Факторы риска при нарушениях осанки

Нарушения осанки

М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева

Что же такое осанка? Это привычное положение тела человека во время движения и покоя, умение держать свое тело. Правильная осанка формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Поэтому не теряйте времени!

Различные нарушения осанки у детей не столь уж редки. Коротко остановимся на них. Эти общие сведения помогут вам более внимательно оценить собственного ребенка. При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордотической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника. Для кифотической — увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).

Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушением симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса) . Причинами этих функциональных нарушений осанки, по данным врачей-педиатров, могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и недостаточная двигательная активность. К гораздо более серьезным нарушениям относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвонков.

Что же можно сделать, чтобы у ребенка была хорошая осанка? Позвоночный столб ребенка легко деформируется под влиянием самых различных причин. Вспомните, на каком матраце спит ваш ребенок. Если вы стараетесь сделать его постель помягче, то вы неправы! Матрац, наоборот, должен быть жестким, он исправляет неправильное положение тела, выпрямляет спину. Если ребенок спит на мягком матраце — позвоночник принимает вогнутую форму, способствующую округлению спины. Не рекомендуется использовать и пуховую подушку. Она слишком мягкая и задерживает много тепла, поэтому дети легко потеют. Самая лучшая подушка — плоская, желательно из пера или конского волоса.

Важно и то, за каким столиком занимается, рисует ребенок. Не приходится ли ему тянуться до стола или, наоборот, скрючиваться в неудобной позе, собирая конструктор?

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Не усаживайте его для занятий на очень низкий стул, высоту которого вы увеличили с помощью книги. Лучше всего — парта с регулируемым, по высоте сиденьем. Стул должен быть придвинут к столу, но так, чтобы грудь не упиралась в край стола: это затрудняет дыхание. Не позволяйте ребенку класть под себя поджатую ногу: в таком положении полностью нарушается равновесие тела. И уж совсем нельзя сидеть, уткнувшись носом в альбом, тетрадь, книгу. Следите за положением книги и тетради.

Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки:

• движение во всех видах;

• подвижные игры на воздухе;

• достаточное освещение и правильно по добранная мебель;

• постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр9 занятий;

I. Упражнения для мышц плечевого пояса:
• развести руки в стороны и опустить;

• поднять палку вверх, посмотреть на нее;

• поднять палку вверх, опустить на лопатки;

• лежа на спине, развести руки, не отрывая от пола, соединить их над головой;

• лежа на животе, приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед;
• лежа на животе, приподнять голову и плечи, развести руки в стороны.
II. Упражнения для мышц ног:

• подняться на носки, опуститься;

• присесть, развести колени, руки вытянуть вперед;

• поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить. Носок оттягивать;
• лежа на спине, поочередно поднимать прямые ноги;

• лежа на спине, согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить;
• лежа на спине, имитировать ногами езду на велосипеде.

III. Упражнения для мышц туловища:

• взять обруч, положить его на пол, выпрямиться, наклониться и поднять обруч;

• сидя со скрещенными ногами, повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение;

• держа палку на лопатках, наклониться вправо (влево), вернуться в исходное положение;

• из положения лежа сесть, вытягивая руки вперед;

• подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога);

• сидя, согнуть ноги и притянуть их к груди, коснуться лбом коленей (свернуться в комочек).

Выполняйте эти упражнения вместе с ребенком, только не время от времени, а регулярно. И еще. Посмотрите на себя в зеркало — ваша осанка должна быть примером для ребенка.

Осанка – это привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе и выполнении какой –либо работы, формируется с раннего детства.
Нормальной, или правильной, считается осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма.
Она характеризуется естественными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, симметрично расположенными (без выпячивания нижнего края) углами обеих лопаток, ягодичных складок, развернутыми плечами, прямыми ногами.

Факторы, определяющие осанку

1. Длинна и форма конечностей. Для правильной осанки необходимо, чтобы длинна и форма ног были одинаковы, поскольку даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца. Крестец – это основание позвоночника, на нем базируются все остальные отделы. Поэтому даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника.
2. Угол наклона таза – угол, образованный горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин он равен 55-60о, у мужчин 50-55о. величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.
3. Положение и форма позвоночника. В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной и крестцово-копчиковый кифозы, поясничный и шейный лордозы. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет.
4. Положение лопаток. В норме лопатки расположены симметрично, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке.
5. Сформированность свода стопы. Хорошо сбалансированная система пяточного отдела стопы и голеностопного сустава служит амортизатором опрных реакций и обеспечивает симметричную нагрузку костей голени с дистального конца. Голеностопный сустав является центром тяжести на уровне ладьевидной кости предплюсны. Содружественная регуляция баланса этой системы осуществляется тягой – поддержкой сухожилий задней большеберцовой мышцы, длинных сгибателей пальцев и большого пальца с внутренней стороны.
6. Степень развития мускулатуры. У детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого – 35-40% и более. Даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей к значительным нарушениям осанки.
7. Наличие хронических заболеваний. Любое хроническое заболевание сопровождается появлением защитного напряжения мышц над большой областью, что изменяет мышечной баланс во всем теле. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением дыхательного стереотипа или принятием вынужденного положения, что приводит к нарушению осанки.

Нарушение осанки – неструктурная или функциональная деформация позвоночника, поддающаяся волевой коррекции, или, другими словами, полностью исправимая в положении нагрузки (лежа на животе).

Факторы риска нарушения осанки:

• Нарушение минерального состава костной ткани в результате несбалансированного по минеральному составу питания.
• Нарушение развития костно-мышечной системы в результате недостаточной двигательной активности и преобладания статического компонента в режиме дня школьников.
• Отсутствие положительной мотивации на сохранение правильной осанки при выполнении задач умственного труда.

Выделяют несколько типов неправильной осанки:
– кифоз грудного отдела увеличен, грудная клетка уплощена, плечевой пояс сдвинут кпереди.
– усилен лордоз поясничного отдела, таз наклонен кпереди, живот выпячен вперед, грудной кифоз сглажен.
– весь позвоночник кифотизирован.
– физиологические изгибы слабо выражены, голова наклонена кпереди, спина плоская.
– боковое искривление позвоночника или его сегментов, отмечается различная длинна конечностей, на разном уровне располагаются надплечья, углы лопаток и ягодичные складки.
Помните, что сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины.

При кифотической осанке кроме слабого развития мышц наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в шейном и поясничном отделах слабо выражен.

Наиболее частые причины развития нарушений осанки:

  • Несоответствие мебели размерам ребенка;
  • Слабость мышц;
  • Низкая двигательная активность;
  • Неправильная посадка за рабочим столом, ношение тяжести в одной руке;
  • Недостаточная освещенность рабочего места;
  • Плоскостопие или разная длинна конечностей и др

Следует соблюдать элементарные правила профилактики нарушений осанки:

• Регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе и пр.
• Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали на очень мягкой кровати, и притом всегда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев держать ребенка в вертикальном положении, до 6 месяцев – сажать, до 9-10 месяцев – надолго ставить на ножки.
• Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например, при катании на самокатах. Нужно следить за тем, чтобы маленькие дети не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния, не переносили тяжестей.

Последние новости


С 14 июля ведется набор групп беременных:

1. Сроки беременности до 28 недель занятия проходят 2 раза в неделю понедельник и . Подробнее >>>


С 01 июня стартует программа: Научи малыша плавать к отпуску!

В течение июня и июля Вы можете посещать бассейн по СМЕШНЫМ . Подробнее >>>

– это не только привычное для человека положение (поза, манера) удержания своего тела в вертикальном положении в покое и в движении, обусловленное сформированным навыком и комплексом физических качеств, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, т.е. осанка – понятие комплексное. Осанка может быть правильной и неправильной.

Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах. Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. В утробе матери позвоночник плода представляет собой равномерную дугу. Сразу после рождения ребенка позвоночник выпрямляется почти до прямой линии. С этого момента начинается формирование осанки. Когда малыш начинает удерживать голову в поднятом положении, в шейной части позвоночника образуется изгиб вперед (шейный лордоз); когда ребенок начинает сидеть, в грудном отделе позвоночника образуется изгиб, обращенный назад (кифоз), а когда начинает ходить, образуется изгиб позвоночника с выпуклостью, обращенной вперед в поясничной части (поясничный лордоз). Дефекты осанки и искривление позвоночника могут возникнуть еще в грудном возрасте. Причин, вызывающих нарушение осанки, много. Одни из них определяются состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, другие – окружающей его обстановкой. Среди всех факторов и причин важную роль в воспитании хорошей осанки играет полноценное питание. Недостаток в пище витаминов, минеральных солей отрицательно отражается на состоянии скелета и мышц ребенка и предрасполагает к развитию плохой осанки.

Для быстрого приблизительного определения правильности осанки применяется довольно простой тест. Его суть состоит в следующем: необходимо встать спиной к стене, выпрямиться и прижаться к ней так, чтобы одновременно прислониться к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками.

Кроме вертикальной осанки, важно правильно сидеть, т.к. различные дефекты осанки возникают и закрепляются при сидении за столом. Правильной считается следующая поза: предплечья располагаются на столе, плечи находятся на одном уровне; туловище держится прямо, не сгибаясь, но слегка наклоняется вперед; голова также слегка наклонена вперед; ноги стоят на полу, голени и бедра находятся под прямым углом (т.е. ноги нельзя задвигать под стол), подколенные ямки не должны прижиматься к краю стула, чтобы не нарушать кровоток. Сидеть необходимо без напряжения, свободно. Высокий или низкий стул способствует нарушению осанки.

Факторы, влияющие на осанку

На осанку влияют комплекс разнообразных факторов и их различные соотношения, в частности:

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказываю неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание человека в неправильном положении. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях, этот навык формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других – на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера. Вначале нарушения осанки не вызывают изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привычной, а причины, способствующие поддержанию неправильной позы, не устраняются, то возникают изменения в позвоночнике.

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Выделяют следующие виды нарушений осанки:

  • Нарушение осанки в переднезаднем направлении, сопровождающееся усилением физиологических изгибов позвоночного столба: кругло-вогнутая спина, круглая спина, сутулость.
  • Нарушение осанки в переднезаднем направлении, сопровождающееся уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба: плоско-вогнутая спина, плоская спина.
  • Нарушение осанки в боковом направлении: асимметричная осанка.

Сутулость – нарушение осанки, сопровождающееся усилением грудного кифоза в сочетании с уменьшением поясничного лордоза. Вертикальная ось тела отклоняется кзади от линии между центрами головок бедер. Надплечья приподняты, наблюдается некоторое приведение плечевых суставов. Часто выявляются крыловидные лопатки (выстояние внутренних краев либо нижних углов лопаток над грудной клеткой).

Круглая спина – дефект осанки, сопровождающийся выраженным усилением грудного кифоза в сочетании с отсутствием поясничного лордоза. Эластичность позвоночника повышена, центр тяжести тела смещен. Чтобы сохранить равновесие, человек ходит и стоит на немного согнутых ногах. Надплечья приподняты, голова наклонена вперед, плечевые суставы несколько приведены. Руки расположены не по бокам от туловища, а чуть спереди. Часто выявляются крыловидные лопатки. Живот выступает.

Кругловогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся усилением всех нормальных изгибов позвоночного столба. Голова выдвинута вперед, плечевые суставы приведены, надплечья приподняты. Часто наблюдаются крыловидные лопатки. Живот выступает. Ноги переразогнуты или слегка согнуты в коленях.

Плосковогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся сглаживанием грудного кифоза при усиленном или нормальном поясничном лордозе. В ряде случаев также наблюдается уменьшение шейного лордоза. Ноги переразогнуты или слегка согнуты. Таз смещен кзади. Часто выявляются крыловидные лопатки.

Нарушения осанки, сопровождающиеся сглаживанием изгибов позвоночного столба, рассматриваются, как проявление функциональной неполноценности костно-мышечной системы. Позвоночник в таких случаях легко повреждается даже при незначительных травмирующих воздействиях. У пациентов часто возникают прогрессирующие боковые искривления позвоночника.

Сколиотическая (асимметричная) осанка – дефект осанки, сопровождающийся привычным изгибом позвоночного столба вправо или влево от срединной линии. Чаще наблюдается левостороннее отклонение. При осмотре сзади видно дугообразное искривление позвоночника. Лопатка и плечо с одной стороны подняты, с другой – опущены. Треугольники талии неравномерны. При этом, в отличие от сколиоза, нет признаков скручивания позвонков: мышечный валик сбоку от искривления отсутствует, реберный горб не выражен. В висе отклонение исчезает, позвоночник становится ровным, части тела – симметричными.

Процесс формирования осанки ребенка зависит от множества факторов. Нарушениям осанки способствуют неблагоприятные воздействия, как внутренние (биологические), так и внешние (ередо- вые, поведенческие).

Внутренние факторы риска нарушений осанки-.

  • ? генетическая предрасположенность к деформациям позвоночника;
  • ? врожденные аномалии позвоночника;
  • ? сниженная минеральная плотность костной ткани;
  • ? дистрофия мышечной и костной ткани;
  • ? остеохондроз позвоночника;
  • ? наличие эндокринных заболеваний;
  • ? общая задержка биологического развития;
  • ? травмы позвоночника;
  • ? плоскостопие.

Внешние факторы риска нарушений осанки:

  • ? гипокинезия (дефицит двигательной активности);
  • ? нерациональная мебель;
  • ? нерациональное питание;
  • ? недостаточная освещенность;
  • ? учебная перегрузка в школе и дома;
  • ? социально-психологические стрессы;
  • ? нерациональное физическое воспитание;
  • ? нарушения режима дня: недостаточные прогулки на свежем воздухе, дефицит сна;
  • ? чрезмерные физические нагрузки, перенос тяжестей;
  • ? привычка неправильного сидения за столом;
  • ? нерациональная постель: излишне мягкая постель, высокое изголовье (более 15-17 см).

Практическая реализация комплекса профилактических мер требует учета критических возрастных периодов развития детей и подростков, наиболее уязвимых для морфофункциональных систем, формирующих осанку. К таким периодам относятся:

  • ? 0-3 года — период максимальной чувствительности всех функциональных систем организма к среде обитания;
  • ? 6-7 лет — период напряженной адаптации к систематическому обучению в школе, включая смену привычного динамического стереотипа;
  • ? 11-15 лет — начальный период полового созревания, сопровождающегося эндокринными сдвигами в сочетании с увеличивающимся объемом статических нагрузок в школе и дома;
  • ? 17-18 лет — период интенсификации учебного процесса, выбор профессии, увеличенного объема физических и эмоциональных нагрузок на фоне биологической незрелости организма.

Основной объем профилактических мероприятий реализуется на базе общеобразовательных учреждений и предусматривает: увеличение объема двигательной активности школьников во время

уроков; включение в урок элементов активной и пассивной профилактики статического и зрительного утомления; создание дополнительных возможностей для динамической работы, предметного моделирования и повышения познавательной активности в ходе урока; снижение уровня тревожности учащихся.

Одним из основных и наиболее действенных средств профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, а также формирование мотивации на здоровую осанку. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела.

Не следует забывать и о профилактике плоскостопия, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника.

В настоящее время достаточно эффективными средствами профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у учащихся является внедрение в образовательный процесс современных видов ученической мебели.

В исследованиях, посвященных анализу причин возникновения тяжелой соматической патологии XX в., болезней цивилизации (сердца, психики, нарушений зрительной, опорно-двигательной и иммунной систем, урологических заболеваний у мужчин и гинекологических у женщин, в том числе обусловливающих проблемы родоразрешения), фактор сидения отнесен к базовым факторам риска. Это нацелило гигиенистов на пересмотр требований к организации рабочего места и рабочей позы учащихся и внедрение в учебный процесс альтернативных традиционной парте (столу) видов мебели, обеспечивающих работу школьника в режиме динамических поз (чередование положений стоя-сидя и даже лежа): ученические конторки, накладное балансировочное сиденье, функциональные кресла и ряд других. Наиболее изучены с гигиенической точки зрения ученические конторки.

Эффективность внедрения в учебный процесс режима динамических поз с использованием конторок (рис. 11.3) была изучена российскими специалистами Горьковского ЛИИ педиатрии и Ивановского НИИ охраны материнства и детства еще в 1980 г.

Повторная гигиеническая экспертиза данного вида ученической мебели была выполнена в 2000-2001 гг. коллективом ученых ПИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного Центра здоровья детей РАМН,


Рис. 113. Типовая ученическая конторка

НИИ глазных болезней имени Гельмгольца,

НИИ детского ортопедического института имени Г.И. Турнера. Итогом данной работы явилась выдача департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России гигиенического заключения, разрешающего использовать данную технологию в рамках учебного процесса.

Конструкция конторки предполагает изменение угла наклона столешницы в зависимости от рода деятельности учащихся. Например, можно читать, рисовать, писать на наклонной поверхности столешницы, а заниматься лепкой или конструированием — на горизонтальной.

Учитывая разные материальные возможности школ, разработана как простейшая настольная модель конторки, которая устанавливается на имеющиеся ученические столы, так и оригинальная современная модель, заменяющая собой школьные столы (рис. 11.4).

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Столы (конторки) расставляют таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное пространство, удовлетворяющее естественную потребность ребенка в движении


Рис. 11.4. Варианты ученических конторок; а — упрощенный вариант (наклонная столешница в виде клина); б — современная модель конторки (регулируемая по росту учащегося)

(зона для организации малых форм непроизвольной двигательной активности).

При пользовании настольной конторкой необходимо помнить, что она всегда ставится на противоположную от окна половину стола. В этом случае стоящий за конторкой не заслоняет свет рядом сидящему за столом ученику. Когда два школьника занимаются за одной конторкой, они должны быть примерно одного роста (разница в высоте не более 1 см). Расстановка столов (конторок) меняется не реже 1 раза в месяц.

Даже если весь класс предпочитает заниматься в режиме телесной вертикали (за конторками), в классной комнате должен быть как минимум один свободный стол, за который ребенок мог бы в любой момент присесть.

При организации работы за конторкой необходимо учитывать ряд общегигиенических и эргономических требований.

1. Размеры конторки должны соответствовать росту ребенка, высота над полом переднего края ее столешницы, обращенной к обучающемуся, должна быть: при длине тела 115-130 см - 750 мм, 130-145 см — 850 мм и 145-160 см — 950 мм.


Рис. 11.5. Подбор рабочей высоты конторки

конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня.

  • 2. Оптимальный угол наклона столешницы конторки — 15-17°.
  • 3. Ребенок, работая за конторкой, может находиться без обуви в носочках из естественной ткани, при этом под ноги помещается массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков (бусин); стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо.
  • 4. Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7-10 минут, а для обучающихся П-Ш ступени — 15 минут.

Ряд столов, который отстоит дальше от окна, убирается из класса. Вместо них устанавливается ряд конторок с меняющейся


Рис. 11.6. Варианты расстановки рабочих столов и конторок в учебном помещении: а — традиционное размещение; б — радиально-лучевая компоновка; в — в режиме коллективного творчества высотой рабочей поверхности. Первый ряд столов остается для занятий в режиме сидя. Периодически по команде учителя (примерно через каждые 10-15 минут, т.е. 2-3 раза за урок) дети, которые работали стоя, садятся за столы, а кто работал сидя, — становятся за конторки.

Тем детям, у которых имеется потребность в более продолжительном пребывании на ногах, рекомендована постоянная рабочая конторка, сбоку от которой находится стульчик. Школьник сам, по своему самочувствию, периодически приседает на стульчик и слушает учителя.

Существуют различные варианты расстановки рабочих столов и конторок (рис. 11.6). Определенные ограничения могут накладывать размеры классной комнаты и численность учащихся.

Выполненный специалистами анализ эмоционального самочувствия детей показал, что практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам менее благоприятна. Более эффективен режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц.

При выборе того или иного средства профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей не следует забывать о том, что эффективность профилактики зависит нс столько от выбранного средства, сколько от соблюдения грамотной технологии его эксплуатации и формирования навыка рациональных рабочих стереотипов учащихся. Все это требует их систематического применения с контролем осанки, который должен проводиться как в учреждении образования, так и дома. Профилактика нарушений осанки — это общая проблема государства в целом, общества, школы, семьи и самого ребенка.

Осанка. Что это такое?

Правильная осанка – умение удержать тело в позе стоя, лежа и сидя. По сути, это и есть правильная поза, нормальное произвольное положение тела. Ее удается сохранять при нормальном состоянии и развитии позвоночника и других частей скелета, мышц. На привычную позу стоящего или сидящего человека, кроме чисто анатомических факторов будут влиять:

— общее самочувствие;
— психоэмоциональный фон;
— условия его труда и быта.

Осанка может меняться не только в течение жизни, но и в течение суток. При этом на ее изменения влияют не только анатомо-физиологические состояния опорно-двигательного аппарата, но и другие системы организма, внешняя среда.

Осанка – строго индивидуальный фактор. По ней можно узнать человека, выделить его из толпы и даже оценить его общее физическое развитие, статику.

֍В норме осанка является срединным значением между пассивной и активной осанкой. Первая проявляется при мышечной усталости или в состоянии покоя. Вторая проявляется при активной мышечной работе. Для такого срединного значения характерны хорошо выраженные позвоночные изгибы — позвоночник волнообразен.

Человек с правильной осанкой подтянут, молодцеват, выглядит спортивно. Он легко передвигается, меньше устает. У него приподнятая грудь, втянутый живот, ровная спина, ровно расположенная голова. Отсутствие нарушения в естественных изгибах позвоночника и отличный баланс мышц и скелета приводят не только к спортивному внешнему виду и легкой походке. Нервная система, дыхательные пути, сердце и сосуды работают четко и слаженно. Нагрузка на суставы равномерно распределена, человек отличается высокой работоспособностью, его не мучают головные боли и боли в спине. Его органы и системы функционируют хорошо.

Нарушения осанки. Типы

К сожалению, группа состояний, которые сопровождаются устойчивым патологическим состоянием тела в момент стояния, сидения и при ходьбе является широко распространенным явлением.


Принято различать следующие нарушения осанки:

Сутулость. Характеризуется уплощением поясничного лордоза и углублением грудного кифоза. Для нее типичны крыловидные лопатки, согнутая голова и приведенные плечевые суставы.
Кругловогнутая спина. Характеризуется увеличением всех изгибов позвоночного столба. Для нее типичны крыловидные лопатки, выдвинутая вперед голова, полусогнутые в коленях ноги, висячий живот при приведенных плечах.
Плосковогнутая спина. Характеризуется нормальным или увеличенным состоянием поясничного лордоза и уплощением грудного кифоза. Для нее типичны смещенный кзади таз, крыловидные лопатки и полусогнутые ноги.
Плоская спина. Такое состояние характеризуется уплощением всех изгибов позвоночника. Для него типичны смещенная вперед грудная полость, выпирающий вперед живот. Отсутствующие изгибы позвоночного столба повышают ударную нагрузку на головной мозг и основание черепа, что поднимает риски повреждений этих анатомических структур.
Круглая спина. Характеризуется значительно увеличенным грудным кифозом и отсутствующим поясничным лордозом. Это крайняя форма сутулости. Люди с таким нарушением осанки ходят на полусогнутых ногах, чтобы не упасть. Их голова согнута, плечи приведены, живот выпячен, руки свисают вдоль туловища, спина с крыловидными лопатками, голова согнута.
Сколиотическая спина. Характеризуется нарушением осанки во фронтальной плоскости. Для нее типичны боковые искривления позвоночного столба с нарушением всех симметричных линий тела.

Естественные изгибы позвоночного столба в виде поясничного и шейного лордоза, грудного кифоза формируются у маленького ребенка, начинающего ходить. Встав на ноги, он широко их расставляет, сгибает нижние конечности в тазобедренном и коленном суставе. При этом тельце малыша выпрямляется и слегка наклоняется вперед.

Ребенок, делающий свои первые шаги, характеризуется несовершенством нервно-мышечного аппарата. При этом он сильно напрягает мышцы, так называемой антигравитационной группы. Ему элементарно нужно удержаться от того, чтобы не упасть вперед или не плюхнуться на попку. Данное напряжение и признается основным фактором, под влиянием которого формируются физиологичные искривления позвоночного столба.

Под влиянием определенных факторов физиологические изгибы могут менять свою глубину, уменьшаясь или увеличиваясь, приводя к нарушениям осанки. В этом случае можно говорить о патологическом лордозе или кифозе. Во всех остальных случаях это не считается нарушением. И уж тем более болезнью.

Причины, приводящие к нарушению осанки

Факторы, провоцирующие отклонение от нормы для осанки, можно разделить на врожденные и приобретенные.

Врожденные причины закладываются в момент внутриутробного развития. Среди них:

— дисплазия тазобедренных суставов;
— нарушенные формы позвонков;
— врожденный вывих бедра;
— деформации ступней;
— аномалии коленных суставов.

Среди приобретенных факторов выделяют:

травматизацию (переломы, ампутации);
перенесенные болезни (рахит, плоскостопие, артрозы, грыжи дисков, остеохондроз);
долговременное нахождение в неестественной позе (неправильно, не по росту подобранная мебель, плохое освещение учебного или рабочего места, постоянное ношение тяжестей в одной руке);
снижение чувствительности нервных рецепторов, передающих в мозг сигнал о том, что тело находится в нормальном, естественном положении.

Какие факторы провоцируют нарушения осанки у взрослых и детей?

Факторов, провоцирующих неестественное положение физиологичных изгибов позвоночника много. Следует выделить несколько основных:

Аномалии развития плода, генетические заболевания, отягощенная беременность, плохое питание матери в период внутриутробного развития малыша.
Отсутствие разумной физической нагрузки, приводящее к дисбалансу костно-мышечного аппарата и как следствие, к нарушениям осанки.
Трудовая деятельность, связанная с монотонными, однотипными движениями.
Мягкая постель. Пуховые перины часто являются провокатором долговременного неестественного положения человека во время сна.
Неправильно подобранные мебель, особенно рабочие и письменные столы.
Перенесенные заболевания и операционные вмешательства (пневмонии, дискинезии желчевыводящих путем, опущение почки, бронхиты, кесарево сечение, рубцово-спаечные процессы после тяжелых, объемных полостных операций, травматические рубцы на теле, ампутация конечностей ).
Частое, длительное ношение обуви на высоком каблуке.
Несбалансированное питание, отсутствие или дефицит в нем кальция, витаминов, минералов, белков.
Повышенные физические или спортивные нагрузки, занятия с тяжестями, несоблюдение правил безопасности при переноске грузов и подъеме спортивных снарядов.
Отсутствие элементарной гигиенической зарядки.
Хронические соматические недуги.
Ношение тесной, неудобной одежды.
Нахождение в неблагоприятных условиях внешней среды.
Повышенное психоэмоциональное напряжение.

Последствия, вызываемые нарушениями осанки

Неправильная осанка приносит вред организму ребенка и взрослого человека. Он выражается:

Неэстетичным внешним видом фигуры.
Нарушением работоспособности внутренних органов, и как следствие развитием их заболеваний.

Опущением почек, приводящим к мочеполовым расстройствам.
Затруднением процесса дыхания, вплоть до развития хронической гипоксии и бронхиальной астмы.
Развитием слабости, головных болей, усталости и раздражительности.
Ухудшенной работоспособностью сердечнососудистой системы. Сдавливаемое сердце пытается компенсировать ритм путем увеличения количества сокращений с формированием аритмии, тахикардии и высокого давления. А это прямой путь к инфарктам, инсультам.
Постоянными болями в позвоночнике.
Быстрым старением организма из-за множественных дисфункций органов и систем.
Нарушениями в работе гормональной системы, ослаблением иммунной защиты организма, сбоями в менструальном цикле.
Нарушенным кровотоком, приводящим к проблемам с мозговой активностью, рассеиванию внимания, ухудшению памяти, падению умственных и адаптивных способностей.

Нарушения осанки приводят к развитию болезней органов грудной полости, остеохондрозам, формированию реберного горба (гибуса), искривлению позвоночника влево или вправо (сколиоз). Не скорректированное вовремя нарушение осанки приводит к развитию тяжелой, патологической ситуации. Чтобы предотвратить осложнения, требующие в дальнейшем дорогостоящего, длительного лечения, следует соблюдать особые меры.

Меры профилактики

Профилактику состояний, вызываемых нарушениями осанки, подразделим на два вида:

профилактика для взрослых;
меры для детей.

Нарушения осанки во взрослом возрасте можно корректировать, если перестать вести малоподвижный образ жизни. Стоит развивать физическую активность, которая будет посильна в соответствии с возрастными показателями. Рекомендуются занятия ходьбой и бегом, плавание, прогулки, норвежская ходьба, гимнастика, а при хорошей подготовке суставов и отсуствии противопоказаний, йога. При преимущественно сидячем образе жизни и работы рекомендуется каждые 40-60 минут вставать со стула или из кресла и проделывать несложные упражнения или хотя бы просто ходить.


Для профилактики нарушений осанки рекомендуется выполнять комплексы специальных упражнений на укрепление мышечного корсета и мышц позвоночника.

Не стоит безразлично относиться к своей фигуре. Нужно на уровне подсознательного правила постоянно контролировать свое положение тела во время сидения или стояния, исключая нарушения осанки. Это поможет не сутулиться и сохранять естественные изгибы позвоночника. Если есть лишний вес, то от него нужно избавляться. Для этого также поможет самоконтроль, который можно развить в себе самостоятельно. Он поможет придерживаться диеты, основанной на принципах здорового питания.

На бытовом уровне стоит избегать поднятия тяжестей или равномерно распределять их в обеих руках при переносе, подбирать физиологичную мебель, использовать стельки в обуви при плоскостопии (для снятия нагрузки с позвоночника), соблюдать гигиену труда, не носить неудобной одежды и обуви, полноценно питаться.

Для формирования физиологичной, правильной осанки, важно соблюдать:

— физическую активность;
— правильное, симметричное положение туловища при сидении;
— ношение правильно подобранной обуви, при необходимости ортопедической;
— ношение одежды, которая не стесняет движения;
— принципы полноценного питания с достаточным количеством белков, кальция, витаминов и минералов;
— распорядок дня;
— чередование режима активности и полноценного отдыха.

Вовремя лечите врожденные аномалии осанки, скелетные травмы и их последствия.


Не перекармливайте ребенка. Следите за режимом его питания. Нельзя допускать отклонения от нормы. Сегодня ребенку и подростку так легко набрать лишний вес. Обилие сладостей, фаст-фуда, нездоровых полуфабрикатов на семейных столах способствует увеличению массы тела и как следствие повышенной ударной нагрузке на стопы, позвоночник, крупные суставы ног, искривлению осанки.

Предоставьте малышу или подростку возможность заниматься спортом. Это может быть танцевальная студия, плавательный бассейн, футбол, легкая атлетика. Не ограничивайте его ежедневную двигательную активность. Прыгает на скакалке, пусть прыгает. Носится по улице наперегонки, пусть бегает. Хочет ролики, пусть катается на роликах, а зимой на коньках и лыжах.

Дозированная полноценная физическая нагрузка – важный, если не важнейший фактор, предупреждающий нарушения осанки. Но она не является панацеей. При любых подозрениях и провоцирующих факторах нужно обращаться к специалистам за консультациями, диагностикой и возможным лечением.

Мы не претендуем на какие-то открытия. Да, это стандартные рекомендации для осанки, которые еще знали наши бабушки и мамы. Но их соблюдение сохраняет здоровье ребенка. Следуя таким рекомендациям, можно избежать формирования неправильной, нарушенной осанки и патологических изменений организма, к которым она приводит.

Штат квалифицированных врачей нашей клиники обеспечивает комплексный подход к диагностике, лечению, профилактике нарушений осанки.

Диагностика осанки. Пользуясь собственным опытом и современными системами диагностики, выявляем типы нарушения осанки. Тесты и пальпация помогают:

определять выраженность и устойчивость асимметрии осанки;
оценивать тонус мышц позвоночника, его положение в разных плоскостях;
оценить функциональное состояние лордозов и кифозов.

Обязательно выявляем причины, вызывающие нарушения осанки. В некоторых случаях простое устранение причинного фактора и соблюдение определенных рекомендаций врачей нашего центра помогает решить проблемы неправильной осанки у взрослого и ребенка.

Лечение осанки. На основе собранного анамнеза, данных диагностики, прогноза разрабатываем план терапии текущего состояния пациента. В его составлении и реализации участвуют врачи остеопаты, кинезиотерапевты, врачи ЛФК. Придерживаемся индивидуального подхода к каждому частному случаю и избегаем стандартизированных схем лечения нарушений осанки.


Реабилитация осанки. Нередко, в случаях, сопровождающихся стойким патологическим статодинамическим стереотипом и болевыми синдромами, нами назначается долговременная, скрупулезная реабилитация. Она помогает изменить дисбаланс в костно-мышечной системе человека, вернуть его суставам и позвоночнику здоровое состояние, полноценную подвижность, избавить его тело от стереотипа нарушения осанки, сутулости или других типов искривленной спины, к которым он уже привык. Остеопатическое лечение успешно сочетается (сменяется) массажем, мануальной терапией и курсами лечебной физкультуры.

При определенной степени сколиоза специалисты клиники дают направления в медицинские учреждения для подбора специального индивидуального корсета – меры мягкой, сбалансированной коррекции искривления позвоночника.

Комплексы физической активности, помогают укреплению мышц спины, живота, ягодиц. Динамические, статические, индивидуально подобранные упражнения дополняются упражнениями на растяжку.

Основным принципом использования комплексов ЛФК является постепенное дозирование нагрузки. Ее подбирают в зависимости от текущего состояния, типа нарушения осанки, возраста, сопутствующих заболеваний, прогресса занятий. Физическая активность, дополняемая мануальными практиками, массажем помогает стимулировать работу всего организма, формировать оптимальный статодинамический стереотип, улучшить кровоснабжение спины и позвоночника. Так удается добиваться коррекции патологических процессов, стабилизации позвоночника и осанки.

Результатами лечения, проведенного специалистами нашего центра, станут:

устранение патологического статического стереотипа искривленной спины;
— устранение болевого синдрома;
— возвращение полноценной подвижности;
— мягкая коррекция патологических лордозов, кифозов, сколиоза.
— равномерное укрепление костно-мышечного корсета и мышц позвоночника;
— улучшение качества жизни;
— нормализация работы всех органов и систем организма;
— улучшение эмоционального состояния человека.

Обязательно разрабатываем индивидуальные рекомендации по поведению на каждый день для снятия влияния бытовых факторов, провоцирующих нарушение осанки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.