Crusader kings 2 горбатый

Если мы посмотрим на линейку игр Paradox, то увидим, что они примерно покрывают историю средиземноморья от 3 века до нашей эры до конца второй мировой войны, а историю всего мира от 15 в. до конца второй мировой войны. Однако, вторые кресты для меня выделяются особенно. И даже не потому, что я люблю историю средневековья (я вообще изучаю древний мир). А по другой причине.


По моей специальности скорее нужен Imperator Rome, скрин которого мы и видим

Данный король Германии хороший воин, а в остальном не получился

Но важнее всего то, что эти черты позволяют вам начать отыгрывать персонажей игры. Правитель самодур? Значит можно творить беспредел, даже если нас за это будут вассалы ненавидеть. Трусливый? можно попытаться обыграть это нежеланием устраивать войны или как-то рисковать. Кончено, многие из этих вещей существуют только в вашей голове. Но это рождает безграничные границы для отыгрыша. Например, в одной из моих игр за Византию мой правитель был невероятно похотливым. Список любовниц был огромным, а бастардов был наверно с десяток. Сын же его, став правителем, моим усилиями принял целибат и вообще стал чрезвычайно набожным.

Но решает далеко не только отыгрыш. Важна сама механика. На самом деле, почти 6 лет спустя в Crusader kings 2 существует столько различных механик, что можно легко потеряться. Тут вам и интриги всякие (система фракций та же), и попытки посадить своего папу на престол (если вы католик), и вступить в какое-нибудь сообщество ( или монашеский орден). Не говоря уже о том, что некоторые формы правления представлены собственными механиками (на ум приходят республики и ханства). На самом деле, все эти различные механики часто очень сильно дополняют игру, но есть и проблема. Некоторые из механик могут оказаться почти неиспользуемыми.


В последнем дополнении, например, ввели механику отношений с Китаем. Можем начать ему платить дань, но лучше девок его себе брать

Самой главной же механикой является система феодализма. Она воссоздает иерархическую систему вассально-сеньориальных отношений. Насколько корректно — вопрос иной, наверно я поговорю об этом в другом посте. Суть этой системы проста — есть несколько ступеней в иерархической лестнице. Император (если есть ) — король — герцог — граф — барон. Тот, кто является выше по лестнице сюзерен, ниже вассал. Вассал твоего вассала не твой вассал. То есть у герцога вассалы это графы, а сюзерен король (при этом у короля не все вассалы герцогы, могут быть и графы и бароны). Это система в игре используется для отображения почти всех отношений между правителями (будь то Африка, Азия или Европа). Собственно, это базовая механика игры, на которой строится большая часть геймплей.


Например, у моего императора Латинской империи среди вассалов есть этот герцог, а у него ясно дело будут свои вассалы, но все уровнем граф и ниже

Как-то я сразу скакнул к каким-то игровым рассуждениям, ничего не сказав о том, как собственно игра играется. Те, кто смотрели стримы Михаила Нарицы или же игравшие в игры парадокс примерно представляют, что это за игра такая. Так же можно по скриншотам догадаться, что всю игру мы будем смотреть на карту, поделенную на провинции. Недаром игры Paradox называют контурными картами. Никакой красивой графики или боев, где мы может наблюдать за каждым бойцом, тут нет, только карта, портреты и всякие числа. Если вам такое не нравится… то покупать скорее всего даже смысла нет.


Примерно так выглядит весь геймплей, слева висят какие-то менюшки, а остальное контурная карта.

Всем остальным игра может подарить массу незабываемых ситуаций. В каждой игре история может пойти по-своему. То венгерская династия становится самой популярной в мире, то французы оказывают в Литве или что еще. Каждый раз игра по-новому разыгрывает события (хотя иногда какие-то константы сохраняются). Всё это игру просто невероятно реиграбельной.


Венгерская династия Арпадов правит везде, кроме Венгрии… обычное дело

При условии, что вы понимаете как играть. И честно говоря, я думаю, что сама игра не объяснит вам все так, как объяснили бы дневники разработчиков. У Paradox есть отличная черта, раз в неделю (раньше может быть в месяц, сам уже не помню) они выкладывают дневник разработчиков, где рассказывают о фичах новой игры/дополнения, над которой команда работает в данный момент. Благодаря ним, ко времени игры/дополнения базовое понимание есть. А вот после обучения… не уверен. Все-таки многие элементы в обучении раскрыты не так хорошо.

Но, пожалуй, главная беда игры это её цена. Нет, сама игра стоит рублей 600. Только играть в игру без дополнений далеко не так весело. С дополнениями же цена доходит до огромных чисел. Несколько тысяч заплатить за игру шестилетней давности это конечно дико. И какого-то здравого аргумента за то, что это правильный подход, у меня нет. Понятное дело, что когда дополнения выходят раз в пару месяцев, полгода или даже год это выходило не так дорого, но нынче это получается огромная сумма денег. Все DLC к игре стоят 6000 рублей (как геймплейные, так и различные косметические).


Хотите немного металла в ваших Крестах? Вообще, чего я не покупал, так это музыки к игре

Однако в свое время я не побоялся потратить деньги на все геймплейные дополнения. Поскольку нельзя выпускать такие стратегии ежегодно, а разработчики должны зарабатывать деньги, то такой подход с дополнениями работает отлично. Ведь люди покупают каждый год Call of Duty или Battlefield. Частично это работает и с Crusader Kings 2. Просто вместо того, чтобы каждый год платить на новую колду, я покупаю дополнение к крестам (которые еще и очевидно дешевле, чем AAA проект) И тут дело еще в том, что сейчас становится непонятно зачем создавать новую часть серии. Ведь движок и так пока способен на хорошом уровне реализовывать то, чего хотят разработчики. Если создавать новую часть, но надо реально делать что-то необычное, революционное. Иначе новая часть будет просто не нужна.

Скорее я жду сейчас новое дополнение, о котором еще напишу, когда оно выйдет. И видимо проведу там еще часов 50-100. Пока это единственная игра, которая так легко меня удерживает в себе.
А любите ли вы Контурные карты? И если любите, то какой её сорт?











Родственники, придворные и вассалы окружают правителя, как паутина муху. Жена родит вам наследников, чтобы было в кого перевоплотиться по ходу игры, — даже короли не живут вечно. Кроме того, удачный династический брак позволит заключить военный союз. Министры выполняют различные миссии: от шпионажа до исследования технологий. Вассалы же всегда готовы разделить нелегкое бремя власти — в Crusader Kings количество провинций под непосредственным управлением ограничено, и часть свежезавоеванной территории сразу придется отдать в их руки.


Еще одна особенность придворных — регулярно приставать к монарху с просьбами разной степени наглости. То какой-то провинциальный барон заявляет, что справится с обязанностями казначея лучше вашего двоюродного племянника; то наследник престола просит подобрать ему невесту познатнее; то министр охраны короны доносит, что один из ваших вассалов готовит покушение на вашу жену (вот интересно, какая ему с этого выгода?). Сообщения от придворных поначалу помогают удержать в памяти дела королевства, но по мере разрастания территории и двора становятся слишком уж назойливыми — эдакий средневековый спам.

Переговоры тоже происходят между персонажами, а не странами, как в Europa Universalis или Victoria. Это позволяет, например, сговориться с вассалом или наследником враждебного короля, хотя возможностей для многоходовых интриг все еще меньше, чем хотелось бы.


В Crusader Kings 2 этот аспект выражен еще жестче. Теперь начать войну без формального повода не то что проблематично, а невозможно в принципе — без наследственных прав на землю мечом особо не помашешь. Хотите себе вон то сочное герцогство рядом с вашей границей? Для начала прикажите министру сфабриковать права на него, а процесс это долгий и муторный.

И вот наконец придворные юристы предъявляют документ: мол, соседним герцогством издавна владели ваши предки, подтверждаем. Или, скажем, вы заключили союз с врагами герцога и теперь вступаетесь за обиженных союзников. Как теперь реализовать свое священное право на расширение территории?


Армия средневекового правителя состоит из феодального ополчения и новых для серии Crusader Kings наемников. Ополчение всегда ограничено, от каждой территории можно призвать фиксированное количество конников и пехоты. Зато численность солдат удачи зависит только от полноты вашей казны — размер войска больше не прибит гвоздями к размеру владений. В начале игры вообще не понятно, зачем нужны ополченцы, — пара тысяч наемников за умеренную плату сделает все необходимое. Боевая система по-прежнему предельно упрощена: все сражения происходят без участия игрока. Поскольку не королевское это дело — тактика. Вот стратегия — совсем другое дело!

Несколько славных побед и взятых крепостей сделают врага сговорчивее, но лучший способ заключить выгодный мир — взять вражеского монарха в плен. Беспомощный король безропотно подпишет любую бумагу, да хоть отречение! И никакая экспертиза в двенадцатом веке не обнаружит следы побоев.

В отличие от Civilization, тут не предусмотрена чисто военная победа, как, впрочем, и чисто экономическая или дипломатическая. Условий победы вообще нет как таковых, игра просто заканчивается в 1453 году, после чего вы можете сравнить свои достижения с успехами других стран.


Любителей стратегий от Paradox игра точно не разочарует, не знакомым же с серией лучше начинать с чего попроще. Но если все-таки окунуться в интриги средневековых феодалов, вы рискуете уплыть далеко за буйки — создатели Europa не латным сапогом консоме хлебают.


Вопреки первому впечатлению (и названию), игра в самую последнюю очередь о войнах. Воевать с местной куцей стратегической частью и болванами-союзниками — то ещё удовольствие (хотя, кто знает, может быть это попытка продемонстрировать реальное управление войсками при феодальной раздробленности?). Куда больший интерес здесь представляет изучение информации — кто, кому и насколько прямо наследует, заключение важных браков и пактов, жонглирование советниками, а также заговоры с целью устранения неугодных. Кое-чему из этого даже обучают в местном куцем обучении — а именно ПОДДЕЛКЕ документов. При этом войны с противником можно избежать, вовремя отсыпав денежку на лапу его советнику.

Для игры (с учётом всех дополнений-DLC) доступен любой правитель (крупный или мелкий) на территории всей Европы и части Африки и Азии за период с конца VIII и до конца XV века. Иными словами, Крестоносцами дело тоже не ограничивается, и вам доступны хоть крымские татары, хоть язычники-германцы.

Недавно была анонсирована третья часть, но уже сейчас известно, что на старте в ней не будет множества фишек второй, например, тайных обществ (и, видимо, возможности тайно принять религию), игры за кочевников или торговые республики, возможности начать игру в 769 году, возможности выбрать любую дату между 1066 и 1337 годами, права на войны без формального казус белли. Так что вторая часть будет играбельной еще долго — пока третью не допилят многочисленными DLC (а их будет полно, даже не сомневайтесь).

Содержание

  • 1 Геймплей
  • 2 Дополнения
  • 3 Значимые моды
  • 4 Советы новичку
  • 5 Тропы и штампы
  • 6 Примечания

Геймплей [ править ]

Как уже сказано выше, игра отличается концентрацией на роли личности в истории. Персонажи-феодалы имеют портреты, семьи, черты характера, статы (всего пять — дипломатия, военный навык, управление, интрига и образованность), умения, родословные, вассалов и сюзеренов, друзей и любовниц, врагов и соперников. Одна успешная интрига может повернуть историю не меньше, чем большая война. Союзы в игре заключаются только посредством династических браков.

Провинции в игре называются графствами. В графствах существуют баронства — маленькие владения. Баронство может иметь один из трёх типов — замок, монастырь или город. Замок управляется феодалом-бароном, даёт немного денег, но много хороших солдат, город управляется мэром, которого выбирают бюргеры, и даёт много денег, но небольшое количество пехоты, наконец монастырь выставляет и хорошее войско и даёт хорошую прибыль — но мало денег. Есть ещё, правда, такой вид владения как поселение, но оно только для варварских племён. Внутри владений можно строить здания, дающие войска, деньги, ускорение развитий технологий или служащие для целей обороны владения.

Технологическая система состоит из повышаемых по уровням технологий, сгруппированных в три категории — военные, экономические и культурные. Каждая из технологий даёт определённые бонусы — скажем, технология лёгкой пехоты улучшает то, как сражаются ваши лучники и лёгкие пехотинцы, а технология отношений с дворянами улучшает отношения правителя с вассалами-феодалами. Технологии разделены не по государствам, а по провинциям. В каждой провинции уровень технологий свой, со временем он повышается. Развитие технологий зависит от стат правителя, разницы в технологическом уровне с соседней провинцией, также его можно ускорить, послав тайного советника красть технологии, скажем, в Константинополь или Александрию, улучшать технологии могут также военный советник, казначей и капеллан (военные, экономические и культурные соответственно), если дать им такое задание.

Большая часть войск в игре — поднимаемое провинциальное ополчение, чья численность зависит от развитости провинции. Объявлять войну при созванном ополчении нельзя, это сделано, чтобы нападающий не мог разгромить по частям войска обороняющегося, идущие в точку сбора. Имеющий достаточно число денег и потенциальных солдат правитель может позволить себе личную гвардию — находящийся на постоянной службе небольшой отряд элитных воинов. Помимо универсальных для всех наций гвардейских отрядов, у каждой культуры есть свой уникальный тип гвардии с уникальными бонусами. Например у русских есть дружина — 300 отлично держащихся в обороне тяжелых пехотинцев, у англичан и валлийцев — их знаменитые лучники с длинными луками, у индийцев — боевые слоны и так далее. Есть и третий тип войск — наёмники.

Морских сражений в игре нет (хотя судя по наличию озвучки в папке игры — планировались, но шведы решили отказаться от этой идеи), флоты комплектуются по тому же принципу, что и сухопутное ополчение, призываясь в момент войны и служат только для транспортировки войск. В третьей части уберут и это: теперь войска будут просто автоматически сажаться за корабли, и игрок должен будет платить за каждую преодоленную ими морскую провинцию.

Дополнения [ править ]

  • Sword of Islam

В серии появилась возможность играть за мусульманские династии! Помимо самой доступности мусульман для игры, добавлены многие уникальные игровые механики для них (многожёнство, а также система упадка, которая даёт бонусы в случае морально правильной жизни членов династии и военных победах и малусы — при моральном разложении и поражениях). Ну и, конечно же, события и решения.

  • Legacy of Rome

Это DLC добавило в основном разнообразия при игре за Восточную Римскую империю. Появилась возможность ликвидировать раскол между православием и католичеством и восстановить Римскую империю. Появилась возможность, играя за греков, армян, грузин или алан кастрировать и ослеплять заключённых. Также после этого дополнения императоры Византии получили возможность сами назначать себе наследников. Наконец, в игре появились фракции — объединения вассалов для выставления коллективных требований сюзерену и совместного ведения войны против него в случае его отказа эти требования выполнить. Также появилась гвардия.

  • Sunset Invasion

Альтернативно-историческое DLC. Если оно подключено, то примерно в XIII веке в Европу приплывают орды ацтекских завоевателей.

  • The Republic

В этом DLC шведы добавили возможность играть за патрицианские семьи торговых республик. В списке республик — Венеция, Пиза, Генуя, Амальфи и Готланд, с 1241 года доступна Ганза. Близкий нам Новгород неиграбелен…

  • The Old Gods

То, чего многие ждали — возможность играть за язычников и зороастрийцев! Также добавлена дополнительная дата старта — 867 год с возможностью поиграть за сыновей Рагнара Лодброка, Рюрика, Пяста, Арпада и многих других известных личностей Раннего Средневековья.

  • Sons of Abraham

Ещё одно дополнение. На этот раз открывает нам доступ для игры за иудеев с возможностью восстановить Израильское царство. Таким образом, в Хазарии теперь наконец-то историческая госрелигия. Кроме того, расширилась механика взаимодействия с рыцарскими орденами и Папой Римским.

  • Rajas of India

Дополнение расширило границы на востоке, открыв часть Сибири, тюркских степей и всю Индию, а так же добавило возможность игры за индуистов, буддистов и джайнистов.

  • Charlemagne

Добавляет дополнительный сценарий, посвященный, как это не удивительно, Карлу Великому со стартом с 769 года. Никто не запрещает вам играть за другие регионы, но… они действительно плохо проработаны. Во многом по причинам слишком большой древности — ну не знает человечество, кто был правителем, скажем, Киева или того, что было на месте Киева в 769 году, вот и налепили шведы придуманных князей и королей. У цивилизованных же территорий той эпохи проработка вполне на уровне, хотя и без кучи сюжетных событий, толкающих игрока повторять реальную биографию Карла. Помимо этого добавлена специальная форма правлений для племён, призванная отразить отличия менее развитых обществ от обществ феодальных. Мнения по поводу этой системы в сообществе разделились — кто-то считает её более исторически правильной, кто-то считает, что она не ближе к истории, чем старая, да ещё и испортила геймплей за племена. Помимо всего этого, для ограничения власти правителя, появился помимо лимита на число владений в личном домене правителя (которое ограничивает попытки самому всем владеть в стране) лимит вассалов. Теперь нельзя раздать все земли куче графов, надеясь, что они поодиночке не сговорятся и не смогут представлять серьёзную опасность и с расширением государства возникновение крупных феодальных владений неизбежно.

  • Way of Life

Персонаж может выбрать один из десяти жизненных путей: торговля, правление, интрига, соблазнение, охота, война, семья, пьянки-гулянки, наука и теология. В зависимости от выбранного пути могут запускаться сотни новых эвентов и можно получать новые трейты: охотник, дуэлист, ученый, паломник, гомосексуалист и т.д.

  • Horse Lords

  • Conclave

Вышедшее в феврале 2016 года DLC. Значительно поменяло внутреннюю политику. Теперь совет правителя желает оказывать максимально большее влияние на государственные дела, а все могущественные вассалы желают попасть в его состав. У каждого правителя есть два пути — или установить компромисс между властью совета и властью короля и договариваться с советниками для решения таких важных дел, как арест вассала, объявление войны и изменение государственных законов или таки добиться абсолютной власти, но постоянно быть готовым к тому, что при малейшем ослабении государства вассалы вцепятся ему в глотку с требованиями уступить совету часть королевских прав — и тогда придётся или уступать или воевать. Помимо этого, полностью переработана система государственных законов.

  • The Reaper’s Due

  • Monks and Mystics

Дополнение, посвященное обществам, тайным и не очень. Теперь игрок волен вступить в одно из обществ:

  • Религиозный орден основной религии. Позволяет приподнять благочестие и исправить характер персонажа в лучшую сторону, а также научится исправлять характер окружающих. Недоступен еретикам, мусульманам и язычникам (кроме эллинистов, но это будет в DLC Holy Fury).
  • Орден герметистов. Позволяет приподнять образованность и науку, а также пополнить сокровищницу и научится снимать стресс и депрессию. Недоступен малообразованным и вызывает недовольство духовенства.
  • Орден мраккультистов — орден поклоняющихся силам зла местной религии. Позволяет творить всякую дьявольщину, но при этом персонаж необратимо деградирует в моральном плане. И персонажа могут сжечь.
  • Орден ассасинов — только для мусульман. Способствуют защите и продвижению шиизма. Орден тайный, поэтому совершаемые им действия выглядят для непосвященных как смерть при подозрительных обстоятельствах.
  • Подпольные верующие. Позволяет персонажам, втайне исповедующим иную веру распространять свою религию, в надежде однажды открыто заявить о себе, свергнув иноверцев. Также могут сжечь, к тому же орден малополезен, зато стресс вызывает изрядный. Альтернативная точка зрения: ордена очень полезны. Стресс стрессом, но если затащить в свою веру сюзерена, то он организует подпольные культы по всей стране, и внезапное обращение Аббасидов в зороастризм или иудаизм, СРИ в германское или славянское язычество, а Византии в эллинизм сделает дальнейшую игру за язычников куда проще.

Также появилась возможность приобретать артефакты. Валирийских мечей и мифриловых кольчуг не завезли, но все равно можно выковать нечто выдающееся, если кузнец трезвый. Также отличился Св. Иоанн, чей палец имеет в сокровищнице практически каждый христианин.

  • Jade Dragon

Вводит Китай. за пределы карты. Общаться с правителем можно через специальное окно дипломатии. Император любит, когда ему присылают дары: золото, наложниц, евнухов, да хоть просто едут на поклон! Взамен можно попросить о небольших услугах, например, прислать Специалиста (с большой буквы!) или подарить артефакт Made in China.

  • Holy Fury

Последнее дополнение. Гулять, так гулять!

  • Много новых фич для реформированного язычества. Сделай свою религию культом мира и поднимай целину. Или сделай ее культом войны и покажи Европе фигу, после чего в указанную сторону из далеких земель отправится Великая армия язычников.
  • Генерация АБСОЛЮТНО случайных миров. Также можно создать расколотый мир, где существуют только независимые герцогства.
  • Родословные. Теперь быть потомком Карла Великого, Рюрика или Эйгона Завоевателя значит многое! И кстати, можно самому стать легендарным. Процесс можно запустить, выбрав амбицию.
  • Где-то в захолустье Греции теперь есть провинция, где до сих пор верят в древнегреческих богов. При желании, эту веру (Эллинизм) можно возродить. При большом желании, ее даже можно ввести в воссозданной Римской Империи.
  • Воинские братства для язычников, отдельно для каждой языческой религии, в том числе для эллинизма. Один из путей к легендарной родословной.
  • Причисление к лику святых. Очень сложно, но возможно. Естественно, тоже путь к легенде. Персонаж, возглавляющий детский крестовый поход, в случае удачи автоматически становится святым.
  • Коронация. Если вы не коронованы официально, то Госдеп США католический мир будет сомневаться в вашей легитимности, поэтому нужно срочно короноваться в Риме. Ну или хотя бы в амбаре.
  • И множество мелких дополнений, например, список убитых. У девочки много имен на устах. Было.

Значимые моды [ править ]

  • Lux Invicta

Альтернативно-исторический мод со стартом в 1066 году, построенный вокруг кучи альтернатив типа Александра Македонского, покорившего Индию и Китай и культа Непобедимого Солнца, ставшего на долгие века официальной религией Римской Империи.

Главная мякотка Инвикты — абсолютно безумная выборка разнообразных религий и верований, как имевших место в истории, так и придуманных разработчиков. Своеобразным символом этого разнообразия стали две меметичные конфессии — исламская школа неоплатонизма и синкретический культ, почитающий за божество смесь личностей Александра Македонского и Соломона.

Довольно интересно, что изначально разработчики хотели посвятить мод борьбе двух сверхдержав — Рима, почитающего обожествленных императоров, воплощающих в себе солнце, и Персии, поклоняющейся зороастрийскому божеству зла, Ариману.

  • When the World Stopping Making Sense

Мод, посвящённый Тёмным векам. Позволяет выбирать любую стартовую дату с 476 года по 700 и играть до 1453 года. Хочешь — спасай Рим за малолетнего Ромула Августа, а хочешь — сокруши его. Весьма добротная работа, хотя пока ещё и сыроват. Доработка мода его автором продолжается.

  • A Game of Thrones

Да-да-да, это мод по вселенной дедушки Мартина. Глобальная конверсия всей игры. Постоянно поддерживается и обновляется. Можно играть практически за все государства в описанном в романах, повестях и путеводителях мире. Множество стартовых дат — от времён, когда Семь Королевств ещё были раздроблены, до времени действия последних романов. Множество атмосферных событий и решений. Драконы и валирийские мечи — в наличии!

  • Elder Kings

Мод по вселенной The Elder Scrolls. Также весьма добротный, не хуже мода по миру Мартина. В моде присутствуют все расы, их черты, различные заклинания, Тёмное братство, различные монстры, ну и конечно, атмосферные решения и события.

  • Geheimnisnacht

Также добротный, хотя и менее известный, чем ранее описанные, мод по миру Warhammer Fantasy Battles. В моде присутствует большая часть мира (кроме Катая), все расы, религии и большинство знаковых персонажей. Мод начинается с восстания Влада фон Карштайна против Империи в 2100 IC.

Советы новичку [ править ]

Детальных гайдов в сети полно, ищущий да обрящет. Только обратите внимание, что старые гайды могут быть неактуальны, ведь Парадоксы ежегодно выпускали DLC с новыми механиками. Можно также посмотреть летсплеи, их опять-таки достаточно для того, чтобы узнать все, что нужно, об игровых возможностях. А для особенно ленивых мы дадим несколько советов.

Установка и инструкции

Описание: Возможно это наиболее полный набор читов. Если не прописан ID перса или провинции, действует по умолчанию на своего персонажа или столицу/провинцию. Если нужно английское описание команды, то в консоли прописать help %нужная_команда%.

Читы для персонажа
Инфо о персе

charinfo = показывает детальную информацию о персонаже при наведении на его портрет. (желания, здоровье, культуру, итп итд)

age (-)(#) = добавить/убавить возраст. (age 14125 +10; age 14125 -10)
add_diplomacy (-)(#) = тоже самое для навыка дипломатия //выше 135 не поднимать, иначе обнуление
add_martial (-)(#) = …военного навыка.
add_intrigue (-)(#) = …интриги.
add_stewardship (-)(#) = …управления.
add_learning (-)(#) = …образования/учености.
add_trait = добавить черту. (add_trait quick) // другим можно добавить только через редактирование сохранения, предварительно отключив их сжатие.

remove_trait = удалить черту. (remove_trait quick)

# Интрига
1 amateurish_plotter
2 flamboyant_schemer
3 intricate_webweaver
4 elusive_shadow

# Дипломатия
5 naive_appeaser
6 underhanded_rogue
7 charismatic_negotiator
8 grey_eminence

# Управление
9 indulgent_wastrel
10 thrifty_clerk
11 fortune_builder
12 midas_touched

# Военные
13 misguided_warrior
14 tough_soldier
15 skilled_tactician
16 brilliant_strategist

# Духовные(образование)
17 detached_priest
18 martial_cleric
19 scholarly_theologian
20 mastermind_theologian

21 stressed
22 depressed
23 lunatic
24 possessed
25 ill
26 pneumonic
27 syphilitic
28 leper
29 wounded
30 maimed
31 infirm
32 incapable
33 drunkard
34 has_tuberculosis
35 has_typhoid_fever
36 has_typhus
37 has_bubonic_plague
38 has_measles
39 has_small_pox
############################
40 crusader
############################

41 bastard
42 twin
43 legit_bastard
44 pregnant
45 excommunicated
46 kinslayer
47 homosexual

48 clubfooted
49 harelip
50 hunchback
51 lisp
52 stutter
53 fair
54 ugly
55 dwarf
56 genius
57 quick
58 slow
59 imbecile
60 inbred
61 strong
62 weak

63 celibate
64 hedonist
65 scholar
66 gardener
67 mystic
68 impaler
69 duelist
70 hunter
71 poet
72 falconer

# 7 грехов и добродетелей
73 lustful
74 chaste
75 gluttonous
76 temperate
77 greedy
78 charitable
79 slothful
80 diligent
81 envious
82 kind
83 wroth
84 patient
85 proud
86 humble

# OTHER
87 deceitful
88 honest
89 craven
90 brave
91 shy
92 gregarious
93 ambitious
94 content
95 arbitrary
96 just
97 cynical
98 zealous
99 paranoid
100 trusting
101 cruel
################################################## ###############
# Командирские черты
################################################## ###############
102 light_foot_leader
103 heavy_infantry_leader
104 cavalry_leader
105 inspiring_leader
106 trickster
107 organizer
108 defensive_leader
109 experimenter
110 flanker
111 aggressive_leader
############################
112- mujahid
############################
# Мусульманские
############################
113 hajjaj
114 on_hajj
115 faqih
116 hafiz
117 sayyid
############################
118 pilgrim
############################
119 mirza
############################
120 scarred
####### ###############
121 eunuch
122 blinded
########################
123 born_in_the_purple
124 augustus
#######################
# Еще лидерские черты
#######################
125 flat_terrain_leader
126 rough_terrain_leader
127 mountain_terrain_leader
128 desert_terrain_leader
129 holy_warrior
130 unyielding_leader

cash (-)(#) = добавить/убавить монеты, по дефолту дает 5000.
piety (-)(#) = …благочестие, по дефолту дает 5000.
prestige (-)(#) = …престиж, по дефолту дает 5000.

culture = сменить культуру ("culture italian").
religion = сменить религию (for example, "religion catholic").
nickname = сменить прозвище (написано наверху страницы).

Покарать людишек
banish = Изгнать.
imprison = Кинуть в тюрьму.
kill = Убить сразу и наглухо.
murder (Убийца) (Жертва) = Бесплатная попытка убить неугодного перса если нет денег, успех не гарантируется, т.е. все зависит от навыка интриги персонажа.

Беременность
cuckoo (Мать) (Отец) = Беременеет женщина от мужчины (Муж думает, что ребенок его).
pollinate (Мать) (Отец) = Беременеет женщина от мужчины.

Титулы
ID титулов(владений) представлены в формате e_empire, k_kingdom, d_duchy, c_county, b_barony. Названия владений с пробелами (в два слова т.е.) прописывать как c_county_name.

play = начать играть указанным персом.

allow_laws = свободно менять законы.
discover_plots = автоматом раскрывать заговоры.
fow = снять туман войны.
marry_any теперь можно вступать в брак с кем угодно.
neg_diplo = вкл/выкл отправку дипломатических предложений, которые будут отклонены.
plots_known = знать о всех заговорах
revolt = поднять восстание в провинции

help = получить список консольных команд.

help = пояснения, что значат эти команды. Например: help succ, help techpoints. Не работает для событий.
succ = сменить закон наследования.

techpoints = добавить 1000 очков технологии каждого вида.

decadence -25 = упадок равен 0%

Читы на события

Черты
event 1000 = похотливый/целомудренный
event 1001 = обжора/умеренный
event 1003 = щедрый/жадный
event 1004 = ленивый/усердный
event 1005 = добрый/завистливый (она)
event 1006 = добрый/завистливый (он)
event 1007 = гневный/терпеливый
event 1008 = гордый/скромный
event 1009 = коварный/честный
event 1010 = трус/храбрый
event 1011 = застенчивый/общительный
event 1012 = амбициозный/довольный
event 1013 = капризный деспот/справедливый
event 1014 = циничный/набожный
event 1015 = похотливая/целомудренная (она)
event 1016 = параноик/доверчивый
event 1017 = жестокий/добрый
event 1018 = похотливый/целомудренный (homosexual female)
event 1019 = похотливая/целомудренная (homosexual male)

event TOG.3000 = берсерк (#dlc The Old Gods)
event TOG.3105 = варяг
event TOG.3320 = викинг

event 1028 = убрать похоть
event 1029 = убрать целомудрие
event 1030 = убрать умеренность (also event 1511)
event 1031 = убрать обжорство
event 1032 = убрать щедрость (also event 1531)
event 1033 = убрать жадность (also event 6208)
event 1034 = убрать усердие (also event 1551)
event 1035 = убрать лень (also event 1541)
event 1036 = убрать доброту (also event 1571)
event 1037 = убрать зависть (also event 1561)
event 1038 = убрать терпеливость (also event 1590)
event 1039 = убрать гнев (also event 1581)
event 1040 = убрать скромность (also event 1611)
event 1041 = убрать гордость (also event 1601)
event 1042 = убрать похоть (also event 6204)
event 1043 = убрать честность (also event 1641)
event 1044 = убрать коварность (also event 1620)
event 1045 = убрать храбрость (also event 1661)
event 1046 = убрать трусость (also event 1651)
event 1047 = убрать общительность (also event 1681)
event 1048 = убрать застенчивость (also event 1671)
event 1049 = убрать удовольствие (also event 1701)
event 1050 = убрать амбициозность (also event 1691)
event 1051 = убрать справедливость (also event 1721)
event 1052 = убрать капризного деспота (also event 1711)
event 1053 = убрать набожность (also event 1631)
event 1054 = убрать циничность (also event 1731)
event 1057 = убрать паранойю
event 1058 = убрать доверчивость
event 1501 = убрать обжорство (also event 6206)
event 1641 = убрать честность

event 1985 = убрать гомо (он)
event 1995 = убрать лесбо (она)

event 5000 = ученый/мистик (выбор)
event 5002 = ученый
event 5003 = мистик
event 5020 = садовник/колосажатель (выбор)
event 5024 - колосажатель
event 5025 - садовник
event 5030 = дуэлист/поэт (выбор)
event 5032 = честолюбивый поэт
event 5033 = честолюбивый дуэлист
event 5036 = дуэлист
event 5037 = поэт
event 5040 = охотник/сокольничий (выбор)
event 5041 = честолюбивый охотник
event 5042 = честолюбивый сокольничий
event 5045 = охотник
event 5046 = сокольничий
event 5050 = поэт/сокольничий (выбор) (она)
event 5066 = гедонист

event 8300 = крестоносец

event 24501= получить черту похотливый / либо целибат + стресс

Список детских черт

event 1500 = получить черту обжора
event 1510 = * умеренный (also event 6207)
event 1520 = * жадный
event 1530 = * щедрый (also event 6209)
event 1540 = * ленивый
event 1550 = * усердный
event 1560 = * завистливый
event 1570 = * добрый
event 1580 = * гневный (also event 272)
event 1590 = * терпеливый (also event 273)
event 1600 = * гордый
event 1610 = * скромный
event 1620 = * коварный
event 1630 = * набожный
event 1640 = * честный
event 1650 = * трус (also event 271)
event 1660 = * храбрый (also event 270)
event 1670 = * застенчивый
event 1680 = * общительный
event 1690 = * амбициозный
event 1700 = * довольный(удовлетворенный)
event 1710 = * капризный деспот
event 1720 = * справедливый (also event 4000)
event 1730 = * циничный
event 6205 = * целомудренный

Убрать черту у ребенка

event 1501 = обжора
event 1511 = умеренный
1521 = жадный
1531 = щедрый
1541 = ленивый
1551 = ленивый
1561 = завистливый
1571 = добрый(также убирает жестокость)
1581 = гневный
1591 = терпеливый
1601 = гордый
1611 = скромный
1621 = коварный
1631 = набожный
1641 = честный
1651 = трус
1661 = храбрый
1671 = застенчивый
1681 = общительный
1691 = амбициозный
1701 = довольный(удовлетворенный)
1711 = капризный деспот
1721 = справедливый
1731 = циничный
6227 = целомудренный

event 244 = получить увечье
event 245 = стать недееспособным

event 61160 = убрать недееспособность

event 913 = сфабриковать претензию (канцер).
event 923 = мастер строитель (управляющий).
event 926 = великий философ (духовник).
event 927 = стать еретиком.

event 20320 = украсть технологию в провинции, где находится армия во главе с правителем.
event 20260 = получить баллы культуры за монеты.

event 55000 = сменить культуру в провинции. (Без , культура меняется только в столице провинции)

event 55001 = добавить пару поселенцев

event 39211 больше не убийца родичей
event 36005 = суицид, (также event 26004, event 242)

event 4055 = событие "дракон", выбор между военным навыком, +15 отношение с в вассалами, временный престиж и плохим мнением.
event 6201 = конвертировать 50 монет в 100 благочестия.

event 6202 = конвертировать 50 престижа в 100 благочестия.

event 246 = прокачать военный навык с бича до нагибатора: misguided warrior > tough soldier > skilled tactician > brilliant strategist

event 900 = конвертировать провинцию, в которой находится армия во главе с правителем, в свою религию.

event 20131 = получить сильную претензию на графство, в котором находится армия в главе с правителем.

event 20133 тоже самое, но для графства

event 9004 = распустить фракцию

event 62320 = Халявный отряд (the old god)

event 62321 = Халявный отряд + Герой™ (the old god)

event 8500 – создать цепочку событий, которая позволит основать госпитальеров…

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.