводит к чрезмерному напряжению сердца.
Наследственный, врожденный вариант плоской спины требует особого внимания. Отличительной чертой этого типа осанки является уплощенная форма позвонков, а значит сниженная амортизационная функция позвоночного столба в целом и повышенная нагрузка на межпозвоночные диски. Естественные изгибы позвоночника сильно сглажены. Подвижность позвоночника ограничена, а значит и диапазон движений тоже сужен. Такой человек может вполне полноценно жить и двигаться, однако запас прочности его позвоночника несколько снижен. Таким образом, физическая нагрузка должна быть направлена на поддержания общего тонуса и функциональной подвижности, но не должна быть излишне агрессивной, сориентированной на достижение сверхрезультатов. Щадящая, но регулярная физическая нагрузка весьма благотворно скажется на состоянии здоровья в целом.

Способы лечения

Профилактика и лечение нарушений осанки должны быть комплексными и включать:

1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.

2. Правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникающее за счет нарушений осанки в области таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей; компенсирующая дефекты стопы (плоскостопие, косолапость);

3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.).

4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием.

5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.).

6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.

7. Плавание, лечебное плавание.

Собственная работа.

Для выявления нарушений осанки членов моей семьи, я использовала два метода:

Метод. Сантиметровой лентой измеряла расстояния между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат делила на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единице говорят о нарушении осанки.

Метод. Испытуемый встаёт спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если, мы можем просунуть кулак между стенкой и поясницей, значит, нарушения осанки есть. А если проходит только ладонь, то нарушений нет.


курсовая работа Физические упражнения для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2012. Год: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru:

ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ
ЧАСТНЫХ МЕТОДИК


КУРСОВАЯ РАБОТА

Физические упражнения как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Введение
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от трёх до семи лет) особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.
Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии. Особую тревогу вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность; нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Актуальность выбранной темы курсовой работы определена тем, что дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Период жизни человека от пяти-шести лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. Однако анализ имеющихся данных показывает, что состояние здоровья детей в настоящее время далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
В стадии активного роста у детей пяти-шести лет могут появиться дефекты осанки. Заболеваемость детей, посещающих дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Особую тревогу вызывают данные исследований (Ловейко И.Д., Фонарев М.И., Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. и др.) о распространенности среди дошкольников различных форм нарушения осанки, которые составляют 70% от числа всех заболеваний.
Между тем, в этом возрасте идет интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы гармонизации телосложения и функциональных возможностей организма. Именно на данном возрастном этапе актуальной является задача выявления нарушений осанки, поиска эффективных средств их предупреждения и коррекции.
Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, а также приобретенные в дошкольном возрасте, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.
Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).
Дефекты осанки связаны с изменением физиологической кривизны позвоночника, их усилением или ослаблением в сагиттальной плоскости. Дефекты осанки связаны с асимметрией плечевого пояса, когда одно плечо и лопатка находится выше или ниже другого.
Распространенные дефекты осанки у детей дошкольного возраста - выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы). Сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника встречаются реже. Дефекты позвоночника связаны с увеличением угла наклона таза. Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система. Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная ёмкость лёгких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребёнок становится вялым, апатичным избегает подвижных игр.
На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие.
Статистические данные осмотров детей-дошкольников показают, что из 100% осмотренных детей около 75% из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 54% - нарушения со стороны позвоночника (нарушения осанки, сколиоз 1 и 2 степени), 12% имеют мышечную слабость, дефицит массы тела, около 9% - деформацию грудной клетки.
Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.
Проблема курсовой работы мы определили как, поиск эффективных средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возрастаю
В связи с выше сказанным, нами была определена цель курсовой работы, которая состоит в изучении средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста – физических упражнений.
Задачи:
- раскрыть понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности;
- рассмотреть виды нарушений осанки;
- изучить методику профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста;
- рассмотреть физические упражнения как основное средство физического развития;
- разработать комплекс физических упражнений для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников
Методы:

    изучение методической, учебной, научной литературы по проблеме курсовой работы;
    обобщение передового опыта.
Курсовая работа состоит из введения, 4-х пунктов заключения и списка литературы.


2. Виды нарушений осанки
Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника по Ф. Штаффелю (1898) 4 :
Типы осанки:
нормальная осанка — I;
круглая спина — II;
плоская спина — III;
плоско-вогнутая спина — IV;
вогнуто-круглая спина — V.

Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.

    Нарушения осанки в сагиттальной плоскости
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.
Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника
Сутулость - нарушение осанки в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Круглая спина (тотальный кифоз,) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.
У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Кругловогнутая спина - нарушение осанки состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.
У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.
Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника
Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.
У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника 5 .
Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.
У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости
Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.
Итак, нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка – это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.



3. Методика профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Своевременное выявление и лечение заболеваний обмена, нервной системы, внутренних органов, коррекция ортопедических дефектов является важным звеном в сохранении и восстановлении осанки.
Очень полезно в комплексе профилактических мероприятий закаливание. Оно повышает устойчивость детей к заболеваниям и стрессам, способствует укреплению здоровья, нормализации мышечного тонуса.
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста предполагает прежде всего достаточную двигательную активность ребенка, продолжительность статических и динамических нагрузок в пределах возрастной нормы. Необходимо таким образом организовать игры, занятия, чтобы дети вырабатывали привычку стоять, ходить, сидеть с прямой спиной, держать голову прямо. При проведении утренней гигиенической гимнастики, занятий физической культурой, подвижных игр полезно включать упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета, ягодичных мышц. После сон часа эффективно выполнение одного - двух упражнений, формирующих правильную осанку.
Большинство детских игр происходит на полу. Поэтому важно научить ребенка сидеть на полу с прямой спиной. Позы сидя на полу с прямой спиной можно включить в игры, использовать в качестве исходных положений при занятиях физкультурой.
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.