Диагностика нарушений осанки и плоскостопия у детей

все об осанке и стопе

Скачать:

ВложениеРазмер
diagnostika_narusheniy_osanki_i_ploskostopiya.docx 144.81 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика нарушений осанки и плоскостопия у детей

Часто искривление позвоночника у детей развивается быстро, особенно в период их бурного роста (в 12-14 лет), и родители не успевают уследить за тем, как и когда это происходит. И однажды они замечают, что спина у их ребенка стала неровной, а позвоночник искривлен.

Говорить о правильной осанке у ребенка младшего дошкольного возраста не приходится. Она просто не сформирована. Поэтому основное внимание и родителей, и педагогов должно уделяться физическому воспитанию детей, направленному на укрепление мышц шеи, спины, живота и ног.

К возрасту 7 лет осанке и положению позвоночника ребенка следует уделять особое внимание, ведь именно в этом возрасте признаки нарушения осанки или сколиоза еще не проявляются. Их надо выявлять.

Как оценить осанку ребенка?

Для этого необходимо понаблюдать, как он сидит и стоит в обычной, непринужденной позе, как он ходит.

Позвоночник новорожденного в норме имеет форму равномерной дуги. Постепенно младенческая выпуклость позвоночника уменьшается, и у годовалого ребенка он выпрямляется настолько, что приближается к прямой линии. Такая форма спины сохраняется примерно до пятилетнего возраста. С этого времени параллельно с общим ростом и созреванием крохи позвоночник начинает менять форму, приобретая физиологические искривления и индивидуальные особенности. В возрасте 3 лет и старше отклонения в области позвоночника выявляются следующим образом: попросите своего малыша встать боком к вам и наклониться вперед. У здорового ребенка при таком сгибании вперед позвоночник образует равномерную дугу. Если же вы видите участки, которые сгибаются сильнее, а смежные с ними остаются разогнутыми, обращайтесь к врачу немедля. При осмотре ребенка необходимо обращать внимание на состояние всех отделов спины: оцените, одинакова ли высота плеч, равномерно ли отстоят обе лопатки, не нарушена ли симметричность талии, нет ли отклонений в вертикали межъягодичной складки и в положении ягодиц. Выявление хотя бы одного нарушения — повод для обращения к врачу.

При правильной осанке лопатки должны располагаться симметрично, плечи — на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка ровная.

Для сколиоза также характерна деформация позвоночника в виде скручивания вокруг вертикальной оси (торсия). Выявить наличие торсии можно, попросив ребенка наклониться вперед. Скручивание позвоночника проявляется в виде реберного выбухания (горба) с одной стороны от позвоночника (чаще всего на уровне лопаток), а по другую сторону, на уровне поясницы, в виде мышечного валика.

По форме искривления сколиоз может быть С-образным и S-образным.

По тяжести деформации различают 4 степени сколиоза:

Первая степень характеризуется небольшим отклонением позвоночного столба и начальной степенью торсии. Вторая степень — заметное отклонение позвоночного столба во фронтальной плоскости, выраженная торсия. Угол первичной дуги искривления в пределах 21-30°, имеется реберный горб и мышечный валик. Рентгенологически проявляется деформация тел позвонков на вершине искривления.

Третья степень — более выраженная деформация, большой реберный горб, резкая деформация грудной клетки. Угол первичной дуги от 40° до 60°. Рентгенологически видны клиновидные позвонки на вершине искривления.

Четвертая степень характеризуется тяжелым обезображиванием туловища, деформацией таза, отклонением туловища, стойкой деформацией грудной клетки, а также наличием заднего и переднего горбов. Рентгенологически определяется выраженная клиновидная деформация тел позвонков в грудном и поясничном отделах позвоночного столба, обызвествление связочного аппарата. Угол основного искривления достигает 61-90°.

Кроме того, при обследовании ребенка необходимо измерить длину его ног — при различной длине нижних конечностей формируется неструктурный сколиоз. Его особенность проявляется в том, что при подкладывании под укороченную ногу подставки происходит выпрямление позвоночника.

Однако глазом отличить начальную стадию сколиоза от асимметричной осанки самим родителям или воспитателям достаточно сложно. Поэтому при малейшем подозрении на нарушение осанки необходимо срочно обратиться к ортопеду .

Специалисты заметили, что скачки развития искривлений позвоночника у детей чаще всего совпадают с периодами интенсивного роста. Такие периоды общеизвестны: первые полтора года жизни, возрастной отрезок от 5 до 7 лет, затем — от 12 до 14 лет (он совпадает с периодом полового созревания). Постарайтесь в указанные сроки ежемесячно измерять рост своего ребенка, а все цифры заносить в блокнот. Если вы обнаружите слишком резкий скачок, стоит подумать о курсе щадящей мануальной терапии. Такие сеансы желательно проводить именно в периоды наиболее интенсивного роста.

Нe стоит забывать и о фундаменте нашего тела — о стопах. Именно стопы защищают позвоночник от толчков и ударов, поэтому их хорошее состояние является залогом ровного позвоночника. Но дети очень часто страдают плоскостопием. По данным осмотров в детских учреждениях, 80—85% школьников имеют ортопедическую патологию, в частности плоскостопие.

Нормальная стопа Плоскостопие Нормальная стопа Плоскостопие

Сложно диагностировать плоскостопие у детей раннего возраста, потому как зачастую трудно отличить функциональное плоскостопие от патологического. Все дети рождаются с плоской стопой. Своды начинают формироваться, только когда ребенок начинает ходить, бегать, прыгать, и полностью формируются к 6—7 годам. Однако плоская стопа может быть результатом врожденных дефектов, патологии нервной и эндокринной систем. Поэтому отличить норму от патологии может только врач. Надо помнить, что с самого раннего возраста и весь период интенсивного роста организма (в 3 и 6 месяцев, а также в 1, 3 и 5 лет) необходимо регулярно посещать ортопеда. Не поддавайтесь расхожему мнению, что не бывает плоскостопия у детей до 5 лет. Более того, вы можете предотвратить развитие заболевания.

Основные симптомы уплощения свода стопы (плоскостопия) — боль и изменение очертаний стопы. При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок в ногах появляется чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.

Итак, как проверить состояние стоп малыша? Прежде всего, следует обратить внимание на походку ребенка и сроки, когда он начал ходить. Если это произошло намного позже года, проявите беспокойство. Чтобы походка была правильной, необходимо, чтобы ребенок ставил обе стопы параллельно друг другу. При каждом шаге параллельное положение стоп должно соблюдаться.

Одним из признаков плоскостопия является неуверенность в ходьбе и движениях. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь также могут свидетельствовать об уплощении свода стопы. Очень часто люди, страдающие плоскостопием, ходят, развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах, усиленно размахивая руками.

Если стопы отклоняются от параллельных линий, носки повернуты внутрь и смотрят друг на друга, что создает эффект косолапости, такое нарушение называется варусным приведением стоп. Если стопы смотрят в стороны, то это называется вальгусной установкой стоп. Бывает, что внутренний край стопы завален внутрь — это вальгусная деформация стопы. Такая деформация приводит к неуклюжей походке, при которой носки разведены в стороны, и вследствие неправильного распределения нагрузки деформируются коленные суставы по типу Х-образной деформации. При отклонении стопы наружу возникает варусная деформация стопы.

Обследуйте ботиночки школьника: не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука? В старшем возрасте школьник сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие: при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икроножных мышцах, на подошве, в области свода стопы.

Определить наличие плоскостопия можно и по отпечаткам подошвы. Внимание! При определении плоскостопия по отпечаткам подошвы у детей дошкольного возраста может быть допущена ошибка, так как в раннем детстве все или почти все дети являются плоскостопными.

Отпечатки стоп а — нормальная стопа, б — плоская стопа

Безусловно, если выявлено то или иное нарушение, нужно безотлагательно начинать лечение. Помните о том, что, распознав болезнь вовремя, можно при определенных профессиональных усилиях уменьшить нарастающий косметический дефект, а также избежать возникновения нарушений со стороны других органов и систем.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки

И. п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2.Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3.Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

4.Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.

5.Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть
глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

6.Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

8.Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом
вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и. п.

Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1. И. п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

2. И. п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги,
сохраняя то же положение головы, таза, спины.

И. п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.

игровые упражнения для укрепления мышц спины

Непросто уговорить непоседу делать что-то специально. А вы поиграйте!

■ „Самолетик" — ноги вместе, руки в стороны на высоте плеч. Наклоняем руки-крылья то в одну, то в другую сторону. Можно погудеть!

■ „Ветряная мельница". Одну руку кладем на пояс, другую поднимаем вверх и описываем круги, постепенно ускоряя движения. Рука работает вперед или назад.

■ „Носим воду". Положите ребенку на плечи гимнастическую палку, как коромысло. Повесьте два ведерка с водой и предложите пронести, не разливая (спинку держим прямо!).

■ „Рубим дрова". Ноги слегка расставим. В руки малышу можно дать короткую палочку. Кроха делает большой взмах назад, а затем резко опускает руки, наклоняясь вперед.

■ „Щенок". Ребенок ходит на четвереньках, при каждом шаге подтягивая вперед колено. Затем останавливается, чтобы повернуться направо и налево. Следите, чтобы во время поворотов кроха не прогибал спинку

■ „Кошка, которая ловит мышей". Ребенок ложится на пол и ползет вперед, вытягивая в том же направлении сначала руку, потом ногу.

■ „Рыбка". Малыш лежит на полу, вытянув руки вперед, ноги прямые. Крохе нужно поднять руки и грудь вверх и вернуться в исходное положение. Затем — взмахнуть ногами, как рыба хвостом, и сделать перекат от головы к ногам,
как рыбка, выпрыгивающая из воды.

■ „Собираем фрукты". Поднимая яблоко или грушу на разную высоту, позвольте ребенку дотянуться до них, встав на цыпочки или под
прыгнув. Потом на кухне вы вместе сможете полакомиться собранным урожаем.

Чтобы такая веселая игра приносила пользу, каждое упражнение повторяем 8-10 раз


Диагностика нарушений осанки и плоскостопия у детей

Часто искривление позвоночника у детей развивается быстро, осо­бенно в период их бурного роста (в 12-14 лет), и родители не успевают уследить за тем, как и когда это про­исходит. И однажды они замечают, что спина у их ребенка стала неровной, а позвоночник искривлен.

Говорить о правильной осанке у ребенка младшего дошкольного воз­раста не приходится. Она просто не сформирована. Поэтому основное вни­мание и родителей, и педагогов должно уделяться физическому воспитанию детей, направленному на укрепление мышц шеи, спины, живота и ног.

К возрасту 7 лет осанке и поло­жению позвоночника ребенка следует уделять особое внимание, ведь именно в этом возрасте признаки нарушения осанки или сколиоза еще не проявля­ются. Их надо выявлять.

Как оценить осанку ребенка?

Для этого необходимо понаблюдать, как он сидит и стоит в обычной, не­принужденной позе, как он ходит.

По­звоночник новорожденного в норме имеет форму равно­мерной дуги. Постепенно младенчес­кая выпуклость позвоночни­ка уменьшается, и у годова­лого ребенка он выпрямляет­ся настолько, что приближа­ется к прямой линии. Такая форма спины сохраняется примерно до пятилетнего возраста. С этого времени параллельно с общим ростом и созреванием крохи позво­ночник начинает менять форму, приобретая физиоло­гические искривления и ин­дивидуальные особенности. В возрасте 3 лет и старше от­клонения в области позво­ночника выявляются следу­ющим образом: попросите своего малыша встать боком к вам и наклониться вперед. У здорового ребенка при та­ком сгибании вперед позво­ночник образует равномер­ную дугу. Если же вы видите участки, которые сгибаются сильнее, а смежные с ними остаются разогнутыми, обра­щайтесь к врачу немедля. При осмотре ребенка необхо­димо обращать внимание на состояние всех отделов спи­ны: оцените, одинакова ли высота плеч, равномерно ли отстоят обе лопатки, не на­рушена ли симметричность талии, нет ли отклонений в вертикали межъягодичной складки и в положении яго­диц. Выявление хотя бы од­ного нарушения — повод для обращения к врачу.

При правильной осанке лопатки должны располагаться симметрично, плечи — на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги пря­мые, походка ровная.

Для сколиоза также характерна деформация позвоночника в виде скру­чивания вокруг вертикальной оси (торсия). Выявить наличие торсии можно, попросив ребенка наклониться вперед. Скручивание позвоночника проявляется в виде реберного выбухания (горба) с одной стороны от позвоночника (чаще всего на уровне лопаток), а по другую сторону, на уровне поясницы, в виде мышечного валика.

По форме искривления сколиоз может быть С-образным и S-образным.

По тяжести деформации различают 4 степени сколиоза:

Первая степень характеризуется небольшим отклонением позвоночного столба и начальной степенью торсии. Вторая степень — заметное от­клонение позвоночного столба во фрон­тальной плоскости, выраженная торсия. Угол первичной дуги искривления в пределах 21-30°, имеется реберный горб и мышечный валик. Рентгенологически проявляется деформация тел позвонков на вершине искривления.

Третья степень — более выражен­ная деформация, большой реберный горб, резкая деформация грудной клет­ки. Угол первичной дуги от 40° до 60°. Рентгенологически видны клиновидные позвонки на вершине искривления.

Четвертая степень характеризуется тяжелым обезображиванием туловища, деформацией таза, отклонением туло­вища, стойкой деформацией грудной клетки, а также наличием заднего и переднего горбов. Рентгенологически определяется выраженная клиновидная деформация тел позвонков в грудном и поясничном отделах позвоночного столба, обызвествление связочного аппарата. Угол основного искривления достигает 61-90°.

Кроме того, при обследовании ребенка необходимо измерить длину его ног — при различной длине нижних конечностей формируется неструктур­ный сколиоз. Его особенность проявля­ется в том, что при подкладывании под укороченную ногу подставки происходит выпрямление позвоночника.

Однако глазом отличить начальную стадию сколиоза от асимметричной осанки самим родителям или воспита­телям достаточно сложно. Поэтому при малейшем подозрении на нарушение осанки необходимо срочно обратиться к ортопеду.

Правильная осанка

Специалисты заметили, что скачки развития искривле­ний позвоночника у детей чаще всего совпадают с пери­одами интенсивного роста. Такие периоды общеизвест­ны: первые полтора года жизни, возрастной отрезок от 5 до 7 лет, затем — от 12 до 14 лет (он совпадает с перио­дом полового созревания). Постарайтесь в указанные сроки ежемесячно измерять рост своего ребенка, а все цифры заносить в блокнот. Если вы обнаружите слиш­ком резкий скачок, стоит по­думать о курсе щадящей ма­нуальной терапии. Такие се­ансы желательно проводить именно в периоды наиболее интенсивного роста.

Нe стоит забывать и о фундаменте нашего тела — о стопах. Именно стопы защищают позвоночник от толчков и ударов, поэтому их хорошее состояние является залогом ровного позвоноч­ника. Но дети очень часто страдают плоскостопием. По данным осмотров в детских учреж­дениях, 80—85% школьников имеют ортопедическую патологию, в частности плоскостопие.

Нормальная стопа Плоскостопие Нормальная стопа Плоскостопие

Сложно диагностировать плоско­стопие у детей раннего возраста, по­тому как зачастую трудно отличить функциональное плоскостопие от па­тологического. Все дети рождаются с плоской стопой. Своды начинают формироваться, только когда ребенок начинает ходить, бегать, прыгать, и полностью формируются к 6—7 годам. Однако плоская стопа может быть результатом врожденных дефек­тов, патологии нервной и эндокринной систем. Поэтому отличить норму от патологии может только врач. Надо помнить, что с самого раннего возрас­та и весь период интенсивного роста организма (в 3 и 6 месяцев, а также в 1, 3 и 5 лет) необходимо регулярно посещать ортопеда. Не поддавайтесь расхожему мнению, что не бывает плоскостопия у детей до 5 лет. Более того, вы можете предотвратить развитие заболевания.

Основные симптомы уплощения сво­да стопы (плоскостопия) — боль и изме­нение очертаний стопы. При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок в ногах появляется чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощуще­ния. Походка становится менее пластич­ной, нередко к вечеру стопа отекает.

Итак, как проверить состояние стоп малыша? Прежде всего, следует обратить внимание на походку ребенка и сроки, когда он начал ходить. Если это произошло на­много позже года, проявите беспокой­ство. Чтобы походка была правильной, необходимо, чтобы ребенок ставил обе стопы параллельно друг другу. При каждом шаге параллельное положение стоп должно соблюдаться.

Одним из признаков плоскостопия является неуверенность в ходьбе и дви­жениях. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь также могут свиде­тельствовать об уплощении свода стопы. Очень часто люди, страдающие плоско­стопием, ходят, развернув носки и широ­ко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах, уси­ленно размахивая руками.

Если стопы отклоняются от па­раллельных линий, носки повернуты внутрь и смотрят друг на друга, что создает эффект косолапости, такое нарушение называется варусным при­ведением стоп. Если стопы смотрят в стороны, то это называется вальгусной установкой стоп. Бывает, что внутрен­ний край стопы завален внутрь — это вальгусная деформация стопы. Такая деформация приводит к неуклюжей по­ходке, при которой носки разведены в стороны, и вследствие неправильного распределения нагрузки деформируются коленные суставы по типу Х-образной деформации. При отклонении стопы наружу возникает варусная деформация стопы.

Обследуйте ботиночки школьника: не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука? В старшем возрасте школьник сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие: при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икро­ножных мышцах, на подошве, в области свода стопы.

Определить наличие плоскостопия можно и по отпечаткам подошвы. Внимание! При определе­нии плоскостопия по отпечаткам по­дошвы у детей дошкольного возраста может быть допущена ошибка, так как в раннем детстве все или почти все дети являются плоскостопными.

Отпечатки стоп а — нормальная стопа, б — плоская стопа

Безусловно, если выявлено то или иное нарушение, нужно безотлагательно начинать лечение. Помните о том, что, распознав болезнь вовре­мя, можно при определен­ных профессиональных уси­лиях уменьшить нарастаю­щий косметический дефект, а также избежать возникновения нарушений со стороны других органов и систем.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки

И. п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икро­ножные мышцы и пятки касаются сте­ны, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увели­чен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живо­та и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобе­дренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2.Потянуть руки и плечи вниз, голо­ву вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3.Потянуться вверх всем телом, от го­ловы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

4.Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вы­тягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание по­звоночника можно выполнять сидя.

5.Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть
глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

6.Сделать два-три шага вперед, при­сесть, встать, принять правильную осан­ку, проверить себя.

8.Подняться на носки, скользя спи­ной по стене, потянуться всем телом
вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и. п.

Все эти упражнения можно услож­нять - выполнять, не прислоняясь спи­ной к стене.

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение пра­вильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начи­нают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1. И. п. - стать спиной к стенке в ос­новной стойке, так чтобы затылок, ло­патки, ягодичные мышцы и пятки каса­лись ее. Сделать шаг вперед, стараясь со­хранить то же положение тела, вернуть­ся к стенке. Повторить несколько раз.

2. И. п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги,
сохраняя то же положение головы, таза, спины.

И. п. - то же. Сделать шаг вперед, по­вернуться на 360 градусов, выпрямить­ся, вернуться к стенке.

игровые упражнения для укрепления мышц спины

Непросто уговорить непоседу делать что-то специально. А вы поиграйте!

■ „Самолетик" — ноги вместе, руки в стороны на высоте плеч. Наклоняем руки-крылья то в одну, то в другую сторону. Можно погудеть!

■ „Ветряная мельница". Одну руку кладем на пояс, другую поднимаем вверх и описываем круги, постепенно ускоряя движения. Рука ра­ботает вперед или назад.

■ „Носим воду". Положите ребенку на плечи гимнастическую палку, как коромысло. Повесь­те два ведерка с водой и предложите пронести, не разливая (спинку держим прямо!).

■ „Рубим дрова". Ноги слегка расставим. В руки малышу можно дать короткую палочку. Кроха делает большой взмах назад, а затем резко опускает руки, наклоняясь вперед.

■ „Щенок". Ребенок ходит на четвереньках, при каждом шаге подтягивая вперед колено. Затем останавливается, чтобы повернуться направо и налево. Следите, чтобы во время поворотов кроха не прогибал спинку

■ „Кошка, которая ловит мышей". Ребенок ло­жится на пол и ползет вперед, вытягивая в том же направлении сначала руку, потом ногу.

■ „Рыбка". Малыш лежит на полу, вытянув ру­ки вперед, ноги прямые. Крохе нужно поднять руки и грудь вверх и вернуться в исходное по­ложение. Затем — взмахнуть ногами, как рыба хвостом, и сделать перекат от головы к ногам,
как рыбка, выпрыгивающая из воды.

■ „Собираем фрукты". Поднимая яблоко или грушу на разную высоту, позвольте ребенку до­тянуться до них, встав на цыпочки или под­
прыгнув. Потом на кухне вы вместе сможете полакомиться собранным урожаем.

Чтобы такая веселая игра приносила пользу, каждое упражнение повторяем 8-10 раз

Надя Мешкова
Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы

Диагностическое обследование детей подготовительной группы.

Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей.

Методы исследования:

1. Педагогическое наблюдение.

Наблюдение за детьми: как они сидят и стоят в обычной, непринужденной позе, как они ходят.

Норма: нормальная осанканепринужденно стоящего человека характеризуется следующими признаками: оси туловища и головы расположены на одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты. Изгибы позвоночника умерено выражены. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены. Живот плоский или умеренно выпуклый.

Отклонение от нормы: сутуловатость, неправильная посадка за столом, не скоординированные действия при ходьбе, при беге, не умение держать тело при прыжках на одной ноге.

2. Диагностирование осанки.

Визуальная оценка осанки – ребенок осматривается совместно с медсестрой.Оценивается прямота позвоночника:Также определяется:

• одинаковый ли уровень высоты плеч, углов лопаток, сосков;

• одинаковая ли глубина треугольников талии – углов, которые образованы свободно опущенной рукой и выемкой талии;

• симметрия рельефов поясничной области и грудной клетки при наклоне вперед;

• Выявление сутулости с помощью сантиметровой линейки.

Норма: при осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки образовывать ровную линию. Физиологические изгибы позвоночника - при взгляде сбоку должны быть выражены равномерно, и соответствовать примерно толщине ладони ребенка.

Отклонения от нормы: даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы.

2. Диагностирование свода стопы.

Визуальная оценка – ребенок осматривается вместе с медсестрой. Определяется постановка стоп при ходьбе с соблюдением симметрии стоп при каждом шаге. Оценивается нет ли О-образной или Х-образной постановки стопы. Оценивается обувь ребенка - при плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается наружная часть.

Отклонения от нормы: Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.

Оценка отпечатка стоп – проводится совместно с медсестрой.

Оценивается наличие отклонения от отпечатка нормальной стопы в сторону уплощения или вальгусной стопы в соответствии с возрастом ребенка. Для простого теста необходим таз с водой, лист белой бумаги и фломастер.

Норма: По внутреннему краю стопы идет выемка (отпечатка здесь нет, которая посередине занимает больше половины стопы

Отклонение от нормы: Если этой выемки нет вовсе или она узкая (половина стопы и меньше) - это указывает на плоскостопие.

4. Тестовые задания на определение уровней развития двигательной моторики дошкольников.

1. Тест на определение способности детей к быстрой координации в пространстве с сохранением правильного положения осанки и стоп.

Тест предполагает следующее задание: проскакать по начерченной мелом траектории сначала на правой ноге, а затем на левой.

Правильность выполнения задания оценивается в зависимости от качества выполнения от 1 до 3 баллов в соответствии с уровнями.

2. Тест на определение умения сохранять правильное положение осанки и стоп при повышении двигательной активности.

Первому уровню (низкому) соответствовали следующие характеристики детей: они без особого труда повторяют несложные упражнения вслед за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование движений на инструкцию взрослого. 1 балл.

Второй уровень (средний) характеризовался свободными произвольными движениями ребенка, легкостью, гибкостью, быстротой движений, реагированием реагирование движений на инструкцию взрослого (ходьба, движения рук, ног, повороты головы, туловища, наклоны, приседания). Однако, этому уровню свойственна слабая двигательная активность детей. 2 балла.

Третий уровень (высокий) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию в пространстве, слаженность отдельных движений в целостном двигательном акте, свободную двигательную ориентацию при выполнении движений. 3 балла.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.